Принцип федерализма исходя из правовой концепции конституционного суда.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория государства и права
  • 1414 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 05.03.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. Форма территориального устройства России
1.1. Федерация как форма территориального устройства
1.2. Принципы российского федерализма
Глава 2. Конституционный Суд РФ как орган конституционной юстиции
2.1. Правовой статус решений Конституционного Суда РФ
2.2. Решения Конституционного Суда в сфере российского федерализма
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

// РГ. 21.06.2000. № 118.
Постановление КС РФ от 14.07.1997 № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» // РГ. 22.07.1997. № 139.
Постановление КС РФ от 15.07.1996 № 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года «О дорожных фондах в Российской Федерации» // РГ. 20.07.1996. № 136.
Постановление КС РФ от 01.02.1996 № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области» //РГ. 17.02.1996. № 33.
Постановление КС РФ от 28.11.1995 № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации». // РГ. 14.12.1995. № 240.
Постановление КС РФ от 31.07.1995 № 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта", Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации». // РГ. 11.08.1995. № 155.
Постановление КС РФ от 30.09.1993 № 18-П «По делу о проверке конституционности Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18 мая 1993 года и Постановления Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля 1993 года». // Вестник Конституционного Суда РФ. 1994. № 6.
Постановление КС РФ от 11.05.1993 № 9-П «По делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации». // СЗ РФ. 15.07.1993. № 28. ст. 1083.
Постановление КС РСФСР от 13.03.1992 № П-РЗ-I «По делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года, Закона Республики Татарстан от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Татарстан», Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года «О референдуме Республики Татарстан», Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан». //Вестник Конституционного Суда. 1993. № 1.
Определение КС РФ от 27.06.2000 № 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан» // РГ. 25.07.2000. № 142.
Определение КС РФ от 08.06.2000 № 91-О «По запросу Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности части первой статьи 2, статей 5, 6, 7, 8, пункта 2 статьи 9, статьи 21 и пункта 4 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 10.07.2000. № 28. ст. 3000.
Определение КС РФ от 05.11.1998 № 147-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Иркутского областного суда о проверке конституционности ряда положений Закона Иркутской области «О статусе депутата Законодательного собрания Иркутской области» //Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. № 1.
Определение КС РФ от 17.07.1996 № 73-О «Об отложении рассмотрения дела о проверке конституционности ряда положений Устава Тюменской области» // СЗ РФ. 29.07.1996, N 31, ст. 3837.
Регламент КС РФ от 24.01.2011 г.

2. Специальная литература
Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 2. М.: Юристъ, 2005. 749 с.
Глигич-Золотарева М.В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2. С. 22-27.
Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М.: Юристъ, 2006. 422 с.
Лазарев Л.В Правовые позиции Конституционного Суда России. М.: ОАО «Издательский дом "Городец"», «Формула права», 2003. 528 с.
Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. М.: ПРОСПЕКТ, 1999. 504 с.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. 304 с.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрайт-Издат, 2006. 613 с.
Черепанов В.А. Теория российского федерализма: Учебное пособие. М.: МЗ-ПРЕСС, 2005. 320 с.
Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8-9. С. 151-152.

Черепанов В.А. Теория российского федерализма. М., 2005. С. 6.
Проблемы теории государства и права. М., 1999. С. 120.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2001. С. 60.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2001. С. 62.
См.: Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8-9. С. 151-152.
Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2006. С. 224.
Глигич-Золотарева М.В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2.
Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М., 2006. С. 16.
Ст. 5 Конституции РФ от 12.12.1993 г. // РГ. 25.12.1993. № 237.
Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 2. М., 2005. С. 90 - 104.
ФКЗ О Конституционном Суде РФ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред 28.12.2010). // РГ. 23.07.1994. № 138-139.
Лазарев Л.В Правовые позиции Конституционного Суда России. М., 2003. С. 34.
ФКЗ от 28.06.2004 N 5-ФКЗ О референдуме Российской Федерации (ред. от 24.04.2008). // РГ. 30.06.2004. № 137-д.
Лазарев Л.В Правовые позиции Конституционного Суда России. М., 2003. С. 35.
Постановление КС РФ от 07.06.2000 № 10-П. // РГ. 21.06.2000. № 118.; Определение КС РФ от 27.06.2000 № 92-О. // РГ. 25.07.2000. № 142..
Постановление КС РФ от 13.03.1992 № П-РЗ-I. // Вестник Конституционного Суда. 1993. № 1; Постановление КС РФ от 31.07.1995 № 10-П. // РГ. 11.08.1995. № 155.
Постановление КС РФ от 13.03.1992 № П-РЗ-I. // Вестник Конституционного Суда. 1993. № 1.
Постановление КС РФ от 15.07.1996 № 16-П. // РГ. 20.07.1996. № 136.
Постановление КС РФ от 07.06.2000 № 10-П. // РГ. 21.06.2000. № 118.
Постановление КС РФ от 13.03.1992 № П-РЗ-I. // Вестник Конституционного Суда. 1993. № 1.
Постановление КС РФ от 30.09.1993 № 18-П. // Вестник Конституционного Суда РФ. 1994. № 6.
Постановление КС РФ от 01.02.1996 № 3-П. // РГ. 17.02.1996. № 33.; Определение КС РФ от 05.11.1998 № 147-О. // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. № 1.
Определение КС РФ от 08.07.2000 № 91-О. // СЗ РФ. 10.07.2000. № 28. ст. 3000.
Постановление КС РФ от 11.05.1993 № 9-П. // СЗ РФ. 15.07.1993. № 28. ст. 1083.; Постановление КС РФ от 14.07.1997 № 12-П. // РГ. 22.07.1997. № 139.; Определение КС РФ от 17.07.1996 № 73-О // СЗ РФ. 29.07.1996, N 31, ст. 3837..
Постановление КС РФ от 28.11.1995 № 15-П. // РГ. 14.12.1995. № 240.
Лазарев Л.В Правовые позиции Конституционного Суда России. М., 2003. С. 9.
Проблемы теории государства и права. М., 1999. С. 132.









10

1. Нормативно-правовые акты
1.1.Конституция РФ от 12.12.1993 г. // РГ. 25.12.1993. № 237.
1.2.ФКЗ О Конституционном Суде РФ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред 28.12.2010). // РГ. 23.07.1994. № 138-139.
1.3.ФКЗ от 28.06.2004 N 5-ФКЗ О референдуме Российской Федерации (ред. от 24.04.2008). // РГ. 30.06.2004. № 137-д.
1.4.Постановление КС РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». // РГ. 21.06.2000. № 118.
1.5.Постановление КС РФ от 14.07.1997 № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» // РГ. 22.07.1997. № 139.
1.6.Постановление КС РФ от 15.07.1996 № 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года «О дорожных фондах в Российской Федерации» // РГ. 20.07.1996. № 136.
1.7.Постановление КС РФ от 01.02.1996 № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области» //РГ. 17.02.1996. № 33.
1.8.Постановление КС РФ от 28.11.1995 № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации». // РГ. 14.12.1995. № 240.
1.9.Постановление КС РФ от 31.07.1995 № 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта", Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации». // РГ. 11.08.1995. № 155.
1.10.Постановление КС РФ от 30.09.1993 № 18-П «По делу о проверке конституционности Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18 мая 1993 года и Постановления Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля 1993 года». // Вестник Конституционного Суда РФ. 1994. № 6.
1.11.Постановление КС РФ от 11.05.1993 № 9-П «По делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации». // СЗ РФ. 15.07.1993. № 28. ст. 1083.
1.12.Постановление КС РСФСР от 13.03.1992 № П-РЗ-I «По делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года, Закона Республики Татарстан от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Татарстан», Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года «О референдуме Республики Татарстан», Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан». //Вестник Конституционного Суда. 1993. № 1.
1.13.Определение КС РФ от 27.06.2000 № 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан» // РГ. 25.07.2000. № 142.
1.14.Определение КС РФ от 08.06.2000 № 91-О «По запросу Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности части первой статьи 2, статей 5, 6, 7, 8, пункта 2 статьи 9, статьи 21 и пункта 4 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 10.07.2000. № 28. ст. 3000.
1.15.Определение КС РФ от 05.11.1998 № 147-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Иркутского областного суда о проверке конституционности ряда положений Закона Иркутской области «О статусе депутата Законодательного собрания Иркутской области» //Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. № 1.
1.16.Определение КС РФ от 17.07.1996 № 73-О «Об отложении рассмотрения дела о проверке конституционности ряда положений Устава Тюменской области» // СЗ РФ. 29.07.1996, N 31, ст. 3837.
1.17.Регламент КС РФ от 24.01.2011 г.

2. Специальная литература
2.1.Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 2. М.: Юристъ, 2005. 749 с.
2.2.Глигич-Золотарева М.В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2. С. 22-27.
2.3.Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М.: Юристъ, 2006. 422 с.
2.4.Лазарев Л.В Правовые позиции Конституционного Суда России. М.: ОАО «Издательский дом "Городец"», «Формула права», 2003. 528 с.
2.5.Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. М.: ПРОСПЕКТ, 1999. 504 с.
2.6.Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. 304 с.
2.7.Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрайт-Издат, 2006. 613 с.
2.8.Черепанов В.А. Теория российского федерализма: Учебное пособие. М.: МЗ-ПРЕСС, 2005. 320 с.
2.9.Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8-9. С. 151-152.

Вопрос-ответ:

Какие принципы лежат в основе российского федерализма?

Принципы российского федерализма включают в себя принцип нераздельности и неделимости территории России, принцип равноправия субъектов федерации, принцип социальной и экономической солидарности, принцип сохранения государственной целостности и территориальной целостности Российской Федерации.

Какой статус имеют решения Конституционного Суда РФ?

Решения Конституционного Суда РФ имеют высший правовой статус в системе российского права. Они являются обязательными для исполнения всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также для всех граждан Российской Федерации.

Какое решение Конституционного Суда РФ связано с принципом федерализма?

Одно из решений Конституционного Суда РФ, связанное с принципом федерализма, было принято 14 июля. В этом решении были определены основные принципы российского федерализма, такие как принцип нераздельности и неделимости территории России, принцип равноправия субъектов федерации, принцип социальной и экономической солидарности, принцип сохранения государственной целостности и территориальной целостности Российской Федерации.

Какой орган в России является конституционной юстицией?

Конституционный Суд РФ является органом конституционной юстиции в России. Он осуществляет контроль за соблюдением конституционности законов и иных нормативных актов в Российской Федерации.

Какие принципы включает в себя федерация как форма территориального устройства в России?

Федерация как форма территориального устройства в России включает в себя принцип нераздельности и неделимости территории России, принцип равноправия субъектов федерации, принцип социальной и экономической солидарности, принцип сохранения государственной целостности и территориальной целостности Российской Федерации.

Что такое федерализм и как он применяется в России?

Федерализм - это форма территориального устройства государства, при которой основной власти предоставляется региональным единицам. В России федерализм применяется через создание федеративных субъектов - республик, краев, областей и других территорий. Каждый из этих субъектов имеет свою конституцию и некоторую автономию в управлении своими делами.

Какова роль Конституционного Суда РФ в российском федерализме?

Конституционный Суд РФ является органом конституционной юстиции, который имеет важную роль в российском федерализме. Он осуществляет контроль над соблюдением конституционности норм законодательства и принимает решения по конституционным жалобам и запросам. В частности, Конституционный Суд РФ рассматривает дела, связанные с распределением компетенций между федеральными органами власти и региональными органами власти, а также разрешает споры, возникающие между федеральными субъектами.