Этические и социальные проблемы пациентов с психическими расстройствами и их права.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Медицина
  • 8787 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 25.02.2012
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТОВ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ И ИХ ПРАВА
1.1. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХИАТРИИ
1.2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХИАТРИИ
1.3. МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХИАТРИИ
1.4. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ПСИХИАТРИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ
1.5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ПАЦИЕНТАМИ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТОВ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ И ИХ ПРАВ
2.1. БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ЭТИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ И ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХИАТРИИ
ВЫВОДЫ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент для ознакомления

Так, в группе психически больных с галлюцинаторно-бредовыми и неврозоподобными состояниями, у которых были нарушены интерперсональные отношения, частота госпитализаций возрастала в 2 раза, по сравнению с аналогичными больными, имеющими ровные семейные отношения.
Выявлено, что от состояния жилищных условий зависят взаимоотношения между больным и членами их семьи или соседями. Предоставление ему отдельной комнаты способствует уменьшению напряженности в дисгармоничных семейных отношениях.
Состояние жилищно-бытовых условий, микросоциального климата влияет на потребность и в других видах помощи: психотерапевтической, социальной. К особо значимым факторам, определяющим потребность в социальной помощи, относится фактор одинокого проживания. Среди пациентов с психическими расстройствами одиноко проживали 31,7% больных. Такое различие объясняется более сохранным психическим и физическим их состоянием, возможностью самообслуживания больных. Одиноко проживающие пациенты с психическими расстройствами (которые состоят под диспансерным наблюдением) чаще направлялись в учреждения социального обеспечения. К другим факторам, которые следует учитывать при определении потребности в различных видах социальной помощи относятся: проживание с беспомощным супругом; низкая материальная обеспеченность; физическая немощность и трудности в передвижении, обусловленные преклонным возрастом, тяжелыми соматическими заболеваниями, плохим зрением, нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата; наличие слабоумия.
Таким образом, проведенное исследование показало, что пациентов с психическими расстройствами в зависимости от характера и выраженности у них психопатологической симптоматики, характера и тяжести соматической патологии, уровня социальной адаптации, семейного положения и некоторых других факторов необходимо обеспечение помощи в разных учреждениях системы здравоохранения и социального обеспечения.
На сегодняшний день для больных с выраженными и психотическими формами психических расстройств и сопутствующими преимущественно хроническими соматическими заболеваниями организационные формы помощи развиты довольно хорошо. Это может способствовать повышению качества оказываемой помощи пациентов с психическими расстройствами в результате обеспечения пациентов помощью специалистов, и возможности более Эффективно организовать лечебный и реабилитационный процесс. Кроме того, необходимо обеспечение дифференцированного стационарного обслуживания и расширение объемов альтернативных форм медико-социальной помощи, что может способствовать более эффективному использованию коечного фонда.
Для другой категории больных - с тяжелыми психическими и острыми психиатрическими состояниями, которые должны получать помощь в условиях психиатрических отделений, имеющиеся объемы соматопсихиатрической помощи явно недостаточны.
Большое значение для психически больных имеет развитие социальной помощи, которая на сегодняшний день представлена удовлетворительно только в психиатрических больницах и психоневрологических интернатах системы социального обеспечения. К основным направлениям организации социальной помощи пациентам с психическими расстройствами следует отнести:
систему социальной помощи во внебольничных условиях;
обеспечение жильем лиц, которые утратили социальные связи, оказались одинокими или не могут проживать в семье;
организацию сети учреждений для кратковременного пребывания с возможностью обеспечения ухода;
расширение сети специализированных психиатрических больниц и интернатов.
Следует подчеркнуть необходимость обеспечения взаимодействия между учреждениями социальной защиты и психиатрической службы, укрепление связи между ними.
Установлено, что пациенты с психическими расстройствами испытывают большую потребность в социальной помощи, решении социально-бытовых проблем, проведении социо-реабилитационных программ. Поэтому для решения социальных проблем пациентов с психическими расстройствами необходимо обеспечение должности социального работника.

2.3. Анализ результатов изучения отношения к этическим проблемам и правам человека в психиатрии
В исследование участвовали 20 медицинских сестер в возрасте 23-57 лет с различным стажем работы. Большинство медицинских сестер трудятся по основной специальности на 1,5 ставки. Среди опрошенных нет лиц, имеющих стаж менее 2 лет
Медицинские сестры – социальная группа населения, с одной стороны, испытывающая на себе все реальные проблемы современной общественной жизни, с другой – призванная смягчать эти проблемы в процессе контакта населения с системой здравоохранения. Таким образом, медики находятся в кругу, как своих собственных проблем, так и проблем своих пациентов, неся при этом двойную социально-психологическую нагрузку. Зачастую они, как ни парадоксально, отличаются худшим состоянием здоровья, чем представители других специальностей. Такое положение вещей обусловлено значительными физическими и эмоциональными нагрузками.
Анализ изучения стажа работы медицинских сестер представлен на рисунке №3.

Рис. 3. Анализ стажа работы медицинских сестер
Из диаграммы видно, что большинство медсестер имеют стаж работы более 10 лет – 50%.
Анализ изучения профессиональной категории наличия высшего сестринского образования показал, что высшую категорию имеют только 4 (20%) медицинских сестры; 1 категорию имеют 6 медицинских сестер (30%) и 10 медицинских сестер имеют 2 категорию (50%). Выше сестринское образование имеет только 1 медицинская сестра (5%).
80% медсестер отмечали, что довольны отношениями сотрудников в коллективе.
Профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и большое количество факторов, вызывающих стресс.
Анализ результатов изучения отношения к этическим проблемам человека в психиатрии

Рис. 4. Анализ результатов ответов медицинских сестер по отношению к этическим проблемам человека в психиатрии

Анализ результатов ответов медицинских сестер по отношению к этическим проблемам человека в психиатрии показал, что все медицинские знают основные задачи психиатрической этики и соблюдают их в работе при оказании помощи и уходе психиатрическим больным.
90% медицинских сестер соблюдают в своей работе основные этические принципы, нормы и правила, и 80% медицинских сестер считают необходимым, соблюдать все этические принципы и нормы при оказании психиатрической помощи в своей профессиональной деятельности.
В своих ответах медицинские сестры подчеркнули, что средний медицинский работник обязан знать и неуклонно соблюдать основные правовые и моральные нормы, которые обеспечивают профессиональную безупречность и этико-деонтологическую направленность своей работы.
Этико-деонтологическое воспитание средних медицинских работников осуществляется непрерывно. Оно в плановом порядке начинается в стенах медицинского училища, а продолжается в ходе последующей практической деятельности.
Ответы медицинских сестер были самые разнообразные: больной должен верить врачу, не быть грубым, должен обладать элементарным чувством благодарности, быть спокойным, вежливым, уверенным в успешности лечения и обладать многими другими качествами. Но все это лишь наши добрые пожелания. Жизнь же показывает, что никакое, даже самое неуважительное, поведение больного не должно препятствовать его лечению. Чувство профессионального долга, стремление помочь больному должны служить той направляющей идеей, которая во всех случаях будет облегчать работу сестры.
Для больных высокий профессионализм медработника — это состояние, само собой разумеющееся. Без этого работать в медицине невозможно. Поэтому пациенты практически не благодарят за мастерски выполненную манипуляцию или за примененное самое современное лекарство, диагностическое исследование. Все это служебный долг. Больные пишут и говорят не о том, чем их лечили, а о том, как их лечили, какими душевными качествами, способствующими выздоровлению, медсестры дополняли лечебный процесс.
Это были доброта, чуткость, любовь, нежность, умение ободрить в трудную минуту, вселить надежду на выздоровление и многое другое, что является результатом деонтологически грамотного общения с больным. Другими словами, кроме применения обычных лечебно-диагностических манипуляций, сестра обязана вкладывать «душу « в свою работу, и это с пониманием и благодарностью будет оценено больными. Надо научиться сопереживать и сострадать боль, радоваться успехам больного в ходе его выздоровления.
Важным разделом работы медицинской сестры являются взаимоотношения с родственниками и близкими больного. Общение с ними начинается в момент поступления больного, продолжается в процессе лечения и прекращается после выписки. Этот раздел работы сестры требует особой подготовки и внимания. Есть родственники, которые своими рассказами существенно дополняют анамнез заболевания, вносят ценные сведения, о которых больной забыл или умолчал.
Эти дополнительные анамнестические данные следует доложить врачу, который при необходимости использует их в лечебном процессе. Работа с такими родственниками оказывается полезной и не вызывает затруднений.
Но есть другая категория родственников, и особенно сослуживцев больного, которые, считая себя «компетентными» во всех вопросах медицины и стараясь сделать все для своего подопечного, пытаются бесцеремонно вмешаться в ход лечебно-диагностического процесса. Они добиваются замены одних медработников другими, стремятся навязать лечащему врачу угодных им консультантов, требуют применения «новейших» лекарств или средств народной медицины.
Естественно, что подобные лица вносят элемент нервозности в работу и вызывают недоверие во взаимоотношениях медработников и больных. Тем не менее отношение к таким родственникам должно быть ровным, спокойным и тактичным.
Анализ результатов ответов имеют ли затруднения в общении и уходе за больными детьми медицинские сестры, распределился следующим образом: 80% медицинских сестер ответили, что не имеют, 20% медицинских сестер испытывают затруднения. Больные дети с нервно-психическими заболеваниями часто возбуждены, поведение их не соответствует обстановке, нередко они совершают действия, опасные для себя и окружающих. В связи с этим недопустимо оставлять таких больных без внимания ни на одну минуту.

Анализ результатов изучения отношения к правовым проблемам человека в психиатрии
В условиях бурного научно-технического прогресса в медицине, который резко расширил возможности диагностического и лечебного процесса, от средних медицинских работников требуются не только высокий профессионализм, но и умение соблюдать нормы этико-деонтологического общения с коллегами и больными, проявлять к ним чуткость, внимательность и сердечность. На сайте Минздравсоцразвития размещен Проект федерального закона от 30 июля 2010 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Новый законопроект "Об основах охраны здоровья" ограничивает право семьи на совместное пребывание с ребенком в больнице.
В статье 47 этого законопроекта сказано:
Статья 47. Права семьи
Одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи предоставляется право совместного нахождения с ребенком в возрасте до трех лет включительно в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях на протяжении всего периода лечения, а с ребенком старше трех лет - при наличии медицинских показаний.
Одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Для нахождения родителей вместе с детьми в больнице всегда есть показания - юридические и социальные.
Родители (или иные законные представители) обязаны в соответствии с законом защищать интересы детей, в частности давать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.
Дети и гораздо старше 3-х лет нуждаются в близости и поддержки родных. Лишение возможности быть в больнице вместе с родным и близким человеком прибавляет страданий больному ребенку. Такой запрет можно расценить как акт жестокого обращения с ребенком.


Рис. 5. Анализ результатов изучения отношения к правовым проблемам человека в психиатрии
Анализ результатов изучения отношения к правовым проблемам человека в психиатрии показал, что 80% медицинских сестер знают и соблюдают в своей работе правовые аспекты психиатрии.
Однако в отношении вопроса «Считаете ли Вы, правовые аспекты психиатрии являются основой оказания психиатрической помощи?» мнения медицинских сестер разделились: 65% медицинских сестер считает положительно, 15% отрицательно, и 20% медицинских сестер ответили отрицательно.
Правовыми основами психиатрического стационара на создание условий для осуществления прав пациентов и их законных представителей являются:
• обеспечивать находящихся в психиатрическом стационаре пациентов необходимой медицинской помощью, а также соответствие организации предъявляемым санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям;
• предоставлять лицу, страдающему психическим расстройством, или его законному представителю текст Закона, правила внутреннего распорядка психиатрического стационара, адреса и телефоны государственных и общественных органов, организаций и должностных лиц, к которым можно обратиться в случае нарушения прав пациентов;
• обеспечивать условия для переписки, направления жалоб и заявлений пациентов в государственные органы, а также адвокату;
• в течение 24 часов с момента поступления пациента в психиатрический стационар в недобровольном порядке оповещать его законного представителя или иное лицо по его указанию;
• информировать родственников или законного представителя пациента, а также иное лицо по его указанию об изменениях состояния его здоровья и чрезвычайных происшествий с ним;
• обеспечивать безопасность находящихся в стационаре пациентов, контролировать содержание посылок и передач;
• разъяснять верующим пациентам правила, которые должны в интересах других находящихся в психиатрическом стационаре пациентов соблюдаться при исполнении религиозных обрядов, и порядок приглашения священнослужителей, содействовать в осуществлении права на свободу совести верующих и атеистов;
• выполнять иные обязанности, установленные Законом.
Анализ удовлетворенности своей работой медицинскими сестрами представлен на рисунке №6.
Данные исследования удовлетворенности своей работой медицинскими сестрами, показанные на рисунке №6 показали, что 85% медицинских сестер довольны своей работой и 95% не собираются менять, однако 5% медицинских сестер не довольны своей работой и 5% медицинских сестер выразили желание ее со временем поменять.
Далее в работе было проведено исследование по выявлению факторов, влияющих на деятельность сестринского персонала в рабочем процессе:
анализ функциональных обязанностей;
оценка реализации плана сестринского ухода.


Рис. 6. Анализ удовлетворенности своей работой медицинскими сестрами
Все сотрудницы психиатрической больницы ответственно относятся к своей работе и считают, что выполнение функциональных обязанностей для них обязательно, поэтому приходят на работу вовремя, в большинстве своем (85%) принимают дежурство, четко и аккуратно.
Соблюдению правил заполнения медсестринской документации придерживаются не все сестры (80%), объясняя это упущение нехваткой времени.
Для медицинских сестер психиатрической больницы пациенты являются объектом сестринского процесса. Они всегда разрабатывают план сестринского ухода и строго его придерживаются, манипуляции проводятся по алгоритму согласно стандартов сестринской деятельности; при необходимости – вовремя вносят корректировки.
Лекарства больным выдают в определенные часы. Медицинская сестра должна строго следить за тем, чтобы больные их принимали. Необходимо проверять тумбочки и карманы больных, так как они могут накапливать ненужные вещи и медикаменты. Белье больных необходимо менять своевременно
Алгоритмы выполнения манипуляций являются необходимой частью сестринской работы, как признают 75% медицинских сестер. И когда средний медперсонал не достигает поставленной цели, то объективно признается, что это происходит по причине ее неправильной постановки.
Далее все респонденты ответили положительно на вопрос о выполнении манипуляций по уходу за тяжелыми пациентами, но в то же время, только 75% медицинских сестер согласились с тем, что помощь родственников в этом необходима; помощь младшего медперсонала вносит значительный сдвиг в работе с ними.
По мнению 55% медсестер причинами неэффективного выполнения манипуляций являются категоричное настроение пациентов или другие, не связанные с профессионализмом, квалификацией персонала или сложностью манипуляции.
Все без исключения медицинские сестры ответили положительно на необходимость проведения дополнительных занятий по осуществлению правильного ухода за пациентами, оформлению медицинской документации и алгоритмам выполнения манипуляций.
Среди особенностей работы медсестер были названы:
особенности общения с психиатрическими больными;
риск инфицирования;
выполнение манипуляций, при оказании помощи больному;
обучение пациентов, психологические и педагогические навыки; научить пациентов справляться с болезнью;
умение достичь цели в ходе лечения и диагностики.
85% медицинских сестер ответили, что считают себя помощниками врача, но в то же время и самостоятельными специалистами по работе с пациентами.
На заключительном этапе сестринского процесса медсестры оценивали реализацию плана сестринского ухода (табл. 4). В 65% случаев цели были достигнуты, в 15% -нет; новые проблемы появлялись у 10% больных, в 10% случаев медицинские сестры затруднились с ответом. Цели не достигались при выраженном психическом дефекте.
Таблица 4
Оценка реализации плана сестринского ухода
Результат сестринского процесса Частота в % цели были достигнуты 65% цели не были достигнуты 15% появились новые проблемы 10% Затруднились с ответом 10%
Уход за психическими больными детьми имеет немаловажное значение при лечении. Больным с возбуждением, наличием суицидальных мыслей, а также ступорозным и неопрятным больным в психиатрической больнице назначают постельный режим в специальных наблюдательных палатах с постоянным, круглосуточным постом наблюдения. Наблюдение за больными детьми в психиатрической больнице преследует ряд целей. Важно оградить больного от неправильных действий, как в отношении себя, так и в отношении других лиц, предотвратить возможные у больных суицидальные попытки или причинение себе вреда. Большое значение имеет наблюдение за течением болезни, так как при психических заболеваниях состояние больного в течение дня или ночи бывает различным. Наблюдение осуществляют врач и медицинские сестры.
Кроме постельного режима и наблюдения, большое внимание уделяется распорядку дня. В психиатрической больнице распорядок дня должен строго соответствовать проводимому лечению. Утренний туалет для слабых, ступорозных и возбужденных больных проводится персоналом. Питание больных должно быть разнообразным с учетом того, что возбужденные больные тратят много энергии, а также с учетом нарушений витаминного обмена при лечении нейролептическими средствами.
Установлено, что квалифицированный сестринский уход позволяет расширить функциональные, физические, социальные возможности пациентов с психическими расстройствами. Конечной целью сестринского процесса в психиатрии является уменьшение зависимости больного от окружающих в повседневной жизни, социальная реабилитация пациента, а в ряде случаев и возврат к труду. Медсестры, работающие в психиатрической больнице №1, идут по пути от исполнения традиционной роли надзора и ухода за пациентом к более значимой роли – работе с пациентом. Они помогают пациентам быть вовлеченными в лечебный процесс и вносить существенный вклад в свое излечение. Благодаря уходу и надзору за пациентами удовлетворяются их потребности в безопасности и защищенности.

Выводы
1) По результатам исследования историй болезни можно сделать вывод, что из 50 пациентов 30 девочки и 20 мальчиков. Анализ изучения историй болезни особенностей показал, что наиболее частой патологией являются невротические и неврозоподобные синдромы и синдромы расстройства сознания в общем – 24%. Анализ изучения длительности заболевания показал, что 84% больных имеют заболевания с рождения (наследственный характер). 10% имеют продолжительность более 3 лет и 8% менее 3 лет.
Анализ результатов изучения инвалидности пациентов психиатрической больницы показал, что 84% детей инвалиды с рождения, у 64% имеется наследственная патология. В структуре инвалидности 70% приходится на 1 и 2 группы инвалидности и говорит о том, что эти дети имеют навыков самообслуживания, не могут осознанно попросить, что либо и в отношении этой группы детей необходимо постоянное наблюдение, лечение и уход. 20% детей имеют 3 группу инвалидности. Следует отметить, что у 82% детей имеются родители, и они являются опекунами этих детей и защищают их права. У 18% детей родителей нет, и в отношении этих детей опекунами являются органы социальной опеки и них возлагается ответственность за соблюдение прав детей.
2) Анализ результатов беседы и наблюдения показал, что по оценке эмоционально-волевой сферы, поведение пациентов с психическими расстройствами во время сбора сведений было доброжелательным только в 68% случаев, остальные больные отказались от беседы, с 9 пациентами лечащими врачами были запрещены беседы, по причине их психологического нестабильно состояния.
Больные, по результатам беседы и наблюдения контактны, на вопросы отвечают по существу, на обращенную к ним речь реагируют быстро. В 26% случаев пациенты для продуктивного контакта не доступны, замедленно реагируют на обращенную к ним речь, тревожны. Эмоциональные реакции характеризуются обеднением, характерна апатия и психическая анестезия. Навыки самообслуживания были отмечены у только 10% больных.
Наиболее актуальны для пациентов с психическими расстройствами высшие психосоциальные потребности. Больше всего проблем имели пациенты с синдромом расстройства сознания синдромом и психоорганическим синдромом: на каждого больного приходился практически весь спектр проблем. Это связано, прежде всего, с психопродуктивной симптоматикой и интенсивной терапией таких больных. Пациенты с психоорганическим синдромом имели в среднем 3,7 проблемы, расстройства сознания – 3,9, среди которых основными были неспособность заботиться о себе, спутанность сознания, нарушение памяти.
3) Анализ изучения профессиональной категории наличия высшего сестринского образования показал, что все медицинские сестры Центральной Московской Областной Клинической Психиатрической больницы детского отделения высококвалифицированные и профессиональные сотрудники.
4) Анализ результатов ответов медицинских сестер по отношению к этическим проблемам человека в психиатрии показал, что все медицинские знают основные задачи психиатрической этики и соблюдают их в работе при оказании помощи и уходе психиатрическим больным. Для нахождения родителей вместе с детьми в больнице всегда есть показания - юридические и социальные.
Родители (или иные законные представители) обязаны в соответствии с законом защищать интересы детей, в частности давать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.
95% медицинских сестер соблюдают в своей работе основные этические принципы, нормы и правила, и 65% медицинских сестер считают необходимым, соблюдать все этические принципы и нормы при оказании психиатрической помощи в своей профессиональной деятельности.
Анализ результатов изучения отношения к правовым проблемам человека в психиатрии показал, что 90% медицинских сестер знают и соблюдают в своей работе правовые аспекты психиатрии.
Однако в отношении вопроса «Считаете ли Вы, правовые аспекты психиатрии являются основой оказания психиатрической помощи?» мнения медицинских сестер разделились: 65% медицинских сестер считает положительно, 15% отрицательно, и 20% медицинских сестер ответили отрицательно.
5) Алгоритмы выполнения манипуляций являются необходимой частью сестринской работы, как признают 85% медицинских сестер. И когда средний медперсонал не достигает поставленной цели, то объективно признается, что это происходит по причине ее неправильной постановки.
Далее все респонденты ответили положительно на вопрос о выполнении манипуляций по уходу за тяжелыми пациентами, но в то же время, только 50% медицинских сестер согласились с тем, что помощь родственников в этом необходима; помощь младшего медперсонала вносит значительный сдвиг в работе с ними.
6) По мнению 70% медсестер причинами неэффективного выполнения манипуляций являются категоричное настроение пациентов или другие, не связанные с профессионализмом, квалификацией персонала или сложностью манипуляции.
На заключительном этапе сестринского процесса медсестры оценивали реализацию плана сестринского ухода. В 65% случаев цели были достигнуты, в 15% -нет; новые проблемы появлялись у 10% больных, в 10% случаев медицинские сестры затруднились с ответом. Цели не достигались при выраженном психическом дефекте.



Предложения
1) Высокая необходимость проведения дополнительных занятий по повышению квалификации медицинских сестер в сфере осуществления правильного ухода за пациентами, оформления медицинской документации и алгоритмам выполнения манипуляций, так как потенциал профессиональных навыков высокопродуктивной, компетентной медицинской сестры включает развитие профессионализма личности, развитие личностно деловых качеств, развитие психологических профессионально важных качеств, повышение потребности в самореализации и достижениях, расширение кругозора.
2) Медицинская сестра должна обладать рядом черт, включающих, естественную потребность помогать людям, способность облегчать их страдания и качественное лечение. Она должна обладать: соответствием гуманистического потенциала личности своему роду деятельности; компетентности, включающей знания и умения в области медицины; умение устанавливать адекватные межличностные и конвенциальные отношения в различных ситуациях общения. Два последних качества проявляются в целом ряде умений социального взаимодействия, в умении навыков общения с психиатрическим больным, так как часто у них бывают состояния, когда общение с ними невозможно; умении формировать позитивное мышление, направленное на выздоровление у пациентов и т.п.
3) При взаимодействии с больными психиатрического профиля, чтобы соответствовать современным требованиям, медицинская сестра помимо норм здоровья и основ сестринского ухода должна учитывать психологические особенности поведения пациентов. Она не только получает информацию о симптомах и синдромах заболевания и определяет возможные причины возникновения, но и разрабатывает комплексную индивидуальную программу ухода за пациентом, включающую врачебно-консультативную помощь, сестринское наблюдение, а также организацию социальной и психологической помощи.
4) Вследствие специфики деятельности медицинские сестры психиатрического профиля квалифицированный сестринский уход должен позволять расширить функциональные, физические, социальные возможности пациентов с психическими расстройствами. Конечной целью сестринского процесса в психиатрии является уменьшение зависимости больного от окружающих в повседневной жизни, социальная реабилитация пациента, а в ряде случаев и возврат к труду.
5) Исследование показало, что необходимо создание специализированной системы медицинской и социальной помощи психически больным в рамках сети интегрированных между собой специализированных служб. Современная модель медико-социальной помощи психически больным структурно может быть представлена тремя основными звеньями:
1. подразделениями психиатрической помощи в учреждениях психиатрической службы;
2. подразделениями психиатрической помощи, действующими как структурные ее формы в учреждениях связанных с оказанием помощи семьям больным;
3. службами и звеньями психиатрической помощи в системе учреждений социальной защиты населения.
Каждое звено психиатрической службы - психиатрическое и социальное обеспечения - должно быть представлено амбулаторной, стационарной и полустационарной формами помощи. Амбулаторные психиатрические подразделения могут быть организованы в структуре: психоневрологических диспансеров; центров; территориальных поликлиник и межтерриториальных диагностических центров; консультативных центрах социально-психологической помощи. Расширение внебольничных форм помощи психически больным, соответственно, требует реорганизации системы стационарной службы. Введение дифференцированного стационарного обслуживания в системе учреждений психиатрического профиля и развертывание медико-социальных учреждений (дневных стационаров, отделений сестринского ухода, в том числе хозрасчетных, стационаров на дому и т. п.) может способствовать более эффективному использованию коечного фонда. Структура территориальной психиатрической помощи будет определяться ресурсными, экономическими, демографическими, культуральными, географическими и другими условиями региона и, следовательно, необходимые виды помощи могут быть представлены в различных организационных формах и учреждениях системы здравоохранения и социального обеспечения.
Для овладения медицинскими сестрами необходимыми профессионально важными качествами на высоком уровне необходимо решать следующие задачи:
1. Информационная задача. Повышение общей психологической грамотности медицинского персонала. Эта задача может решаться в виде регулярных семинарских или лекционных занятий, посвященных психологическим аспектам того или иного заболевания, а также различных, неотложных состояний, особенностей поведения больного человека, особенностей переживания его родных и близких.
2. Задача личностной психологической проработки. Эта задача может решаться в виде целевых тренинговых программ, направленных на развитие навыков адаптации к рабочим ситуациям, на осмысление экзистенциальных проблем, актуализирующихся в процессе работы. А также в виде регулярных групп поддержки, где обсуждались бы психологически проблемные рабочие ситуации. Кроме того, возможна и индивидуальная работа в форме психотерапевтических консультаций внутри лечебного учреждения.
Разработанные программы могут проводиться на том или ином отделении медицинского учреждения, а могут быть включены в курсы повышения квалификации, что значительно уменьшило бы организационные трудности, связанные с режимом работы медицинских сестер.
Последипломное обучение и медицинских сестер, работающих в психиатрических стационарах, должно соответствовать стандарту знания не только клиники, но и адекватной системы реабилитационных мероприятий. Следует учитывать, что любое переобучение медицинских сестер (младшего персонала также) не будет результативным, если сами медицинские не станут активными инициаторами и помощниками врачей в процессе работы.


Заключение
Рост в последние годы числа впервые признанных инвалидами вследствие психических заболеваний свидетельствует не только об ухудшении лекарственного обеспечения, но и о том, что у части психически больных, занятых ранее в условиях обычного производства, после перехода в статус безработных психогенно провоцируются и поддерживаются стойкие, затяжные приступы или обострения психоза, глубокие декомпенсации состояния. Лишение социально компенсирующего воздействия труда и средств к существованию значительно утяжеляет течение заболевания. К тому же многие психически больные, сохраняющие трудоспособность, не могут проявить определенной настойчивости в поисках нового места работы.
Главными особенностями оказания психиатрической помощи детям являются: 1) взаимодействие трех государственных структур — медицины, социальной защиты, образования; 2) преимущественное оказание психиатрической помощи на амбулаторном уровне.
Основные виды медицинской помощи детям с психической патологией (психопрофилактическая, консультативно-диагностическая, лечебная, социально-психологическая, реабилитационная) оказываются в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях.
Амбулаторная специализированная психиатрическая помощь детям и подросткам осуществляется ПНД и диспансерными отделениями психиатрических больниц. В большинстве регионов амбулаторная помощь оказывается преимущественно психоневрологическими диспансерами. Прием пациентов детским психиатром, работающим в штате ПНД, может проводиться в межрайонной детской поликлинике. Использование различных моделей амбулаторной помощи определяется экономической ситуацией в регионе, количеством населения и особенностями его расселения, уровнем распространенности патологии на субрегиональном уровне.
Стационарная помощь оказывается в большинстве случаев общими психиатрическими больницами и стационарами психоневрологических Диспансеров. Как правило, детские отделения есть в большинстве областных, крупных городских и районных психиатрических больниц. Самостоятельные детские больницы есть только в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург). Малочисленные подростковые отделения существуют только в крупных больницах больших городов. В большинстве территорий дети старшего подросткового возраста госпитализируются во взрослые отделения. Это привело к тому, что в на стоящее время не представляется возможным получить статистические данные по стационарной помощи подросткам. Психоневрологические отделения, подобные отделениям психосоматики для взрослых, существуют в многопрофильных больницах. Профилактическая, лечебная и реабилитационная помощь оказывается в детских психоневрологических санаториях. Детские отделения должны находиться в обособленных помещениях, и в них, наряду с лечебной, всегда организуется специальная педагогическая работа (классные комнаты, комнаты для игр и т.д.).
К учреждениям реабилитации и социальной поддержки относятся детские дома и психоневрологические интернаты для глубоко умственно отсталых и инвалидов по психическому заболеванию.
Учреждения Министерства образования — коррекционные (вспомогательные) школы, детские сады санаторного типа, детские сады для умственно отсталых, речевые детские сады и школы-интернаты, санаторные школы-интернаты, специальные ПТУ для подростков-правонарушителей.
Решение вопроса о месте и форме обучения ребенка принимается районной психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). В комиссию входят: представитель системы образования, представитель системы соцзащиты, представитель райздрава, детский психиатр, дефектолог, психолог и логопед. Основанием для обращения в комиссию является неспособность ребенка учиться в массовой школе в связи с имеющимися психическими нарушениями. На комиссию представляются: история болезни, история развития ребенка, письменные работы и характеристика из школы.
В соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» направление детей и подростков на ПМПК осуществляется по инициативе учреждений образования с согласия родителей либо иного законного представителя, а также по инициативе родителей либо иного законного представителя. Заключение ПМПК о месте дальнейшего пребывания, обучения или лечения носит рекомендательный характер и может быть основанием для направления детей и подростков в специальное учебно-воспитательное и лечебное учреждение при согласии родителей (лиц, их заменяющих). В то же время родители имеют право оспорить решение ПМПК.
Как правило, во вспомогательную школу попадают дети, страдающие умственной отсталостью легкой и средней степени. Глубоко умственно отсталые дети направляются в интернат. Дети с задержкой психического развития направляются в классы коррекции. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, включенные в образовательную программу занятия проводятся в рамках рекомендованной индивидуальной программы реабилитации. Детей с неврозами и неврозоподобными расстройствами направляют на лечение. Способным к обучению психически больным и детям с выраженными невротическими и поведенческими расстройствами рекомендуется индивидуальное обучение. Организация индивидуального обучения учащихся на дому должна проводиться на основании заключения лечебного учреждения (больницы, поликлиники, диспансера) и с разрешения, в каждом отдельном случае, районного (городского) отдела народного образования. В перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы, включены:
1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии обострения.
2. Эпилепсия в стадии обострения.
3. Неврозы, реактивные состояния, неврозоподобные состояния, в том числе энкопрез, стойкий дневной энурез, тяжелое заикание в стадии декомпенсации.
4. Выраженные энцефалопатические проявления различной этиологии (травматической, инфекционной, соматической).
5. Психопатии, психопатоподобные состояния в стадии декомпенсации.
В некоторых случаях может быть рекомендован облегченный режим учащимся, страдающим соматическими, психоневрологическими заболеваниями (дополнительный выходной день, освобождение от некоторых уроков, неполный перевод на индивидуальное обучение).
Медицинский работник может успешно выполнять профессиональную задачу при условии как минимум психологического контакта с пациентом. Использование в работе медицинских сестёр этических и правовых знаний - это важнейшее требование профессии. Следовательно, на уровень первостепенных задач в современном сестринском образовании выходит обучение медицинских сестёр психологии общения, педагогическим навыкам, приёмам реабилитации психиатрических больных. И чтобы обучиться основам этических и правовых норм, медицинские сёстры должны овладеть необходимыми профессионально важными качествами на высоком уровне.


Список используемой литературы
Аббясов И.Х., Двойников С.И., Карасева Л.А. и др. Основы сестринского дела. Под редакцией Двойникова С.И. М.: Академия, 2007. – 336 с.
Бортникова С.М. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 475 с.
Бортникова СМ., Зубахина Т.В. Нервные и психические болезни. Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 433 с.
Гулова С.А., Казакова Т.Ф., Галахова И. Е. Медицинская сестра: Практическое руководство по сестринскому делу. М.: ПРОФИ-ИНФОРМ, 2004. – 16 с.
Детская и подростковая психиатрия и медицинская психология. Под общей редакцией Шевченко Ю.С. М.: ИД МЕДПРАКТИКА-М, 2006. – 548 с.
Евтушенко В.Ш., Иванюшкин А.Я., Покуленко ТЛ., Тихоненко ВЛ. Этика практической психиатрии. М.: Медицина 1996. – 232 с.
Ефимкина Р. П. Детская психология методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2005. – 212 с.
Исаев А.Н. Детская медицинская психология. СПб.: Речь, 2004. – 384 с.
Кабанов М.М. Реабилитация психических больных. Л.: Наука 1978. – 228 с.
Кучма В.Р. Профилактические основы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. // М.: Медицина, 2008. №1, с 21-22.
Матвейчик Т.В., Иванова В.И. Организация сестринского дела. Мн.: Высшая школа, 2006. – 301 с.
Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика. М.: Медицина, 2004. – 256 с.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 368 с.
Организация и проведение исследование в области сестринского дела. М.: Т-во научн. изданий КМК, 2006. – 163 с.
Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М.: Академия, 2006. – 320 с.
Руководство по социальной психиатрии. Под редакцией Дмитриевой Т.Б. М.: Медицина, 2001. – 560 с.
Сестринское дело: профессиональные дисциплины. Под редакцией Котельникова Г.П. Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 698 с.
Сергеев И.И. Психиатрия и наркология: Учебник / И.И.Сергеев, Н.ДЛакосина, О.Ф.Панкова. - М.: МЕДпресс-информ, 2009. - 752 с.
Спринц А.М., Ерышев О.Ф. Психиатрия. СПб.: СпецЛит, 2008. – 383 с.
Черносвитов Е.В. Прикладная социальная медицина. М.: Академический проект, 2004. – 480 с.
Приложения
Анкета для медицинских сестер
1. Ваш пол _________.
2. Ваш возраст ______.
3. Вы работаете:
На пол ставки;
На одну ставку;
На полторы ставки;
На две ставки.
4. Ваш стаж работы ______.
5. Наличие категории:
Первая;
Вторая
Высшая;
Нет категории.
6. Ваше образование:
Высшее медицинское;
Среднее медицинское.
7. Довольны ли Вы отношениями сотрудников в коллективе?
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить.
8. Соблюдаете ли Вы основные этические принципы, нормы и правила в своей работе?
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить.
9. Знаете ли Вы основные задачи психиатрической этики?
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить.
10. Считаете ли Вы необходим, соблюдать этические принципы и нормы при оказании психиатрической помощи?
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить.
11. Соблюдаете ли Вы в своей работе правовые аспекты психиатрии?
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить.
12. Знаете ли Вы основные правовые аспекты психиатрии?
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить.
13. Считаете ли Вы правовые аспекты психиатрии являются основой оказания психиатрической помощи?
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить.
14. Имеете ли Вы затруднения в общении и уходе за больными детьми?
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить.
15. Выполняете ли Вы свои функциональные обязанности?
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить.
16. Соблюдаете ли вы правила заполнения документов?
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить.
17. Соблюдаете ли Вы алгоритмы выполнения манипуляций?
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить.
18. Считаете ли вы себя помощниками врача?
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить.
19. Как вы считаете достигнуты ли цели ухода на завершающем этапе?
Полностью достигнуты;
Частично достигнуты;
Не достигнуты.
20. Ваши пожелания в сфере этических проблем и прав человека в психиатрии



Спасибо за работу!













2



Список используемой литературы
1.Аббясов И.Х., Двойников С.И., Карасева Л.А. и др. Основы сестринского дела. Под редакцией Двойникова С.И. М.: Академия, 2007. – 336 с.
2.Бортникова С.М. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 475 с.
3.Бортникова СМ., Зубахина Т.В. Нервные и психические болезни. Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 433 с.
4.Гулова С.А., Казакова Т.Ф., Галахова И. Е. Медицинская сестра: Практическое руководство по сестринскому делу. М.: ПРОФИ-ИНФОРМ, 2004. – 16 с.
5.Детская и подростковая психиатрия и медицинская психология. Под общей редакцией Шевченко Ю.С. М.: ИД МЕДПРАКТИКА-М, 2006. – 548 с.
6.Евтушенко В.Ш., Иванюшкин А.Я., Покуленко ТЛ., Тихоненко ВЛ. Этика практической психиатрии. М.: Медицина 1996. – 232 с.
7.Ефимкина Р. П. Детская психология методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2005. – 212 с.
8.Исаев А.Н. Детская медицинская психология. СПб.: Речь, 2004. – 384 с.
9.Кабанов М.М. Реабилитация психических больных. Л.: Наука 1978. – 228 с.
10.Кучма В.Р. Профилактические основы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. // М.: Медицина, 2008. №1, с 21-22.
11.Матвейчик Т.В., Иванова В.И. Организация сестринского дела. Мн.: Высшая школа, 2006. – 301 с.
12.Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика. М.: Медицина, 2004. – 256 с.
13.Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 368 с.
14.Организация и проведение исследование в области сестринского дела. М.: Т-во научн. изданий КМК, 2006. – 163 с.
15.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М.: Академия, 2006. – 320 с.
16.Руководство по социальной психиатрии. Под редакцией Дмитриевой Т.Б. М.: Медицина, 2001. – 560 с.
17.Сестринское дело: профессиональные дисциплины. Под редакцией Котельникова Г.П. Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 698 с.
18.Сергеев И.И. Психиатрия и наркология: Учебник / И.И.Сергеев, Н.ДЛакосина, О.Ф.Панкова. - М.: МЕДпресс-информ, 2009. - 752 с.
19.Спринц А.М., Ерышев О.Ф. Психиатрия. СПб.: СпецЛит, 2008. – 383 с.
20.Черносвитов Е.В. Прикладная социальная медицина. М.: Академический проект, 2004. – 480 с.

Вопрос-ответ:

Какие этические и социальные проблемы возникают у пациентов с психическими расстройствами?

У пациентов с психическими расстройствами возникают различные этические и социальные проблемы, такие как стигматизация, дискриминация, нарушение прав и свобод, трудности во взаимодействии с окружающими людьми.

Какие права имеют пациенты с психическими расстройствами?

Пациенты с психическими расстройствами имеют такие права, как право на достоинство, право на конфиденциальность информации, право на получение медицинской помощи, право на неприкосновенность частной жизни и другие.

Какие этические аспекты связаны с психиатрией?

Этические аспекты психиатрии включают в себя вопросы конфиденциальности информации, возможности выбора пациентом своего лечения, соблюдение принципов уважения к пациенту, справедливости и доброжелательности.

Какие правовые аспекты связаны с психиатрией?

Правовые аспекты психиатрии включают в себя нормы и законы, регулирующие права и обязанности пациентов и медицинских работников, процедуры принудительного госпитализации и лечения, правила проведения психиатрической экспертизы.

Какие основные характеристики сестринского процесса в психиатрическом отделении?

Основными характеристиками сестринского процесса в психиатрическом отделении являются наблюдение за состоянием пациента, оценка его потребностей и формулирование плана ухода, предоставление медицинской помощи и оказание психологической поддержки.

Какие этические и социальные проблемы могут возникать у пациентов с психическими расстройствами?

У пациентов с психическими расстройствами возникают различные этические и социальные проблемы. Они могут столкнуться с дискриминацией и стигматизацией со стороны общества, испытывать трудности в общении и взаимодействии с окружающими. Также могут возникать проблемы в получении медицинской помощи, доступе к лекарствам и другим ресурсам. Также важно учитывать этические аспекты в работе со специалистами, чтобы обеспечить достойное отношение к пациентам и защиту их прав.

Какие права имеют пациенты с психическими расстройствами?

Пациенты с психическими расстройствами имеют такие же права, как и другие люди. Они имеют право на достойное отношение со стороны окружающих, право на конфиденциальность своих медицинских данных, право на медицинскую помощь и лечение, право на выбор собственного лечения, право на участие в принятии решений о своем лечении и право на защиту от дискриминации и стигматизации.

Какие этические аспекты существуют в психиатрии?

В психиатрии существуют множество этических аспектов. Это включает в себя обеспечение конфиденциальности медицинских данных пациента, соблюдение его прав и достоинства, проведение согласованного с пациентом лечения. Также важно обеспечить достойное отношение к пациентам, учитывая особенности их психического состояния. Необходимо быть внимательными к потребностям и желаниям пациента в процессе лечения.

Какие правовые аспекты существуют в психиатрии?

В психиатрии существуют правовые аспекты, которые регулируют права пациентов и обязанности медицинских работников. К ним относятся право на свободу от принудительного лечения, право на конфиденциальность медицинских данных, право на выбор собственного лечения, право на защиту от дискриминации и стигматизации. Также существуют законы, регулирующие процедуру принятия решений о принудительном госпитализации пациентов с психическими расстройствами.

Какие этические и социальные проблемы сталкиваются пациенты с психическими расстройствами?

Пациенты с психическими расстройствами могут столкнуться с такими этическими и социальными проблемами, как стигматизация, дискриминация, нарушение прав на конфиденциальность и автономию, ограничение доступа к качественной медицинской помощи и поддержке, социальная изоляция и др.