Этика речевого общения.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 1212 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 15.01.2015
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Этика речевого общения 4
2 Особенности устной речи 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12
Фрагмент для ознакомления

Академик Л.В.Щерба пишет: «Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее».Для того, чтобы воспитать в себе чувство нормы, необходимо следить за тем, как ее соблюдают авторитетные в этом отношении люди (писатели,дикторы, дипломаты), требовательно и внимательно относиться к собственной речи, часто заглядывать в словари и справочники.В «Словаре по этике» определяется вежливость так: «…моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими». Значит, вежливость это проявление уважения. Вежливость – это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, и деликатность, и такт. Своевременное и уместное речевое проявление при помощи речевого этикета неотъемлемый элемент вежливости.Человеку нужна поддержка и одобрение окружающих. Данная потребность выразилась и в языке. Главное место принадлежит речевому этикету. У всех приветствий, у всех благодарностей, осведомлений о жизни, здоровье, делах, извинений, поздравлений и пожеланий нет другого назначения, кроме как быть некой поддержкой и проявлением внимания. Недаром выражения речевого этикета по своему происхождению значат доброжелательство: здравствуйте – будьте здоровы; спасибо – спаси бог(за добрые дела);благодарю – благо дарю (за вашу услугу) и т.д. «Как дела?» - легкий вопрос, на который не требуется подробного ответного рассказа о делах, но даже такой простой вопрос является важным в разговоре. В научном мире впервые обратил внимание на неотвратимость, к примеру, в гостях «пустой болтовни» английский этнограф Б.Малиновский, назвавшийданный уровень общения фатическим, то есть контактоустанавливающим. С тех пор фатическое общение исследуют лингвисты, устанавливается типичный круг тем, характер текста, участников общения и т.д. Фатическое общение оказывается вовсе не пустой болтовней: оно с одной стороны, снимает стрессы, с другой стороны, ритуально обозначает, что мы вступили в контакт и теперь можем побеседовать по существу.Подводя итог, вежливость – это форма проявления уважения к человеку, и выражается эта форма в стереотипах речевого этикета.ЗАКЛЮЧЕНИЕПод речевой этикой понимают правила должного речевого поведения, которые основаны на нормах морали, культурно-научных традициях.Разговорная речь имеет свою эстетическую атмосферу, обусловленная глубинными процессами, которые соединяют человека с обществом и культурой.Современное общество характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др.Основной принцип этики речевого общения - соблюдать паритетность - находить свое выражение, начиная с приветствия и заканчивая прощанием, то есть в процессе всего разговора. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАкишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет.- М.: Рус. яз. 1978.-350сВведенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Справочное пособие. Серия “Высший балл”. Ростов н/Д.: Феникс, 2002 - 384 с. Диалогическая речь. Монологическая речь лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.-274сКультура русской речи. Учебник для вузов /Под ред.проф. П.К. Траудиновой и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: издательство НОРМА (издательская группа НОРМА - ИНФРА. М),2000-560 с.Формановская И.И. Речевой этикет и культура общения: Науч-попул. - М.: Высш. шк., 1989 - 159 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет.- М.: Рус. яз. 1978.-350с
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Справочное пособие. Серия “Высший балл”. Ростов н/Д.: Феникс, 2002 - 384 с.
3. Диалогическая речь. Монологическая речь лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.-274с
4. Культура русской речи. Учебник для вузов /Под ред.проф. П.К. Траудиновой и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: издательство НОРМА (издательская группа НОРМА - ИНФРА. М),2000-560 с.
5. Формановская И.И. Речевой этикет и культура общения: Науч-попул. - М.: Высш. шк., 1989 - 159 с.

Вопрос-ответ:

Как можно развить чувство нормы в речевом общении?

Для того чтобы развить в себе чувство нормы в речевом общении, необходимо следить за тем, как его соблюдают авторитетные в этом отношении люди, такие как писатели, дикторы, дипломаты. Также важно требовательно и внимательно относиться к собственной речи, часто заглядывать в словари и справочники.

Какие авторитетные лица следует принимать во внимание при развитии чувства нормы в речевом общении?

При развитии чувства нормы в речевом общении полезно обратить внимание на авторитетные лица, такие как писатели, дикторы, дипломаты. Их образцовая речь и соблюдение лингвистических норм могут служить примером и помочь развить собственное чувство нормы.

Какие преимущества дает развитие чувства нормы в речевом общении?

Развитие чувства нормы в речевом общении позволяет начать чувствовать прелесть обоснованных отступлений от нормы. Это означает, что при необходимости можно осознанно использовать определенные выразительные средства в речи, но при этом оставаться в рамках языковой нормы. Такое умение может придать речи большую выразительность и эффективность.

Как можно проявить требовательное и внимательное отношение к собственной речи?

Требовательное и внимательное отношение к собственной речи проявляется в том, что нужно постоянно следить за своей речью и устранять из нее ошибки и недочеты. Это может быть достигнуто путем частого обращения в словари и справочники, изучения правил грамматики, пунктуации и произношения. Также полезно прослушивать и переслушивать свои речевые выступления, чтобы обнаружить и исправить недочеты в интонации и произношении.

Зачем нужно заглядывать в словари и справочники для развития чувства нормы в речевом общении?

Заглядывание в словари и справочники является важной частью развития чувства нормы в речевом общении. В них можно найти информацию о правильном произношении слов, значениях и использовании различных выражений и фразеологизмов, правилах грамматики и пунктуации. Знание и соблюдение этих норм способствует более грамотной и правильной речи, что в свою очередь улучшает впечатление, производимое на собеседника.

Какие особенности устной речи отмечает Л. В. Щерба?

Л. В. Щерба отмечает, что устная речь имеет свои особенности, которые отличают ее от письменной. Он говорит о быстроте и спонтанности устной речи, отсутствии возможности редактирования и корректирования текста, присутствии эмоций и пауз, использовании различных интонаций, жестов и мимики.

Что означает выражение "чувство нормы"?

Выражение "чувство нормы" означает способность и осознанность восприятия и соблюдения лингвистических и нравственных норм речевого общения. Человек, обладающий чувством нормы, понимает правила и ограничения речевого поведения и стремится к их соблюдению.

Как можно воспитать чувство нормы в себе?

Для воспитания чувства нормы в себе необходимо следить за тем, как ее соблюдают авторитетные люди, такие как писатели, дикторы, дипломаты. Также важно требовательно и внимательно относиться к собственной речи, постоянно развивать свой словарный запас, заглядывать в словари и справочники.

В чем заключается прелесть обоснованных отступлений от нормы?

Прелесть обоснованных отступлений от нормы заключается в том, что они позволяют выразить индивидуальность и творческий подход к языку. Когда человек чувствует норму и может ее соблюдать, он начинает осознавать, когда и как можно сделать обоснованное и оправданное отступление от нее, чтобы достичь определенной цели или эффекта.

Зачем нужно часто заглядывать в словари и справочники?

Заглядывание в словари и справочники помогает расширить свой словарный запас, усвоить новые слова, научиться правильно использовать их в речи. Это позволяет обогатить свою речь, делать ее более точной и выразительной, избегать неправильного употребления слов и срезания их значений.

Зачем нужна этика речевого общения?

Этика речевого общения необходима для поддержания взаимоуважения и гармоничных отношений в обществе. Она помогает нам избегать оскорблений, конфликтов и неправильного восприятия информации.