Форма государства

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория государства и права
  • 4040 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 02.03.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ПРИЧИНЫ МНОГООБРАЗИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА
2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ВИДЫ
3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Фрагмент для ознакомления

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Порядок осуществления государственной власти на территории субъекта РФ может быть рассмотрен на примере города Санкт-Петербурга, а точнее – на основе норм Устава Санкт-Петербурга, который и закрепил основные нормативные положения, регулирующие данные вопросы.
Санкт-Петербург – субъект Российской Федерации, город федерального значения, статус которого определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом. Территория Санкт-Петербурга является неотъемлемой частью территории Российской Федерации.
Систему органов государственной власти Санкт-Петербурга образуют:
1. постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Санкт-Петербурга – Законодательное Собрание Санкт-Петербурга;
2. Правительство Санкт-Петербурга – высший исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, возглавляемый высшим должностным лицом Санкт-Петербурга – Губернатором Санкт-Петербурга, и возглавляемые Правительством Санкт-Петербурга иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, составляющие систему исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга – Администрацию Санкт-Петербурга;
3. судебные органы государственной власти – Уставный суд Санкт-Петербурга, мировые судьи.
На территории Санкт-Петербурга действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, образованные федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий. Органы государственной власти Санкт-Петербурга взаимодействуют с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Санкт-Петербурга, избирается на 5 лет. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга состоит из 50 депутатов.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирает из своего состава Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, двух его заместителей.
Губернатор Санкт-Петербурга является высшим должностным лицом Санкт-Петербурга.
Правительство Санкт-Петербурга является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, состоит не более чем из 15 членов. В состав Правительства Санкт-Петербурга входят: Губернатор, вице-губернаторы, а также иные члены Правительства. Количество вице-губернаторов Санкт-Петербурга должно быть не менее семи человек. Распределение обязанностей между членами Правительства осуществляется Губернатором.
К судам Санкт-Петербурга относятся Уставный суд Санкт-Петербурга и мировые судьи.
Уставный суд Санкт-Петербурга состоит из пяти судей. Судьи Уставного суда назначаются на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга на конкурсной основе.
Мировой судья является судьей общей юрисдикции Санкт-Петербурга. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные, уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Правительство Санкт-Петербурга взаимодействуют исходя из единства стоящих перед ними целей и задач в решении вопросов развития Санкт-Петербурга в интересах жителей Санкт-Петербурга.
Для разрешения вопросов взаимодействия Законодательного Собрания и Правительства по предметам ведения Санкт-Петербурга образуются совместные комиссии из представителей Законодательного Собрания и Правительства.
Принятые Законодательным Собранием правовые акты в течение 7 дней направляются Председателем Законодательного Собрания Губернатору.
Постановления и распоряжения Губернатора, постановления и распоряжения Правительства, распоряжения и приказы иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга на следующий день после их подписания направляются в Законодательное Собрание.
Для рассмотрения наиболее важных вопросов Законодательное Собрание может проводить слушания с приглашением членов Правительства Санкт-Петербурга и иных должностных лиц исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Споры между Законодательным Собранием и Правительством по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными законом Санкт-Петербурга, либо в судебном порядке.
Губернатор, уполномоченный им член Правительства, представитель Губернатора в Законодательном Собрании представляют Губернатора и Правительство на заседаниях Законодательного Собрания, в том числе при осуществлении права законодательной инициативы или при повторном рассмотрении законов Санкт-Петербурга.
На заседаниях Законодательного Собрания и его органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга или лица, уполномоченные указанными руководителями.
Губернатор вправе требовать созыва внеочередных заседаний Законодательного Собрания с определенной повесткой дня.
Губернатор имеет право вносить проекты законов Санкт-Петербурга с предложением рассмотреть их в первоочередном порядке.
По решению Законодательного Собрания, принятому не позднее чем за три дня до дня заседания, Губернатор должен прибыть на заседание Законодательного Собрания для предоставления необходимой информации по рассматриваемому Законодательным Собранием вопросу. Должностные лица Правительства по решению Законодательного Собрания должны прибыть на заседание Законодательного Собрания или на заседание его органа для предоставления необходимой информации по рассматриваемому Законодательным Собранием или его органом вопросу.
По предложению Законодательного Собрания Губернатор направляет должностных лиц Правительства для работы в согласительных комиссиях и рабочих группах, образуемых Законодательным Собранием.
На заседаниях Правительства вправе присутствовать с правом совещательного голоса депутаты Законодательного Собрания либо по поручению Законодательного Собрания или его председателя работники Аппарата Законодательного Собрания.
Законодательное Собрание вправе выразить недоверие должностным лицам Правительства, в назначении которых на должность оно принимало участие в соответствии с законодательством.
Как видим, система органов государственной власти Санкт-Петербурга и порядок их взаимодействия между собой, а также порядок разграничения вопросов, относимых к компетенции РФ и Санкт-Петербурга, во многом повторяют аналогичные нормы федерального законодательства. То есть, условно можно говорить о том, что для Санкт-Петербурга, в том числе, свойственна «смешанная форма правления», при которой систему «Президент – Федеральное Собрание – Правительство – федеральные суды» на уровне Санкт-Петербурга дублирует аналогичная система «Губернатор – Законодательное собрание – Правительство – суды субъекта». Единственное отличие системы государственной власти Санкт-Петербурга состоит в том, что Губернатор, в отличие от Президента, является, по сути, назначаемым, а не избираемым лицом.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями, а также между самим государством и его частями;
2. Признаки формы государственного устройства:
- форма государственного устройства отражает только внутреннюю территориальную организацию власти в стране;
- она охватывает только государственную власть и не имеет отношения к местному самоуправлению;
- она характеризует взаимоотношения государства и его составных частей, выраженные в степени централизации власти и порядке разграничения компетенции;
3. По форме государственного устройства различаются унитарные и федеративные государства;
4. Для унитарного государства характерны единые (для всей страны) высшие органы государственной власти и «организация» государства по административно-территориальному признаку. Основной структурной единицей, частью его является административно-территориальное образование (округ, воеводство), не обладающее суверенитетом;
5. Федерация – сложное по субъектному составу союзное государство. Составными частями федеративного государства могут быть провинции, штаты, земли, кантоны. Но, несмотря на это в федеративном государстве, как правило, существует одна неразделимая суверенная власть.
6. Российская Федерация по форме государственного устройства является федеративным государством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках настоящего реферата мною были рассмотрены понятие, признаки и содержание формы государства.
Мною были сделаны следующие выводы:
1. Форма государства – это совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти);
2. Можно назвать следующие признаки формы государства:
- форма государства указывает на субъект власти, то есть носитель этой власти. Им выступает государство в лице своих органов;
- форма государства выявляет порядок образования государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных);
- понятие «форма государства» определяет то, как и между кем власть распределена на территории государства.
- форма государства указывает на методы реализации власти;
3. многообразие форм государства определяется такими факторами как географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности, соотношение социальных сил на текущем этапе развития страны;
4. Форма правления – это понятие, характеризующее структуру, порядок создания и принципы деятельности высших органов государственной власти, а также взаимоотношения между ними с учетом разграничения их полномочий;
5. Основные формы правления – монархия и республика;
6. Для монархии характерно единовластие, то есть принадлежность власти в государстве одному лицу и особая форма передачи власти от одного верховного правителя другому, как правило в порядке престолонаследия;
7. Основные разновидности монархии: абсолютная (или неограниченная), конституционная, сословно-представительная и выборная;
8. Республика – это форма правления, при которой в основе организации и функционирования высших органов государственной власти лежат принципы выборности и периодической сменяемости;
9. В зависимости от оснований классификации республики могут быть аристократическими или демократическими. Кроме того, республики различаются в зависимости от того, избирается на определенный срок коллегиальный (парламент) или единоличный (глава государства, президент) орган государственной власти;
10. По форме правления Россия является смешанной республикой;
11. Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями, а также между самим государством и его частями;
12. Признаки формы государственного устройства:
- форма государственного устройства отражает только внутреннюю территориальную организацию власти в стране;
- она охватывает только государственную власть и не имеет отношения к местному самоуправлению;
- она характеризует взаимоотношения государства и его составных частей, выраженные в степени централизации власти и порядке разграничения компетенции;
13. По форме государственного устройства различаются унитарные и федеративные государства;
14. Для унитарного государства характерны единые (для всей страны) высшие органы государственной власти и «организация» государства по административно-территориальному признаку. Основной структурной единицей, частью его является административно-территориальное образование (округ, воеводство), не обладающее суверенитетом;
15. Федерация – сложное по субъектному составу союзное государство. Составными частями федеративного государства могут быть провинции, штаты, земли, кантоны. Но, несмотря на это в федеративном государстве, как правило, существует одна неразделимая суверенная власть;
6. Российская Федерация по форме государственного устройства является федеративным государством.




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
Устав Санкт-Петербурга. Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14.01.1998 г. // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 1998. №№ 5-6.
Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права. СПб.: Питер, 2003. 576 с.
Бабаев В. К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2003. 256 с.
Гельман В. Сильная исполнительная власть: президент и его правительство // Политическая социология и современная российская политика / Под ред. Г. В. Голосова и М. Ю. Мелешкиной. СПб.: Борей-принт, 2000. С. 203 – 236.
Гомеров И. Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М.: ЮКЭА, 2002. 832 с.
Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 4. С. 4-12.
Краткий философский словарь / под ред. А. П. Алексеева. М.: Проспект: ООО «ТК Велби», 2002. 492 с.
Кувалдин В. Президентство в контексте российской трансформации // Россия политическая / Под общ. ред. Л. Шевцовой. М.: Московский центр Карнеги, 1998. С. 15-70.
Миронов Н. М. Становление института Президента Российской Федерации (1991 - 1993 гг.) // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 5. С. 33 - 34.
Петров В. С. Сущность, содержание и форма государства. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1971. 268 с.
Рябов А. Альтернативы президентской власти в России // Россия: ближайшее десятилетие / Под ред. Э. Качинса, Д. Тренина. М.: Московский центр Карнеги, 2004. С. 39-53.
Седегов А. В. Разделение властей как критерий классификации формы государства // Общество и право. 2009. № 1. С. 63-66.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. 616 с.
Теория государства и права / Под ред. проф. В. В. Лазарева. М.: Новый юрист, 1997. 520 с.
Теория государства и права. 3-е изд., расширен. и доп. / Под общ. ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало-М, 2001. 712 с.
Фрунза Л. В. Форма государственного устройства, ее эволюция и проблемы государственного суверенитета: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003. 179 с.
Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. М.: Издательский дом «Артикул», 1997. 352 с.
Чиркин В. Е. Современное государство. М.: Международные отношения, 2001. 412 с.

Краткий философский словарь / по ред. А. П. Алексеева. М.: Проспект: ООО «ТК Велби», 2002. С. 420.
Теория государства и права / Под ред. проф. В. В. Лазарева. М.: Новый юрист, 1997. С. 302.
Петров В. С. Сущность, содержание и форма государства. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1971. С. 105 - 106.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 178.
См.: Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. М.: Издательский дом «Артикул», 1997. С. 54 - 55.
См.: Седегов А. В. Разделение властей как критерий классификации формы государства // Общество и право. 2009. № 1. С. 65.
См.: Седегов А. В. Разделение властей как критерий классификации формы государства // Общество и право. 2009. № 1. С. 66.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
См.: Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 4. С. 7.
См.: Рябов А. Альтернативы президентской власти в России // Россия: ближайшее десятилетие / Под ред. Э. Качинса, Д. Тренина. М.: Московский центр Карнеги, 2004. С. 51.
Цит. по: Кувалдин В. Президентство в контексте российской трансформации // Россия политическая / Под общ. ред. Л. Шевцовой. М.: Московский центр Карнеги, 1998. С. 20.
См.: Гельман В. Сильная исполнительная власть: президент и его правительство // Политическая социология и современная российская политика / Под ред. Г. В. Голосова и М. Ю. Мелешкиной. СПб.: Борей-принт, 2000. С. 203.
См.: Миронов Н. М. Становление института Президента Российской Федерации (1991 - 1993 гг.) // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 5. С. 33 - 34.
См.: Гельман В. Указ. соч. С. 204.
Чиркин В. Е. Современное государство. М.: Международные отношения, 2001. С. 155.
См.: Фрунза Л.В. Форма государственного устройства, ее эволюция и проблемы государственного суверенитета: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003. С. 15.
Марченко М. Н. Форма государства // Теория государства и права. 3-е изд., расширен. и доп. / Под общ. ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало-М, 2001. С. 189.
Гомеров И. Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М.: ЮКЭА, 2002. С. 740.
См.: Бабаев В. К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2003. С. 220.
Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права. СПб.: Питер, 2003. С. 76.
Устав Санкт-Петербурга. Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14.01.1998 г. // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 1998. №№ 5-6.












40

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2.Устав Санкт-Петербурга. Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14.01.1998 г. // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 1998. №№ 5-6.
3.Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права. СПб.: Питер, 2003. 576 с.
4.Бабаев В. К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2003. 256 с.
5.Гельман В. Сильная исполнительная власть: президент и его правительство // Политическая социология и современная российская политика / Под ред. Г. В. Голосова и М. Ю. Мелешкиной. СПб.: Борей-принт, 2000. С. 203 – 236.
6.Гомеров И. Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М.: ЮКЭА, 2002. 832 с.
7.Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 4. С. 4-12.
8.Краткий философский словарь / под ред. А. П. Алексеева. М.: Проспект: ООО «ТК Велби», 2002. 492 с.
9.Кувалдин В. Президентство в контексте российской трансформации // Россия политическая / Под общ. ред. Л. Шевцовой. М.: Московский центр Карнеги, 1998. С. 15-70.
10.Миронов Н. М. Становление института Президента Российской Федерации (1991 - 1993 гг.) // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 5. С. 33 - 34.
11.Петров В. С. Сущность, содержание и форма государства. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1971. 268 с.
12.Рябов А. Альтернативы президентской власти в России // Россия: ближайшее десятилетие / Под ред. Э. Качинса, Д. Тренина. М.: Московский центр Карнеги, 2004. С. 39-53.
13.Седегов А. В. Разделение властей как критерий классификации формы государства // Общество и право. 2009. № 1. С. 63-66.
14.Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. 616 с.
15.Теория государства и права / Под ред. проф. В. В. Лазарева. М.: Новый юрист, 1997. 520 с.
16.Теория государства и права. 3-е изд., расширен. и доп. / Под общ. ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало-М, 2001. 712 с.
17.Фрунза Л. В. Форма государственного устройства, ее эволюция и проблемы государственного суверенитета: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003. 179 с.
18.Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. М.: Издательский дом «Артикул», 1997. 352 с.
19.Чиркин В. Е. Современное государство. М.: Международные отношения, 2001. 412 с.

Вопрос-ответ:

Что такое форма государства?

Форма государства - это ее организационно-правовая структура, которая определяет способ образования и функционирования государственной власти.

Какие признаки имеет форма государства?

Форма государства характеризуется такими признаками, как количество субъектов государственного устройства, характер принципов и порядка получения и осуществления государственной власти, система разделения властей, организационная структура и т.д.

Почему существует множество различных форм государства?

Множество форм государства обусловлено разными историческими, культурными, социальными и политическими условиями. Каждое государство стремится выбрать ту форму, которая наилучшим образом соответствует его особенностям и потребностям.

Что такое форма правления и какие виды форм правления существуют?

Форма правления - это способ организации исполнительной власти в государстве. Существуют различные виды форм правления: монархия, республика, президентская, парламентская и др.

Как осуществляется государственная власть на территории субъекта РФ?

Субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения. Порядок осуществления государственной власти на территории субъекта РФ может быть рассмотрен на примере города Санкт-Петербурга.

Что такое форма государства?

Форма государства - это способ организации и устройства государственной власти, который определяет структуру и систему управления государством.

Какие признаки формы государства существуют?

Основные признаки формы государства включают степень федерализма, характер государственного устройства и форму правления.

Почему существует многообразие форм государства?

Многообразие форм государства обусловлено различными историческими, культурными, географическими и политическими условиями в разных странах.