Разработка и реализация политики органами государственной власти в сфере здравоохранения на примере правительства НСО

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Государственное право
  • 6060 страниц
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 21.02.2015
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 8
1.1 Организационно-правовые основы государственной политики в области здравоохранения 8
1.2 Современная ситуация в области здравоохранения: проблемы и тенденции развития 17
2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ …………………………………………29
2.1 Анализ ситуации в сфере здравоохранения в Новосибирской области 29
2.2 Повышение эффективности мер в сфере здравоохранения Новосибирской области 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Приложение 1. Список сокращений, применяемых в работе 60

Фрагмент для ознакомления

Нет Федеральный центр нейрохирургии 11 530,7 тыс. руб. внесение конструктивных изменений по объекту в рабочую документацию в части ГВС и э/сетей.
Чистоозерная ЦРБ 528,4 тыс. руб. Отсутствие технических условий ресурсоснабжающих организаций Новосибирская областная психиатрическая больница № 6 с пециализированного типа Несвоевременное предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок
Развитие следующего направления оптимизации отрасли здравоохранения – повышение качества оказания медицинской помощи - невозможно без принятия мер по профилактике заболеваний и патологических состояний. В этом отношении перспективными представляются технологии, замещающие стационар, активизация работы первичного звена здравоохранения в направлении профилактики заболеваний.
На снятие проблемы загруженности стационарных медицинских учреждений ориентировано развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи, медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения.
На разрешение проблем первичной медицинской помощи, особенно в сельской местности, удаленных районов, нацелено развитие телемедицины: удаленный скрининг высокорисковых групп пациентов на уровне первичного звена, повышение качества диагностики социально-значимых заболеваний на уровне первичного звена, повышение эффективности оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, повышение доступности консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций.
Для достижения высокого уровня оказания медицинской помощи и в целях снижения заболеваемости и смертности населения в Новосибирской области с 2011 года внедряются стандарты оказания медицинской помощи. Для определения объема финансирования в зависимости от приоритетов были определены классы заболеваний, которые максимально влияют на формирование показателя смертности населения и госпитальную (внутрибольничную) летальность.
В рамках Программы модернизации здравоохранения Новосибирской области в 2011 внедрены 37 стандартов оказания медицинской помощи (20 федеральных, 17 региональных).
В соответствии с реестрами пролеченных больных, заявками медицинских организаций и их технологической и лицензионной готовности были определены объемы медицинской помощи по каждому стандарту в разрезе медицинских организаций.
Объем финансирования Программы модернизации Новосибирской области на 20011-2012 год в части внедрения стандартов составил 3 227,0 млн. рублей (25,8 % от общего объема финансирования по программе). Кассовое исполнение указанной задачи составило 99,69% (ФФОМС - 99,78%, ТФОМС - 99,61%). То есть в целом можно отметить выполнение финансовых обязательств в части обеспечения стандартов медицинской помощи.
В связи с утверждением уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в 2013 году новых стандартов оказания медицинской помощи специалистами министерства здравоохранения Новосибирской области совместно с главными специалистами Новосибирской области выбраны и обсчитаны 78 стандартов оказания медицинской помощи. В работе со стандартами принимают участие 53 медицинских учреждения Новосибирской области.
В 2013 году финансирование стандартов оказания медицинской помощи в НСО составило 1710541264 рубля. Сумма была распределена следующим образом:
- терапия, в том числе сердечно-сосудистые заболевания – 40,34%;
- онкология – 26%;
- акушерство и гинекология – 10%;
- педиатрия, в том числе неонаталогия – 8%;
- травматология – 15%;
- инфекционные заболевания – 0,66%.
Распределение финансовых затрат по программе оказания медицинской помощи соответствует структуре заболеваемости населения Новосибирской области, где на первом месте находятся заболевания дыхательных органов и сердечно-сосудистой системы.
Обеспечение системы здравоохранения Новосибирской области высококвалифицированными и мотивированными кадрами осуществляется на основе ведомственной целевой программы «Развитие кадрового потенциала системы здравоохранения Новосибирской области на 2013-2017 годы»
Согласно Закону Новосибирской области от 17 декабря 2012 г. № 284-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (ред. от 05.07.2013) министерству здравоохранения Новосибирской области на реализацию ведомственной целевой программы «Развитие кадрового потенциала системы здравоохранения Новосибирской области на 2013-2017 годы» утверждены лимиты бюджетных ассигнований в размере 109 389,3 тыс. рублей.
На реализацию программных мероприятий в 2013 году в рамках задачи повышения полноты укомплектованности медицинских организаций медицинскими работниками было запланировано выделение 62 920,0 тыс. рублей. Данные средства обеспечили финансирование мер по установлению индивидуальных условий оплаты труда работникам, замещающим дефицитные должности, в размере 52 920,0 тыс. рублей (630 человек).
Бюджетные ассигнования на выполнение обязательств по обеспечению мерой социальной поддержки медицинским работникам, замещающим дефицитные специальности, в размере 7 000 рублей перечислены на лицевые счета учреждений министерством здравоохранения Новосибирской области не в полном объеме. По данному мероприятию по состоянию на начало 2014 г. сложилась кредиторская задолженность в размере 21 632,82 тыс. рублей.
На решение задачи по созданию условий для планомерного роста профессионального уровня знаний, умений и навыков медицинских работников были направлены бюджетные ассигнования в размере 2 000,0 тыс. рублей, из внебюджетных источников запланировано получение 76 244,0 тыс. рублей. Объемы и источники финансирования по повышению квалификации медицинских кадров представлены в таблице 11.
Таблица 11
Объем, источники финансирования и мероприятия по повышению квалификации медицинских кадров
Мероприятие Объемы и источники
Финансирования Итоги 2013 г. Мероприятия по обучению и повышению квалификации врачей Новосибирской области
34 244,0 тыс. рублей из внебюджетных источников (2 446 человек). обучение и повышение квалификации прошли 2 551 человек. Мероприятия по обучению и повышению квалификации средних медицинских работников Новосибирской области 42 000, 0 тыс. рублей из внебюджетных источников (5 600 человек). обучение и повышение квалификации прошли 5 923 человек. Мероприятия по проведению и организацию ежегодных профессиональных конкурсов «Лучший врач года», «Лучший медицинский работник» 2 000,0 тыс. рублей. (I место – 200 000 руб., номинантам – 30 000 руб.; лауреатам – 15 000 руб.) выделены 1 938,10 тыс. рублей, двум участникам конкурса не перечислены денежные средства в связи с предоставлением неполной информации о лицевых счетах
Для решения задачи обеспечения социальной защиты, повышения качества жизни медицинских работников на основе приведения оплаты труда в соответствие с объемами, сложностью и эффективностью оказания медицинской помощи на 2013 год были предусмотрены лимиты в размере 42 686,6 тыс. рублей. По состоянию на начало 2014 г. кассовый расход по мероприятию составил 84% от годового плана.
Таким образом, можно констатировать, что финансовое обеспечение ведомственной целевой программы «Развитие кадрового потенциала в системе здравоохранения Новосибирской области на 2013-2017 годы» в 2013 году осуществлено не в полном объеме, по отдельным показателям недофинансирование колеблется в пределах от 15 до 30 %.
Разница между лимитами бюджетных ассигнований, запланированными в Программе на 2013 год и кассовым расходом по состоянию на начало 2014 г. составила 41 764,8 тыс. рублей, что соответствует выполнению финансового плана на 77,5 %. Как видно из таблицы 12, основным источником финансирования данной программы, как и других ведомственных программ, выступает областной бюджет.
Таблица 12
Объемы и источники финансирования программы в 2013 г. (тыс. руб.)
Источники финансирования План
(годовой) Факт %
выполнения
плана областной бюджет 109 398,30
67 633,50
61,8% федеральный бюджет 0,00 0,00 0% местный бюджет 0,00 0,00 0% внебюджетные источники 76 244,00 76 244,00 100% Итого 185 642,30 143 877,50 77,5%
В данном направлении оптимизации отрасли здравоохранения наиболее актуальной остается задача по созданию системы непрерывного профессионального образования в целях подготовки высококвалифицированных специалистов, ориентированных на постоянное совершенствование собственных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения и сохранения высокого качества профессиональной деятельности.
Планируется проведение мероприятий по совершенствованию системы практической подготовки медицинских и фармацевтических работников в целях обеспечения повышения качества профессиональной подготовки, расширения перечня навыков и умений, приобретаемых специалистом в период обучения. На территории Новосибирской области реализуется программа подготовки медицинских и фармацевтических специалистов на этапах послевузовского и дополнительного профессионального образования.
С 2017 года будет создана и внедрена система аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов, которая позволит осуществлять персональный допуск специалистов к конкретному виду профессиональной деятельности с учетом приобретенных в ходе обучения компетенций.
Перспективными направлениями повышения эффективности здравоохранения НСО выступают информатизация, внедрение новых технологий работы, развитие государственно-частного партнерства.
В информатизации системы здравоохранения по Программе модернизации участвовали 97 медицинских организаций Новосибирской области. На конец 2013 г. уровень оснащенности этих учреждений компьютерной техникой достиг 80%.
В рамках Программы модернизации были внедрены системы:
- записи на прием к врачу в электронном виде,
- электронного паспорта медицинского учреждения, единого регистра медицинских работников.
Развитие государственно-частного партнерства определено в качестве одной из задач программы «Развитие здравоохранения Новосибирской области». Для совершенствования системы здравоохранения необходима организация эффективных взаимодействий государственной и частной составляющих.
Пока же частный и муниципальный секторы конкурируют на рынке оказания медицинских услуг. Частота обращаемости в частный сектор связана с реализацией в нем индивидуального подхода, уважительного отношения к клиенту (не нужно выстаивать утомительные очереди; везде чистота и порядок; на тебя потратят столько времени, сколько нужно и при этом все объяснят человеческим языком). Однако и в области платной медицины возник кризис доверия, связанный с практикой избыточной диагностики, отсутствием данных об эффективности платной медицинской помощи.
Конечно, непонятно как одни и те же врачи, работая в муниципальных учреждениях здравоохранения и одновременно подрабатывая в частных клиниках, так по-разному ведут себя с пациентами. Вероятно, складываются определенные стандарты поведения в муниципальных и частных медицинских учреждениях, и врач осваивает две роли – «замотанного, издерганного, работающего на нескольких участках, ограниченного 13-тью минутами общения» и «заботливого, расположенного к общению консультанта, терпеливо выслушивающего все ваши жалобы».
Поэтому государственно-частное взаимодействие должно строиться с учетом ресурсов и рисков каждой стороны – участника системы здравоохранения.
Государственно-частное партнерство решает задачу формирования конкурентной среды в здравоохранении и повышения качества оказываемых услуг. Выполнение конкурентных условий предполагает деятельность в системе обязательного медицинского страхования медицинских организаций всех форм собственности.
Помимо оказания платных услуг важно стимулировать участие частных медицинских учреждений в системе обязательного медицинского страхования. Активное вовлечение учреждений малого и среднего бизнеса в систему оказания гражданам бесплатной медицинской помощи возможно только при росте тарифа на оплату медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.
Примером организации государственно-частного партнерства может служить развитие в области диализных центров. В связи с дефицитом диализных мест в регионе в целях повышения доступности гемодиализа жителям области, страдающим хронической почечной недостаточностью, данный вид помощи организован в рамках инвестиционного проекта с компаниями ООО «Нефролайн Новосибирск» и B. Braun Group. Строительство диализных центров, оснащение всем медицинским и немедицинским оборудованием, а также сопутствующие расходы осуществлены за счет инвестора.
Итак, анализ путей повышения эффективности политики в сфере здравоохранения на региональном уровне выявил три ведущих направления – развитие инфраструктуры отрасли, повышение качества медицинской помощи и совершенствование кадровой политики. К данным направлениям в последние годы добавились другие, обусловленные модернизацией общественных отношений, такие, как информатизация учреждений здравоохранения (электронная очередь, электронные базы данных), внедрение новых технологий и форм работы (телемедицина, врачи общей практики) и др. Важным вектором оптимизации отрасли выступает государственно-частное партнерство, поскольку оно помогает восполнить дефицит финансовых и кадровых ресурсов в системе охраны здоровья населения.

Выводы по главе:

Изучение особенностей реализации основных направлений государственной политики в области здравоохранения на региональном уровне – уровне Новосибирской области позволило выделить как общие, так и специфические проблемы отрасли, а также обозначить перспективы развития.
Общие проблемы с финансовым обеспечением государственных обязательств в сфере охраны здоровья населения, закреплением кадров и повышением их квалификации на региональном уровне дополняются специфическими проблемами физического износа материально-технической базы учреждений здравоохранения, расширением мер социальной поддержки медицинских работников, соблюдением нормативов обеспеченности населения городов и районов области медицинскими учреждениями, реализацией комплекса профилактических мер и др.
Оптимизация отрасли осуществляется в русле, обозначенном федеральным уровнем (Программа «развитие здравоохранения в РФ», «Дорожная карта» развития отрасли и пр.). В рамках программы модернизации здравоохранения в области были реорганизованы фельдшерско-акушерские пункты, районные больницы, произошло укрупнение медицинских учреждений, их передача на областной баланс. Активно осуществляется внедрение врачей общей практики в сельской местности и небольших населенных пунктах области. Информатизация отрасли позволила обеспечить компьютеризацию подавляющего большинства медицинских учреждений, реализовать программу электронной очереди, электронной паспортизации медицинских организаций.



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нормотворчество и его реализация в пространстве российского здравоохранения претерпели существенные изменения в с равнении с советским периодом в связи с переходом к рыночным отношениям и, как следствие, введением медицинского страхования, появлением платной медицины, усилением позиций фармацевтических компаний, изменением роли государства в управлении здравоохранением, выделением региона в качестве полноценного участника формирования политики здоровьесбережения.
Анализ особенностей разработки и реализации мер государственного регулирования отечественного здравоохранения на современном этапе позволил выявить основные риски и ресурсы отрасли на федеральном и региональном уровнях.
Реализация политики в области здравоохранения осуществляется посредством трех основных механизмов – финансового, правового и организационно-административного. Все три нуждаются в упорядочении и повышении эффективности.
Для оптимизации правового механизма государственного регулирования здравоохранения требуется создание единых правовых основ для государственной, муниципальной и частной подсистем здравоохранения. На общегосударственном уровне назрела необходимость кодификации правовых норм - принятия единого федерального закона о здравоохранении РФ. Что же касается действия правового механизма на региональном уровне, то принимаемые на уровне субъектов Российской Федерации правовые акты должны не просто дублировать правовые нормы федеральных законов, а способствовать более эффективной реализации положений федеральных законов, с учетом местных особенностей и имеющихся ресурсов.
Оптимизация экономического механизма государственного регулирования здравоохранения возможна при условии обеспечения экономической стабилизации учреждений здравоохранения посредством перевода их на одноканальное финансирование. Проблему недофинансирования отрасли может частично решить государственно-частное партнерство через совместное строительство и реконструкцию медицинских лечебных учреждений; включение частных лечебных учреждений в систему обязательного медицинского страхования; их участие в оказании бесплатной медицинской помощи населению.
Структурная и функциональная реорганизация органов управления здравоохранением различных уровней власти, направленная на их эффективное взаимодействие, может оптимизировать действие еще одного – организационно-административного – механизма. Структурная реорганизация предполагает осуществление комплекса мероприятий по обеспечению активного взаимодействия органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также осуществление комплекса межведомственных взаимодействий.
Также хотелось бы заметить, что развивать здравоохранение нужно как составную часть общей социальной сферы нашей страны, рассматривая его в единстве с экономикой и культурой страны. Первостепенной задачей государственной политики в области здравоохранения является увеличение расходов на здравоохранение, так как существует непосредственная зависимость между демографическими показателями общества и расходами на здравоохранение. Оптимизация расходов отрасли должна осуществляться посредством выделения приоритетных направлений. Одним из таких направлений может стать профилактика заболеваний и формирование у населения установки на здоровый образ жизни. Не менее значима для отрасли кадровая политика, ориентированная на закрепление (особенно в сельской местности и удаленных населенных пунктах) медицинских работников и повышение их квалификации. Важно совершенствовать непрерывное дополнительное образование медицинских работников через современные клинические рекомендации, электронные информационно-образовательные системы, в том числе и через Интернет.
Необходимо подчеркнуть также, что государственная политика в области охраны здоровья должна быть научно обоснованной с привлечением научно-практического потенциала отрасли. Важно отслеживать и анализировать основные показатели здоровья и его составляющие, а также оценивать организацию и технологии здоровьесбережения. Регулярно проводимый мониторинг поможет оценить эффективность действующих в области сохранения здоровья федеральных и региональных программ.
К основным достижениям региональной системы здравоохранения можно отнести информатизацию отрасли, развитие мер социальной поддержки медицинских работников, становление государственно-частного партнерства.
Тем не менее, здравоохранение остается отраслью, воспроизводящей социальное неравенство населения, поскольку не всегда выполняются стандарты обеспечения населенных пунктов медицинскими кадрами и медицинскими учреждениями, сохраняется проблема труднодоступности помощи узкопрофильных специалистов.












СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

Конституция РФ. – СПб.: Виктория плюс, 2014. – 48 с.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. – 1999. - № 26. – Ст. 3177.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // СЗ РФ. – 2011. - № 48. – Ст. 6724.
Указ Президента РФ от 09 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. – 2007. – № 42. – Ст. 5009.
Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 «Об утверждении положения о министерстве здравоохранения РФ» // СЗ РФ. – 2012. - № 26. – Ст. 3526.
Постановление Правительства от 15 апреля 2014 г. № 294 «О Государственной программе «Развитие здравоохранения Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2014. – № 17. – Ст. 2057.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. – 2008. – № 47. – Ст. 5489.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» // СЗ РФ. – 2013. – № 2. – Ст. 149.

Электронные источники информации

Материалы аудита формирования, финансового обеспечения в 2013-2014 гг. и реализации в 2013 г. федеральной и региональной программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и базовой программы обязательного медицинского страхования. - [Электронный ресурс]//URL: http://expert.ru/2014/07/31/zakat-besplatnoj-meditsinyi/
Министерство здравоохранения Новосибирской области. – [Электронный ресурс]//URL: http://www.zdrav.nso.ru/
Министерство здравоохранения РФ. – [Электронный ресурс]//URL: http://www.rosminzdrav.ru /
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 года № 1706 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения в отраслях социальной сферы». – [Электронный ресурс]//URL: http://base.garant.ru/70307288/

Литература

Баранов А.А., Лапин Ю.Е. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. – М.: Союз педиатров России, 2009. - 188 с.
Быков С. В. Образование и здоровье (по материалам исследо-вания выпускников школ г. Тольятти) // Социологические исследования. – 2000. ( № 1. ( С. 125-129.
Вронская М.В. Государственно-правовая политика в сфере охраны здоровья российских граждан. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. – Р-н-Д, 2009. – 28 с.
Вялков А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика. - М., 2003. – 260 с.
Гареева И.А. Социальная трансформация системы здравоохранения в современных условиях (социологический анализ на примере Хабаровского края). Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора социол. наук. – Хабаровск, 2014. – 57 с.
Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю,, Григорьев И.Ю. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан. - М.: МЦФЭР, 2005. – 314 с.
Григорьева И. А. Социальная политика: взаимодействия государства, общества и человека. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора социол. наук. –. – СПб., 2005. – 41 с.
Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. – М. : Наука, 2006. – 238 с.
Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. – М.: Изд-во ин-та социологии, 2002. – 235 с.
Ижаева З.Н. Государственное регулирование здравоохранения в условиях социальных реформ. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. – М., 2009. – 27 с.
Ижаева З.Н. Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения: некоторые аспекты // Социология власти. - 2008. - №3 – С. 44-53.
Мачинская Н. А. Социальные формы охраны материнства и детства : учеб. пособие. – Саранск, 2006. – 172 с.
Межсекторное социальное партнерство (государство – бизнес - некоммерческие организации) : учеб.-метод. пособие / сост. В. Н. Якимец. – М.: ГУУ, 2002. – 80 c.
Мухарямова Л.М. Здравоохранение государственное и/или муниципальное: оценка старта реформ. / Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности. Сборник статей по материалам Интернет-конференций. – М.: ИПЦ «Маска», 2008. - С. 78-79.
Найговзина Н.Б., Ковалевский М.А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. - М., 2005.- 228 с.
Национальные проекты и реформы 2000-х годов: модернизация социальной политики : науч. моногр. под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой и М. А. Ворона (Библиотека журнала исследований социальной политики). – М. : ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. – 279 с.
Охрана здоровья матери и ребенка в условиях социально-экономических реформ / В. Г. Дьяченко, В. О. Щепин, Н. А. Капитоненко [и др.]. – Владивосток : Изд-во «Дальпресс», 2000. – 309 с.
Решетников А.В. Социология медицины: руководство. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 863 с.
Римашевская Н. М. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» // Российский экономический журнал. – 2004. – № 9-10. – С. 22-40.
Российское здравоохранение: как выйти из кризиса: доклады VII Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и государство», 4-6 апр. 2006 г. / А. Г. Вишневский, Я. И. Кузьминов, В. И. Шевский [и др.]. – М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. – 43 с.
Социальная политика в современной России: реформы и повседневность / под ред. П. Романова и Е. Ярской-Смирновой. – М. : ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2008. – 456 с.
Хасанов Ф.З. Современная государственная политика России в области здравоохранения. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. полит. наук. – Уфа, 2012. – 26 с.
Чичерин Л. П. Актуальные проблемы амбулаторной педиатрии России // Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности : сб. статей по материалам Интернет-конференций. – М.: «ИПЦ «Маска», 2008. – С. 19-32
Чубарова Т.В. Реформы здравоохранения: проблемы и перспективы / Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности. Сборник статей по материалам Интернет-конференций. – М.: ИПЦ «Маска», 2008. - С. 17-18.
Шаповалова О. А. Роль СМИ в распространении информации о здоровье // Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности: сб. статей по материалам Интернет-конференций. – М. : «ИПЦ «Маска», 2008. – С. 211-215.




















Приложение 1
(справочное)
Список сокращений, применяемых в работе

ВМП – ведомственная медицинская помощь;
ВОП – врач общей практики;
ВЦП – ведомственные целевые программы;
ГБУЗ – государственное бюджетное учреждение здравоохранения;
ДМС – добровольное медицинское страхование;
ДЦП – долгосрочные целевые программы;
Зож – здоровый образ жизни;
НСО – Новосибирская область;
ОМС – обязательное медицинское страхование;
ПГГ – программа государственных гарантий;
РБ – районная больница;
СанПиН – санитарные нормы и правила;
СНиП – строительные нормы и правила;
ТФОМС – территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
ФАП – фельдшерско-акушерский пункт;
ФГБУ – федеральное государственное бюджетное учреждение;
ФЗ – федеральный закон;
ФФОМС – федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
ФЦП – федеральные целевые программы;
ЦРБ  – центральная районная больница.
Хасанов Ф.З. Современная государственная политика России в области здравоохранения. . Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. полит. наук. –Уфа, 2012. – С. 5.

Вронская М.В. Государственно-правовая политика в сфере охраны здоровья российских граждан. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. – Р-н-Д, 2009. - С.8 .
Ижаева З.Н. Государственное регулирование здравоохранения в условиях социальных реформ. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. – М., 2009. – С. 7.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // СЗ РФ. – 2011. - № 48. – Ст. 6724.
Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 «Об утверждении положения о министерстве здравоохранения РФ» // СЗ РФ. – 2012. - № 26. – Ст. 3526.

Чубарова Т.В. Реформы здравоохранения: проблемы и перспективы / Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности. Сборник статей по материалам Интернет-конференций. – М.: ИПЦ «Маска», 2008. - С. 17-18.
Доходы и социальные услуги: неравенство, уязвимость, бедность / Г.Е. Бесстремянная, А.Я. Бурдяк, А.С. Заборовская. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2005. – С.142-147
Там же, С. 21
Мухарямова Л.М. Здравоохранение государственное и/или муниципальное: оценка старта реформ. / Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности. Сборник статей по материалам Интернет-конференций. – М.: ИПЦ «Маска», 2008. - С. 78-79.
Мухарямова Л.М. Здравоохранение государственное и/или муниципальное: оценка старта реформ. / Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности. Сборник статей по материалам Интернет-конференций. – М.: ИПЦ «Маска», 2008. - С. 82
Там же, С. 83.
Баранов А.А., Лапин Ю.Е. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. – М.: Союз педиатров России, 2009. - С. 37.
[Электронный ресурс]//URL: http://expert.ru/2014/07/31/zakat-besplatnoj-meditsinyi/

Положение о Министерстве здравоохранения НСО: утверждено постановлением
Губернатора Новосибирской области от 04 мая 2010 г. № 148










2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ. – СПб.: Виктория плюс, 2014. – 48 с.
2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. – 1999. - № 26. – Ст. 3177.
3. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // СЗ РФ. – 2011. - № 48. – Ст. 6724.
4. Указ Президента РФ от 09 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. – 2007. – № 42. – Ст. 5009.
5. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 «Об утверждении положения о министерстве здравоохранения РФ» // СЗ РФ. – 2012. - № 26. – Ст. 3526.
6. Постановление Правительства от 15 апреля 2014 г. № 294 «О Государственной программе «Развитие здравоохранения Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2014. – № 17. – Ст. 2057.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. – 2008. – № 47. – Ст. 5489.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» // СЗ РФ. – 2013. – № 2. – Ст. 149.

Электронные источники информации

9. Материалы аудита формирования, финансового обеспечения в 2013-2014 гг. и реализации в 2013 г. федеральной и региональной программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и базовой программы обязательного медицинского страхования. - [Электронный ресурс]//URL: http://expert.ru/2014/07/31/zakat-besplatnoj-meditsinyi/
10. Министерство здравоохранения Новосибирской области. – [Электронный ресурс]//URL: http://www.zdrav.nso.ru/
11. Министерство здравоохранения РФ. – [Электронный ресурс]//URL: http://www.rosminzdrav.ru /
12. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 года № 1706 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения в отраслях социальной сферы». – [Электронный ресурс]//URL: http://base.garant.ru/70307288/

Литература

13. Баранов А.А., Лапин Ю.Е. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. – М.: Союз педиатров России, 2009. - 188 с.
14. Быков С. В. Образование и здоровье (по материалам исследо-вания выпускников школ г. Тольятти) // Социологические исследования. – 2000.  № 1.  С. 125-129.
15. Вронская М.В. Государственно-правовая политика в сфере охраны здоровья российских граждан. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. – Р-н-Д, 2009. – 28 с.
16. Вялков А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика. - М., 2003. – 260 с.
17. Гареева И.А. Социальная трансформация системы здравоохранения в современных условиях (социологический анализ на примере Хабаровского края). Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора социол. наук. – Хабаровск, 2014. – 57 с.
18. Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю,, Григорьев И.Ю. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан. - М.: МЦФЭР, 2005. – 314 с.
19. Григорьева И. А. Социальная политика: взаимодействия государства, общества и человека. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора социол. наук. –. – СПб., 2005. – 41 с.
20. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. – М. : Наука, 2006. – 238 с.
21. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический ана-лиз. – М.: Изд-во ин-та социологии, 2002. – 235 с.
22. Ижаева З.Н. Государственное регулирование здравоохранения в условиях социальных реформ. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. – М., 2009. – 27 с.
23. Ижаева З.Н. Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения: некоторые аспекты // Социология власти. - 2008. - №3 – С. 44-53.
24. Мачинская Н. А. Социальные формы охраны материнства и детства : учеб. пособие. – Саранск, 2006. – 172 с.
25. Межсекторное социальное партнерство (государство – бизнес - некоммерческие организации) : учеб.-метод. пособие / сост. В. Н. Якимец. – М.: ГУУ, 2002. – 80 c.
26. Мухарямова Л.М. Здравоохранение государственное и/или муниципальное: оценка старта реформ. / Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности. Сборник статей по материалам Интернет-конференций. – М.: ИПЦ «Маска», 2008. - С. 78-79.
27. Найговзина Н.Б., Ковалевский М.А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. - М., 2005.- 228 с.
28. Национальные проекты и реформы 2000-х годов: модерниза-ция социальной политики : науч. моногр. под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой и М. А. Ворона (Библиотека журнала исследований социальной политики). – М. : ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. – 279 с.
29. Охрана здоровья матери и ребенка в условиях социально-экономических реформ / В. Г. Дьяченко, В. О. Щепин, Н. А. Ка-питоненко [и др.]. – Владивосток : Изд-во «Дальпресс», 2000. – 309 с.
30. Решетников А.В. Социология медицины: руководство. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 863 с.
31. Римашевская Н. М. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» // Российский экономический журнал. – 2004. – № 9-10. – С. 22-40.
32. Российское здравоохранение: как выйти из кризиса: доклады VII Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и государство», 4-6 апр. 2006 г. / А. Г. Вишневский, Я. И. Кузьминов, В. И. Шевский [и др.]. – М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. – 43 с.
33. Социальная политика в современной России: реформы и по-вседневность / под ред. П. Романова и Е. Ярской-Смирновой. – М. : ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2008. – 456 с.
34. Хасанов Ф.З. Современная государственная политика России в области здравоохранения. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. полит. наук. – Уфа, 2012. – 26 с.
35. Чичерин Л. П. Актуальные проблемы амбулаторной педиатрии России // Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности : сб. статей по материалам Интернет-конференций. – М.: «ИПЦ «Маска», 2008. – С. 19-32
36. Чубарова Т.В. Реформы здравоохранения: проблемы и пер-спективы / Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности. Сборник статей по материалам Интернет-конференций. – М.: ИПЦ «Маска», 2008. - С. 17-18.
37. Шаповалова О. А. Роль СМИ в распространении информации о здоровье // Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности: сб. статей по материалам Интернет-конференций. – М. : «ИПЦ «Маска», 2008. – С. 211-215.

Вопрос-ответ:

Какие органы государственной власти отвечают за разработку и реализацию политики в области здравоохранения в Новосибирской области?

В разработке и реализации политики в области здравоохранения в Новосибирской области участвуют несколько органов государственной власти. Одним из ключевых является правительство Новосибирской области, которое принимает решения, разрабатывает стратегии и программа в области здравоохранения. Также в работе участвуют региональное министерство здравоохранения, муниципальные органы власти и другие заинтересованные организации.

Какие основные проблемы существуют в области здравоохранения Новосибирской области?

В области здравоохранения Новосибирской области существуют различные проблемы. Одной из них является недостаточное финансирование, которое ограничивает возможности развития медицинских учреждений и обеспечения качественной медицинской помощи. Также отмечается дефицит квалифицированных медицинских кадров и неравномерное распределение медицинских услуг по территории области.

Какие меры принимаются правительством Новосибирской области для улучшения ситуации в области здравоохранения?

Правительство Новосибирской области принимает ряд мер для улучшения ситуации в области здравоохранения. Одной из таких мер является увеличение финансирования здравоохранения, чтобы обеспечить более качественную и доступную медицинскую помощь. Также проводятся программы по подготовке и повышению квалификации медицинских кадров, а также строительство и реконструкция медицинских учреждений.

Какие тенденции развития здравоохранения можно наблюдать в Новосибирской области?

В Новосибирской области можно наблюдать ряд тенденций развития здравоохранения. Одной из таких тенденций является увеличение доли электронного здравоохранения, которое позволяет улучшить оказание медицинских услуг и упростить процессы взаимодействия между пациентами и медицинскими учреждениями. Также отмечается развитие телемедицины, которая позволяет удаленно проводить консультации и диагностику.

Какие органы государственной власти разрабатывают и реализуют политику в сфере здравоохранения в Новосибирской области?

Политика в сфере здравоохранения в Новосибирской области разрабатывается и реализуется правительством Новосибирской области.

Какие организационно-правовые основы определяют государственную политику в области здравоохранения в Новосибирской области?

Государственная политика в области здравоохранения в Новосибирской области определяется Федеральным законом "О здравоохранении в Российской Федерации", законами Новосибирской области, нормативными актами правительства Новосибирской области и другими законодательными актами.

Какие проблемы и тенденции развития существуют в области здравоохранения в Новосибирской области?

В области здравоохранения в Новосибирской области существуют следующие проблемы и тенденции развития: недостаточное финансирование системы здравоохранения, дефицит квалифицированных медицинских кадров, отсутствие доступности медицинской помощи для жителей отдаленных районов области, проблемы в организации и управлении медицинскими учреждениями.

Какие основные направления государственной политики в области здравоохранения реализуются на региональном уровне в Новосибирской области?

На региональном уровне в Новосибирской области реализуются основные направления государственной политики в области здравоохранения, такие как: развитие системы медицинского обслуживания населения, совершенствование медицинской помощи и повышение ее качества, развитие медицинского образования и науки, разработка и внедрение инновационных технологий в медицинской практике, улучшение условий труда и социального обеспечения медицинских работников.

Какие органы государственной власти разрабатывают и реализуют политику в сфере здравоохранения в Новосибирской области?

Политика в сфере здравоохранения в Новосибирской области разрабатывается и реализуется органами государственной власти, такими как правительство Новосибирской области, министерство здравоохранения Новосибирской области, комитет по здравоохранению Новосибирской области и другими организациями, ответственными за данную сферу.