Систематизация законодательства и правовая реформа России

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория государства и права
  • 1717 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 14.02.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие и цели систематизации законодательства
1.1. Понятие законодательства и его системы
1.2. Понятие и цели систематизации законодательства
Глава 2. Систематизация в российском законодательстве
2.1. Формы систематизации законодательства
2.2. Этапы систематизации российского законодательства
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Признается также нормативно-правовой характер договоров, заключаемых между ними и по другим вопросам.
В современной Российской Федерации в связи с необходимостью создания правовых норм, регулирующих социально-значимые общественные отношения, процесс правотворчества (в частности – законотворчества) осуществляется практически непрерывно. Следовательно, постоянно увеличивается число нормативно-правовых актов. При отсутствии эффективной деятельности по систематизации законодательства использование новых и/или измененных нормативных актов становится невозможным из-за возникающих коллизий и – одновременно – пробелов в праве.
В настоящее время подавляющая часть функций по регулированию общественных отношений полностью или частично принадлежит федеральным органам государственной власти. На долю субъекта федерации остается то немногое, что не указано в федеральной Конституции и общегосударственном законодательстве. Учесть необходимо и тот факт, что субъекты РФ сильно отличаются друг от друга экономически и по численности населения. Только 10-12 регионов (субъектов) являются самодостаточными и не получают дотаций и субвенций из центра.
Кроме того, в силу исторических и ментальных различий далеко не все субъекты РФ сформировали развитые системы регионального законодательства. В основном оно создано в республиках в составе РФ, отличающихся развитым региональным самосознанием и этническими особенностями.
В целом, «вне зависимости от того, как будет развиваться региональная правовая система в дальнейшем, ее, несомненно, положительный эффект – в обогащении практики переустройства управления и самоорганизации общества, регулирования властных отношений и разрешения некоторой части политических кризисов и конфликтов. Региональная правовая система способна позитивно влиять на общественные процессы в регионе, а, в конечном счете – и на политические, стратегические и национальные интересы России как нового федеративного государства».


Заключение
Главной особенностью систематизации законодательства является сочетание упорядочения законодательства с его обновлением, совершенствованием. Конечная цель систематизации – создание строгой и эффективно работающей системы законодательства.
Основными формами систематизации являются учет, консолидация, инкорпорация и кодификация. В зависимости от конечной цели систематизации законодательства они могут рассматриваться как самостоятельные формы систематизации, т.к. конечный результат этих форм используется в повседневной жизни в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности. При этом необходимо учитывать, что каждая из этих форм постоянно совершенствуется. Например, в настоящее время в современной Российской Федерации при систематизации законодательства используются информационные технологии, позволяющие
осуществлять непрерывный контроль за изменением системы законодательства, при этом обеспечивая возможность оперативного поиска необходимой информации. Дополнительно применение современных видов электронных носителей способствует более широкому распространению правовой информации, обеспечивая повышение правовой культуры населения государства. В то же время формы систематизации более низкого уровня служат основой для применения форм систематизации более высокого уровня.
Систематизация законодательства, таким образом, необходима во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве. Во-вторых, систематизация законодательства нужна как эффективное средство расчистки накопившихся массивов нормативных актов, ревизии действующей правовой системы. В-третьих, она обеспечивает возможность хорошо ориентироваться в законодательстве, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, в-четвертых, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований, обучения студентов.
Систематизация законодательства должна быть непрерывной деятельностью. В разные периоды развития государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда существует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план. В настоящее время в России нормативно-правовая база постоянно изменяется, поэтому проблема систематизации законодательства является актуальной. Самым ярким результатом кодификации, например, в настоящее время является Гражданский кодекс РФ.



Список использованных источников и литературы
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: рекомендации. М.: Статут, 1997. 682 с.
Керимов Д.А. Законодательная техника. М.: Норма-Инфра, 1998. 127 с.
Краткий философский словарь. / Под ред. Алексеева А.П. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2000. 496 с.
Литягин Н. Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации. // Журнал российского права. 1999. № 11. С. 35-53.
Марченко М.Н. Источники права. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 760 с.
Метшин И.Р. Правовая система республики в составе Российской Федерации. М.: Норма, 2002. 160 с.
Пиголкин А. С. Общая теория государства и права. Академический курс. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана 1998. Т. 2. 384 с.
Российская юридическая энциклопедия. М.: Российская юридическая энциклопедия. М.: Просвет, 526 с.
Российское законодательство: проблемы и перспективы. М.: Издательство БЕК, 2005. 478 с.
Систематизация законодательства в Российской Федерации. / Под ред. Пиголкина А.С. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. 682 с.
Теория государства и права. / Под ред. Перевалова В.Д. М.: Инфра-М, 2005. 616 с.
Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. М.: Юринформцентр, 2005. 381 с.



Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 2005. 478 с.
Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. М., 2005. С. 11.
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: рекомендации. М., 1998. С. 26-27.
Российская юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 889.
Марченко М.Н. Источники права. М., 2005. С. 98.
Краткий философский словарь. / Под ред. Алексеева А.П. М., 2000. С. 279.
Теория государства и права. / Под ред. Перевалова В.Д. М., 2005. С. 177.
Систематизация законодательства в Российской Федерации. / Под ред. Пиголкина А.С. СПб., 2003. С. 20-21.
Керимов Д.А. Законодательная техника. М., 1998. С. 91.
Общая теория права. / Под ред. Пиголкина А.С. М., 1998. С. 228.
Пиголкин А. С. Общая теория государства и права. Академический курс. М., 1998. Т. 2. С. 211-212.
Литягин Н. Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации. // Журнал российского права. 1999. № 11. С. 35-53.
Метшин И.Р. Правовая система республики в составе Российской Федерации. М., 2002. С. 33.









10

Список использованных источников и литературы
1.Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: рекомендации. М.: Статут, 1997. 682 с.
2.Керимов Д.А. Законодательная техника. М.: Норма-Инфра, 1998. 127 с.
3.Краткий философский словарь. / Под ред. Алексеева А.П. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2000. 496 с.
4.Литягин Н. Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации. // Журнал российского права. 1999. № 11. С. 35-53.
5.Марченко М.Н. Источники права. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 760 с.
6.Метшин И.Р. Правовая система республики в составе Российской Федерации. М.: Норма, 2002. 160 с.
7.Пиголкин А. С. Общая теория государства и права. Академический курс. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана 1998. Т. 2. 384 с.
8.Российская юридическая энциклопедия. М.: Российская юридическая энциклопедия. М.: Просвет, 526 с.
9.Российское законодательство: проблемы и перспективы. М.: Издательство БЕК, 2005. 478 с.
10.Систематизация законодательства в Российской Федерации. / Под ред. Пиголкина А.С. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. 682 с.
11.Теория государства и права. / Под ред. Перевалова В.Д. М.: Инфра-М, 2005. 616 с.
12.Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. М.: Юринформцентр, 2005. 381 с.


Вопрос-ответ:

Что такое систематизация законодательства?

Систематизация законодательства - это процесс организации и структурирования всех нормативных актов, действующих в государстве, с целью создания единой системы правил и законов.

Какие цели преследует систематизация законодательства России?

Цели систематизации законодательства России включают обеспечение доступности и понятности правовых норм, создание единой системы правил, устранение противоречий и несоответствий в законодательстве, повышение эффективности правоприменения и обеспечение соблюдения конституционных принципов.

Какие формы систематизации законодательства существуют в России?

Существуют следующие формы систематизации законодательства в России: систематизация по отраслям права, систематизация по принципам, систематизация по хронологии принятия нормативных актов, а также систематизация на основе конкретной материально-правовой доктрины.

Какие этапы пройдет законодательство при систематизации в России?

Законодательство в России при систематизации проходит следующие этапы: сбор и анализ законов, определение основных принципов и категорий, создание системы права, установление внутренней и внешней классификации, уточнение и доработка системы, обновление и свод законов, создание единой системы законодательства.

Какие договоры признаются нормативно-правовыми характера?

Признаются нормативно-правовыми характера договоры, заключаемые между ними и другими организациями, которые устанавливают определенные правила и обязанности для сторон и имеют юридическую силу.

Какая цель систематизации законодательства в России?

Целью систематизации законодательства в России является создание единой и упорядоченной системы законов, обеспечение доступности и понятности нормативных актов для граждан и специалистов, улучшение правового пространства и повышение его эффективности.

Какие формы систематизации законодательства используются в России?

В России существуют две основные формы систематизации законодательства: кодификация и консолидация. Кодификация представляет собой создание единого кодекса, который объединяет все законы по определенной отрасли права. Консолидация, в свою очередь, предполагает объединение законов в единую, логически структурированную систему, сохраняя при этом их самостоятельность.

Какие этапы проходит систематизация законодательства в России?

Систематизация законодательства в России проходит следующие этапы: подготовительный, аналитический, концептуальный, проектный и реализационный. На подготовительном этапе проводится анализ существующих нормативных актов и выявление проблемных моментов. Аналитический этап включает изучение отечественного и зарубежного опыта, определение принципов систематизации. На концептуальном этапе разрабатывается общая методика систематизации. Проектный этап включает разработку проекта систематизации и обсуждение его с заинтересованными сторонами. На реализационном этапе систематизация законодательства вступает в силу и проводятся мероприятия по информированию граждан о новой системе законов.