Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Личностные особенности курящих в сравнении с некурящими

  • 30 страниц
  • 15 источников
  • Добавлена 18.02.2015
924 руб. 1 320 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретическое рассмотрение особенностей личности курящих 5
1.1. Курение как предмет психологического исследования 5
1.2. Личностные особенности курящих людей 8
Глава 2. Организация и результаты психодиагностического исследования особенностей личности курящих по сравнению с некуряшими 12
2.1. Организация исследования 12
2.2. Методики исследования 13
2.3. Методы обработки результатов 15
2.4. Результаты и анализ исследования 16
2.4.1. Результаты исследования уровня агрессии в межличностных отношениях по опроснику Басса-Дарки 16
2.4.2. Результаты исследования самоотношения по методике МИС 18
2.4.3. Результаты исследования тревожности по методике Спилберга 21
2.4.4. Корреляции 22
Заключение 27
Список литературы 29
Приложения 31
Фрагмент для ознакомления

У курящих людей выше внутренняя неудовлетворенность, проявление внутреннего конфликта, у них ниже самооценка, что приводит к сомнению в своей способности что-то предпринять или изменить, сниженный эмоциональный фон.
У некурящих людей имеется тенденция ожидать что их личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. У курящих такое качество выражено меньше.

2.4.3. Результаты исследования тревожности по методике Спилберга
Согласно полученным результатам по шкале личностной тревожности по методике Ч. Спилберга имеются различия между группами на достоверном уровне (по критерию Манна-Уитни U=276,0, р=0,010). По шкале ситуативной тревожности значимых различий между группами курящих и не курящих не выявлено (U=368,0, р=0,220).
Наглядно уровень личностной тревожности отражен на рисунке 4.


Рисунок 4. Сравнение значимых различий по шкалам личностной тревожности в группах курящих и некурящих

Таким образом, люди, страдающие никотиновой зависимостью, по сравнению с некурящими людьми, характеризуются устойчивой склонностью воспринимать широкий круг ситуаций как угрожающие, реагировать состоянием тревоги как привычной реакцией.

2.4.4. Корреляции
Корреляционный анализ по Ч. Спирмену между шкалами применяемых в данном исследовании методик показал наличие нескольких взаимосвязей.
В таблице 4 отражены имеющиеся значимые прямые и обратные взаимосвязи. Также наглядно система корреляционных взаимосвязь представлена на рисунке 5.



Таблица 4.
Значимые корреляционные связи между шкалами методик
r p Косвенная & Самоценность -0,27 0,037* Негативизм & Самоценность -0,37 0,003** Негативизм & Самопринятие -0,28 0,031* Раздражение & Самопринятие -0,28 0,029* Подозрительность & Открытость 0,32 0,012* Подозрительность & Самопринятие -0,30 0,018* Обида & Открытость 0,23 0,072* Обида & Зеркальное Я -0,28 0,028* Обида & Самопринятие -0,41 0,001** Обида & Самообвинение 0,35 0,007* Чувство вины & Самопривязанность 0,27 0,040* Чувство вины & Самообвинение 0,38 0,003** Инд Враждеб & Открытость 0,33 0,009** Инд Враждеб & Самопринятие -0,43 0,001** Инд Враждеб & Самообвинение 0,32 0,012* Ур.агрессивной мотивации & Самопривязанность 0,25 0,050* Направленность агрессии & Открытость 0,34 0,008** Направленность агрессии & Самопринятие -0,37 0,004** Направленность агрессии & Самообвинение 0,27 0,037* ЛТ & Открытость 0,31 0,015* ЛТ & Самоуверенность -0,37 0,004** ЛТ & Самообвинение 0,35 0,007** ЛТ & Подозрительность 0,26 0,042* ЛТ & Инд Враждеб 0,26 0,042* ЛТ & Направленность агрессии 0,28 0,030* СТ & Открытость 0,28 0,030*
Таким образом, согласно полученным данным:
- Чем больше человек ощущает ценность собственной личности, заинтересован в своем Я, тем ниже у него уровень агрессии, направленной на другое лицо или ни на кого не направленной, а также меньше проявляется оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Чем более выражено дружеское отношение к себе, согласие с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональное принятие себя, тем меньше склонность проявлять оппозиционную манеру в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; ниже готовность к проявлению негативные чувства при малейшем возбуждении; ниже недоверие и осторожность по отношению к людям; меньше зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Чем более человек рефлексивен, чем глубже осознает свое Я и не скрывает от самого себя неприятную информацию, несмотря на ее значимость, тем меньше в нем недоверия и осторожности по отношению к людям; меньше зависти и ненависти к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Чем более выражены представления субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание, тем меньше зависти и ненависти к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Чем больше человек склонен к самообвинению, готов ставить себе в вину свои неудачи и недостатки, проявлять негативные эмоции в свой адрес, тем более для него характерны зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
- Чем более у человека выражено нежелание меняться, ригидна Я-концепция, тем сильнее выражено убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
- Чем выше склонность реагировать на большинство ситуаций проявлениями тревоги и беспокойства, тем выше закрытость, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе; больше неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнения в способности вызывать уважение; сильнее выражено убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести; больше недоверия и осторожности по отношению к людям.
- Чем человек более агрессивен и враждебен, тем он более тревожен.











Рисунок 5. Корреляционная взаимосвязь между шкалами методик

Выводы по второй главе
Курящие люди по сравнению с некурящими более склонны к оппозиционным настроениям и поведению, для них характерна легкость возникновения негативных эмоций при небольшом возбеждении.
У курящих людей более ригидный образ своего Я, ниже уровень саморефлексии. Они менее удовлетворены собой, своими способностями и возможностями самопроявления, склонны сомневаться в ценности своей личности и больше подвластны действию обстоятельств.
Курящие люди более склонны воспринимать широкий круг ситуаций как угрожающие.
Таким образом, подтвердились гипотезы о том, что
- У курящих по сравнению с некурящими выше уровень агрессивности в межличностных отношениях.
- У курящих по сравнению с некурящими ниже уровень самоуважения и самопринятия.
- У курящих по сравнению с некурящими выше личностная треваожность.



Заключение
В данной курсовой работе в соответствии с целью рассмотрены личностные особенности курящих людей по сравнению с некруящими.
В теоретической части работы дана характеристика курения как предмета психологического исследования, рассмотрены имеющиеся в литературе характеристики личности курящих людей.
В практической части работы представлены результаты проведенного психодиагностического исследования личностных особенностей курящих в сравнении с некурящими на выборке из 60 человек – мужчин и женщин в возрасте 26-34 лет.
Полученные в исследовании данные не противоречат имеющимся в литературе источникам о личности курящего человека, а также о личности человека, склонного к аддиктивному поведению в целом. Напротив, они дополняют немногочисленные работы по практическому изучению особенностей личности людей с пристрастием к табакокурению.
В результате проведенного исследования подтвердились гипотезы о том, что:
- У курящих по сравнению с некурящими выше уровень агрессивности в межличностных отношениях.
- У курящих по сравнению с некурящими ниже уровень самоуважения и самопринятия.
- У курящих по сравнению с некурящими выше личностная тревожность.
Полученные в результате исследования результаты могут иметь практическую пользу при разработке программ для профилактической работы в учебных заведениях, а также психокоррекционной работы с курящими людьми. Также выводы данного исследования могут быть полезны для широкого круга читателей, а именно родителей, воспитателей, учителей для понимания внутренних психологических процессов личностей подрастающего поколения, в развитии которых они принимают участие, чтобы предотвратить попадание молодежи в зависимость от курения.
Малоисследованность проблематики личностных особенностей курящих людей предоставляет широкий простор для дальнейших исследований. Они могут быть продолжены в направлениях изучения личностных особенностей более старших возрастных групп, применения других методик для выявления других личностных особенностей курящих, сопоставления курящих не только с некурящими, но и другими аддиктами.
Список литературы

 Александров А.А. Курение и его профилактика в школе. – М.: Медиасофт, 1996.
Гаркушенко С.А. Психологичсекие особенности людей с никотиновой зависимостью // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. Выпуск 1, 2007. – С. 155-160.
Короленко Ц.П. Психосоциальная аддиктология. – Новосибирск: Олсиб, 2001.
Котляров А.В. Другие наркотики или Homo Addictus: человек зависимый. – М.: Психотерапия, 2006.
Менделевич В.Д. Психология зависимой личности. - Казань, 2005.
Пантилеев С.Р., Столин В.В. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. – М., 1989.
Практическая психодиагностика: методики и тесты /Под. ред. Д.А. Райгородского. Самара: Бахара-М, 2006.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб: Речь, 2007.
Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – М.: Когито-Центр, 2006.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
Хриптович В.А. Механизм формирования табачной аддикции у подростков // Психологический журнал. – 2008. – № 1. – С. 55–59.
Шабалина В.В. Психология зависимого поведения. – СПб: Изд.- во С.Петерб. ун-та, 2004.
Интернет источники
Жигау Е. Эмоционально-личностные особенности курящих юношей и девушек / Электронный журнал PSIHOLOGIE, 2009 // http://www.psihologie.key.md/wp-content/uploads/2009/11/Psihologia-educatiei-JIGAU.pdf
Сидоренко Г.И., Аринчина Н.Г., Дунай В.И. Психологические особенности курящих студентов // http://www.rusnauka.com/19_AND_2013/Psihologia/6_141368.doc.htm
Хриптович В.А. Изучение психологических особенностей подростков с табачной аддикцией // http://psyjournals.ru/addictive_behavior/issue/46123_full.shtml

Приложения
Приложение 1
Результаты сравнения групп по шкалам опросника А. Баса-А.Дарки по U-критерию Манна-Уитни
Параметр Сумма рангов группы курящих Сумма рангов группы некурящих U p-level Среднее значение э группы курящих Среднее значение группы курянещих Физическая агрессия 926,0 904,0 439,0 0,871 4,5 4,4 Вербальная агрессия 1024,0 806,0 341,0 0,107 6,9 6,0 Косвенная 991,0 839,0 374,0 0,261 5,3 4,7 Негативизм 1054,5 775,5 310,5 0,039* 3,7 2,8 Раздражение 1051,5 778,5 313,5 0,044* 5,5 4,3 Подозрительность 951,0 879,0 414,0 0,595 4,2 4,0 Обида 1082,5 747,5 282,5 0,013* 4,9 3,5 Чувство вины 1035,5 794,5 329,5 0,075 5,2 4,4 Индекс Агрессивности 1022,5 807,5 342,5 0,112 5,6 5,1 Индекс Враждебности 1053,5 776,5 311,5 0,041* 4,5 3,7 Уровень агрессивной мотивации 1043,5 786,5 321,5 0,057 16,9 14,8 Направленность агрессии 1064,0 766,0 301,0 0,028* 10,1 8,8
Примечание: жирным шрифтом выделены показатели с зафиксированным уровнем значимого различия. По суммам рангов – где показатель больше, в той группе больше выражен признак. * - р≤0,05, курсив – на уровне тенденции.
Приложение 2
Результаты сравнения групп по шкалам опросника МИС по U-критерию Манна-Уитни
Параметр Сумма рангов группы курящих Сумма рангов группы некурящих U p-level Среднее значение э группы курящих Среднее значение группы курянещих Открытость 1078,5 751,5 286,5 0,016* 6,4 5,2 Самоуверенность 774,0 1056,0 309,0 0,037* 6,0 6,9 Саморуководство 718,5 1111,5 253,5 0,004** 5,2 6,6 Зеркальное Я 786,5 1043,5 321,5 0,057 5,7 6,6 Самоценность 697,5 1132,5 232,5 0,001** 5,2 6,8 Самопринятие 804,0 1026,0 339,0 0,101 6,1 7,0 Самопривязанность 1093,0 737,0 272,0 0,008** 6,7 5,3 Конфликтность 1056,5 773,5 308,5 0,036* 7,2 6,2 Самообвинение 1013,0 817,0 352,0 0,147 6,8 6,0
Примечание: жирным шрифтом выделены показатели с зафиксированным уровнем значимого различия. По суммам рангов – где показатель больше, в той группе больше выражен признак. * - р≤0,05, ** - р≤0,01, курсив – на уровне тенденции.












2



Косвенная агрессия

Открытость Я

Самопривязанность

Зеркальное Я

Самопринятие


Самоценность


Самоуверенность


Самообвинение

Негативизм

Раздражение

Подозрительность

Обида

Вина

ЛТ

Список литературы

1. Александров А.А. Курение и его профилактика в школе. – М.: Медиасофт, 1996.
2. Гаркушенко С.А. Психологичсекие особенности людей с никотиновой зависимостью // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. Выпуск 1, 2007. – С. 155-160.
3. Короленко Ц.П. Психосоциальная аддиктология. – Новосибирск: Олсиб, 2001.
4. Котляров А.В. Другие наркотики или Homo Addictus: человек зависимый. – М.: Психотерапия, 2006.
5. Менделевич В.Д. Психология зависимой личности. - Казань, 2005.
6. Пантилеев С.Р., Столин В.В. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. – М., 1989.
7. Практическая психодиагностика: методики и тесты /Под. ред. Д.А. Райгородского. Самара: Бахара-М, 2006.
8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб: Речь, 2007.
9. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – М.: Когито-Центр, 2006.
10. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
11. Хриптович В.А. Механизм формирования табачной аддикции у подростков // Психологический журнал. – 2008. – № 1. – С. 55–59.
12. Шабалина В.В. Психология зависимого поведения. – СПб: Изд.- во С.Петерб. ун-та, 2004.
Интернет источники
13. Жигау Е. Эмоционально-личностные особенности курящих юношей и девушек / Электронный журнал PSIHOLOGIE, 2009 // http://www.psihologie.key.md/wp-content/uploads/2009/11/Psihologia-educatiei-JIGAU.pdf
14. Сидоренко Г.И., Аринчина Н.Г., Дунай В.И. Психологические особенности курящих студентов // http://www.rusnauka.com/19_AND_2013/Psihologia/6_141368.doc.htm
15. Хриптович В.А. Изучение психологических особенностей подростков с табачной аддикцией // http://psyjournals.ru/addictive_behavior/issue/46123_full.shtml


Личностные особенности детей и подростков с отклонениями в развитии

ЛЕКЦИЯ: ЛИЧНОСТНЫЕ особенности ДЕТЕЙ И подростков С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Личность представляет собой одно из наиболее сложных психологических образований с точки зрения структуры, генезиса и функционирования. Именно поэтому данная категория в психологии выглядит так противоречиво и неоднозначно. Существует много теорий личности, по-разному трактующих сущность этого явления. С точки зрения современного системного подхода личность чаще всего рассматривается не как отдельный компонент психики, а как ее особое свойство, способ организации и саморегуляции. Более широко личность можно трактовать как особое качество, присущее исключительно человеку. Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений с другими людьми. Таким образом, это понятие приобретает конкретный смысл только в системе этих отношений, воплощаемых через социальные роли.

А. Н. Леонтьев характеризовал личность как система и сверхчувственное качество, указывая на тот факт, что носителем этого качества является телесный, чувственный индивид с присущими врожденными и приобретенными свойствами. Последние представляют собой лишь условия и предпосылки формирования личности человека, не предопределяя всецело ее сущности.

сказанное означает, что личность-это способ существования человека в обществе в качестве представителя определенной группы. Главная цель, в цель личности заключается в саморегуляции социального поведения человека относительно других индивидуумов. В связи с этим представляется вполне оправданным мнение некоторых исследователей, имея в виду в качестве единицы анализа личности эту категорию, как поступок, понимаемый как сознательное действие нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя в своем отношении к другим людям и к самому себе. Именно поступок раскрывает сущность личности, ее позиции, мотивы и способы поведения, которые выполняют определенные цель жизни человека.

Личность-это человек, свободно и ответственно определяющий свое место среди остальных членов общества. По словам М. М. Бахтина, субъект поступания, то есть свободного социального действия. Таким образом, личность представляет собой исключительно социокультурное образование. Это не просто форма существования человека в обществе, но и единственный из возможных способов личностного развития. Только включенность в социальные отношения позволяет человеку приобрести это качество. Вне этого процесса, даже при достаточно сохранных предпосылок биологических, формирование личности принципиально невозможно.

Узнать стоимость работы