Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Психолого-Педагогическая поддержка социальной одарённости в подростковом возрасте

  • 37 страниц
  • 25 источников
  • Добавлена 04.04.2015
1 232 руб. 1 760 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Понятие одаренности в работах отечественных и зарубежных авторов 5
Глава 2. Понятие социальной одаренности 6
Глава 3.Особенности проявления и развития социальной одаренности в подростковом возрасте 9
Глава 4. Педагогические задачи по поддержке социально одаренных подростков 12
Заключение 29
Литература 30


Фрагмент для ознакомления

Итак, анализ закономерностей возрастного развития социальной одаренности позволил выделить следующие характерные черты, присущие социально одаренным подросткам:1.Умение мыслить самостоятельно, принимать решения.2.Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с временными ограничениями, способность планировать будущее; 3.Умение выделить главное, задать цель, направления движения; 4.Определенная гибкость; приспособляемость; 5. Чувство ответственности; 6.Уверенность в себе и приятие себя; 7. Энтузиазм и настойчивость; 8. Развитый интеллект, умение ясно выражать мысли.[21]Глава 4. Педагогические задачи по поддержке социально одаренных подростковРазвитие социальной одаренности подростка в условиях современной системы образования является одной из наиболее значимых проблем социальной педагогики и психологии. Значимость данного вопроса обуславливается тем, что отсутствие навыков правильной оценки сложившейся ситуации, умений вырабатывать адекватную условиям стратегию поведения может привести к неудачам при построении межличностных отношений, решении конфликтных ситуаций, которые ведут к формированию у подростка негативной самооценки, привыканию к неэффективным и деструктивным способам адаптации в обществе, таким, как замкнутость, агрессия, застенчивость, тревожность. [2]Важнейшей задачей педагога является выявление у подростка потенциала социальной одаренности и создание благоприятных условий для развития его коммуникативных задатков и способностей.В настоящее время появилось множество методик, позволяющих выявлять предрасположенность к социальной одаренности. Среди таких методик психологи выделяют следующие:-метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК);-методика «Q-сортировка»;-тест интерперсональной диагностики Лири;-оценка отношений подростка с классом;-методика «Незаконченные предложения»;-методика изучения коммуникативных и организаторских умений.[2]На наш взгляд, между уровнем одаренности и личностными особенностями человека имеется определенная взаимосвязь. Не случайно с раннего детства кто-то проявляет задатки лидера, кто-то находит себя в дружбе и бескорыстной помощи другим, а кому-то сложно приспособиться к социальной среде, быть открытым, понимать и чувствовать окружающих.Нами было проведено эмпирическое исследование уровня одаренности подростков и связи их лидерских качеств с одаренностью. Цель исследования: выявление одаренных подростков и исследование их лидерских качеств.Гипотезаисследования: между уровнем одаренности и лидерскими качествами подростка существует взаимосвязь.Исследование проводилось на базе центра «Подросток» при Комитете по делам молодежи, в нем участвовали 36 респондентов в возрасте 13-16 лет.Методы исследования:1.Тест на выявление лидерских качеств (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).[12]2. Краткий тест творческого мышления П. Торренса «Закончи рисунок».[16]Результаты исследования:1. Тест на выявление лидерских качеств (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)Инструкция к тестуРеспондентам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Сумма баллов подсчитывается с помощью ключа к тесту.За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1балл, в ином случае - 0 баллов.Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.Результаты исследования представлены в Таблице 1.ИспытуемыйБаллы1.Алина П.212.Анастасия Л.393.Анна Ж.264.Анна Ф.295.Антон У.266.Артем Т.247.Вера Н.168.Виталий К.219.Владимир У.3610.Глеб И.3011.Жанна Т.1412.Игорь Р.2813.Кристина М.2914.Марина П.2715.Мария Г.3316.Михаил В.3217.Наталья Я.3018.Олег Ш.3019.Олег Я.2920.Ольга Т.2421.Петр Ю.2922.Платон С.3923.Роман О.2724.Светлана К.3425.Сергей Р.2226.Софья М.3427.Степан Е.2928.Татьяна К.3029.Татьяна Н.3830.Тимур Ж.3131.Шамиль А.3432.Эдуард И.3033.Юлия Н.3234.Юлия Т.2935. Яна Р.2336.Ярослав П.18Таблица 1. Результаты теста на выявление лидерских качеств2. Краткий тест творческого мышления П. Торренса «Закончи рисунок».В нашем исследовании тест служил для определения творческой одаренности респондентов. Ответы на задания респонденты давали в виде рисунков и подписей-комментариев к ним.В ходе исследования рассматриваются следующие показатели творческого мышления.Гибкость. Она оценивает разнообразие стратегий и идей, способность переключаться с одного аспекта на другой. При низком показателе гибкости у испытуемого, можно говорить о ригидности его мышления, низком уровне осведомленности, ограниченности интеллектуального потенциала и невысоком уровне мотивации. Высокий уровень гибкости означает многовариантность реакций и решений, способность действовать, учитывая обстоятельства и приспосабливаясь под них, богатый интеллектуальный потенциал.Оригинальность. Этот показатель указывает на способность выдвигать идеи, принципиально отличающиеся от очевидных, общепринятых, общеизвестных, банальных или твердо установленных. Респонденты с высоким показателем оригинальности обычно обладают высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Кроме того, оригинальность решений означает способность избегать очевидных, легких и неинтересных ответов. Низкий показатель оригинальности предполагает следование стандартам, и, в конечном итоге, уход от ответственности, несамостоятельность.Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для респондентов, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие, напротив - для отстающих, недисциплинированных и слабых учащихся. Показатель разработанности ответов означает определенный тип беглости мышления и в отдельных ситуациях может означать как преимущество, так и ограничение, в зависимости от конкретных проявлений данного качества.ИспытуемыйГибкостьОригинальностьРазработанностьБеглость1.Алина П.33550102.Анастасия Л.64550103.Анна Ж.84540104.Анна Ф.6504095.Антон У.76550106.Артем Т.55080107.Вера Н.2256598.Виталий К.32545109.Владимир У.74070910.Глеб И.440351011.Жанна Т.22555812.Игорь Р.825401013.Кристина М.755601014.Марина П.640551015.Мария Г.860801016.Михаил В.650501017.Наталья Я.650501018.Олег Ш.650501019.Олег Я.745601020.Ольга Т.830551021.Петр Ю.740751022.Платон С.1045651023.Роман О.635551024.Светлана К.845701025.Сергей Р.525551026.Софья М.54545527.Степан Е.845651028.Татьяна К.745651029.Татьяна Н.53040930.Тимур Ж.53045731.Шамиль А.850701032.Эдуард И.745601033.Юлия Н.74550934.Юлия Т.435501035. Яна Р.850501036.Ярослав П.3355010Таблица 2. Результаты теста Торренса «Закончи рисунок»Вывод: уровень оригинальности у 66% респондентов соответствует общепринятой возрастной норме, у 31% отмечаются низкие показатели, и лишь 3% участников исследования имеют высокие показатели. В то же время по шкале разработанности: 66% испытуемых находятся в пределах своей возрастной нормы, у 31% показатели высокие, 3% - с низким показателем разработанностиПроанализируем специфику взаимосвязей уровня одаренности с лидерскими качествами респондентов.Данные по шкале «оригинальность», «разработанность» и «гибкость» в определенной степени соотносятся с показателями лидерских качеств испытуемых. Об этом свидетельствует сопоставление данных Таблиц 1 и 2.В то же время, в Таблице 1 можно отметить и тех участников исследования, кто, несмотря на умеренные показатели в плане одаренности, демонстрирует явные лидерские качества. И не все одаренные подростки являются однозначными лидерами, согласно первому тесту. Однако, среди ребят, показавших в первом тесте качества лидера, нет таких, чьи результаты во втором тесте можно было бы охарактеризовать, как слабые.Таким образом, вывод об устойчивой взаимосвязи между лидерскими качествами и одаренностью личности будет неверным. Тем самым, гипотеза, поставленная нами в начале исследования о том, что существует взаимосвязь между уровнем одаренности и лидерскими качествами подростков, доказана лишь отчасти.Психологам и педагогам очень важно выделять в среде социально одаренных детей подлинных лидеров, не смешивая их с теми, чья сильная сторона – не лидерство, а иные аспекты социальной одаренности. Индивидуальный подход в воспитании, особенно когда речь идет об одаренных детях, приобретает, таким образом, первостепенное значение.Основная психолого - педагогическая помощь социально одаренным детям, демонстрирующим задатки лидера, должна быть направлена на максимальное раскрытие их лидерских качеств в социально обеспеченных условиях (предоставление достаточных коммуникативных возможностей с субъектами разных возрастов, социальных статусов и уровня интеллектуального развития). Такой подход предполагает организацию определенных групп по интересам, кружков, лагерей, общественных организаций. Кроме того, социально одаренному подростку необходимо предоставлять достаточную психологическую поддержку. Он должен чувствовать себя социально защищенным и морально уверенным в своих лидерских качеств. Знание о своих способностях и осознание возможности их реализации помогут одаренному подростку не только адаптироваться в социальной среде, но и добиться определенных успехов, как в настоящем, так и в будущем. Ошибка большинства социально – общественных организаций на сегодняшний момент – излишнее давление на ученика: всестороннее развитие, участие в олимпиадах и спортивных соревнованиях, успешная сдача выпускных экзаменов, поступление в высшие учебные заведения. По этой причине, ребенок не может сосредоточиться и эффективно применять свои силы и способности в той сфере, к которой он предрасположен в силу своих индивидуальных задатков. В связи с этим, каждому подростку должна быть предоставлена возможность проявить свои социальные способности и качества.ЗаключениеВ данной работе мы рассмотрели тему психолого – педагогической поддержки социально одаренных детей в подростковом возрасте. В целом проблемой сопровождения одаренности и психолого – педагогической поддержки детей и подростков, одаренных в той или иной сфере, отечественные ученые начали заниматься сравнительно недавно. До этого долгое время существовало мнение, что одаренные дети в принципе не нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны взрослых, их следует воспитывать в равных условиях с другими детьми. Однако позднее было доказано, что в силу своих личностных особенностей, одаренные дети являются более восприимчивыми к социальной атмосфере, в которой они находятся, имеют больший потенциал для реализации своей одаренности. Тем самым, и от социальных условий во многом зависит, получит ли их потенциальная одаренность развитие и станут ли их потенциальные способности актуальными.В последнее время психологи стали выделять такой особый вид одаренности, как социальная. Людям, обладающим этим видом одаренности присущи высокие коммуникативные, организаторские, лидерские способности. Их главное преимущество – высокое качество и эффективность общения. Современному обществу необходимы такие люди. По этой причине, перед педагогами и психологами стоят задачи: выявлять предрасположенность к социальной одаренности в детском и подростковом возрасте и создавать благоприятные социальные условия для развития их личностных качеств.Подростковый период является сенситивным для развития социальной одаренности, поскольку именно в подростковом возрасте происходит стремительное развитие и становление коммуникативных навыков: происходит перестройка социальной активности, контакты между людьми углубляются, становятся более личными. Необходимо отметить, что социальная одаренность может проявляться только в ситуации общения и взаимодействия с другими людьми. Из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что психолого – педагогическая поддержка социально – одаренных подростков должна заключаться, прежде всего, в создании необходимых социальных условий для развития социальных навыков подростка. С этой целью могут создаваться различные группы, кружки, секции, проводиться всевозможные общественные мероприятия, в которых ребенок будет иметь возможность проявить свои лидерские и организаторские качества.ЛитератураАлиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ ученой деятельности. - М.: Институт психологии АН СССР, 1988 . – С.46-52Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности // Сборник методических материалов, М.: 2000. – С. 34-38Алякринский Б.С. О таланте и способностях. - М.: Знание, 1971. -226 сАнаньев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей - М.: АПН, 1962. – С.131-137Афанасьева Т. А. Нестандартные дети. / /Воспитание школьников, 2001. -№ 3. – С. 23-25Ахметвалиева М.Г. Развитие познавательных способностей младших школьников. /Автореферат кандидата педагогических наук. - Саратов, 2001. -138 сБабаева ЮД. Психологический тренинг для выявления одаренности. Психология одаренности детей и подростков. - М.: Молодая гвардия, 1996. -196 с.Байметов A.K. Некоторые типологически обусловленные особенности индивидуального стиля учебной деятельности старшеклассников. // Вопросы психологии, 1966 г. – С. 58-68Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка. // Классный руководитель, 2000 г. –С. 66-70Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. Рабочая концепция одаренности/ под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Академическая книга, 2004. -310 сДружинин В.Д. Психология общих способностей. - М.: Академия, 2006. – 382 сЖариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. –М.:Просвещение, 1991 . - 224 сЛейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.: ВЛАДОС, 2005. -428 сМатюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика,  1972  - 204 сОбщая психология / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова – М.: Просвещение, 1981. -436 сПроблемы способностей / под редакцией Мясищева В.Н. – М., 1976. – 288 сРубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2008. – 688 сТеплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985. -406 с.Уманский А.Л. Из опыта организации ученического самоуправления в ПТУ // Опыт и методика работы по воспитанию социальной активности учащихся профтехобразования (в помощь комсомольскому активу ПТУ). - Казань, 1986. - С. 25-38Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. – М.: Академия, 2000 . – 316 сФельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М.: Педагогика, 1997. – 372 сЦукерман, Г.А. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс,1995.- 136 с.Чернявская АЛ. Педагогическое мастерство: Учеб. Пособие. - Ярославль, 1997. -258 с Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Просвещение, 2004 - 113 с Эфроимсон В.П. Биосоциальные факторы повышенной умственной активности. // Человек, 1997 - № 2-6,; 1998 - № 1

1. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ ученой деятельности. - М.: Институт психологии АН СССР, 1988 . – С.46-52
2. Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности // Сборник методических материалов, М.: 2000. – С. 34-38
3. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. - М.: Знание, 1971. -226 с
4. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей - М.: АПН, 1962. – С.131-137
5. Афанасьева Т. А. Нестандартные дети. / /Воспитание школьников, 2001. -№ 3. – С. 23-25
6. Ахметвалиева М.Г. Развитие познавательных способностей младших школьников. /Автореферат кандидата педагогических наук. - Саратов, 2001. -138 с
7. Бабаева ЮД. Психологический тренинг для выявления одаренности. Психология одаренности детей и подростков. - М.: Молодая гвардия, 1996. -196 с.
8. Байметов A.K. Некоторые типологически обусловленные особенности индивидуального стиля учебной деятельности старшеклассников. // Вопросы психологии, 1966 г. – С. 58-68
9. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка. // Классный руководитель, 2000 г. –С. 66-70
10. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. Рабочая концепция одаренности/ под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Академическая книга, 2004. -310 с
11. Дружинин В.Д. Психология общих способностей. - М.: Академия, 2006. – 382 с
12. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. –М.:Просвещение, 1991 . - 224 с
13. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.: ВЛАДОС, 2005. -428 с
14. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972 - 204 с
15. Общая психология / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова – М.: Просвещение, 1981. -436 с
16. Проблемы способностей / под редакцией Мясищева В.Н. – М., 1976. – 288 с
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2008. – 688 с
18. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985. -406 с.
19. Уманский А.Л. Из опыта организации ученического самоуправления в ПТУ // Опыт и методика работы по воспитанию социальной активности учащихся профтехобразования (в помощь комсомольскому активу ПТУ). - Казань, 1986. - С. 25-38
20. Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. – М.: Академия, 2000 . – 316 с
21. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М.: Педагогика, 1997. – 372 с
22. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс,1995.- 136 с.
23. Чернявская АЛ. Педагогическое мастерство: Учеб. Пособие. - Ярославль, 1997. -258 с
24. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Просвещение, 2004 - 113 с
25. Эфроимсон В.П. Биосоциальные факторы повышенной умственной активности. // Человек, 1997 - № 2-6,; 1998 - № 1

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке

Муратова Анжелика Артуровна, старший преподаватель кафедры педагогического мастерства ИПК и ППРО ОГПУ, город Оренбург.

Процесс профессионального самоопределения подростка – процесс прогрессивный. Это определяет необходимость последовательности в педагогической деятельности с учащимися, важность освоения педагогом комплекса психолого-педагогических средств для формирования у подростков исследуемого феномена. Такой подход способствует методически целенаправленной организации психолого-педагогической поддержки учащихся в предпрофильной подготовке, так как раскрывает сущность процесса профессионального самоопределения: определяет, что необходимо стремиться, как организовывать работу и какие средства дидактические должны использовать в этом смысле.

Под педагогической поддержкой мы понимаем, профилактической и помощь в развитии и содействии саморазвитию учащегося, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных с продвижением профессиональное самоопределение. Поддержать учащегося-значит оказать ему в той или иной форме помощь: прямую, непосредственную или опосредованную; педагогической, психологической или социальной; индивидуальный, групповой или общий.

В процессе взаимодействия между преподавателем и учащимися осуществляется:

- поддержка того, что важно, учащегося, что потенциально возможно находится в зоне ближайшего развития;

- построение условий, способствующих переведению того, что поддерживается, в деятельность самого учащегося;

- обнаружение собственных проблем и придание им (через взаимодействие со взрослым) развивающего характера путем превращения проблемы в задачу деятельности.

Система средств педагогической поддержки в рамках предпрофильной подготовки предполагает выделение следующих педагогических условий:

- целостность (используемые средства должны представлять собой полную систему);

- систематичность (отобранные средства в методы должны применяться систематически, так как эпизодическое использование не дает желаемого эффекта);

- целенаправленность (подбор форм и методов в зависимости от конкретных задач занятия);

- диагностичность (проведение диагностики личностных изменений и коррекции на этой основе индивидуального образовательного маршрута учащегося);

Узнать стоимость работы