Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Методы прогнозираванния успешности обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  • 34 страницы
  • 24 источника
  • Добавлена 18.02.2015
1 078 руб. 1 540 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Методы изучения познавательной активности в начальной школе 5
1.1 Особенности изучения мотивации учащихся начальной школы 5
1.2 Основы изучения познавательной учебной деятельности у младших школьников 11
Глава 2. Прогнозирование мотивационной активности детей младшего школьного возраста к обучению в школе 19
2.1 Роль мотивации в процессе прогнозирования обучения учащихся начальной школы 19
2.2 Особенности проведения диагностики детей младшего школьного возраста к обучению в школе 23
Заключение 28
Список использованных источников 30
Фрагмент для ознакомления

Среди задач образовательного учреждения главной является всесторонне развитие личности ребенка. Пребывание ребенка в образовательном учреждении должно быть максимально комфортным, тогда можно будет говорить о его и психическом, и физическом состоянии и развитии.
Адаптация детей в данной организации развития проходит в два этапа.
Первый этап:
Подготовка детей к поступлению в школу начинается не позднее, чем за шесть месяцев до начала занятий. С этой целью в феврале- марте уже формируются списки детей – новичков.
В начале сентября проводится рабочее собрание родителей, где присутствуют и выступают все специалисты образовательного учреждения, решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в начальную школу: родители могут детально ознакомиться с организацией обучения, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с особенностями адаптационного периода.
Второй этап адаптации – знакомство ученика с педагогами и сотрудниками детского сада. Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к школьному режиму.
В образовательное учреждение дети поступают в сентябре. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов; еще нет роста простудных заболеваний.
Вне зависимости от времени, когда ребенок начинает свое обучение в школе, у него изменяется социальный статус, и появляется, соответственно новая социальная роль «ученика».
Этот период можно считать рождением нового социального «Я» ребенка.
Следовательно, изменение внешней позиции по факту влечет за собой также изменение всего самосознания личности ребенка, происходит общая переоценка ценностей. Для младшего школьника, то, что было значительным ранее, становится второстепенным, а вот то, что имеет непосредственное отношение к учебе, становится для него более ценным.
Поэтому, в психике ребенка происходит целый ряд изменений, которые должны быть благотворными при условии благоприятного развития событий, в процессе его успешной адаптации к обучению в школе.
Процесс адаптации младшего школьника достаточно сложен как физически, так и психологически.
Адаптация в переводе с латинского (adaptatio) – означает прилаживание, или приноравливание, то есть приспособление определенной самоорганизующийся системы к текущим постоянно изменяющимся условиям среды.
Психическую адаптацию можно определить как целенаправленный процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности.
Также процесс адаптации позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие деятельности человека и его поведения требованиям среды.
Не секрет, что практически все дети, поступающие в первый класс, хотят быть хорошими учениками.
Какой бы ни была их школьная мотивация, все-таки, большинство из них старается учиться хорошо. Но, к сожалению, не всем это удается, многие из них испытывают различные трудности в учебе.
Ранний школьный возраст - особый период становления организма и систем, формирования их функций. Поэтому для этого возраста (6 – 8 лет) характерен ряд особенностей:
- Быстрый темп развития и неравномерность. В критические периоды может наблюдаться снижение работоспособности, эмоциональные расстройства.
- Неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание) может произойти утеря навыков.
- Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Повышенная эмоциональность (9, с. 67).
Поэтому так необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям образовательного учреждения прошел как можно мягче.
С точки зрения построения образовательной среды, приобретение социального опыта, социализация – это проектирование полноценной системы человеческих отношений, основанных на социокультурных ценностях.
Основными целями деятельности педагогического коллектива является формирование у обучающихся универсальных учебных действий, основанных на компетентностном подходе.
Процесс привыкания ребенка к школе довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в этом возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
Дети с разным типом нервной деятельности адаптируются к условиям школы по-разному. У одних детей адаптация проходит в легкой степени, другие дети переносят кризис тяжелой адаптации, которая приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У таких детей преобладают агрессивно-разрушительные реакции, активное эмоциональное состояние, либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях.
Основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к школе: состояние здоровья детей, возрастные закономерности протекания адаптации, уровень развития общения ребенка, тип нервной системы ребенка.
Правильно и эстетично по возрасту детей оборудованная группа – залог успешной адаптации малышей к условиям дошкольного учреждения.
Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, ведется в первые месяцы занятий с этой целью на каждого ребенка заполняется «Адаптационный лист».
Дети иногда трудно адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально - стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.
Для профилактики подобных реакций в образовательном учреждении организовано медико-психолого-педагогическое сопровождение детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в образовательном учреждении.
Работа ведется в тесном контакте с родителями при помощи организации обратной связи путем анкетирования. Результаты медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации обсуждается на медико-психолого-педагогических совещаниях. Все специалисты, работающие с детьми в период адаптации могут здесь высказать свое мнение и получить рекомендации для дальнейшей работы.
Одной из основных задач данной службы является осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (или риском нарушения).
С детьми занимаются квалифицированные кадры, регулярно проводятся промежуточные диагностические обследования детей всеми специалистами. За те годы, что Служба ранней помощи существует в центре развития, многие ее воспитанники перешли в образовательное учреждение и очень быстро адаптировались и комфортно себя чувствуют в образовательном учреждении.
Ранняя социализация детей, позволяющая обеспечить их успешную адаптацию к условиям образовательного учреждения. Создание для детей благоприятной психо - эмоциональной обстановки.
Заключение

Начальная школа - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, важный опыт структурированного коллективного общения в условиях школьной дисциплины.
Новую обстановку и режим обучения не все дети принимают сразу и без проблем. Одни легко входят в класс, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в школу с утра, а перед входом в класс начинают капризничать и плакать.
Резкое предъявление нового помещения, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.
Основными задачами по профилактике и преодолению дезадаптации детей в образовательном учреждении являются:
1. Анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для образовательного учреждения);
2. Выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;
3. Оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания.
Вся работа проводится в три этапа:
1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям:
- Характеристика родителями состояния своих детей в семье
- Оценка учителем состояния детей в период адаптации к условиям начальной школы.
- Оценка психоэмоционального состояния детей.
По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаю для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью.
Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.
2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей.
На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
- С изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
- С освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
- С принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
- С формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.

Список использованных источников

Боденко Л.А. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде: автореф.дис. … канд.пед.наук/Л.А.Боденко. – М., 1999. 22с.
Быстрова Н.Л. Обучение динамичному чтению // Нач. шк. 2009 №11. - с. 41 – 44.
Веденькина М.В. Формирование познавательной самостоятельности у младших школьников с учетом полоролевых особенностей: автореф.дис…. канд.пед.наук. Волгоград, 2007. – 28с.
Гурина, И.А. Теория и практика развития познавательной самостоятельности обучающихся в истории российского образования (вторая половина 19-20 вв.): автореф. дис. … докт.пед.наук / И.А. Гурина. – М., 2010, - 22с.
Ермолаев-Томин, О.Ю. Внимание школьника / Ермолаева О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. - М.: Знание, 1987. - с. 79.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие/ И.А. Зимняя. Ростов н/Дону: Феликс. – 1997. – 480с.
Марипова Г.В. Неделя биологического разнообразия // Биология в школе, 2001, №7. . С – 51-63
Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности школьника // Вопросы психологии, 1978, № 3. С – 11-13
Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников. - М.,1983.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М., 1983.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.
Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др.; Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Просвещение, 2003. - с. 208.
Моргун В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету / Автореф. к. пс. н. - М., 2009.
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., 2005.
Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов//Начальная школа.—2012.—№10.—с.6-12.
Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Под ред. Г.И. Щукиной. - М., 1975.
Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.
Развитие творческой активности школьников / Под ред. Матюшкина А.М. - М.: Педагогика, 1991. - с. 160.
Сластенин В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студентов пед. Учебных заведений. – М., Акадения, 2002. – 576с.
Содержание образования в начальной школе: система ценностей: сб.научн.трудов/. – М., 2011. – 136с.
Уфимцева Л.П. Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения // Начальная школа,2004, № 4. С –51-63
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2007.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.











29



ЭМОЦИИ

МОТИВ УЧЕНИЯ

СМЫСЛ УЧЕНИЯ

ОТНОШЕНИЕ И ИНТЕРЕС

ЦЕЛЬ

ПОТРЕБНОСТЬ В УЧЕНИИ

МОТИВАЦИЯ

МОТИВЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

МОТИВЫ СОЗДАННЫЕ УЧИТЕЛЯМИ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧЕНИЮ

МОТИВЫ СОЗДАННЫЕ РОДИТЕЛЯМИ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧЕНИЮ

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ

МОТИВАЦИЯ

Список использованных источников

1. Боденко Л.А. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде: автореф.дис. … канд.пед.наук/Л.А.Боденко. – М., 1999. 22с.
2. Быстрова Н.Л. Обучение динамичному чтению // Нач. шк. 2009 №11. - с. 41 – 44.
3. Веденькина М.В. Формирование познавательной самостоятельности у младших школьников с учетом полоролевых особенностей: автореф.дис…. канд.пед.наук. Волгоград, 2007. – 28с.
4. Гурина, И.А. Теория и практика развития познавательной самостоятельности обучающихся в истории российского образования (вторая половина 19-20 вв.): автореф. дис. … докт.пед.наук / И.А. Гурина. – М., 2010, - 22с.
5. Ермолаев-Томин, О.Ю. Внимание школьника / Ермолаева О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. - М.: Знание, 1987. - с. 79.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие/ И.А. Зимняя. Ростов н/Дону: Феликс. – 1997. – 480с.
7. Марипова Г.В. Неделя биологического разнообразия // Биология в школе, 2001, №7. . С – 51-63
8. Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности школьника // Вопросы психологии, 1978, № 3. С – 11-13
9. Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников. - М.,1983.
10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М., 1983.
11. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.
12. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др.; Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Просвещение, 2003. - с. 208.
13. Моргун В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету / Автореф. к. пс. н. - М., 2009.
14. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., 2005.
15. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов//Начальная школа.—2012.—№10.—с.6-12.
16. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Под ред. Г.И. Щукиной. - М., 1975.
17. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.
18. Развитие творческой активности школьников / Под ред. Матюшкина А.М. - М.: Педагогика, 1991. - с. 160.
19. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студентов пед. Учебных заведений. – М., Акадения, 2002. – 576с.
20. Содержание образования в начальной школе: система ценностей: сб.научн.трудов/. – М., 2011. – 136с.
21. Уфимцева Л.П. Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения // Начальная школа,2004, № 4. С –51-63
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010.
23. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2007.
24. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

Проблемы развития произвольного внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Проблемы развития произвольного внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Введение

"Сделать учение увлекательным для ребенка, но, в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных для них задач, не наклоняя слишком ни в одну ни в другую сторону, давая пассивный вниманию и упражняя активное, которое хотя слабо в ребенке, но может и должно развиваться и расти от упражнений"

( К. Д. Ушинский ) [42. c. 294]

Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а также продукт – качество исполнения. [10. c. 250]

Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные и отечественных психологов и педагогов

( Дж. Миль, Президент Гербарт, Т. Рибо, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, Л. с. Выготский, П. Я. Гальперин, Л. Н. Леонтьев, P. s. Немов, Г. А. Урунтаева и многие другие).

Например, Рибо считал, что внимание независимо от того является ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т. е. между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную зависимость.[32. s. 75]

В своих трудах отечественных психологов.- Н.F. Добрынин подчеркивает, что внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. [11. s. 125]

По мнению С. Л. Рубинштейна внимание это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. [31. s. 524]

Л. с. Выготский и Л. Н. Леонтьев указал на существенное значение речи для внимания, потому что через слова происходит указание предмета, на котором вы должны сосредоточиться.

Л. с. Выготский пытался проследить историю развития внимания. Он писал, что история внимания есть история развития, установленных его поведения, что ключ к генетически пониманию внимания следует искать не в нутрии , а вне личности ребенка. [5. c. 147]

П. Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции контроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных действий. [7. c. 110]

Проблема развития произвольного внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. В настоящее время хорошо известно насколько сложна и объемна программа начальных классов, и как трудно, иногда, ребенок, который не способен удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. И как печальны в школьные годы "глупые" ошибки из-за невнимательности. Совсем иначе чувствуют себя дети, которые способны удерживать внимание на деталях длительное время, усидчивые, внимательные. Эти дети попадают легче в процессе обучения. Работая в тесной преемственности со школой, воспитатели отслеживают успехи своих выпускников в школу. По данным школьного психолога среди первоклассников 55% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника.

Узнать стоимость работы