Методы прогнозираванния успешности обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 3434 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 18.02.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Методы изучения познавательной активности в начальной школе 5
1.1 Особенности изучения мотивации учащихся начальной школы 5
1.2 Основы изучения познавательной учебной деятельности у младших школьников 11
Глава 2. Прогнозирование мотивационной активности детей младшего школьного возраста к обучению в школе 19
2.1 Роль мотивации в процессе прогнозирования обучения учащихся начальной школы 19
2.2 Особенности проведения диагностики детей младшего школьного возраста к обучению в школе 23
Заключение 28
Список использованных источников 30
Фрагмент для ознакомления

Среди задач образовательного учреждения главной является всесторонне развитие личности ребенка. Пребывание ребенка в образовательном учреждении должно быть максимально комфортным, тогда можно будет говорить о его и психическом, и физическом состоянии и развитии.
Адаптация детей в данной организации развития проходит в два этапа.
Первый этап:
Подготовка детей к поступлению в школу начинается не позднее, чем за шесть месяцев до начала занятий. С этой целью в феврале- марте уже формируются списки детей – новичков.
В начале сентября проводится рабочее собрание родителей, где присутствуют и выступают все специалисты образовательного учреждения, решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в начальную школу: родители могут детально ознакомиться с организацией обучения, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с особенностями адаптационного периода.
Второй этап адаптации – знакомство ученика с педагогами и сотрудниками детского сада. Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к школьному режиму.
В образовательное учреждение дети поступают в сентябре. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов; еще нет роста простудных заболеваний.
Вне зависимости от времени, когда ребенок начинает свое обучение в школе, у него изменяется социальный статус, и появляется, соответственно новая социальная роль «ученика».
Этот период можно считать рождением нового социального «Я» ребенка.
Следовательно, изменение внешней позиции по факту влечет за собой также изменение всего самосознания личности ребенка, происходит общая переоценка ценностей. Для младшего школьника, то, что было значительным ранее, становится второстепенным, а вот то, что имеет непосредственное отношение к учебе, становится для него более ценным.
Поэтому, в психике ребенка происходит целый ряд изменений, которые должны быть благотворными при условии благоприятного развития событий, в процессе его успешной адаптации к обучению в школе.
Процесс адаптации младшего школьника достаточно сложен как физически, так и психологически.
Адаптация в переводе с латинского (adaptatio) – означает прилаживание, или приноравливание, то есть приспособление определенной самоорганизующийся системы к текущим постоянно изменяющимся условиям среды.
Психическую адаптацию можно определить как целенаправленный процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности.
Также процесс адаптации позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие деятельности человека и его поведения требованиям среды.
Не секрет, что практически все дети, поступающие в первый класс, хотят быть хорошими учениками.
Какой бы ни была их школьная мотивация, все-таки, большинство из них старается учиться хорошо. Но, к сожалению, не всем это удается, многие из них испытывают различные трудности в учебе.
Ранний школьный возраст - особый период становления организма и систем, формирования их функций. Поэтому для этого возраста (6 – 8 лет) характерен ряд особенностей:
- Быстрый темп развития и неравномерность. В критические периоды может наблюдаться снижение работоспособности, эмоциональные расстройства.
- Неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание) может произойти утеря навыков.
- Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Повышенная эмоциональность (9, с. 67).
Поэтому так необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям образовательного учреждения прошел как можно мягче.
С точки зрения построения образовательной среды, приобретение социального опыта, социализация – это проектирование полноценной системы человеческих отношений, основанных на социокультурных ценностях.
Основными целями деятельности педагогического коллектива является формирование у обучающихся универсальных учебных действий, основанных на компетентностном подходе.
Процесс привыкания ребенка к школе довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в этом возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
Дети с разным типом нервной деятельности адаптируются к условиям школы по-разному. У одних детей адаптация проходит в легкой степени, другие дети переносят кризис тяжелой адаптации, которая приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У таких детей преобладают агрессивно-разрушительные реакции, активное эмоциональное состояние, либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях.
Основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к школе: состояние здоровья детей, возрастные закономерности протекания адаптации, уровень развития общения ребенка, тип нервной системы ребенка.
Правильно и эстетично по возрасту детей оборудованная группа – залог успешной адаптации малышей к условиям дошкольного учреждения.
Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, ведется в первые месяцы занятий с этой целью на каждого ребенка заполняется «Адаптационный лист».
Дети иногда трудно адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально - стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.
Для профилактики подобных реакций в образовательном учреждении организовано медико-психолого-педагогическое сопровождение детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в образовательном учреждении.
Работа ведется в тесном контакте с родителями при помощи организации обратной связи путем анкетирования. Результаты медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации обсуждается на медико-психолого-педагогических совещаниях. Все специалисты, работающие с детьми в период адаптации могут здесь высказать свое мнение и получить рекомендации для дальнейшей работы.
Одной из основных задач данной службы является осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (или риском нарушения).
С детьми занимаются квалифицированные кадры, регулярно проводятся промежуточные диагностические обследования детей всеми специалистами. За те годы, что Служба ранней помощи существует в центре развития, многие ее воспитанники перешли в образовательное учреждение и очень быстро адаптировались и комфортно себя чувствуют в образовательном учреждении.
Ранняя социализация детей, позволяющая обеспечить их успешную адаптацию к условиям образовательного учреждения. Создание для детей благоприятной психо - эмоциональной обстановки.
Заключение

Начальная школа - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, важный опыт структурированного коллективного общения в условиях школьной дисциплины.
Новую обстановку и режим обучения не все дети принимают сразу и без проблем. Одни легко входят в класс, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в школу с утра, а перед входом в класс начинают капризничать и плакать.
Резкое предъявление нового помещения, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.
Основными задачами по профилактике и преодолению дезадаптации детей в образовательном учреждении являются:
1. Анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для образовательного учреждения);
2. Выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;
3. Оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания.
Вся работа проводится в три этапа:
1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям:
- Характеристика родителями состояния своих детей в семье
- Оценка учителем состояния детей в период адаптации к условиям начальной школы.
- Оценка психоэмоционального состояния детей.
По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаю для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью.
Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.
2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей.
На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
- С изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
- С освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
- С принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
- С формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.

Список использованных источников

Боденко Л.А. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде: автореф.дис. … канд.пед.наук/Л.А.Боденко. – М., 1999. 22с.
Быстрова Н.Л. Обучение динамичному чтению // Нач. шк. 2009 №11. - с. 41 – 44.
Веденькина М.В. Формирование познавательной самостоятельности у младших школьников с учетом полоролевых особенностей: автореф.дис…. канд.пед.наук. Волгоград, 2007. – 28с.
Гурина, И.А. Теория и практика развития познавательной самостоятельности обучающихся в истории российского образования (вторая половина 19-20 вв.): автореф. дис. … докт.пед.наук / И.А. Гурина. – М., 2010, - 22с.
Ермолаев-Томин, О.Ю. Внимание школьника / Ермолаева О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. - М.: Знание, 1987. - с. 79.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие/ И.А. Зимняя. Ростов н/Дону: Феликс. – 1997. – 480с.
Марипова Г.В. Неделя биологического разнообразия // Биология в школе, 2001, №7. . С – 51-63
Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности школьника // Вопросы психологии, 1978, № 3. С – 11-13
Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников. - М.,1983.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М., 1983.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.
Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др.; Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Просвещение, 2003. - с. 208.
Моргун В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету / Автореф. к. пс. н. - М., 2009.
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., 2005.
Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов//Начальная школа.—2012.—№10.—с.6-12.
Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Под ред. Г.И. Щукиной. - М., 1975.
Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.
Развитие творческой активности школьников / Под ред. Матюшкина А.М. - М.: Педагогика, 1991. - с. 160.
Сластенин В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студентов пед. Учебных заведений. – М., Акадения, 2002. – 576с.
Содержание образования в начальной школе: система ценностей: сб.научн.трудов/. – М., 2011. – 136с.
Уфимцева Л.П. Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения // Начальная школа,2004, № 4. С –51-63
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2007.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.











29



ЭМОЦИИ

МОТИВ УЧЕНИЯ

СМЫСЛ УЧЕНИЯ

ОТНОШЕНИЕ И ИНТЕРЕС

ЦЕЛЬ

ПОТРЕБНОСТЬ В УЧЕНИИ

МОТИВАЦИЯ

МОТИВЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

МОТИВЫ СОЗДАННЫЕ УЧИТЕЛЯМИ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧЕНИЮ

МОТИВЫ СОЗДАННЫЕ РОДИТЕЛЯМИ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧЕНИЮ

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ

МОТИВАЦИЯ

Список использованных источников

1. Боденко Л.А. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде: автореф.дис. … канд.пед.наук/Л.А.Боденко. – М., 1999. 22с.
2. Быстрова Н.Л. Обучение динамичному чтению // Нач. шк. 2009 №11. - с. 41 – 44.
3. Веденькина М.В. Формирование познавательной самостоятельности у младших школьников с учетом полоролевых особенностей: автореф.дис…. канд.пед.наук. Волгоград, 2007. – 28с.
4. Гурина, И.А. Теория и практика развития познавательной самостоятельности обучающихся в истории российского образования (вторая половина 19-20 вв.): автореф. дис. … докт.пед.наук / И.А. Гурина. – М., 2010, - 22с.
5. Ермолаев-Томин, О.Ю. Внимание школьника / Ермолаева О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. - М.: Знание, 1987. - с. 79.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие/ И.А. Зимняя. Ростов н/Дону: Феликс. – 1997. – 480с.
7. Марипова Г.В. Неделя биологического разнообразия // Биология в школе, 2001, №7. . С – 51-63
8. Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности школьника // Вопросы психологии, 1978, № 3. С – 11-13
9. Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников. - М.,1983.
10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М., 1983.
11. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.
12. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др.; Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Просвещение, 2003. - с. 208.
13. Моргун В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету / Автореф. к. пс. н. - М., 2009.
14. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., 2005.
15. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов//Начальная школа.—2012.—№10.—с.6-12.
16. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Под ред. Г.И. Щукиной. - М., 1975.
17. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.
18. Развитие творческой активности школьников / Под ред. Матюшкина А.М. - М.: Педагогика, 1991. - с. 160.
19. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студентов пед. Учебных заведений. – М., Акадения, 2002. – 576с.
20. Содержание образования в начальной школе: система ценностей: сб.научн.трудов/. – М., 2011. – 136с.
21. Уфимцева Л.П. Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения // Начальная школа,2004, № 4. С –51-63
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010.
23. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2007.
24. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

Вопрос-ответ:

Какие методы используются для прогнозирования успешности обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста?

Для прогнозирования успешности обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста используются различные методы, такие как наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ активности и мотивации учеников и другие.

Какие особенности изучения мотивации учащихся начальной школы?

Изучение мотивации учащихся начальной школы имеет свои особенности. Важно учитывать возрастные особенности детей, их интересы, потребности и мотивационное состояние. Также необходимо учитывать влияние внешних факторов, таких как семья, учителя и социальная среда.

Какие методы прогнозирования мотивационной активности детей младшего школьного возраста к обучению в школе?

Для прогнозирования мотивационной активности детей младшего школьного возраста к обучению в школе используются различные подходы. Некоторые из них включают изучение мотивационных факторов, анализ учебных достижений, интервьюирование детей и их родителей, а также наблюдение за поведением и активностью учащихся.

Какая роль мотивации в процессе прогнозирования обучения учащихся начальной школы?

Мотивация играет важную роль в процессе прогнозирования обучения учащихся начальной школы. Она может быть ключевым фактором, определяющим успешность обучения. Изучение мотивации позволяет предсказать, насколько ученики будут активно включаться в учебный процесс, насколько они будут стремиться достигнуть успеха и как они будут реагировать на трудности и препятствия в обучении.

Какие основы изучения познавательной учебной деятельности у младших школьников?

Основы изучения познавательной учебной деятельности у младших школьников включают анализ и оценку их познавательных способностей, интересов, умений и навыков. Также важно изучать их познавательную мотивацию, стремление к саморазвитию и готовность к учебе. Все это помогает прогнозировать и поддерживать успешность обучения детей младшего школьного возраста.

Какие методы используются для прогнозирования успешности обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста?

Для прогнозирования успешности обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста используются различные методы, включающие наблюдение, оценку интеллектуальных и психомоторных способностей, анализ познавательной активности и мотивационной активности.

Как изучается познавательная активность в начальной школе?

Познавательная активность в начальной школе изучается с помощью различных методов, таких как наблюдение за учебными процессами, тестирование учащихся, анализ их работ и задач. Важное значение имеет также наблюдение за общением и взаимодействием детей в процессе учебы.

Какие особенности изучения мотивации учащихся начальной школы?

Изучение мотивации учащихся начальной школы имеет свои особенности. Оно требует использования специальных методов, таких как анкетирование, интервьюирование, анализ учебной деятельности и реакции детей на различные учебные задания. Также важным аспектом является наблюдение за эмоциональным состоянием и мотивацией детей в процессе учебы.

Какими методами прогнозируется мотивационная активность детей младшего школьного возраста к обучению в школе?

Прогнозирование мотивационной активности детей младшего школьного возраста к обучению в школе осуществляется с использованием различных методов. Включаются такие подходы, как анализ мотивационных факторов, проведение тестов и опросов, наблюдения за поведением и реакцией детей на учебную стимуляцию. Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и его предыдущий опыт обучения.