проблемно-аналитический обзор исследований направленных на решение проблем ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностчми

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 1818 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 19.02.2015
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Актуальность проблем детей с ограниченными возможностями 3
Эволюция терминов 5
Психолингвистические аспекты терминов 6
Категории ограничения функций: 7
Льготы детям-инвалидам и точки зрения на них 7
Развитие 9
Образование 9
Заключение 16
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Система М. Монтессори  была создана более ста лет назад итальянским врачом Марией Монтессори. Сейчас занятия по системе М. Монтессори популярны во всем мире. Подготовку педагогов осуществляет Международная ассоциация Монтессори педагогов (AMI). Знания об окружающем мире ребенок может получить сам, если для этого будут созданы необходимые условия - особая предметная среда. Путем многолетних наблюдений за детьми М. Монтессори разработала уникальную систему упражнений, которая способствует утончению работы всех органов чувств, развитию тонкой и крупной моторики, памяти, внимания, способности к концентрации, что обеспечивает в дальнейшем успешность ребенка во всех видах деятельности. М. Монтессори считала, что каждый ребенок должен развиваться в соответствии со своей внутренней программой, поэтому коллективные занятия малоэффективны. В Монтессори-классе ребенок сам выбирает материал, с которым хочет работать и занимается с ним столько, сколько считает нужным. Роль педагога заключается в том, чтобы поддерживать познавательный интерес ребенка и направлять его в нужное русло. Активная роль в процессе обучения принадлежит самому ребенку, поэтому знания, полученные на занятиях по системе М. Монтессори, оказываются наиболее прочными и полными.Алалии, задержки речевого развития, число которых увеличилось с внедрением в акушерские практики агрессивных методов родовспоможения, стали поддаваться коррекции методами электрорефлексотерапии на фоне занятий, проводимых логопедом дефектологом. Дети начали приобретать навыки аналитического мышления, сверхмалые электрические импульсы способствовали восстановлению утраченных функций. Одинаковых детей не бывает, но результат был у всех. ЗаключениеСоздание детских домов семейного типа по типу Sos-Kinderdorf идет как один из элементов модернизации государственной системы социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. «Деинституционализация» системы опеки и попечительства означает постепенный вывод таких детей из учреждений интернатной формы в семейную. Проблема социальной защиты детей с ограниченными возможностями, ее методологии и содержания основной концепции, влияния медико-социальных факторов на развитие детей-инвалидов разработана недостаточно. Нет пока ни одной работы, подходящей к решению всего этого сложного комплекса проблем системно, с охватом всех проблемных направлений. Все публикации, представленные в списке литературы, являются фрагментарными по отношению к глобальности и масштабности проблемы, они освещают какие-то отдельные стороны многогранной проблемы детей с ограниченными возможностями. Это же замечание касается освещения проблемы по регионам, в каждом из которых есть свои особенности. Возможно, в регионах делается не меньше, однако малое количество публикаций на эту тему не позволяет нам с этим мнением согласиться в полной мере, хотя и инертность в плане обнародования своих результатов тоже вносит свой вклад в формирование такой ситуации.Актуальность затрагиваемой нами темы исследования продиктована нашей озабоченностью будущим развитием страны, ее демографическими тенденциями, отличающимися за последние 20 лет очень большим разнообразием, вплоть,до диаметрально противоположных.Это характерно и для социологических, и педагогических и для правовых направлений работ по данной проблеме. Актуальным становится вопрос социального подхода не отдельно к детям инвалидам, а и их семьям, где они воспитываются, анализируется деятельность медико-социальных работников, социологов, экономистов, государственных деятелей, медиков, педагогов, психологов, дефектологов – то есть носителей социальной работы.На сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Слабо разработана в научном смысле и система совершенствования социальной защиты детей-инвалидов с точки зрения государственной политики.В проанализированных работах раскрывается общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются основные проблемы, особенности социальной работы, нормативно – правовая база в области социальной работы, а также раскрываются основные технологии социальной работы, социальное обеспечение и обслуживание детей, профилактика в социальной работе с детьми, реабилитация детей с ограниченными возможностями.Список литературыАкатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева Т.А. Исаева. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 451 с.Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. – М.: Владос, 2009. – 300 с.Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с. – (Сердце отдаю детям)Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.Дементьева Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева Т.А. Исаева. – М.: Академкнига, 2005. – 247 с.Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.Лебединская, К.С. Задержка психического развития. – М.: Педагогика. – 2007. – 280 с.Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 356с.Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005. – 180 с.Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – M.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 c.Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика /Г.В. Фадина– Балашов: Николаев, 2004. – 80 с.Проектирование зданий и сооружений с учётом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения. СП 35-101-2001. М., 2001. — С. 146Всемирный доклад об инвалидности. 9 июня 2011 годаООН и инвалиды — первые пятьдесят лет (недоступная ссылка с 23-05-2013 (580 дней) — история, копия)Иванова А. Е., 1998. Инвалидность населенияБарьеры в… безбарьерной среде. «Чехов сегодня», № 52 (203), 17 июля 2002Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с 1 января 2010 г. настоящие Правила действуют без учёта «степени ограничения способности к трудовой деятельности», согласно поправкам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1121 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом»).Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 № 317 "О внесении изменений и дополнений в постановление министерства труда и социального развития российской федерации от 15 апреля 2003 г. № 17 «Об утверждении разъяснения об определении учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2005 № 6630).Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с изменениями (Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О ветеранах“ и статьи 11 и 11.1 Федерального закона „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“»).Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (РФ) от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 г.).Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» (РФ) от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (с изменениями от 8 декабря 2010 г.).Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной социальной помощи“» от 8 декабря 2010 г. № 345-ФЗ.Федеральный закон «О техническом регулировании» Статья 46О применении статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании»СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населенияМеждународные документы о правах инвалидовДекларация о правах умственно отсталых лиц, 1971.Декларация о правах инвалидов, 1975.Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, 1993.Конвенция о правах инвалидов, 2006.Всемирный доклад об инвалидности, 2011.Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.План действий Совета Европы в отношении людей с ограниченными возможностями на 2006—2015 гг.Другие рекомендации и резолюции СЕ.

Список литературы
1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
2. Багаева, Г. Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г. Н. Багаева Т. А. Исаева. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 451 с.
3. Бондаренко, Б. С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. – М.: Владос, 2009. – 300 с.
4. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с. – (Сердце отдаю детям)
5. Григорьева, Л. Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.
6. Дементьева Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева Т. А. Исаева. – М.: Академкнига, 2005. – 247 с.
7. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
8. Лебединская, К.С. Задержка психического развития. – М.: Педагогика. – 2007. – 280 с.
9. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
10. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 356с.
11. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005. – 180 с.
12. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
13. Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
14. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – M.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 c.
15. Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика /Г.В. Фадина– Балашов: Николаев, 2004. – 80 с.
16. Проектирование зданий и сооружений с учётом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения. СП 35-101-2001. М., 2001. — С. 146
17. Всемирный доклад об инвалидности. 9 июня 2011 года
18. ООН и инвалиды — первые пятьдесят лет (недоступная ссылка с 23-05-2013 (580 дней) — история, копия)
19. Иванова А. Е., 1998. Инвалидность населения
20. Барьеры в… безбарьерной среде. «Чехов сегодня», № 52 (203), 17 июля 2002
21. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с 1 января 2010 г. настоящие Правила действуют без учёта «степени ограничения способности к трудовой деятельности», согласно поправкам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1121 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом»).
22. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
23. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 № 317 "О внесении изменений и дополнений в постановление министерства труда и социального развития российской федерации от 15 апреля 2003 г. № 17 «Об утверждении разъяснения об определении учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2005 № 6630).
24. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с изменениями (Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О ветеранах“ и статьи 11 и 11.1 Федерального закона „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“»).
25. Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (РФ) от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 г.).
26. Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» (РФ) от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (с изменениями от 8 декабря 2010 г.).
27. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной социальной помощи“» от 8 декабря 2010 г. № 345-ФЗ.
28. Федеральный закон «О техническом регулировании» Статья 46
29. О применении статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании»
30. СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения
Международные документы о правах инвалидов
31. Декларация о правах умственно отсталых лиц, 1971.
32. Декларация о правах инвалидов, 1975.
33. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, 1993.
34. Конвенция о правах инвалидов, 2006.
35. Всемирный доклад об инвалидности, 2011.
36. Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.
37. План действий Совета Европы в отношении людей с ограниченными возможностями на 2006—2015 гг.
38. Другие рекомендации и резолюции СЕ.

Опубликовано

Содержание

Введение

Глава 1. Проблемы семей с людьми с ограниченными физическими возможностями

1.1 Формирование теоретических представлений об инвалидности как социальной проблемы

1.2 Социальные проблемы инвалидов и их семей

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по проблеме социальной реабилитации детей и молодежи с ограниченными возможностями

2.1 Опыт деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности на примере РЦ "Родник"

2.2 Исследование "Профессиональная ориентация детей и молодежи с ограниченными возможностями жизнедеятельности"

Вывод

Список литературы

Приложение 1

Введение

В настоящее время около 500 млн. человек в мире официально признаны инвалидами вследствие интеллектуальных, физических или сенсорных расстройств. Семья является важнейшим фактором социализации инвалида и ее влияние в этом смысле превосходит влияние всех остальных государственных учреждений. В отношении человека с ограниченными возможностями здоровья, то роль семьи неизмеримо возрастает, так как на нее ложится основное бремя ухода.

Присутствие человека, который имеет жизнь, ограничения, вносит в жизнь семьи много дополнительных проблем, оказывает влияние на всех ее членов. Для этого в обществе, требуются дополнительные духовные и материальные.

Однако, до недавнего времени в исследованиях российских ученых, семьи, имеющие инвалидов, не выделялись в отдельную группу. В зарубежной литературе 1950-1960-х,,, так же, как и в литературе отечественной до 1990 года, составила, практически, нет информации о состоянии семей, людей с ограниченными возможностями. Вероятно, отсутствие этой информации обусловлено тем, что большинство людей с ограниченными возможностями были помещены в закрытые учреждения.

До недавнего времени политика изоляции в отношении инвалидов была определяющей тенденцией отечественного общества. Специализированных домов для инвалидов, детских домах, приютах, интернатах прошли жизни около 10 % населения. Сегодня ситуация меняется качественно. Все больше и больше семей берут на себя задачу наблюдения с инвалидом в семье, развивается система социальной, профессиональной поддержки, растет профессионализм социальных работников, специализирующихся на помощи семье, издаются законы, разрушая препятствия в жизни лиц с ограниченными возможностями.