Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Авторская дидактическая сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

  • 31 страница
  • 27 источников
  • Добавлена 25.02.2015
1 078 руб. 1 540 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АВТОРСКАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Анализ отечественной научной литературы по проблеме понятия нравственности 5
1.2 Сущность понятия «авторская дидактическая сказка» 12
1.3 Авторская дидактическая сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств личности у дошкольников 15
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОРСКОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1 Особенности и методика ознакомления дошкольников с авторской дидактической сказкой и формирование нравственных качеств личности через авторскую дидактическую сказку 19
2.2 Организация опытно-практической работы по исследованию влияния авторской дидактической сказки на развитие и воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста 20
2.3 Методические рекомендации воспитателям по использованию авторской дидактической сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста 24
Выводы по 2 главе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список использованных источников 29


Фрагмент для ознакомления

На втором этапе эксперимента мы опросили дошкольников, какие из названных нравственных категорий можно проиллюстрировать сказками. По итогам опроса выяснилось, что большинство детей, участвующих в эксперименте, обладают сравнительно узкими знаниями сказочных сюжетов, имена авторов и названия конкретных сказок они вспоминали крайне редко, чаще ссылаясь на фильмы, которые смотрели в группе продлённого дня. Занесём полученные данные в таблицу,выделив три уровня информированности, которую проявили дошкольники, отвечая на вопросы.Высокий уровень1называет названия сказок, имена героев; хорошо соотносит идеи о нравственных представлениях с конкретными сюжетами и ситуациямиСредний уровень2называет сюжеты сказок; соотносит эти сюжеты с различными нравственными категориями, не всегда верноНизкий уровень5называет или не называет сюжеты сказок; не соотносит или неверно соотносит эти сюжеты с различными аспектами нравственного поведенияПо таблице видно, что показывают, что из 8 человек, составивших экспериментальную группу,63% имеют высокий уровень, у24% — средний уровень, и у 13% — низкий уровень.Наконец, завершается эксперимент контрольным этапом, который призван выявить динамику в нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.Для эксперимента нами были выбраны сказки из сборника Пиркко Коскимиес и Майи Линдген о Зайчишке-Пушишке. После чтения и обсуждения сказок был проведён тот же опрос, что ина констатирующем этапе эксперимента. Для объяснения были предложены следующие понятия: дружба-вражда, равнодушие-милосердие, добро-зло, честность-лживость.Мы занесли в таблицу его результаты.Объянили полно все понятияОбъяснили полно не все понятияОбъяснили неполно или не все понятияОтказались объяснять43Были пропущены: милосердие1Были пропущены или объяснениы неполно:милосердие-По результам, занесённым в таблицу, видна положительная динамика, которая проявилась также и в уменьшении «закольцовывающих» формулировок в отвтах («дружба — это когда дружат»), в попытках на более высоком уровне осмыслить представления о человеческих взаимоотношениях, а также о таких сложных нравственных понятиях как милосердие и равнодушие. Последние соотносились детьми с представлениями о добре и зле, частично объяснялись через понятия о добре и зле («милосердие — это когда ты добрый»), однако среди участников эксперимента с высоким уровнем развития нравственных представлений встречались попытки разграничить данные понятия, которые были конкретизированы в результате работы со сказкой. Первоначальным был ответ: «милосердие — это когда ты добрый, но не просто добрый, а очень». После работы со сказкой были внесены поправки: «милосердие — когда делаешь добро кому-то, кому оно нужно».Таким образом, можно заключить, что использование сказок для обучения дошкольников представлениям о нравственности оказывается на практике эффективным инструментом.2.3 Методические рекомендации воспитателям по использованию авторской дидактической сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возрастаИтак, сказка на практике позволяет повышать детскую осведомлённость в области нравственности, способна прививать представления и нравственности и морали. Учёные-педагоги выделяют совокупность условий, которые упрощают воспитание в дошкольниках нравственных качеств. Основное внимание следует уделять воспитанию следующих групп качеств:— социальные, к которым относятся понимание и выполнение общественного долга, гражданственность, уровень общественной зрелости и активности, законопослушность;— нравственные, к которым относятся культура межнациональных отношений (отсутствие национальной и проч. вражды), дисциплинированность, трудолюбие, понимание чести и личного достоинства, уважение к личности другого человека и т.д.;— эстетические, к которым относятся чувство прекрасного, творческие способности, увлеченность различными видами искусства и степень их понимания и т.д.;— здоровье сберегающие, к которым относятся экологическая подголовтенность, понимание проблем защиты окружающей среды, здоровый образ жизни и т.д.В работе над нравственным воспитанием дошкольников учитываются их возрастные и психологические особенности, среди которых выделяют:— склонность к игре;— невозможность долго заниматься монотонной деятельностью;— недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом;— существующие противоречия между знанием, как нужно поступать, и практическим применением;— неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками. При работе со сказками можно успешно использовать эту «податливость», главное, сохранять баланс между обученим и развлечением, так как мало, чтобы ребёнок в теории усвоил, «что такое хорошо и что аткое плохо», необходимо практическое понимание, которое позже будет применяться в жизни. Для этого необходима эмоциональная вовлечённость, которой можно достигнуть только если процесс обучения будет интересен ребёнку.Выводы по 2 главеВ результате проведённого эксперимента мы установили, что сказка на практике позволяет расширять нравственные представления детей, углубляет их понимание более сложных нравственных категорий.Существуют различные методики использования сказки в данных целях. Помимо собственно чтения и обсуждения сказки, можно прибегать к её использованию в качестве базы для театрализованной ролевой игры, также эффективны методики совместного рассказывания сказки, рассматривания и комментирования иллюстраций к сказкам.При работе со сказками необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, не рекомендуется проявлять чрезмерную настойчивость в прививании нравственных представлений, так как есть риск, что ребёнок просто выучит правильные ответы и не станет использовать полученные этические знания на практике, потому необходимо эмоциональное вовлечение ребёнка в работу, чему способствует авторская сказка как близкий и интересный материал. ЗаключениеИсходя из поставленных во введении задач, мы дали характеристику понятию нравственности, установив, что в разных направления науки под ней подразумеваются близкие, но всё же различные понятия.Также мы провели эксперимент, который подтвердил теоретические положения нашей работы.Так, психология сосредоточена на поиске той части психики человека, которая отвечает за формирование нравственного чувства.Педагогика объясняет, как именно нужно формировать в человеке нравственность, какие средства, приёмы, способы для этого использовать. Философия стремится максимально полно истолковать это понятие, выделяя из группы этических представлений человека в целом две отдельных категории — нравственность и мораль. Если первая относится к внутренним установкам человека, то вторая касается внешних, тех, которые предписывает к соблюдению социум. Личная нравственность человека может не совпадать с общественной моралью.Воспитание в ребёнке нравственных качеств следует начинать ещё с дошкольного возраста, чтобы они закрепились в нём, стали его внутренними убеждениями.Дошкольный возраст отличается активным развитием личности ребёнка, который начинает осознавать себя как самостоятельную, независимую личность, получает возможность анализировать и понимать собсьвенные чувства, начинает более активно познавать и осмыслять окружающий мир. Сказки способствуют этому осмыслению и пониманию. Наблюдая за героями, оценивая их поступки, ребёнок переносит эти оценки в реальной жизни, примеряет к себе хорошие и плохие качества, делает нужные для педагога выводы.Авторская дидактическая сказка — мощное и эффективное средство донесения до ребёнка первых и самых основных нравственных положений. Сказка является удобным инструментом, так как соединяет в себе развлечение и обучение. Если практически каждая сказка обладает элементами дидактичности, то в специально созданных для обучения дидактические сказки эти элементы усиливаются.Прививание понятия о нравственности, воспитание в ребёнке нравственных качеств следует проводить как с учётом возрастной специфики, так и с учётом индивидуальных особенностей личности ребёнка.Однако для закрепления результатов чтение дидактических сказок должно проходить под контролем воспитателей, учителей и родителей. Оно должно быть осознанным и тщательно спланированным, только тогда результат будет максимальным.Список использованных источниковАлиева Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу // Дошкол. воспитание. 1996. №5. С.79-85.Балашов Л.Е. Этика.  М.: Москва, 2003. 137 с.Варнаков С.В. Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании ребенка дошкольного и младшего школьного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2000. 19 с.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 2000. 472 с.Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкол. воспитание. 2007. № 6. С. 35-39.Золотарева Е.К. Педагогические условия осознания ребенком-дошкольником нравственной ценности поступка : дис. … канд. пед. наук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tinread.usb.md:8888/tinread/fulltext/zolotariov/desertatia.pdf. (Дата обращения: 17.01.2015).Иванова А.А. Роль народной сказки в воспитании детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vunderkindiki.ru/malishi/statyi/statya035.html. (Дата обращения: 17.01.2015).Казанская Г.А. История педагогики и образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.nspu.ru/umk/9471ecdc1776b74d/. (Дата обращения: 17.01.2015).Килиметьева Н.А. Значение художественной литературы в эмоциональном развитии детей // Воспитание и развитие детей дошкольного возраста : из опыта работы дошк. образоват. учреждений г. Магнитогорска : [сб. науч.-метод. ст.] / Магнитогор. гос. ун-т, Каф. дошк. педагогики и психологии, Упр. образованием администрации г. Магнитогорска. Магнитогорск, МаГУ, 2007. С. 341-343.Козлов Н.И. Нравственность: система запретов или путеводная звезда? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/nravstvennost_dvoe_zn__sistema_zapretov_ili_putevodnaya_zvezda_vop_zn_. (Датаобращения: 17.01.2015).Колдина Д. Сочиняем дидактические сказки. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/voprosy_vospitaniya/id/829. (Дата обращения: 17.01.2015).Конина М.М. Художественная литература как средство нравственного воспитания // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М.: Учпедгиз, 1960. С. 60-68.Короткова Л.Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста : автореф. … дис. … канд. пед. наук. М.,2008. 25 с.Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М.: Гардарики, 2002. 603 с.Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 43с.Мельникова Н.В. Методология исследования психологических категорий нравственно-этического аспекта личности дошкольника.Шадринск: Исеть, 2005. 283 с.Овчарова Р.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника. СПб.: Алматея, 2008. 336 с.Серикова Н. Как знакомить ребёнка со сказками. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ilady.info/kak-znakomit-rebenka-so-skazkami/. (Дата обращения: 18.01.2015).Скрипченко О.В. Возрастная и педагогическая психология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uchebnikionline.com/psihologia/vikova_ta_pedagogichna_psihologiya_-_skripchenko_ov/upravlinnya_protsesom_navchannya.htm. (Дата обращения: 18.01.2015).Сластёнин В., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.krotov.info/lib_sec/shso/71_slas0.html. (Дата обращения: 17.01.2015).Словарь литературоведческих терминов под.ред. С. П. Белокуровой. М., 2005. Словарь литературоведческих терминов под.ред. С. П. Белокуровой. М., 2005.Соломина Л.Ю. Развитие категориальной структуры нравственного сознания дошкольников : автореф. ... канд. психол. наук. СПб., 1995. 17 с. Сушкова И.В. Социализирующие и индивидуализирующие компоненты формирования начал нравственного сознания у детей старшего дошкольного возраста // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т.2, №18. С.12-22.Фатихова Л.Ф. Изучение нравственного сознания дошкольников // Соврем.дошкольное образование. Теория и практика. 2012. №1. С. 44-47. Фромм Э. Гуманистический психоанализ / Сост. и общая редакция В.М. Лейбина. СПб.: Питер, 2002. 544 с.Шатров Д.В. Оценка уровня развития нравственной сферы дошкольников по характеру их моральных суждений // Изв. Южного федеральногоуниверситета. Техн. науки. 2006. Т. 68, № 13. С. 26-29.Шишкина Н.В. Авторская дидактическая игра «Матрёшкины сказки». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/612828/. (Дата обращения: 17.01.2015).

1. Алиева Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу // Дошкол. воспитание. 1996. №5. С.79-85.
2. Балашов Л.Е. Этика. М.: Москва, 2003. 137 с.
3. Варнаков С.В. Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании ребенка дошкольного и младшего школьного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2000. 19 с.
4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 2000. 472 с.
5. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкол. воспитание. 2007. № 6. С. 35-39.
6. Золотарева Е.К. Педагогические условия осознания ребенком-дошкольником нравственной ценности поступка : дис. … канд. пед. наук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tinread.usb.md:8888/tinread/fulltext/zolotariov/desertatia.pdf. (Дата обращения: 17.01.2015).
7. Иванова А.А. Роль народной сказки в воспитании детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vunderkindiki.ru/malishi/statyi/statya035.html. (Дата обращения: 17.01.2015).
8. Казанская Г.А. История педагогики и образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.nspu.ru/umk/9471ecdc1776b74d/. (Дата обращения: 17.01.2015).
9. Килиметьева Н.А. Значение художественной литературы в эмоциональном развитии детей // Воспитание и развитие детей дошкольного возраста : из опыта работы дошк. образоват. учреждений г. Магнитогорска : [сб. науч.-метод. ст.] / Магнитогор. гос. ун-т, Каф. дошк. педагогики и психологии, Упр. образованием администрации г. Магнитогорска. Магнитогорск, МаГУ, 2007. С. 341-343.
10. Козлов Н.И. Нравственность: система запретов или путеводная звезда? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/nravstvennost_dvoe_zn__sistema_zapretov_ili_putevodnaya_zvezda_vop_zn_. (Дата обращения: 17.01.2015).
11. Колдина Д. Сочиняем дидактические сказки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/voprosy_vospitaniya/id/829. (Дата обращения: 17.01.2015).
12. Конина М.М. Художественная литература как средство нравственного воспитания // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М.: Учпедгиз, 1960. С. 60-68.
13. Короткова Л.Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста : автореф. … дис. … канд. пед. наук. М.,2008. 25 с.
14. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М.: Гардарики, 2002. 603 с.
15. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 43с.
16. Мельникова Н.В. Методология исследования психологических категорий нравственно-этического аспекта личности дошкольника. Шадринск: Исеть, 2005. 283 с.
17. Овчарова Р.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника. СПб.: Алматея, 2008. 336 с.
18. Серикова Н. Как знакомить ребёнка со сказками. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ilady.info/kak-znakomit-rebenka-so-skazkami/. (Дата обращения: 18.01.2015).
19. Скрипченко О.В. Возрастная и педагогическая психология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uchebnikionline.com/psihologia/vikova_ta_pedagogichna_psihologiya_-_skripchenko_ov/upravlinnya_protsesom_navchannya.htm. (Дата обращения: 18.01.2015).
20. Сластёнин В., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.krotov.info/lib_sec/shso/71_slas0.html. (Дата обращения: 17.01.2015).
21. Словарь литературоведческих терминов под. ред. С. П. Белокуровой. М., 2005. Словарь литературоведческих терминов под. ред. С. П. Белокуровой. М., 2005.
22. Соломина Л.Ю. Развитие категориальной структуры нравственного сознания дошкольников : автореф. ... канд. психол. наук. СПб., 1995. 17 с.
23. Сушкова И.В. Социализирующие и индивидуализирующие компоненты формирования начал нравственного сознания у детей старшего дошкольного возраста // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т.2, №18. С.12-22.
24. Фатихова Л.Ф. Изучение нравственного сознания дошкольников // Соврем. дошкольное образование. Теория и практика. 2012. №1. С. 44-47.
25. Фромм Э. Гуманистический психоанализ / Сост. и общая редакция В.М. Лейбина. СПб.: Питер, 2002. 544 с.
26. Шатров Д.В. Оценка уровня развития нравственной сферы дошкольников по характеру их моральных суждений // Изв. Южного федерального университета. Техн. науки. 2006. Т. 68, № 13. С. 26-29.
27. Шишкина Н.В. Авторская дидактическая игра «Матрёшкины сказки». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/612828/. (Дата обращения: 17.01.2015).

Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха средствами дидактической игры

Ставропольский государственный педагогический институт

Факультет педагогика специальная

Кафедра специальной психологии

 

 

РАБОТА

 

 

 

"РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО возраста С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ"

 

 

 

Студентки 3 курса

группа SP 3-

Гореленко Светлана Галина

 

Научный руководитель:

старший преподаватель кафедры

Специальной психологии

Слюсарева Елена Сергеевна

 

Рецензент:

Прилепко Юлия

 

 

 

 

 

Работа допущена к защите Дата защиты " "___________2007.

"  "____________2007.

Sab. Кафедрой__________   Оценка "_________________"

 

 

 

Ставрополь 2007

 

Содержание

Введение....................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями слуха

1.1   Особенности познавательной деятельности детей  / дети дошкольного возраста с нарушениями слуха..............................................................7

1.2   Значение дидактической игры в развитии познавательной деятельности дошкольников с нарушениями слуха..........................20

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития познавательной деятельности детей  / дети дошкольного возраста с нарушениями слуха

2.1. Диагностика познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста............................................................................................33

2.2. Экспериментальная программа по развитию познавательной деятельности дошкольников с нарушениями слуха средствами дидактической игры.......................................................................................46

2.3. Динамика развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями слуха.................................................50

Вывод................................................................................54

Литература.................................................................................56

Приложения...............................................................................60

 

 

 


Введение

Узнать стоимость работы