Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Психологические особенности личности старшеклассников.

  • 27 страниц
  • 20 источников
  • Добавлена 20.02.2015
924 руб. 1 320 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1. Общая характеристика раннего юношеского возраста 4
2. Общение в юношеском возрасте 8
3. Особенности юношеской любви 16
4. Ценностные ориентации личности старшеклассников 21
Заключение 25
Список используемой литературы 27




Фрагмент для ознакомления

П., Архангельский Л.М., Фролов И.Т., Щепаньский Я.., Наумова Н.Ф.);
2) вторичный, производный от человеческого бытия характер (Фролович Л.Н., Архангельский Л.М., Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рубинштейн С.Л.).
Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.
Система личностных ценностей складывается в процессе осознания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.
В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей.
Важнейшими детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в обособлении [19, с. 344].
Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая избирательность в общении, которая проявляется в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности .
Под обособлением А.В. Мудрик понимает внутреннее выделение себя личностью из общности, к которой она принадлежит вследствие достижения ей определенного уровня самосознания. Как вне процесса общения невозможно усвоение общественного опыта, так без процесса обособления невозможно личностное присвоение этого опыта. Общение способствует включению личности в социум, в группу, что дает ей ощущение собственной защищенности, сопричастности к жизни группы, чувство эмоционального благополучия и устойчивости, значение которого особенно велико для старшеклассников, так как именно в этом возрасте возрастает роль понимания, сопереживания, эмоционального контакта в общении. Обособление личности позволяет ей персонифицировать себя, осознать свою индивидуальность.
И.С.Кон считает главным психологическим приобретением ранней юности открытие своего внутреннего мира, осознание своей уникальности, неповторимости и непохожести на других. Это открытие непосредственно связано с обособлением личности и переживается старшеклассниками как ценность[7, с. 315].
Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.










Заключение

Таким образом, подводя итоги нашей работе, нами были сделаны следующие выводы:
1) Характерными чертами юношеского возраста являются такие аспекты, как ускорение биологического созревания (акселерация) и замедления социального с опережением биологического; замедление темпов роста внутренних органов пропорционально показателям сосудистой и мышечной систем, социальными аспектами развития, обусловленными подготовкой старшеклассника к поступлению в самостоятельную жизнь; подготовка ребенка к жизненному самоопределению; появлению главного новообразования психики старшеклассника - его мировоззрения.
2) Общение старшеклассников также имеет свои особенности: увеличение времени общения со сверстниками и другим окружением; расширение социального пространства за пределы прежнего окружения; высокий уровень эмоциональности; потребность в появлении доверительного лица, которым чаще всего становится сверстник; сложность в общении с родителями, причиной которого является автономия юноши, обусловленная социальной ситуацией его развития.
3) Как правило, именно в старшем школьном возрасте приходит первое чувство любви, зачастую носящее платонический характер. Юношеская любовь является отражением уровня развития его личности, нравственных установок и воспитания. Пробуждение у человека чувства любви, потребности любить представляет собой одно из наиболее важных событий в его жизни. Первое чувство способствует включению старшеклассника в новую систему взаимоотношений с окружающим миром, в том числе с его семьей.
4) Говоря о ценностных ориентациях личности старшеклассника, необходимо отметить, что важнейшее место среди них занимают потребности в общении и в обособлении. Данные аспекты оказывают значительное влияние на формирование личности старшеклассника, регулируют процесс его включения в социум. Характерными чертами данного периода являются существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень, что проявляется в формировании собственной системы ценностей, изменении отношения к собственному «я».
Воспитание личности старшеклассника является актуальной проблемой, привлекающей внимание исследователей в современной отечественной и зарубежной психологии и педагогике. Главной задачей воспитания является формирование личности в соответствии с культурой, ее общечеловеческими ценностями и духовным содержанием, нравственными основами общественной жизни.


















Список используемой литературы

Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2011. - 416 с.
Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. – с. 15-18.
Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2009. - 246 с.
Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. - Т.1: Психика и жизнь / Отв.ред.: Г.С.Никифоров, Л.А. Коростылева. - СПб.: Алетейя, 2010. - 256 с.
Галкин С.А. Воспитание. Личность. Общество. - Дубна: Феникс+, 2007. - 112 с.
Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. – М.: Наука. – 2009.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высш учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М: ТЦ «Сфера», 2011.
Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М, 2011. -143 с.
Кравцов Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 2. - С.66-70.
Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте - М: Педагогика, 2011. - 152 с.
Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М.: Академический Проект, 2012. - 189 с.
Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. – М., 2008. - 216 с
Первин Л.А., Джон О.П. Психология личности: Теория и исследования / Пер.с англ. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 606 с.
Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. - Екатеринбург: Деловая книга, 2010. - 128 с.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеском возраст: проблемы становления личности - М: Мир, 2009. - 319 с.
Трапезникова Т.М. Формирование личности ребенка в условиях семьи // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. - СПб., 2008.
Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды / Д.И. Фельдштейн. - 2-е изд. - М.: МПСИ; Флинта, 2012. - 670 с.
Формирование личности старшеклассника /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 2009. - 169 с.
Холл М. и др. Структура личности / Холл М., Боденхамер Б., Болстэд Р., Хэмблетт М. - Киев: София, 2011. - 608 с.
Безменова И.К. Ценностные ориентации старшеклассников (теоретический обзор работ). МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ek.htm












2

Список используемой литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2011. - 416 с.
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. – с. 15-18.
3. Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2009. - 246 с.
4. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. - Т.1: Психика и жизнь / Отв.ред.: Г.С.Никифоров, Л.А. Коростылева. - СПб.: Алетейя, 2010. - 256 с.
5. Галкин С.А. Воспитание. Личность. Общество. - Дубна: Феникс+, 2007. - 112 с.
6. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. – М.: Наука. – 2009.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высш учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М: ТЦ «Сфера», 2011.
8. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М, 2011. -143 с.
9. Кравцов Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 2. - С.66-70.
10. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте - М: Педагогика, 2011. - 152 с.
11. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М.: Академический Проект, 2012. - 189 с.
12. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. – М., 2008. - 216 с
13. Первин Л.А., Джон О.П. Психология личности: Теория и исследования / Пер.с англ. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 606 с.
14. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. - Екатеринбург: Деловая книга, 2010. - 128 с.
15. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеском возраст: проблемы становления личности - М: Мир, 2009. - 319 с.
16. Трапезникова Т.М. Формирование личности ребенка в условиях семьи // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. - СПб., 2008.
17. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды / Д.И. Фельдштейн. - 2-е изд. - М.: МПСИ; Флинта, 2012. - 670 с.
18. Формирование личности старшеклассника /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 2009. - 169 с.
19. Холл М. и др. Структура личности / Холл М., Боденхамер Б., Болстэд Р., Хэмблетт М. - Киев: София, 2011. - 608 с.
20. Безменова И.К. Ценностные ориентации старшеклассников (теоретический обзор работ). МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ek.htm

Выпускной квалификационной работы

Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников

Введение

личность старшеклассник профессии рабочих

Актуальность исследования

Для того, чтобы подготовить молодое поколение к жизни, к сознательному выбору профессии, необходимо всю работу по профориентации, чтобы строить на рациональной основе, опираясь на достижения психологии, педагогики, медико-биологических и социальных наук.

в настоящее время усилия различных ученых создана хорошая теоретическая и методическая база практики организации профориентационной работы. Однако, некоторые проблемы профориентации до сих пор не получили раскрытия. В частности, нуждается в дальнейшей разработке возрастной аспект проблемы профессионального самоопределения учащихся.

Ценный вклад в теорию и практику профориентации внесли многие советские ученые.

Важно для решения проблем профориентации являются данные возрастной психологии. В этой области несомненны заслуги L. I. Божович, Н. Ф. Добрынина, В. А. Крутецкого, Н. С. Лукин, Н. Д. Левитова, В. Е. Смирнов и др.

Для понимания социально-экономические аспекты профориентации большой интерес представляют исследования Н. И. Аитова, В. В. Водзинской, В. В. Кревневич, В. Н. Шубкина. Профессионализация, как форма становления субъекта деятельности, влияет на все уровни самосознания. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Формирование профессионального самосознания происходит на фоне социального опыта личности с включением этого опыта профессионального "Я" личности. [1; 19]

Существует несколько подходов к пониманию профессионального самосознания. Например, B. D. Порыгин считает, что профессиональное самосознание-это осознание человеком принадлежности к определенной профессиональной группе. V. D. Брагина сделать основной акцент в профессиональном самосознании на познании и самооценку профессиональных качеств и отношение к ним. P. A. Шавир трактует это понятие как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задачи профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности. [39] Таким образом, интерпретация понятия "профессиональное сознание" не противоречат, а скорее взаимодополняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия. [28]

Узнать стоимость работы