Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией

  • 59 страниц
  • 40 источников
  • Добавлена 25.02.2015
1 232 руб. 1 760 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения мелкой моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией 6
1.1. Психофизиологическая организация ручной моторики 6
1.2. Развитие мелкой моторики в онтогенезе 13
1.3 Особенности мелкой моторики у детей с дизартрией 19
Глава 2. Организация экспериментального исследования мелкой моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией 23
2.1. Цель, задачи, методы, методика и организация исследования 23
2.2. Анализ проведенного исследования 30
2.3. Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию ручной моторики 38
Заключение 44
Список литературы 47
Приложение 51
Приложение 1 51
Приложение 2 52
Приложение 3 59
Фрагмент для ознакомления

2 дошкольника выполняли задания в медленном темпе, испытывали трудности переключения от одного движения к другому. 2 дошкольникам требовалась помощь со стороны экспериментатора. Дошкольники испытывали трудности выполнения заданий (перестановки, пропуски движений, напряженные пальцы). Наглядно результаты представлены на рисунке (Рисунок 4).

Рисунок 4 – Исследование кинетической организации движений
При исследовании действий с предметами только 3 дошкольника задание выполнили правильно, но в медленном темпе. 4 дошкольника задания выполнили с многочисленными ошибками, неодновременные действия, медленный темп, наличием лишних движений. И 3 дошкольникам требовалась помощь со стороны экспериментатора. Затруднения были связана с выполнением проб левой рукой. Непосредственно по самим пробам, дошкольники достаточно хорошо справились с выкладыванием узора из мозаики, расстёгивании пуговиц, перекладывании спичек. Вместе с тем были дошкольники, которые не смогли из бумаги скатать шарик одной рукой (получались другие фигуры, только не шарик), застегнуть и расстегнуть мелкие пуговицы. Вместе с тем, можно отметить, что дошкольники достаточно полно могут оперировать предметами. Результаты представлены на следующем рисунке (Рисунок 5).

Рисунок 5 – Исследование действий с предметами
При исследовании зрительно-моторной координации рук было выявлено, что некоторая часть дошкольников испытывали трудности при выполнении проб на точность, переключаемость, скорость, недостаточно развиты графические навыки. При проведении различных линий дошкольники часто отрывали карандаш от бумаги, замедленно проводили линии или не соответствовали условиям задания. Отмечена недостаточная зрительно-моторная координация. У всех детей наблюдался или слабый, или сильный нажим на карандаш, причем нажим у 2 дошкольников был такой силы, что иногда рвал бумагу. У большинства дошкольников была обнаружена микрография, т.е. уменьшение размера рисунка, у некоторых отмечена, наоборот, увеличение размера относительно образца. Все это является показателем слабости мелкой моторики рук, а также, возможно, и личностных нарушений в виде заниженной самооценки.
У 6 детей данной группы были отмечены нарушение плавности, микро- и макрографии при сохранности топологической схемы.
Пример:



У 6 дошкольников наблюдалась утрата топологической схемы в конце графического ряда.
Пример:
У оставшихся 3 детей не обнаружили топологической схемы.
Пример:
Пример:
При анализе результатов пробы на выявление соотношения зрительного образа и движений кисти руки было установлено, что большинство детей (8 чел.) с нормальным речевым развитием справились с заданием. В работах детей при сохранности топологической схемы наблюдаются микро- и макро графии, а так же нарушения плавности элементов.
Пример:

В работах остальных 7 детей были отмечены отрывы карандаша от бумаги.
Пример:
В целом, анализ показал, что проводимые детьми со стертой дизартрией линии были неровными, несоразмерными, прерывистыми, с добавлением лишних или пропуском необходимых элементов.
Результаты представлены на рисунке (Рисунок 6).

Рисунок 6 – Исследование зрительно-моторной координации у дошкольников с дизартрией (в % от общего числа детей)
Высокая степень сформированности мелкой моторики у дошкольников с дизартрией не обнаружена.
Выше среднего уровень сформированности мелкой моторики показал 1 дошкольник. У него недостаточно сформирована динамика тонких движений, а при статических движений наблюдаются незначительные синкинезии.
Средний уровень сформированности мелкой моторики показали 6 дошкольников. У детей выявлено нарушение динамической координации движений, тремор пальцев рук, нарушение темпа выполнения движения, скованность движений, трудность выполнения одновременных движений.
Уровень ниже среднего наблюдался у 3 дошкольников. У дошкольников затруднена динамическая и статистическая организация движений, нарушение темпа, ритма и объема движений, трудности одновременного выполнения движений, движений левой рукой. Наблюдались синкинезии, гиперкинезы, тремор, трудности удержания позы, переключения с одного движения на другое. Дошкольникам требовалась помощь взрослого.
Таким образом, уровень развития мелкой моторики у дошкольников с дизартрией недостаточен для полноценного овладения письмом, ручным трудом, речевого развития детей.
В соответствии с результатами исследования было разработано содержание развития мелкой моторики у старших дошкольников, представленное в следующем пункте работы.

2.3. Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию ручной моторики
В настоящее время рядом исследователей (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.
Взаимосвязь развития речи ребенка и развития движений пальцев рук, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки [36].
Развитие мелкой моторики стимулирует речевое развитие у дошкольников с дизартрией, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Поэтому важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки, которая должна учитывать такие компоненты, как: кинестетический праксис, кинетический праксис, тактильные ощущения, силу тонуса мышечного напряжения руки, координацию движений.
Исходя из выше написанного, нами были определены основные направления коррекционной работы по использованию игр и упражнений, развивающих мелкую моторику, которые были направлены на:
развитие дифференцированных движений пальцев рук;
нормализацию мышечного тонуса кистей;
развитие умения сохранять положение пальцев рук в течении некоторого времени;
переключение с одного движения на другое;
постепенное усложнение точных, координированных движений;
речевое развитие в процессе игр и упражнений.
Коррекционная работа была разработана с учетом следующих принципов:
- комплексный характер, т.е. в ней должны участвовать специалисты различного профиля, что обеспечит коррекцию и развитие ребенка во всех направлениях.
- актуальным является и принцип раннего начала психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка с общим недоразвитием речи.
- коррекционно-педагогическая работа должна носить систематический, организованный, целенаправленный характер.
Только при соблюдении всех перечисленных принципов возможно достижение максимальных результатов в коррекции имеющихся у ребенка нарушений.
Нами был составлен перспективный план совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию мелкой моторики и речи (Приложение 2).
В работе по развитию мелкой моторики были использованы разные средства:
Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, «ёжики», «скалочки», семена).
Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
Игры в «сухом бассейне», наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
нахождение заданных предметов,
угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):
сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.
Перечисленные задания использовал и логопед, и воспитатели на разных видах занятий. Один раз в неделю во вторую половину дня логопед проводил специальные подгрупповые занятия по развитию моторики с детьми с дизартрией.
Приведем структуру занятия по развитию мелкой моторики рук.
1. Организационный момент. (Сюрпризный момент.)
2. Работа с массажёрами (валики, скалочки, “ёжики”, мячики, орехи)
Скалочку (мячик) в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
3. Пальчиковая гимнастика (по теме недели).
4. Работа с раздаточным материалом (спички, крышки, шнурки, нитки).
выкладывание контуров предметов,
наматывание ниток на клубки,
игровые упражнения с предметами.
5. Итог занятия.
Оценка деятельности детей.
Для достижения поставленных задач использовали различные формы работы: индивидуальные, групповые.
Одним из основных методов работы являлись пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществлялась тренировка пальцев. Делалось это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Также детям предлагался массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов), мячиков-ежиков. Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. В качестве сюжетного материала я использовала стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского и др.
Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.
Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян, ракушек. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями. Также детей привлекала возможность делать поделки из бумаги (оригами), которые они использовали в играх, инсценировках.
В совместной деятельности использовали различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения.
Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки детям предлагали игры, в которых им необходимо было проводить параллельные линии в определенном направлении.
Большой интерес для детей представляло конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружали многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий было собирание паззл, нанизывание бисера на леску. Еще один из приемов, который использовали в своей работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь. Примеры некоторых заданий приведены в приложении (Приложение 3).
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Были использованы наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Первые шаги в освоении письма», подготовлены и проведены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка с дизартрией в семье.
Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с дизартрией могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.
Все вышеперечисленные приемы способствуют не только укреплению мелких мышц кистей рук, но и способствуют развитию координированности и ловкости пальцев, тем самым положительно влияя на устранение синкензий, совершенствование речи.


Заключение
Изучение литературных источников позволило сделать вывод о том, что дети с дизартрией не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития моторных функций, свойственный нормально развивающимся детям, так как их развитие протекает на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Поэтому развитие, тренировка движений пальцев рук в дошкольном возрасте детей с дизартрией будет положительно сказываться на развитии их моторных функций. Кроме того, такие исследователи как В.М. Бехтерев, Е.Ф. Архипова, М.М. Кольцова, Л.Ф. Фомина указывают на взаимосвязь между двигательным и речевым развитием и особо подчеркивают благотворное влияние моторных упражнений на становление речи у дошкольников.
Нарушения в развитии мелкой моторики у дошкольников с дизартрией проявляются в трудностях выполнения движения по словесной инструкции, особенно при воспроизведении серии двигательных актов (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания). Затруднена координация движений (при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков и т.д.).
Исходя из вышеизложенного, целью нашего исследования являлось определение специфических особенностей и степени выраженности отклонений в развитии мелкой моторики дошкольников с дизартрией. Для достижения цели исследования была организована экспериментальная работа, состоящая из трех этапов.
В экспериментальном исследовании использовалась методика Е.Ф. Архиповой, направленная на выявление особенностей мелкой моторики. Исследование состояло из 5 групп заданий. Критерии оценивая балльно-уровневая система. При выполнении заданий оценивались статическая, динамическая координация (возможности удерживать позы), точность, одновременность, скорость движения (быстрота, ловкость) и т.д.
В эксперименте участвовала группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек с дизартрией
Количественный и качественный анализ экспериментальных данных показал, что у большинства дошкольников с дизартрией при выполнении заданий на тонкие движения кистей и пальцев рук наблюдались явления моторной истощаемости: замедление темпа, смазанность, неточность движений к концу заданий.
Часто у детей отмечалось обдумывание задания, выполнение в замедленном или сбивчивом темпе, с большим напряжением, что приводило к нарушению легкости и плавности движений. Движения совершались детьми с дизартрией скованно, носили поисковый, неуверенный характер. Из-за напряженности и скованности пальцев присутствовал тремор.
При выполнении заданий наблюдались синкинезии, недоведение элементов или упражнений до конца или невозможность выполнения движения, замена его другим, было заметно ограничение объема движений, некоординированность. Особые трудности отмечались при выполнении одновременных движений и при переключении с одной позы на другую.
Исследование состояния моторики выявило у детей с дизартрией также неспособность удержать в памяти и воспроизводить последовательность движений, что связано с выраженной недостаточностью в области кинестетической основы движений, а также зрительно-пространственной организации движений.
В целом было установлено, что недостаточность развития мелкой моторики имеет место при дизартрии и оказывается наиболее выраженной в случае необходимости выполнения движений, требующих точности и четкости выполнения, а также зрительно-пространственной организации и программирования. Анализ результатов исследования мелкой моторики позволил выявить характерные для дошкольников с дизартрией особенности: недоразвитие тонких координированных движений, низкую способность регуляции мышечных усилий, несформированность навыков контроля и коррекции амплитуды движений, слабую переключаемость, трудности координирования и чрезмерно быструю утомляемость. В связи с этим можно утверждать, что логопедическая работа с такими детьми должна включать в себя и развитие мелкой моторики рук.
С этой целью были предложены методические рекомендации, включающие в себя различные задания на развитие выше указанных свойств.





Список литературы
Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.: АСТ: Астрель, 2008.-123c.
Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. – М., 2008. – 320 с.
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
Бернштейн Н. А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. - М., 2012.-254с..
Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. М.: МОДЭК, 2008. -688с.
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. - М., 2012.-496с.
Бехтерев В.М. Избр. произв. – М., 1954. – 234 с.
Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1983. №1. – С.56-59.
Винарская Е.Н. Дизартрия. - М.: АСТ, 2006. - 141.
Волкова Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. - 5-е изд., - М.: центр ВЛАДОС, 2007. - 703 с.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Эксмо, 2003. – 1136 с.
Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 65 с.
Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. – M., 1930, Т.1 и Т.2
Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. - 124 с.
Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи. // Дефектология. 1999. №4. - С.50-54.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 222 с.
Зайцева Л.М., Звонарева М.И. О влиянии ритмических движений пальцев рук на характер электрической активности мозга ребенка // Новые исследования по возрастной физиологии. - М., 1976. №2. - С.9-13.
Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
Калинина Т. В., Николаева С. В., Павлова О. В., Смирнова И.Г. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. -Волгоград: Учитель, 2012.-151 с.
Киселёва В.А. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание. 2011. №1. – С.65-69.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Просвещение, 1973.
Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).
Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология – 2003 - № 5. с.45-51.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
Лурия А.Р. Двигательный анализатор и проблемы организации движений. // Вопросы дефектологии. 1957. № 2. - с.52 - 59.
Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду - 2003 - № 5 - С. 31-34.
Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии. - М., 2007.
Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. – 1987. - № 3 – 84 - 147
Мастюкова Е.М. и Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом - М., 1985.
Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр .- СПб.: КАРО, 2013.-160 с.
Павлов И.П Физиология больших полушарий головного мозга. – М.:Либроком, 2014. – 82с.
Плутаева Е., Лосев Н. Развитие мелкой моторики. // Дошкольное воспитание. 2005. № 3, 5, 7.
Правдина О.В., Винарская Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии. – М.: Просвещение, 1973. – 283с.
Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. - СПб: КАРО, 2010.-160 с.
Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии ребёнка // Дошкольное воспитание. 2005. №1. - С.60-64.
Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы. – М.: Ленанд, 2014 – 130 с.
Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М.: Классикс-стиль, 2003. - 160 с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. - М., МГПИИЯ, 1971. - С.36-40.
Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. - М.: МОДЭК, 2010.- 376.с.
Приложение








48

Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.: АСТ: Астрель, 2008.-123c.
2. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. – М., 2008. – 320 с.
3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
4. Бернштейн Н. А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. - М., 2012.-254с..
5. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. М.: МОДЭК, 2008. -688с.
6. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. - М., 2012.-496с.
7. Бехтерев В.М. Избр. произв. – М., 1954. – 234 с.
8. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1983. №1. – С.56-59.
9. Винарская Е.Н. Дизартрия. - М.: АСТ, 2006. - 141.
10. Волкова Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. - 5-е изд., - М.: центр ВЛАДОС, 2007. - 703 с.
11. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Эксмо, 2003. – 1136 с.
12. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 65 с.
13. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. – M., 1930, Т.1 и Т.2
14. Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. - 124 с.
15. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи. // Дефектология. 1999. №4. - С.50-54.
16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 222 с.
17. Зайцева Л.М., Звонарева М.И. О влиянии ритмических движений пальцев рук на характер электрической активности мозга ребенка // Новые исследования по возрастной физиологии. - М., 1976. №2. - С.9-13.
18. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
19. Калинина Т. В., Николаева С. В., Павлова О. В., Смирнова И.Г. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. -Волгоград: Учитель, 2012.-151 с.
20. Киселёва В.А. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание. 2011. №1. – С.65-69.
21. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Просвещение, 1973.
22. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).
23. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология – 2003 - № 5. с.45-51.
24. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
25. Лурия А.Р. Двигательный анализатор и проблемы организации движений. // Вопросы дефектологии. 1957. № 2. - с.52 - 59.
26. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду - 2003 - № 5 - С. 31-34.
27. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии. - М., 2007.
28. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. – 1987. - № 3 – 84 - 147
29. Мастюкова Е.М. и Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом - М., 1985.
30. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр .- СПб.: КАРО, 2013.-160 с.
31. Павлов И.П Физиология больших полушарий головного мозга. – М.:Либроком, 2014. – 82с.
32. Плутаева Е., Лосев Н. Развитие мелкой моторики. // Дошкольное воспитание. 2005. № 3, 5, 7.
33. Правдина О.В., Винарская Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии. – М.: Просвещение, 1973. – 283с.
34. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. - СПб: КАРО, 2010.-160 с.
35. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии ребёнка // Дошкольное воспитание. 2005. №1. - С.60-64.
36. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы. – М.: Ленанд, 2014 – 130 с.
37. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М.: Классикс-стиль, 2003. - 160 с.
38. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
39. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. - М., МГПИИЯ, 1971. - С.36-40.
40. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. - М.: МОДЭК, 2010.- 376.с.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на логопедических задач

Содержание

Введение

Глава 1. Проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях

.1 Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

.2 Особенности работы логопеда по развитию мелкой моторики у детей - логопатов

Выводы по главе 1

Глава 2. Педагогические пути повышения эффективности развития мелкой моторики у детей 6-го года жизни с дизартрией на логопедических задач

.1 Состояние работы логопедов по развитию мелкой моторики у детей 6-го года жизни с дизартрией на логопедических задач

.2 Развитие мелкой моторики у детей 6-го года жизни с дизартрией в условиях экспериментального обучения

Выводы по главе 2

выводы

Список литературы

Запрос

Введение

Актуальность темы исследования. В последнее время вопрос развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание. Как убедительно доказано научными исследованиями Кольцовой М. и канадский нейрохирург S Пенфилдом, есть прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и завершения формирования у ребенка речи и психических процессов, в то время как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит это развитие [17].

умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы. И если тогда, когда эти выводы были эмпирические, основанные на опыте и наблюдениях, современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки - аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых (Например, Власова, А. Лурия, И. Павловым, М. С. Певзнер и др.).

Речь играет важную роль в развитии ребенка. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

Один из самых распространенных речевых расстройств у детей дошкольного возраста является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Это часто в сочетании с другими функция расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Этот процесс общения патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и моторного развития детей.

Узнать стоимость работы