Методы обучения, их классификации. Условия выбора учителем методов обучения.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 2222 страницы
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 05.03.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Понятие и сущность методов обучения 5
1.2 Классификация методов обучения 7
ГЛАВА 2. ВЫБОР УЧИТЕЛЕМ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 11
2.1 Критерии выбора метода обучения 11
2.2 Примеры эффективного выбора методов обучения 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 19
Фрагмент для ознакомления

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу, что связано с тем, что разные авторы в основу классификации методов обучения кладут разные признаки, осуществляют разные подходы.Наиболее распространенаклассификация методов обучения по источнику получения знаний:словесные, наглядные и практические методы обучения. Критериивыборатого или иного метода обучения- важнейшиеэлементы процедуры оптимизации процесса обучения. Прежде всего, выбор метода определяется целямии задачами обучения. Эффективный выбор метода обучениясочетает в себе связь соотношений методов обучения, применяемые учителем на уроке, с такими условиями как особенность содержания урока, специфики учебного предмета, возрастных особенностей и уровня развития учащихся, отопыта и личностных качеств самого педагога,для получения наилучших учебно-воспитательных результатов за отведенное время.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. - С. 141Буславева М.А. Использование на уроках метода наглядности // Интернет - журнал «Педагогика и воспитание», 2009. № 5Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций.-Ростовн/Д:»Феникс», 2004. – 288 сВыбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского.- М: Педагогика, 198. - 176 с.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.Ракова Н. А.. Педагогика современной школы. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова». – 2009. - 215 с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Классификация методов обученияОснованияГруппы методов1. Источник знаний Слово ОбразОпытСловесные Наглядные Практические2. Этапы обученияПодготовки к изучению нового материалаИзучения новогоматериала Закрепления иупражнений Контроля и оценки3. Способ педагогического руководстваОбъяснения учителяСамостоятельной работы4. Логика обученияИндуктивные Дедуктивные Аналитические Синтетические5. Дидактические цели (по Ю. К. Бабанскому и В. И. Андрееву)Организации учебной деятельности Стимулирования и релаксации Контроля и оценки6. Характер познавательной деятельности (по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину)Объяснительно-иллюстративные ("готовых" знаний) РепродуктивныеПроблемного изложения Частично-поисковыеИсследовательскиеПРИЛОЖЕНИЕ 2Схемы методов обученияРис. 1 Пассивный метод обученияРис. 2 Активный метод обучения Рис.3. Интерактивный метод обучения.ПРИЛОЖЕНИЕ 3Пример занятия с сочетанием нескольких методов обучения*Приведенный примерзанятия строится на основе знакомства с основными видами художественной росписи тканей. Цель занятия: создать условия для творческого развития детей, через приобщение к искусству росписи ткани, обучить методам работы с нетрадиционным материалом, развить художественный вкус, воспитать самостоятельную, креативную, способную к самовыражению личность.Методы обучения и приемы ведения занятий: объяснительно-иллюстративный; практический; самостоятельная работа; свобода творческого выбора; проблемный; обсуждение результатов.Большое внимание уделяется самостоятельности и творческому подходу при выполнении работСтруктура занятия:1. организационное начало - приветствие воспитанников;2. подготовка рабочих мест, проверка соответствия материалов и инструментов теме занятия;3. повторение основных правил работы с инструментами (техника безопасности);4. теоретический блок (терминология, основные правила и методики);5. практика (тема практических занятий определяется приобретаемыми навыками).6. выполнениесамостоятельных творческих работ;7. отслеживание правильности выполнения, оказание помощи воспитанникам;8. подведение итогов занятия, обсуждение результатов.На занятии материал излагается следующим образом:- Что будем делать? (введение новых понятий и методов работы с ними).- Как будем делать? (выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения).- Контрольные вопросы и упражнения (для самостоятельного выполнения.)Конспект урокаВид занятия:Вводное занятие. Урок – беседа. 6 класс.Тема урока: «Беседа о художественной росписи ткани как виде художественной обработки текстиля».Задачи: Познакомить с историей художественной обработки текстиля, основными видами украшения текстильных изделий.Развивать навыкидетей в технике батик. Расширять представление о декоративно-прикладном искусстве, воспитывать интерес детей к технике батик, интерес к народному творчеству.Формировать творческое воображение детей при помощи приема «Продолжи рисунок, узор»- самостоятельное составление узора, рисунка- развивает у учащихся творческие способности и воображение.Оборудованиедля учителя: таблицы «Виды и свойства ткани», «Основные инструменты и материалы», изделия батика холодной и узелковой техникой, репродукции изделий батика. Ход урокаОрганизационный момент.Сообщение темы, задач урока. Основная часть:Беседа «Батик – один из видов декоративно-прикладного искусства»:- Батик – технология окрашивания ткани. Слово батик в переводе синдонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» - хлопчатобумажная ткань, «тик» - почка или капля. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии. В переводе с яванского "батик" означает "рисование горячим воском". Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. С начала 20 века интерес к Востоку и его своеобразной культуре привел к мощной волне развития батика во всех его разновидностях среди профессиональных художников и дизайнеров ткани и одежды. - Ребята, акак вы думаете, где может применяться техника батика? Или может вы уже встречали эту технику раньше? (панно, абажуры, шторы, диванные набивки, для изготовления аксессуаров, сувениров и занимательных подарков). - Правильно. - Ребята, давайте теперь поговорим о технологии выбореткани для работы с батиком. Итак, ткань должна быть из натуральных волокон, так какна тканях, содержащих искусственные волокна, краски плохо закрепляются или не закрепляются совсем. Проверить натуральность тканиможно с помощью горения: искусственные волокнане горят, плавятся, образуя на конце шарик, без запаха. - А теперь поговорим о красках. Нужны краски основных цветов - желтого, красного, синего и черного. Как правило, краски легко смешиваются, и вы сможете получить различные тона. Удобнее использовать краски разбавляемые водой. Вам потребуются круглые кисти с размерами 8 до 12, ими удобно расписывать небольшие участки работы, и большие плоские кисти с размером от 14 до 18 для больших участков. Лучше всего использовать беличьи или колонковые кисти. Важно, чтобы мокрая кисточка имела тонкий кончик. Для обработки больших участков также используют специальные поролоновые тампоны. Для закрашивания мелких участков вам могут понадобиться ватные палочки. Понадобятся такжесосуды для промывания кистей, а для разбавления красок -вода, чтобы ускорить процесс высыхания вам понадобится фен.Учитель предлагает детям рассмотреть готовые образцы работы, потом показывает поэтапно технологию работы, и отвечает на вопросы детей.Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа: цель: развитиетворческого воображения и закрепление изученного.- Ребята, а теперь, мы с вами попробуемпоработать самостоятельно. Я вам предлагаю самостоятельно закончить рисунок в технике батик. (Учитель раздает ребятам куски ткани с начатым рисунком). - Посмотрите, перед вамикуски ткани, где нанесена лишь часть рисунка. Я вам предлагаю вам самостоятельно продолжить рисунок (этотприемспособствует переходу от рисования с образца к самостоятельному оформлению узора). Дети выполняют задание, педагог помогает при надобности. Итог урока. -Что такое батик? Какая страна впервые стала использовать данную технику для росписи ткани? Какие материалы и принадлежности необходимыдля росписи ткани? (Ответы детей).- Молодцы. Вам понравилось работать с батиком? Увас получилось? Будем продолжать работать?(Ответы детей). - Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. До встречи на новых занятиях.*Урок разработан и адаптирован применительно к учащимся 6 классас использованием материалов: 1. Лустова С.А. Серия занятий «Роспись ткани» по технологии «Декоративно-прикладное искусство» Режим доступа [электронный ресурс]:http://festival.1september.ru/articles/2138572. Батик. Все о росписи ткани. Режим доступа [электронный ресурс]:http://batikdesign.narod.ru/need.html

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. - С. 141
2. Буславева М.А. Использование на уроках метода наглядности // Интернет - журнал «Педагогика и воспитание», 2009. № 5
3. Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций.-Ростовн/Д:»Феникс», 2004. – 288 с
4. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского.- М: Педагогика, 198. - 176 с.
5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
6. Ракова Н. А.. Педагогика современной школы. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова». – 2009. - 215 с.

Вопрос-ответ:

Какие методы обучения существуют?

Существует множество методов обучения, включая лекции, практические занятия, проектные работы, индивидуальные занятия и т.д. Каждый метод обучения имеет свои особенности и может быть эффективным в определенных условиях.

Как учитель выбирает метод обучения?

Учитель выбирает метод обучения на основе различных критериев, таких как содержание учебной программы, цели обучения, особенности учеников и доступные ресурсы. Он должен учитывать потребности учеников и стремиться выбрать метод, который позволит им достигать наилучших результатов в обучении.

Какие критерии выбора метода обучения существуют?

Существуют различные критерии выбора метода обучения, такие как эффективность, доступность ресурсов, уровень мотивации учеников, взаимодействие с учебными программами и технологиями. Учитель должен учитывать все эти критерии и выбрать метод, который наиболее подходит для достижения поставленных целей обучения.

Какова роль учителя в выборе метода обучения?

Учитель играет важную роль в выборе метода обучения. Он должен анализировать потребности и способности учеников, применять различные методы обучения и адаптировать их под конкретные образовательные цели. Учитель также может консультироваться с коллегами и обращаться к литературе для определения наилучшего метода обучения.

На что учитель обращает внимание при выборе метода обучения?

При выборе метода обучения учитель обращает внимание на различные факторы, такие как актуальность метода, соответствие метода содержанию учебной программы, уровень сложности метода для учеников, доступность необходимых ресурсов и технологий. Учитель также учитывает способности и особенности учеников, чтобы выбрать наиболее эффективный метод обучения.

Какие существуют методы обучения?

Методы обучения могут быть различными и зависят от конкретной ситуации. Некоторые из них включают лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, проектную деятельность и многое другое.

Можете привести примеры эффективного выбора методов обучения?

Да, конечно. Один из примеров эффективного выбора методов обучения может быть использование комбинированного подхода, когда студентам предлагается как лекционный материал, так и практические задания для самостоятельной работы. Это позволяет получить как теоретические знания, так и навыки практического применения этих знаний.

Какие критерии выбора метода обучения существуют?

Критерии выбора метода обучения могут быть различными и зависят от целей обучения, особенностей обучающихся и образовательной среды. Некоторые из критериев включают активность обучающихся, предпочтения визуального или аудиального обучения, интерес к конкретной теме и так далее.