Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Методы обучения, их классификации. Условия выбора учителем методов обучения.

  • 22 страницы
  • 6 источников
  • Добавлена 05.03.2015
924 руб. 1 320 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Понятие и сущность методов обучения 5
1.2 Классификация методов обучения 7
ГЛАВА 2. ВЫБОР УЧИТЕЛЕМ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 11
2.1 Критерии выбора метода обучения 11
2.2 Примеры эффективного выбора методов обучения 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 19
Фрагмент для ознакомления

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу, что связано с тем, что разные авторы в основу классификации методов обучения кладут разные признаки, осуществляют разные подходы.Наиболее распространенаклассификация методов обучения по источнику получения знаний:словесные, наглядные и практические методы обучения. Критериивыборатого или иного метода обучения- важнейшиеэлементы процедуры оптимизации процесса обучения. Прежде всего, выбор метода определяется целямии задачами обучения. Эффективный выбор метода обучениясочетает в себе связь соотношений методов обучения, применяемые учителем на уроке, с такими условиями как особенность содержания урока, специфики учебного предмета, возрастных особенностей и уровня развития учащихся, отопыта и личностных качеств самого педагога,для получения наилучших учебно-воспитательных результатов за отведенное время.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. - С. 141Буславева М.А. Использование на уроках метода наглядности // Интернет - журнал «Педагогика и воспитание», 2009. № 5Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций.-Ростовн/Д:»Феникс», 2004. – 288 сВыбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского.- М: Педагогика, 198. - 176 с.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.Ракова Н. А.. Педагогика современной школы. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова». – 2009. - 215 с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Классификация методов обученияОснованияГруппы методов1. Источник знаний Слово ОбразОпытСловесные Наглядные Практические2. Этапы обученияПодготовки к изучению нового материалаИзучения новогоматериала Закрепления иупражнений Контроля и оценки3. Способ педагогического руководстваОбъяснения учителяСамостоятельной работы4. Логика обученияИндуктивные Дедуктивные Аналитические Синтетические5. Дидактические цели (по Ю. К. Бабанскому и В. И. Андрееву)Организации учебной деятельности Стимулирования и релаксации Контроля и оценки6. Характер познавательной деятельности (по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину)Объяснительно-иллюстративные ("готовых" знаний) РепродуктивныеПроблемного изложения Частично-поисковыеИсследовательскиеПРИЛОЖЕНИЕ 2Схемы методов обученияРис. 1 Пассивный метод обученияРис. 2 Активный метод обучения Рис.3. Интерактивный метод обучения.ПРИЛОЖЕНИЕ 3Пример занятия с сочетанием нескольких методов обучения*Приведенный примерзанятия строится на основе знакомства с основными видами художественной росписи тканей. Цель занятия: создать условия для творческого развития детей, через приобщение к искусству росписи ткани, обучить методам работы с нетрадиционным материалом, развить художественный вкус, воспитать самостоятельную, креативную, способную к самовыражению личность.Методы обучения и приемы ведения занятий: объяснительно-иллюстративный; практический; самостоятельная работа; свобода творческого выбора; проблемный; обсуждение результатов.Большое внимание уделяется самостоятельности и творческому подходу при выполнении работСтруктура занятия:1. организационное начало - приветствие воспитанников;2. подготовка рабочих мест, проверка соответствия материалов и инструментов теме занятия;3. повторение основных правил работы с инструментами (техника безопасности);4. теоретический блок (терминология, основные правила и методики);5. практика (тема практических занятий определяется приобретаемыми навыками).6. выполнениесамостоятельных творческих работ;7. отслеживание правильности выполнения, оказание помощи воспитанникам;8. подведение итогов занятия, обсуждение результатов.На занятии материал излагается следующим образом:- Что будем делать? (введение новых понятий и методов работы с ними).- Как будем делать? (выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения).- Контрольные вопросы и упражнения (для самостоятельного выполнения.)Конспект урокаВид занятия:Вводное занятие. Урок – беседа. 6 класс.Тема урока: «Беседа о художественной росписи ткани как виде художественной обработки текстиля».Задачи: Познакомить с историей художественной обработки текстиля, основными видами украшения текстильных изделий.Развивать навыкидетей в технике батик. Расширять представление о декоративно-прикладном искусстве, воспитывать интерес детей к технике батик, интерес к народному творчеству.Формировать творческое воображение детей при помощи приема «Продолжи рисунок, узор»- самостоятельное составление узора, рисунка- развивает у учащихся творческие способности и воображение.Оборудованиедля учителя: таблицы «Виды и свойства ткани», «Основные инструменты и материалы», изделия батика холодной и узелковой техникой, репродукции изделий батика. Ход урокаОрганизационный момент.Сообщение темы, задач урока. Основная часть:Беседа «Батик – один из видов декоративно-прикладного искусства»:- Батик – технология окрашивания ткани. Слово батик в переводе синдонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» - хлопчатобумажная ткань, «тик» - почка или капля. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии. В переводе с яванского "батик" означает "рисование горячим воском". Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. С начала 20 века интерес к Востоку и его своеобразной культуре привел к мощной волне развития батика во всех его разновидностях среди профессиональных художников и дизайнеров ткани и одежды. - Ребята, акак вы думаете, где может применяться техника батика? Или может вы уже встречали эту технику раньше? (панно, абажуры, шторы, диванные набивки, для изготовления аксессуаров, сувениров и занимательных подарков). - Правильно. - Ребята, давайте теперь поговорим о технологии выбореткани для работы с батиком. Итак, ткань должна быть из натуральных волокон, так какна тканях, содержащих искусственные волокна, краски плохо закрепляются или не закрепляются совсем. Проверить натуральность тканиможно с помощью горения: искусственные волокнане горят, плавятся, образуя на конце шарик, без запаха. - А теперь поговорим о красках. Нужны краски основных цветов - желтого, красного, синего и черного. Как правило, краски легко смешиваются, и вы сможете получить различные тона. Удобнее использовать краски разбавляемые водой. Вам потребуются круглые кисти с размерами 8 до 12, ими удобно расписывать небольшие участки работы, и большие плоские кисти с размером от 14 до 18 для больших участков. Лучше всего использовать беличьи или колонковые кисти. Важно, чтобы мокрая кисточка имела тонкий кончик. Для обработки больших участков также используют специальные поролоновые тампоны. Для закрашивания мелких участков вам могут понадобиться ватные палочки. Понадобятся такжесосуды для промывания кистей, а для разбавления красок -вода, чтобы ускорить процесс высыхания вам понадобится фен.Учитель предлагает детям рассмотреть готовые образцы работы, потом показывает поэтапно технологию работы, и отвечает на вопросы детей.Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа: цель: развитиетворческого воображения и закрепление изученного.- Ребята, а теперь, мы с вами попробуемпоработать самостоятельно. Я вам предлагаю самостоятельно закончить рисунок в технике батик. (Учитель раздает ребятам куски ткани с начатым рисунком). - Посмотрите, перед вамикуски ткани, где нанесена лишь часть рисунка. Я вам предлагаю вам самостоятельно продолжить рисунок (этотприемспособствует переходу от рисования с образца к самостоятельному оформлению узора). Дети выполняют задание, педагог помогает при надобности. Итог урока. -Что такое батик? Какая страна впервые стала использовать данную технику для росписи ткани? Какие материалы и принадлежности необходимыдля росписи ткани? (Ответы детей).- Молодцы. Вам понравилось работать с батиком? Увас получилось? Будем продолжать работать?(Ответы детей). - Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. До встречи на новых занятиях.*Урок разработан и адаптирован применительно к учащимся 6 классас использованием материалов: 1. Лустова С.А. Серия занятий «Роспись ткани» по технологии «Декоративно-прикладное искусство» Режим доступа [электронный ресурс]:http://festival.1september.ru/articles/2138572. Батик. Все о росписи ткани. Режим доступа [электронный ресурс]:http://batikdesign.narod.ru/need.html

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. - С. 141
2. Буславева М.А. Использование на уроках метода наглядности // Интернет - журнал «Педагогика и воспитание», 2009. № 5
3. Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций.-Ростовн/Д:»Феникс», 2004. – 288 с
4. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского.- М: Педагогика, 198. - 176 с.
5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
6. Ракова Н. А.. Педагогика современной школы. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова». – 2009. - 215 с.

Методы обучения, классификация и особенности

Методы обучения, классификация и особенности

Это совокупность конкретных методов и приемов образования, труда и обучения. Существует два крайних типа технологий обучения, между которыми находится остальной спектр: знания суммирующие и интеллект в стадии разработки технологии (в дальнейшем просто суммирующие и развивающие технологии). Первый тип ориентирован на накопление суммы знаний, во втором конкретные знания являются средством формирования системы знаний. В суммирующих технологиях процесс формирования интеллекта не отслеживается. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения методы работы преподавателя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);б) визуальные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);) практические методы (учащиеся получают знания и развивать навыки, выполняя практические действия). Методы, используемые: 1. убеждение, 2.положительный пример, 3.упражнение (приучение), 4.одобрение-осуждение, 5.требование управления. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия делятся на устные, письменные, графические и обучения рабочей силы. Лабораторные работы-это проведение учащимися по команде учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических устройств. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке). Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

Средства воспитания —это конкретные мероприятия работы (беседы, вечера), виды деятельности уч-ся (олимпиады, кружки, конкурсы), а также предметы (картины, фильмы, спектакли), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Новые средства обучения — с помощью современных информационных и образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и ИНТЕРНЕТ...

Сущность и содержание воспитания

Узнать стоимость работы