Состояние фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 8080 страниц
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 07.05.2015
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3

Глава I. Научно – теоретический анализ проблемы исследования фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией 8
1.1. Фонематическое восприятие как одна из функций фонематической системы 8
1.2. Формирование фонематического восприятия в онтогенезе 12
1.3 Современный подход к изучению дизартрии 15
1.4. Состояние фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией 19
Выводы по I главе 24

Глава II. Организация и методика исследования фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией 26
2.1. Цель, задачи, методы и этапы проведения констатирующего эксперимента 26
2.2. Методика исследования состояния фонематического восприятия дошкольников 27
2.3. Организация исследования и характеристика обследуемого контингента 32
Выводы по II главе 42

Глава ІІІ. Сравнительный анализ состояния фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией и нормальным речевым развитием (анализ экспериментальных данных) 43
Выводы по III главе 53

Глава ІV. Методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией 54
4.1 Принципы, этапы, методы работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией 54
4.2 Методика работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией 64
Выводы по IV главе 75

Заключение 76

Список использованной литературы 79

Приложение 84


Фрагмент для ознакомления

карт, (запись сделана логопедом при постановке диагноза «стёртая дизартрия»). Таким образом, анализ "речеслухового …" не проводился.

Данная фраза была сделана как предположение. Ведь проводя дифференциацию слогов мы опираемся на речеслуховой анализатор.

4. Откуда последовал такой вывод: "Но на слух твердые заменяются мягкими реже, чем наоборот"
Из методики эксперимента
Дифференциации слогов
ба-па та-да за-са жа-ша ша-ща ча-тя ся-ща
па-ба да-та са-за ша-жа ща-ша тя-чя ща-ся
Были отмечены нарушения при произношении
«ча-тя» - ча-та, «ся-ща» – са-ща – ЧАСТЫ ЗАМЕНЫ (мягкие заменяются твёрдыми)
«ба-па» - ба-пя и т.п. - РЕДКИЕ ЗАМЕНЫ (твёрдые заменяются мягкими)

1. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. – Л.: ЛГУ, 1976.
2.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИ-ТЕЛЬ, 2007.
3.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным парали-чом. - М.: Просвещение, 1989.
4.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Библио, 2004.
5.Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1977. 6.Белова-Давид, Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Нарушение речи у дошкольников. - М.: Астрель, 2002
7.Бондарко А.В. Проблемы грамматической семантики и русской аспектологии. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996.
8.Винарская Е.Н. Фонетические проблемы логопедии в России на рубеже ХХ-ХІ веков //Проблемы детской речи: Сборник.- СПб.,1999.
9.Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. - М.: Высшая школа, 1970. http://www.razym.ru/naukaobraz/disciplini/rusliter/193216-bulanin-ll-fonetika-sovremennogo-russkogo-yazyka.html
10.Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. – Ташкент: Медицина, 1989.
11.Винарская Е.Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение очаго-вых поражений мозга.- М.: Медицина, 1973. http://www.pedlib.ru/Books/5/0096/5_0096-164.shtml
12.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
13.Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии – Т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.
14.Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и методы коррекционного воздействия// Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых.- М.: Изд-во Моск.гос. пед. ин-та,1985.
15.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982.
16.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
17.Карелина И.Б. Дифференцированная диагностика стертых форм дизартрии// Дефектология. - 1996. - №5. – С. 22 - 24
18.Касевич В.Б., Венцов А.В. Проблемы восприятия речи. – М., Едиториал УРСС – 2003.
19.Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков.- СПб.: Союз, 2004.
20.Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. - М.: Просвещение, 1978.
21.Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 .
22.Куссмауль А. Косноязычие и лепетние // Хрестоматия по логопедии, Т. 1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.
23.Лалаева Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов н/Д.: Союз, 2004.
24. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Альянс, 2013.
25.Левина Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающие нарушения чтения и письма/ Р.Е Левина.- М.: АПН РСФСР, 1973. http://www.pedlib.ru/Books/4/0286/4_0286-4.shtml
26.Лопатина Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия) // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: ВЛАДОС, 2000.
27. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Серебрякова Н.В.. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000.
28. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения / Под ред. С.С Ляпидевского и С.Н. Ша-ховской - М., 1975. http://referati.me/psihologiya-logopsihologiya/rimartyinova-sravnitelnaya-harakteristika-34321.html
29.Мастюкова Е.М. Дизартрия // Логопедия / Под. ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989.
30. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых на-рушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003.
31. Орфинская, В.К. Расстройства речи, связанные с недоразвитием фонематической системы // Пятая научная сессия по дефектологии. - М.: Просвещение, 1967. http://www.pedlib.ru/Books/2/0240/2_0240-11.shtml
32.Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1976, Т.3.
33. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопе-дов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
34. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1978.
35. Панченко И.И., Щербакова Л.А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Союз, 2003.
36.Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа рас-стройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических расстройствах//Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. – М.: Просвещение, 1973.
37. Правдина О.В. Дизартрия // Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. http://www.pedlib.ru/Books/2/0001/2_0001-146.shtml
38. Понятийно-терминологический словарь логопеда // Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997.
39.Психологические основы речевой функции / Под ред. С.С. Ляпидевского // Расстройства речи у детей и подростков. — М.: Просве-щение, 1969.
40.Рау Ф.Ф. Обучение глухонемых произношению. - М.: Учпедгиз, 1960. http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/obuchenie-gluhonemyh-proiznosheniju-2646
41.Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих – M.: Просвещение, 1991.
42.Семёнова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Просвещение, 2003.
43.Сизова Э.Я., Макарова Э.К. О механизме бокового сигматизма // Пси-хические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л.: Наука, 1979.
44. Соботович Е Ф., Чернопольская А.Ф.. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики. – М.: Просвещение, 1974. http://www.pedlib.ru/Books/2/0021/2_0021-1.shtml
45. Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков / Под общей редакцией С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1979.
46. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа – СПб.: Просвещение, 1998.
47. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: ГНОМ и Д, 2000.
48. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. - М.: МГОПИ, 1993.
49.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание» № 3.2008 – М.: Просвещение, 1989.
50. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - СПб.: Дельта, 1996.
51. Эйдинова М.Б., Правдина – Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. - М.: АПН РСФСР, 1959.
52.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М.: Педаго-гика, 1969.
53.Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1983.

Вопрос-ответ:

Что такое фонематическое восприятие и почему оно важно?

Фонематическое восприятие - это способность распознавать и различать звуковые единицы языка - фонемы. Оно важно, потому что является основой для развития речи и чтения.

Как формируется фонематическое восприятие у детей?

Фонематическое восприятие формируется постепенно в процессе развития ребенка. Сначала он начинает слышать и различать звуки в речи в целом, затем он осознает, что слова состоят из отдельных звуков, и начинает их различать. Постепенно он учится ассоциировать звуки с определенными буквами и понимает, что буквы могут представлять разные звуки в разных словах.

Какие современные подходы существуют к изучению дизартрии?

Современные подходы к изучению дизартрии включают комплексный подход, фонетический подход и нейрофизиологические исследования. Комплексный подход включает в себя изучение различных аспектов речи, таких как артикуляция, фонематическое восприятие и интонация. Фонетический подход фокусируется на изучении артикуляционных особенностей произношения звуков. Нейрофизиологические исследования пытаются выявить причины дизартрии в мозге ребенка.

Каково состояние фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией?

Состояние фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией может быть нарушено. Они могут испытывать трудности в распознавании и различении звуков речи. Это может привести к проблемам в развитии речи и чтении.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

Основные выводы по первой главе статьи заключаются в следующем: фонематическое восприятие является важной функцией фонематической системы, оно формируется в процессе онтогенеза, современные подходы к изучению дизартрии включают комплексный подход, фонетический подход и нейрофизиологические исследования, состояние фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией может быть нарушено.

Что такое фонематическое восприятие?

Фонематическое восприятие - это одна из функций фонематической системы, которая позволяет различать и понимать звуковые единицы языка - фонемы.

Как формируется фонематическое восприятие у детей?

Фонематическое восприятие формируется в онтогенезе, то есть в процессе развития ребенка. Оно начинает формироваться с раннего детства и продолжается в дошкольном возрасте.

Каков современный подход к изучению дизартрии?

Современный подход к изучению дизартрии включает не только анализ физических нарушений в артикуляции, но и исследование других аспектов речи, таких как фонематическое восприятие. Такой подход позволяет более полно понять и описать проблемы в речевом развитии детей со стертой дизартрией.

Каково состояние фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией?

Состояние фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией неоднозначно. Одни исследования указывают на нарушения в данной функции речи, другие свидетельствуют о возможности компенсации этих нарушений. Дальнейшие исследования необходимы для полного понимания этой проблемы.