«Ситуационный подход» в науке организации и управления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория организации
  • 2626 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 21.02.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



Введение 3
Глава 1 Понятие ситуационного подхода в менеджменте и его модели в руководстве 6
Глава 2 Ситуационный подход к формированию системы управления предприятиями сферы услуг в кризисные период 13
Список литературы 24
Приложение 26
Фрагмент для ознакомления

Генеральный директор в компании Apple лично следил за решением вопросов маркетинга, изучает все детали сделок, совершаемых компанией, самостоятельно проводит встречи с рекламными агентствами. Генеральный директор компании в бизнесе предпочитает следовать исключительно своим собственным правилам. Это касается как эппловцев, так и партнёров. Генеральный директор в компании Apple не добивается любви со стороны своего окружения, вся его деятельность была направлена исключительно на достижение целей. Ради этого зачастую им применяются тактика устрашения сотрудников всех уровней. При приёме новых сотрудников, он часто использует методы провокации, переходит на личности, тем самым проверяя претендента на прочность.Модель Врума-Йеттона направлена на анализ методов и способов принятий решений, характерных для тех или иных руководителей . В случае ситуационного подхода, выбор способа принятия решений зависит непосредственно от сложившейся ситуации. Рассмотрим данную модель на примере компании Apple. В принятии решений генеральный директор в компании Apple чаще всего руководствуется своим собственным мнением, чем мнением своих подчинённых, однако в компании часто проводятся собрания с руководителями отделов. Руководители отделов, в свою очередь, проводят подобные совещания и со своими подчинёнными. Такие совещания проводятся с целью создания новых идей, обсуждения стратегий. В процессе разговора генеральный директор в компании Apple часто предлагает новые идеи, которые впоследствии обсуждались и постепенно воплощались в жизнь . Несмотря наналичиеопределенногонаучного наследия, в современнойэкономическойнауке пока непредставлены специальныеисследованияоб особенностяхадаптацииотечественныхпредприятийк кризисным условиям. На сегодняшний день междуученымине существуетединыхобщепринятыхвзглядовотносительно особенностей изакономерностейадаптационныхпроцессов, ониносят хаотическийхарактер, неисследованы особенностивнедрениямеханизмовадаптациина предприятия иопределениеэффективностиих применения.Особенно этокасаетсяситуационногоподхода, которыйпо своим особенностямимеетразнообразныйхарактер и можеткасатьсяразличныхнаправлений деятельности предприятия. Четкаяклассификация, поисковаяимониторинговаясистемадолжнастатьпроводникомвзадачахвнедренияситуационногоподходадляформированиябазызнанийпо адаптациипредприятия вусловиях кризиса.Важно исследование иуточнениепонятийногоаппаратаситуационногоподходак формированиюбазызнанийпредприятия,которая используетсядля адаптацииего деятельности вкризисныхусловиях.Сформированнаямодельменеджмента,учитываеткризисныеситуации иформируетчеткиеуказанияпо решению проблеми внедрениюв стратегиюитактикуосновныхнаправлений деятельности предприятия.Механизмадаптациив кризисныхусловиях -это определениенаиболееприемлемойорганизационно-правовой формы хозяйствования, которая позволяетпреодолеть кризисныеявленияи обеспечиваетбезубыточное функционированиевсложныхвнешнихусловиях.Эффективностьмеханизмаадаптации вусловияхфинансового кризисаможетобеспечиватьсяприсоблюдении следующихметодологическихпринципов:-Системахозяйствованиядолжна бытьдинамичной, гибкойилегкоприспосабливатьсяк изменениям внешнейсреды;-Формахозяйствованиядолжна соответствоватьтребованиямрынка иобеспечиватьрациональное использованиематериально-технической базыпредприятияи трудовыхресурсов;-Формахозяйствованиядолжнаобеспечивать достижениесоциально-экономических интересовсобственников предприятияиегоработников.Главное то, чтоосновная задачаситуационногоменеджментазаключаетсявнедопущениипоявлениякризисныхситуацийвообще, а, в крайнемслучае -вэффективнойибыстройего локализациииустранении. Затраты времении средствназаблаговременное созданиерезервных(ситуационных) системуправления, подготовки антикризисныхмероприятий, созданиенеобходимых резервовстановятсячастоболеевыгодными, чем малоэффективныепостепенные(иногдаошибочные) действияменеджеровпо преодолениюкризиса наосновепредыдущегоопыта, интуициииэнтузиазма.Одной из задачситуационногоменеджментаявляется обеспечениехорошихфункциональныхрезультатов-запланированныхилислучайных, с помощьюздоровойорганизации(т.е.коллектива, работающегов благоприятнойсоциально-психологической атмосфере).Поведениелюдейв проблемныхситуациях-важнейшийаспектситуационногоменеджмента. Реакцияколлектива, реакцияруководствана те или иныеобстоятельства, стороныпроизводственнойдеятельностипредприятия в периодназревания, проявления, ликвидацииипослекризиса.Дляменеджера, кромеего собственногоопыта, должна бытьсформированасистемаситуаций, которая четкоопределяетглавнуюпроекцию, покоторой нужноосуществлятьадаптацию, вносить измененияв деятельность предприятия. Например, технологические проблемыв выпускетоваров- проекциятехнологии;качество продукции,жалобыклиентов-проекцииадаптации к требованиямклиентов, анализпричин снижениякачества(опятьже технологии, персонал); срывсроков- проблемыменеджмента, персонала.Такаясистемадолжнаработать какэкспертнаявплане определенияосновныхситуацийиформированияглавнойпроекциии«подсказок» дляменеджмента. Формированиебазызнанийситуацийосуществляетсяменеджеромзнанийна основеопытакомпании, атакжеситуацийаналогичныхпредприятий, найденных в информационныхисточниках, у партнеровкомпаниии тому подобное.Структурированнаябазазнанийможетсодержатьобщиеалгоритмыизмененийввидестратегическихкарт, илиподробныекейсыаналогичныхситуаций. Ноалгоритмы, как правило,болееэффективноспособствуютформированиюсобственныхидейиалгоритмовдля сдвигакризиснойситуации.Если жеситуация требуетконкретнойправовойбазыи финансовыхалгоритмов, тотакая «подсказка» содержит нормативныедокументыи финансовыесхемывыходаиз кризиса.ЗаключениеВтеории управлениявыделяютрядосновныхподходовк управлениюпредприятиями, средикоторых:системный, административный, динамический, интеграционный, комплексный, функциональный, процессный, маркетинговый, количественный, нормативный, ситуационный, поведенческий, воспроизводственный.Рассматриваяпредприятия сферыуслуг, следуетуказать напреимуществахситуационногоподходак формированию системы управления.Ситуационныйподходтесносвязан ссистемнымисчитаетсяего продолжением.На основеанализанаучныхтрудовтаких ученых, какЛепа Р. Н., КунцГ., Федулова Л. И., Поспелов Д. А., Рекова Н. Ю.[1; 2; 4]установлено, что в отличие отсистемногои процессногоподходов, ситуационныйподходцелесообразноиспользовать вуправлениипредприятиями, которыефункционируютвусловияхнеопределенности ипостоянныхизмененийфакторов влияния.В настоящее время, ситуационныйподходсчитается наиболеепередовымсредиподходовк управлениюпредприятием, на основекоторого происходитмаксимальный учетвлиянияфакторов внутренней и внешнейсреды. На его основеразрабатываетсянаиболееэффективныйорганизационно-экономическиймеханизмуправления для обеспечениярешенияхозяйственныхпроблеми достиженияконкурентоспособностина рынке.Итак, сначала необходимоисследоватьсостояниепредприятия, оценитьсуществующиемодели управленияпредприятием, определитьосновные переменные, влияющиена предприятие, апотомужеосуществитьвыборнаиболеецелесообразныхв данной ситуацииметодовуправления. Основныепеременные илиситуационныепеременные, влияющие на предприятиеиграютзначительную рольвметодологииситуационногоподхода, потому что именно благодаряихправильному выборуможно сделатьправильныйвыборметодауправления иприменитьего ксуществующейситуации.Список литературыГлухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. – 600 с.Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент [Текст] / Р.И. Акмаева. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 208 с.Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2010. – 635 с.Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами [Текст] / М. Армстронг ; пер. И. Малкова. - СПб. : Питер, 2009. - 848 с. Афоничкин, А. И. Управленческие решения в экономических системах [Текст] : учебник / А. И. Афоничкин, Д. Г. Михаленко. - СПб. : Питер, 2009. - 480 с. Аширов, Д. А. Управление персоналом [Текст] : учебное пособие / Д. А. Аширов. - М. : Проспект, 2009. - 432 с. Багиев, Г. Л. Маркетинг [Текст] : учебник / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич. - СПб. : Питер, 2010. - 576 с. Бакирова, Г. Х. Психология развития и мотивации персонала [Текст] : учебное пособие / Г. Х. Бакирова. - М. :ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 439 с.  Теория управления [Текст] : Учебник. Гриф Совета УМ объединения вузов России / ред.: Ю. В. Васильев, В. Н. Парахина. - 2-е изд., доп. - М. : Менеджмент [Текст] : учебное пособие. Гриф УМО / ред.: Н. Ю. Чаусов, О Менеджмент [Текст] : учебник. Гриф МО РФ. Гриф УМЦентра "Профессиональный учебник" / ред.: М. М. Максимцов, М. А. Комаров. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. :ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 320 с. Теория менеджмента [Текст] : учебник. Гриф УМО. Стандарт 3-го поколения / ред. А. М. Лялин. - СПб. : Питер, 2010. - 464 с. Айзексон У. Стив Джобс. – Litres, 2013.- 372 с.Билл Г. Бизнес со скоростью мысли //М.: ЭКСМО-Пресс. – 2003.- 216 с.Лашински А. Внутри Apple. Как работает одна из самых успешных и закрытых компаний мира (Эйпл). – " Издательство"" Проспект""", 2013. – 191 с.ПриложениеЧетырестиля лидерства

Список литературы

1. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. – 600 с.
2. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент [Текст] / Р.И. Акмаева. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 208 с.
3. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2010. – 635 с.
4. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами [Текст] / М. Армстронг ; пер. И. Малкова. - СПб. : Питер, 2009. - 848 с.
5. Афоничкин, А. И. Управленческие решения в экономических системах [Текст] : учебник / А. И. Афоничкин, Д. Г. Михаленко. - СПб. : Питер, 2009. - 480 с.
6. Аширов, Д. А. Управление персоналом [Текст] : учебное пособие / Д. А. Аширов. - М. : Проспект, 2009. - 432 с.
7. Багиев, Г. Л. Маркетинг [Текст] : учебник / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич. - СПб. : Питер, 2010. - 576 с.
8. Бакирова, Г. Х. Психология развития и мотивации персонала [Текст] : учебное пособие / Г. Х. Бакирова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 439 с.
9. Теория управления [Текст] : Учебник. Гриф Совета УМ объединения вузов России / ред.: Ю. В. Васильев, В. Н. Парахина. - 2-е изд., доп. - М. : Менеджмент [Текст] : учебное пособие. Гриф УМО / ред.: Н. Ю. Чаусов, О Менеджмент [Текст] : учебник. Гриф МО РФ. Гриф УМЦентра "Профессиональный учебник" / ред.: М. М. Максимцов, М. А. Комаров. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 320 с.
10. Теория менеджмента [Текст] : учебник. Гриф УМО. Стандарт 3-го поколения / ред. А. М. Лялин. - СПб. : Питер, 2010. - 464 с.
11. Айзексон У. Стив Джобс. – Litres, 2013.- 372 с.
12. Билл Г. Бизнес со скоростью мысли //М.: ЭКСМО-Пресс. – 2003.- 216 с.
13. Лашински А. Внутри Apple. Как работает одна из самых успешных и закрытых компаний мира (Эйпл). – " Издательство"" Проспект""", 2013. – 191 с.

Вопрос-ответ:

Что такое ситуационный подход в науке об организации и управлении?

Ситуационный подход в науке об организации и управлении - это концепция, в которой управленческие решения и методы выбираются в зависимости от конкретной ситуации и целей организации. Он предполагает, что нет универсального подхода к управлению, и все решения должны быть адаптированы к конкретным условиям и требованиям.

Какие модели ситуационного подхода существуют в руководстве?

Существует несколько моделей ситуационного подхода в руководстве, таких как модель Херси-Бланшарда, модель Фидлера и модель Джилина. Каждая из этих моделей предлагает свой подход к управлению в зависимости от определенных переменных, таких как стиль лидерства, мотивация сотрудников и уровень задач.

Как ситуационный подход применяется к формированию системы управления предприятиями сферы услуг в кризисные периоды?

В ситуационном подходе к формированию системы управления предприятиями сферы услуг в кризисные периоды учитывается специфика отрасли и особенности ситуации. Это может включать изменения в маркетинговых стратегиях, сокращение расходов, пересмотр организационной структуры и привлечение дополнительных источников финансирования.

Как генеральный директор в компании Apple применял ситуационный подход в управлении?

Генеральный директор в компании Apple применял ситуационный подход в управлении, следя за решением вопросов маркетинга и изучая все детали сделок самостоятельно. Он также проводил встречи с рекламными агентствами, чтобы быть в курсе актуальных тенденций и принимать решения на основе текущей ситуации на рынке.

Какие преимущества имеет ситуационный подход в управлении предприятиями?

Ситуационный подход в управлении предприятиями имеет несколько преимуществ. Во-первых, он позволяет принимать решения, адаптированные к конкретной ситуации, что повышает их эффективность. Во-вторых, он способствует гибкости и адаптивности организации, позволяя быстро реагировать на изменения внешней среды. В-третьих, ситуационный подход позволяет учитывать различные факторы влияния на управление, такие как культура, ценности и потребности сотрудников.

Каково понятие ситуационного подхода в менеджменте?

Ситуационный подход в менеджменте предполагает, что руководитель должен адаптировать свои действия и применять различные подходы и методы управления в зависимости от конкретной ситуации, в которой находится организация.

Какие модели ситуационного подхода существуют в руководстве?

В руководстве существуют различные модели ситуационного подхода, такие как модель количественной оценки ситуации, модель классификации управленческих ситуаций, модель определения оптимального уровня интерфейса и другие.

Каким образом ситуационный подход применяется к формированию системы управления предприятиями сферы услуг в кризисные периоды?

В кризисные периоды ситуационный подход к формированию системы управления предприятиями сферы услуг предполагает, что руководитель должен учитывать специфику кризисной ситуации и принимать меры, направленные на устранение проблем и обеспечение стабильности работы предприятия.

Какова роль генерального директора в компании Apple?

Генеральный директор в компании Apple играет важную роль, он лично следит за решением вопросов маркетинга, изучает все детали сделок, совершаемых компанией, и самостоятельно проводит встречи с рекламными агентствами.