физическая реабилитация кифолордотитечкой осанке у детей дошкольного возраста на трех этапах восстановительного лечения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Медицина
  • 2828 страниц
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 21.02.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты развития нарушений осанки у детей дошкольного возраста 3
1.1 Этиология, патогенез нарушений осанки у детей дошкольного возраста 3
1.2 Классификация и клиническая картина нарушений осанки 3
Глава 2 Современные средства и методы физической реабилитации детей дошкольного возраста с кифолордотической осанкой на этапах восстановительного лечения 3
2.1 Традиционные виды физической реабилитации дошкольников с кифолордотической осанкой 3
2.2 Инновационные виды физической реабилитации 3
Заключение 3
Список литературы 3
Фрагмент для ознакомления

Они, воздействуя на кожу, раздражают нервные окончания и вызывают нервнорефлекторную и гуморальную реакции, нормализуют обмен веществ, трофику тканей, функцию нервной системы. Таким образом, применение физических методов реабилитации дошкольников с кифолордотической осанкой подразумевает использование как традиционных, так и инновационных средств и методов. Среди традиционных наиболее широкое распространение получили лечебная физкультура, массаж, методы гидрореабилитации, физиотерапия, игровые занятия лечебной направленности, климатотерапия, пелоидо- и бальнеотерапия. Совершенно очевидно, что наибольший эффект может быть достигнут при их комплексном использовании.2.2 Инновационные виды физической реабилитацииФитбол-гимнастика.Фитбол-гимнастика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300 кг. При этом мяч может использоваться как тренажер, амортизатор, предмет и утяжелитель [24]. Занятия с фитболами успешно решают проблему воспитания статического и динамического стереотипов правильной осанки у детей с нарушениями осанки, способствуя формированию в ЦНС функциональной доминанты. Кратко рассмотрим основные формы занятий с фитболами: 1.Фитбол-гимнастика. На занятиях фитбол-гимнастикой используют преимущественно легкую вибрацию в спокойном темпе. Мягкие природные спектры вибрации, реализуемые на занятиях, аккумулируют в себе практически все известные положительные лечебные и оздоравливающие эффекты низкочастотных механических колебаний, проявляющиеся на уровне всего организма и отдельных его систем. Упражнения на фитболе могут быть корригирующими, направленными на укрепление, а также на расслабление определенных мышечных групп. В фитбол-гимнастике используют симметричные, асимметричные, а также деторсионные упражнения. Упражнения с фитболом, применяемые в процессе физической реабилитации детей с нарушениями осанки, направлены на тренировку координации, устойчивости и равновесия; обучение расслаблению и растягиванию мышц; укрепление различных мышечных групп; формированию правильной осанки [27, 28].2. Фитбол-аэробика – может применяется ударная вибрация в быстром темпе. Помимо этого мяч может быть накачан до максимально упругого состояния. Однако, этот вид занятий практически не применяется у детей дошкольного возраста – он используется при нарушениях осанки, в основном для старшеклассников и студенческой молодежи [18]. 3. Подвижные игры и эстафеты с фитболом– могут проводиться для коррекции нарушений осанки на занятиях двигательной реабилитации, лечебным плаванием, уроках физической культуры. Их используют в физкультурно-оздоровительной работе: на подвижных (динамических) переменах, спортивных часах, спортландиях, во время физкультурного досуга и др. Многообразие игр и эстафет с применением фитбола позволяет использовать его и самостоятельно, и в сочетании с другими предметами и/или снарядами (скакалками, малыми резиновыми мячами, гимнастическими палками, скамейками, модульными конструкциями и др.). Фитбол используется в играх: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Саранча», «Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай ладонями, толкай развернутой ступней), «Фитбол в воздухе»; а также в эстафетах: «Кто быстрее?», «Перекати поле», «Удержать мяч!», «Канатоходец» и др. [27].4. Специальные фитболы-стулья (сиденья) для детей дошкольного, школьного возраста используются в связи с тем, что только правильная посадка на фитболе предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, что способствует устойчивости и симметричности – главным условиям сохранения осанки. Правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение таза, что является крайне важным для коррекции деформаций в грудопоясничном отделе позвоночника. В обычных условиях ортопеды назначают для выравнивания нижних конечностей косок в обувь или другой вариант ортопедической коррекции под укороченную ногу, а для выравнивания положения позвоночника таза – специальную подушечку под ягодицу. Фитбол за счет своих упругих свойств неравномерно погружает седалищные бугры, выравнивая таз без всяких дополнительных приспособлений [25].Фитнес-йога – сочетает статические и динамические асаны, дыхательные упражнения, концентрацию внимания на работе мышц и деятельности внутренних органов. Результатом является снятие стресса, улучшение гибкости и контроля над телом и внутренним миром.Иппотерапия (лечебная верховая езда) оказывает положительное влияние на детей с диспластическими изменениями позвоночника. Это обусловлено биомеханическими свойствами верховой езды. Для каждого ребенка специалист составляет индивидуальную программу реабилитации, подбирает подходящую лошадь по шагу и колебательным движениям.Достижение синхронности движения ребенка и лошади и есть основа самокоррекции искривленного позвоночника. Основой положительного воздействия является создание вокруг позвоночника сильного мышечного корсета, вследствие чего происходит коррекция искривления в сторону уменьшения градусов искривления [6].Элементы ортопедического режима (применение ортезно-корсетных изделий (корсет типа Шено и др.); корректоров (фиксаторов) осанки).Корригирующий эффект достигается путем создания в конструкции ортеза-корсета направленного жесткого динамического деротационного воздействия с учетом анатомических особенностей деформации у конкретного больного, что и позволяет осуществлять трехплоскостную коррекцию позвоночника в направлении, противоположном патологическому [31].Таким образом, инновационные методы физической реабилитации детей с кифолордотической осанкой включают применение фитбол-гимнастики, разновидностей йоги, иппотерапию, а также элементы ортопедического режима. С целью достижения максимального эффекта следует применять их не в качестве самостоятельных методов реабилитации, а в комплексе с традиционными методами.ЗаключениеВ настоящее время нарушения осанки у детей дошкольного возраста представляют собой одну из важных медицинских проблем. Это обусловлено, с одной стороны, возможностью развития в дальнейшем органических нарушений позвоночного столба с формированием хронических болевых синдромов, а с другой – нарушением функционирования внутренних органов, обусловленным изменением их положения. Между тем, несмотря на очевидную актуальность данной проблемы, продолжаются дискуссии о наиболее эффективных средства и методах реабилитации детей с нарушениями осанки. Очевидно, ведущую роль в комплексе реабилитационных мероприятий должны играть средства и методы физической реабилитации, причем на всех этапах реабилитационного процесса. Однако, их выбор нередко бывает затруднен в связи с недостаточной осведомленностью о наиболее современных методах, а также противоречивыми мнениями об эффективности отдельных методов. Это и послужило обоснованием к проведению данного исследования.Результаты исследования позволили прийти к следующим выводам:Нарушений осанки у детей дошкольного возраста являются полиэтиологическими состояниями. Их общепринятая классификация в настоящее время отсутствует, а клинические появления зависят от типа нарушения осанки.Современные средства и методы физической реабилитации детей дошкольного возраста с кифолордотической осанкой подразделяются на традиционные и инновационные. При этом наибольший эффект достигается при комплексном использовании средств и методов физической реабилитации.Большинство современных средств и методов физической реабилитации дошкольников с кифолордотической осанкой могут применяться на всех этапах реабилитации, но некоторые (климатотерапия пеллоидотерапия и др.). - преимущественно на санаторно-курортном этапе.Список литературыАганянц Е.К. Возрастные анатомо-физиологические предпосылки к применению физических упражнений при сколиотической болезни у детей и подростков //Проблемы реабилитации. – 2001. - №2. — С. 17-23Амджау А.Х. Физиолого-биомеханические нарушения опорно-двигательного аппарата у детей со сколиотической осанкой: автореф. дисс. канд.биол.наук. - Краснодар, 2003. - 25 с.Бабенкова Е.А., Параничева  Т.М. Виды контроля за детьми с отклонениями в состоянии здоровья // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006 — №1.- С. 19-23Батршин И.Т., Садовая Т.Н. Разновысокость нижних конечностей с перекосом таза и фронтальная деформация позвоночника // Хирургия позвоночника. – 2007. - №3. - С. 39-44Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж. – М.: Советский спорт, 2001. – 285 с.Блинкова М.В. Методика райттерапии для коррекции и профилактики дефектов осанки у детей среднего школьного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Малаховка, 1999. – 23 с.Бубновский С.М. Профилактика заболеваний костно-мышечной системы у школьников средствами кинезитерапии : автореф. дисс. докт. мед.наук.- М., 2007. – 46 с.Васильев В.С. Обучение маленьких детей плаванию. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 234 с.Волков А.М. Медико-психологическая характеристика нарушений осанки у детей и подростков: автореф. дисс…канд.мед.наук. – М., 2008. – 242 с.Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О положении детей в Российской Федерации». – М., 2011. – 22 с.Григорьев М.А. Этиопатогенез раннее доклиническое прогнозирование сколиоза: автореф. дис…канд. мед.наук. – Казань,1996. –25 с.Дергоусова Е.Н. Структурно-функциональные особенности организма детей с нарушениями осанки в условиях применения оздоровительных технологий: автореф. дисс…канд.мед.наук. – Курган, 2009. – 22 с.Иванова О.М. Здоровьесберегающая функция физической культуры // Современные проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпийского движения: Материалы XVII Всеуральской олимпийской научной сессии. – Уфа: БашИФК, 2005. - С. 95-101.Кашуба В.А. Биомеханика осанки. – М.: Олимпийская литература, 2003. - 139 с.Киселева М.В. Опыт организации кабинета психо- коррекционной помощи детям с начальной стадией нарушения осанки // Проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. - Волгоград, 1994. – С. 88 -90Князева И.А. Применение методов биологической обратной связи для коррекции нарушений осанки и активной профилактики мышечного перенапряжения у спортсменов: автореф. дисс. канд. мед.наук. – М., 2007.-22 c.Козырева О.В. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушениями осанки // Школьное воспитание. - 1998. – №12. – С. 49-56.Колесникова С.В. Детская аэробика: методика, базовые комплексы. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 157 с.Кучма В.Р., Сухарева Л.М. , Ильин А.Г. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей. – Тюмень: Академия, 2006 - 60 с.Лечебная физическая культура: справочник / под ред. В.А. Епифанова. – М.: Медицина, 2001. – 519 с.Малявкина С.А., Кинзерский А.Ю. Возможности функционального ультрасонографического и допплерографического исследований в диагностике нарушений кровотока в вертебральных артериях.// Хирургия позвоночника. - 2006. - №1. - С.72-76.Никитюк Б.А. Акселерация развития // Итоги науки и техники (серия Антропология). — М: АМН СССР. – 1989. – Т. 6. – С. 5-76Никифорова Е.К., Волкова М.В., Капелин А.Ф. Выявление и раннее лечение дефектов осанки и сколиозов у детей. // Хирургия. - 1963. – №4. - С. 109-114Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей: Программы диагностики и коррекции нарушений. – СПб., 2001. - 164 с.Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. – СПб.: Речь, 2007. – С. 146–260. Рунова М., Бурба И., Храмцов П. Физическое воспитание дошкольников с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дошк. воспит. – 2003. – № 4. – С. 28–35Скиндер Л.А. Инновационный подход в решении образовательно-коррекционных задач реабилитации детей со сколиозом посредством фитбол-гимнастики // Мир спорта. – 2006. – №3. – С. 53–57. Скиндер Л.А. Инновационный подход к применению фитболов на занятиях в СМГ у детей со сколиозом // Актуальные проблемы теории и методики физической культуры, спорта и туризма: материалы II Межд. науч.-практ. конф. молодых. ученых. – Минск, 2006. – С. 404–407. Спирин В.К. Коррекция осанки детей средствами физической культуры с учетом врожденных задатков к выполнению скоростной работы и работы на выносливость // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2002. - №2. - С. 48-52.Физическая реабилитация / под общ.ред. С.Н. Попова. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 312 с.Физическая реабилитация детей с нарушениями осанки и сколиозом: учебно-методическое пособие / Л.А. Скиндер [и др. ]. – Брест :БрГУ, 2012. – 210 с.Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А Сколиоз и кифозы. – М.: Медицина, 1973. – 255 с.Шкляренко А.П., Петьков В.А. Особенности методики занятий физическими упражнениями при сколиотической болезни в различные возрастные периоды (8–11, 12–14, 15–16 лет) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001. – № 4. – С. 51–55Эммануилиди И.П. Методика занятий адаптивной физической культурой с детьми 7-8-ми лет, имеющими нарушения осанки: автореф. дисс…канд.пед.наук. – Волгоград, 2008. – 24 с.Alstrue V.A. New norms and advices in the evaluation of anthropometric parameters in our population // Med Clin.-1988.-v.91, №6.-P .223-236.Danielsson A.J. What .impact does spinal deformity correction for adolescent idiopathic scoliosis make on quality of life?// Spine. – 2007. – Vol. 32(19 Suppl). – S 101-8Gerasievicz A., Skinder L., Siergiejchik N. Współczesnemetodydiagnozowaniairehabilitacjidziecizeskolioząjako forma aktywnościruchowej // Aktywnośćruchowaludzi w różnymwieku. – Szczecin :Albatros, 2005. – T. 9. – S. 552–556.Janda V. Muscles, central nervous motor regulation and back problems.// Neuro biologic Mechanisms in Manipulative Therapy: Plenums Press. - New York-London, 1978.- P. 27-41McCarroll J.R., Shelbourne K.D., Patel D.V. Anterior cruciate ligament injuries in young athletes. Recommendations for treatment and rehabilitation // Sports Med. – London, 1995. - P. 117-127.

Список литературы
1. Аганянц Е.К. Возрастные анатомо-физиологические предпосылки к приме-нению физических упражнений при сколиотической болезни у детей и под-ростков //Проблемы реабилитации. – 2001. - №2. — С. 17-23
2. Амджау А.Х. Физиолого-биомеханические нарушения опорно-двигательного аппарата у детей со сколиотической осанкой: автореф. дисс. канд.биол.наук. - Краснодар, 2003. - 25 с.
3. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Виды контроля за детьми с отклонения-ми в состоянии здоровья // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006 — №1.- С. 19-23
4. Батршин И.Т., Садовая Т.Н. Разновысокость нижних конечностей с переко-сом таза и фронтальная деформация позвоночника // Хирургия позвоноч-ника. – 2007. - №3. - С. 39-44
5. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж. – М.: Советский спорт, 2001. – 285 с.
6. Блинкова М.В. Методика райттерапии для коррекции и профилактики де-фектов осанки у детей среднего школьного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Малаховка, 1999. – 23 с.
7. Бубновский С.М. Профилактика заболеваний костно-мышечной системы у школьников средствами кинезитерапии : автореф. дисс. докт. мед.наук.- М., 2007. – 46 с.
8. Васильев В.С. Обучение маленьких детей плаванию. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 234 с.
9. Волков А.М. Медико-психологическая характеристика нарушений осанки у детей и подростков: автореф. дисс…канд.мед.наук. – М., 2008. – 242 с.
10. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О положении детей в Российской Федерации». – М., 2011. – 22 с.
11. Григорьев М.А. Этиопатогенез раннее доклиническое прогнозирование сколиоза: автореф. дис…канд. мед.наук. – Казань,1996. –25 с.
12. Дергоусова Е.Н. Структурно-функциональные особенности организма де-тей с нарушениями осанки в условиях применения оздоровительных техно-логий: автореф. дисс…канд.мед.наук. – Курган, 2009. – 22 с.
13. Иванова О.М. Здоровьесберегающая функция физической культуры // Со-временные проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпийского движения: Материалы XVII Всеураль-ской олимпийской научной сессии. – Уфа: БашИФК, 2005. - С. 95-101.
14. Кашуба В.А. Биомеханика осанки. – М.: Олимпийская литература, 2003. - 139 с.
15. Киселева М.В. Опыт организации кабинета психо- коррекционной помощи детям с начальной стадией нарушения осанки // Проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. - Волгоград, 1994. – С. 88 -90
16. Князева И.А. Применение методов биологической обратной связи для кор-рекции нарушений осанки и активной профилактики мышечного перена-пряжения у спортсменов: автореф. дисс. канд. мед.наук. – М., 2007.-22 c.
17. Козырева О.В. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с на-рушениями осанки // Школьное воспитание. - 1998. – №12. – С. 49-56.
18. Колесникова С.В. Детская аэробика: методика, базовые комплексы. – Рос-тов н/Д: Феникс, 2005. – 157 с.
19. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. , Ильин А.Г. Современные технологии оздоров-ления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей. – Тюмень: Академия, 2006 - 60 с.
20. Лечебная физическая культура: справочник / под ред. В.А. Епифанова. – М.: Медицина, 2001. – 519 с.
21. Малявкина С.А., Кинзерский А.Ю. Возможности функционально-го ультрасонографического и допплерографического исследований в диаг-ностике нарушений кровотока в вертебральных артериях.// Хирургия по-звоночника. - 2006. - №1. - С.72-76.
22. Никитюк Б.А. Акселерация развития // Итоги науки и техники (серия Ан-тропология). — М: АМН СССР. – 1989. – Т. 6. – С. 5-76
23. Никифорова Е.К., Волкова М.В., Капелин А.Ф. Выявление и раннее лече-ние дефектов осанки и сколиозов у детей. // Хирургия. - 1963. – №4. - С. 109-114
24. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей: Про-граммы диагностики и коррекции нарушений. – СПб., 2001. - 164 с.
25. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. – СПб.: Речь, 2007. – С. 146–260.
26. Рунова М., Бурба И., Храмцов П. Физическое воспитание дошкольников с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дошк. воспит. – 2003. – № 4. – С. 28–35
27. Скиндер Л.А. Инновационный подход в решении образовательно-коррекционных задач реабилитации детей со сколиозом посредством фит-бол-гимнастики // Мир спорта. – 2006. – №3. – С. 53–57.
28. Скиндер Л.А. Инновационный подход к применению фитболов на занятиях в СМГ у детей со сколиозом // Актуальные проблемы теории и методики физической культуры, спорта и туризма: материалы II Межд. науч.-практ. конф. молодых. ученых. – Минск, 2006. – С. 404–407.
29. Спирин В.К. Коррекция осанки детей средствами физической культуры с учетом врожденных задатков к выполнению скоростной работы и работы на выносливость // Физическая культура: воспитание, образование, трени-ровка. – 2002. - №2. - С. 48-52.
30. Физическая реабилитация / под общ. ред. С.Н. Попова. – Ростов н/Д : Фе-никс, 2005. – 312 с.
31. Физическая реабилитация детей с нарушениями осанки и сколиозом: учеб-но-методическое пособие / Л.А. Скиндер [и др. ]. – Брест : БрГУ, 2012. – 210 с.
32. Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А Сколиоз и кифозы. – М.: Медицина, 1973. – 255 с.
33. Шкляренко А.П., Петьков В.А. Особенности методики занятий физически-ми упражнениями при сколиотической болезни в различные возрастные периоды (8–11, 12–14, 15–16 лет) // Физическая культура: воспитание, об-разование, тренировка. – 2001. – № 4. – С. 51–55
34. Эммануилиди И.П. Методика занятий адаптивной физической культурой с детьми 7-8-ми лет, имеющими нарушения осанки: автореф. дисс…канд.пед.наук. – Волгоград, 2008. – 24 с.
35. Alstrue V.A. New norms and advices in the evaluation of anthropometric parameters in our population // Med Clin.-1988.-v.91, №6.-P .223-236.
36. Danielsson A.J. What .impact does spinal deformity correction for adolescent idiopathic scoliosis make on quality of life?// Spine. – 2007. – Vol. 32(19 Suppl). – S 101-8
37. Gerasievicz A., Skinder L., Siergiejchik N. Współczesne metody diagnozowania i rehabilitacji dzieci ze skoliozą jako forma aktywności ruchowej // Aktywność ruchowa ludzi w różnym wieku. – Szczecin : Albatros, 2005. – T. 9. – S. 552–556.
38. Janda V. Muscles, central nervous motor regulation and back problems.// Neuro biologic Mechanisms in Manipulative Therapy: Plenums Press. - New York-London, 1978.- P. 27-41
39. McCarroll J.R., Shelbourne K.D., Patel D.V. Anterior cruciate ligament injuries in young athletes. Recommendations for treatment and rehabilitation // Sports Med. – London, 1995. - P. 117-127.

Современные технологии в комплексной физической реабилитации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Содержание

Глава I. Детские церебральные параличи и их клинические проявления7

1.1. Этиология и патогенетические механизмы возникновения детского паралича головного мозга и их классификация

1.2.Клинические формы детских параличей головного мозга

Выводы по главе I

Глава II. Основы комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом

2.1.Традиционные методы и инструменты, используемые в комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом

2.2.Использование современных технологий в комплексе

реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом

паралич

Выводы по главе II

Глава III. Диагностика уровня физического развития дошкольников с детским церебральным параличом

3.1.Методы диагностики уровня физического развития и двигательной активности дошкольников с детским церебральным параличом

3.2. Программа на развитие двигательной активности и повышение уровня физического развития детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Выводы по главе III

библиография

Введение

Детские церебральные паралич-это заболевание центральной нервной системы приводит к загрязнению двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Рост заболеваемости детским церебральным параличом, один из наиболее инвалидизирующих заболеваний психоневрологического профиля. Это указывает на то, что проблеме лечения детского церебрального паралича нужно уделять более пристальное внимание. Для заболевания типичны спазмы мышц нижних конечностей, контрактуры, двигательные нарушения и другие изменения в локомоторном аппарате. Отмечается повышение сухожильных рефлексов, мышечного тонуса (напряжение), снижение мышечной силы и работоспособности мышц, наличие контрактур (обычно сгибательно-приводящего типа) и деформаций, нарушение координации движений, стоя и ходьбы, наличие непроизвольных движений, синкинезий. Часто, эта болезнь, нарушается психическая, появляются расстройства со стороны черепно-мозговых нервов (косоглазие, ухудшение зрения, слуха), бульбарные и псевдобульбарные расстройства.

В продвинутой стадии, когда восстановление той или иной функции, в основном, за счет компенсаторно-приспособительных процессов наблюдаются вторичные дистрофические изменения в мышцах, связках, сухожилиях и других тканях. Возникшие на ранней стадии тонические рефлексы, контрактуры, порочные установки конечностей, деформации и другие нарушения с трудом поддаются коррекции, поэтому одним из важнейших методов лечения дцп является физическая реабилитация, которая у детей старшего школьного возраста должна быть направлена на формирование навыков повседневной жизни, развитие способности к общению и подготовке ребенка к жизни в коллективе. В этом возрасте должно быть больше направлена на развитие возможности передвигаться самостоятельно, с помощью палок или в коляске, а также осуществлять такие точные и сложные операции как письмо. Важно также направить усилия, чтобы научить ребенка кушать, одеваться, пользоваться ванной и туалетом. Освоение этих навыков может существенно облегчить обязанности людей, осуществляющих уход за ребенком, а также значительно увеличить уверенность в себе и чувство собственного достоинства пациента. Для достижения данной цели необходимо внедрение новых технологий оздоровительные использованием немедикаментозных средств и методов физической культуры и спорта, направленных на обеспечение компенсации имеют дефицит физической активности и повышения физического развития.