Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Пути повышения познавательной активности детей

  • 40 страниц
  • 0 источников
  • Добавлена 21.02.2015
1 078 руб. 1 540 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования познавательной активности детей………………. 6
1.1 Понятие и сущность «познавательной активности» детей в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста, особенности развития их познавательной активности 11
Глава 2. Работа над повышением познавательной активности детей младшего школьного возраста 17
2.1 Условия повышения познавательной активности детей 17
2.2. Методы и приемы повышения познавательной активности учащихся 19
2.2.1 Игровые технологии 19
2.2.2 Проектная деятельность: ее технология и особенности организации для младших школьников 26
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 1 36
Приложение 2 38

Фрагмент для ознакомления

В1-2 классе до 1-2 недельв режимеурочно-внеурочных занятий илиодним илисдвоенными уроками.В 3- 4 классе продолжительностьпроектов можно увеличитьдо 2-3 месяцев [21]. Одним из важнейших условий эффективности проектной деятельности в начальных классах являетсяправильная организация работы над проектом, которая опирается на психолого-педагогические особенностиучащихся младшего школьного возраста и компетенции педагога в организации проектной деятельности, знание особенностей младшего дошкольного возраста, а также личные качества педагога.Рассмотрим условия работы надстадиями проекта.Роль учителя в младших классах в работе над проектомвелика на первом(стадии проектирования) и последнем этапах (самооценка проектирования).От того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе проектирования (погружения в проект)- зависит судьба проекта в целом. Младшие школьники еще не умеют планировать свою деятельность, работать снаучно-познавательной литературой:находить нужное, выделять главное, систематизировать материал и делать обобщения, так как только начинают изучать проектную деятельность. И здесьот учителя требуется проявить максимальный такт, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельныйее поиск, помочь овладеть им навыками и приемами проектирования. Для этого можно задавать учащимся наводящие вопросы, например такие: «Какую информацию вам надо получить для проекта? Где вы сможете найти эту информацию?Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?»На последнем этапе роль учителя такжевелика, так как учащимся пока еще не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали. И здесь учительвновь приходит на помощь. Например, чтобы произвести самооценку проектирования и результата проекта можно задатьдетям такиевопросы: «Почему вы начали разрабатывать этот проект?Разнообразны ли были идеи?Удачно ли спланировалии использовали время?Чтосделали быиначе, если бы снова начали разрабатывать проект?Какой вклад внес каждый участникв общее дело? Оцените свою работу.Как улучшить проект? Каковы направлениядля дальнейшего исследования? и др.»Результаты проекта должны быть видимыми, осязаемыми. То есть необходимо, чтобы этот результат можно было осмыслить, применить в реальной практической деятельности детей, класса или школы в целом. Например,результатом проекта могут быть газета, гербарий,модель, плакат, справочник, книга, викторина, праздник или представление,стенгазета, экскурсия и т.д.Особоевнимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности детей – это его презентация(иначе защита проекта).От того, что готовят школьники для наглядной демонстрации своих результатов, определяется форма проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков, то есть умения демонстрировать понимание проблемы проекта,умения формулировать цели и задачи проекта, анализировать ход поиска решения иаргументировано излагать свои идеи, умения провестисамоанализ успешности и результативности проекта.После защиты проектаможно оформить выставкудетских проектных работ, так как важно, чтобы дети, видя результат своей деятельности,ощутили потребностьи дальнейшем в проектной деятельности.Стоит отметить, что оценка проектов должна носить стимулирующий характер, без соревновательного акцента. В начальной школеобязательно нужно поощрять каждого участника проекта дипломами или памятными подарками.Пример разработанного проекта организации проектной деятельности младших школьников, с учетом всех выявленных условий эффективности проектной деятельности младших школьников приведен в Приложении 2.Как видим, существуют различные методы и технологии повышения познавательной активности детей в младших классов. Игровые технологии иигровые приемы, применяемыев учебном процессе, являются наиболее известными и старыми методами,активизирующими познавательную сферу ребенка. Второй рассмотренный метод –проектная деятельность, менеевостребован у педагогов, хотя в последнее время и этот метод набирает обороты своей популярности, поскольку, действительно способствует повышению не только познавательной активности детей, но и дает возможностьдетям экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет имуспешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.ЗаключениеВ соответствии с целью и задачами курсовой работы, сделаны следующие выводы:Пути повышения познавательной активности детей младшего возраста – актуальная задача современного образовательного процесса, поскольку, роль познавательной активностииграет важную роль в разностороннем развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению.Познавательная активность – это активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях.Познавательная активность младшего школьника тесно связана сего познавательным интересом, который характеризуется такимиформирующими его факторами, как любопытство, любознательность с включением механизмов внимания, интерес к результатам своей учебной деятельности.Но глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко. Младшего школьникав основном интересует только тотматериал, который его заинтриговал, и к другим разделам данного предмета, он может проявить равнодушие. Поэтому задачапедагога-поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учеников устойчивыйинтерес к предмету с помощью различных методов, при которыхвнимание ученика будет охвачено процессом постижения новых знаний. Вовлечению в активную деятельность на уроках и проявлению интереса к учебному предмету помогаютна уроках в младших классах использование различных методик, которые направлены на повышение познавательной активности детей. Одними их эффективныхметодов повышения познавательной активности детей являютсяигровые методы и методпроектирования. Элементы игры, введенные в структуру урока, способствуют вовлечениюмладшего школьника в активную деятельность на уроках и появлениюу них интереса к учебному предмету, так как игровая форма, наиболее естественныйспособ воздействия на ребенка.Кроме того,игровые методикивыполняют и другие значимые функции. Например, правильно организованная игра помогает учащимся выработать речевые умения и навыки. Такжеигра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает познавательный интерес кучебному материалу.Метод проектирования дает детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Правильно организованная проектнаявнеурочная деятельность помогает организовать для детей такую атмосферу обучения, в которой бы они полнее раскрыли свой внутренний мир в процессе общения друг с другом, были бы индивидуально свободны в процессе коллективного сотворчества. Таким образом, игровые технологии и методпроектирования – являются эффективными способами познавательной активности детей. Считаю, что работу над исследованием необходимо продолжить. Например,изучитьэффективность рассмотренных методов с помощью экспериментального исследования.На данном этапе исследования, цель работы достигнута, все задачи решены.Список литературы1.Актуальные проблемы развития психики ребенка // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст). М.; Л., 1948, с. 3—9. (Известия АПН РСФСР, вып. 14).2.Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников/А.В. Аркадьева//Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №2. - С. 6-8.3.Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с. 4.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Спб.: Питер, 2009. – 400 с.5.Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя //2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.-176 с.6.Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1977. – 379с.7.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка /Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с. 8.Грачева Н.В. Педагогические условия активизации познавательной направленности дошкольников [Текст]/Н.В. Грачева. – Киров, 2003.- С.55. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо 1 класс. – М.: ВАКО. – 2004. – 319 с.9.Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под.ред. А. В. Петровского. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 439 с.10.Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. / Под ред. Дубровиной, И.В. Учебное и методическое пособие. - М.: Издательство «Просвещение», 2005. – 218с.11.Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов//- М: Баласс, 2010.- 80 с. 12.Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Текст]/И.А.Зайцева. – Ноябрьск, 2005. - С.12-24.13.Зеньковский, В.В. Психология детства. Сер. «Философско-психологическая библиотека» / Ред. сер.проф. В.В. Рубцов; Сост. А.Д. Червяков. Екатеринбург, 2005. – 315с.14.Зубкова Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993.15.Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М., 1984.16.Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г.Морозова // Психология и педагогика.-1979.- №2. –С. 45.17.Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М., 1982. 18.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1988.- С.186.19.Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. – М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960, II том. – 767 с.20.Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. - М., 2002.21.Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. — 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. -317с. 22.Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. — 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. -317с. 23.Семенова Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе//Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2012., 11 (126).- С.209-211.24.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2008. —80 с.25.Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1982.26.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. Приложение 1Примеручебного занятия с применением игровых технологийс целью повышения познавательной активности детейУрокматематики1 классЦель урока:Познакомитьучащихся с порядком следования чисел при счете.Цель эксперимента: Проверить уровень познавательного интереса первоклассников и оценить эффективность применение игровых методик на уроке, как средства активизациии оценки познавательного интересак обучению.Оборудование урока: иллюстрации к сказке «Репка»,числа на магнитиках, цифры на карточках.Ход урока.Учитель: Дети, сегодня, мы побываем в гостях у сказки «Репка». Давайте посмотрим на эти картинки из сказки. Кто скажет, что это за сказка?Дети: Репка.Актуализация знаний. Новый материал.Учитель:Нужно помочь героям сказки. Они совсем запутались, кто за кем тянет репку. Но мы то, это знаем с вами.Посмотрите, которая по счетуздесь бабка?Дети: Вторая.Учитель: А кто первый? Кто пришел последний? А Жучка какая по счету?Учитель. Молодцы. Вы все ответили правильно. А сейчас я вам раскрою тайну, мы с вами сейчас познакомились с порядковым счетом.Закреплениенового материала.Учитель: А теперь мы с вами поиграем в интересную игру, которая называется «По порядку номеров».Учитель делит класс на 2 команды по 13 человек. Детивыстраиваются шеренгами лицом к классу. У учителя – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 13, которые он перемешивает и по одной прикрепляет на спины детей. Никто из детей не знает, какое число на его карточке,только видит у своего соседа. По сигналу учителя дети должны построиться так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.Учитель: Молодцы. Как вы быстро справились с заданием!Учитель: Дети, а вы любите гулять?Учитель: Вот и числа любят гулять. Я нарисовала домики для чисел, а некоторые числа взяли и сбежали.Я их нашла, а вот как их вернуть каждый в свой домик – не знаю. Вы мне поможете?Учительпоказывает на доске нарисованныепо порядку домики-клеточки, в которых некоторые клеточки пустые. На столе учителя лежат цифры на магнитиках, которыми детям необходимозаполнить клеточки.136911131619261014Дети называют учителю числа, которыедолжны быть в пустой клеточке.Учитель: Молодцы. Сегодня мы с вами славно потрудились. Узнали, что такое порядковый счет. Научились правильно называть цифры по порядку. Я вами очень довольна. Вам понравились наши игры с цифрами?Учитель: Вот и хорошо. До встречи на следующем уроке.Приложение 2Проект организации проектной деятельности во внеурочное время во 2 классеПроект «Птицы нашего края».Основными целями данного проекта являлись: 1. Развитие общеучебных навыков и активизация познавательной деятельности учеников.2. Развитие социальныхи коммуникативных навыков – умение работать в группе, выстраивать отношения внутри группы.3. Развивать исследовательские и творческие способности – уметь наблюдать, выявлять главное, выполнять творческую работу.4. Уважительно относиться к природе, любить и беречь живые существа.Работа над проектомзанимает 2 месяца. Сбор с детьми проводится один раз в неделю и под руководством педагогадетиработают с полученными материалами, делятся своими идеями и строят дальнейшие планы по выполнению проекта. Проект разбит начетыре этапа:Первый этап – это знакомство учащихся с проектом, определение целей и задачи проекта, создание групп (по 5-6 учеников) с распределением внутри групп обязанностей между учащимися.Этот этап работы очень важен, так как именно здесь необходимоэмоционально заинтересовать учащихся в работе над проектом. Необходимо прибегать к помощи демонстрациикрасочных слайдовразнообразия существующих птиц инаводящими вопросами, например, встречали ли они подобных птиц в нашем краю? И дети загораются желанием выяснить, какие птицыживут в нашем крае. Что становится первым продуктивным шагом в проекте.Второй этап:Это поиск информации, подбор иллюстраций, теоретического материала, занимательного материала (библиотека, Интернет, опрос взрослых). Также дети проводят наблюдение за птицами и в школе и дома. Например, дети выясняют, чем питаются встреченные ими птицы, определяют их вид, название и т.д. На практических занятияхпедагог с детьми проводят экскурсии в парк, клеят кормушки для птиц и развешивают их в школьном саду и дворах детей.Третий этап – оформление результатов работы в виде книги «Птицы нашего края», в котором собирается иллюстративныйи информативный материал о птицах, творчество второклассников – рисунки, стихи,рассказы иихнаблюдения о птицах.Четвертый этап (заключительный) – защита коллективного творческого проекта. Здесь подводятся итоги работы. Защита проводится в форме игры с награждением медалями «за проявленную смекалку», «за творческий подход», «за помощь в исследовании» и т.п.Продолжением проекта «Я – юный исследователь» может стать следующаяв ней тема «Моя малая родина», которая носит уже не групповой, а индивидуальныйхарактер проекта. Этапы работы строятся по такому же принципу, как и в предыдущем проекте.На первом этапепедагог с ребятами ставят цель работыи выясняют задачи для реализации проекта. С каждым учеником проводится работа по усвоению задачи и пониманию цели проекта. На втором этапе дети активно занимаются поиском информации о своей малой родине – с помощью интернета, включения в работу своих родителей, которые активно помогают на протяжении всего проекта. На третьем этапе – составляется и сортируется полученный детьми результат их работы: отбираются фотографии, интересные заметки, рассказы и воспоминания детей о местах, которыеими запечатлелись в памяти и создается красочная и веселая презентация. На заключительном этапе,проводитсяпрезентация работ, на которую приглашаются иродителейвтороклассников. После защиты проектов, детям вручаются дипломы и благодарности за проделанную работу. Все материалы, собранные в ходевсей исследовательской деятельности заносятся в отдельную папку-проект «Я - юный исследователь». В конце года планируется провести с детьмиитоговый урок-презентацию по всемпроектам, созданными с детьми в течение года.

Список литературы

1. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст). М.; Л., 1948, с. 3—9. (Известия АПН РСФСР, вып. 14).
2. Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников/А.В. Аркадьева//Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №2. - С. 6-8.
3. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Спб.: Питер, 2009. – 400 с.
5. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя //2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.-176 с.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1977. – 379 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка /Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с.
8. Грачева Н.В. Педагогические условия активизации познавательной направленности дошкольников [Текст]/Н.В. Грачева. – Киров, 2003.- С.55. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо 1 класс. – М.: ВАКО. – 2004. – 319 с.
9. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под.ред. А. В. Петровского. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 439 с.
10. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. / Под ред. Дубровиной, И.В. Учебное и методическое пособие. - М.: Издательство «Просвещение», 2005. – 218с.
11. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов//- М: Баласс, 2010.- 80 с.
12. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Текст]/И.А.Зайцева. – Ноябрьск, 2005. - С.12-24.
13. Зеньковский, В.В. Психология детства. Сер. «Философско-психологическая библиотека» / Ред. сер.проф. В.В. Рубцов; Сост. А.Д. Червяков. Екатеринбург, 2005. – 315с.
14. Зубкова Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993.
15. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М., 1984.
16. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г.Морозова // Психология и педагогика.-1979.- №2. –С. 45.
17. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М., 1982.
18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1988.- С.186.
19. Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. – М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960, II том. – 767 с.
20. Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. - М., 2002.
21. Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. — 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 317с.
22. Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. — 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 317с.
23. Семенова Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе//Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2012., 11 (126). - С.209-211.
24. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2008. —80 с.
25. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1982.
26. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.

Игровые методы обучения при изучении органической химии как средство повышения познавательной активности и качества знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование игровых методов обучения при изучении органической химии как средство повышения познавательной активности и качества знаний

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Игры методы обучения в современной школе

1.1 игровая деятельность в процессе обучения

1.2 Место игровой системы в курс химии

1.3 Психолого-педагогические задачи игросистемы

1.4 Виды игр в педагогической системе

1.5 игровые технологии как метод обучения

1.6 Разновидности и возможности использования учебных деловых игр

1.7 Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые методы

Глава 2. Система преподавания органической химии в средней школе

2.1 Программа и тематическое планирование уроков химии в 10 классе (базовый уровень)

2.2 Программа и тематическое планирование уроков химии в 10 классе (профильный уровень)

Глава 3. Экспериментальная часть

3.1 Методические разработки

3.2 Перечень контрольных заданий

3.2.1 Перечень теоретических вопросов

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

ВЫВОДЫ

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Человек играет только тогда,

когда это в полном смысле слова

Человек, и он является вполне человеком

только тогда, когда они играют.

Ф. Шиллер

Актуальность темы исследования. В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия имеет исключительное значение. В то же время, увеличивая количество информации, постоянное обновление учебных дисциплин, рост хемофобии в обществе привело к тому, что интерес к химии снизился у учащихся и школы. Отсюда, нежелание изучать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. Это привело к слабые знания абитуриентов по предмету и низкая мотивация к его изучению в школе. У школьников всегда возникает вопрос: для чего экономисту, электросварщику, электромонтеру, бухгалтеру, адвокату для изучения химии? И, как результат, слабые знания по химии, а в дальнейшем появляются трудности в усвоении специальных дисциплин, связанных с химией.

Узнать стоимость работы