Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

  • 40 страниц
  • 27 источников
  • Добавлена 22.02.2015
1 232 руб. 1 760 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 6
1.1. Процесс формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста 6
1.2. Характеристика ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 15
2.1. Цель, задачи, организация и методики исследования 15
2.2. Результаты констатирующего исследования 24
2.3. Интерпретация результатов и выводы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 41
ПРИЛОЖЕНИЕ В 43

Фрагмент для ознакомления

Для проверки выдвинутой гипотезы исследования о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ориентировки в пространстве имеют качественное своеобразие и находятся на более низком уровне развития, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием, нами проведен статистический анализ данных эмпирического исследования - расчет U-критерия Манна — Уитни (табл. 1).
Статистический анализ данных эмпирического исследования (расчет U-критерия Манна — Уитни) выявил статистически значимые различия показателей экспериментальной и контрольной групп: полученные эмпирические значения Uэмп ниже критических значений Uкр для всех показателей методик исследования, т.е. находятся в зоне статистической значимости при р≤0,01. Это подтверждает гипотезу исследования.
Анализ выполнения детьми заданий показал следующее. Высокий уровень сформированности ориентировки в пространстве отмечался у детей с нормальным речевым развитием при выполнении заданий на исследование зрительно-пространственной организации движений при выполнении проб по подражанию и по речевой инструкции. успешно справились с заданиями на исследование анализа частей собственного тела по вертикальной оси, поскольку эта функция рано формируется в онтогенезе, и зрительно-пространственной организации движений при выполнении проб по подражанию. Низкие показатели были получены при выполнении заданий на ориентировку в схеме тела сидящего напротив, что можно объяснить сложностью данной функции, ее неравномерным развитием в процессе онтогенеза.
Существенные затруднения у детей с нормальным речевым развитием и у детей с ОНР вызвало задание на анализ частей собственного тела по горизонтальной оси, что также объясняется онтогенетически поздним созреванием данной функции: развитие пространственных представлений о собственном теле происходит в соответствии с цефало-каузальным законом развития (развитие пространственных представлений идет от головы к рукам и в дальнейшем – к туловищу и к ногам). Успешнее всего дети выполняли задания, связанные с ориентировкой в собственном теле на основе дифференциации верхних и нижних частей тела.
Недостаточно сформированной функцией у детей оказалось определение пространственных отношений между изображениями предметов, исследование уровня вербализации пространственных отношений. Полученные результаты можно объяснить тем, что пространственные представления подчиняются одному из главных законов развития – закону основной оси: сначала формируются представления вертикали, затем представления горизонтали «от себя» вперед, затем о правой и левой стороне и наиболее поздно понятие «сзади». Кроме того, данные результаты могут объясняться малой частотностью предлогов, недостаточным их усвоением детьми дошкольного возраста.
В целом у детей с ОНР, в отличие от детей без нарушений речи, выявлены следующие особенности ориентировки в пространстве:
- смешивание понятия «право – лево»;
- использование зеркального отображения;
- дизметрия и утрата деталей;
- изменения общей схемы пространственного строения предмета;
- трудности выполнения словесной инструкции.
Полученные в эксперименте данные согласуются с результатами исследований Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Мартыновой, Е.Ф. Соботович, Г. Н. Градовой, С. Ю. Кондратьевой, Н. Щербаковой, М.Н. Ромусик и других.

Выводы
1. Для детей с ОНР характерен недостаточный уровень сформированности ориентировки в пространстве (в основном -ниже среднего и низкий), не соответствующий возрастной норме.
2. Для большинства детей с нормальным речевым развитием характерен достаточный уровень сформированности ориентировки в пространстве (высокий и выше среднего), соответствующий возрастной норме.
3. Сравнительный анализ результатов выполнения всех заданий показал, что развитие ориентировки в пространстве детей происходит в соответствии с основными закономерностями онтогенезе. Так наиболее сформированными являются функции, имеющее более раннее созревание в онтогенезе. Менее сформированными оказались функции, характеризующиеся более поздним развитием в онтогенезе (анализ частей собственного тела по горизонтальной оси, ориентировка в схеме тела сидящего напротив, определение пространственных отношений между изображениями предметов, исследование уровня вербализации пространственных отношений).
4. Статистический анализ данных эмпирического исследования (расчет U-критерия Манна — Уитни) выявил статистически значимые различия всех показателей экспериментальной и контрольной групп.
5. Подтверждена гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ориентировки в пространстве имеют качественное своеобразие и находятся на более низком уровне развития, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием.
6. Эмпирическое исследование показало необходимость коррекционного логопедического воздействия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с ОНР с учётом специфики выявленных нарушений у дошкольников данной категории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ литературы по теме исследования позволил установить, что ориентировка в пространстве, овладение знаниями о пространстве, предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.
Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Необходимым условием ориентировки человека в пространстве являются развитые пространственные представления, которые играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой. Качественные изменения при формировании пространственных представлений связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.
В ходе констатирующего эмпирического исследования, целью которого было выявление особенностей ориентировки в пространстве у дошкольников с ОНР в сравнении с их сверстниками с нормальным речевым развитием было установлено, что дошкольники с ОНР слабо ориентируются в схеме собственного тела и в соотнесении окружающих предметов со схемой своего тела; демонстрируют в целом более низкий уровень сформированности навыка узнавания предлогов и понятий, отражающих пространственные представления, чем дети контрольной группы; демонстрируют низкий уровень способности создать пространственный образ.
Основные трудности у дошкольников с ОНР возникали при выполнении заданий, направленных на анализ частей собственного тела по горизонтальной оси, что объясняется поздним созреванием данной функции в онтогенезе: развитие пространственных представлений о собственном теле происходит в соответствии с цефало-каузальным законом развития (развитие пространственных представлений идет от головы к рукам и в дальнейшем – к туловищу и к ногам). Выполняя задание на ориентировку в схеме тела сидящего напротив, дети смешивали понятия «право – лево», использовали зеркальное отображение, предварительное соотнесение со своими частями тела: руками, ногами и т.д. Это связано со сложностью данной функции, ее неравномерным развитием в процессе онтогенеза.
Недостаточно сформированной функцией оказалось определение пространственных отношений между изображениями предметов, исследование уровня вербализации пространственных отношений. Полученные результаты можно объяснить тем, что пространственные представления подчиняются одному из главных законов развития – закону основной оси: сначала формируются представления вертикали, затем представления горизонтали «от себя» вперед, затем о правой и левой стороне и наиболее поздно понятие «сзади». Кроме того, данные результаты могут объясняться малой частотностью предлогов, недостаточным их усвоением детьми дошкольного возраста.
В целом экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ориентировки в пространстве имеют качественное своеобразие и находятся на более низком уровне развития, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием.
Данные, полученные в ходе проведённого исследования особенностей ориентировки в пространстве, согласуются с уже имеющимися в литературе сведениями о состоянии данного нарушения у дошкольников с ОНР.
Значение работы по развитию ориентировки в пространстве особенно велико для подготовки дошкольников к школьному обучению. Отмеченные недостатки должны преодолеваться в процессе коррекционно-логопедической работы.
При этом выявленный в ходе эксперимента различный уровень сформированности ориентировки в пространстве обуславливает дифференцированный подход к детям при определении содержания и приемов коррекционно-логопедической работы, в подборе дидактического материала.
В соответствии с результатами констатирующего эксперимента рекомендуются следующие направления работы по развитию ориентировки в пространстве у детей с ОНР:
1. Развитие ориентировки в собственном теле. В процессе работы по уточнению представлений о собственном теле первоначально ставиться задача выделения местоположения и названия различных частей тела, а также обучение копированию поз рук и положений различных частей тела. Проводится работа по выделению ведущей руки как точки отсчета при пространственной ориентировке. После закрепления представлений о схеме собственного тела проводится работа по формированию представлений о схеме тела человека, стоящего напротив.
2. Формирование речевого обозначения пространственных отношений предметов с помощью предлогов.
3.Упражнения на освоение внешнего пространства.
Данные направления коррекционной работы, разработанные с учётом специфики выявленных нарушений у дошкольников с ОНР, очевидно, будут способствовать нормализации ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абенова, А. К. Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения [Текст] / А. К. Абенова, Б. Е. Тайлак // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 669-671.
Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2008. – 254 с.
Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Текст] / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева.— СПб.: Питер, 2008.—320с.
Буряк, Г.Г. Система работы по развитию пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» посредством дидактических игр [Электронный ресурс] / Г.Г. Буряк. – Режим доступа: www. URL: http://festival.1september.ru/. – 10.02.2012.
Войтик Т.Н.  Организация коррекционной работы по формированию начальных форм ориентировки в пространстве у детей с ограниченными возможностями здоровья Материалы V Всероссийской научно-практической конференции: Психология Образования: Психологическое Обеспечение «Новой Школы» [Текст] / Т.Н. Войтик. – М., 2011. – С.74-75.
Градова, Г. Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Г.Н. Градова. - СПб, 2010. - 23 с.
Градова, Г.Н. Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Г. Н. Градова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 10. - С. 235-242.
Дройская, А. С. Дидактические игры для ознакомления детей с пространственным значением предлогов [Текст] / А. С. Дройская, Л. Л. Кузнецова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2. - С.68-69.
Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М.: Эксмо, 2009. -176 с.
Кондратьева, С. Ю. Развитие пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи  [Текст] / С. Ю. Кондратьева, Н. Щербакова // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 5. - С. 26-29.
Кудряшова, И. Е. Развитие зрительно-пространственного восприятия у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / И. Е. Кудряшова. – М., 2012. – 36 с.
Кутявина, Н. Л. Формирование пространственных представлений у детей с ОНР  [Текст] / Н. Л. Кутявина // Логопед. - 2010. - № 8. - С.40-47.
Лопухина, И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение - 3-е издание [Текст]/ И.С. Лопухина. - М. : Корона-Принт, 2012. - 192с.
Малиованова Е.Л. Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Е.Л. Малиованова. - М., 2009. - 23 с.
Моргачева, К.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений [Текст]/ К.Н. Моргачева. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 212 с.
Панина, О. П. Формирование в игре пространственных представлений [Текст] / О. П. Панина // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 6. - С. 27-29.
Попова Т.Б. Развитие пространственных представлений [Электронный ресурс] / Т.Б. Попова. – Режим доступа: www. URL: http://detsad-45.ucoz.ru/.– 14.05.2013.
Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст]/ Под ред. Л.В. Лопатиной. - СПб.: ЦЦК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. - 415 с.
Ромусик, М.Н. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними [Текст]/ М.Н. Ромусик // Логопед в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 32-37.
Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста : практическое пособие [Текст] / Н. Я. Семаго. - Москва : АЙРИС ПРЕСС : АЙРИС Дидактика, 2007. - 105 с.
Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – СПб.: Речь, 2006. – 384с.
Сивцова В. А. Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В. А. Сивцова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.).  — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 93-100.
Степанова, И. Г. Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] / И.Г. Степанова. – Режим доступа: www. URL: http://www.logopedy.ru/. – 12.05.2013.
Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр : пособие для учителя-дефектолога [Текст] / Е.А. Стребелева. - Москва : Владос, 2009. - 256 с.
Филичева, Т. Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. // Логопедия сегодня. - 2008. - № 3. - С. 36-41.
Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: ДРОФА, 2009. - 189 с.
Япрынцева, Н. М. Вербализация пространственных и пространственно-временных представлений  [Текст] / Н. М. Япрынцева // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 3. - С.69-70.







ПРИЛОЖЕНИЕ А

Стимульный материал к методике «Определение пространственных отношений между изображениями предметов»






















Стимульный материал к методике «Исследование дифференциации пространственных понятий (на листе бумаги)»

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица В1 - Результаты исследования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, баллы
№ Методики Общий
средний
балл I II III 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 а б в 2 2 2 2 1 2 1 2 1,8 1 2 2 2 1 2 1 2 1,6 1 2 2 2 2 2 1 2 1,8 2 2 2 1 1 1 1 2 1,5 2 2 2 2 1 1 1 2 1,6 1 1 1 2 1 1 1 1 1,1 2 1 2 2 1 1 1 1 1,4 1 2 2 2 1 2 1 1 1,5 1 1 1 2 1 1 2 2 1,4 2 2 2 1 1 1 1 1 1,4 1 1 1 2 1 1 1 2 1,3 1 1 2 1 1 1 1 1 1,1 2 1 1 1 1 1 1 1 1,1 1 2 2 2 1 2 1 1 1,5 1 1 1 2 1 1 1 1 1,1 1 1 1 1 1 1 1 1 1,0 2 1 2 1 1 1 1 2 1,4 1 2 2 2 1 2 2 1 1,6 1 1 1 1 1 1 1 1 1,0 2 1 1 1 1 2 2 1 1,4 Ср.
зн. 1,4 1,4 1,6 1,6 1,0 1,3 1,1 1,4 1,4
Примечание:
I. Методика исследования представлений о собственном теле.
1.1. - Анализ частей собственного тела по вертикальной оси. 1.2. - Анализ частей собственного тела по горизонтальной оси. 1.3.- Исследование зрительно-пространственной организации движений: а) - Выполнение по подражанию. б) - Выполнение по речевой инструкции. в) - Ориентировка в схеме тела сидящего напротив.
II. Исследование ориентировки в окружающем пространстве.
2.1-Определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку. 2.2 - Определение пространственных отношений между изображениями предметов, исследование уровня вербализации пространственных отношений.
III. - Исследование дифференциации пространственных понятий (на листе бумаги).

Таблица В2 - Результаты исследования ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нормальным речевым развитием, баллы
№ Методики Общий
средний
балл I II III 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 а б в 3 2 3 2 1 3 2 2 2,3 2 2 3 3 2 3 2 2 2,4 2 2 3 3 3 3 2 2 2,5 3 2 3 3 2 2 2 3 2,5 3 3 3 3 1 2 2 3 2,5 2 1 2 3 2 1 1 2 1,8 3 2 3 3 1 2 2 2 2,3 3 3 3 3 1 3 2 2 2,5 2 1 2 3 1 2 3 3 2,1 3 3 3 2 2 2 3 2 2,5 2 1 2 3 1 2 2 3 2,0 2 2 3 2 1 2 2 1 1,9 3 2 3 2 2 2 1 2 2,1 2 2 3 3 2 3 2 2 2,4 2 2 2 3 2 1 1 2 1,9 3 2 3 2 1 2 1 1 1,9 3 2 3 2 1 2 2 3 2,3 2 2 3 3 2 3 3 2 2,5 2 2 3 2 2 1 1 2 1,9 3 2 3 2 2 3 3 2 2,5 Ср.
зн. 2,5 2,0 2,8 2,6 1,6 2,2 2,0 2,2 2,2

Примечание:
I. Методика исследования представлений о собственном теле.
1.1. - Анализ частей собственного тела по вертикальной оси. 1.2. - Анализ частей собственного тела по горизонтальной оси. 1.3.- Исследование зрительно-пространственной организации движений: а) - Выполнение по подражанию. б) - Выполнение по речевой инструкции. в) - Ориентировка в схеме тела сидящего напротив.
II. Исследование ориентировки в окружающем пространстве.
2.1-Определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку. 2.2 - Определение пространственных отношений между изображениями предметов, исследование уровня вербализации пространственных отношений.
III. - Исследование дифференциации пространственных понятий (на листе бумаги).













44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абенова, А. К. Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения [Текст] / А. К. Абенова, Б. Е. Тайлак // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 669-671.
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2008. – 254 с.
3. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Текст] / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева.— СПб.: Питер, 2008.—320с.
4. Буряк, Г.Г. Система работы по развитию пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» посредством дидактических игр [Электронный ресурс] / Г.Г. Буряк. – Режим доступа: www. URL: http://festival.1september.ru/. – 10.02.2012.
5. Войтик Т.Н. Организация коррекционной работы по формированию начальных форм ориентировки в пространстве у детей с ограниченными возможностями здоровья Материалы V Всероссийской научно-практической конференции: Психология Образования: Психологическое Обеспечение «Новой Школы» [Текст] / Т.Н. Войтик. – М., 2011. – С.74-75.
6. Градова, Г. Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Г.Н. Градова. - СПб, 2010. - 23 с.
7. Градова, Г.Н. Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Г. Н. Градова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 10. - С. 235-242.
8. Дройская, А. С. Дидактические игры для ознакомления детей с пространственным значением предлогов [Текст] / А. С. Дройская, Л. Л. Кузнецова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2. - С.68-69.
9. Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М.: Эксмо, 2009. -176 с.
10. Кондратьева, С. Ю. Развитие пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С. Ю. Кондратьева, Н. Щербакова // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 5. - С. 26-29.
11. Кудряшова, И. Е. Развитие зрительно-пространственного восприятия у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / И. Е. Кудряшова. – М., 2012. – 36 с.
12. Кутявина, Н. Л. Формирование пространственных представлений у детей с ОНР [Текст] / Н. Л. Кутявина // Логопед. - 2010. - № 8. - С.40-47.
13. Лопухина, И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение - 3-е издание [Текст]/ И.С. Лопухина. - М. : Корона-Принт, 2012. - 192с.
14. Малиованова Е.Л. Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Е.Л. Малиованова. - М., 2009. - 23 с.
15. Моргачева, К.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений [Текст]/ К.Н. Моргачева. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 212 с.
16. Панина, О. П. Формирование в игре пространственных представлений [Текст] / О. П. Панина // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 6. - С. 27-29.
17. Попова Т.Б. Развитие пространственных представлений [Электронный ресурс] / Т.Б. Попова. – Режим доступа: www. URL: http://detsad-45.ucoz.ru/.– 14.05.2013.
18. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст]/ Под ред. Л.В. Лопатиной. - СПб.: ЦЦК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. - 415 с.
19. Ромусик, М.Н. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними [Текст]/ М.Н. Ромусик // Логопед в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 32-37.
20. Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста : практическое пособие [Текст] / Н. Я. Семаго. - Москва : АЙРИС ПРЕСС : АЙРИС Дидактика, 2007. - 105 с.
21. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – СПб.: Речь, 2006. – 384с.
22. Сивцова В. А. Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В. А. Сивцова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 93-100.
23. Степанова, И. Г. Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] / И.Г. Степанова. – Режим доступа: www. URL: http://www.logopedy.ru/. – 12.05.2013.
24. Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр : пособие для учителя-дефектолога [Текст] / Е.А. Стребелева. - Москва : Владос, 2009. - 256 с.
25. Филичева, Т. Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. // Логопедия сегодня. - 2008. - № 3. - С. 36-41.
26. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: ДРОФА, 2009. - 189 с.
27. Япрынцева, Н. М. Вербализация пространственных и пространственно-временных представлений [Текст] / Н. М. Япрынцева // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 3. - С.69-70.

Опубликовано

Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников совместно с недоразвитием речи

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования пространственных представлений у дошкольников

1.1 Механизмы формирования пространственных представлений

1.2 Развитие пространственных представлений в онтогенезе

1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика общих детей с недоразвитием речи

1.4 Особенности пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальное исследование пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в констатирующем эксперименте

2.1 Цель, задачи, методика и организация эксперимента

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента

Выводы по главе 2

Глава 3. Логопедическая работа по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в процессе экспериментального обучения

3.1 Цели и основные направления коррекционно - логопедической работы

3.2 Организация и анализ результатов контрольного эксперимента

Выводы по 3 главе

Вывод

библиография

Введение

педагогический недоразвитие речь логопедический

Дошкольный этап-это этап наиболее активной физиологически, психологически и духовно. На этапе дошкольной жизни под воздействием концентрированного образования и обучения, происходит активное развитие всех познавательных процессов, в том числе и пространственных представлений.

Проблема развития ориентации в пространстве, и формирование точной пространственной точки зрения, является одним из актуальных и относится к области нескольких смежных дисциплин, таких как: психология, педагогика, нейрофизиология и пр. Причина такого интереса в том, что пространственные представления лежат в основе когнитивной и эмоциональной сферы ребенка (A. V. S. [44], С. О. Умрихин [50], Е. Ф. Соботович[47]).

ученые принимают тот факт, что восприятие и оценка пространства развивается также при непосредственном участии речи, которая работает и как способ отражения сложной пространственной структуры, умений и навыков, и в качестве координатора пространственной ориентации в терминологии. Установлено, что уровень оречевления пространственных представлений на степень общего речевого развития ребенка. Особую актуальность, в этой связи, становится предметом усвоения пространственных представлений детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), которые несформированы все компоненты речевой системы.

Узнать стоимость работы