Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Переписка Ивана Грозного С князем Курбским

  • 30 страниц
  • 23 источника
  • Добавлена 22.02.2015
924 руб. 1 320 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским как памятник русской политической мысли XVI века 5
1.1.Предыстория возникновения переписки 5
1.2. Общие идеи переписки и их влияние на дальнейшую политическую историю Российского государства 11
Глава 2. Анализ переписки между Иваном Грозным и князем Курбским 17
2.1. Характеристика переписки: основные темы и этапы 17
2.2. Споры Ивана Грозного и князя Курбского относительно модели управления 23
Заключение 28
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Грозный высказывает резкие возражения против мнения Курбского о необходимости иметь мудрых советников из бояр и в полемическом задоре называет бояр своими рабами. Основным аргументом Ивана Грозного в полемике с князем Курбским всегда является зеркальное отражение тезиса оппонента. То есть, Курбский указывает на несоответствие Грозного идеалу правителя, а Грозный задаётся вопросом о том, насколько сам Курбский далек от идеала подданного. Грозный использует приём гиперболизации, пытаясь показать, насколько поступок Курбского низок: «Ты же, тела ради, душу погубил еси, и славы ради мимотекущия, нетленную славу презрел еси, и на человека возъярився, на Бога возстал еси». В целом, однозначно охарактеризовать стиль послания Грозного не представляется возможным в силу его варьирования на протяжении произведения. Можно с уверенностью сказать, что этот стиль является отражением сильной личности Ивана Грозного, темпераментности и непримиримости его натуры. Грозный решительно нарушает все стилистические каноны, однако во многом благодаря этому переписка и представляет интерес с литературной точки зрения. Стилистический диапазон необычайно широк: церковнославянский язык, просторечия, цитаты из Священного Писания, народные пословицы и поговорки. Эта полифоничность, как отмечает А.В. Архангельская, - «сознательная установка автора, намеренно стремившегося встать над любыми существовавшими литературными формами, использовать все их возможности для достижения своей цели».2.2. Споры Ивана Грозного и князя Курбского относительно модели управленияАндрей Курбский был сторонником модели власти, которая выражается в ограниченной монархии. В первую очередь, им выдвигается тезис о богоизбранности царя: «Царю, отъ Бога препрославленному, паче же во православіи пресвэтлому явившуся, нынэ же, грэхъ ради нашихъ, сопротивъ симъ обретшемуся».Однако богоизбранный царь, согласно представлениям Курбского, должен вести себя совершенно иначе, чем Иван Грозный. В частности, Курбский упрекает Ивана Грозного в том, что он стал не православный, а «сопротивным». То есть, Иван Грозный совершенно не соответствует в своей модели управления высокому статусу богоизбранного царя. Иван Грозный же отвечает, что повиноваться необходимо любой власти: «Раби! Послушайте господеи своихъ... и не токмо благимъ, но и строптивымъ, не токмо за гнэвъ, но и за совэсть». Иван Грозный постоянно обращается к текстам Священного Писания, чтобы упрекнуть Курбского в том, что он отступает от того царя, который был возведен на власть самим Богом. Это также становится для Ивана Грозного поводом для обвинений князя Курбского в разного рода ересях, так как восстание против царя есть восстание против Бога.То есть, Иван Грозный считал себя не только светским государем, но и посредником между Богом и народом, советником Бога. В некоторых местах переписки с Курбским Иван Грозный и вовсе заявляет о своем равенстве с угодниками Божьими. Таким образом, тезис о богоизбранности царя князем Курбским и Иваном Грозный понимается по-разному.Иван Грозный ставит себя на равных с Богом, возвеличивает себя. Однако Курбский не принимает такую модель, он считает, что повиновение следует оказывать тому государю, который исполняет Божью волю, но не считает себя равным Богу. Иван Грозный считает, что в его власти карать по своему усмотрению. Однако при этом он забывает, что Божий суд выше суда земного. На это Курбский также неоднократно указывал в переписке с Иваном Грозным.Согласно мнению князя Курбского, бояре являются оплотом государственной власти, однако Иван Грозный совершенно забывает об этом, стремясь всю власть сосредоточить в своих руках, выступая постоянно против бояр. Если подводить итог, то относительно тезиса о богоизбранности царя, князь Андрей Курбский в первом своем послании к Ивану Грозного еще выражает свое сожаление в связи с вынужденным отъездом из России, Россию он считает землей Божьей, которая до недавнего времени управлялась «Богомъ препрославленным царем» «по наставленіямъ избранной рады», однако затем политика Ивана Грозного кардинально изменилась. Иван Грозный перестал чувствовать свою ответственность перед Богом, поставив себя с ним на равных. И против этой модели управления Андрей Курбский и восстает.Особое внимание в контексте рассматриваемой темы следует обратить на религиозность царя. Несмотря на известную религиозность Грозного (царь постоянно посещал богослужения, оказывал покровительство монастырям, совершал исповеди и т.п.), это не помогало царю справиться со вспышками гнева и собственными прихотями, страстями. Он мог позволить себе казнить без видимых причин, убивать людей даже и в церкви, разорять церкви, заниматься развратом. Смиренным и кающимся Иван Грозный был лишь на словах, тогда как на деле являлся богоотступником, самовластным тираном.Для князя Курбского эта двойственность натуры царя становится еще одним поводом для упреков: «кровьми праги церковные обагрилъ еси». Князь понимает, что для Ивана Грозного образ смиренного грешника – это всего лишь игра, которая доставляет царю удовольствие. Считая себя Божьим советником, Иван Грозный гневно относился к разного рода обличениям в свой адрес, причем, не только со стороны бояр, но и со стороны священнослужителей. Б.Н. Флоря, анализируя переписку, заметил: «Видно, как по ходу диктовки, по мере того, как царь в полной мере ощущает значение слов Курбского, в нём нарастает раздражение». Иван Грозный отвергает все обвинения, выдвинутые Курбским: то говорит, что это неправда; то сваливает вину на самого Курбского и советников; то просто смеется над его обвинением, предлагая князю обратиться к себе; то просто с раздражением обзывает и ругает Курбского. Князь Курбский же восстает против себялюбия и гордыни царя, справедливо считая, что эти качества не могут быть присущи истинно мудрому правителю.Специфика Русского государства такова, что в нем есть тесная связь между религиозным пониманием монархии и защитой от перерождения единовластия в деспотизм. Князь Андрей Курбский как раз и выступает за такую модель управления. А Иван Грозный наоборот проводит резкую границу между отшельничеством, монашеством, священством и царской властью: «ино же святительская власть, ино же царское правленіе». Да еще Иван Грозный ставит себя на равных с Богом, считая, что имеет полное право карать. Что же касается советников, то Иван Грозный считает, что советники посягают на его власть. Андрей Курбский придерживается совершенно иной концепции власти. Советников царь подле себя видеть не желает, однако желает полного повиновения со стороны как бояр, так и представителей духовенства. То есть, здесь мы видим пример перерождения монархии в тиранический произвол. Это ясно видел и Андрей Курбский, обращавшегося к царю с целью его образумить и изменить тактику управления.Совместимость царской и боярской власти представляет собой один из важнейших вопросов полемики между Иваном Грозным и Курбским.Курбский обвиняет царя: «Про что, царю, сильныхъ во Израили побилъ еси...». Курбский пишет, что много трудился для блага царя и Отечества, что изгнали его без видимой на то причины. Неоднократно Курбский говорит Грозному о том, что ему не избежать Страшного Суда. Андрей Курбский считал, что боярская и царская власть вполне могут, должны сосуществовать вместе. Иван Грозный же считает, что: 1) Приближённые советники самостоятельно захватывают власть, а эта власть их портит;2) бывшие слуги-советники царя являются «бесами» или соблазненными бесами наученными друзьями и советниками; 3) Иван Грозный вспоминает свой детский опыт: «си, еже намъ сотворити словіе, ни единому же отъ худэишихъ совэтниковъ ево тогда потреба рещи, но сія вся аки злочестива творяхуся». Советники хотели совершить предательство своего царя, возведя на трон ставленника боярских кругов;4). Царю и самому под силу решить все важнейшие вопросы и задачи;5). Советники в большей мере интересуются не мудрым управлением, а «сверканіем злата».Таким образом, модели ограниченной монархии Андрей Курбского Иван Грозный противопоставляет собственную модель самодержавной власти: царь правит самостоятельно, советники же являются все лживыми, продажными, посланниками дьявола, которые хотят избавиться от государя, захватить власть. Неограниченная монархия с ярко выраженным элементом тирании и деспотизма – вот идеал Ивана Грозного в сфере управления.Расходятся взгляды Ивана Грозного и Андрей Курбского также в вопросах, касающихся воевод. Иван Грозный рассматривает их в качестве людей, которые должны беспрекословно подчиняться. Для Курбского воеводы являются ближайшими советниками и опорой царской власти. Итак, подводя итог, можно сказать, что Андрей Курбский выступает за то, что царю необходимо держать подле себя мудрых советников, тогда как Иван Грозный считает, что с управлением государством он в состоянии справиться самостоятельно. Модель управления Ивана Грозного, в целом, является типичной для эпохи Средневековья, вполне согласующейся с нормами той эпохи: «А жаловати есмя своихъ холопей вольны, а и казнити вольны же есмя».ЗаключениеПодводя итоги, выделим следующее.В переписке с князем Курбским Иван Грозный предстает в качества могучего и всевластного правителя, который считает свою власть совершенно неограниченной. Иван Грозный считает, что является советником Бога, почти равным ему. А значит, все подданные без исключения должны ему повиноваться. Твердость, решительность и даже жестокость Иван Грозный считает непеременными атрибутами мудрого правления. Иван Грозный не признает, что ему нужны советники. Наоборот, советников он считает своими злейшими врагами, которые не заботятся о благе страны, а думают лишь о личном обогащении. Иными словами, модель управления Ивана Грозного – это средневековая неограниченная монархия с ярко выраженным элементом деспотизма и тирании.Иван Грозный отвергает возможность сочетания в государстве власти церковной и царской, царской и боярской, военной. Царь имеет полное право карать людей по своему усмотрению на правах Божьего избранника. Андрей Курбский считает, что такая монархия является делом прошлого. Он выступает за ограниченную монархию, в которой органично сочетаются царская и вельможная власть, где находится место для мудрых советников. Для Андрея Курбского все изменения, которые произошли в Иване Грозном, необычны, поскольку совсем недавно, до введения опричнины, он проводил реформы либеральной направленности. Вне всякого сомнения, модель управления князя Курбского в гораздо большей мере отвечала реалиям того времени. Но в силу личных особенностей характера Иван Грозный принял решение не продолжать новый курс, а управлять государством по модели неограниченной деспотии.Список литературыАрхангельская А.В. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским./Православный образовательный портал «Слово»// http://www.portal-slovo.ru/philology/37348.phpБелов Е.А. Об историческом значении русского боярства до конца XVII в.// http://thelib.ru/books/e_a_belov/ob_istoricheskom_znachenii_russkogo_boyarstva_do_konca_xvii_veka.htmlБыстренко В.И. Отечественная история. – Новосибирск, 2008.Догадова О.А. Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному как памятник публицистической мысли. // Россия и страны Запада: Проблемы истории и филологии. Ч. 2. Нижневартовск. 2003.Зимин А.А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного. - М., 1982. История России с древнейших времён до 1861 года / под ред. Н. И. Павленко. – М., 1996. – 559.История СССР. С древнейших времён до 1861 года./Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М., 1974.Ключевский В. О. Русская история. Книга 3 / В.О. Ключевский. – М., 1995. – 572 с.Ключевский В.О. Курс русской истории.// http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М., 1989.Костомаров Н.И. Царь Иван Васильевич Грозный.//В кн.: Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М., 1997.Лихачев Д.С. Стиль произведений Грозного и стиль произведений Курбского // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. - Л., 1979.Лихачёв Д.С. Памятники литературы Древней Руси, вторая половина XVI века / Д.С.Лихачёв. - М., 1986. – 266 с.Лурье, Ю.Д. Иван IV, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Я.С.Лурье, Ю.Д. Рыков.-М., 1993. – 312 с.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – М., 2006.Панченко А. М. Киевская и Московская Русь: Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха. // Из истории русской культуры. Т. 2, кн.1: Киевская и Московская Русь. М. 2002.// http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_the_Terrible.htmlПереписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. – Л., 1979./Электронный ресурс//http://ppf.asf.ru/drl/grozny.htmlСапунов Б.В. Иван Грозный и феномен опричнины./Электронный ресурс// http://sir35.ru/Sapunov/Скрынников Р.Г. Иван Грозный. – М., 2006.Смирнов И.И. Очерки политической истории Русского государства 30-50-х годов XVI века. – М., 1958.Соловьёв С.М. История России.//http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_1200.shtmlФилюшкин, А. И. Андрей Курбский. М. 2008.// http://www.twirpx.com/file/999775/Флоря Б.Н. Иван Грозный//http://e-libra.ru/read/202805-ivan-groznyj.html

1. Архангельская А.В. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским./Православный образовательный портал «Слово»// http://www.portal-slovo.ru/philology/37348.php
2. Белов Е.А. Об историческом значении русского боярства до конца XVII в.// http://thelib.ru/books/e_a_belov/ob_istoricheskom_znachenii_russkogo_boyarstva_do_konca_xvii_veka.html
3. Быстренко В.И. Отечественная история. – Новосибирск, 2008.
4. Догадова О.А. Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному как памятник публицистической мысли. // Россия и страны Запада: Проблемы истории и филологии. Ч. 2. Нижневартовск. 2003.
5. Зимин А.А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного. - М., 1982.
6. История России с древнейших времён до 1861 года / под ред. Н. И. Павленко. – М., 1996. – 559.
7. История СССР. С древнейших времён до 1861 года./Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М., 1974.
8. Ключевский В. О. Русская история. Книга 3 / В.О. Ключевский. – М., 1995. – 572 с.
9. Ключевский В.О. Курс русской истории.// http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/
10. Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М., 1989.
11. Костомаров Н.И. Царь Иван Васильевич Грозный.//В кн.: Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М., 1997.
12. Лихачев Д.С. Стиль произведений Грозного и стиль произведений Курбского // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. - Л., 1979.
13. Лихачёв Д.С. Памятники литературы Древней Руси, вторая половина XVI века / Д.С.Лихачёв. - М., 1986. – 266 с.
14. Лурье, Ю.Д. Иван IV, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Я.С.Лурье, Ю.Д. Рыков.-М., 1993. – 312 с.
15. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – М., 2006.
16. Панченко А. М. Киевская и Московская Русь: Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха. // Из истории русской культуры. Т. 2, кн.1: Киевская и Московская Русь. М. 2002.// http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_the_Terrible.html
17. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. – Л., 1979./Электронный ресурс//http://ppf.asf.ru/drl/grozny.html
18. Сапунов Б.В. Иван Грозный и феномен опричнины./Электронный ресурс// http://sir35.ru/Sapunov/
19. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. – М., 2006.
20. Смирнов И.И. Очерки политической истории Русского государства 30-50-х годов XVI века. – М., 1958.
21. Соловьёв С.М. История России.//http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_1200.shtml
22. Филюшкин, А. И. Андрей Курбский. М. 2008.// http://www.twirpx.com/file/999775/
23. Флоря Б.Н. Иван Грозный// http://e-libra.ru/read/202805-ivan-groznyj.html

Переписка Ивана Грозного с Курбским. Стиль Ивана Грозного

Тема: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Стиль Ивана Грозного

(анализ одного письма)

Контрольная работа "Античной литературе"

"Стиль-это сам человек"

(Ж.-Л. Бюффон)

От драматической и таинственной эпохи Ивана Грозного до наших дней noastres-сохранилось не много письменных свидетельств. Многочисленные пожары XVI-
XVII века, небрежение к старым документам в XVIII и даже XIX столетияхa привели к потере множества ценнейших источников, хранившихся înarhivele государства. От частных архивов времени до нас дошли doarbob. Многие документы, летописи, повествования иностранцев denaturateпозднейшими переписчиками, изданы по неисправным или неполным спискам, căfoarte трудно работать с ними. С большим значением reprezintăsurse, кто выжил, если не в первозданном виде, в aproapeoriginal и представляющие связный текст, не вырвать или repovestireпозднейшего автора. Ему принадлежит уникальный в naturăsalutări царя Ивана с Андреем Курбским, который был представлен самый viuîn литературы, их особенности.

началом знаменательной переписки было обличительное послание князя
Андрея Михайловича Курбского, большой военный командир, который, avândmotivele ожидать опалы и казни, бежал в 1564, в Литву, откуда и переслал
Ивану IV письмо. В нем он обвиняет Ивана Грозного в непомерной жестокости,неоправданных гонениях, грозит царю Страшным судом. Ответ был primamesajul царя, обозначенное как царское послание в "Российское ...государство". В этом послании, охарактеризованным Курбским как
"широковещательное и многошумящее", Иван IV говорил о statprogramul защитил право самодержца на неограниченную власть, приговорил peboierilor, под который коснулся и все противостоящие ему силы. Furiosrespins царь и упреки Курбского, причем особенно болезненным взял elrespros в "сопротивности православии".

Вопрос об авторстве произведений, подписанных именем Ивана IV довольно decomplicat, потому что Грозный как глава государства подписал большое количество dediplomatice письма и другие документы. Мнения о том, были ли regeleun писателем достаточно противоречивы. Таким образом, Каин, профессор Harvarduniversitatea поставил под сомнение авторство Ивана IV "отсутствием deавтографа" и заявил о подложности переписки Грозного с Курбским. Darde большинство литературоведов выделяют главным критерием для stabilireaautor – своеобразный стиль произведений[1].

Узнать стоимость работы