История становления психогенетики, вклад Ф.Гальтона в её становление

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 1414 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 22.02.2015
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Первый этап развития психогенетики (1865 - 1900 гг.). Вклад Ф. Гальтона в ее становление 4
2. Второй этап развития психогенетики (1900 г. до конца 30-х гг. XX в.) 6
3. Третий этап развития психогенетики (конец 30-х гг. - конец 60-х гг. XX в.) 7
4. Четвертый этап развития психогенетики (конец 60-х гг. - конец 80-х гг. XX в.) 8
5. Пятый этап развития психогенетики (конец 80-х гг. XX в. по настоящее время) 9
6. История психогенетики в России 11
Заключение 14
Список литературы 15

Фрагмент для ознакомления

Ученый считал, что для улучшения «человеческой природы» необходимо осознанно подходить к выбору супруга (супруги), чтобы в случае наличия у одного из родителей какого-то патологического признака противопоставить ему нормальный признак у другого родителя [3, с. 42]. Как видим, эти вопросы относят к области евгеники. Кроме того, В. М. Флоринский изучал влияние возраста вступления в брак, физические и моральные качества супругов, возможные комбинации браков, которые могут сказаться на проявлении тех или иных патологических признаков у детей.
Первое в нашей стране исследование наследственной природы психических своиств принадлежит академику К. Ф. Вольфу. В XIX в. он занимался «теорией уродов», которая изучала передачу аномальных признаков потомству. Он писал о возможности наследования темперамента, различных способностей и умственных качеств. Педагоги так же интересовались природой индивидуальных особенностей. Например, в трудах К. Д. Ушинского есть раздел «Наследственность привычек и развитие инстинктов».
Переоткрытие законов Г. Менделя в 1900 г. вызвало всплеск интереса к проблеме наследственности. Это касается и России. Так, русский ботаник И. П. Бородин публикует в 1903 г. серию статей, где он изложил открытие Менделя и работы его последователей.
Менделизм в России с трудом пробивал себе дорогу. Н. И. Вавилов, один из наиболее известных отечественных генетиков первой половины ХХ в., вспоминал, что на лекциях в 1909-1911 гг. профессора, излагая теорию наследственности, старались ограничить приложение законов Г. Менделя. Вероятно, на развитии отечественной генетики отрицательно сказалось неодобрительное отношение к менделизму К. А. Тимирязева, который в то время был кумиром в биологической науке. Впоследствии, когда в СССР начались нападки на генетику, выступление К. А. Тимирязева против менделизма сыграло свою роковую роль и было использовано для оправдания травли известных генетиков: С. С. Четверикова, Н. К. Кольцова, Н. И. Вавилова и др. Тем не менее, в России в 10-х гг. начинают закладываться основы для систематического изучения проблем наследственности
Экспериментальные исследования наследственности психологических особенностей человека проводились в основном в двух научных центрах: в созданном в Петрограде в 1921 г. Ю. А. Филипченко Бюро по евгенике и в организованном в 1924 г. в Москве Медико-биологическом институте, который в 1935 г. был переименован в Медико-генетический институт. Частично деятельность Бюро по евгенике представляла собой исследование наследственности психологических признаков, которое проводилось на родословных. Следует также отметить, что в 1922 г. Н. К. Кольцов в Москве основал «Русский евгенический журнал», который сплотил евгеническое движение. Для проведения евгенических исследований был создан специальный отдел в Институте экспериментальной биологии. В Медико-генетическом институте психологическое направление работ возглавил А. Р. Лурия. Были проведены исследования влияния наследственности на моторные функции, память, внимание, интеллект, психическое развитие. Евгеническое движение в России просуществовало до 1930 г. В 1937 г. был закрыт Медико-генетический институт. Работы в области психогенетики прекратились до 60-х гг.
Отечественные психогенетические исследования были возобновлены в рамках изучения природы межиндивидуальных различий свойств нервной системы в лаборатории Б. М. Теплова, затем В. Д. Небылицына. С 1972 г. эти исследования были продолжены в лаборатории И. В. Равич-Щербо в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. В настоящее время психогенетические исследования проводятся во многих научных учреждениях нашей страны.




























Заключение
Итак, подведем итоги.
Историю развития психогенетики условно делят на 5 этапов.
На 1 этапе (1865 - 1900 гг.) Ф. Гальтоном разрабатываются основные вариационно-статистические подходы к изучению наследственности количественных признаков людей (в т. ч. психологических). Это этап зарождения психогенетики.
2 этап (1900 г. до конца 30-х гг. XX в.) – происходит интенсивное развитие методологии психогенетики.
3 этап (конец 30-х гг. - конец 60-х гг. XX в.) - этап накопления фактического материала.
На 4 этапе (конец 60-х гг. - конец 80-х гг. XX в.) снова большое внимание уделяется методологии науки и поиску новых путей исследования. Компьютеризация в науке стимулирует появление качественно новых методов, в том числе и в психогенетике.
5 этап (конец 80-х гг. XX в. по настоящее время) совпадает с интенсивной разработкой проекта «Геном человека».
Первые психогенетические исследования в России были связаны с развитием евгенических идей. В конце 20-х гг. евгеническое направление теряет свою популярность. Основным центром психогенетических исследований становится Медико-генетический институт в Москве, где начали проводиться широкомасштабные близнецовые исследования.
В связи с политическими репрессиями в СССР в конце 30-х годов отечественные исследования по психогенетике были прерваны вплоть до 1972 года. В 1972 году в стенах старейшего в России Психологического института Российской академии образования была открыта первая самостоятельная лаборатория психогенетики под руководством И. В. Равич-Щербо.


Список литературы
Александров А. А. Психогенетика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. -192 с.
Психогенетика: хрестоматия / М. В. Алфимова, И. В. Равич-Щербо.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 432 с.
Равич-Щербо И. В. Психогенетика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Психология»/ И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко; Под ред. И. В. Равич-Щербо. - М.: Аспект Пресс, 2000.- 447 c.
Щипков В. П., Кривошеина Г. Н. Общая и медицинская генетика. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 256 с.















2

Список литературы
1. Александров А. А. Психогенетика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. -192 с.
2. Психогенетика: хрестоматия / М. В. Алфимова, И. В. Равич-Щербо.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 432 с.
3. Равич-Щербо И. В. Психогенетика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Психология»/ И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко; Под ред. И. В. Равич-Щербо. - М.: Аспект Пресс, 2000.- 447 c.
4. Щипков В. П., Кривошеина Г. Н. Общая и медицинская генетика. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 256 с.

Вопрос-ответ:

Как французский ученый Фрэнсис Гальтон внес вклад в становление психогенетики?

Франсис Гальтон является одним из основателей психогенетики. Он внес значительный вклад в развитие этой науки, в частности, в области исследования наследственности интеллекта и личностных особенностей. Гальтон разработал концепцию "эрбсности" и провел множество экспериментов по изучению генетических факторов, влияющих на развитие психологических характеристик.

Какие этапы развития психогенетики можно выделить?

В развитии психогенетики выделяют несколько этапов. Первый этап (1865-1900 гг.) связан с вкладом Ф.Гальтона и исследованиями по наследственности. Второй этап (1900 г. - конец 30-х гг. XX в.) характеризуется развитием методов изучения наследственности через близнецов. Третий этап (конец 30-х гг. - конец 60-х гг. XX в.) связан с появлением тестов, позволяющих измерять психологические характеристики. Четвертый этап (конец 60-х гг. - конец 80-х гг. XX в.) связан с развитием методов генетической анализа населения. Пятый этап (конец 80-х гг. XX в. - настоящее время) характеризуется использованием современных молекулярно-генетических методов.

Чему посвящен первый этап развития психогенетики?

Первый этап развития психогенетики (1865-1900 гг.) был посвящен исследованиям наследственности и вкладу Ф. Гальтона. В этот период проводились эксперименты по изучению генетических факторов, влияющих на развитие психических характеристик и интеллекта. Гальтон разработал концепцию "эрбсности" и провел множество исследований по наследованию разных психологических и физических особенностей. Эти исследования заложили основу для развития психогенетики как науки.

Что такое психогенетика?

Психогенетика - это наука, занимающаяся изучением процессов развития психики и генетического наследования психических свойств и способностей.

Какой вклад в становление психогенетики внес Ф. Гальтон?

Фрэнсис Гальтон был одним из основателей психогенетики. Он разработал понятие наследственности психических свойств и развил методику двойных кровей для изучения родословных и генетического наследования психических характеристик.

Какие этапы развития психогенетики можно выделить?

Психогенетика прошла несколько этапов развития: первый (1865-1900 гг), второй (1900 г - конец 30-х гг XX в), третий (конец 30-х гг - конец 60-х гг XX в), четвертый (конец 60-х гг - конец 80-х гг XX в) и пятый (конец 80-х гг XX в - по настоящее время).

Какие вклады в становление психогенетики были сделаны на разных этапах?

На первом этапе психогенетики Ф. Гальтон внёс важный вклад, разрабатывая методику изучения родословных и генетического наследования психических свойств. На втором этапе основное внимание уделялось изучению интеллекта и его наследственности. Третий этап был связан с развитием методологии и появлением новых методов исследования. Четвёртый этап характеризовался углублением в генетические исследования и поиском связей между геном и психикой. На пятом этапе активно применяются методы молекулярной генетики для изучения психических расстройств и интеллектуальных способностей.

Какие достижения психогенетики были сделаны на пятом этапе ее развития?

На пятом этапе психогенетики (конец 80-х гг XX в - по настоящее время) были сделаны значительные достижения в изучении генетической основы психических расстройств, интеллектуальных способностей и поведения. Применение методов молекулярной генетики позволило выявить генетические маркеры и мутации, связанные с различными психическими и психологическими состояниями.

Что такое психогенетика и каков ее история развития?

Психогенетика – научная дисциплина, изучающая процессы развития психики человека от момента зачатия до зрелого возраста. История развития психогенетики можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имел свои особенности.

Какой вклад в становление психогенетики внес Фрэнсис Гальтон?

Фрэнсис Гальтон был одним из основных основателей психогенетики. Он внес значительный вклад в развитие этой области, изучая наследственность психических качеств, проводя близнецовые и родственные исследования, и формулируя гипотезу о наследственности интеллекта.

Как развивалась психогенетика в период с 1900 по конец 30-х гг XX века?

В этот период психогенетика активно развивалась, внося новые методы изучения и анализа психологических процессов и явлений. Были проведены интересные исследования в области генетики, измерения интеллекта и развития личности. Также в это время стала популярной идея обусловленности психических явлений наследственностью.