Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

История становления психогенетики, вклад Ф.Гальтона в её становление

  • 14 страниц
  • 4 источника
  • Добавлена 22.02.2015
616 руб. 770 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Первый этап развития психогенетики (1865 - 1900 гг.). Вклад Ф. Гальтона в ее становление 4
2. Второй этап развития психогенетики (1900 г. до конца 30-х гг. XX в.) 6
3. Третий этап развития психогенетики (конец 30-х гг. - конец 60-х гг. XX в.) 7
4. Четвертый этап развития психогенетики (конец 60-х гг. - конец 80-х гг. XX в.) 8
5. Пятый этап развития психогенетики (конец 80-х гг. XX в. по настоящее время) 9
6. История психогенетики в России 11
Заключение 14
Список литературы 15

Фрагмент для ознакомления

Ученый считал, что для улучшения «человеческой природы» необходимо осознанно подходить к выбору супруга (супруги), чтобы в случае наличия у одного из родителей какого-то патологического признака противопоставить ему нормальный признак у другого родителя [3, с. 42]. Как видим, эти вопросы относят к области евгеники. Кроме того, В. М. Флоринский изучал влияние возраста вступления в брак, физические и моральные качества супругов, возможные комбинации браков, которые могут сказаться на проявлении тех или иных патологических признаков у детей.
Первое в нашей стране исследование наследственной природы психических своиств принадлежит академику К. Ф. Вольфу. В XIX в. он занимался «теорией уродов», которая изучала передачу аномальных признаков потомству. Он писал о возможности наследования темперамента, различных способностей и умственных качеств. Педагоги так же интересовались природой индивидуальных особенностей. Например, в трудах К. Д. Ушинского есть раздел «Наследственность привычек и развитие инстинктов».
Переоткрытие законов Г. Менделя в 1900 г. вызвало всплеск интереса к проблеме наследственности. Это касается и России. Так, русский ботаник И. П. Бородин публикует в 1903 г. серию статей, где он изложил открытие Менделя и работы его последователей.
Менделизм в России с трудом пробивал себе дорогу. Н. И. Вавилов, один из наиболее известных отечественных генетиков первой половины ХХ в., вспоминал, что на лекциях в 1909-1911 гг. профессора, излагая теорию наследственности, старались ограничить приложение законов Г. Менделя. Вероятно, на развитии отечественной генетики отрицательно сказалось неодобрительное отношение к менделизму К. А. Тимирязева, который в то время был кумиром в биологической науке. Впоследствии, когда в СССР начались нападки на генетику, выступление К. А. Тимирязева против менделизма сыграло свою роковую роль и было использовано для оправдания травли известных генетиков: С. С. Четверикова, Н. К. Кольцова, Н. И. Вавилова и др. Тем не менее, в России в 10-х гг. начинают закладываться основы для систематического изучения проблем наследственности
Экспериментальные исследования наследственности психологических особенностей человека проводились в основном в двух научных центрах: в созданном в Петрограде в 1921 г. Ю. А. Филипченко Бюро по евгенике и в организованном в 1924 г. в Москве Медико-биологическом институте, который в 1935 г. был переименован в Медико-генетический институт. Частично деятельность Бюро по евгенике представляла собой исследование наследственности психологических признаков, которое проводилось на родословных. Следует также отметить, что в 1922 г. Н. К. Кольцов в Москве основал «Русский евгенический журнал», который сплотил евгеническое движение. Для проведения евгенических исследований был создан специальный отдел в Институте экспериментальной биологии. В Медико-генетическом институте психологическое направление работ возглавил А. Р. Лурия. Были проведены исследования влияния наследственности на моторные функции, память, внимание, интеллект, психическое развитие. Евгеническое движение в России просуществовало до 1930 г. В 1937 г. был закрыт Медико-генетический институт. Работы в области психогенетики прекратились до 60-х гг.
Отечественные психогенетические исследования были возобновлены в рамках изучения природы межиндивидуальных различий свойств нервной системы в лаборатории Б. М. Теплова, затем В. Д. Небылицына. С 1972 г. эти исследования были продолжены в лаборатории И. В. Равич-Щербо в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. В настоящее время психогенетические исследования проводятся во многих научных учреждениях нашей страны.




























Заключение
Итак, подведем итоги.
Историю развития психогенетики условно делят на 5 этапов.
На 1 этапе (1865 - 1900 гг.) Ф. Гальтоном разрабатываются основные вариационно-статистические подходы к изучению наследственности количественных признаков людей (в т. ч. психологических). Это этап зарождения психогенетики.
2 этап (1900 г. до конца 30-х гг. XX в.) – происходит интенсивное развитие методологии психогенетики.
3 этап (конец 30-х гг. - конец 60-х гг. XX в.) - этап накопления фактического материала.
На 4 этапе (конец 60-х гг. - конец 80-х гг. XX в.) снова большое внимание уделяется методологии науки и поиску новых путей исследования. Компьютеризация в науке стимулирует появление качественно новых методов, в том числе и в психогенетике.
5 этап (конец 80-х гг. XX в. по настоящее время) совпадает с интенсивной разработкой проекта «Геном человека».
Первые психогенетические исследования в России были связаны с развитием евгенических идей. В конце 20-х гг. евгеническое направление теряет свою популярность. Основным центром психогенетических исследований становится Медико-генетический институт в Москве, где начали проводиться широкомасштабные близнецовые исследования.
В связи с политическими репрессиями в СССР в конце 30-х годов отечественные исследования по психогенетике были прерваны вплоть до 1972 года. В 1972 году в стенах старейшего в России Психологического института Российской академии образования была открыта первая самостоятельная лаборатория психогенетики под руководством И. В. Равич-Щербо.


Список литературы
Александров А. А. Психогенетика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. -192 с.
Психогенетика: хрестоматия / М. В. Алфимова, И. В. Равич-Щербо.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 432 с.
Равич-Щербо И. В. Психогенетика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Психология»/ И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко; Под ред. И. В. Равич-Щербо. - М.: Аспект Пресс, 2000.- 447 c.
Щипков В. П., Кривошеина Г. Н. Общая и медицинская генетика. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 256 с.















2

Список литературы
1. Александров А. А. Психогенетика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. -192 с.
2. Психогенетика: хрестоматия / М. В. Алфимова, И. В. Равич-Щербо.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 432 с.
3. Равич-Щербо И. В. Психогенетика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Психология»/ И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко; Под ред. И. В. Равич-Щербо. - М.: Аспект Пресс, 2000.- 447 c.
4. Щипков В. П., Кривошеина Г. Н. Общая и медицинская генетика. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 256 с.

Опубликовано

Содержание

Введение

1. Концепция генетической психофизиологии

2. Генетические факторы в формировании психофизиологических различий

3. Место психофизиологических исследований в системе психогенетических знаний

Вывод

библиография

Введение

по-видимому, каждый согласится с высказыванием И. П. Павлова: "В сущности, интересует нас в жизни только одно: наше психическое содержание". В то же время поддержка выдвинутого еще Аристотелем положения: "Исследование души есть дело естествоиспытателя", не будет столь же безоговорочно. Самое общее уточнение могло бы состоять в том, что познание "психического содержания" - это не только наука, но и другие виды человеческой деятельности, такие, как, например, как искусство или религия. Если принять во внимание только один вид деятельности - науку, то и здесь оказывается, что "содержание психической", рассматривается представителями естественных, например физиологии, так и социальной - психологии, которая сочетает в себе естественнонаучные методы с "герменевтическими" (моделирование в психике исследователя психики субъекта, в зависимости от индивидуально - психологических особенностей исследователя).

Контакты между двух наук, которые возникают в решении проблем, представляющих общий интерес, часто "искрят", что вызывает много физиологии и психологи, желание изолировать свою дисциплину, чтобы защитить его от посторонних. Однако выдающимся психологам уже давно было очевидно, что предпринимаемые как психологами, так иногда и физиологами попытки отделить психологию от физиологии совершенно не являются однородными, поскольку предмет психологии - нейропсихический процесс, целостная психофизиологическая реальность, которая лежит в основе всех без исключения психологических процессов, в том числе высших. Со стороны психофизиологии также были приведены аргументы в пользу того, что это самостоятельный, отдельный от психологии физиология не может выдвинуть обоснованный концепции целостной деятельности мозга.

Связи психологии и физиологии настолько сильны, что позволяет рассматривать этот процесс как коэволюцию. Современная психология в значительной степени представлена интуитивной бытовой, или "обычная психология", под которой понимается основанное на здравом смысле, не требующее точных определений понимание психических процессов и состояний. Таким образом, понятие обычной психологии, как память, внимание, воля, ум, секс, чувство и другие, не только используются в повседневной жизни для объяснения и прогнозирования поведения людей, но также влияет на формирование собственно научного знания. Они используются в исследованиях психологических, как при обосновании проблем исследования. Так и при интерпретации результатов. Законы и явления, лежащие в подобных исследованиях. Становятся базой не только для следующих психологических исследований, но и для формулировки задач экспериментов, в которых применяются методы физиологии (9).

Узнать стоимость работы