Вам нужна дипломная работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Активизация позновательного интереса средствами проектной деятельности на уроках окружающего мира учащихся 3-го класса

  • 67 страниц
  • 32 источника
  • Добавлена 02.04.2015
5 445 руб. 6 050 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Вступление 3
Глава 1. Теоретические основы активизации познавательного интереса учащихся на уроках курса "Окружающий мир" 6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса учащихся 6
1.2. Источники развития познавательного интереса и способы его активизации 15
1.3. Особенности использования проектной деятельности с учащимися начальной школы 24
1.4. Проектная деятельность в начальной школе как инструмент развития познавательных интересов учащихся 26
Глава 2. Активизация познавательного интереса средствами проектной деятельности на уроках окружающего мира учащихся 3-го класса 37
2.1.Диагностика уровня развития познавательного интереса у учащихся 3 класса 37
2.2. Разработка и реализация комплексов уроков по развитию познавательного интереса на основе проектной деятельности учащихся 3 классов 45
2.3.Экспериментальая проверка эффективности результатов комплексных уроков 55
Выводы 59
Заключение 60
Список литературы 64
Приложение 67
Фрагмент для ознакомления

Следует помнить, что, планируя тематику проекта, нужно тщательно продумать:- Выбрана ли тема в соответствии с запросами детей;- Смогут ли дети достичь успеха при выполнении проекта;- Поощряет ли проект развитие творческого мышления, воображения и других способностей учащихся;- Усвоят ли дети основные навыки;- Смогут ли они лучше понять предметы, явления окружающего мира;- Соответствует ли проект попыткам детей самостоятельно осмыслить и понять новую информацию.Целью работы над проектом являются решения конкретной, социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.Выполнение работы всегда начинается с проектирования, планирования самого проекта. Обязательное условие каждого проекта - исследовательская работа, заключающаяся в поиске информации, которая затем обрабатывается и представляется участникам проектной группы.Конечным результатом работы над проектом является продукт, созданный участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.Завершающим этапом проекта должна стать презентация продукта.В общем случае успешная реализация проектной технологии предъявляет определенные требования к учителю.Учитель, как организатор проектной деятельности выполняет следующие функции: помогает ученику в поиске информации, координирует процесс работы над проектом, поддерживает и поощряет учащихся, помогает им, однако не выполняя за них их работу. Для этого учитель должен хорошо знать возможности, интересы, желания учащихся, быть толерантным и креативным.Действительно, по самой идеи образовательной проектной технологии роль учителя состоит не в том, чтобы в категорический способ «доносить» знания, а оценивать результаты их усвоения учащимися. Такой способ обучения таит в себе опасность уничтожения ростков самостоятельной активности, способности учащихся к критичности и творчеству. Учитель должен не только эффективно обучать, но и через организацию обучения и собственное поведение, способствовать развитию критического и творческого мышления учащихся. Помогать их становлению как граждан демократического, правового государства. Для этого ему следует дать учащимся определенный информационный и мотивационный толчок к работе, продемонстрировать образцы нужных действий или поведения, а дальше выполнять роль консультанта, помогать критически оценивать и корректировать ход выполнения и результаты проекта, в какой-то степени стать одним из его соисполнителей. Он также должен способствовать индивидуальной или коллективной работе, создавать доброжелательную, благоприятную для работы атмосферу, поддерживать сотрудничество в классе или в рабочей группе учащихся.Во время первых применений образовательной проектной технологии, когда дети еще с ней не знакомы, учитель является инициатором и направляет работу учащихся. Но когда ученики усвоили основные принципы и умения работы над проектами, они не только имеют привлекаться к обсуждению тематики, но и сами могут выступать в роли инициаторов того или иного проекта. Постепенно самостоятельная работа учащихся расширяется не только на этапе выполнения проекта, но и на этапе планирования.Для эффективности формирования и развития познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности необходимы соответствующие условия, а именно:- Разнообразие чувственного опыта;- Осознание учеником личной и общественной значимости знаний;- Предоставление возможности переживать успех в работе, наличие положительной, эмоциональной атмосферы;- Умеренная сложность и посильность задач;- Опора на предыдущий опыт учащихся;- Активный, продуктивный и творческий характер деятельности;- Сформированность ведущих приемов учебной деятельности.Определенные условия вполне можно обеспечить средствами проектной деятельности, поскольку они тождественны признакам учебного проекта. Итак, в процессе этой деятельности, где в единстве выступают внутренние факторы личности ученика (сознание, желание, целеустремленность и др.) и внешние факторы могут возникать и развиваться познавательные интересы.В процессе проектной деятельности, как отдельного вида обучения, что организует и направляет познавательную активность ученика, сосредотачиваются важные условия и возможности прямого и косвенного воздействия на познавательные интересы. Так, в содержательном наполнении проекта можно выделить следующие факторы, стимулирующие интерес: новизна и оригинальность материала, широкий спектр сведений из различных источников информации, современные достижения науки, практическая направленность материала и т.д.Знакомясь в процессе разработки проекта с новыми фактами, событиями, получая новую и интересную информацию, учащиеся испытывают удивление, переживают радость открытия. Способность видеть возможность для применения знаний в повседневной жизни также является актуальной для развития познавательных интересов младших школьников, поскольку дети этого возраста не имеют достаточного опыта, чтобы самостоятельно оценить значимость учебного материала. Такая способность и есть показатель умственного развития ученика, она свидетельствует об активности процессов восприятия, воображения, мышления.Важным стимулом развития познавательных интересов является непосредственная активная деятельность. Характерные особенности проектной деятельности создают широкие возможности для формирования у учащихся умений, связанных с самостоятельным освоением новых знаний. Они проявляются в разнообразии форм самостоятельной работы, овладении новыми способами познавательной деятельности, проблемном подходе, элементах поиска или исследования, творческом характере деятельности.Логика проектной деятельности исключает предоставление учащимся знаний в готовом виде. Зато создаются условия для самостоятельной познавательной инициативы ученика, что вызывает актуализацию в сознании, чувствах и мотивах противоречий между имеющимся и желаемым уровнем знаний и умений.Итак, в процессе проектной деятельности создаются условия для развития познавательных интересов. На этой основе и могут сформироваться внутренние мотивы учения, которые будут влиять на различные сферы познавательной деятельности учащихся.Выполняя проекты на уроках в начальной школе, следует придерживаться определенных требований.• Учитывать возрастные особенности. Ученик начальной школы (6-10 лет) может концентрировать внимание на одном предмете или виде деятельности в течение 5-10 минут.В этом возрасте дети нуждаются в особой мотивации. Необходима заинтересованность в деятельности, ответственность, заинтересованность в опыте, знании. Они любят играть, петь песни, выполнять физические упражнения, рисовать, вырезать, приклеивать. Детям этого возраста следует предлагать простые задачи, давать четкие, понятные объяснения (инструкции).• Выбирать для решения проблемы, значимые для этого возраста, и получать конкретные результаты (например, словарь в картинках, карты, плакат, рассказывающий о предпочтениях и т.д.).• Применять интегрированные знания и умения, опирающиеся на достижения учащихся в младшем школьном возрасте.• Развивать независимость, способность делать выбор и действовать самостоятельно (индивидуально, в парах, в малых группах), умение последовательно выполнять определенные действия. Ученики поэтапно осуществляют проект при помощи и поддержке учителя, который не только координирует работу, но и инициирует, планирует, организует ее, учит различным видам деятельности, обеспечивает право выбора.• Учитель организует предварительное изучение предметных аспектов на начальном (интродуктивном) уровне, направленное на формирование основных ученических компетенций.Особенностью внедрения проектной технологии в начальной школе является то, что учитель выступает организующим началом. Он планирует проект, знакомит учащихся с проектной работой, координирует их работу, учит новым видам деятельности.Начинать необходимо с простого: продумать и четко организовать работу по тщательно спланированным шагам с учетом постепенного роста роли учащихся в проекте. Идея проекта может принадлежать учителю, но ученики должны иметь определенный выбор. Например, при подготовке праздника ученики сами решают, какие стишки, песенки или диалоги они будут презентовать на празднике. С приобретением опыта проектной работы роль учащихся в проекте будет расти.На этапе подготовки или осуществления проекта целесообразно привлечь родителей. Но важно, чтобы они помогали детям, а не выполняли задания вместо них. Родители будут благодарными зрителями, если их пригласить на презентацию проектов.Продуктом проекта может быть плакат, карты, словари в рисунках, рассказ, таблица, письменный рассказ с иллюстрациями, рисунок с подписями, проведенный праздник и т.п. Понимая важность конечного продукта, следует помнить, что не менее важным является сам процесс его создания. К тому же, это должно быть ученическая работа, а не учительская.Тема урока «Как готовятся к зиме пчелы?»Вид проекта по доминирующей деятельности:исследовательско-информационный.Цель урока.•Формирование ключевых компетенций:умение учиться -самоорганизовываться в учебной деятельности во взаимодействии; общекультурной - соблюдать нормы речевой культуры, связно изъясняться в контексте содержания; социальной -продуктивно сотрудничать с различными партнерами в группе и команде, использовать различные роли и функции в коллективе, проявлять инициативу, поддерживать и управлять собственными взаимоотношениями с другими;гражданской - бережно относиться к природе, к людям, к самому себе.Формирование предметных компетенций: наблюдение за пчелами осенью и сбор информации о поведении пчел на стадии их подготовки к зиме.Ожидаемые результаты:- Умеют презентовать собственные наблюдения за пчелами осенью по содержанию созданного ими определенного образовательного продукта (коллаж, интервью и т.п.);- Оценивают собственную деятельность и деятельность одноклассников.Учебные предметы: курс «Окружающий мир».Продолжительность: 10 дней.Этапы учебного проектаI этап.Организация проекта.На этом этапе нужно определить тему, цель проекта, учебные предметы, содержание которых задействовано, вид проекта и его продолжительность.II этап.Планирование проектной деятельности.Ознакомление учащихся с общей темой и ведущей проблемой.Беседа:- В течение 10 дней вы будете собирать информацию о том, как готовятся к зиме пчелы.Ваша задача - ознакомить со временем на уроке одноклассников с полученной информацией о поведении пчел осенью и подготовке к зиме.Формирование групп для проведения исследования.Ученики класса объединяются в группы по желанию.Формы представления продукта проектной деятельности:группа 1 -ученые (находят информацию о поведении пчел осенью в Интернете, энциклопедиях, справочниках);группа 2 -синоптики (исследуют, как по поведению пчел можно предсказать погоду);группа 3 -поэты и юмористы (изучают, как в своем творчестве поэты и юмористы изображают пчелу);группа 4 - языковеды (узнают, каким образом пчела украсила и обогатила русский язык);группа 5 - художники (рисуют волшебное насекомое пчелу, создают коллаж). III этап.Реализация проекта.Составление учащимися плана работы над проектом.- Обсудите в группе, что именно вы должны сделать для реализации поставленных перед вами задач.- Озвучьте предложения, аргументы, суждения относительно конечного вида образовательного продукта, который вы создадите.- Обсудите в группе, что именно необходимо вам сделать для того, чтобы образовательный продукт был качественный и оригинальный.2.Распределение обязанностей между членами группы.3. Самостоятельная творческая работа учащихся.4. Изготовление образовательного продукта.IV этап.Презентация проекта;оценивание проекта и собственной деятельности в нем (самооценка).Оформление результатов.Подготовка к презентации.Защита проектов.4.Оценка проектной деятельности по определенным критериям.Анализ успехов и неудач.Выводы.2.3.Экспериментальая проверка эффективности результатов комплексных уроковДля определения уровня знаний по предмету «Окружающая среда» в обоих классах мы провели повторные письменные контрольные работы, которые включали в себя 4 вопроса.1. Какие функции выполняют растения?2. Влияет человек на природу? Как?3. Что такое «Красная книга России»? Ее функции.4. Влияние природы на жизнь человека.Вопросы были идентичны тем, которые предлагались во время проведения констатирующего эксперимента, однако мы изменили формулировку во избежание возможных копирований ответов. Анализ работ учащихся контрольного класса показал, что количество учащихся с начальным уровнем знаний - 3 (10,5%), с достаточным - 7 учащихся (21,6%), средним - 8 (25,4%), высоким - 14 учеников (42,5%). То есть количество учащихся с высоким уровнем знаний увеличилось на 4,2%, со средним - на 2,7%, детей с начальным уровнем учебных достижений стало меньше на 4,8%, с достаточным - на 2,1%. Ответы учащихся получили большую обобщенность, законченность, систематичность, но не в большом количестве. Таблица 2.2. Уровень знаний учащихся по курсу «Окружающий мир» в экспериментальном и контрольном классах при повторном опросеУровень3-А класс3-В классВысокий52,00%42,5%Средний32,14%25,4%Достаточный10,71%21,6%Начальный7,14%10,5%Положительную динамику можно увидеть на диаграмме 2.3. Рисунок 2.3. Контрольный срез знаний учащихся контрольного 3-В класса Рисунок 2.4. Контрольный срез знаний учащихся экспериментального 3-А классаИдентичная работа была проведена в экспериментальном классе. Она показала, что количество учащихся с высоким уровнем знаний равна 14 (50%), со средним - 9 (32,1%), с достаточным - 3 (10,7%), с начальным - 2 (7,2%), что по сравнению с констатирующего эксперимента можно охарактеризовать как имеющую положительные результаты. Количество учащихся с высоким уровнем знаний увеличилось на 11,9%, а в контрольном 4,2%, со средним – 8,3%, в контрольном - на 2,7%. Учащихся с начальным уровнем знаний значительно уменьшилась - на 7,2%, тогда как в контрольном - на 4,8% и с достаточным уменьшилась - на 13,9%, а в контрольном - на 2,1% Можно сделать вывод, что проектная деятельность, внедренная в обучение учащихся экспериментального класса на уроках предмета «Окружающий мир», дала положительные результаты по сравнению с контрольным классом, в котором проектная деятельность не использовалась.Рисунок 2.7. Сравнение изменений показателей в контрольном и экспериментальном классахНа основе такой динамики можно сделать вывод, что уровень знаний учащихся экспериментального класса в целом вырос на 4 - 11% по сравнению с контрольным классом. Это свидетельствует об эффективности внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс. Незначительный рост можно объяснить недостаточно долгим сроком ее внедрения в обучение и небольшим количеством созданных проектов. Незначительное уменьшение учащихся с начальным уровнем знаний свидетельствует один из недостатков проектной технологии: недостаточно активным, инициативным ученикам трудно работать над таким видом работы, как проект, так как он требует поисковой, продуктивной деятельности, решения проблемных задач, самостоятельности в индивидуальных и лидерских качеств в работе над групповыми проектами. Поэтому лидеры класса в ходе педагогического эксперимента оказались еще активнее, они организовывали, направляли, корректировали, интересовались во время групповых проектов и сами повысили свой уровень знаний за счет активной деятельности. Ученики с достаточным и средним уровнем знаний могли проявить себя, повысить опыт самостоятельной и групповой деятельности, сформировать в определенной степени лидерские качества, стать более активными, что большинству детей удалось. В целом следует отметить дальнейшее повышение активности детей экспериментального класса, самостоятельности в подготовке творческих задач после завершения педагогического эксперимента. Ученики стали более инициативными, предлагают темы для проектов, интересные формы проведения презентаций и др.ВыводыТаким образом, использование проектной технологии в учебно-воспитательном процессе является эффективным. Внедрение проектной технологии было кратковременным, чем и объясняется незначительная динамика улучшения знаний, умений и навыков учащихся. Однако в целом результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что использование проектной технологии в начальной школе способствует улучшению общих показателей знаний, умений и навыков учащихся по определенным критериям. Следует отметить, что внедрение проектной технологии имеет свои недостатки и особенности использования в начальной школе, ведь часто ученики 1 - 4 классов не готовы к выполнению сложных долговременных проектов. По результатам педагогического эксперимента можно сделать вывод, что внедрение проектной технологии обучения было более эффективным, ведь уровень самостоятельности и активности школьников гораздо выше. При выполнении каждого проекта дети нуждаются в помощи и подсказках взрослых, в частности тяжелой для них является самоорганизация и организация других членов группы (при выполнении групповых проектов), а также систематизация и обобщения большого объема информации, которую дети подбирают и обрабатывают во время работы над проектом.ЗаключениеВ ходе работы были выполнены следующие задачи:1) выяснены теоретические основы организации познавательной деятельности учащихся;2) обоснованы психо-дидактические основы использования проектной деятельности на уроках естественного цикла;3) созданы методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках окружающего мира;Реформирование отечественного образования через ориентацию на проектную технологию является одним из путей вхождения России в мировое образовательное пространство. Проектная технология позволяет одновременно и более эффективно формировать у учащихся ряд ключевых компетенций, прежде всего - «умение учиться», то есть умение самостоятельно добывать знания в любом измерении «пространства обучения». Они учатся организовывать свою работу по решению актуальных проблем и достижению нужного результата, приобретают навыки самоконтроля, самооценки, самосовершенствования. Сотрудничество учащихся между собой и с учителем при выполнении проектов способствует формированию социальной компетентности демократической природы. Ученики обучаются совместно определять проблемы и цели деятельности, эффективно сотрудничать, быть инициативными и ответственными за принятие решений, обоснованно решать спорные вопросы и др.Проектная технология позволяет широко использовать компьютер и Интернет для поиска, обработки информации и работы с ней, для презентации материалов проекта и, таким образом, формировать компетентности по информационным и коммуникативным технологиям. При этом наиболее плодотворными оказываются телекоммуникационные проекты.Применение проектной технологии - один из путей воспитания активной личности, что может взять на себя инициативу и действовать в рамках правового поля. Ученики учатся самостоятельно решать проблемы, принимать и обосновывать решения, выполнять работу по составленному проекту. Это дает им уверенность в себе, потому что делает возможным для каждого демонстрацию своих знаний, умений и достижений. Также это средство формирования критического мышления и одновременно развития творческих способностей ребенка. Такой подход дает возможность способствовать формированию у детей и подростков умение работать в команде, а значит - развивать способность социального взаимодействия.Применение проектной технологии при изучении учебных дисциплин, как на уроках, так и во внеклассной работе, создает дополнительную мотивацию к обучению. Ученики предлагают выполнять проекты потому, что это им интересно. К преимуществам проектной деятельности также относится развитие разнообразных способностей учащихся, в том числе через обучение:•свободно и точно владеть языком;•выбора средств достижения конечного результата самими исполнителями;•конструктивно общаться, сотрудничать, взаимодействовать, оказывать взаимопомощь, преодолевать споры;•использовать различные организационные формы работы;•использовать разнообразные средства дизайна (плакатов, печатных материалов, буклетов, коллажей и др.)•подбирать разнообразные наглядные материалы: фотографии, рисунки, диаграммы, графики и др.;•использовать современную оргтехнику и оборудование (видеокамера, компьютер и т.п.).Следовательно, применение проектной технологии является важным средством современного образования и общественного воспитания, развития критического мышления и творческих способностей ребенка. Указанная технология стимулирует общую активность учащихся, способствует созданию плодотворного образовательной среды и утверждения системного характера обучения и самообучения.На основе проведения исследования в 3-х классах можно сделать вывод, что уровень знаний учащихся экспериментального класса в целом вырос на 4 - 11% по сравнению с контрольным классом. Это свидетельствует об эффективности внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс. Незначительный рост можно объяснить недостаточно долгим сроком ее внедрения в обучение и небольшим количеством созданных проектов. Незначительное уменьшение учащихся с начальным уровнем знаний свидетельствует один из недостатков проектной технологии: недостаточно активным, инициативным ученикам трудно работать над таким видом работы, как проект, так как он требует поисковой, продуктивной деятельности, решения проблемных задач, самостоятельности в индивидуальных и лидерских качеств в работе над групповыми проектами. Поэтому лидеры класса в ходе педагогического эксперимента оказались еще активнее, они организовывали, направляли, корректировали, интересовались во время групповых проектов и сами повысили свой уровень знаний за счет активной деятельности. Ученики с достаточным и средним уровнем знаний могли проявить себя, повысить опыт самостоятельной и групповой деятельности, сформировать в определенной степени лидерские качества, стать более активными, что большинству детей удалось. В целом следует отметить дальнейшее повышение активности детей экспериментального класса, самостоятельности в подготовке творческих задач после завершения педагогического эксперимента. Ученики стали более инициативными, предлагают темы для проектов, интересные формы проведения презентаций и др.Таким образом, использование проектной технологии в учебно-воспитательном процессе является эффективным. Внедрение проектной технологии было кратковременным, чем и объясняется незначительная динамика улучшения знаний, умений и навыков учащихся. Однако в целом результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что использование проектной технологии в начальной школе способствует улучшению общих показателей знаний, умений и навыков учащихся по определенным критериям. Следует отметить, что внедрение проектной технологии имеет свои недостатки и особенности использования в начальной школе, ведь часто ученики 1 - 4 классов не готовы к выполнению сложных долговременных проектов. По результатам педагогического эксперимента можно сделать вывод, что внедрение проектной технологии обучения было более эффективным в четвёртой классах, ведь уровень самостоятельности и активности старших школьников гораздо выше. При выполнении каждого проекта дети нуждаются в помощи и подсказках взрослых, в частности тяжелой для них является самоорганизация и организация других членов группы (при выполнении групповых проектов), а также систематизация и обобщения большого объема информации, которую дети подбирают и обрабатывают во время работы над проектом.Список литературыАртемова Т., Ковалева А. Проблемы обучения детей шестилетнего возраста // Народное образование. - 1998. - № 9-10. - С. 5-8.Баранова А. Проектная технология как средство формирования интереса к обучения младших школьников / Анастасия Баранова // Образование и управление. - 2011. - Т.14. - № 2-3. - С .102-105.Бибик Н.М. Формирование познавательных интересов младших школьников. - М .: ВИПОМА, 1987. - 97 с.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1986. - 463 с.Бугрий А. Формирование обобщенных познавательных умений / А. Бугрий // Начальная школа. - 2004. - №3. - С.32-34Возрастная психология / Под ред. С. Костюка. - М .: Просвещение, 1976. - 272 с.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. - Т. 2. - 228 с.Друзь Б.Г. Воспитание познавательных интересов младших школьников в процессе обучения. - М .: Просвещение, 1978. - 49 сДудник Н. Организация познавательной деятельности учащихся. Советы психолога / Н. Дудник // Завуч. - 2005. - №30. - С.4-6.Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М.: Просвещение, 1999. - 123 с.Киселев Ф.С. Методика преподавания естествознания в начальных классах. - М .: Высшая школа, 1975. - 176 с.Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. - М .: Просвещение, 1989. - 452 с.Кузьменко Ю.В. Реализация проектной методики в процессе формирования культуры учебной деятельности школьников. - Саратов, СИПО, 2007. – 44 с.Лернер П. Проектирование как основной вид познавательной деятельности школьников / П. Лернер // Завуч. - 2003. - №7. - С.6-10Люблинская А.А. Детская психология. - М .: Высшая школа, 1974. - 40 с.Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 58 с.Морозова М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста. - М.: Политиздат,1972. - 39 с.Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1999. - 57 с.Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 442 с.Общая психология / Под ред. А.Н. Петровского. - М.: Просвещение, 1977. - С. 477-484.Осипова М.П., Медведская В.Н., Качановская Н.Ш. Активизация познавательной деятельности младших школьников. - М.: Народная асвета, 1987. - 111Проекты в начальной школе: тематика и разработки занятий / сост .: А.Оноприенко, Е.Кондратюк. - М.: Шк. мир, 2007. - 128 с.Размыслов П.И. Интересы младших школьников. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 67 с.Савченко О.Я. Дидактика начальной школы: Учебник для студентов педагогических факультетов. - М .: Генезис, 1999. - 368 сСавченко О.Я. Современный урок в начальных классах. - К .: Генеза, 1999 -256 с.Скрипченко О.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. - М .: Просвещение, 2001. - 58 с.Скрипченко О.В., Волынская Л.В., Огородничук З.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2001. - 58 с.Топузов А. Реализация проблемного подхода на уроках географии / О. Топузов // Начальная школа. - 2005. - №12. - С.28-30.Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 2009. - 160 с.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - 142 с.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - 142 с.Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов у учащихся в процесе обучения. - М.:Учпедгиз, 1962. - 53 с.ПриложениеАнкета для учителей1.Насколько глубоки ваши знания по проектной технологии обучения?Никогда не встречал (ла) в своей работе проектную технологию обучения. Имею глубокие знания по проектной технологииИмею общее представление о проектной технологии обучения2.Как часто Вы используете в своей работе с учениками проектную технологию обучения?ПостоянноИногдаНе использую3. Способствует ли, по Вашему мнению, использование проектной технологии повышению эффективности работы?Значительно способствует Способствует в некоторой степени. Не способствует4. На каких уроках Вы используете проектную технологию обучения?МатематикаРусский язык Чтение Окружающий мир Изобразительное искусствоМузыка Трудовое обучение. 5. Приведите примеры тем проектов, которые выполняли ученики___________________________________6. Какие проекты по охвату предметов вы в основном предлагаете выполнить ученикам?ОднопредметныеМногопредметные Метапредметные. 6. Какие проекты по продолжительности вы в основном предлагаете выполнить ученикам?Краткосрочные СреднесрочныеДолговременные 7. Какие проекты чаще всего вы предлагаете выполнять ученикам. Почему?ИндивидуальныеПарныеГрупповые. Потому что___________________________________________Насколько, по Вашему мнению, заинтересованы ученики?Высокая заинтересованность, активность. Посредственный интересСлабая заинтересованность Насколько, по Вашему мнению, использование проектной технологии способствует повышению качества знаний учащихся?Значительно способствует Способствует незначительно Не способствуетЧего лично Вам не хватает для ввода проектной технологии в работу с учениками? Недостаточно информации о проектной технологии обучения, Недостаточно опыта внедрения этой технологииНедостаточно времениНедостаточно материального обеспечения. Использование проектной технологии в процессе обучения учащихся начальной школы нецелесообразно.

Список литературы

1. Артемова Т., Ковалева А. Проблемы обучения детей шестилетнего возраста // Народное образование. - 1998. - № 9-10. - С. 5-8.
2. Баранова А. Проектная технология как средство формирования интереса к обучения младших школьников / Анастасия Баранова // Образование и управление. - 2011. - Т.14. - № 2-3. - С .102-105.
3. Бибик Н.М. Формирование познавательных интересов младших школьников. - М .: ВИПОМА, 1987. - 97 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1986. - 463 с.
5. Бугрий А. Формирование обобщенных познавательных умений / А. Бугрий // Начальная школа. - 2004. - №3. - С.32-34
6. Возрастная психология / Под ред. С. Костюка. - М .: Просвещение, 1976. - 272 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. - Т. 2. - 228 с.
8. Друзь Б.Г. Воспитание познавательных интересов младших школьников в процессе обучения. - М .: Просвещение, 1978. - 49 с
9. Дудник Н. Организация познавательной деятельности учащихся. Советы психолога / Н. Дудник // Завуч. - 2005. - №30. - С.4-6.
10. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М.: Просвещение, 1999. - 123 с.
11. Киселев Ф.С. Методика преподавания естествознания в начальных классах. - М .: Высшая школа, 1975. - 176 с.
12. Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. - М .: Просвещение, 1989. - 452 с.
13. Кузьменко Ю.В. Реализация проектной методики в процессе формирования культуры учебной деятельности школьников. - Саратов, СИПО, 2007. – 44 с.
14. Лернер П. Проектирование как основной вид познавательной деятельности школьников / П. Лернер // Завуч. - 2003. - №7. - С.6-10
15. Люблинская А.А. Детская психология. - М .: Высшая школа, 1974. - 40 с.
16. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 58 с.
17. Морозова М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста. - М.: Политиздат,1972. - 39 с.
18. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1999. - 57 с.
19. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 442 с.
20. Общая психология / Под ред. А.Н. Петровского. - М.: Просвещение, 1977. - С. 477-484.
21. Осипова М.П., Медведская В.Н., Качановская Н.Ш. Активизация познавательной деятельности младших школьников. - М.: Народная асвета, 1987. - 111
22. Проекты в начальной школе: тематика и разработки занятий / сост .: А.Оноприенко, Е.Кондратюк. - М.: Шк. мир, 2007. - 128 с.
23. Размыслов П.И. Интересы младших школьников. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 67 с.
24. Савченко О.Я. Дидактика начальной школы: Учебник для студентов педагогических факультетов. - М .: Генезис, 1999. - 368 с
25. Савченко О.Я. Современный урок в начальных классах. - К .: Генеза, 1999 -256 с.
26. Скрипченко О.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. - М .: Просвещение, 2001. - 58 с.
27. Скрипченко О.В., Волынская Л.В., Огородничук З.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2001. - 58 с.
28. Топузов А. Реализация проблемного подхода на уроках географии / О. Топузов // Начальная школа. - 2005. - №12. - С.28-30.
29. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 2009. - 160 с.
30. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - 142 с.
31. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - 142 с.
32. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов у учащихся в процесе обучения. - М.:Учпедгиз, 1962. - 53 с.

Размещено на http://www.allbest.ru/

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У УЧАЩИХСЯ"

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы комплексного использования ориентиров при изучении темы "мир" ученики

1.1 Принцип наглядности и его значение в процессе обучения младших школьников в историко-педагогических исследованиях различных ученых и преподавателей

1.2 Психолого-педагогические основы усвоения физических понятий младших школьников с помощью современных средств обучения

1.3 Классификация и методика применения визуальных средств обучения на уроках мира

1.4 Обоснование необходимости комплексного использования визуальных средств обучения на усвоение учащимися знаний качества

Глава 2. Экспериментальное обоснование комплексного использования соответствующих средств наглядности на уроках мира

2.1 Уровни и показатели сформированности физических знаний учащихся на уроках мира в 1 "Б" класса

2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках мира в 1 "Б" класса

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках мира в 1 "Б" класса

Вывод

библиография

Введение

Актуальность темы исследования. Сегодня ФГОС НОО уделяется больше внимания, использование средств визуальной и пособий для обучения детей младшего школьного возраста. Это связано с тем, что визуальные средства обучения имеют возможность управлять отдельными процессами усвоения знаний, сообщать учебную информацию определенными "порциями", показать развитие явлений, их динамики.

Визуальные средства обучения влияют на все стороны процесса обучения, а именно:

· предлагает разнообразные формирование изображения природы и общества;

· создает, при определенных условиях, повысить эмоциональное отношение учащихся к своей работе;

· способствует прочному усвоению научных знаний и понимания их связи с жизнью;

· стимулирует познавательных интересов учащихся.

Узнать стоимость работы