Реформирование культуры на современном этапе развития РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 4040 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 28.02.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Аннотация 2
Введение 4
1. Сущность культурной сферы 5
1.1. Культура и учреждения культуры 5
1.2. Сущность культурной политики 11
2. Регулирование культурной сферы в России и за рубежом 21
2.1. История и современность российской культурной политики 21
2.2. Зарубежный опыт регулирования культурной сферы 24
3. Направления развития культуры 27
Заключение 39
Список использованных источников 41



Фрагмент для ознакомления

Потребители могут быть своеобразным генераторами идей, поскольку они имеют опыт пользования услугой и в этом смысле являются наилучшими «испытательными площадками». Потребители могут подсказать идеи по совершенствованию услуги.Для сферы культуры сегодня потребитель услуги является основным индикатором эффективности ее деятельности. Такая переориентация происходит в связи с модернизацией социально-экономической сферы, которая формирует не только новых потребителей культуры, но и ее творцов. Внедрение новых технологий производства и продвижения культурной продукции обеспечили сближение творцов и потребителей, в частности, в области творческих индустрий. Творцы, вовлекая потребителей в творческий процесс, позволяют им приобщиться к радости созидания, а сами начинают лучше понимать «своего» зрителя и слушателя, тем самым задавая направление развития культуры.Инновационная сущность творчества и приближение творцов к потребителям культурной продукции посредством использования современных технологий привлекает не только молодую аудиторию, выросшую в условиях развития информационно-коммуникативных технологий, но и другие целевые группы, расширяя таким образом круг творчески ориентированных людей. Приток в искусство любителей, наблюдаемый в последние десять лет повсеместно, связан с доступностью информации о происходящих культурных процессах и агрессивной маркетинговой стратегией деятелей искусства, заражающей аудиторию привлекательностью самого творчества и стиля жизни творческих людей.Американский экономист Эрик фон Хиппель еще в 1989 году в своей работе определил конечных пользователей инноваций как самых важных.В модели Э. Хиппеля было предложено довольно неожиданное понимание самого важного источника инноваций. Так, если обычно речь идет о выборе между наукой, чистой и прикладной, и самими производителями, то здесь на первый план выходят потребители. Автор пытается показать, что традиционное понимание производителя как источника инноваций иногда неправильно, и на самом деле в некоторых областях источники инноваций совсем другие. Это имеет значение, так как на старых представлениях была основана политика управления научными исследованиями, фирмами. Если же изменить представление об источниках инноваций, то нужно изменить и политику.Примером может служить киноиндустрия. Кинотеатры и дистрибьюторы являются кинопрокатчиками. Поэтому они извлекают выгоду только из прокатных отчислений и не могут снять самостоятельно новый фильм, но они могут значительно улучшить свою работу как кинопрокатчика и в этом будет их инновационность. Инновации же, связанные с производством кинофильмов, могут идти только от самого производителя.Исследуя многие другие технологии, такие как создание научных инструментов, полупроводников и печатных плат, композитных материалов, пластмасс, Э. Хиппель показывает, что в этих технологиях инноваций, инициируемых и реализуемых самими пользователями, намного больше, чем у производителей. Поэтому все чаще потребители приобретают главное значение как источники инноваций.В современном мире производитель все чаще создает продукты, принципиально ориентированные на наполнение самими пользователями, или предоставляет пользователям максимальные возможности по изменению своего продукта. В первом случае, это социальные сети или проекты сетевых энциклопедий, ориентированные на наполнение самими пользователями. Во втором, например, производители часто намеренно выпускают открытым для изменений программное обеспечение компьютеров, сотовых телефонов и другой техники, зная, что пользователи непременно будут изменять их в своих целях и распространять. Инновации пользователей или сообществ пользователей здесь развивают технологии и увеличивают их социальное и культурное значение.Говоря о таких пользовательских инновациях, можно отметить, что много инноваций осуществляется теми, кто непосредственно внедряет и использует технологии и продукты в рамках своей обычной деятельности. В большинстве случаев, у новаторов есть личный интерес, мотивирующий их. Иногда пользователи-новаторы могут стать предпринимателями, продавая свою продукцию, они могут торговать инновациями или обменивать их на другие инновации. Критерии инновационности здесь такие же, как и в прикладных исследованиях.Во внутренней среде организации также существует два вида источников инноваций:•изменения внутренней среды организации;•решение проблем и устранение недостатков организации.Изменения внутренней среды организации дают не столько инновационную идею, сколько возможность инициации инновационного процесса.Новые формы творческой деятельности, такие как фестивали концерты и выставки с использованием мультимедийных технологий, проекты, объединяющие музейное и театральное сообщество, требуют не только новых творческих подходов, но и использования информационно-технологических нововведений и новых стилей и методов управления в организации.В каждой организации происходит большое количество эволюционных, естественных изменений таких, например, как моральное и физическое старение оборудования или выпускаемого продукта, приобретение опыта сотрудниками организации. Эти изменения происходят независимо от желания предпринимателей, их можно учитывать в своих планах и использовать для проведения инноваций. Например, если предприниматель знает о том, что оборудование придется менять вследствие его износа, то он может использовать эту возможность для того, чтобы внедрить взамен изношенного принципиально новое оборудование и на основе этого новые технологии. Или если предприниматель видит, что его специалисты приобрели большой опыт, стали высококвалифицированными специалистами, то он может давать им перспективные задания, требующие креативного, нестандартного решения.Экономистом Питером Ф. Друкером в книге «Бизнес и инновации» была предложена другая классификация источников инноваций. Последовательная инновационная деятельность, по его мнению, подразумевает отслеживание семи источников инновационных возможностей:1.Источник «Непредвиденное».2.Источник «Несоответствие».3.Источник «Насущная потребность».4.Источник «Структура рынка и отрасли».5.Источник «Демографические факторы».6.Источник «Перемены в восприятии».7.Источник «Новые знания».Первые четыре источника лежат в пределах организации либо в отдельно взятой отрасли. Если сравнить с классификацией, то эти четыре элемента как бы образуют внутреннюю среду организации или отрасли. Эти четыре составляющие являются надежными индикаторами перемен, которые или уже произошли, или могут произойти в организации (в отрасли) при воздействии на них.Оставшиеся три источника инновационных возможностей образуют внешнюю среду, так как происходят за пределами организации или отрасли.Рассмотрим последовательно все вышеперечисленные источники инновационных возможностей для сферы культуры. При этом, однако, надо помнить, что границы между этими источниками инновационных идей размыты; более того, эти источники часто перекрывают друг друга. Вместе с тем каждый из названных источников обладает своими собственными характеристиками, поэтому анализировать их следует по отдельности.«Неожиданный успех» представляет собой не просто возможность для инноваций, он диктует их необходимость. Именно при неожиданном успехе инновационные возможности сопряжены с наименьшим риском, а их использование вызывает наименьшие сложности. В то же время руководители вместо того, чтобы использовать появившиеся возможности неожиданного успеха, часто игнорируют его, а то и совсем отрицают.Для руководства непросто принять неожиданный успех (фильм креативного режиссера, который был обречен на провал в прокате). Для этого необходимо обладать определенной решимостью, желанием реально смотреть на положение вещей и быть готовым признать свою неправоту.Одна из причин того, почему руководство тяжело принимает неожиданный успех, а порой и вовсе от него отказывается, заключается в том, что все мы склонны верить в то, что если что-то продолжается долго и приносит стабильный доход, значит, это «нормально». Все то, что вступает в противоречие с уже существующим, считается ненормальным и принимается обществом с опаской, а часто совсем отвергается.Чаще всего, неожиданный успех просто не замечают. Никто не уделяет ему внимания. Следовательно, никто и не пытается им воспользоваться. Результатом такой «слепоты» является, то, что упущенным успехом начинают пользоваться конкуренты и именно они получают выгоду.Таким образом, неожиданный успех - это реальный источник инноваций. Если вовремя задуматься над вопросами, какие изменения происходят на рынке потребителей, технологий, внутри самого бизнеса, то неожиданный успех может открыть путь к наиболее выгодным и наименее рискованным инновационным возможностям.Неожиданный успех открывает новые возможности и в то же время выдвигает определенные требования. Неожиданный успех требует серьезного отношения и поддержки со стороны руководства, соразмерных потенциалу создаваемых возможностей.От неудач, в отличие от успеха, отказаться нельзя, и редко их не замечают. Однако на них редко смотрят как на источник инноваций. Конечно, в большинстве случаев неудачи - это результат неграмотного планирования, бездумных решений и поступков руководителя. В то же время, если какое- либо начинание заканчивается неудачей, несмотря на тщательное планирование и добросовестное исполнение, это часто свидетельствует о лежащих в основе неудачи изменениях и, следовательно, новых возможностях. Исходные предложения, на которых основывались услуги, их разработки и маркетинговые стратегии, возможно больше не соответствуют реальности. Данная ситуация может быть вызвана изменением ценности и восприятия покупателями товара или услуги: они все еще продолжают покупать то же самое, но ценность покупки уже изменилась. Любое изменение такого рода представляет собой возможность для инновации.Когда руководство сталкивается с неожиданной неудачей (провал фильма в прокате), оно настаивает на проведении более глубоких и тщательных исследований, которые следует начать с изучения потребностей покупателей, реально взглянуть на происходящие изменения. Несомненно, то, что видит и понимает новатор, необходимо тщательно проанализировать. Неудачу всегда следует рассматривать как возможность для поиска инновационных путей, и в этом качестве к ней нужно относиться ответственно. Именно в силу того, что непредвиденные события разрушают наше устоявшееся восприятие реальности, наши предположения и уверенность, они способны быть неиссякаемым источником инноваций.«Несоответствие» толкуется П. Друкером как неожиданный провал между тем, что является реальностью, и тем, как эта реальность представляется или какой она «должна быть».Под несоответствием как источником инновационных возможностей следует понимать качественный дисбаланс между текущим состоянием дел и должными результатами или «тем, что есть на самом деле, и тем, что, как все считают, есть». В основе несоответствия всегда лежат перемены в условиях внешней и внутренней среды организации. В зависимости от того, какие факторы находятся в дисбалансе, П. Друкер выделяет несколько типов несоответствия, каждый из которых по-своему определяет инновационные возможности.Несоответствие экономических реалий - дисбаланс, сформированный в условиях изменения факторов внешней среды и имеющий непосредственное отношений к отрасли, в которой работает организация. Чаше всего такого рода несоответствие проявляется в росте спроса на услуги и снижении (или неизменности) показателей прибыли и рентабельности продаж по этому виду услуги. Такое несоответствие, как правило, происходит в крупных организациях, когда предприниматель не в состоянии оценить имеющиеся возможности и проводит неправильную политику управления себестоимостью. В таком случае инновационные возможности существуют для небольшой, гибкой организации, сосредоточивающей все свои усилия на новом процессе или услуге, требующей меньших затрат и способной удовлетворить растущий спрос.Следующим типом несоответствия является несоответствие между реалиями и представлениями о них. Оно связано с тем, что предприниматели иногда неверно проводят анализ и оценку факторов внешней среды, вследствие чего концентрируются на ошибочно выбранном стратегическом направлении. Возникает несоответствие между реальностью и поведением, которое опять-таки открывает возможности для успешных нововведений для тех, кто в состоянии осознать их и воспользоваться ими. При этом нововведение должно быть достаточно простым и четко ориентированным.Другой источник инновационных возможностей - несоответствие между реальными и воспринимаемыми ценностями и ожиданиями потребителей. Это - одно из наиболее распространенных несоответствий, а значит, и один из самых глубоких источников инновационных возможностей для предпринимателя. Ведь зачастую «ценность» для производителя неравнозначна «ценности» для покупателя. В таких случаях не стоит искать причину в нерациональности покупателя, а следует исключить элемент интеллектуального высокомерия, закостенелости и догматизма предпринимателя и искать возможности для целенаправленных инноваций.Таким образом, основной целью предпринимателя должно быть удовлетворение потребителя. Если потребитель недоволен, то обязательно имеет место некое несоответствие, которым можно с большим успехом воспользоваться и предложить инновацию.Несоответствие является источником открытия и внедрения простых и четко ориентированных инноваций, требующих гибкости и быстроты принятия решения от предпринимателя. В связи с этим особое внимание при изучении данного источника должно уделяться субъектами малого предпринимательства.В отличие от предыдущих двух источников, где непредвиденные перемены или несоответствия определяли возможность для развития инноваций, данный источник сформирован под воздействием необходимости, конкретной, насущной потребности. Эта потребность прежде всего направлена на решение актуальной задачи - совершенствование и модернизацию существующей услуги или процесса, - а не на ситуацию. Потребность в таком нововведении, как правило, очевидна, вследствие чего это нововведение вскоре становится «стандартом». Однако на возникновение такой потребности все же влияют факторы внешней среды, такие как несоответствие предъявляемым требованиям и демографические перемены. Зачастую удовлетворить потребность нельзя без нового знания, тогда необходимостью становятся программные исследования, которые «часто нужны для того, чтобы превратить потенциал процесса в реальность», а это, в свою очередь, и открывает окно инновационных возможностей.Чаще всего насущную необходимость в нововведениях обусловливает демография, которая и становится источником инновационных возможностей.Изменения в структуре рынка или отрасли требуют от предпринимателей быстрой реакции и своевременных решений, в противном случае предприятие может потерять свои позиции и долю на рынке. В то же время эти изменения представляют собой прекрасные возможности для инноваций.Наиболее ярко выраженными, определенными во времени и предсказуемыми являются демографические факторы. Они во многом определяют потребности потребителей и должны представлять особый интерес для сферы культуры, создавая массу возможностей для инноваций. Эти возможности приобретают еще большую силу в связи с нежеланием или неспособностью экспертов признавать демографические реалии, которые не совпадают с тем, что они воспринимают как данность.Многие из предпринимателей с большим вниманием относятся к инновациям, в основе которых лежат перемены в восприятии. Признаком таких перемен зачастую могут являться неожиданный успех или неожиданная неудача. Если происходят перемены в восприятии, то не изменяются факты и окружающая действительность, а изменяется их значение для той или иной социальной группы. Однако критически важным аспектом в такого рода инновациях является вопрос времени. Предприниматель должен оценить: произошедшие перемены сформированы под воздействием моды или произошли навсегда и какими будут последствия этих перемен.Если же принять попытки осуществить перемены слишком рано, то можно потерпеть поражение. Многое из того, что может казаться переменой восприятия, на самом деле оказывается недолговечным веянием моды. Найти отличие моды от реальности - вот задача руководителя.«Инновация, в основе которой лежат новые знания, - это «суперзвезда» предпринимательства», - отметил П. Друкер. При этом источником инновации могут послужить не только новые научно-технические знания, но и знания в области социально-гуманитарных наук. Такие инновации отличают два основных признака:1.Длительность воплощения нового знания в новую технологию, а затем в новые процессы, продукты или услуги на рынке.2.Сочетание нескольких видов нового знания. Отсчет времени, за которое идея об инновации становят реальностью, может начаться только после конвергенции всех необходимых знаний.Другой особенностью инноваций, основанных на новых знаниях, является то, что время работает против предпринимателя. В то время, как при создании инноваций, основанных на использовании всех вышеперечисленных источников, время работает на инноватора.В связи с этим П. Друкер вводит понятие «окна» и утверждает, что наибольшим успехом будет пользоваться предприятие, основанное в момент начала взрывного роста, когда сняты все барьеры входа в отрасль.Отличительной чертой инновации, основанной на новом знании, является также готовность рынка (рынок должен «дозреть»). Источником всех остальных инноваций являются перемены, которые уже произошли, в данном случае - инновация сама несет в себе перемены, ее цель - создание потребности, а реакция рынка практически всегда непредсказуема. При этом рыночные исследования не дают желаемого результата - нельзя провести исследование рынка, которого нет. В настоящее время в этом заключается одна из ключевых проблем оценки инновационных проектов. Отсутствие изученного рынка сбыта, емкости рынка и платежеспособного спроса затрудняет оценку денежных поступлений, а следовательно, эффективность инновационного проекта остается очень приблизительной.В заключение стоит отметить, что многие инновационные задачи в сфере культуры могут быть решены малыми средствами. Не всегда нужно искать глобальные, универсальные рецепты, иногда конкретная инновация может решить конкретную проблему. Важную роль играют личные качества инноватора, которые ярко проявляются в такой момент, когда необходимо решить проблему минимальными средствами, чтобы на начальном этапе не требовалось бы больших вложений финансовых и людских ресурсов.Однако в целом остается главным вопрос: основаны ли инновации в сфере культуры определяющим образом на новых технологических возможностях, научных знаниях или они более ориентированы на социальные нужды или требования рынка. ЗаключениеТаким образом, все вышеизложенное позволяет заключить, что проблемы культурной политики регионального и муниципального уровня вполне обоснованно оцениваются специалистами как наиболее сложные, требующие глубокого анализа и комплексного подхода к их решению. Для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов в сфере культуры необходима разработка среднесрочных и долгосрочных региональных и муниципальных программ развития сферы культуры, включающих стратегические цели культурной политики; меры по совершенствованию стратегического планирования, преобразованию учреждений культуры в новые организационно-правовые формы, разработке государственно-частного партнерства, созданию многофункциональных учреждений (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы), совершенствованию качества оказания услуг в области культуры, повышению эффективности финансового менеджмента в социальной сфере, в том числе в культурной.Таким образом, сегодня необходим методологический прорыв. В частности, в числе основных проблемных полей научных исследований, которые необходимо осуществить в интересах дальнейшего развития и необходимой корректировки культурной политики, всей системы деятельности субъектов культурной практики определены следующие направления: исследование актуального социального состояния с целью определения степени соответствия ему проводимой культурной политики; определение того, насколько динамика изменения культурной политики отстаёт от темпов изменений состояния общества, выработка рекомендаций для её модернизации; исследование и моделирование наиболее вероятных изменений в состоянии российского общества в обозримой перспективе, проводимые на основе анализа наблюдаемых тенденций, и разработка в связи с этим перспективного плана корректировок в развитии культурной политики, её частных задач и инструментария; исследование изменений в социальной стратификации российского общества, изменений в культурных запросах различных социальных страт и выработка рекомендаций по соответствующей корректировке культурной политики; исследование изменений, произошедших и происходящих, в вопросах национальной, религиозной, классовой и иной идентичности населения России, проблем выработки параметров новой российской идентичности, возможностей более эффективной работы органов культуры в этом направлении, в частности по использованию культурного исторического наследия в этих целях; комплексная и системная разработка принципов и методов участия культуры в социальном управлении обществом и целенаправленном воздействии на общественное сознание, принципов органического сочетания культурных потребностей населения и культурно-воспитательной работы с ним; разработка регионального и муниципального уровня реализации таких корректировок с учётом их местных особенностей; разработка системы алгоритмов комплексного мониторинга социальной эффективности культур ной политики, проводимой Министерством культуры Российской Федерации и подчинёнными ему структурами; разработка программы постоянного повышения социальной эффективности культурной политики; превращение задачи отслеживания этой эффективности в неотъемлемый аспект общественной деятельности; осуществление комплексной работы по систематизации и формализации всего корпуса профессиональных компетенций, которыми должны обладать работники отрасли культуры нового поколения; соответствующая корректировка программ подготовки специалистов по направлениям, востребованным отраслью культуры; разработка перспективной программы подготовки кадров для сферы культуры с необходимыми профессиональными компетенциями с учётом тех корректировок задач и технологий, которые диктует реальность.Представляется, что скоординированная сейчас совместная работа Министерства культуры РФ с научными институтами и вузами отрасли культуры может стать началом конструктивного движения, способствующего воплощению в жизнь значимых теоретических инноваций, аналитического обеспечения современной культурной политики.Список использованных источниковБюджетный кодекс Российской Федерации // Электронный ресурс [www.garant.ru].Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года // Электронный ресурс [www.ifap.ru/ofdocs/rus].Постановление Администрации Ростовской области от 31.03.2012 № 146 «О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ» // Электронный ресурс [www.donland.ru].Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года // Электронный ресурс [www.minfin.ru].Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 гг.)» // Электронныйресурс [www.fcpkultura.ru/menu_62.html ].Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. — СПб.: Питер, 2011. — 576 с.Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» // Электронный ресурс [www.ach.gov].Ирхен И. И. Российское образование в сфере культуры и искусства в глобализирующейся России. Москва, 2012.Кудрина Е. Л. Диалог культур: влияние на культурную политику в современных условиях // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 17. С. 33—41.Кудрина Е. Л. Духовно-нравственные проблемы развития художественного образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 10. С. 126—131.Кузнецова Т. В. Современные тенденции университетского образования в сфере культуры и образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С. 6—12.Кузнецова Т. В., Ремизов В. А., Садовская В. С. Переподготовка и повышение квалификации кадров как фактор развития культурной среды регионов России : [коллективная монография]. Москва : МГУКИ, 2012. 212 с.Культурная динамика России. Ресурсы, преемственность, перспективы: [коллективная монография] / Р. Г. Абдулатипов, A. Е. Бусыгин, И. Д. Кобзон, В. А. Ремизов, B. C. Садовская и др. Москва, 2011.Культурология / под ред. С. Н. Иконниковой и В. П. Большаковой. Москва, 2013.Культурология в исходных научных понятиях, структурно-логических схемах, исторических феноменах культуры. Москва, 2011.«Нельзя потерять свои культурные корни». Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на заседании Совета по культуре и искусству 2 октября 2013 года // Литературная газета. 2013 № 40, 9—15 октября, С. 1.Неменская Л. З. Культурология : курс лекций. Москва, 2013.Ремизов В. А., Нгуен Куок Хынг Ценностно-смысловые основания культурной политики в современной России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С. 32—37.Садовская В. С., Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры. Москва, 2011.Садовская В. С., Ремизов В. А. Эгагогика : учебное пособие. Москва, 2013.Сасыхов А. В., Стрельцов Ю. А. Основы клубоведения: теория и методика клубной работы. Улан- Уде, 1969.Темирова Айшат. Под контролем профессионалов и общественности. Что меняется от перемены мест слагаемых? : Интервью референта отдела Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Сергея Рукавишникова // Высшая школа. 2013. № 6. C. 16—17.Флиер А. Я. Культурология образования: цели, задачи, возможности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 24—32.

Список использованных источников


1. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Электронный ресурс [www.garant.ru].
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на пе-риод до 2020 года // Электронный ресурс [www.ifap.ru/ofdocs/rus].
3. Постановление Администрации Ростовской области от 31.03.2012 № 146 «О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведе-ния и критериях оценки эффективности реализации областных долго-срочных целевых программ» // Электронный ресурс [www.donland.ru].
4. Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года // Электронный ресурс [www.minfin.ru].
5. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 гг.)» // Электронный ресурс [www.fcpkultura.ru/menu_62.html ].
6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. — СПб.: Питер, 2011. — 576 с.
7. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федераль-ного закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» // Электронный ресурс [www.ach.gov].
8. Ирхен И. И. Российское образование в сфере культуры и искусства в гло-бализирующейся России. Москва, 2012.
9. Кудрина Е. Л. Диалог культур: влияние на культурную политику в со-временных условиях // Вестник Кемеровского государственного универ-ситета культуры и искусств. 2011. № 17. С. 33—41.
10. Кудрина Е. Л. Духовно-нравственные проблемы развития художе-ственного образования // Вестник Кемеровского государственного уни-верситета культуры и искусств. 2010. № 10. С. 126—131.
11. Кузнецова Т. В. Современные тенденции университетского образо-вания в сфере культуры и об¬разования // Вестник Московского государ-ственного университета культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С. 6—12.
12. Кузнецова Т. В., Ремизов В. А., Садовская В. С. Переподготовка и повышение квалификации кад¬ров как фактор развития культурной среды регионов России : [коллективная монография]. Москва : МГУКИ, 2012. 212 с.
13. Культурная динамика России. Ресурсы, преемственность, перспек-тивы: [коллективная моногра¬фия] / Р. Г. Абдулатипов, A. Е. Бусыгин, И. Д. Кобзон, В. А. Ремизов, B. C. Садовская и др. Москва, 2011.
14. Культурология / под ред. С. Н. Иконниковой и В. П. Большаковой. Москва, 2013.
15. Культурология в исходных научных понятиях, структурно-логических схемах, исторических фе¬номенах культуры. Москва, 2011.
16. «Нельзя потерять свои культурные корни». Выступление Президен-та Российской Федерации В. В. Путина на заседании Совета по культуре и искусству 2 октября 2013 года // Литературная газета. 2013 № 40, 9—15 октября, С. 1.
17. Неменская Л. З. Культурология : курс лекций. Москва, 2013.
18. Ремизов В. А., Нгуен Куок Хынг Ценностно-смысловые основания культурной политики в со¬временной России // Вестник Московского госу-дарственного университета культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С. 32—37.
19. Садовская В. С., Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры. Москва, 2011.
20. Садовская В. С., Ремизов В. А. Эгагогика : учебное пособие. Москва, 2013.
21. Сасыхов А. В., Стрельцов Ю. А. Основы клубоведения: теория и методика клубной работы. Улан- Уде, 1969.
22. Темирова Айшат. Под контролем профессионалов и общественно-сти. Что меняется от переме¬ны мест слагаемых? : Интервью референта от-дела Департамента государственной политики в сфере высшего образова-ния Министерства образования и науки РФ Сергея Рукавишникова // Высшая школа. 2013. № 6. C. 16—17.
23. Флиер А. Я. Культурология образования: цели, задачи, возможно-сти // Вестник Московского го¬сударственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 24—32.

Вопрос-ответ:

Какова сущность культурной сферы?

Культурная сфера - это совокупность всех сфер жизни общества, связанных с созданием, сохранением и передачей культурных ценностей.

Что включает в себя культурная политика?

Культурная политика включает в себя набор мер, направленных на развитие культуры, поддержку и защиту культурных ценностей, а также создание условий для свободного развития и самореализации индивидов в сфере культуры.

Как регулируется культурная сфера в России?

В России культурная сфера регулируется через учреждения культуры, которые получают государственную поддержку и субсидии. Кроме того, проводятся различные программы и мероприятия для поддержки и развития культуры.

Какие примеры зарубежного опыта регулирования культурной сферы?

Примеры зарубежного опыта регулирования культурной сферы включают в себя такие меры, как предоставление грантов и субсидий для культурных проектов, создание специальных фондов и фондов социальной инвестиции в культуру, а также разработку и реализацию национальных стратегий и программ развития культуры.

Какие направления развития культуры существуют?

Направления развития культуры могут быть разнообразными, включая создание новых культурных ценностей, развитие культурного туризма, поддержку и развитие традиционных и народных культур, развитие современной искусствоведческой науки и многое другое.

Какова суть культурной политики в России?

Сущность культурной политики в России заключается в разработке и реализации мер по развитию и поддержке культурной сферы страны. Она включает в себя создание и развитие учреждений культуры, финансирование культурных программ и проектов, поддержку творческой деятельности и защиту культурного наследия. Целью культурной политики является сохранение и развитие российской культуры, формирование национальной идентичности и стимулирование культурного разнообразия.

Какие исторические и современные этапы можно выделить в российской культурной политике?

Исторические этапы российской культурной политики можно условно разделить на период до революции 1917 года, период советской власти и современность. До революции государство активно поддерживало развитие культуры, включая строительство и финансирование учреждений культуры. В советский период культурная политика была направлена на формирование новой массовой культуры и подавление альтернативных идей. В современной России культурная политика сочетает в себе элементы государственного финансирования и поддержки культурных инициатив, а также попытку сохранить и развивать национальное культурное наследие.

Какие меры принимаются в зарубежных странах для регулирования культурной сферы?

В разных странах применяются различные меры для регулирования культурной сферы. Некоторые страны активно поддерживают развитие и укрепление учреждений культуры, предоставляют государственное финансирование и льготы для культурных проектов. Другие страны разрабатывают и принимают специальные законы, которые регулируют культурные отношения и защищают авторские права. В некоторых странах существуют государственные агентства, которые отвечают за развитие и поддержку культуры, а также осуществляют мониторинг и оценку культурных проектов.

Какова сущность культурной сферы?

Культурная сфера включает в себя все аспекты жизни общества, связанные с культурой, и представляет собой совокупность общественных отношений, которые возникают в области производства и потребления культурных благ, искусства и науки.