Развитие гибкости на уроках физической культуры у школьников разных возрастных групп

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 2727 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 22.02.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГИБКОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО 5
1.1. Определение понятия. Виды гибкости 5
1.2. Факторы, определяющие развитие гибкости 7
1. 3. Средства и методы воспитания гибкости 8
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ 12
2.1. Общие аспекты методики развития гибкости на уроках физической культуры 12
2.2. Методика развития гибкости на уроках физической культуры с учетом возрастных особенностей 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Фрагмент для ознакомления

Баскетбол, футбол, волейбол эффективнее проводить со старшеклассниками.
Сегодня интенсивно внедряются в учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию восточные методики. Для развития гибкости большое значение имеет такая система физического, умственного и духовного развития как хатха – йога. Уникальность системы йоги, в отличие от любых видов спорта, состоит в том, что она универсальна и подходит абсолютно для любого человека.
Детская йога – это адаптированный курс хатха-йоги. Она адаптирована к детям и подросткам, то есть построена с учетом их анатомических, физических и психологических особенностей.
Особенно полезна йога ученикам начальных и средних классов, ведь именно в этом возрасте закладываются основы здоровья детей. Йога развивает гибкость, хорошую осанку и помогает бороться со школьным сколиозом.
Как уже было замечено, лучше всего развивать гибкость в младшем школьном возрасте, но в среднем и старшем также необходимо уделять внимание развития данного физического качества.
Так, М.Я. Виленский рекомендует в средней школе применять такие средства развития гибкости как вращательные, маховые, статические растяжки. Дозировка растяжек определяется числом повторений в одной серии и количеством серий. Число повторений зависит от величины сустава: чем крупнее сустав или сочетание суставов, тем большее количество повторений требуется для развития гибкости.
Упражнения на гибкость нужно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Это не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, которые производят данное движение, но и увеличивает прочность мышечно-связочного аппарата. Упражнения на гибкость могут быть включены в любую часть урока. В одном занятии упражнения на гибкость выполняются в такой последовательности: вначале для суставов верхних конечностей, затем – для туловища и нижних конечностей. Максимальный эффект в развитии гибкости достигается при ежедневных занятиях. В отличие от других двигательных качеств гибкость развивается быстрее.
Для развития гибкости необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:
развивать гибкость возможно только при ежедневном выполнении упражнений на растяжку. Для обеспечения результата следует к выполнению упражнений на уроках ориентировать учащихся на дополнительные занятия (в общеобразовательном учреждении, дома). Для поддержания достигнутого уровня развития гибкости достаточно выполнения упражнений на уроках физической культуры;
упражнения на растяжку с целью развития или поддержания гибкости выполнять после тщательной разминки;
количество повторений упражнений на растяжку на этапе поддержания примерно вдвое меньше по отношению к этапу развития;
упражнения выполнять до появления лёгких болевых ощущений в растягиваемых мышцах, связках;
использовать ориентиры, задающие желаемый размах движений;
сочетать упражнения для развития гибкости с упражнениями для развития силы и способности к произвольному (сознательному) расслаблению мышц.
В старших классах при сдаче тестов по физической подготовке наибольшая трудность возникает с тестом на гибкость. Девочки и девушки до 70% успешно сдают данный тест, мальчики и юноши лишь 40-50%.
Для воспитания гибкости в старшей школе применяются упражнения с
увеличением амплитуды. При развитии гибкости особое внимание стоит уделять предварительной подготовке мышц (разминка, бег).
Приведем примерные упражнения на станциях «круговой тренировки» по развитию гибкости:
И.п.: лежа на спине. Выполнение: поднять прямые ноги, коснуться пола за головой.
И.п.: стойка ноги врозь, мяч набивной за головой. Выполнение: перенос центра массы с одной ноги на другую, поочередно меняя положение опоры. Голову и спину держать прямо.
И.п.: партнеры стоят спиной друг к другу, соединив руки в локтевых уставах. Выполнение поочередные наклоны вперед с поднятием партнера на спину и потряхиванием. Партнеру, лежащему на спине, необходимо расслабиться.
Лежа на спине, сгибание и разгибание ног и туловища с захватом руками голени.
И.п.: ноги врозь, обруч удерживается руками на пояснице. Выполнение: вращение обруча на бедрах.

Заключение
Термин «гибкость» обычно используется для интегральной оценки подвижности звеньев тела, т.е. этим термином пользуются в тех случаях, когда речь идет о подвижности в суставах всего тела.
Подвижность в суставах развивается неравномерно в разные возрастные периоды.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для заучивания новых движений, для пространственно-временного восприятия двигательных действий. В этом возрасте ребенок начинает тонко ощущать степень мышечного напряжения при выполнении координационных движений.
Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11-13 лет активная гибкость достигает максимальных величин.
Основное методическое условие, которого следует придерживаться в работе над развитием подвижности в суставах, – это обязательная разминка перед выполнением упражнения на растягивание. Разминка выполняет профилактическую функцию: чем лучшим образом подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем меньшая вероятность получить травму. Разминка представляет собой комплекс специально подобранных физических упражнений, которые выполняяют с целью подготовить организм к предстоящей работе и повышению его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций. Разминка содействует «разогреванию» мышц, при этом увеличивается их растяжимость.
При воспитании гибкости, ведущим обычно является многократное повторение специальных активных, пассивных и статических упражнений.
При выполнении активных движений надо постепенно увеличивать их амплитуду и предварительно расслаблять мышцы-антагонисты, которые должны растягиваться.
Наибольший эффект при воспитании гибкости достигается в том случае, если занятия проводятся ежедневно или два раза в день. Кроме того, необходимо, чтобы дети и подростки выполняли упражнения на развитие подвижности в суставах самостоятельно во время утренней гимнастики.
Подвижность в суставах сохраняется, совершенствуется, если упражнения повторяются и, напротив, регрессирует, если упражнения отсутствуют.
Специфическими средствами для развития гибкости служат упражнения на растягивание, в процессе выполнения, которых амплитуда движений постепенно увеличивается до возможного в данном занятии предела. Они могут выполняться с набивными мячами, гантелями, амортизаторами, другими предметами, на гимнастической стенке и других снарядах, а также с партнером.
Список использованной литературы
Артемьев В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. для студентов ВУЗов / В.П.Артемьев, В.В.Шутов. – Могилёв: МГУ им.А.А. Кулешова, 2004. – 284с.
Виленский М. Я., Чичикин В. Т., Торочкова Т. Ю. Физическая культура. 5-7 класс. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2013. – 144с.
Гончаренко Н. Ю. Методическая работа на тему «Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста». – СПб, 2012. – 46с.
Захманчук Е.В. Возрастные изменения качества гибкости у школьников 6-10 лет / Е.В.Захманчук, Л.В. Шукевич. – Брест: БГУ, 2002. – С. 44.
Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников. Курс лекций / Под научн. ред. О.Л.Жуковой. − Екатеринбург, 2004. − 192с.
Йога: визуальный самоучитель / Пер. с англ. О.Г.Белош. - Минск Попурри, 2004. – 304с.
Казакевич Н.В.,Сайкина Е.Г.,Фирилева Ж.Е. Ритмическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: Познание, 2001. – 104с.
Коглер Аладар. Йога для спортсменов. Секреты олимпийского тренера / Аладар Коглер., Пер. с англ. В.Кашникова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 304c.
Лаврик Н.Г. Методика нормирования нагрузок, направленных на повышение гибкости у мальчиков 11-13 лет на уроках физической культуры / Н.Г. Лаврик, Р.Э. Зимницкая // Мир спорта. – 2010. – № 3. – С. 67-71.
Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие / В.П. Лукьяненко. – Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2001. – 224с.
Лях В. И. Физическая культура: 10-11 классы: методическое пособие / В. И. Лях, А. А. Зданевич. − М.: Просвещение, 2010.
Орлова Н. В., Козлова Н.И. Стретчинг как средство улучшения гибкости и развития подвижности в суставах: метод. рекомендации для студ. всех специальностей / Н. В. Орлова, Н.И. Козлова ; Брест. гос. тех. ун-т, Каф. физич. восп. и спорта. – Брест: БрГТУ, 2011. – 19с.
Развитие гибкости на занятиях физической культуры у студентов 1-3 курсов: методические указания к практически занятиям для студентов 1-3 курсов / Сост. И. В. Данилова. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 30 с.
Сайкина Е.Г. Ритмическая гимнастика: учебно-методическое пособие / Е.Г. Сайкина, Н.В. Казакевич, Ж.Е. Фирилева. – СПб.: Познание, 2001. – 101с.
Сайкина Е.Г. Фитнес в школе: учебно-методическое. пособие / Е.Г. Сайкина. – СПб.: Утро, 2005.– 160с.
Туманян Г.С, Харацидис К.С. Гибкость как физическое качество. – М.: Теория и практика физической культуры, 2012. – № 2. – С. 48-50.
Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000.– 480с.

Артемьев В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. для студентов ВУЗов / В.П.Артемьев, В.В.Шутов. Могилёв: МГУ им.А.А. Кулешова, 2004. – 284с.
Лаврик Н.Г. Методика нормирования нагрузок, направленных на повышение гибкости у мальчиков 11-13 лет на уроках физической культуры / Н.Г. Лаврик, Р.Э. Зимницкая // Мир спорта. – 2010. – №3. – С. 67-71.
Захманчук Е.В. Возрастные изменения качества гибкости у школьников 6-10 лет / Е.В.Захманчук, Л.В. Шукевич. Брест: – БГУ, 2002. – С. 44.

Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников. Курс лекций / Под научн. ред. О.Л.Жуковой. − Екатеринбург, 2004. − 192с.
Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие / В.П. Лукьяненко. – Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2001. – 224с.
Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000.– 480с.
Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2001. – 224с.
Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников. Курс лекций / Под научн. ред. О.Л.Жуковой. − Екатеринбург, 2004. − 192с.
Развитие гибкости на занятиях физической культуры у студентов 1-3 курсов: методические указания к практически занятиям для студентов 1-3 курсов / Сост. И. В. Данилова. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 30с.
Орлова Н. В., Козлова Н.И. Стретчинг как средство улучшения гибкости и развития подвижности в суставах: метод. рекомендации для студ. всех специальностей / Н. В. Орлова, Н.И. Козлова; Брест. гос. тех. ун-т, Каф. физич. восп. и спорта. – Брест: БрГТУ, 2011. – 19с.
Гончаренко Н. Ю. Методическая работа на тему «Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста». – СПб, 2012. – 46с.
Лях В. И. Физическая культура: 10-11 классы: методическое пособие / В. И. Лях, А. А. Зданевич. − М.: Просвещение, 2010.
Туманян Г.С, Харацидис К.С. Гибкость как физическое качество. – М.: Теория и практика физической культуры, 2012. – № 2. – С. 48-50.
Сайкина Е.Г. Ритмическая гимнастика: уч.-метод. пособ. / Е.Г. Сайкина, Н.В. Казакевич, Ж.Е. Фирилева. – СПб.: Познание, 2001. – 101с.
Сайкина Е.Г. Фитнес в школе: уч.-метод. пособ. / Е.Г. Сайкина. – СПб.: Утро, 2005. – 160с.
Казакевич Н.В.,Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Ритмическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: Познание, 2001. – 104с.
Йога: визуальный самоучитель / Пер. с англ. О.Г.Белош. - Минск Попурри, 2004. – 304с.; Коглер Аладар. Йога для спортсменов. Секреты олимпийского тренера / Аладар Коглер., Пер. с англ. В.Кашникова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 304c.
Виленский М. Я., Чичикин В. Т., Торочкова Т. Ю. Физическая культура. 5-7 класс. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2013. – 144с.












6





27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемьев В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. для студентов ВУЗов / В.П.Артемьев, В.В.Шутов. – Могилёв: МГУ им.А.А. Кулешова, 2004. – 284с.
2. Виленский М. Я., Чичикин В. Т., Торочкова Т. Ю. Физическая культура. 5-7 класс. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2013. – 144с.
3. Гончаренко Н. Ю. Методическая работа на тему «Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста». – СПб, 2012. – 46с.
4. Захманчук Е.В. Возрастные изменения качества гибкости у школьников 6-10 лет / Е.В.Захманчук, Л.В. Шукевич. – Брест: БГУ, 2002. – С. 44.
5. Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников. Курс лекций / Под научн. ред. О.Л.Жуковой. − Екатеринбург, 2004. − 192с.
6. Йога: визуальный самоучитель / Пер. с англ. О.Г.Белош. - Минск Попурри, 2004. – 304с.
7. Казакевич Н.В.,Сайкина Е.Г.,Фирилева Ж.Е. Ритмическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: Познание, 2001. – 104с.
8. Коглер Аладар. Йога для спортсменов. Секреты олимпийского тренера / Аладар Коглер., Пер. с англ. В.Кашникова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 304c.
9. Лаврик Н.Г. Методика нормирования нагрузок, направленных на повышение гибкости у мальчиков 11-13 лет на уроках физической культуры / Н.Г. Лаврик, Р.Э. Зимницкая // Мир спорта. – 2010. – № 3. – С. 67-71.
10. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие / В.П. Лукьяненко. – Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2001. – 224с.
11. Лях В. И. Физическая культура: 10-11 классы: методическое пособие / В. И. Лях, А. А. Зданевич. − М.: Просвещение, 2010.
12. Орлова Н. В., Козлова Н.И. Стретчинг как средство улучшения гибкости и развития подвижности в суставах: метод. рекомендации для студ. всех специальностей / Н. В. Орлова, Н.И. Козлова ; Брест. гос. тех. ун-т, Каф. физич. восп. и спорта. – Брест: БрГТУ, 2011. – 19с.
13. Развитие гибкости на занятиях физической культуры у студентов 1-3 курсов: методические указания к практически занятиям для студентов 1-3 курсов / Сост. И. В. Данилова. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 30 с.
14. Сайкина Е.Г. Ритмическая гимнастика: учебно-методическое пособие / Е.Г. Сайкина, Н.В. Казакевич, Ж.Е. Фирилева. – СПб.: Познание, 2001. – 101с.
15. Сайкина Е.Г. Фитнес в школе: учебно-методическое. пособие / Е.Г. Сайкина. – СПб.: Утро, 2005.– 160с.
16. Туманян Г.С, Харацидис К.С. Гибкость как физическое качество. – М.: Теория и практика физической культуры, 2012. – № 2. – С. 48-50.
17. Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000.– 480с.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет гибкость как физическое качество?

Гибкость является одним из важных физических качеств, которое позволяет совершать широкий диапазон движений с минимальными затратами энергии и риском получения повреждений.

Какие виды гибкости существуют?

Существуют два основных вида гибкости: активная гибкость, когда человек самостоятельно контролирует движение суставов, и пассивная гибкость, когда движение суставов осуществляется внешней силой (например, при помощи партнера или тренера).

Какие факторы влияют на развитие гибкости?

На развитие гибкости влияют различные факторы, включая возраст, пол, наследственность, уровень физической активности, регулярность тренировок и правильную технику выполнения упражнений.

Какими средствами и методами можно развивать гибкость?

Для развития гибкости можно использовать различные средства и методы, такие как статические и динамические упражнения, растяжка, йога, пилатес, силовые тренировки с использованием резиновых петель и т.д.

Какая методика развития гибкости может использоваться на уроках физической культуры с учетом возрастных особенностей?

На уроках физической культуры с учетом возрастных особенностей можно применять методики, основанные на игровых элементах, упражнениях с использованием мячей и других спортивных инвентарей, а также соревнованиях, которые стимулируют развитие гибкости у детей разных возрастных групп.

Что такое гибкость?

Гибкость - это физическое качество, которое характеризует способность соединительных тканей кустист предположениям и артикуляций к совершению движений в большом диапазоне.

Какие виды гибкости существуют?

Виды гибкости включают статическую гибкость и динамическую гибкость. Статическая гибкость характеризуется возможностью сохранять определенное положение в продолжительное время, а динамическая гибкость отражает способность выполнять максимальный диапазон движений при активных физических усилиях.

Какие факторы определяют развитие гибкости?

Развитие гибкости зависит от таких факторов, как генетика, возраст, пол, уровень физической активности, наличие травм и заболеваний соединительных тканей, регулярность тренировок, корректная техника выполнения упражнений и растяжек, рацион питания и общая физическая подготовка.

Какие средства и методы используются при развитии гибкости?

Для развития гибкости на уроках физической культуры применяются разнообразные средства и методы, такие как статические и динамические растяжки, контрастные температурные процедуры, специальные упражнения для различных групп мышц, а также массаж и растяжка под весом тела.

Какую методику следует использовать при развитии гибкости с учетом возрастных особенностей школьников?

При развитии гибкости у школьников необходимо учитывать их возрастные особенности. Например, для младших школьников рекомендуется использовать игровые элементы, чтобы привлечь их внимание и улучшить мотивацию. Для старших школьников можно использовать более сложные упражнения и программы тренировок, чтобы развивать гибкость на более высоком уровне.