Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Демографические проблемы больших и малых городов

  • 29 страниц
  • 15 источников
  • Добавлена 23.02.2015
1 001 руб. 1 430 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Тенденции развития современных городов 4
1.1. Влияние экономических и промышленных факторов 4
1.2. Современные тенденции демографии городов мира 5
1.3. Влияние миграционного прироста на численность населения городов (общемировая тенденция) 6
1.4.Особенности современной урбанизации 8
1.5. Тенденция увеличения числа лиц старше пенсионного возраста 10
2. Демографические проблемы российских городов 13
2.1. Характеристика общей демографический ситуации в России 13
2.2. Урбанизация как главная причина исчезновения малых российских городов 14
2.3. Влияние миграции из малых городов на демографическую ситуацию в России 15
3. Демографическая политика в области развития городов 17
3.1. Пути выхода из демографического кризиса малых городов 17
3.2. Теория демографического перехода 18
3.3. Демографическая политика России 19
Заключение 21
Список используемых источников 22
ПРИЛОЖЕНИЯ 24
Фрагмент для ознакомления

У тех городов, кому повезло обладать замечательными памятниками истории и культуры или дивными ландшафтами, как в Плесе, к примеру. Ярким примером возрождения малого города за счет привлечения туристов, можно назвать город Мышкин с населением всего около шести тысяч. Это один из лидеров туристического бизнеса в стране. Хотя на его территории практически нет никакой промышленности, назвать этот старинный русский город на Волге бесперспективным или умирающим никак нельзя: он сумел найти свою нишу и теперь успешно развивается.К примеру, до революции в Мышкинском уезде жили 117 тысяч человек, в 50-е годы уже 43 тысячи человек, сегодня вместе с Мышкиным всего-навсего 11 тысяч. В этих условиях появилась новая цель, новая стратегия развития малого города, новая занятость населения (Приложение 3).ЗаключениеНа развитие современных городов влияют экономические, промышленные, социальные факторы. Для современных малых городов, в том числе и для российских, характерен демографический кризис. Для современных городов Азии и Африки характерен демографический взрыв.Современная урбанизация – это глобальный процесс, в который все больше втягивается городов во всем мире. Рост больших городов явился результатом роста населения, а также миграции жителей из малых городов и сельской местности. Наиболее крайняя форма разрастания большого города может переходить в образование мегаполиса. Миграция увеличивает прирост населения больших городов Океании, Северной Америки и Европы, сокращая население Латинской Америки, Азии и Африки. Для современных городов характерен феномен старения населения – постепенно сокращается и количество новорожденных, и количество людей в трудоспособном возрасте. Для современных городов России в целом характерна депопуляция и глубокий демографический кризис.Главной причиной исчезновения малых российских городов является урбанизация. Миграция молодых людей в большие города имеет серьезное влияние на демографическую ситуацию: малые города российской глубинки начинают быстро стареть, увеличивается средний возраст населения, растет коэффициент демографической нагрузки. В современных условиях большинство стран стремится управлять демографией больших и малых городов, проводя демографическую политику. Важной научной основой проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объясняет последовательность смены демографических процессов. Сложность и серьезность демографического положения современной России нашла свое отражение не только в работах профессионалов в сфере демографии, но и у политиков, общественных деятелей, у высшего руководства государства.Список используемых источниковАнтонов А.И., Борисов В.А. Динамика населения России в 21 веке и приоритеты демографической политики. - М.: Ключ-С, 2006Баччи М. Демографическая история Европы. Серия: Становление Европы. - СПб: Симпозиум, 2010. – 304 с.Верещагина А. Демография: учеб.пос. – М.: Дашков и К, 2012. – 256 с.Гомзикова С. Прощай, моя малая Родина. Режим доступа:. http://svpressa.ru/society/article/54262/.Горбачев О., Лин Д. Демографическое развитие российско-белорусского пограничья в условиях урбанизации (середина XX - начало XXI в.) : монография. – М.: КноРус, 2013. – 168 с.Демографическая энциклопедия / под ред. А. Ткаченко А. – М.: Энциклопедия, 2013. – 944 с.Елисеева Э. Демография и статистика населения. М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.Клочкова М. Демография: учеб.пос. – М.:Риор, 2011. – 184 с.Мониторинг демографической ситуации в РФ и тенденции ее изменения / под ред. А. Антонова. – М.: КДУ, 2008. – 304 с.Мхитарян В. Демографическая статистика: уч-к. – М.: КноРус, 2010. – 480 с.Симагин Ю. Территориальная организация населения. Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2013. – 236 с.Тимонин С. А. и др. Математико-картографическое моделирование межрегиональных миграционных потоков в России // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Науки о Земле. - 2014. - Т. 8. - С. 133-144.Тихомиров Н. Демография. Методы анализа и прогнозирования. – М.: Экзамен, 2005. – 256 с.Чистяков Е.Г. Территориальная организация населения: учеб.пос. (ГРИФ). – М.: Вузовский учебник, 2014. – 188 с.Указ Президента Российской Федерации N 1351 от 9 октября 2007. Режим доступа:http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=41941&PSC=1&PT=1&Page=1ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Чикаго – второй по значимости город США, благодаря своей развитой финансовой структуре и самому крупному транспортному узлу Северной Америки. По количеству жителей он находится на третьем месте среди городов Соединенных Штатов Америки, население Чикаго составляет около трех миллионов человек. Название города, по совокупности исторических сведений, происходит от словосочетания «shikaakwa», что в переводе с древнего языка коренных жителей города означает – дикий, едкий и даже вонючий лук, который в те времена заполонял территории, на которых сейчас стоит город. Существует также еще одна версия происхождения названия города, это имя вождя племени Иллинойс – Chikagoy.До прихода европейцев в Северную Америку, земли Великих озер занимало родственное индейским племенам – племя Алгонкинов, основными занятиями которого были скотоводство, земледелие и торговля с соседями на севере, юго-западе и востоке североамериканского континента. Лишь в начале шестидесятых годов 17 века на землю, доселе невиданную белыми людьми, вступила нога европейцев. Это были французы: торговец Луи Жолье и исследователь Жак Марккет. Именно благодаря Марккету был открыт водный важнейший в те времена транспортный путь к Мексиканскому заливу от Великих озер.В начале 18 века, на берегу озера Мичиган, появился исторический персонаж, с именем которого связана история создания и дальнейшего развития города Чикаго. Это был Жан Боптист Поинт дуСабла, позже названный «Отцом Чикаго», первый некоренной постоянный житель этих земель. Он — путешественник, сын французского пирата, рожденный на Гаити, стал первым иноземцем, вступившем в законный брак с девушкой из дружелюбного племени. Ему было позволено построить дом, и заниматься заготовкой и продажей меха. Этот период был началом конца господства племени на занимаемых территориях. В середине 18 века индейцы в обмен на товар отдают Соединенным Штатам большую часть территорий, в том числе и земли, на которых сегодня находится город Чикаго. В 1837 году Чикаго получает официально статус города, и его численность достигает четырех тысяч жителей.Основным толчком в развитии Чикаго было сооружение трудом ирландских эмигрантов водного пути от Великих озер к реке Миссисипи в середине 19 века. С этого момента город начал быстро развиваться и расти, в Чикаго начали приезжать эмигранты и многочисленные жители других штатов. Так город стал важным индустриальным и торговым центром. В 1848 году к Чикаго были проведены железнодорожные пути. Была открыта первая торговая биржа, не только во всех Соединенных Штатах Америки, но и в мире. Появилось телеграфное сообщение, спустя десять лет, построили полноценную канализационную систему. Становлению Чикаго, как современного развивающегося центра, поспособствовал знаменитый пожар 1871 года, который своими размахами до сих пор приводит в ужас. В этом пожаре, по информации различных источников, пострадало более 18000 зданий. И не удивительно, что городу пришлось полностью перестраиваться, но применение новых архитектурных новаторств, возродило из пепла невероятно современный и с точки зрения архитектуры – уникальный город. Была устранена проблема болотистых почв, ее решили с помощью металлических каркасов, которые до сих пор служат основанием города. Многочисленные безработные эмигранты в то время заполонили город, они и помогли выстроить его заново в короткие сроки. На момент пожара население Чикаго составляло около 300 000 жителей, но уже к началу 20 века оно выросло более чем в 6 раз.Приложение 2Детройт – город-призрак в Америке.Поселение в самом начале XVIII века создали французы на проливе, соединяющем два озера — Гурон и Эри (led´etroit и означает пролив). В 1805-м город сгорел дотла. К этому времени президент Томас Джефферсон назначил эксцентричного чудака Августа Вудворта верховным судьей штата Мичиган. Вудворт объявил Детройт столицей и нарисовал для него идеальный план в стиле французского классицизма, похожий на тот, что за несколько лет до того разработал для Вашингтона архитектор Пьер Шарль Ланфан, а также и на тот, что примерно на век раньше предложил для Санкт-Петербурга Жан Батист Леблон.Природа в классицизме должна быть побеждена и рационализирована, деревья и кусты пострижены и превращены в геометрические фигуры, дорожки спланированы с помощью циркуля и линейки. Эта традиция имеет самое прямое отношение и к расцвету Детройта как автомобильной столицы мира, и к его упадку, поскольку руины можно считать возвращением из рациональной культуры обратно в хаос. История Детройта XX века тесно связана со словом «фордизм». Это слово придумал, сидя в фашистской тюрьме, итальянский марксист Антонио Грамши. Оно, в свою очередь, связано с термином «тейлоризм», который в 1920–1930-х годах был в большой моде в СССР. 1960-х годах 9 из 10 автомобилей, проданных в Америке, были сделаны в Детройте и его окрестностях. Когда на рынке появились первые японские машины, ничего кроме смеха они не вызывали — уродливые, маломощные (не то что двухтонный «Форд-Гэлакси» с двигателем 400 л. с.), хотя и очень дешевые. Как же получилось, что сегодня на американских дорогах японские машины составляют большинство? Существует несколько объяснений: а) японская модель бизнеса предполагает длительную лояльность работника своему предприятию, в то время как фордизм видит в работнике придаток к конвейеру; б) во всем виноваты профсоюзы, добившиеся столь высоких зарплат, что американские автомобили перестали быть конкурентоспособными; в) во всем виноваты менеджеры, платившие себе гигантские бонусы. Надо думать, правильны все.Приложение 3Мышкин – город в Ярославской области, административный центр Мышкинского района. Расположен на левом берегу Волги между старинными русскими городами Углич и Рыбинск. Население по данным переписи 2010 года составляет 5932 человека. Автомобильными дорогами город связан с Москвой (280 км) и Ярославлем (100 км). Интенсивное автобусное движение связывает город с железнодорожной станцией Волга (21 км). Город имеет две пристани: одна используется для приема круизных теплоходов, другая – для движения транспортно-пассажирского парома через Волгу. Достоянием Мышкина является сохранившийся старинный облик и природно-ландшафтная уникальность: город расположен на 6 холмах, вплотную окружен лесами, заповедными сосновыми борам. Все современные здания вынесены за пределы старого города. Предполагается, что название происходит от прозвищного имени Мышка. По легенде же, один князь (предположительно Федор Михайлович Мстиславский) прилёг отдохнуть на берегу Волги, проснулся оттого, что по его лицу проползла мышка. Вначале он рассердился, но потом увидел, что мышка спасла его от подползающей змеи. Сегодня Мышь – не только символ города, но еще и бренд. Здесь создан единственный в мире Музей мыши. Кроме того, в честь этого грызуна в городе проводятся ежегодные международные фестивали.Кстати, город Мышкин известен с 1777 года. Но в 1927 город был преобразован в село Мышкино, с 1943 года – в поселок городского типа Мышкино. В 1988 году было возвращено имя - Мышкин, а в 1991 году - статус города.

Список используемых источников

1. Антонов А.И., Борисов В.А. Динамика населения России в 21 веке и приоритеты демографической политики. - М.: Ключ-С, 2006
2. Баччи М. Демографическая история Европы. Серия: Становление Европы. - СПб: Симпозиум, 2010. – 304 с.
3. Верещагина А. Демография: учеб.пос. – М.: Дашков и К, 2012. – 256 с.
4. Гомзикова С. Прощай, моя малая Родина. Режим доступа:. http://svpressa.ru/society/article/54262/.
5. Горбачев О., Лин Д. Демографическое развитие российско-белорусского пограничья в условиях урбанизации (середина XX - начало XXI в.) : монография. – М.: КноРус, 2013. – 168 с.
6. Демографическая энциклопедия / под ред. А. Ткаченко А. – М.: Энциклопедия, 2013. – 944 с.
7. Елисеева Э. Демография и статистика населения. М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.
8. Клочкова М. Демография: учеб.пос. – М.:Риор, 2011. – 184 с.
9. Мониторинг демографической ситуации в РФ и тенденции ее изменения / под ред. А. Антонова. – М.: КДУ, 2008. – 304 с.
10. Мхитарян В. Демографическая статистика: уч-к. – М.: КноРус, 2010. – 480 с.
11. Симагин Ю. Территориальная организация населения. Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2013. – 236 с.
12. Тимонин С. А. и др. Математико-картографическое моделирование межрегиональных миграционных потоков в России // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Науки о Земле. - 2014. - Т. 8. - С. 133-144.
13. Тихомиров Н. Демография. Методы анализа и прогнозирования. – М.: Экзамен, 2005. – 256 с.
14. Чистяков Е.Г. Территориальная организация населения: учеб.пос. (ГРИФ). – М.: Вузовский учебник, 2014. – 188 с.
15. Указ Президента Российской Федерации N 1351 от 9 октября 2007. Режим доступа:http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=41941&PSC=1&PT=1&Page=1

small city экономической государственной

библиография

1. Петров, З. К., От крупных до малых городов // Градостроительство. 2013. Нет. 3 (25). С. 44-49.

2. Бондарская О.-Й Инструмент согласования интересов участников процесса управления развитием малого города // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. Нет. 5. С. 14-17.

3. Жихаревич Б. С. Мировой опыт стратегического планирования городов и его использование при разработке Стратегического плана Санкт-Петербурга. Сервер для специалистов по территориальному стратегическому управлению "Стратегическое планирование в городах и регионах России [электронный ресурс] - режим доступа: http://www.city-strategy.ru/22.

4. Ильина И. Н. Стратегия модернизации моногородов России // Развитие монопрофильных населенных пунктов в российской Федерации: сборник научных работ. М.: Финансовый университет, 2012.С.4-12

5. Кашкина Л. В. Монопрофильный город, социальное лаборатории //Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные науки и общественные науки. 2011. Нет. 5. С. 46-49.

6. Кадышев, И. Роль малых городов в истории России // Вестник Волгогр. государства). -строит. один-ваш. Ser.: P-si). 2013. Vol. 31(50). H. 1. Города России. Проблемы проектирования и реализации. С. 84--86.

7. Трушков В. Большие проблемы малых городов [Электронный ресурс] // Истина. Режим доступа: http://gazetapravda.

8. ru/content/view/6970/34/ - Научно-теоретический журнал. Архитектурное пространство современного города

9. Муслова М. Е., Терехов.- Н.G. На вопрос о малом городе, особой воспроизводственной системы // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2011. № 1. С. 289-293.

10. http://demoscope.ru/weekly/2005/0217/tema01.php - Демоскоп Weekly - демографический еженедельник

11. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба Государственной статистики

12. Модернизация России: территориальное измерение: кол. Науч. монография / под ред. А. А. Нещадина, Г. Л. Тульчинского. Спб., 2011.

13. Маякова А. А. современное понимание проблемы эффективного развития малых городов // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2014. № 138. С. 91-95.

14. Урусов В. М., Варченко Л. И. К проблемам малых городов и поселений-аналогов // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2014. № 10. С. 110-115.

15. Большинская И. С. О проблемах больших и малых городов // Проблемы экономики (Харьков). 2012. № 4. С. 68-73.

Узнать стоимость работы