народно-сценический танец как фактор сохранения и развития традиций национальной культуры

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Народное искусство
  • 4040 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 04.03.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты сохранения и прогресса закономерностей национальной хореографической культуры 5
1.1 Понятие и особенности закономерностей русской национальной хореографической культуры 5
1.2 Обучение народно-сценическому танцу с учетом традиций национальной хореографической культуры 8
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование роли обучения народно-сценическому танцу как фактору сохранения и прогресса закономерностей национальной хореографической культуры 16
2.1 Практические аспекты обучения народно-сценическому танцу в самодеятельном коллективе 16
2.2 Способы и средства обучения народно-сценическому танцу 27
2.3 Построение урока народно-сценического танца в самодеятельном коллективе 33
Заключение 38
Список использованных источников 39
Фрагмент для ознакомления

д.), примеры проявления высоких нравственных качеств выдающимися артистами на ответственных спектаклях, концертах, международных конкурсах и др.
В воспитательной работе следует больше пользоваться положительными примерами. Если преподаватель народно-сценического танца пользуется отрицательным примером, то надо умело подчеркнуть его негативность, чтобы вызвать осуждение со стороны учащихся.
Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Моральное и материальное поощрение активно помогает человеку осознать значение своего труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.
В хореографическом искусстве к числу поощрений относятся: одобрение, похвала педагога в ходе занятий, награждение грамотой, медалью за высокие творческие успехи, присвоение звания «заслуженный артист» Российской Федерации или других республик.
Под способом наказания (принуждения) понимается система средств и приемов воздействия на учащихся, которые нарушают законы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности.
Наказание за совершенный проступок налагается для того, чтобы провинившийся понял свою ошибку. Оно может быть в форме осуждения проступка (замечание педагога, сделанное сразу или затем перед всеми учащимися), вынесения выговора, наложения дисциплинарного взыскания и др.
Для определения меры наказания очень важно знать, как провинившийся относится к совершенному проступку, как его сам оценивает и как реагирует на взыскание. Ведь недаром говорят, что признание ошибки – половина исправления.
Наказание за проступок оказывает положительное влияние только тогда, когда оно применено правильно, с учетом характера проступка и его влияния на окружающих.
Нельзя рассматривать каждый конкретный способ в отдельности от других. Только применение совокупности способов воспитания в их технологической взаимосвязи позволяет достигать поставленной цели. Ни один способ воспитания, который взят изолированно, не может обеспечить формирование у людей высокой сознательности, убежденности и высоких моральных качеств. Иначе говоря, ни один из способов не является универсальным и не решает всех задач воспитания.
Под способами обучения танца народно-сценического характера понимаются способы применения танцевальных упражнений, движений народно-сценического танца и учебных танцевальных этюдов.
В обучении танцу народно-сценического характера применяются две группы способов: специфические (характерные для процесса хореографического образования) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Способность создания на уроке проблемной ситуации также способствует творческой обстановке. Работая над новой учебной танцевальной комбинацией на аудиторных занятиях, учитель может завершить ее вариантом, который предложен одним из учащихся. Учащиеся с интересом подключаются к этому творческому процессу.
На уроке эффективными в работе педагога народно-сценического танца являются такие способы как смена вида деятельности, эффект эмоционального воздействия. Когда учащиеся в течение длительного времени занимаются одним видом деятельности, к примеру, изучением нового материала, они устают, восприятие их ослабевает, соответственно, теряется качество усвоения новых упражнений и танцевальных движений. В данном случае большое значение имеет эмоциональная разгрузка. Очень важно, чтобы учебно-воспитательный процесс на занятиях сменялся творческим процессом или контролем знаний; практическая работа в аудитории – непосредственной репетиционной работой на сцене; творческий процесс переходил в теоретическое закрепление нового материала и т.д.
В методике преподавания народно-сценического танца нельзя ограничиваться ни одним из способов как наилучшим. Только оптимальное сочетание различных способов может обеспечить успешную реализацию комплекса задач обучения танцу народно-сценического характера.
При проведении занятия педагог должен суметь донести до исполнителей все нюансы изучаемого хореографического материала. Здесь особенно важен практический показ каждого упражнения под музыку, четкая его метрическая раскладка. Желательно сохранять единый темп ведения занятия. Объяснение упражнения не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза между разучиваемыми движениями приводит к переохлаждению физического аппарата исполнителей.
Важную роль в процессе воспитания народными танцами играет музыкальное сопровождение, которое является основой проведения каждой занятия. Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения уроков танца народного творчества является баян или аккордеон, реже — рояль. Музыка должна соответствовать движению по характеру стилю, национальной окраске. Педагог и концертмейстер непременно должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальны материал каждого занятия. Хорошее музыкальное сопровождение поможет поспособствовать развитию у учеников не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус.
Учебные комбинации — это «кирпичики», из которых вырастает «здание» занятия. Движения, которые выстроены в определенной последовательности — это форма, которую нужно наполнить содержанием.
Привлекая при сочинении комбинации элементы танца народного творчества, желательно отбирать те, которые бы соответствовали по стилю основному движению. Соединяя учебные элементы движений с танцевальными, можно получать интересные комбинации. Главное здесь — направить внимание на подготовку физического аппарата исполнителя к движениям на середине зала. Продолжительность учебной комбинации — от 8 до 32 тактов с учетом темпа исполнения. К примеру, такие движения, как приседания, круговые движения ногой, развороты ноги, исполняются преимущественно в медленном темпе (музыкальный размер: 3/4, 6/8, 4/4), По этой причине комбинации состоят из 16—32 тактов. Причем вначале обучения они будут короче, а в дальнейшем, когда окрепнет физический аппарат, нагрузку можно увеличить.
Упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие и большие броски, дробные выстукивания, зигзаги, исполняются в более быстром темпе (музыкальный размер 2/4), достаточно 8—16 тактов для построения учебной комбинации. При сочинении комбинации на материале того или иного танца народного творчества требуется учитывать не только характер, что конечно же является важным, но и то, какую задачу мы решаем. Если, скажем, комбинация, основанная на элементах подготовки к «веревочке» будет исполняться в характере русского, украинского, венгерского или другого танца народного творчества, где встречается это движение, это действительно послужит подготовкой к исполнению данного движения на середине зала. В том же случае, когда разучиваемый элемент в народном танце не встречается, исполнение его в характере этого танца не оправдано. Нежелательна перегрузка учебной комбинации танцевальными движениями, отходами от станка, многочисленными поворотами, прыжками и т. п. Требуется учитывать также мышечную нагрузку при исполнении упражнений на присогнутых ногах в сочетании с подъемом на полупальцы или при подъеме пятки опорной ноги, упражнений, исполняемых на подскоках, с прыжком и т. д. В сочинении учебной комбинации главным должен стать принцип — от простого к сложному. Этот принцип требуется учитывать при построении занятия танца народного творчества в целом.
Рассмотрим построение занятия народного танца в самодеятельном коллективе.

Построение урока народно-сценического танца в самодеятельном коллективе
Фундаментом в танце можно назвать экзерсис, По этой причине обучение начинается именно с него.
Приседание. Плие – общепринятое французское название для движения ног, которое по-русски обозначается словом «приседание».
Плие исполняется на пяти позициях; сначала оно делается в половинном размере – demi-плие, а затем переходят на большое приседание или grand-плие.
В этом упражнении участвуют корпус, руки и голова; мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных медленных движениях. Тело танцовщика подготавливается к более сложным движениям («разогревается»), и По этой причине рационально начинать урок с приседаний.
Полуприседание - demi плие и глубокое, большое приседание - grand плие воспитывают ахилесово сухожилие, связки колен и голеностопа, эластичность и крепость ног. В приседаниях, в частности, глубоких, принимает активное участие спина, где она сохраняет прямое (вертикальное) положение, что способствует прогрессу и укреплению поясничных мышц.
Полуприседание (demi плие) можно назвать неотлучным спутником прыжков: эластичным и сдержанным полуприседанием начинается и заканчивается любой прыжок, По этой причине ему следует уделять особое внимание не только в позициях, но и в различных комбинациях перемещений.
Приседания в народном танце, также как и в классическом, делятся на два вида: полу приседания и полные приседания, включая в работу соответствующие мышцы. Но у станкового механизма танца народного творчества есть ряд различительных особенностей, а именно: полуприседания и полные приседания подразделяются на медленные (мягкие, плавные) и быстрые (резкие, отрывистые), и исполняются по всем открытым и прямым позициям (как медленные, так и быстрые).
Задания на развитие подвижности стопы. В упражнении этого раздела заложена основа идентичная battements tendus в классическом танце. Отличительным движением можно назвать движение в переводе стопы с носка на пятку и обратно, при этом колени обеих ног вытянуты. Исполняются варианты этого задания, которые включают в себя сочетания основного движения с другими - полуприседанием на опорной ноге во время перевода рабочей ног с носка на пятку; полуприседанием во время возвращения рабочей ног в позицию; подъемом пятки опорной ног при возвращении рабочей ног в позицию; ударом рабочей ногами об пол и полуприседанием на обе ноги; с двойным ударом рабочей ногами об пол; проведением рабочей ногами по полукругу и переводом ее с носка на пятку и обратно и т.п.
Маленькие броски. В основе задания лежат элементы классического танца. Элементами, которые принадлежат народному танцу, являются исполнение движения на полуприседании, где в работу включается пятка опорной ноги, которая при броске рабочей ног опускается на пол, а во время возвращения ее в позицию, переводится на полусогнутые пальцы.
Круговые движения ногами по полу или по воздуху. Движения данного раздела являются важной составной частью занятия народного русского танца у станкового механизма и отличаются всеми составляющими элементами от классического. При исполнении круговых перемещений ступня рабочей ног проводится ребром внешней стороны от пятки до носка опорной ног (положение скошенного подъема) и далее вытянутым подъемом проводится по полукругу до II позиции или назад. В итоге попеременного сокращения мышц внутренней и наружной стороны голеностопного сустава развиваются и укрепляются мышцы стопы, вырабатывается подвижность в голеностопном и тазобедренном суставах. Круговые движения ногами исполняются по полу носком или пяткой, тяжесть корпуса – на вытянутой в коленях опорной ноге. Движения могут усложняться полуприседанием на опорной ноге, «восьмеркой», поворотом пятки опорной ноги, «растяжкой». Круговые движения ногами по воздуху исполняются с вытянутым подъемом, с сокращенным подъемом, с добавлением полуприседания на опорной ноге, с поворотом пятки опорной ноги, с подъемом на полусогнутые пальцы, с подскоком, с подъемом и поворотом пятки опорной ноги.
Каблучные задания являются спецификой танца народного творчества. Задания исполняются на полуприседании, при этом участие в выполнении задания принимают обе ноги. Каблучные задания можно подразделить на следующие виды: 1) низкие, 2) средние и 3) высокие. Они воспитывают подвижность в коленных суставах, укрепляют голеностоп, икроножную мышцу, ахиллесово сухожилие, мышцы бедра.
Низкие и высокие развороты ноги. Как видно из названия, есть два вида задания: низкие и высокие развороты ноги. Они по характеру и темпу исполнения могут быть медленными и быстрыми. Упражнение этого раздела, также как и в классическом танце, воспитывают плавность перемещений, подвижность в коленных и тазобедренных суставах, укрепляют икроножные мышцы, мышцы бедра. Главным отличием танца народного творчества от классического можно назвать чередование медленных и быстрых разворотов ноги, которые могут усложняться подъемом на полусогнутые пальцы, наклонами и перегибами корпуса, «растяжками», прыжками. На уроке низкие и высокие развороты ног комбинируются с «круговыми движениями», с «раскрыванием ног на 90º».
Раскрывание ног на 90º - еще одно из заданий схожее со станком классического танца, которое имеет ряд дополнений, которые присутствуют в народном станке. Выполнять движение ног можно как в медленном, так и в бастром темпе - на вытянутой опорной ноге, в сочетании с полуприседанием или подъемом на полусогнутые пальцы опорной ноги. С ударом пятки, с прыжком и т.п.
Большие броски. Большие броски, как правило, выполняются последними в комплексе заданий, они заканчивают урок у станка, как танца народного творчества, так и классического. Задания этого раздела воспитывают «шаг», подвижность в тазобедренном суставе, силу ног. Кроме основного вида больших бросков на уроке танца народного творчества могут исполняться броски ногами с сокращенным подъемом, с наклонами корпуса, в сочетании с круговым движением ноги, с опусканием на колено, с прыжком, с растяжкой и др.
Особенностью станкового механизма танца народного творчества являются движения, которые включают, в первую очередь, дробные выстукивания, во вторую очередь, задания с не напряженной стопой, в третью очередь, подготовка к «веревочке», в четвертую очередь, зигзаги (змейка).
Дробные выстукивания. Упражнение этого раздела подготавливают обучаемых к выполнению дроби на середине зала. Дробные выстукивания исполняются всей каблуком, ступней, ребром каблука, или в сочетании ударов каблуком и полусогнутыми пальцами, и, как правило, на полусогнутых в коленях ногах. Движения воспитывают четкость, силу ног, ритмичность, укрепляют мышцы стопы, икроножные мышцы.
Задания с не напряженной стопой. Это упражнение подготавливает обучаемых к выполнению на середине зала чечеточных перемещений. Воспитывают подвижность в голеностопном и коленном суставах, укрепляют икроножные мышцы, пяточное ахиллесово сухожилие.
Подготовка к «веревочке». Оно развивает подвижность в коленном и тазобедренном суставах, подготавливают обучаемых к выполнению движения «веревочка» на середине зала. Кроме основного вида задания, исполняющегося на вытянутой в коленях опорной ноге, с подъемом на полусогнутые пальцы опорной ноги, с полуприседанием, с прыжком, есть и другие: повороты рабочей ног из выворотного положения в не выворотное и обратно (также на вытянутой в коленях опорной ноге, с подъемом на полусогнутые пальцы, с полуприседанием), повороты согнутой в коленях ног к станку и от станкового механизма (также с подъемом на полусогнутые пальцы), повороты ног из не выворотного положения в выворотное («винт») на вытянутой в коленях опорной ноге, с подъемом на полусогнутые пальцы, с полуприседанием, с прыжком.
Зигзаги (змейка). Задания воспитывают преимущественно подвижность в голеностопном суставе, подготавливают обучаемых к выполнению на середине класса перемещений типа «елочка», «гармошка». Разучиваются два основных вида задания: «зигзаги» одинарные и «зигзаги» двойные, которые усложняются в дальнейшем ударами всей стопой.
Таким образом, станок танца народного творчества рядом элементов значимо отличается от станкового механизма классического танца и можно назвать самостоятельным. Он обладает специфическими характеристиками, которые подчеркивают его индивидуальность.
Заключение

Таким образом, можно подвести следующие итоги по работе в целом.
Для сохранения и прогресса самодеятельного художественного творчества необходимы следующие условия:
изучение и использование в практической работе учреждений культуры историко-культурных закономерностей;
формирование устойчивых интересов к различным формам художественного творчества среди участников любительских объединений, а также различных групп населения, которые не вовлечены в активные формы самодеятельного художественного творчества;
обновление содержания работы любительских объединений, клубов по интересам на основе прогресса инициативы, активной самодеятельности населения и других форм работы (в т. ч. установления творческих контактов в совместном времяпрепровождении).
«Любительское художественное творчество - яркое явление русской национальной культуры. Оно надежно и бережно хранит духовное наследие народа. Самодеятельные коллективы ведут существенную работу по развитию творческих способностей населения, являются истинными центрами гармоничного воспитания личности, ее эстетического прогресса. Мы можем гордиться достижениями народного творчества Российской Федерации. И обязаны сделать все, чтобы это ценная духовная кладовая российского народа с каждым годом пополнялась и способствовала прогрессу нашего социума».
Хотелось бы надеяться, что самодеятельное художественное творчество и в будущем не утратит своей актуальности, будет развиваться, расширяться, обретая новые формы, и способствовать культурному развитию личности и общества.

Список использованных источников

Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности народного русского танца: Учебное пособие. Ч.II. - Орел, 2004. - 688 с.
Игнатьев И.А. Хореографическая самодеятельность как фактор приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05. / И.А. Игнатьев; Чел., 2005.
Евкин С.И., Шехтман Л.Б. - Хореографическая самодеятельность Российской Федерации. М., 1987.
Емельянов Л.П. - Фольклор и хореографическая самодеятельность. Л., Наука, 1992.
Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК - М.: Прометей, 1992.- 528 с.
Настюков Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене. М., Профиздат, 1976.
Смагин А.И. - Организация художественного творчества. Курс лекций, ИСЗ, 2007.


Смагин А.И. - Организация художественного творчества. Курс лекций, ИСЗ, 2007.
Емельянов Л.П. - Фольклор и хореографическая самодеятельность. Л., Наука, 1992.
Настюков Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене. М., Профиздат, 1976.
Евкин С.И., Шехтман Л.Б. - Хореографическая самодеятельность Российской Федерации. М., 1987.
Игнатьев И.А. Хореографическая самодеятельность как фактор приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05. / И.А. Игнатьев; Чел., 2005.
Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности народного русского танца: Учебное пособие. Ч.II. - Орел, 2004. - 688 с.
Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК - М.: Прометей, 1992.- 528 с.















39

Список использованных источников

1. Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности народного русского танца: Учебное пособие. Ч.II. - Орел, 2004. - 688 с.
2. Игнатьев И.А. Хореографическая самодеятельность как фактор приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05. / И.А. Игнатьев; Чел., 2005.
3. Евкин С.И., Шехтман Л.Б. - Хореографическая самодеятельность Российской Федерации. М., 1987.
4. Емельянов Л.П. - Фольклор и хореографическая самодеятельность. Л., Наука, 1992.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК - М.: Прометей, 1992.- 528 с.
6. Настюков Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене. М., Профиздат, 1976.
7. Смагин А.И. - Организация художественного творчества. Курс лекций, ИСЗ, 2007.

Описание урока народно сценического танца для первого года обучения















КОНТРОЛЬ РАБОТЫ

Описание урока народно сценического танца для первого года обучения

Введение

Хореография как вид искусства аккумулирует в себе физическое и эстетическое развитие, сложных в отношении ребенка, формирование правильной осанки, координацию, выносливость, воспитывает эстетический вкус. Народная партия-сцена танец является одним из профилирующих предметов хореографического образования. В процессе обучения дети знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов.

Трудно определить, сколько народных плясок и танцев есть в России. Их просто невозможно сосчитать. Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерные для русского танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

народный танец-это выражение подлинных чувств, темперамента, характера, образа жизни народа, национальные особенности. Поэтому, разучивая народный танец, стараясь, чтобы его правильно, правдивого исполнения желаемого, чтобы довести до сведения исполнителей народного танца с бытом и культурой этого народа, используя для этого, прежде всего, народная музыка.

Систематические занятия дают возможность развить у ребенка восприятие национального самосознания танцев, манеры и характера исполнения.

Занятия по народно-сценическому танцу, как и другие специальные хореографические дисциплины, призваны воспитать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе обучения у детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей.

Основной организационной формой учебного процесса является урок.

1. Основные части урока народно сценического танца

Урок народно сценического танца состоит из трех частей:

I.