Влияние личностных качеств учителя на успеваемость дивиантных подростков.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 1919 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 01.04.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Содержание:
Введение
Влияние личностных качеств учителя на поведение учеников
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

Всеми средствами он стремится помочь им сохранить уровень успеваемости, не снижая его. К сожалению, в результате «малоспособные» ученики привыкают к снисходительному отношению к своим слабым результатам и могут утратить потребность к саморазвитию.
Четвертый тип. Это явно проблемные ученики, с которыми у учителей часто возникают с противоречия и конфликты.
Именно им адресована подавляющая часть отрицательных проявлений учителя: наказания, недооценка, выговоры и угрозы, предсказания жалкого будущего. Их поведение приводят в качестве дурного примера, лишают выгод, демонстративно проявляют недоверие в случае неожиданного успеха. Одним словом, эти ученики находятся в затруднительном положении: шансы на успех минимальны, а условия, в которых они находятся, крайне неблагоприятны для развития их личности.
Увы, такая же участь может постичь способных, и даже талантливых, но слишком активных, энергичных и недисциплинированных учеников. Склонные к стереотипному мышлению учителя нередко «переводят» таких одаренных, но создающих помехи учеников в категорию «проблемных».
Пятый тип составляют ученики, которые могут быть обозначены как неопределенная, слабо дифференцируемая группа. Это дети, почти не привлекающие к себе внимания учителя. Их редко вызывают к доске, и порой учитель долго не может вспомнить их имена и фамилии. Возможности развития этих учеников также ограничены из-за отсутствия подлинного интереса к их личности.
Педагог, склонный подобным образом классифицировать своих учеников, ориентирован, скорее, не на живое взаимодействие с реальной личностью учащегося, а на лишь соблюдение правил и ролевого функционирования. Обезличенный подход, недостаточное внимание к особенностям, интересам и потребностям учеников или открытая неприязнь к ним провоцирует возникновение целого ряда психологических проблем во взаимоотношениях учитель — ученик: непонимания, недоверия, конфликтов.
Учащиеся, оказавшиеся в ситуации хронического конфликта или напряженных отношений с педагогом, не в силах разрешить эту ситуацию самостоятельно. Они не обладают необходимыми для решения такой сложной задачи статусом, способностями, уровнем зрелости и рефлексивности. Возможность разрешения конфликта зависит, безусловно, от учителя: только педагог сможет грамотно организовать ситуацию общения с подростками.
Считается, что для успешного взаимодействия с подростками учитель должен обладать эмоциональной устойчивостью, эмоциональной зрелостью и коммуникативной компетентностью.
Как же влияют личностные характеристики учителя на поведение и успеваемость учеников?
Эмоциональная устойчивость – способность контролировать колебания настроения и справляться со стрессом, уравновешенность, оптимизм. Конфликтные отношения между педагогами и учащимися – серьезное переживание для обеих сторон. Попытки воздействия со стороны учителя – сопротивление со стороны учения. Тут уже не до учебного процесса: выяснение отношений предъявление обид и претензий, привлечение третьих лиц (директора, психолога, родителей)…
Подросток обвиняет учителя в несправедливости и предвзятости, а то и в некомпетентности; педагог объявляет своего ученика двоечником, лентяем, хулиганом - в общем, трудновоспитуемым.
Эмоционально устойчивые учителя способны при взаимодействии с подростками демонстрировать терпимость, оставаться спокойными, честными, открытыми и искренними. Эмоциональная устойчивость учителя благотворно влияет на эмоциональное развитие самих подростков. «Такой учитель реально оценивает факты, открыт для различных ответов и вопросов. Он готов рассмотреть любую точку зрения и позволяет высказывать школьникам свое мнение, что чрезвычайно важно в подростковом возрасте, требуя не «правильных», а аргументированных ответов. [5]
Эмоциональная зрелость – качество, характеризующее способность личности уважать других, сохранять адекватное нервно-психическое состояние в условиях, требующих концентрации энергии и сопротивления эмоциональным напряжениям, психологическому дискомфорту. В целом эмоциональная зрелость отражает высокий уровень развития позитивных эмоций и чувств личности: способность к сочувствию и переживанию, проявление доброты, любви и уважения по отношению к окружающим, взаимопонимание, гуманность.
Коммуникативная компетентность – сформированные навыки оптимизации общения, умение устанавливать психологический контакт, слушать, ориентироваться в сложных ситуациях взаимодействия и использовать в них широкий операциональный репертуар (темп речи, интонационное и лексическое разнообразие…).
Компетентность в общении позволяет любить и уважать подростков, принимая их такими, какие они есть. Эмоционально зрелый и компетентный учитель открыт получению нового опыта и вступает в ситуацию взаимодействия с подростками без стереотипных убеждений и установок.
Такой учитель стремится не только воздействовать и управлять другим человеком (учащимся), но и быть открытым к его воздействию на себя. Он старается действительно узнать и понять каждого из своих учеников, он ищет творческие путь решения нестандартных педагогических ситуаций. Индивидуальные проявления детей воспринимаются ими как норма, а не отклонения от нее. Он строит отношения с учениками на принципах уважения личности каждого ученика.
Стиль взаимодействия такого педагога с учащимися можно назвать аторитетно-демократическим. [6]
Именно такие учителя остаются в нашей памяти после того, как мы окончили школу и стали взрослыми самостоятельными людьми, именно их мы вспоминаем с теплотой и благодарностью, именно таких учителей мы желаем нашим детям.
Итак, важнейшим профессиональным качеством учителя должна стать психологическая грамотность. Умение проникнуться переживаниями подростка при трудовой деятельности, нахождение верных интонаций в общении с ним в той или иной педагоги ческой ситуации, уважительное отношение, способствующее его самореализации, – вот те качества, без которых невозможно создать атмосферу психологического комфорта в классе.



















Заключение
Анализ литературы позволил прийти к выводу, чтобы обучение у подростков было успешным, оно должно быть организовано особым образом, а именно умение грамотно использовать рефлексию. Самый простой способ провести рефлексию — спросить у подростка «чего ты хочешь?» или «чего ты хотел, когда делал то-то и то-то?».  Важно, чтобы педагог владел следующими навыками: - в общении с подростками признавал права каждого на собственное мнение, - позволял ученикам отстаивать собственные убеждения; - безоценочно воспринимал личностные особенности подростков; - сопереживал успехам и неудачам учеников; - постоянно развивал собственную наблюдательность; - признавал и подчеркивал уникальность каждого; - придерживался сотруднического типа отношений. 
Особое внимание следует уделять детям с дивиантным поведением, как таким, на которых имеет влияние поведение учителя и его личностные характеристики.
Число таких детей в школах растет из года в год. Большинство детей попадают в группы «риска» в подростковом возрасте. Из-за отсутствия чуткости, заинтересованности к себе, сопереживания со стороны родителей, учителей, конфликтуя с сверстниками подросток ожесточается, уже по привычке считает необходимым принять защитно-угрожающую позу. Эмоции ребенка - это его рассказ окружающим о своем состоянии. Дети с дивиантным поведением обычно много говорят, находятся в постоянном движении и действуют импульсивно, не задумываясь о последствиях своих поступков, часто бывают раздражительными и агрессивными, у них сплошные проблемы с учебой.



Список литературы:
1. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей. СПб., 1972.
2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 1994.
3. Воробьева О.Я. «Влияние эмоциональной среды на успеваемость учащихся». Справочник классного руководителя. – 2007. №1.
4. Иванова Е.Ю. Межличностное восприятие в педагогическом общении. Материалы VII съезда общ. психологов в СССР. Психология учителя. - М., 1989.
5. Психология подростка. Полное руководство. Под ред. члена-корр. РАО А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
6. Маленкова Н.Л. Практикум конструктивного взаимодействия педагога и воспитанника.  – М.: МГПИ, 2008.
7. Корчагина Ю. Наук Учителя и трудные подростки: по разные стороны баррикад? [электронный ресурс] - www.psycenter.ru/uchitelya-i-trudnyie-podrostki-po-raznyie-storony...
8. Березина М.В, Причины возникновения невроза у детей и подростков [электронный ресурс] - Сохраненная копияsotwars.ru›psh_3_4.php
9 Магадиева В.В. Личностно ориентированное развитие физических способностей учащихся с дивиантным поведением. Школа цифрового века 2012/13.
10. Психология личности. Т.2 под ред. Д.Я. Райгородского. Изд.: Бахрах-М. Самара. 2002. – 407 с.












2

Список литературы:
1. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей. СПб., 1972.
2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 1994.
3. Воробьева О.Я. «Влияние эмоциональной среды на успеваемость учащихся». Справочник классного руководителя. – 2007. №1.
4. Иванова Е.Ю. Межличностное восприятие в педагогическом общении. Материалы VII съезда общ. психологов в СССР. Психология учителя. - М., 1989.
5. Психология подростка. Полное руководство. Под ред. члена-корр. РАО А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
6. Маленкова Н.Л. Практикум конструктивного взаимодействия педагога и воспитанника. – М.: МГПИ, 2008.
7. Корчагина Ю. Наук Учителя и трудные подростки: по разные стороны баррикад? [электронный ресурс] - www.psycenter.ru/uchitelya-i-trudnyie-podrostki-po-raznyie-storony...
8. Березина М.В, Причины возникновения невроза у детей и подростков [электронный ресурс] - sotwars.ru›psh_3_4.php
9 Магадиева В.В. Личностно ориентированное развитие физических способностей учащихся с дивиантным поведением. Школа цифрового века 2012/13.
10. Психология личности. Т.2 под ред. Д.Я. Райгородского. Изд.: Бахрах-М. Самара. 2002. – 407 с.

Вопрос-ответ:

Как личностные качества учителя влияют на успеваемость дивиантных подростков?

Личностные качества учителя могут оказывать существенное влияние на успеваемость дивиантных подростков. Если учитель обладает эмпатией, терпением и умением понять особенности каждого ученика, он сможет создать благоприятную обстановку, способствующую эффективному обучению и развитию. Такой учитель будет стимулировать учеников к достижению успехов, помогая им преодолевать трудности и развивать свои способности.

Как личностные качества учителя влияют на поведение учеников?

Личностные качества учителя могут существенно влиять на поведение учеников. Учитель, обладающий авторитетом, терпением и уважением к ученикам, создаст атмосферу взаимопонимания и доверия. Это позволит подросткам чувствовать себя комфортно в школьной среде и повысит их мотивацию к учебе. Также, учитель с позитивным настроем и эмоциональной открытостью сможет вдохновить учеников на проявление активности и саморазвития.

Какие личностные качества учителя помогают сохранить уровень успеваемости у слабоуспевающих учеников?

Учителю, желающему сохранить уровень успеваемости у слабоуспевающих учеников, необходимо обладать терпением, творческим подходом к обучению и готовностью к индивидуальной работе с каждым учеником. Такой учитель сможет адаптировать программу обучения под потребности конкретного ученика, предлагая ему дополнительные материалы и различные формы работы. Подобный подход поможет поддержать мотивацию и заинтересованность слабоуспевающих учеников в учебном процессе.

Как снисходительное отношение учителя к слабым результатам учеников может повлиять на их потребность в саморазвитии?

Снисходительное отношение учителя к слабым результатам учеников может привести к потере их потребности в саморазвитии. Если учитель не требователен к ученикам и принимает их слабое выполнение заданий, то они могут потерять мотивацию к улучшению своих результатов. Таким образом, важно учитывать не только позитивные стороны учеников, но и помогать им развивать и улучшать свои навыки и способности.

Какие личностные качества учителя повлияют на успеваемость дивиантных подростков?

Личностные качества учителя, такие как терпение, эмпатия, умение мотивировать, педагогическая компетентность и умение создать доверительную атмосферу, могут оказать положительное влияние на успеваемость дивиантных подростков.

Какое влияние личностных качеств учителя оказывается на поведение учеников?

Личностные качества учителя, такие как авторитетность, справедливость, толерантность и педагогическая тактичность, могут оказать положительное влияние на поведение учеников. Учитель, обладающий этими качествами, способен воспитывать учеников к дисциплине и уважению к другим.

Какие личностные качества учителя способствуют сохранению уровня успеваемости у дивиантных подростков?

Личностные качества, способствующие сохранению уровня успеваемости у дивиантных подростков, включают в себя умение мотивировать, терпение, творческий подход к обучению и гибкость в адаптации программ обучения под особенности каждого ученика.

Что может произойти, если учитель снижает требования к слабым результатам ученика?

Если учитель снижает требования к слабым результатам ученика, это может привести к тому, что ученик перестанет стремиться к саморазвитию и потеряет интерес к учебе. Снижение требований создает негативный сигнал, что учитель не верит в ученика и не ожидает от него лучших результатов.