Возникновение письменности у восточных славян

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Фонетика
  • 1212 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 12.04.2015
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Возникновение письменности у славян и в древнерусском обществе 4
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Фрагмент для ознакомления

Византийская историческая литература была представлена хрониками Георгия Амартола, Иоанна Малалы, патриарха Никифора и некоторыми другими произведениями. На основании этих сочинений была составлена обширная компиляция по всемирной истории – «Эллинский и римский летописец».На Руси были известны и сочинения, отражавшие средневековые представления о мироздании, о явлениях природы, полуфантастические сведения о животном и растительном мире. Одним из самых популярных произведений на протяжении всего средневековья была «Христианская топография» Космы (Козьмы) Индикоплова, византийского купца, совершившего в VI веке путешествие в Индию.Переводились и светские воинские повести, широко распространенные в мировой средневековой литературе. К их числу принадлежит одно из крупнейших произведений этого жанра – «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, в русском переводе получившая название «Повесть о разорении Иерусалима». Большой известной пользовалась повесть о жизни и подвигах Александра Македонского – «Александрия», восходящая к эллинистической литературе. Другой воинской повестью было популярное вплоть до XVII века «Девгениево деяние». Это византийская эпическая поэма Х века о подвигах ДигенисаАкрита, мужественного воина-христианина, защитника границ своего государстваподверглась довольно свободной переработке. Сюжет произведения, отдельные эпизоды, образ героя сближают его с русским героическим эпосом, что еще более подчеркнуто в переводе использованием элементов устной народной поэзии.Особой популярностью на Руси использовались также повести сказочно-дидактического характера, сюжеты которых восходят к литературам Древнего Востока. Их особенностью является обилие афоризмов и мудрых изречений, которые так нравились средневековому читателю. Одной из них была возникшая в Ассиро-Вавилонии в VII-V веках до нашей эры «Повесть об АкиреПремудром», значительную часть которой составляют нравоучительные притчи. Одним из самых распространенных произведений мировой средневековой литературы является «Повесть о Варлааме и Иоасафе», представляющая собой христианскую версию жизнеописания Будды. В ней содержится большое количество нравоучительных притч, которые на понятных каждому бытовых примерах поясняют актуальные мировоззренческие проблемы. На Руси она была наиболее читаемым произведением на протяжении нескольких столетий, вплоть до XVII века.Переводная литература способствовала развитию и обогащению оригинальной древнерусской литературы.Но нельзя обуславливать ее возникновение только влиянием переводных произведений; оригинальная древнерусская литературы возникла в ответ на внутренние культурные и политические потребности формирующегося раннефеодального русского общества.Таким образом, переводная литература не предшествовала развитию русской оригинальной литературы, а сопутствовала ей.ЗаключениеИтак, письменность у восточных славян возникла еще в дохристианский период. Конечно, достоверно нельзя говорить, какой именно была эта письменность, поскольку до наших дней практически не дошли памятники 9 века – начала 10-го века. Тем не менее, большинство ученых склоняется к той точке зрения, что древнеславянские племена использовали черты и резы для записи необходимой им информации. Создателями славянской письменности признаются братья Кирилл и Мефодий, создавшие старославянский язык. Благодаря их нововведению, уровень духовного развития славян качественно поднялся, что поспособствовало их самоопределению.Кириллица, которая, по свидетельствам многих ученых, была последовательницей глаголицы и была создана не Кириллом, а его учеником Климентом, была распространена на Руси еще до принятия христианства в 988 году и пришла в преобразованном виде из Болгарии.Список использованной литературыАйплатов Г.Н., Иванов А.Г. Русская палеография: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «История». М.: Логос, 2003.Арциховский А.В., Тихомиров М.Н. Новгородские грамоты на бересте. М., Изд. АН СССР, 1953.Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XVII века. М.: АСТ, 2001. – 347 с.Волгирева Г.П. Палеография: учеб.пособие. Пермь: ПГУ, 2007.Вопросы формирования русской народности и нации. Сборник статей. Под.ред. Волобуева Р.А. - М-Л.: Изд-во АН СССР 1958. – 354 с.Кобяк Н.А., Поздеева И.В. Славяно-русские рукописи XIV-XVII веков Научной библиотеки МГУ. Поступления 1964-1984 годов. М., Изд. МГУ.1986.Костюхина Л.М. Палеография русских рукописных книг XV-XVII вв. Русский полуустав. М., 1999.Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 394 с.Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: 1996. – 351 с. Щепкин В.Н. Русская палеография: Учебник для студентов вузов. 3-е изд., доп. М., 1999.

Список использованной литературы


1. Айплатов Г.Н., Иванов А.Г. Русская палеография: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «История». М.: Логос, 2003.
2. Арциховский А.В., Тихомиров М.Н. Новгородские грамоты на бересте. М., Изд. АН СССР, 1953.
3. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XVII века. М.: АСТ, 2001. – 347 с.
4. Волгирева Г.П. Палеография: учеб. пособие. Пермь: ПГУ, 2007.
5. Вопросы формирования русской народности и нации. Сборник статей. Под. ред. Волобуева Р.А. - М-Л.: Изд-во АН СССР 1958. – 354 с.
6. Кобяк Н.А., Поздеева И.В. Славяно-русские рукописи XIV-XVII веков Научной библиотеки МГУ. Поступления 1964-1984 годов. М., Изд. МГУ.1986.
7. Костюхина Л.М. Палеография русских рукописных книг XV-XVII вв. Русский полуустав. М., 1999.
8. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 394 с.
9. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: 1996. – 351 с.
10. Щепкин В.Н. Русская палеография: Учебник для студентов вузов. 3-е изд., доп. М., 1999.

Вопрос-ответ:

Как возникла письменность у восточных славян?

Письменность у восточных славян возникла под влиянием греческой письменности и культуры. Важную роль в ее развитии сыграли исцеляющие и церковные тексты.

Какое место занимала письменность в древнерусском обществе?

Письменность занимала важное место в древнерусском обществе. Она была связана с духовной и политической сферами жизни, использовалась для записи писем, документов, исторической и религиозной литературы.

Какие хроники были представлены византийской исторической литературой?

Византийская историческая литература была представлена хрониками Георгия Амартола, Иоанна Малалы, патриарха Никифора и некоторыми другими произведениями.

Что было основой для составления обширной компиляции по всемирной истории?

Основой для составления обширной компиляции по всемирной истории были сочинения греческого и римского летописцев. На их основе была создана летопись, отражающая историю Византийской империи.

Какие представления о мироздании и природе были отражены в средневековых сочинениях на Руси?

В средневековых сочинениях на Руси были отражены представления о мироздании, явлениях природы, а также были изложены религиозные и мифологические представления.

Как возникла письменность у восточных славян?

Возникновение письменности у восточных славян связано с принятием христианства и культурным взаимодействием с Византией. В X веке в Великом княжестве Киевском была создана славянская письменность, основанная на глаголице и кириллице.

Какие исторические литературные произведения были представлены византийской исторической литературой?

Византийская историческая литература была представлена хрониками Георгия Амартола, Иоанна Малалы, патриарха Никифора и другими произведениями. Эти сочинения были основой для составления обширной компиляции по всемирной истории.

Какие сочинения отражали средневековые представления о мироздании и явлениях природы на Руси?

На Руси были известны сочинения, отражающие средневековые представления о мироздании и природе. Они описывали различные явления и объясняли их с точки зрения средневековой мифологии и религии.

Какие письменные источники использовались для создания славянской письменности на Руси?

Для создания славянской письменности на Руси использовались Георгия Амартола, Иоанна Малалы, патриарха Никифора и другие произведения византийской исторической литературы. Они были источником информации о мире и истории, которую переняли славяне при создании своей письменности.