Учитель и ученик в романе Булгакова

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История мировой литературы
  • 1313 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 13.05.2015
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Учитель и ученик в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» 5
Заключение 12
Список использованных источников 13
Фрагмент для ознакомления

Здесь Булгаков очень точно подмечает, что каков учитель, таковы и ученики, поскольку они разделяют его судьбу. Ученики Иешуа заслужили «света» (пусть даже спустя две тысячи лет), а ученики мастера — только «покоя», ибо не может потерявший себя учитель («я теперь никто») указать ученикам путь к самим себе, но лишь инициировать это желание. Спасает личности Ивана Бездомного и Маргариту только их любовь — к роману, к делу, к мастеру. Так, Маргарите её любовь позволила остаться ей живой, чувствующей, в отличие от самого мастера, который превратился в «пугливо озирающегося обросшего бородой человека». Впрочем, покой Ивана Бездомного (отказавшегося от своего громкого псевдонима) в каком-то смысле равен обретению себя. Иван отказывается от занятий поэзии и становится историком. Здесь чувствуется перекличка с ответом Воланда в самом начале романа («Я — историк, — подтвердил ученый и добавил ни к селу ни к городу: — Сегодня вечером на Патриарших прудах будет интересная история»). Иван идёт по пути, который ему указал не только мастер, но и Воланд.Воланд выступает учителем также по отношению к Маргарите, впрочем, по большинству их совместных сцен мы видим, что ему уже нечему её учить. Даже попытка преподать урок — задержка с исполнением желания Маргариты — оказывается запоздавшей. Маргарита и сама хорошо понимает то, что хочет донести до неё Воланд: она не станет просить ни о чём, что заслужила и без этой просьбы. Интересны эпизоды, в которых ученик и учитель меняются местами. Особенно наглядна в этом смысле сцена допроса Иешуа Понтием Пилатом. Пилат пытается указать Иешуа на наивность его воззрений, на жестокость мира. Здесь читается некое снисхождение того, кто умудрён опытом жизни, к наивному идеалисту, который этого опыта лишён. Однако Иешуа не отступается от своих принципов, зато Пилат в каком-то смысле отступается от своих: его месть Иуде из Кириафа тому доказательство. Суммируя сказанное, повторим, что в романе мы видим разные типы отношений ученика и учителя, причём не все учителя учат правильному, и не все ученики способны по-настоящему понять своего учителя.ЗаключениеИтак, исходя из поставленных во введении задач исследования, мы пришли к следующим выводам.В романе «Мастер и Маргарита» мы находим несколько примеров взаимодействия между учеником и учителем, а также несколько примеров образов персонажей — учителей и учеников.Среди персонажей — учителей наиболее ярко описаны центральные действующие лица: Иешуа, мастер и Воланд. Далеко не всегда эти герои стремятся учить, изменять других, воздействовать на них своими идеями. Так, Мастер при встрече с Иваном, своим «Левием Матвеем», во многом, просто одинокий и очень испуганный человек, однако встреча с ним довершает процесс внутреннего перерождения Ивана.Иешуа во время допроса у Пилата не стремится учить, но лишь излагает свои взгляды, если Пилат спрашивает о них. И всё же встреча с Иешуа навсегда определяет судьбу Пилата, в том числе, как следует из романа, и посмертную.Воланд, напротив, учит практически демонстративно. Он вмешивается в разговор Берлиоза и Ивана, он хочет преподать урок гордости Маргарите, его свита издевается над москвичами, чтобы разоблачить их жадность, стремление только к материальным благам, лживость, распутство. Ученики в романе достойны своих учителей. Иван находит тех, кто освобождает его от ложных заблуждений (и, парадоксально, что это не только мастер, но и Воланд). Левий Матвей остаётся верен своему учителю, а Пилат, в конце концов, получает желанное прощение за свой страх. Список использованных источниковАнализ романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://masterimargo.ru/referat-15.html. (Дата обращения: 03.04.2015).Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Baht_PrPoet/. (Дата обращения: 03.04.2015).Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://masterimargo.ru/book-1.html. (Дата обращения: 03.04.2015).Дунаев М.М. Анализ романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.ihtus.ru/l5.shtml. (Дата обращения: 03.04.2015).Никодюк Д. Учитель и ученик. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school.podvorye.ru/old/master/nikodiuk.html. (Дата обращения: 03.04.2015).

1. Анализ романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://masterimargo.ru/referat-15.html. (Дата обращения: 03.04.2015).
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Baht_PrPoet/. (Дата обращения: 03.04.2015).
3. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://masterimargo.ru/book-1.html. (Дата обращения: 03.04.2015).
4. Дунаев М.М. Анализ романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ihtus.ru/l5.shtml. (Дата обращения: 03.04.2015).
5. Никодюк Д. Учитель и ученик. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school.podvorye.ru/old/master/nikodiuk.html. (Дата обращения: 03.04.2015).

Вопрос-ответ:

Какую роль играют учитель и ученик в романе "Мастер и Маргарита"?

Учитель и ученик в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" имеют важное значение. Булгаков отмечает, что учитель и ученик разделяют судьбу друг друга и что ученики принимают свет, заслуженный своим учителем. Однако, хотя учитель может инициировать желание учеников найти себя, он не может указать точный путь к саморазвитию.

Какое значение имеет учитель в романе "Мастер и Маргарита"?

Учитель в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" играет важную роль. Он становится инициатором желания учеников найти свой путь к саморазвитию. Он преподносит им свет и знания, но не указывает конкретного пути, который они должны следовать. Таким образом, учитель в романе является не только источником знаний, но и проводником к самопознанию.

Что можно сказать о роли ученика в романе "Мастер и Маргарита"?

Ученик в романе "Мастер и Маргарита" также играет важную роль. Булгаков отмечает, что ученики разделяют судьбу своего учителя и получают свет от него. Однако, они должны сами найти путь к саморазвитию, инициированный учителем. Ученики должны сохранить свою индивидуальность и искать истину, чтобы достичь осознания своей личности.

Как Булгаков описывает отношения учителя и ученика в романе "Мастер и Маргарита"?

В романе "Мастер и Маргарита" Булгаков описывает отношения учителя и ученика как взаимосвязанные и взаимообусловленные. Они разделяют судьбу друг друга, и ученик получает свет и знания от учителя. Однако, ученик должен сам найти путь к самопознанию и саморазвитию, инициированный учителем. Учитель не указывает конкретный путь, но помогает ученику обрести желание найти себя.

Какой роман Булгакова рассказывает о взаимоотношениях учителя и ученика?

Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" рассказывает о сложных отношениях между учителем и его учеником.

Как автор описывает связь учителя и ученика в романе "Мастер и Маргарита"?

Автор в романе "Мастер и Маргарита" описывает связь учителя и ученика как взаимоотношения, основанные на судьбе, которую они разделяют.

Какую роль играют ученики в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"?

Ученики в романе "Мастер и Маргарита" играют роль своеобразного зеркала учителю, отражая его судьбу и становясь ее продолжением.

Какие выводы делает Булгаков о роли учителя и ученика в своем романе?

Булгаков делает вывод, что учитель важен для учеников не только как наставник, но и как источник света и спасения. Ученики, в свою очередь, должны следовать пути, намеченному учителем, чтобы найти свою истинную сущность.

Какое значение имеет учитель для ученика в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"?

Учитель имеет огромное значение для ученика в романе "Мастер и Маргарита", так как только благодаря учителю ученик может обрести свет, спасение и найти самого себя.

Какую роль в романе играют учитель и ученик?

Учитель и ученик в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" играют важную роль, отражая взаимосвязь между знаниями и их передачей. Учитель, представленный в романе Иешуа Ха-Ноцри, является символом мудрости и истины. Он обучает своих учеников, помогая им найти свет и осознать себя. Ученики, в свою очередь, отражают отношение к учению и готовность принять его или отвергнуть. Они являются отражением человеческой природы и поиском смысла в мире.

Какое влияние оказывает учитель на ученика в романе?

Учитель в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" оказывает глубокое влияние на ученика. Иешуа Ха-Ноцри, воплощение мудрости и истины, становится наставником своих учеников, помогая им найти свет и самопознание. Он направляет своих учеников на путь осознания, помогает им преодолеть неверие и сомнения. Ученики, в свою очередь, открытым умом и сердцем принимают учение и стремятся понять его смысл. Учитель и ученик в данном случае взаимодействуют, взаимно влияют друг на друга и помогают раскрыть внутренний потенциал.