Возможные пути исправления провалов государства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Институциональная экономика
  • 3535 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 27.05.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО И РЫНОК………………………………………….6
1.1.Роль государства в рыночной экономике 6
1.2.Методы государственного вмешательства 11
в рыночный механизм 11
ГЛАВА 2. «ПРОВАЛЫ» ГОСУДАРСТВА 14
2.1.Причины провала государства 14
2.2.Исправление провалов государства 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Фрагмент для ознакомления

Существуют и остальные точки зрения на исправление провалов государства, которые связаны с поиском ренты. Чтобы реализовывалась обычная модель поиска ренты, нужно выполнение определенных условий.
Во-первых, обязана быть возможность воздействия на правительство частными агентами. Если на правительство невозможно воздействовать, то ресурсы на это тратятся напрасно.
Во-вторых, необходимы агенты, которые включатся в деятельность по поиску ренты.
В-третьих, в ходе поиска ренты обязано быть соперничество, т.к. если нет необходимости бороться за ренту, то и нет нужды тратить на ее покупку ресурсы. [8]
Рассмотрим данные условия с точки зрения их воздействия на ограничение издержек поиска ренты.
Первое ограничение – это уязвимость страны. Должны быть, возможно, какие-то средства воздействия на итог процесса поиска ренты. Если правительство недосягаемо для внешнего воздействия, то поиск ренты неосуществим.
Такая невосприимчивость вероятна в следующих вариантах:
1. Главные лица, которые принимают решения, не зависят от помощи избирателей, то есть принятие решений в сфере экономической политики исполняется бюрократами, а не политическими деятелями, чья необходимость в переизбрании делает их уязвимыми для внешнего воздействия. Неуязвимость бюрократов усиливается тем, что себя они рассматривают как гарантов общественных интересов и внешних воздействий не воспринимают.
2. Государство по собственной воле отказывается от собственной власти принимать решения, а выбор производится способами равного участия, лотереи или полностью неоправданно. Субъекты не станут заниматься поиском ренты, так как не могут повлиять на итог решения.
3. Продажа по конкурсу, распределение по очереди.
4. Индикативное планирование, что затрудняет попытки отличия деятельности ведомств и министерств от поставленных ценностей.[11]
Необходимо отметить, что неуязвимое правительство - не обязательно плохое правительство. Если правительство преследует ненужные с общественной точки зрения цели, то лучше, чтобы для давления оно было уязвимо для изменения данных целей.
2-ое ограничение соединено с проблемой корпоративного действия. Ренту нередко получают группы агентов (компании, отрасли и т.д.), а не отдельные индивиды. Если же борьба за ренту просит организации групп интересов, то мешать этому может неувязка корпоративного действия.
Существует такая рента, которая с иными разделена быть не может, к примеру рента от промышленных патентов и лицензий. Источники данной ренты - личные блага, и трудности корпоративного действия не существуют.
Данная проблема появляется при получении ренты от применения общественного блага, к примеру тарифной защиты. Если же источник ренты – общественное благо, а вероятные получатели ренты не могут организоваться, то поиск ренты может не появиться, а следовательно, не будет от него утрат.
В целом размер издержек поиска ренты зависит от типа используемых средств экономической политики. Определенные виды средств (к примеру, тарифы) к поиску ренты наименее чувствительны, так как соединены с проблемой корпоративного действия. Это означает, что, применяя больше схожих средств вмешательства и целенаправленно формируя проблему корпоративного действия среди возможных получателей ренты, правительство может уменьшить издержки поиска ренты.
3-ье ограничение - это конкурентоспособность процесса поиска ренты. При отсутствии конкуренции тратить ресурсы для воздействия на гос. решения нет необходимости, поэтому, от поиска ренты нет утрат. Но поиск ренты не всегда включает довольно огромное количество соперников, тем более в развивающихся странах, где господствует олигархия.
Последний случай неконкурентного поиска ренты - монопольный поиск ренты, когда есть лишь один кандидат на ренту. Он никаких ресурсов не тратит, чтобы получить ее, и благодаря чему отсутствуют издержки поиска ренты. При олигопольном поиске ренты несколько соперников обязаны учесть поведение остальных, благодаря чему существует неопределенность, которая вытекает из взаимозависимости между индивидуальными решениями. Преодолеть эту неопределенность возможно методом сговора.
Следовательно, главный фактор поиска ренты - наличие политической конкуренции, а не отсутствие экономической конкуренции. Изложенные методы ограничения политической конкуренции предоставляют некоторые решения трудности поиска ренты. Окончательное решение об одобрении или ограничении конкуренции зависит от экономической и политической ситуации в стране.[11]
Шаститко А. Е. выделяет условия для ограничения злоупотреблений со стороны государства.
В число данных ограничений входят:
-возможность голосования «рублем», «ногами», «руками»,
-ослушание и формирование особых механизмов контроля.
Ограничение злоупотреблений – это наличие близких заменителей, которые являются гарантами подобных сделок. В их число включены другие страны, что выражается «голосованием ногами».
2-ой вариант - замена агента при помощи участия в выборах, то есть с помощью «голосования руками».
3-ий вариант – это «голосование рублем» включает как использование в качестве 3-ей стороны частной компании, так и избежание от уплаты налогов.
Уменьшение издержек идентификации злоупотреблений гаранта (т.е. увеличение возможности выявления нарушения) может быть за счет:
а) понятных, точных заинтересованным сторонам процедур определения нарушителя, внедрения и разработки стандартов идентификации нарушителей;
б) общей доступности информации о принимаемых решениях, которые касаются применения санкций;
в) устранения той части функций, эффективность которых трудно измерить в условиях имеющихся способов контроля;
г) изменения структуры санкций ( к примеру, наиболее четкая квалификация нарушения и отказ от «вилок»).
Увеличение возможности наказания гаранта за недобросовестность достигается в итоге:
а) понижения издержек корпоративного процесса поручителей с помощью развития политических массовых партий, персонализации ответственности лиц, которые принимают решения о применении санкций, и локализации принятия политических решений;
б) формирования там, где возможно, заменителей (соперничество между гарантами) с помощью применения «рыночно-подобных механизмов», к примеру использования услуг одних и тех же органов, но расположенных на различных территориях;
в) формулирования точных и проверяемых на верность выполнения правил наложения штрафов представителями страны, исполняющими функции исполнителей;
г) формирование ответственности за ущемление прав хозяйственных субъектов на ведение экономической деятельности с помощью установления процедур идентификации исполнителей.
Помимо этого, соединение гаранта международными обязательствами затрудняет недобросовестность в исполнении функции гаранта. [17]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рыночная экономика является очень действенной при решении главных экономических трудностей, а конкретно: как, что и для кого создавать. Фундаментальный анализ экономического мира указывает, что люди могут создавать больше, если они специализируются на производстве благ, а потом обмениваются произведёнными услугами и продуктами. Но квалификация, решая одну задачу - повышение производительности труда, - ставит перед социумом другие трудности.
Таким образом, гос. вмешательство в рыночную экономику всё же нужно. Вопрос стоит лишь в том, в какой степени и какими способами это вмешательство необходимо проводить. Государство в рыночных условиях обязано контролировать лишь те отрасли экономики, в развитии которых частные компании не заинтересованы или куда средства опасно вкладывать.
Существует несколько способов гос. вмешательства в рыночный механизм. К главным из них относятся экономическое программирование и планирование экономики.
Современное положение экономики, растущая роль гос. регулирования, активность протекающих процессов требуют адекватной и стремительной реакции на происходящие конфигурации. В данных условиях растет роль изучений природы провалов страны.
Анализ провалов на основании представленных в литературе гипотез и теорий позволяет выбрать более адекватный вид модели оценки утрат общества, который применим для условий трансформируемой экономики.
Провалы государства менее исследованы, чем провалы рынка.
Говорить о провалах государства начали лишь в начале 20в.. Теория провалов государства была озвучена в рамках теории общественного выбора.
Таким образом, перечислим и обобщим, какие провалы
ведут за собой те или другие особенности гос. института, а конкретно несовершенство механизмов общественного выбора выступает
предпосылкой:
-неэффективности выбора в процессе пропорционального налогообложения;
- феномена Кондорсе;
-логроллинга;
- искажения предпочтений.
Агентские отношения вызывают:
– погоню за рентой;
– бюрократическую монополию;
– асимметричность информации.
Следовательно, можно сказать о том, что государство не является совершенным институтом и имеет свои изъяны.
Некоторые из данных недостатков эти институты научились отчасти сглаживать, взаимодействуя. Резюмируя, можно утверждать, что рынок и государство обязаны взаимодействовать, снижая потери общества и увеличивать свою эффективность, но вопрос о масштабах их взаимодействия в каждом проекте и определенном случае обязан решаться методом экономического анализа утрат и ущербов представленного взаимодействия.
Основная проблема экономики почти всех государств - недобросовестность чиновников всех уровней и высочайший показатель коррупции. В результате этого граждане прекращают доверять собственному государству, уменьшается предпринимательская активность, усугубляется социальное положение, в следствии тяжелой экономической обстановки правительство не в состоянии платить высшую заработную плату тем людям, которые работают в бюджетных компаниях, благодаря чему люди не хотят работать в таких социальных сферах, как образование и здравоохранение.
Необходимо при помощи идеологии поднять престижность данных профессий и повысить их материальное основание.
Ещё одной проблемой стал процесс сращивания власти с мафиозными структурами. Корень данных трудностей лежит в большом бюрократическом механизме, благодаря чему единым методом решить эти трудности является его ограничение до малых размеров, ведение системы больших штрафов и лишение чиновников и депутатов политической неприкосновенности.
Данные меры в долгосрочном периоде сумеют повысить состояние экономики, а также обеспечить её конкурентоспособность на мировом рынке.
Учение о провалах государства помогает понять, что правительство - это очень несовершенный и даже почти во всех вариантах ненужный механизм, прибегать к услугам которого необходимо, только убедившись в исчерпанности рыночных возможностей, взвесив все против и за. Если «невидимая рука» рынка не всегда превращает «личные пороки в общественные добродетели», то и «видимая рука» государства никак не лучше рынка справляется с данной задачей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ











2

Список литературы

1. Ахинов, Г. А. Экономика общественного сектора / Г. А. Ахинов, Е. Н. Жильцов. М. : Инфра-М, 2012.
2.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юристь, 2004 Базылева М.Н. Экономическая теория. - Минск: БГЭУ, 2013, 385 стр.
3.Введение в институциональный анализ: Учеб. пособие / Под. ред. В.Л. Тамбовцева. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2013.
4.Государственное регулирование рыночной экономики. Уч. пособие. М.: Дело, 2012
5. Гусейнов, Р. А. История экономических учений / Р. А. Гусейнов, Ю. В. Горбачёва, В. М. Рябцева. Новосибирск, 2014.
6. Конотопов, М. В. История и философия экономики / М. В. Конотопов. М. : КноРус, 2012.
7.Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Институциональная экономика: Учебно-методическое пособие. Часть 1-3 . - М.: ГУ ВШЭ, 2012.
8.Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2 т. /Пер. с англ. под ред. И.И. Елисеевой, В.Л. Тамбовцева. - СПб.: Экономическая школа, 2014. - Т. 1.
9. Негиши, Т. История экономических учений /Т. Негиши. М., 2013.
10. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики : учеб.для вузов / Р. М. Нуреев. М. : Норма, 2012.
11. Обзор экономики России: основные тенденции развития. М., 2014.
12. Поляк, Г. Б. История мировой экономики / Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова. М. : Юнити-Дана, 2014.
13. Пономаренко, Е. В. Экономика и финансы общественного сектора / Е. В. Пономаренко, В. А. Исаев. М. : Инфра-М, 2013.
14. Реуэль, А. Л. Западноевропейский меркантилизм. Возникновение утопического социализма / А. Л. Реуэль. М., 2012.
15. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. М., 2014.
16. Тарасова, С. В. Экономическая теория благосостояния / С. В. Тарасова. М. : Юнити-Дана, 2013.
17.Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. - М.: Экон. фак. МГУ, ТЕИС, 2012. - Гл. 16.
18. Эрхард, Л. Полвека размышлений / Л. Эрхард. М. : Руссико, 2013.
19. Якобсон, Л. И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов / Л. И. Якобсон. М. : Аспект-пресс, 2013
20.Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2014.


Вопрос-ответ:

Какие причины провала государства описаны в статье?

В статье описываются следующие причины провала государства: неполное раскрытие информации, нарушение прав собственности, монополизация рынка, отсутствие конкуренции, коррупция, бюрократизм.

Какие методы исправления провалов государства описаны в статье?

В статье описываются следующие методы исправления провалов государства: улучшение прозрачности и доступности информации, защита прав собственности, снижение монополизации рынка, стимулирование конкуренции, борьба с коррупцией, упрощение бюрократических процедур.

Можно ли привести примеры провалов государства, о которых говорится в статье?

В статье приводятся следующие примеры провалов государства: недостаточная информация о качестве товаров и услуг, неправомерное отчуждение имущества, нарушение правил конкуренции, взяточничество и недобросовестность должностных лиц, излишняя бюрократия и запутанные процедуры.

Какие точки зрения связаны с поиском ренты в исправлении провалов государства?

Существуют точки зрения, которые связаны с поиском ренты при исправлении провалов государства. Под рентой понимается получение дохода без собственных усилий, на основе имеющихся привилегий или несправедливых условий. В контексте статьи, это может означать использование возможностей, связанных с государственным вмешательством, для получения неправомерных выгод.

Каким образом можно улучшить рыночный механизм с помощью государственного вмешательства?

Одним из методов государственного вмешательства в рыночный механизм, описанных в статье, является создание правил и норм, призванных снизить негативное воздействие провалов государства. Например, это может быть регулирование и контроль за деятельностью монополистических предприятий, борьба с коррупцией и взяточничеством, улучшение доступности информации о товарах и услугах.

Какие провалы государства могут возникать в рыночной экономике?

В рыночной экономике государство может испытывать такие провалы, как неправильное распределение рыночных ресурсов, неэффективное использование ресурсов, монополизация рынка, нарушение прав собственности и другие.

Какие методы государственного вмешательства могут быть применены для исправления провалов государства в рыночной экономике?

Для исправления провалов государства в рыночной экономике могут быть применены такие методы государственного вмешательства, как регулирование рыночной активности, введение налоговых стимулов или пошлин, создание антимонопольных органов, защита прав собственности и другие.

Какие причины могут привести к провалам государства?

Причинами провалов государства могут быть неправильная политика государства, коррупция, недостаточное развитие институциональных структур, недостаток прозрачности и открытости государственного аппарата, отсутствие ответственности перед населением и другие.

Как можно исправить провалы государства в рыночной экономике?

Для исправления провалов государства в рыночной экономике можно воспользоваться такими подходами, как улучшение политической системы и институциональных структур, борьба с коррупцией, повышение ответственности государственных чиновников, обеспечение прозрачности и открытости в деятельности государства, развитие гражданского общества и другие.