Образ вещи в романах Бальзака и Золя: (сравнение антикварной лавки в романе Бальзака «Шагреневая кожа» и образа магазина в романе Золя «Дамское счастье»)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История мировой литературы
  • 1313 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 01.06.2015
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
1. 1 ПОНЯТИЯ «РЕАЛИЗМ» И «НАТУРАЛИЗМ» 4
1. 2 РОМАНЫ БАЛЬЗАКА «ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА» И ЗОЛЯ «ДАМСКОЕ СЧАСТЬЕ» 4
ГЛАВА 2. СОПОСТАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВ ЛАВКИ АНТИКВАРИАТА И МАГАЗИНА «ДАМСКИЕ СЧАСТЬЕ» В РОМАНАХ БАЛЬЗАКА И ЗОЛЯ 6
2. 1 ОБРАЗ АНТИКВАРНАЯ ЛАВКА В РОМАНЕ БАЛЬЗАКА 6
2. 1. 1 Описание лавки 6
2. 1. 2 Символическое значение вещей 6
2. 1. 3 Соотношение с образами персонажей 7
2. 2 ОБРАЗ МАГАЗИНА В РОМАНЕ «ДАМСКОЕ СЧАСТЬЕ» 8
2. 2. 1 Описание магазина 8
2. 2. 2 Символическое значение вещей 8
2. 1. 3 Соотношение с образами персонажей 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
ЛИТЕРАТУРА 12
1. ИСТОЧНИКИ 12
2. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 12
ПРИЛОЖЕНИЕ. РОЛЬ ОПИСАНИЯ ВЕЩЕЙ В РОМАНАХ БАЛЬЗАКА «ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА» И ЗОЛЯ «ДАМСКОЕ СЧАСТЬЕ» 13
Фрагмент для ознакомления

И именно управляя этой чувственностью через страсть к покупкам, Муре обретает возможность властвовать над женщиной.
Однако эта власть переосмысляется Золя не только и не столько в философском плане, как это было у Бальзака, но скорее в плане социальном, общественном — как закономерное явление общественной жизни.
И хотя первое описание магазина в романе дано через восприятие Денизы, околдованной этим огромным новым для неё миром, тем не менее автор во многом разделяет эту её зачарованность, и описывает витрины и выставки магазина с восторгом, подобным восторгу самого Муре, создающего эти выставки.
2. 1. 3 Соотношение с образами персонажей
В конечном итоге, все персонажи романа оказываются подчинены этой власти больших торговых центров и вещей, то есть нового способа торговли. Но кому-то из них это приносит процветание и счастье, а кому-то — разорение и гибель. Так, женщины, посещающие магазин, очарованы и покорены, они всецело на стороне Муре. Дениза, волей судьбы поставленная перед выбором — искать работу в бедных лавочках среди честных торговцев или поступить в «Дамское счастье», также выбирает магазин Муре, так как её дядя разорён, и в его лавке она не сможет заработать на себя и братьев. Более того, служба в «Дамском счастье» приносит ей не только деньги, позволяет ей не только сделать карьеру, но и обрести любовь.
Но даже те, кто пытался поначалу противостоять могуществу нового предприятия Муре, оказываются побеждёнными. Некоторые, как приказчик Коломбан, служивший в лавке Бодю и собиравшийся жениться на Женевьеве, сами покидают беднеющие лавки и переходят в буквальном смысле на сторону противника. Некоторые же, как кузина Денизы Женевьева, так и погибают в своей старой лавке. Но сколь бы печальны ни были эти итоги, процесс этот, как уже отмечалось, закономерен, новый способ торговли оказывается более выгодным, более прибыльным. И законы буржуазного общества таковы, что слабые должны уйти или погибнуть, но более сильные становятся ещё сильнее и богаче, как это и происходит с магазином «Дамское счастье».
Заключение

Итак, в структуре обоих рассмотренных нами романах описания магазинов играют важную роль. Однако в первом случае, в романе Бальзака, описание антикварной лавки, хотя и очень обширное, даётся один раз. Лавка — это то место, где герой обретает свой талисман, который одновременно и порабощает его, и служит ему. И в этом романе образ лавки выполняет символическую роль — он олицетворяет собой самые разные вещи, предметы роскоши и искусства, которые когда-либо были созданы человеком и — подчинили человека себе. Бальзак переосмысляет этот образ скорее в философском плане, максимально обобщая его.
Образ магазина в романе Золя занимает центральное место — весь сюжет романа строится вокруг него, и сам магазин показан как живо развивающийся и растущий организм. В литература натурализма большое внимание уделяется именно вопросам наследственности, развития, физиологическим аспектам развития живых и социальных организмов. Символизм у Золя не столь ориентирован на философские обобщения — автор стремится показать прежде всего социальные перемены в буржуазном обществе и то, как они изменяют судьбы отдельных людей и целых классов в обществе. И именно в этом смысле образ магазина может также рассматриваться как символический. Однако и в этом романе можно найти мотивы философского размышления о власти вещеё и денег ад душой человека, над почти чувственной страстью женщины к вещам и покупкам.
И в этом и в другом случае магазин увиден глазами персонажей, но в романе Бальзака реализм и попытка осмыслить процессы, происходящие в обществе, тесно переплетаются с мотивами фантастическими. В романе Золя картина максимально объективизирована, и если сам автор и даёт обширные и восторженные описания витрин магазина, то делает это только потому, что видит в этом знак новой наступающей реальности.

Литература
1. Источники
Бальзак О. де Шагреневая кожа. М., 2006
Золя Э. Дамское счастье. М., 1955

2. Научная литература
Айхенвальд Ю. Реализм и натурализм // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
Луков В. А. Эмиль Золя // Энциклопедия «Современная французская литература». http://modfrancelit.ru/zolya-emil/
Обломиевский Д. Д. Основные этапы творческого пути Бальзака. — М., 1957
Половинкина О. От реализма к натурализму // ж-л «Литература», № 6, 2005
Пузиков А. Эмиль Золя // Эмиль Золя. Собрание сочинений в 18 томах. Том 1. М., «Правда», 1957.
Цвейг С. Бальзак. М., 1962.
Приложение. Роль описания вещей в романах Бальзака «Шагреневая кожа» и Золя «Дамское счастье»

«Шагреневая кожа» «Дамское счастье» Описание магазина Во многом символическое, товары всех стран, эпох и культур, их хаотическое и бессистемное нагромождение. Современный модный магазин дамскиех товаров, роскошно оформленные витрины Роль в структуре романа Обширное описание в самом начале романа Описание даётся многократно, каждый раз всё более роскошное и всеохватывающее Символическое значение Власть вещи (и денег) над человеком 1. Развитие буржуазных отношений в обществе
2. Власть денег и вещей над душой человека Соотношение персонажей со средой Взгляд с точки зрения героя; человек подчиняется власти вещей и погибает. Философское осмысление проблемы человека и общества. Взгляд с точки зрения героини и с точки зрения автора. Осмысление процессов, происходящих в обществе с точки зрения законов развития общества. Общество развивается, как и всякий живой организм.
Айхенвальд Ю. Реализм и натурализм // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Стлб. 698
Цит. по: Половинкина О. От реализма к натурализму// ж-л «Литература», № 6, 2005
Айхенвальд Ю. Реализм и натурализм. Стлб. 699
Половинкина О. От реализма к натурализму // ж-л «Литература», № 6, 2005
Цвейг С. Бальзак. М., 1962. С. 156
Обломиевский Д. Д. Основные этапы творческого пути Бальзака. — М., 1957. С. 197
Бальзак О. де Шагреневая кожа . М., АСТ, 2006. С. 12
Бальзак О. де Шагреневая кожа. С. 13
Бальзак О. де Шагреневая кожа. С. 16

Золя Э. Дамское счастье. М., 1955. С. 6
Золя Э. Дамское счастье. С. 213
Золя Э. Дамское счастье. С. 134












13

Литература
1. Источники
1. Бальзак О. де Шагреневая кожа. М., 2006
2. Золя Э. Дамское счастье. М., 1955

2. Научная литература
3. Айхенвальд Ю. Реализм и натурализм // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
4. Луков В. А. Эмиль Золя // Энциклопедия «Современная французская литература». http://modfrancelit.ru/zolya-emil/
5. Обломиевский Д. Д. Основные этапы творческого пути Бальзака. — М., 1957
6. Половинкина О. От реализма к натурализму // ж-л «Литература», № 6, 2005
7. Пузиков А. Эмиль Золя // Эмиль Золя. Собрание сочинений в 18 томах. Том 1. М., «Правда», 1957.
8. Цвейг С. Бальзак. М., 1962.

Вопрос-ответ:

Каковы основные принципы изображения в реализме и натурализме?

Основные принципы изображения в реализме и натурализме заключаются в максимально точном и объективном отражении действительности. Реализм стремится к верности воспроизведения бытия, а натурализм подчеркивает силу влияния природы на жизнь человека. Оба направления характеризуются подробным описанием среды, событий и психологических особенностей персонажей.

Как образ магазина хищника в романе Золя "Дамское счастье" отличается от образа антикварной лавки в романе Бальзака "Шагреневая кожа"?

Образ магазина хищника в романе Золя "Дамское счастье" отличается от образа антикварной лавки в романе Бальзака "Шагреневая кожа" во многих аспектах. Магазин хищника представляет современный мир торговли и коммерции, где главным принципом является извлечение прибыли и превращение людей в потребителей. Антикварная лавка, напротив, создает атмосферу загадочности и привлекает своими раритетами и старинной атрибутикой. Кроме того, образы магазина и лавки акцентируются на разных аспектах человеческой жизни: в романе Золя рассматривается вопрос о влиянии коммерции на отношения между людьми, а в романе Бальзака отражается тема человеческой жадности и желания обладать чем-то уникальным и непостижимым.

Каким образом ирреальный мир антикварной лавки в романе Бальзака "Шагреневая кожа" влияет на главного персонажа?

Ирреальный мир антикварной лавки в романе Бальзака "Шагреневая кожа" влияет на главного персонажа, Рафаэля, через разворачивающиеся в магазине события и особенности его содержимого. Лавка наполняется различными предметами, способными пробуждать воображение и фантазию. Этот мир видений подталкивает Рафаэля к обретению новой ипостаси: только что он был властелином мира, а теперь он становится подчиненным загадочному предмету - шагреневой коже. Это превращение отражает человеческую жадность и непреодолимое желание обладать чем-то запретным и уникальным.

Каким образом в романе Бальзака "Шагреневая кожа" изображена антикварная лавка?

В романе Бальзака "Шагреневая кожа" антикварная лавка изображена как место, где собрано множество драгоценных исторических предметов. Она описывается как уникальное место, полное загадок и тайн, которые притягивают людей своей притягательностью. Антикварная лавка представляет собой иститут, который стоит вне времени и пространства и имеет свои собственные правила и законы.

Как в романе Золя "Дамское счастье" изображен магазин?

В романе Золя "Дамское счастье" магазин изображен как современный и урбанистический мир, где правят деньги и потребительская культура. Он описывается как место, где женщины идут, чтобы украсить себя и купить все необходимое для создания образа и статуса. Магазин является символом привязанности к материальным ценностям и суете современного общества.

Какие принципы изображения применялись в реализме и натурализме?

В реализме и натурализме принципы изображения были направлены на выявление правды и реальности. Авторы стремились показать мир таким, каким он есть, без идеализации и приукрашивания. Они использовали детальное описание, реалистические диалоги и анализ мотивов и поступков персонажей для представления реальности и истинности.

Каким образом в романе Золя "Дамское счастье" изображен магазин "Хищник"?

В романе Золя "Дамское счастье" магазин "Хищник" изображен как место, где правит беспринципный коммерциализм и преследование выгоды. Он описывается как место, где работники и клиенты не имеют моральных принципов и ценностей, а главной целью является получение прибыли. Магазин "Хищник" представляет собой символ современного консьюмеризма и ошибочных ценностей, которые диктуют нашим обществом.

Какие принципы изображения присутствуют в реализме и натурализме?

Принципы изображения в реализме и натурализме включают детальную и точную передачу действительности, объективное и непредвзятое изображение общественной жизни, анализ социальных проблем и их влияние на человека.

Как описывается образ магазина хищника в романе Золя "Дамское счастье"?

Образ магазина хищника в романе Золя "Дамское счастье" описывается как место, где происходит грязная торговля женщинами и где они становятся объектами эксплуатации и унижения. Магазин представляет собой сеть салонов, где продается женская одежда и аксессуары, а также где женщины вынуждены работать и подчиняться жесткому режиму.

Какими особенностями отличается ирреальный мир антикварной лавки в романе Бальзака "Шагреневая кожа"?

Ирреальный мир антикварной лавки в романе Бальзака "Шагреневая кожа" отличается своей загадочностью, мистичностью и таинственностью. В этом мире главный герой Рафаэль проникает через кожу дракона и становится невидимым. Он видит прошлое и будущее, попадает в мир грез и видений.

Как Рафаэль меняется в результате посещения антикварной лавки в романе Бальзака "Шагреневая кожа"?

После посещения антикварной лавки, Рафаэль меняется и обретает новую ипостась. Он перестает быть властелином мира и начинает задумываться о значимости материальных вещей. Он начинает задаваться вопросами о смысле жизни и ценности духовных и нравственных ценностей.