каспийская трубопроводная система

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Геодезия
  • 3030 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 20.06.2015
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
1. История нефтедобычи в Каспийском бассейне 5
2. Реальный потенциал стран каспийского бассейна 15
3. Транзит нефти. Направления и нефтепроводы 19
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Однако в последнее время стало ясно, что основной поток новой нефти с обеих сторон Каспия обойдет Россию, лишив ее не только прибылей за перекачку, но, что самое существенное, контроля за новыми важнейшими нефтяными артериями.Речь идет, во-первых, о том, что Казахстан, Узбекистан и Туркменистан фактически уже склонились к тому, чтобы транспортировать значительную часть своей нефти через Каспийское море до Баку и далее на запад по ныне проектируемому нефтепроводу по дну Каспийского моря. Этот проект усиленно поддерживается правительствами Азербайджана и Турции, а также Соединенными Штатами. Как отмечалось в российской прессе, «надо смотреть правде в глаза: Азербайджан не только не интересуется мнением России, он действует вопреки этому мнению и все больше ориентируется на США и Турцию. Как заявил… Гейдар Алиев в ходе встречи с послом США в Баку Стэнли Эскудеро, Азербайджан дал официальное согласие на прокладку трубопровода. Это согласие, по его словам, последовало в ответ на просьбу администрации США». В марте 1998 г. на встрече региональных министров иностранных дел в Стамбуле Турция, Грузия, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан (Россия на встрече представлена не была) в совместном коммюнике одобрили идею коридора восток-запад для экспорта каспийской нефти, включая трубопроводы через Каспий. (Ныне термин «коридор восток-запад» – эвфемизм для выражения «в обход России»!) В частности, в апреле этого года американское Агентство по торговле и развитию (АТР) выделило правительству Туркменистана 750 тыс. долл. для финансирования предварительного технико-экономического обоснования проекта прокладки газопровода по дну Каепия.Небезынтересно, что туркменское правительство выбрало для подготовки ТЭО американский нефтегазовый концерн «Энрон», что вызвало глубокое удовлетворение госдепартамента.Таким образом, можно констатировать, что Баку превращается в главный центр складывающего антироссийского геополитического союза США–Турции и «новонезависимых» государств».Насколько можно судить, США хотят использовать этот газопровод для того, чтобы проложить дорогу туркменскому газу на Украину и в страны Западной и Восточной Европы и постепенно вытеснить с этих рынков российский газ, подрывая тем самым позиции «Газпрома». В условиях формального раздела дна Каспийского моря между прилегающими государствами, начатого соглашением на этот счет Б. Ельцина с Н. Назарбаевым от 6 июля 1998 г. Россия вряд ли сможет воспрепятствовать прокладке этих трубопроводов.Во-вторых, близится к завершению прокладка нового нефтепровода от Баку до грузинского порта Супса на Черном море, который должен войти в строй действующих к весне 1999 г.В-третьих, имеется ряд серьезных проектов перекачки нефти и газа из центральноазиатского региона в юго-западном и юго-восточном направлениях. Как отмечалось выше, несмотря на то, что США активно блокируют какие бы то ни было сделки республик СНГ с Ираном, Туркменистан уже проложил газопровод в Иран. Учитывая то обстоятельство, что Ашхабад никак не может договориться с Москвой о взаимоприемлемых условиях транспортировки своего главного продукта – газа – через российскую территорию, правительство Туркмении энергично ищет импортеров для своего газа на других направлениях. Интенсивный диалог с иностранными инвесторами дает ему основание утверждать, что уже в конце 1998 г. начнется строительство газопровода протяженностью 1500 км через территорию Афганистана до пакистанских потребителей. «Боевые действия в Афганистане не помешают строительству газопровода Давлатабад (Туркмения) – Афганистан – Мултан (Пакистан)», – считает постоянный представитель туркменского правительства в этом проекте, бывший министр нефтегазовой промышленности Туркмении Годжмурад Наз-джанов. Он заявил ИТАР-ТАСС, что «руководители движения «Талибан» и Северного альянса выразили готовность содействовать реализации проекта». Газопровод будет строить международная компания «Сентгаз», акционерами которой являются в основном компании дальнего зарубежья, в том числе американская фирма «Юнокал Сентрал Эйша», которой принадлежит 36,5%.Во время визита в КНР президента Туркмении С. Ниязова в начале сентября 1998 г. он подробно обсуждал с китайским руководством планы реализации крупнейшего газопровода Туркменистан-Китай-Япония, мощностью 30 млрд. куб. м в год и протяженностью 6700 км. ТЭО этого «проекта века» разрабатывается Китайской нефтяной инженерно-строительной корпорацией, работающей в Туркменистане еще с 1992 г. Ныне к этому проекту присоединились японская «Мицубиси корпорейшн» и американская компания «Экссон». Руководители этих компаний считают экспорт газа из Туркмении в Юго-Восточную Азию более выгодным и надежным вариантом, чем аналогичные поставки из России.Осенью 1997 г. Казахстан подписал с КНР два межправительственных соглашения – «О сотрудничестве в области нефти и газа» и «О прокладке двух нефтепроводов» – из Западного Казахстана в Западный Китай и Иран. Речь идет о транспортировке нефти двух крупнейших месторождений: Актобему-найгаз и Узеньмунайгаз. Контрольные пакеты обоих этих предприятий принадлежат китайцам. При подписании соглашений Ли Пэн, бывший в то время премьером Госсовета Китая, заявил, что срок строительства нефтепровода от Узеньского месторождения в Синьцаян, протяженностью в 3000 км, составит 60 месяцев и его разработка начнется немедленно.Однако главный вопрос транспортировки новой нефти региона – путь Основного экспортного трубопровода, который обсуждается уже в течение нескольких лет. Судя по всему, к настоящему времени вопрос этот решен окончательно. Предпочтение отдано турецко-грузинскому проекту о строительстве нефтепровода Баку-Джейхан (глубоководный турецкий порт на Средиземном море). Его протяженность составит около 2000 км, а ориентировочная стоимость – 3,5 млрд. долл. Естественно, что ни у одной из стран-экспортеров, которые будут пользоваться этим нефтепроводом, таких денег нет. Его могут дать только западные инвесторы. США и Турция усиленно лоббировали этот проект. Фактически Вашингтон рассматривает его реализацию как свою важнейшую внешнеполитическую и внешнеэкономическую задачу. С этой целью в США уже давно было создано на правительственном уровне под эгидой Совета национальной безопасности несколько рабочих групп, занимавшихся внешнеполитическими, энергетическими и коммерческими аспектами этого проекта. Окончательный его выбор был сделан на состоявшейся в конце мая 1998 г. в Стамбуле конференции представителей заинтересованных государств и нефтегазовых компаний, озаглавленной «Перекрестки мира». Она была организована турецким правительством совместно с американским агентством по торговле и развитию и министерствами торговли, энергетики, транспорта и госдепартаментом США. Основным докладчиком на конференции был президент Грузии Э. Шеварднадзе.Выступая в Стамбуле, Ф. Пенья, занимавший в то время пост министра энергетики США, официально объявил о новой «инициативе Каспийского моря», суть которой сводится к решению о том, что основным трубопроводом для экспорта нефти с обоих берегов Каспия будет трубопровод Баку-Джейхан, проложенный через территории Азербайджана, Грузии и Турции. Подчеркивая значение этого решения, принятого в Вашингтоне, Пенья отметил, что впервые в истории их существования три американских правительственных агентства, связанные с кредитованием подобных проектов и гарантиями осуществляемых в них частных вложений, а именно Агентство по торговле и развитию, Экспортно-импортный банк (Эксимбанк) и Корпорация по частным инвестициям за рубежом, будут работать вместе над указанным проектом в рамках специально созданной рабочей группы по каспийскому финансированию. Более того, как следовало из выступления американского министра, президент США берет этот проект под свой непосредственный контроль, поскольку указанная рабочая группа будет отчитываться перед межведомственной группой по Каспию, созданной при Белом доме. «Подобное внимание со стороны политиков высокого уровня поможет обеспечить, чтобы в каспийском регионе американские коммерческие интересы работали в единстве с американскими дипломатическими интересами», – подчеркнул Пенья.Президент Эксимбанка Дж. Хорман заявил на конференции, что более четверти бюджета его банка в 1999 г. будет связано с каспийским регионом. По его оценке, строительство трубопровода Баку-Джейхан обойдется примерно в 3 млрд. долл. Однако, подчеркнул он, отвечая на вопросы журналистов, «нет предела сумме денег, которые мы готовы выделить под указанный проект. Директор Корпорации по частным инвестициям за рубежом Дж. Мунос подчеркнул, что предложения по инвестициям в регион, включая инвестиции в трубопроводы, уже зарегистрированные в корпорации, составляют 10 млрд. долл.График дальнейшей работы предусматривает скорейшее окончательное определение маршрута, а также тарифов, налогов и т.д. При этом представители США усиленно жмут на правительства соответствующих стран с целью добиться как можно более льготных условий.Старт «инициативы Каспийского моря» недвусмысленно означает, что Соединенные Штаты вкупе со своими новыми друзьями в СНГ эффективно оттеснили Россию от основного экспортного трубопровода. Хотя Пенья и его американские коллеги успокоительно рассуждали о безусловном «российском присутствии» во всем этом деле, ссылаясь на участие «ЛУКойл» в разработке каспийской нефти, на конференции «Перекрестки мира» всем было ясно, что надежды российских руководителей пустить основной поток новой нефти Каспия через территорию России оказались всего лишь маниловскими прожектами.Несколько ранее, объясняя в одном из подкомитетов сената невозможность направить основной нефтепоток через Иран, представитель администрации весьма откровенно высказался и по адресу России: «Иран является конкурентом, а не партнером, когда речь идет об экспорте нефти и газа… Туркменистан и Казахстан, испытавшие значительные трудности при экспорте своего энергосырья через одного их конкурента в России, не должны позволить, чтобы их независимость и их экономическое благосостояние стали ныне заложником другого».Локализованный сервисный центр в КраснодареВ 2005 году российским подразделением компании образован сервисный центр в городе Краснодаре («Турбины и дизели» № 6, 2007 г.). Он создавался и развивался, главным образом, для сервисной поддержки Каспийского трубопроводного консорциума.Сервисный центр многофункционален и обеспечивает проведение инспекций газовых турбин малой мощности SGT-100 с заменой деталей и узлов ГТУ, а также хранение запасных частей, компонентов турбин, вспомогательных систем, долгосрочное хранение и консервирование турбинных агрегатов. Сегодня в сервисном центре на долгосрочном хранении находятся две запасные турбины КТК.Производственная площадь предприятия составляет 420 м2. Оно оснащено необходимым подъемным оборудованием, инструментом для проведения механосборочных работ, спецприспособлениями и оснасткой.В настоящее время собственными силами технического персонала компании успешно проведены инспекции уровня В двигателя SGT-100. Не останавливаясь на достигнутом, компания реализует план дальнейшего развития центра, а также повышения компетенции технического персонала с целью проведения инспекции уровня С.Благодаря опыту, накопленному при эксплуатации агрегатов КТК, привлечение компании Siemens к работам по вводу вновь поставляемого оборудования в эксплуатацию, несомненно, позволит обеспечить высокий уровень надежности в будущем. Выражаем уверенность, что контракт на поставку новых ГТУ в рамках проекта по расширению нефтепроводной системы позволит укрепить отношения, которые сложились в период профессиональной сервисной поддержки парка газотурбинных агрегатов. Заключение Каспийский регион имеет потенциальную возможность в течение 15–20 лет стать вторым Ближним Востоком. Причем речь идет об аналогии, связанной не только с масштабностью запасов энергоресурсов, но и с этноконфессиональным составом населения. Отсюда межцивилизационные, этнические и религиозные коллизии, вплетенные в ткань классической борьбы за нефть. Все это неизбежно превращает регион в еще один бурлящий котел мировой политики. Другими словами, на юге России появляется стратегический очаг международной напряженности, осложняющий безопасность страны в геостратегическом плане. Его воздействие скажется и в том смысле, что значение наших собственных нефтяных месторождений, скажем, в Сибири будет уменьшаться. Россия поневоле попадает в сеть весьма сложных отношений со своими соседями – странами Прикаспия, а также с внерегиональными державами. России, с ее разрушенной экономикой и неясной политикообщественной перспективой, весьма трудно будет отстаивать собственные стратегические интересы, в ущемлении которых заинтересовано большинство стран региона. Парадоксальным является и то, что против России играет та часть отечественных бизнесменов, которая пытается завлечь западных инвесторов именно в разработки прикаспийских энергоресурсов в ущерб государственным интересам. Такой ход событий приведет к тому, что России придется отодвигать линию национальной безопасности к границам Грузии, Азербайджана и Казахстана. Подобная перспектива неизбежна при сохранении нынешней направленности реформ и внешнеполитического курса страны. Независимые среднеазиатские страны СНГ – Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан и Туркменистан, а также Казахстан, с общим населением 50 млн. человек, вместе с примыкающим к ним Афганистаном представляют собой важный центральноазиатский геополитический «узел» современного мира. Прежде всего эти пять стран, входившие раньше в СССР, только-только начинают делать свою новую историю в качестве суверенных государств. Это обстоятельство имеет кардинальное значение для их внутренней и внешней политики. В аспекте внешней политики основной момент состоит в том, что, хотя указанные республики и входят в Содружество Независимых Государств, нынешняя полная аморфность Содружества позволяет и даже, можно сказать, способствует другим государствам вести активную борьбу за влияние в этом регионе в целом и в каждой из его стран в отдельности. Эта борьба ведется в известной мере против России, считающей себя патроном-опекуном указанных стран, а весь регион – бесспорной сферой своего влияния. В геополитическом плане регион находится на перекрестке традиционных путей из Европы в Азию. Именно через Центральную Азию проходил знаменитый средневековый «шелковый путь» торговых связей между двумя континентами. Экспансия России в XIX веке, а затем и становление коммунистического Советского Союза перекрыли этот путь. Континентальные торгово-транспортные связи между Европой и Азией стали проходить через южную территорию собственно России, а среднеазиатский регион империи остался как бы в стороне. И сейчас государства этого региона, замкнутые в своем пространстве, активно стремятся вырваться из географической и экономической изоляции и наладить прямые коммуникации со своими юго-восточными, южными и западными соседями, минуя Россию. Отсюда – идея возрождения старого «шелкового пути» на новом транспортно-техническом уровне и активные усилия по быстрому воссозданию такого рода транспортного коридора. Второе важнейшее геополитическое обстоятельство заключается в сырьевом богатстве центральноазиатских государств, в первую очередь в их возникающей роли поставщиков углеводородного сырья (нефть и газ) на мировой рынок. До сих пор было лишь два крупнейших экспортера углеводородного топлива общемирового масштаба: Ближний Восток и Россия (ранее Советский Союз).Ближний Восток был и остается основным поставщиком нефти в Европу, Азию и – в определенной мере – в США. Несмотря на произошедший на Ближнем Востоке почти четверть века тому назад радикальный передел собственности иностранных нефтяных компаний в пользу местных режимов (и соответствующий передел доходов), западные нефтяные монополии, в первую очередь американские, в основном сохранили общий контроль за добычей и транспортировкой нефти странами Ближнего Востока. Это обстоятельство дает США колоссальный рычаг влияния на политику западноевропейских и многих азиатских стран.Второй мировой регион крупномасштабного экспорта нефти (а также газа) – Россия – до сих пор находился вне прямого влияния иностранных нефтегазовых монополий, что в определенной степени давало Москве большую свободу политических действий на мировой арене. За счет выручки от нефтегазового экспорта во многом финансировались социальные статьи советского, а ныне российского, федерального бюджета. И хотя, по данным зарубежных источников, добыча нефти в России за последние 10 лет сократилась на 50%, ей по-прежнему удается поддерживать экспорт нефти на уровне свыше 80% «до-перестроечного», поскольку внутреннее потребление нефти и нефтепродуктов в России также сильно упало.Сравнительно недавно обнаруженные колоссальные запасы углеводородного топлива в Казахстане и Туркменистане (включая запасы под дном Каспийского моря) и проектируемое существенное увеличение добычи этими странами, а также Азербайджаном, нефти на шельфе Каспия, равно как и расширяющиеся с помощью зарубежных инвесторов топливно-энергетические возможности Узбекистана и Киргизии превращают центральноазиатский регион совместно с Азербайджаном в новый, важнейший источник нефти и газа. За этот источник – центральноазиатско-каспийский – и развернулась колоссальная политико-экономическая борьба, в которой первую скрипку играют США с их нефтяными и газовыми компаниями. Именно борьба за безоговорочный контроль над этими нефтяными и газовыми запасами (а также над узбекским и киргизским ураном, киргизским и таджикским золотом, туркменским и узбекским хлопком и другими сырьевыми и сельскохозяйственными ресурсами указанных государств) и определяет напористую стратегию Вашингтона в каспийско-центральноазиатском регионе. Ибо ставки, как считают в Вашингтоне, чрезвычайно высоки.Списокиспользованнойлитературы1.Кукушкин, В . Конкуренты или партнеры? В сб. «Актуальные проблемы политики и экономики», М., 1998.2.Мерзляков, Ю. Правовой статус Каспийского моря. В сб. «Актуальные проблемы политики и экономики», М., 1998.3.Ткаченко, А . Кто займет российскую нишу? В сб. «Россия в новой геополитической ситуации», М., 1998.4.Трофименко, Г.А. Центральноазиатский регион: политика США и проблемы нефтегазового экспорта., в сб. «США и Россия: смена парадигм», М., 19985. Трофимук А.А. Некоторые важные уроки открытия Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Геология и геофизика, 15, 5, 1994.6.Чернявский, С.И. Кавказская стратегия Вашингтона. – «Независимая газета», 16 октября 1998 г.7.Ширяев, В. Море нефти, озеро раздора. – «Новые Известия». 18.04.1998.

1.Кукушкин, В . Конкуренты или партнеры? В сб. «Актуальные проблемы политики и экономики», М., 1998.
2.Мерзляков, Ю. Правовой статус Каспийского моря. В сб. «Актуальные проблемы политики и экономики», М., 1998.
3.Ткаченко, А . Кто займет российскую нишу? В сб. «Россия в новой геополитической ситуации», М., 1998.
4.Трофименко, Г.А. Центральноазиатский регион: политика США и проблемы нефтегазового экспорта., в сб. «США и Россия: смена парадигм», М., 1998
5. Трофимук А.А. Некоторые важные уроки открытия Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Геология и геофизика, 15, 5, 1994.
6.Чернявский, С.И. Кавказская стратегия Вашингтона. – «Независимая газета», 16 октября 1998 г.
7.Ширяев, В. Море нефти, озеро раздора. – «Новые Известия». 18.04.1998.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

"НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСК ТЕКСТ УНИВЕРСИТЕТ"

Институт природных ресурсов,

диссертация по дисциплине

"Организация производственных процессов нефтегазового производства"

Организации транспортировки нефти и нефтепродуктов на примере предприятия АО "АК "Транснефтb"

Томск - 2015

ВВЕДЕНИЕ

нефти и газа, индустрии быстро становится очень высокотехнологичные производства. И хотя выделяется целая группа стран, о соблюдении экологических норм в которых часто забывают, в целом производство и транспортировка нефтепродуктов становятся все более безопасными. Темпы роста объемов потребления, открытие новых месторождений нефти и газа напрямую ведут к улучшению существующих и созданию новых видов транспорта.

Транзит нефти и таких нефтепродуктов как мазут, дизельное топливо и бензин в современном мире представляет собой сложную систему, которая формируется под влиянием нескольких факторов. Среди них, наиболее значимых, следует выделить геополитические, экономические и экологические. Конкретизация этих факторов приведет нас в такие понятия, как энергетическая безопасность страны, политические и экономические отношения со странами транзита, оптимизация маршрутов и стратегии внутреннего развития страны, а также социально-экологических ограничений. Все они в той или другой, сделали это тенденция изменения условий транзита нефтепродуктов. На сегодняшний день можно выделить следующие способы транспортировки нефти и нефтепродуктов: трубопровод, танкеры, железнодорожный и автотранспорт. В России основные перевозки нефти приходятся трубопроводного транспорта, а нефтепродуктов - на долю железнодорожного транспорта. За пределами России, нефти и нефтепродуктов идут через самый большой в мире системы трубопроводов, а также через морские порты.