Энергетический фактор в российско-украинском кризисе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Мировая политика
  • 6868 страниц
  • 75 + 75 источников
  • Добавлена 01.07.2015
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития отношений 5
1.1. Энергетический фактор в международных отношениях 5
1.2. Законодательный аспект сотрудничества в энергетической сфере 11
1.3. История развития отношений между компаниями «Нафтогаз» и «Газпром» 17
Глава 2 Современное состояние отношений 32
2.1. Отношения в энергетической сфере 32
2.2. Развитие конфликта в энергетической сфере 40
2.3. Позиция ЕС в исследуемом вопросе 47
Глава 3 Сценарии развития отношений в энергетической сфере между Россией и Украиной 50
Заключение 57
Список литературы 61

Фрагмент для ознакомления

По построению стратегических отношений в энергетической сфере с Россией, то, по мнению европейских экспертов, здесь можно выделить две доминирующие концепции. Первая базируется на исключительно экономическим соображениям и заключается в равномерной энергетической взаимозависимости двух сторон (ЕС зависит от импорта энергоносителей из России так же, как и Россия зависит от их экспорта в Европу, к тому же и сама Россия нуждается в европейских инвестициях и энергетических технологиях для наращивания энергодобычи). Вторая концепция базируется на геополитических принципах и заключается в том, что Россия намерена максимально использовать свои резервы нефти и газа для получения значительных политических дивидендов. Доминирующей для ЕС считается первая концепция, для эффективной реализации которой эксперты предлагают привлечь Россию к международному диалогу по вопросам энергетической безопасности и контроля над изменением климата, способствовать присоединению России к Энергетической Хартии или нового взаимоприемлемого договора с определением четких правил энергетических отношений в системе поставщик - транзитер - потребитель.Однако политика обеспечения энергетической безопасности Европы имеет и явно слабые места:- Отсутствие общей энергетической политики ЕС позволяет значительным поставщикам ТЭР (в первую очередь имеется в виду Россия) заключать соглашения с отдельными странами ЕС, заставляя других конкурировать между собой за поставки необходимых энергоресурсов.- За счет предоставления Россией преференций отдельным странам ЕС в обмен на их политическую лояльность, раскалывается единство Европейского Союза, что ставит отдельных его членов в политическую зависимость от поставщика энергоресурсов;Глава 3 Сценарии развития отношений в энергетической сфере между Россией и УкраинойВторая декада XXI века станет периодом, который будет отмечаться увеличением значения энергетической безопасности на европейском континенте. Постепенное обновление экономик стран-членов ЕС обеспечит рост потребностей в энергоносителях, что способно внести существенные коррективы в текущую ситуацию с ценами и объемами добычи и транспортировки важнейших первичных энергетических ресурсов.В общем указанный период будет характеризоваться сохранением позиций основных игроков - России как крупного, а для некоторых стран Центральной и Восточной Европы доминирующего поставщика, Украины как основного транзитера и ЕС как крупнейшего потребителя энергоносителей. Каждый из этих игроков будет пытаться обеспечить себе наиболее комфортные условия на энергетическом рынке, при этом роль Украины из-за низкого присутствия в текущих международных энергетических отношениях оставаться в определенной степени второстепенной.Изложенное позволяет сосредоточиться на нескольких сценариях развития энергетических отношений между Украиной и Россией в период до 2020 г., которые могут иметь место с учетом различного влияния указанных факторов.Сценарий «Европеизация энергетического рынка Украины»Рыночные механизмы становятся основным методом регулирования отношений между партнерами в энергетической сфере. Это отражается в постепенном становлении Единого энергетического рынка ЕС за счет расширения соединительной инфраструктуры, подписания контрактов между отдельными национальными компаниями о поставках энергоносителей в случае сокращения или прекращения поставок из традиционных источников (например, контракт между словацкой компанией SPP и немецким E.ON Ruhrgas) и поддержания всеми партнерами единых правил игры в энергетическом секторе, прежде всего транспарентности отношений, что обеспечит предсказуемость позиций каждой из сторон в технологической цепочке поставщик-транзитер - потребитель и позволит адекватно реагировать на вызовы, которые возникают в отношениях между сторонами. Несмотря на постепенный рост потребностей в энергоносителях в странах-членах ЕС, такая система отношений способна обеспечить поставку необходимых объемов за счет четкого соблюдения взятых на себя обязательств каждой из сторон. В частности, ЕС разрабатывает достаточно четкую стратегию развития собственного энергетического рынка с прогнозируемыми показателями потребностей в энергоносителях на ближайшее десятилетие и долгосрочными планами развития отношений в дальнейшем. Россия пересмотрит свое отношение к предлагаемым ЕС правилам игры и сосредоточится на взаимовыгодном сотрудничестве, что гарантирует стабильные долгосрочные прибыли как для энергетических компаний, так и для самого государства. Эффективность недропользования значительно повысится при установке равноправного доступа отечественных и иностранных компаний к месторождениям и транспортной инфраструктуре, а развитие конкуренции между ними будет способствовать удержанию цен на приемлемом уровне. Широкие возможности привлечения иностранных кредитных и технологических ресурсов обеспечат долгосрочные перспективы развития добывающего сектора и будут гарантировать выполнение Россией своих обязательств по существующим контрактам с европейскими компаниями. Повышение гибкости ценовой политики позволит вернуть утраченные позиции на европейском рынке энергоносителей и обеспечить подписание новых контрактов для удовлетворения растущих потребностей в энергоносителях.Имплементация Украиной необходимой законодательной базы позволит либерализовать внутренний энергетический рынок, результатом чего станет возможность полноценного вхождения в Европейское энергетическое сообщество и обеспечение привлекательности инвестирования в реконструкцию ГТС, разработку нефтяных и газовых месторождений благодаря установлению единых цен, а также повышению энергоэффективности промышленности и коммунальной сферы.Украина становится активным субъектом обеспечения энергетической безопасности в Европе через модернизацию энергетики по европейскому образцу. Это обеспечивает повышение эффективности работы магистральных трубопроводов за счет модернизации газокомпрессорных станций, уменьшение затрат технологического газа, совершенствование учета газа из-за строительства дополнительных станций на пунктах входа природного газа на территорию Украины, переоснащение существующих ГИС и установка систем он-лайн мониторинга физических объемов газа с обеспечением равноправного доступа к указанной информации всех сторон.Все стороны заинтересованы в совершенствовании существующего механизма раннего предупреждения за счет введения новых механизмов мониторинга в течение всей технологической цепочки поставки, которые обеспечат постоянное объективное информирование всех сторон о текущей ситуации.Благодаря изложенным факторам энергетическая безопасность в Европе повысится, поскольку все стороны будут получать экономические преференции от сотрудничества в энергетическом секторе.Сценарий «Сохранение статус-кво энергетических отношений»Ряд факторов препятствует налаживанию эффективного сотрудничества в энергетической сфере. В частности, мировой финансово-экономический кризис стимулирует усиление национального протекционизма. Каждая отдельная страна пытается максимально защитить собственную экономику, уделяя недостаточное внимание координированию действий с другими странами. Энергетическая Хартия ЕС остается в основном декларативным документом в развитии энергетических отношений в Европе, поскольку процесс ее полноценной имплементации блокируется как отдельными странами-членами ЕС, так и другими странами, которые не присоединились к Хартии, хотя и имеют достаточно интенсивные международные отношения в энергетической отрасли.Энергозависимость ЕС растет, но умеренно, страны балансируют свои расходы на экспорт энергоносителей, стимулируя использование энергосберегающих технологий и альтернативных видов топлива. Отдельные страны Европы делают большую ставку на обеспечение растущего спроса в энергоносителях из-за присоединения к новым маршрутам поставки, в том числе через Балтийское море, которые будут официально запущенным в эксплуатацию благодаря политической поддержке со стороны стран поставщиков и стран-потребителей. В то же время высокая себестоимость поставки через эти маршруты не будет способствовать их загрузке на полную проектную мощность. Это удлинит сроки возврата кредитов, взятых на их строительство, и ухудшит финансовые показатели компаний, которые являются участниками соответствующих проектов.В сфере обеспечения энергетической безопасности сохраняется практика сочетания политических и экономических факторов. Каждая из сторон будет пытаться выстраивать отношения с другой стороной, не обращая внимание на возможные последствия для третьей стороны. Присутствующие попытки решать отдельные вопросы без обнародования их деталей, особенно в отношении Украины, которую в принципе устраивает статус стороннего наблюдателя в вопросах, которые не приносят прямой финансовой выгоды. Процессы реформирования украинской энергетики затягиваются из-за падения интереса к ней со стороны ЕС как единому игроку. Россия из-зафинансово-экономические трудности, вызванныхпадением доходов от экспорта энергоносителей, занимает более выжидательную позицию.Механизм раннего предупреждения остается в существующем виде и используется для предотвращения последствий прерывания поставок энергоносителей по объективным причинам в случае применения со стороны ЕС, и для определенного давления на отдельные страны-потребители в случае применения со стороны России. Украина сохраняет существенную зависимость от единственного поставщика энергоносителей и высокую энергоемкость экономики. Для обеспечения энергетической безопасности необходимо постоянно поддерживать политические консультации между ЕС и Россией и держать в поле зрения положение дел в энергетике Украины.Сценарий «Исключениеиз энергетическихотношений»Разносторонние подходы к решению энергетических вопросов в различных странах-членах ЕС является причиной отказа от существующих общеевропейских стандартов, закрепленных в рамках Енерегтичнои хартии. Необходимость обеспечения энергетической безопасности собственными силами приводит к превалированию политических факторов в отношениях в энергетической сфере. Большинство дел в международных энергетических отношениях решаются за закрытыми дверями, позиции третьих сторон не учитываются. Это вызывает нарушения объективных принципов функционирования энергетического рынка и рост роли ручного управления со стороны государства. В ряде европейских стран с менее развитыми демократическими институтами контроля за деятельностью властных структур это может привести к росту коррупции и злоупотреблений в энергетической сфере.Главную роль в сфере энергетики начинают снова играть страны-поставщики, которые возвращают себе возможности использовать экономические и политические средства воздействия с целью достижения собственных целей, например, установление выгодных цен или получениедоступа к магистральным и внутренним распределительным сетям внутри стран-потребителей. Эффективным средством воздействия становится манипулирование объемами поставок энергоносителей из-за наличия профицита транспортной инфраструктуры благодаря введению в эксплуатацию новых маршрутов поставок. К примеру, при условии введения в эксплуатацию обходных маршрутов можно будет ограничить объемы прокачки энергоносителей через транспортную систему Украины до критического уровня, на котором технически она не сможет выполнять возложенные на нее функции. По желанию инициатора таких мероприятий можно будет говорить о невыполнении страной-транзитером своих обязанностей за неудовлетворительного состояния транспортной инфраструктуры, что может способствовать загрузке более дорогих обходных маршрутов, увеличению объемов закупки энергоносителей отдельными странами-потребителями, которые пытаются их ограничить, или выдвижению других выгодных для поставщика условий. Так же можно будет оказывать давление на европейские компании, которые импортируют природный газ обходными маршрутами, используя нижний предел рентабельности работы трубопроводов.Неспособность ЕС выступать «единым голосом» в энергетическом секторе негативно скажется на развитии единого энергетического рынка и лишит страны, которые не являются членами европейского сообщества, возможности использовать общеевропейские подходы при формировании собственной энергетической политики. Непрозрачный характер отношений с поставщиками энергоносителей приведет к постепенной потере контроля сначала над национальной энергетической отраслью, а в перспективе и над ключевыми предприятиями других отраслей. Механизм раннего предупреждения используется с целью достижения экономических или политических преференций, в основном в транзитных странах из-за отсутствия у них возможностей быть активной стороной в этом процессе.Недостаточная политическая и финансово-экономическая поддержка станет причиной отказа Украины от интеграции в европейское пространство. Для обеспечения дальнейших отношений с монопольным поставщиком - Россией под ее контроль будут переданы наиболее привлекательные энергетические активы, в частности ГТС и ПХГ, а государство Украина полностью выключится по международным отношениям в сфере энергетики.Отдельные страны-члены ЕС продолжат активно развивать альтернативные возможности получения энергоносителей, предоставляя государственную поддержку разведке залежей сланцевого газа, строительству терминалов для сжиженного природного газа и развития альтернативной электроэнергетики. К концу текущего десятилетия это способно сформировать потенциально новый барьер для поставок энергоносителей из восточного направления, поскольку возникнет конфликт интересов между желанием продолжить экспансию на энергетические рынки этих стран и их желанием противодействовать этому процессу.В общем энергетическая безопасность в Европе преимущественно зависеть от окраски двустороннего политического диалога между ЕС и Украиной, с одной стороны, как потребителей энергоресурсов и Россией, с другой - как одного из главных или монопольного поставщика.ЗаключениеЭнергетическая безопасность в Европе может быть обеспечена только при условии равноправного партнерства всех игроков энергетического рынка, которыми являются поставщики, транзитеры и потребители. Неотъемлемым условием равноправия является наличие прямого доступа к объективной информации о состоянии дел в энергетической сфере в течение всей технологической цепочки «добыча - транспортировка - потребление». В наибольшей степени это касается природного газа как особого вида энергоресурса учитывая специальные условия его добычи (необходимость обеспечения относительной непрерывности работы скважин), транспортировки (гарантирование рентабельности работы транспортной инфраструктуры) и потребления (ценовая политика, сезонные колебания).Все это обуславливает необходимость установления новых систем информирования о состоянии дел в энергетической сфере на общеевропейском уровне через технологические центры информирования в режимеон-лайн ответственных органов на уровне ЕС и национальных государств. Кроме этого, каждая страна, вовлеченная в международные энергетические отношения на европейском континенте, в пределах действующих европейских стандартов в сфере энергетики должна обеспечить информирование о результатах своей деятельности по примеру Инициативы прозрачности в добывающих отраслях (ExtractiveIndustriesTransparencyInitiative (EITI)), инициированной Тони Блэром в 2002г. в Йоханнесбурге. После расширения ее на сферу транспортировки и потребления такая инициатива могла бы обеспечить формирование целостной и достаточно объективной картины о энергетическом рынке Европы от добывающей скважины до фланца потребителя.ЕС является одним из крупнейших энергетических рынков в мире, а следовательно, имеет право быть вовлеченным в обеспечение энергетической безопасности в течение всей технологической цепочки, начиная от добычи и поставки и заканчивая транзитом. В контексте этого ЕС необходимо отказаться от роли стороннего наблюдателя отношений между странами-поставщиками и странами-транзитерами, которые касаются обеспечения международных энергетических отношений в Европе, и требовать предоставления полноценного доступа к переговорному процессу между ними. Участие представителей ЕС, компетентных в сфере энергетики, в переговорах между Россией и Украиной способно предотвратить достижение договоренностей, которые таят в себе высокий кризисный потенциал, например, из-за своей несбалансированностис действующими европейскими нормами, оторванности от рыночных реалий или другие факторы.Эффективным механизмом обеспечения энергетической безопасности продолжает быть Европейская Энергетическая Хартия, конечно, при условии завершения ее ратификации всеми участниками энергетического рынка в Европе, прежде всего странами-поставщиками энергоресурсов. Для этого ЕСскорее всего сосредоточится на том, чтобы убедить Россию в необходимости сначала ратифицировать существующую Энергетическую Хартию, а уже после этого начинать многосторонние переговоры о ее трансформации. Можно вернуться к рассмотрению предложения Европейского парламента в Еврокомиссию от 2 февраля 2009, которое среди прочего предлагало заключение трехстороннего соглашения между ЕС, Украиной и Россией о транзите российского газа в ЕС. Особого внимания заслуживает оценка возможностей переноса пункта приема-передачи газа из западных на восточные границы Украины, конечно, при условии строительства там ГИС европейского уровня и реформирования внутреннего энергетического рынка в Украине. Для этого целесообразно вернуться к энергетическим отношениям на уровне ЕС-Украина с положениями Меморандума о сотрудничестве в энергетической сфере от 01.12.2005 г..В рамках требований по реструктуризации НАК «Нефтегаз Украины» надо сосредоточить внимание на разработке проекта создания отдельного независимого оператора магистральных газопроводов и группы западно-украинских ПХГ и его работу по общеевропейским стандартам (единые тарифы, равный доступ, открытость информации о работе ПХГ в текущем, квартальном и годовом форматах). Это позволит обеспечить прозрачную систему транзита, а также эффективное использование ПХГ для балансировки энергоснабжения на линии восток-запад. Это поможет повышению энергетической безопасности, прежде всего в наиболее энергозависимых странах Центральной и Восточной Европы. Энергетическая безопасность имеет большое значение для ЕС, России и европейских государств транзитеров, таких как Словакия или Украина. Центральная и Восточная Европа имеет несколько вариантов диверсификации импорта: диверсификация поставщиков, увеличение импорта СПГ, переход к более краткосрочным договорам (все они подрывают доминирующую позицию Газпрома) и добыча "нетрадиционного" газа, а именно сланцевого газа.Радикальные изменения в сфере производства, транзита и маршрутов поставок природного газа в Европу открывают новые возможности и вызовы для энергетической безопасности. Последние события включают: новую европейскую модель газового рынка; внедрение 3-го энергетического пакета ЕС; конкуренцию между уже существующими маршрутами транзита газа и новыми маршрутами поставок. Чтобы подготовиться к новой эре краткосрочных цен, Центральная и Восточная Европа должна решить две основные задачи. Во-первых, она должна определить механизм финансирования новой инфраструктуры. Если страны Вышеградской группы хотят торговать газом и продолжать транспортировать большую часть российского газа в Европу, они должны инвестировать в сети. Но сокращение срока действия договоров на нерегулируемом рынке с множеством конкурентов усложняет возврат инвестиций.Список литературыАналитический доклад «Итоги деятельности СНГ за 20-лет и задачи на перспективу». Исполнительном Комитет СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http: // www.cis.minsk.by/page. php? id = 14626Байков Н. Перспективы развития мировой энергетики до 2030 г. // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 5. - С. 19-30; Болдырев. А. О бочках меда и ложках дегтя. - М .: Крымский мост-9Д, 2003. - С. 21-22, 25, 380-386Бутрин Д. Газовые грезы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http: // www.komersant.ru/k-money/Василенко М. Украина-российские отношения: реалии, становление и время опыта / Николай Василенко, Светлана Василенко // Вече. - 2003. - № 9. - С. 63-68.Воскресенский А. Д. "Большая Восточная Азия»: Мировая политика и энергетическая безопасность. - М .: РОССПЭН, 2006. - 128 с .; Воскресенский А. Д. "Большая Восточная Азия»: Мировая политика и энергетическая безопасность. - М .: РОССПЭН, 2006. - 128 с.Глобализация по-русски. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://topwar.ru/4027-globalizaciya-po- russki-chast-2.htmГончар М. Российская энергетическая политика: очертания экспансии / Гончар Политика и время. - 2007. - № 2. - С. 9-15.Грановский В. Украина - Россия: война нервов / Владимир Грановский // Зеркало недели. - 2003. - № 16. - С. 3.Гринкевич А. После шести лет противостояния. Российско-украинские отношения: перспективы после подписания широкомасштабного договора / Александр Гринкевич, Юрий Стасюк // Политика и время. - 1997. - № 7. - С. 8-15.ДастинванРайн М. Энергетическая политика США в свете американских и мировых тенденций в энергетике // Новые тенденции в сфере энергетической безопасности. - М., 2004. - С. 21-27Дергачев А. Российско-украинские отношения: осень десятилетия / Александр Дергачев // Зеркало недели. - 2004. - № 33. - С. 1-4, 21 августа.Дергачев А. Украинско-российские отношения - европейский и евразийский контекст / Александр Дергачев // ПОЛИС. - 2000. - № 6. - С. 110Дияк И. В. Украина - Россия: История и современность: Наук.вид. - М.: Укрполиграфсервис, 2001. - 400 с.Документ ООН: S/PV. 7124 - http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N14/250/32/PDF/N1425032.pdf?OpenElementДугин А.Г. Россия не мыслима без империи. / Александр Дугин // Внешняя политика и безопасность современной России. Т. 1, кн. 1. - М. : Московский общественный научный фонд; ООО „Издательский центр научных и учебных программ, 1999. - С. 98.Ельченко В. Российско-украинские отношения: прагматизм стратегического партнерства / Владимир Ельченко // Внешние дела. - 2010. - № 9.Еременко А. Легко с Москвой въехать / А. Еременко, В. Ким // Зеркало недели. - 2010. - № 12.Еременко А. Рынок газа Украины: в лицах, цифрах, фактах // Зеркало недели. - 1996. - 7-17 мая; Васильев А. Что скрывает «Газпром» // Новая газета. - 2001. - 23 августаЖангожа Р.Н. Украина и Россия на постсоветском пространстве. Интересы общие и специфические / РустемНаулиЖангожа // Вече. - 1998. - № 7.Зубанюк В. Российские газовики положили глаз на 15 украинских предприятий // Коммерсантъ. - 1995. - 18 марта. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.kommersant.ru/daily/1995-3-18? Stamp = 634720833735185277; Интересы «Газпрома» на Украине. Украинские предприятия, в приватизации которых намерений участвовать «Газпром» // Коммерсантъ. - 1995. - 9 ноября. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/daily/1995-11- 9? Stamp = 634720837115471325Иванова Е. Кому принадлежит Россия // Коммерсантъ - Власть. - 2001. - 27 ноября. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http: // www.compromat.ruИсаков Ю. "Восьмерка" и глобальные энергетические проблемы: Эволюция и перспективы // Свободная мысль. - 2006. - № 9-10. - С. 25-37; Милов В. Может ли Россия стать энергетической сверхдержавой? // Вопросы экономики. - 2006. - № 9. - С. 21-30Какая Украина нужна России? // Независимая газета. - 2001. - 25 апреля.Кампанер Н. Европейская энергобезопасности и уроки истории // Россия в глобальной политике. - 2007. - № 6 // http: // www.globalaffairs.ru/numbers/29/8831.html; Кравченко В. Демаркация интересов / Владимир Кравченко // Зеркало недели. - 2010. - № 18. - 15 мая.Кравченко В. Как делить? / Владимир Кравченко // Зеркало недели. 2011. - № 5. - 11 февраля.Кудряченко А. Украина-российские отношения: путь к равноправному сотрудничеству // Новая политика. - 1998. - № 1. - С. 12-17.Кудряченко А.И. Варианты и измерения стратегического сотрудничества Украины и России на современном этапе // Россия и современный мир. - 2006. - № 3 - С. 200.Курделюк Д. Украина - Россия: евразийское решение газовой дилеммы / Даниил Курделюк, Инна Новак, Александр Малиновский // Зеркало недели. 2006. - № 2. - 21 января.Лапкин В.В. Политические трансформации в России и на Украине в 2004-2006 гг. / Владимир Валентинович Лапкин, Владимир ИгорьевичПантин // ПОЛИС. - 2007. - № 1. - С. 104-120.Лисничук А. Россия и Украина - две альтернативные модели новейших постсоветских трансформаций. / Олесь Лисничук // Научные записки Института политических и етнонацциональних исследований 1м. И.Ф. Кураса НАН Украины: Сборник научных трудов. - М., 2007. - Вып. 33. - С. 339-347.Лосев И. Россия - Украина: культурное измерение политического противостояния / Игорь Лосев // Современность. - 2000. - № 12. - С. 113-118.Люта Г. Ода в честь независимости отдельно взятой газовой трубы // Зеркало недели. - 1995. - 11-17 февраля.Максимычев И. Ф, Угрозы безопасности России, связанные с началом расширения НАТО (Внешнеполитические аспекты). / Игорь Федорович Максимычев // Внешняя политика и безопасность современной России. Т. 1, кн. 1. - М. : Московский общественный научный фонд; ООО „Издательский центр научных и учебных программ, 1999. - с. 430.Матвиенко К. Украины - Россия. В Европу вместе или врозь? / Константин Матвиенко // Внешние дела. - 2011. - № 1.Матийчик Я. За ширмой российского "прагматизма / Ярослав Матийчик // Политика и время. - 2001. - № 5. - С. 82-83.Матийчик Я. Культура внешнеполитических установок РФ: украинское измерение / Ярослав Матийчик // Экономическая газета. - 2001. - № 2. - С. 19-22.Международная конференция "Энергетический фактор в истории международных отношений" // www.mgimo.ruМаргелов М. Нефтяной фактор в мировой политике // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2004. - № 8. - С. 68-77Мировая энергетика: взгляд на 10 лет вперед // Россия в глобальной политике. - 2006. - № 6 // http://www.globalaffairs.ru/numbers/23/6687.htmlМошес А. Российско-украинские отношения: современное состояние и перспективы / Аркадий Мошес // Свободная мысль ХХІ. - 2001. - № 8. - С. 8Мыкал А. Российско-украинские отношения: столкновение интересов и целей / Елена Мыкал, Елена Снигирь // Внешние дела. - 2009. - № 10. - С. 18-21.Никуличева Ю.В. Содружество независимых государств. Очерк современной истории. - Г. 2002. - С. 19Официальный сайт компании «ИТЕРА» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://www.itera.ruПаньков В. С. Свобода торговли между Россией и ЕС: за и против / Владимир Степанович Паньков // Россия в глобальной политике. - 2007. - Том 5, № 1. - С. 78-88.Панюшкин В. Газпром: новое русское оружие. - М .: Захаров, 2008. - С. 17-20.Паппэ Я.Ш. «Олигархи» Экономическая хроника 1992-2000. - М .: Фолио, 2001. - С. 77-78Пастухов В.Б. Украина не с Россией / Владимир Борисович Пастухов // ПОЛИС. - 2005. - № 1. - С. 25-36.Перепелица М. Российско-украинские отношения в формате «Большого договора» // Внешняя политика Украины - 2008: стратегические оценки, прогнозы и приоритеты. - М .: Стилос, 2009. - С. 243.Пода В. "Союз трех наступает на Украину / Виктория Пода // Комментарии. - 2010. - № 7 (207). - С. 6.Полищук А. Янукович оказался плохим учеником Путина / Олег Полищук // Комментарии. - 2010. - № 36 (233). - С. 2.Проблемы и перспективы сотрудничества Украины и России // Национальная безопасность и оборона. - 2006. - № 5. - С. 25.Проблемы глобальной энергетической безопасности // Энергетическая политика. - 2005. - № 3. - С. 65-67., Россия и мир: 2011. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / Рук.проекта - А. А. Дынкин, В.Г. Барановский. - М.: ИМЭМО РАН, 2010, - 2010. - 148 сРоссия. Поллитические вызовы ХХІ века. Второй всероссийский конгресс политологов 21-23 апреля 2000 г. - М. : „Российская политологическая энцыклопедия (РОССПЭН), 2002.Рыбальненко И. «Газпром» раскрыли карман шире .// Коммерсантъ. - 2001. - 28 декабря [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. kommersant.ru/daily/2001-12-28?stamp=634720839958080477Рыбачук Ю. Украина и Россия: партнеры по кризису? / Юрий Рыбачук // Комментарии. - 2010. - №8 (208). - С. 18.Сапиро Ж. Энергобезопасность как всеобщее благо // Россия в глобальной политике. - 2006. - № 6 // http://www.globalaffairs.ru/numbers/23/6688.html; Сапрыкин В. Газовый сектор Украины, quovadis? / Владимир Сапрыкин // Зеркало недели. - 2011. - № 6, 18 февраля.Сербина Н. Проблемы и перспективы Украины-российских отношений в новых геополитических реалиях // Актуальные проблемы отечественной и всемирной истории: Научные записки РГГУ. - 2005. - Вып. 5. - С. 166-172.Симон Г. Россия и Украина через 10 лет после краха комунистического режима: сзодство и различия / Герхард Симон // Политические исследования. 2000. - № 6. - С. 122-126.Симония Н. Нефть в мировой политике // Международные процессы. - 2005. - № 3. - С. 4-17Смолин М. „Украинский туман должен рассеяться, и русское солнце взойдет / Михаил Смолин // Москва. - 1996. - № 2. - С. 162.Смолянюк В. Военное сотрудничество Украины и России между полюсами реальности и ирреальности (геополитический анализ) / В. Смолянюк // Человек и политика. - 2000. - № 2. - С. 45-56.СНГ: начало или конец истории? / Внешняя политика и безопасность современной России. Т. 1, кн. 1. - М.: Московский общественный научный фонд; ООО „Издательский центр научных и учебных программ. - 1999. - С. 36.Соскин А. Неоколониальная зависимость Украины от России: проявления и опасности / Олег Соскин // Экономическая газета. - 2000. - № 10. - С. 29-31.Шерр Дж. Угроза энергетической безопасности: Долгожданная ответ Европейского Союза // Зеркало недели. - 2007. - № 9.Украина 2000 и далее: геополитические приоритеты и сценарии развития / Монография Национального института стратегических исследований и Национального института украинской-российских отношений. - М.: НИСИ, 1999. - С. 16Украина в 2005-2009 гг .: стратегические оценки общественно-политического и социально-экономического развития / Монография Национального института стратегических исследований и Национального института украинской-российских отношений. - М., 2009.Ульянов Н.И. Украинский сепаратизм / Николай Ульянов . - М. : Изд-во Эксмо, Изд-во Алгоритм. - 2004.Чекаленко Л. Украина - Россия: проблемы "стратегического партнерства / Людмила Чекаленко // Персонал. - 2006. - № 3. - С. 30-35.Энергетика мира и Украины. Цифры и факты. - М.: Знание, 2005. - 404 с.Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии / Под ред. А. Д. Воскресенского. - М .: МГИМО (У), 2007. // www.ca-news.org


Список литературы

1. Аналитический доклад «Итоги деятельности СНГ за 20-лет и задачи на перспективу». Исполнительном Комитет СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http: // www.cis.minsk.by/page. php? id = 14626
2. Байков Н. Перспективы развития мировой энергетики до 2030 г. // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 5. - С. 19-30;
3. Болдырев. А. О бочках меда и ложках дегтя. - М .: Крымский мост-9Д, 2003. - С. 21-22, 25, 380-386
4. Бутрин Д. Газовые грезы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http: // www.komersant.ru/k-money/
5. Василенко М. Украина-российские отношения: реалии, становление и время опыта / Николай Василенко, Светлана Василенко // Вече. - 2003. - № 9. - С. 63-68.
6. Воскресенский А. Д. "Большая Восточная Азия»: Мировая политика и энергетическая безопасность. - М .: РОССПЭН, 2006. - 128 с .;
7. Воскресенский А. Д. "Большая Восточная Азия»: Мировая политика и энергетическая безопасность. - М .: РОССПЭН, 2006. - 128 с.
8. Глобализация по-русски. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://topwar.ru/4027-globalizaciya-po- russki-chast-2.htm
9. Гончар М. Российская энергетическая политика: очертания экспансии / Гончар Политика и время. - 2007. - № 2. - С. 9-15.
10. Грановский В. Украина - Россия: война нервов / Владимир Грановский // Зеркало недели. - 2003. - № 16. - С. 3.
11. Гринкевич А. После шести лет противостояния. Российско-украинские отношения: перспективы после подписания широкомасштабного договора / Александр Гринкевич, Юрий Стасюк // Политика и время. - 1997. - № 7. - С. 8-15.
12. Дастин ван Райн М. Энергетическая политика США в свете американских и мировых тенденций в энергетике // Новые тенденции в сфере энергетической безопасности. - М., 2004. - С. 21-27
13. Дергачев А. Российско-украинские отношения: осень десятилетия / Александр Дергачев // Зеркало недели. - 2004. - № 33. - С. 1-4, 21 августа.
14. Дергачев А. Украинско-российские отношения - европейский и евразийский контекст / Александр Дергачев // ПОЛИС. - 2000. - № 6. - С. 110
15. Дияк И. В. Украина - Россия: История и современность: Наук. вид. - М.: Укрполиграфсервис, 2001. - 400 с.
16. Документ ООН: S/PV. 7124 - http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N14/250/32/PDF/N1425032.pdf?OpenElement
17. Дугин А.Г. Россия не мыслима без империи. / Александр Дугин // Внешняя политика и безопасность современной России. Т. 1, кн. 1. - М. : Московский общественный научный фонд; ООО „Издательский центр научных и учебных программ, 1999. - С. 98.
18. Ельченко В. Российско-украинские отношения: прагматизм стратегического партнерства / Владимир Ельченко // Внешние дела. - 2010. - № 9.
19. Еременко А. Легко с Москвой въехать / А. Еременко, В. Ким // Зеркало недели. - 2010. - № 12.
20. Еременко А. Рынок газа Украины: в лицах, цифрах, фактах // Зеркало недели. - 1996. - 7-17 мая; Васильев А. Что скрывает «Газпром» // Новая газета. - 2001. - 23 августа
21. Жангожа Р.Н. Украина и Россия на постсоветском пространстве. Интересы общие и специфические / Рустем Наули Жангожа // Вече. - 1998. - № 7.
22. Зубанюк В. Российские газовики положили глаз на 15 украинских предприятий // Коммерсантъ. - 1995. - 18 марта. [Электронный ресурс]. -

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты развития отношений рассмотрены в статье?

В статье рассмотрены теоретические аспекты развития отношений в энергетической сфере, включая энергетический фактор в международных отношениях и законодательный аспект сотрудничества в энергетической сфере.

Какая история развития отношений между компаниями Нафтогаз и Газпром представлена в статье?

В статье представлена история развития отношений между компаниями Нафтогаз и Газпром в энергетической сфере, включая их взаимодействие и конфликты.

Какие последствия привело развитие конфликта в энергетической сфере?

Развитие конфликта в энергетической сфере привело к ухудшению отношений между Россией и Украиной, а также к осложнению ситуации на рынке энергоносителей и повышению энергетической напряженности в регионе.

Какая позиция ЕС в исследуемом вопросе представлена в статье?

В статье представлена позиция ЕС по энергетическому фактору в российско-украинском кризисе, включая меры и рекомендации для урегулирования конфликта и обеспечения энергетической безопасности.

Какой энергетический фактор играет ключевую роль в российско-украинском кризисе?

Ключевой энергетический фактор, играющий роль в российско-украинском кризисе, - это поставки газа.

Какие аспекты развития отношений в энергетической сфере рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются теоретические аспекты развития отношений, законодательный аспект сотрудничества и история развития отношений между компаниями Нафтогаз и Газпром.

Каково современное состояние отношений в энергетической сфере между Россией и Украиной?

Современное состояние отношений в энергетической сфере между Россией и Украиной характеризуется конфликтом и развитием напряженности.

Как развивается конфликт в энергетической сфере между Россией и Украиной?

Конфликт в энергетической сфере между Россией и Украиной развивается посредством прекращения поставок газа, спорами о ценах и условиях доставки газа, а также судебными разбирательствами.

Какую позицию занимает Европейский Союз в российско-украинском кризисе?

Европейский Союз занимает позицию, выступая за разрешение конфликта между Россией и Украиной в энергетической сфере посредством диалога и компромисса.

Какой энергетический фактор играет ключевую роль в российско-украинском кризисе?

Ключевую роль в российско-украинском кризисе играет энергетический фактор. Обе страны являются важными игроками на рынке энергоресурсов, особенно в отношении поставок и транзита газа. В прошлом были заключены длительные и сложные договоры о сотрудничестве в сфере энергетики, которые на данный момент находятся под угрозой из-за политического конфликта между Россией и Украиной.

Какие аспекты сотрудничества в энергетической сфере регулируются законодательством?

Сотрудничество в энергетической сфере регулируется законодательством, которое включает в себя нормы и правила для защиты интересов обеих сторон. В случае российско-украинского кризиса, законодательство определяет условия и правила для поставок и транзита газа, а также механизмы разрешения споров между компаниями Нафтогаз и Газпром.

Какова позиция Европейского Союза по вопросу энергетического конфликта между Россией и Украиной?

Европейский Союз занимает позицию, призывающую обе стороны к диалогу и поиску мирного решения конфликта. ЕС поддерживает не только энергетическую безопасность своих членов, но и стабильность поставок газа в Европу и соблюдение договорных обязательств. Он также стремится участвовать в медиации между Россией и Украиной, чтобы достичь устойчивого соглашения по энергетическим вопросам и урегулировать напряженность в этой сфере.