Вам нужно эссе?
Интересует Литература?
Оставьте заявку
на Эссе
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Анализ сказки по Проппу

  • 11 страниц
  • 0 источников
  • Добавлена 18.07.2015
528 руб. 660 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Анализ сказки по Проппу
Фрагмент для ознакомления

Встреча антагониста- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Доглядись, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?Выведывание антагонистом (в1) Всё, что видела, Триглазка матери рассказала; старуха обрадовалась.Выдача сведений (w1)Мать посылает троих дочерей на разведкуТроичностьДва глаза заснули, а Третий глядит и всё видитПодвох (г1) …красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобралаНарушение запрета (b1)а об третьем забылаПособничество антагонисту (g1) - Режь рябую корову!Подвох (г1) - Режь, да и только!Наточил ножик...Вредительство (A14) - Коровушка-матушка! Тебя хотят резать.Рудимент сообщения беды (В4)- А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай.Испытание-просьба (Д3)Хаврошечка всё сделалаЛиквидация беды (Л10)…голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки каждый день в саду поливала…Выполнение испытания (Г1)…и выросла из них яблонька, да какая - боже мой! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо - останавливается, кто проходит близко - тот заглядывается.Появление волшебного предмета (Z6)…на ту пору ехал по полю барин - богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, затрогал девушек:- Девицы-красавицы! - говорит он. - Которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.ЗадачаСлучилось раз - девушки гуляли по садуУтроениеПодошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустилисьПобеда (П5) и решение задачи Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать.Счастливый конецВыписавфункции, получаем следующую схему: i В2 б1 а6 е3 в1 w1г1 b1 g1 г1 A14 В4 Д3 Л10Г1Z6П5 C*.Итогом кропотливого изучения ста волшебных сказок из сборника Афанасьева стало составление общей структурной модели, включающей ограниченный перечень функций, сменяющих друг друга в определенной последовательности, по которой разворачивается повествование любой волшебной сказки (хотя в некоторых случаях возможны отклонения от модели, связанные с пропуском одних функций, что наблюдается во всех сказках, и повторением других функций, а также их порядковой перестановкой). Это позволило Проппу в наиболее общей и в то же время строго научной форме дать определение жанра волшебной сказки для общей – оставленной самим Проппом как открытая возможность – классификации сказок.После того, как работы Проппа стали известны на Западе, многих ученых заинтересовала такая возможность. В частности, Р. Барт предложил расширить предметное поле, к которому приложим пропповский анализ по функциям, с исключительно только сказочного материала до всех возможных, а не сказочных только, повествований, и тем самым ввести пропповский метод изучения повествовательных текстов в более широкое литературоведческое русло. Для этого Барт существенно трансформирует и расширяет понятийную базу анализа повествования по функциям. Согласно Барту, в повествовательных текстах выделяются функции и индексы: из функций складывается история (абстрактная сторона развития событий), а из индексов – ее аранжировка (характер персонажа, мотивы, детализация действий, орудия). Внутри функций по Р. Барту выделяется два подразряда: ядерные функции и катализные, которые служат для ядерных функций прокладочным материалом. Однако впоследствии Барт отказывается от попыток создать общую структурную модель для всех уже существующих и только еще возможных повествовательных текстов, предпочтя такой возможности практику «воссоздания текста … но не в его индивидуальности, а в его игровом движении, … включить его в безбрежную парадигму несхожестей»v.Персонажи в анализе В.Я. Проппа делятся на антагонистов, помощников, дарителей и т.д., но при этом речь идет только об одном фольклорном жанре. А. Греймас (Гримас) в работе «Структурная семантика»vi отчасти соединил схему Проппа со схемой построения высказывания Р.О. Якобсона. Он предложил разделить повествование на актантные и актерские позиции. Актер – это конкретное лицо, которое выполняет в повествовании структурную роль, а сама эта роль является актантом. Позиции актантов повествования заполняются конкретным материалом действующих лиц. В повествовании Греймас выделяет шесть актантов, которые распределяются по трем смысловым осям: 1) ось коммуникации, на которой располагаются два актанта: адресат и адресант; 2) ось поиска,стремления, на которой располагаются актанты: субъект и объект; 3) ось борьбы, на которой располагаются актанты: помощник и противник. По этим актантам раскладывается любая сюжетная роль повествования. Таким образом, актантная структура сюжетов является удобным аналитическим средством: она говорит об идеологии произведения, о ситуации его героя и т.д.На примере сказки о Крошечке-Хаврошечке мы видим, что она является самой простой, а сюжетная линия строится на основе противопоставления моральных качеств главной героини всем остальным.

нет

Анализ сказки 'Красная шапочка' по структуре В. Я. Проппа

Для анализа по структуре В. Я. Проппа, я решила взять всеми известную сказку &';Красная шапочка&';, которую написали братья Гримм.

Сказка начинается с перечисления членов семьи, это не является функцией, но все же представляет собой важный морфологический элемент, источник ситуации в сказке. В &';Красная Шапочка&'; становится ясно, что она живет с матерью и рядом с ними, в лесу, живет ее бабушка, которая должна вести пирога.

Особенности:

Отлучка (Красная шапочка уходит из своего дома к бабушке)

2)Запрет (Мать наказывает Красной Шапочке, чтобы идти к бабушке, не была с тропинки)

)Нарушение (Красная шапочка сходит с тропинки, чтобы собрать цветы)

Выведывание (Волк расспрашивает Красную Шапочку, куда она идет и где живет бабушка)

Выдача (Красная шапочка, говорит волк, где живет ее бабушка и зачем она, от нее идет)

Подвох (волк притворяется добрым и предлагает Красной Шапочке собрать цветы, чтобы попасть первым к бабушке. Затем, он обманывает бабушку утверждает, Красной Шапочкой, а далее, обманывает Красную Шапочку, притворяясь бабушкой)

Оказание помощи (Красная шапочка поддается на обман и начинает собирать цветы, тем самым помогая волк)

Вредительство (Волк попадает к бабушке, проглотил ее, он одевается в ее одежду, таким образом, внести изменения. Далее, он охватывает в себя Красная шапочка)

Недостача (Мать посылает Красную Шапочку к бабушке, потому что бабушка болеет и нужно посетить)

Посредничество (Мать посылает Красную Шапочку к бабушке)

10)Отправка (Красная шапочка покидает свой дом и идет к бабушке)

Победа (Охотник, болит живот волка, и потом все вместе набивают брюхо волка камнями и он умирает)

Ликвидации проблемы или недостачи (Красная шапочка и бабушка освобождаются, бабушка ест гостинцы принесла племянница, и начинает выздоравливать)

Узнать стоимость работы