Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особые процессуальные формы судебного разбирательства по уголовным делам о военных преступлениях в годы ВОВ

  • 31 страница
  • 8 источников
  • Добавлена 18.07.2015
1 078 руб. 1 540 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.Органы правосудия и юстиции в годы ВОВ 5
1.1 Трибуналы 5
1.1.Общие суды 15
1.2.Народный комиссариат юстиции и прокуратура СССР 20
2.Уголовное законодательство в годы ВОВ 23
3.Особенности процессуального порядка рассмотрения уголовных дел в годы ВОВ 26
Заключение 28
Список литературы 30


Фрагмент для ознакомления

Далее хотелось сказать о том, что в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государственную тайну» было сказано об уголовной ответственности должностных лиц в виде лишения свободы сроком до 10 лет, для граждан — до 3 лет.Также, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г., была введена уголовная ответственность воинских начальников за незаконное награждение. Интерес вызывает норма согласно которой, в случае утраты знамени, часть, которая потеряла знамя, должна была быть расформирована, виновные в данном преступлении должны были быть осуждены судом военного трибунала.Далее хотелось сказать об ответственности за незаконное хранение оружия, в том случае если лицо проживало на освобожденной территории. Особое распространение получила в этот период спекуляцияв определении состава преступления, что также стало причиной увеличение наказания за данное правонарушение.В значительной степени возрос уровень ответственности за нарушения в сфере трудовой дисциплины. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» ответственность устанавливалась за то, что сотрудник без разрешения покинул рабочее место или опоздал более чем на 21 минуту. Что касается мер ответственности то речь шла об исправительно-трудовых работах по месту основной работы сроком до шести месяцев и с удержанием из заработной платы до25%.Что касается различного рода наказаний, то многие из них применялись с отсрочкой для того чтобы отправить осужденных на фронт. Те, кто смог проявить себя на поле боя в последствии мог быть освобожден от наказания и с них снималась судимость. По Указу Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. была объявлена амнистия в отношении лиц, осужденных по Указу от 26 декабря 1941 г. за нарушение трудовой дисциплины.Следующей особенностью законодательства рассматриваемого периода можно назвать то, что в этой период был распространена своего рода законодательная аналогия, так называемых законов о «приравнивании». В качестве примера можно привести ситуацию, когда отсутствие рабочего места в неположенное время приравнивалось к дезертирству, кража имущества военного воспринималось как бандитизм.В некоторых случаях государство использовало закон с целью наказания невинных людей.В заключении можно отметить следующие факты развития уголовного процесса в военное время. В рамках Конституции СССР 1936 г. и Законе о судоустройстве 1938 г. были определены принципы уголовного процесса: судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т. д. При этом сыновняя часть вышеуказанных требований нарушались и по просто игнорировались. 3.Особенности процессуального порядка рассмотрения уголовных дел в годы ВОВЕсли говорить о процессуальной деятельности в годы Великой Отечественной войны, то хотелось прежде всего сказать, что в качестве основных источников процессуальных норм в деятельности военных трибуналов были представлены следующие законодательные акты:– Конституция 1936 г.– Закон о судоустройстве 1938 г.– Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923г.– Положение «О военных трибуналах и военной прокуратуре» 1926г.– отдельные нормативные решения центральных органов власти, ведомственные директивы, приказы и инструкции.При этом хотелось отметить, что именно в годы войны били разработаны нормативные акты, которые в последствии сыграли важную роль в развитии института возбуждения уголовного дела.В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 г. в значительной степени были расширены полномочия военного командования по возбуждению уголовных дел о тех преступлениях, которые совершались в местностях, объявленных на военном положении. Инструкция по производству дознания в Военно-Морском Флоте от 24 сентября 1942 г. и Инструкция органам дознания Красной Армии от 12 ноября 1942 г., принятые НКО СССР, четко определяли порядок возбуждения уголовного дела и ведения процедуры дознания в воинских частях и военизированных учреждениях и требовали при этом четкого соблюдения требований УПК РСФСР 1923 г. в части вынесения органами дознания процессуального решения о возбуждении уголовного дела. Такое решение было представлено в рамках специального постановления. Хотелось вкратце сказать об особенностях судебного процесса в военный период:Срок рассмотрения уголовных дел ограничивался 24 часами. Приговор о высшей мере наказания вступал в законную силу, если в течение 72 часов не поступало никаких сообщений от лиц, которые располагали данной компетенцией. Были ограничены сроки следствия в отношении определенной категории уголовных дел. Война вызвала необходимость внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Был введен новый порядок рассмотрения дел военными трибуналами. Их приговоры не подлежали кассационному обжалованию и могли быть изменены или отменены только в порядке надзора. Значительное внимание было уделено проверке дел в отношении приговорённых к высшей мере. Право приостанавливать приговоры трибуналов к высшей мере предоставлялось военным советам, командующим округами, фронтами, армиями, флотами с одновременным сообщением председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР. Говоря о ключевых особенностях судопроизводства в рассматриваемый период можно отметить:рассмотрение дел без участия сторон в основном в закрытых судебных заседаниях; сжатые сроки судопроизводства; обеспечение дополнительных полномочий командованию войсковых подразделений в уголовном судопроизводстве; недопустимость кассационного обжалования приговоров; подчинение деятельности всех военно-судебных органов выполнению первостепенной задачи обеспечения победы над врагом. Хотелось отметить, что в военный период высшая мера наказания – расстрел, использовалась военными трибуналами довольно редко и лишь в исключительных случаях. В частности, речь шла о делах, которые относились к государственным или особо опасным уголовным преступлениям. При этом нельзя отрицать что подобных видов наказания в военные годы было значительно больше, хотя в большинстве случаев по ним довались отсрочки и возможность искупить вину на поле боя.Осужденный по данной статье определяли в штрафные части, что основывало вероятность достижения целей наказания с разумным использованием человеческих контингентов Вооруженных Сил СССР. При анализе судопроизводства в военный период можно отметить, что для рассмотрения подобных дел военными трибуналами был необходим особый, чрезвычайный порядок рассмотрения уголовных дел, по той причине, что эффективная реализация правосудия ими в военной ситуации не возможно на правовой базе мирного периода времени. Что касается результативности деятельности военных трибуналов войск НКВД СССР как в период мирного так и военного времени, то ее обеспечение осуществлялось на основании проведения своевременных и оперативных организационно-правовых изменений, централизованным руководством ими со стороны руководящих и директивных органов. Военным трибуналам приходилось решать довольно сложные внутриполитические задачи.ЗаключениеНа основе вышеизложенного материала хотелось сделать следующие выводы.Прежде всего хотелось отметить, что Великая Отечественная война принесла много горя советским гражданам, проверкой, которую Советский народ выдержал с честью.Тем не менее, были те кто своей трусостью и предательством порочили честное имя советского гражданина, предавая своих, выступая на стороне немецко-фашистских захватчиков. Среди изменников Родины были те кто не просто помогали оккупантам, выступая в качестве переводчиков или предоставляя помощь в подсобном хозяйстве, а оказывали помощь во время пыток и насильственных издевательств над советскими людьми. В любом случае и тех и других ждало суровое наказание.В качестве органа, который принимал судебные решения в отношении оккупантов и их пособников выступал Военный трибунал. Естественно, что действий данного органа было недостаточно по этой причине создавались военно-полевые суды, общие суды и т.д. Для того, чтобы деятельность Военного трибунала была максимально справедливой, в качестве органа который вел надзор за действиями судебного органа, выступала Военная коллегия СССР.Если говорить о государственном устройстве страны в годы Великой Отечественной войны, то можно отметить следующие особенности. В частности, хотелось отметить, слаженную работу советского государственного аппарата, которая лишь укрепилась благодаря формированию чрезвычайных органов власти и управления. Тем не менее, можно отметить что советское право, как таковое, в том числе и уголовное, значительных изменений не претерпело и в последствии многие правовые новеллы, принятые в годы войны, после ее окончания, отмерли.Возвращаясь к слаженной работе нельзя не отметить деятельность Военной коллегии, которая за 1944 и первое полугодие 1945 года рассмотрела более 43 тысяч дел, из них более 13 тысяч об осужденных к расстрелу. Особо хотелось также отметить роль Государственного Комитета Обороны СССР, который был создан 30 июня 1941 г. В руках вышеуказанного органа была сосредоточена основная часть власти в государстве. Как известно, ни до, ни после войны, подобного органа не существовало. Также хотелось отметить, что по поводу данного органа ничего не было сказано в Конституции СССР.Если говорить о преступлениях, то было издано не слишком много законодательных актов, определивших ответственность за новые составы преступлений. По этой причине не было необходимости отказываться от норм Общей и Особенной части Уголовного кодекса и в замене их специальными военными законами.В частности, в рамках Указа «О военном положении» от 22 июня 1941 г., было предусмотрено право ввести в местностях, объявленных на военном положении, военно-квартирную, трудовую, автогужевую и транспортную повинности; в случае невыполнения вышеуказанных обязательств было предусмотрено наказание в административном порядке.Помимо этого, Указом от 26 декабря 1941 г. было учреждено, что рабочие и служащие предприятий военной промышленности, в том числе эвакуированных, а также предприятий других отраслей, обслуживающих военную промышленность по принципу кооперации, являются на время войны мобилизованными и закрепленными для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают. Следовательно, уход с такой работы, независимо от причин подобных действий, был приравнен к дезертирству, что предусматривало высокие меры наказания.Также необходимо отметить, что дела в отношении вышеуказанных преступлений были подсудны военным трибуналам. Указом от 15 апреля 1943 г. все рабочие и служащие железнодорожного транспорта объявлялись на этап войны мобилизованными на железнодорожном транспорта и по этой причине в случае совершения какого-либо преступления работники железнодорожного транспорта в вопросе меры ответственности были приравнены к военнослужащим. В частности, дела, которые касались совершенного ими преступления рассматривались в военных трибуналах железных дорог по законам военного времени. С 9 мая 1943 г. Нормы Указа также относились к морскому и речному транспорту.Отдельно хотелось сказать о таких видах преступлений как «измена Родине», «распространение ложных слухов» и других преступлений которые были явно направлены против советского народа, то за подобные преступления предусматривалась высшая мера наказания. При этом сроки судебных разбирательств в случае совершения вышеуказанных были кратчайшими и не превышали 24 часов.Начиная с 1943 года в случае совершения таких преступлений, как пособничество немецко-фашистским захватчикам, шпионаж, насильственные действия в отношении мирного населения, судебные разбирательства проходили на месте после освобождения захваченных территорий, при этом в случае высшей меры наказания, а именно смертная казнь через повешение, вопрос решался также на месте, после чего труп мог висеть еще в течении нескольких дней. Правительством данные меры наказаний объяснялись как вынужденные в связи с военным положением.Рассматривая ситуацию, которая происходила в военное время можно отметить, сто основная цель подобного рода наказаний носила в большей степени предупреждающий характер, вселяя страх в тех, кто планирует перейти на сторону врага.Список литературыЗакон СССР от 16.08.1938 "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик".Вепрев, О. В. Государственная безопасность [Текст] : три века на Южном Урале / О. В. Вепрев, В. В. Лютов. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2002. — 445 с. : ил. — (Уральский арсенал). Глушаченко, С. Б. Борьба органов милиции с преступлениями, посягавшими на ослабление боеспособности Красной Армии, в годы Великой Отечественной войны / Глушаченко С. Б., Шатилов С. П. // История государства и права. — 2008. — N 12. — С. 31-32. — (История государства и права советской России). Григорьев, О. В. Советская военно-судебная система в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) / О. В. Григорьев // Российский судья. — 2010. — N 6. — С. 40-43. Гусак, В. А. К вопросу о классификации функций советской милиции в военный период (1941-1945 гг. ) [Текст] / Гусак В. А. // История государства и права. — 2010. — N 24. — С. 2-4. Гусак, В. А. К вопросу о классификации функций советской милиции в военный период (1941-1945 гг. ) [Текст] / Гусак В. А. // История государства и права. — 2010. — N 24. — С. 2-4. Гусак, В. А. Проблемы деятельности бригад содействия милиции в предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) [Текст] / Гусак В. А. // История государства и права. — 2011. — N 2. — С. 6-8. Гусак, В. А. Организационно-правовые формы взаимодействия милиции с населением в период Великой Отечественной войны [Текст] / Гусак В. А. // История государства и права. — 2011. — N 3. — С. 8-10. — (Государственная служба и право).

Список литературы
1. Закон СССР от 16.08.1938 "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик".
2. Вепрев, О. В. Государственная безопасность [Текст] : три века на Южном Урале / О. В. Вепрев, В. В. Лютов. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2002. — 445 с. : ил. — (Уральский арсенал).
3. Глушаченко, С. Б. Борьба органов милиции с преступлениями, посягавшими на ослабление боеспособности Красной Армии, в годы Великой Отечественной войны / Глушаченко С. Б., Шатилов С. П. // История государства и права. — 2008. — N 12. — С. 31-32. — (История государства и права советской России).
4. Григорьев, О. В. Советская военно-судебная система в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) / О. В. Григорьев // Российский судья. — 2010. — N 6. — С. 40-43.
5. Гусак, В. А. К вопросу о классификации функций советской милиции в военный период (1941-1945 гг. ) [Текст] / Гусак В. А. // История государства и права. — 2010. — N 24. — С. 2-4.
6. Гусак, В. А. К вопросу о классификации функций советской милиции в военный период (1941-1945 гг. ) [Текст] / Гусак В. А. // История государства и права. — 2010. — N 24. — С. 2-4.
7. Гусак, В. А. Проблемы деятельности бригад содействия милиции в предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) [Текст] / Гусак В. А. // История государства и права. — 2011. — N 2. — С. 6-8.
8. Гусак, В. А. Организационно-правовые формы взаимодействия милиции с населением в период Великой Отечественной войны [Текст] / Гусак В. А. // История государства и права. — 2011. — N 3. — С. 8-10. — (Государственная служба и право).

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие, история и значение прокурора в уголовном процессе

Глава 2. Процессуальное положение прокурора в различных стадиях уголовного процесса

Глава 3. Сравнительный анализ процессуального положения прокурора в Республике Беларусь, прокурор, другое государство

Вывод

Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

Проблема обеспечения законности в уголовном процессе является одним из самых важных компонентов безопасности государства, общества, граждан. Более важную роль в этом деле принадлежит прокурора, который является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляет от имени государства уголовное преследование и поддерживает государственное обвинение в суде. Функция обеспечения законности и обоснованности уголовного преследования и поддержания обвинения в суде от имени государства всеобщего [10, c. 17]. Определение роли прокурора в выполнении задач предварительного следствия и укрепления законности при производстве предварительного может быть по праву считается одним из самых важных аспектов регламентации стадий уголовного процесса. Прокурорский надзор является одной из важнейших гарантий защиты прав и законных интересов граждан. Поэтому четкие определения статуса прокурора в уголовном процессе имеет важное значение.

Это обуславливает актуальность темы диссертационной работы, ее основные цели и задачи. Таким образом, объект исследования общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности прокурора. Предметом исследования является система правовых норм, которые регулируют порядок и условия осуществления прокурором уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Цель исследования состоит в определении правового статуса прокурора на всех стадиях уголовного процесса, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие проблемы:

1) провести исторический анализ становления института прокуратуры и установления правового статуса прокурора как участника уголовного процесса;

2) определить полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела; прокурор, уголовное судопроизводство

3) указать правовой статус прокурора при осуществлении предварительного следствия;

Узнать стоимость работы