Особенности развития ценностной ориентации в период юношества

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 5050 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 18.07.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПЕРИОД ЮНОШЕСТВА 5
1.1 Ценностная ориентация как психологическая категория 5
1.2 Развитие системы ценностных ориентаций в онтогенезе. 11
1.3. Влияние семьи на формирование ценностных ориентаций в юношеском возрасте 18
Выводы по первой главе 25
Глава II. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций у юношей 26
2.1. Процедура исследования и характеристика испытуемых 26
2.2 Изучение ценностных ориентаций у юношей. 28
2.3 Изучение ценностных ориентаций у родителей юношей 32
2.4 Сравнительный анализ ценностных ориентаций родителей и детей 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 52



Фрагмент для ознакомления

Значимых закономерностей на первый взгляд в данном типе родительского отношения обнаружено не было.
Социальная желательность как тип семейного взаимодействия была вявлена только у 2 пар выборки исследования и характеризуется тем, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Также, значимых закономерностей на первый взгляд в данном типе родительского отношения обнаружено не было.
Инфантилизация и отвержение как стиль семейного взаимодействия был выявлен у одной семейной пары и характеризуются резко отрицательными чувствами взрослого по отношению к ребенку – раздражение, злость, досада и ненависть. Взрослый считает ребенка неудачником, к его интересам, увлечениям, мыслям относится не серьезно, их игнорирует, не верит в способности и будущее ребенка. В данном случае выявлено совпадение у детей и родителей в ценностях общения. Мы можем предположить, что в данной семье существуют нарушения в данной сфере и общение потребность в остается неудовлетворенной.
В связи с тем, что в результате исследования был получен существенный объем данных, нами также было проведено корреляционное исследование взаимосвязи стиля родительского воспитания с ценностными ориентациями детей юношеского возраста проводилось с помощью критерия корреляции Пирсона. В таблице 8 представлена корреляционная матрица.
Таблица 8.
«Матрица корреляционных значений исследования взаимосвязи стиля родительского воспитания и ценностных ориентаций детей юношеского возраста
    Отвержение Социальная желательность Симбиоз Гиперсоциализация Инфантилизация Конкретные ценности Абстрактные ценности Професиональная самореализация Личная жизнь Этические ценности Ценности общения Ценности дела Ценности самоутверждения Ценности принятия других Отвержение Корреляция Пирсона 1 ,043 -,314 -,293 ,098 ,188 -,113 -,140 ,034 -,264 -,009 ,268 -,182 -,122 Знч.(2-сторон)   ,838 ,126 ,155 ,640 ,369 ,590 ,503 ,871 ,202 ,967 ,195 ,383 ,560 N 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 Социальная желательность Корреляция Пирсона ,043 1 -,125 ,163 ,326 -,052 ,216 -,458* -,027 -,024 ,093 -,049 ,025 ,194 Знч.(2-сторон) ,838   ,552 ,436 ,112 ,804 ,299 ,021 ,899 ,908 ,658 ,818 ,904 ,354 N 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 Симбиоз Корреляция Пирсона -,314 -,125 1 ,437* ,327 -,231 ,155 ,345 -,388 -,088 ,105 -,114 ,073 ,355 Знч.(2-сторон) ,126 ,552   ,029 ,111 ,266 ,459 ,091 ,055 ,677 ,618 ,588 ,730 ,082 N 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 Гиперсоциализация Корреляция Пирсона -,293 ,163 ,437* 1 ,233 -,293 ,218 -,039 -,229 -,086 ,155 -,173 -,311 ,437* Знч.(2-сторон) ,155 ,436 ,029   ,263 ,155 ,296 ,853 ,270 ,684 ,460 ,410 ,130 ,029 N 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 Инфантилизация Корреляция Пирсона ,098 ,326 ,327 ,233 1 -,255 -,113 ,094 -,320 -,107 -,013 ,006 -,156 ,356 Знч.(2-сторон) ,640 ,112 ,111 ,263   ,218 ,589 ,656 ,119 ,611 ,951 ,979 ,457 ,081 N 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 Конкретные ценности Корреляция Пирсона ,188 -,052 -,231 -,293 -,255 1 -,676** ,186 ,523** -,048 -,129 -,006 ,139 -,236 Знч.(2-сторон) ,369 ,804 ,266 ,155 ,218   ,000 ,373 ,007 ,819 ,538 ,979 ,508 ,256 N 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 Абстрактные ценности Корреляция Пирсона -,113 ,216 ,155 ,218 -,113 -,676** 1 -,341 -,284 ,144 ,235 -,096 ,082 ,191 Знч.(2-сторон) ,590 ,299 ,459 ,296 ,589 ,000   ,095 ,168 ,492 ,257 ,648 ,697 ,361 N 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 Ценности профессиональной самореализации Корреляция Пирсона -,140 -,458* ,345 -,039 ,094 ,186 -,341 1 -,323 -,117 -,336 ,214 ,051 -,112 Знч.(2-сторон) ,503 ,021 ,091 ,853 ,656 ,373 ,095   ,115 ,577 ,100 ,305 ,808 ,595 N 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 Личная жизнь Корреляция Пирсона ,034 -,027 -,388 -,229 -,320 ,523** -,284 -,323 1 -,028 ,278 -,255 ,186 -,103 Знч.(2-сторон) ,871 ,899 ,055 ,270 ,119 ,007 ,168 ,115   ,896 ,178 ,219 ,373 ,624 N 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 Этические ценности Корреляция Пирсона -,264 -,024 -,088 -,086 -,107 -,048 ,144 -,117 -,028 1 -,211 -,148 ,104 ,002 Знч.(2-сторон) ,202 ,908 ,677 ,684 ,611 ,819 ,492 ,577 ,896   ,311 ,480 ,619 ,992 N 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 Ценности общения Корреляция Пирсона -,009 ,093 ,105 ,155 -,013 -,129 ,235 -,336 ,278 -,211 1 -,738** -,441* ,713** Знч.(2-сторон) ,967 ,658 ,618 ,460 ,951 ,538 ,257 ,100 ,178 ,311   ,000 ,027 ,000 N 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 Ценности дела Корреляция Пирсона ,268 -,049 -,114 -,173 ,006 -,006 -,096 ,214 -,255 -,148 -,738** 1 ,462* -,689** Знч.(2-сторон) ,195 ,818 ,588 ,410 ,979 ,979 ,648 ,305 ,219 ,480 ,000   ,020 ,000 N 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 Ценнос ти самоутверждения Корреляция Пирсона -,182 ,025 ,073 -,311 -,156 ,139 ,082 ,051 ,186 ,104 -,441* ,462* 1 -,545** Знч.(2-сторон) ,383 ,904 ,730 ,130 ,457 ,508 ,697 ,808 ,373 ,619 ,027 ,020   ,005 N 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 Ценности принятия других Корреляция Пирсона -,122 ,194 ,355 ,437* ,356 -,236 ,191 -,112 -,103 ,002 ,713** -,689** -,545** 1 Знч.(2-сторон) ,560 ,354 ,082 ,029 ,081 ,256 ,361 ,595 ,624 ,992 ,000 ,000 ,005   N 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 Примечание: все расчеты производились в пакете статистического анализа SPSS Statistics 17.0
*- корреляция при уровне значимости p≤0,05 + прямая корреляция
**-корреляция при уровне значимости p≤0,01 - обратная корреляция
Серым цветом выделены значимые коррелляционные связи. В большей степени нам интересны те корреляционные связи, которые были обнаружены между методиками (внутриметодиковые значения мы не рассматриваем). Таким образом, опираясь на проведенный корреляционный анализ, можем сделать вывод о том, что чем в меньшей степени родители реализуют такой тип родительского отношения как «социальная желательность», проявляющийся в искреннем интересе к тому, что интересует ребенка, тем выше у ребенка ценности профессиональной самореализации. Возможно, это является компенсаторным механизмом и стремлением детей «заработать» любовь и внимание своих родителей.
Также, чем в большей степени родители реализуют такой тип отношений как «Гиперсоциализация», то есть ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания, тем в большей степени у ребенка развиваются ценности принятия других. На наш взгляд, данное явление также можно объяснить компенсаторными механизмами, выработанными у ребенка в процессе воспитания.
Диаграмма 2.
Общие ценностные ориентации при различных типах родительского отношения

Опираясь на данные диаграммы 2, мы можем отметить, что во всех типах взаимодействия выявлены совпадения в профессиональных ценностях (30% от общего количества), ценностях самоутверждения (22% от общего количества) и этических ценностях «22% от общего количества). Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что при разных стилях родительского отношения остается высокая важность связи с обществом, деятельности и реализации в нем.
Анализируя две детско-родительские пары, у которых не было выявлено совпадений в ценностных ориентациях, можно отметить, что в обеих парах инфантилизация как тип родительского отношения. Таким образом, мы можем предположить, что чем в большей степени родители стремятся опекать ребенка, считая его неудачником, тем сильнее расхождения в ценностях. Продолжительное противопоставление себя родителям может быть связано с проживанием затянувшегося подросткового кризиса, протестами и сформированной инфантильностью самого ребенка под воздействием подобного типа отношения.
Также было проведено исследование личностной зрелости детей юношеского возраста с помощью методики диагностики самооценки и притязаний Дембо-Рубинштей (в модификации Прихожан). Слишком большая или слишком маленькая разница между самооценкой и уровнем притязаний интерпретировалась как личностная незрелость, в то время как оптимальная разница между самооценкой и уровнем притязаний характеризует зрелую личность.
В таблице 7 и диаграмме 3 представлены результаты сопоставления типа детско-родительских отношений и личностной зрелости / незрелости юношей.











Таблица 9.
«Сопоставление типа детско-родительских отношений и личностной зрелости детей юношеского возраста»
Тип родительских отношений Личностная незрелость (большая или маленькая разница между самооценкой и уровнем притязаний) Личностная зрелость
(оптимальная разница между самооценкой и уровнем притязаний) Симбиоз 4% 44% Инфантилизм 12% 12% Инфантилизм+отвержение 4% Социальная желательность 8% Гиперсоциализация 4% 8%









Диаграмма 3.
«Сопоставление типа детско-родительских отношений и личностной зрелости детей юношеского возраста»
Личностная незрелость фиксирована у 20% детей юношеского возраста, при чем при инфантилизации как типе родительских отношений личностная незрелость выявлена у 12% испытуемых, 4% при симбиотическом и 4% при гиперсоциализации. 76% испытуемых имеют оптимальную разницу между самооценкой и уровнем притязаний, что характеризует их личностную зрелость, причем 44% из них в семьях симбиотический стиль семейного отношения. Здесь важно отметить, что именно у юношей, у которых ценностные ориентации не совпадают с ценностями родителей и в семьях которых выражена инфантилизация как тип родительского отношения, была зафиксирована либо большая, либо маленькая разница между самооценкой и уровнем притязаний, что служит свидетельством личностной незрелости, наличием внутриличностного конфликта, что доказывает наше предположение о затянувшемся подростковом кризисе.

Выводы по второй главе
Исследование, направленное на выявление особенностей развития ценностных ориентаций в период юношества поводилось в период с сентября 2014 г. по май 2015 г. Общая выборка исследования составила 25 семей с ребенком юношеского возраста 18-21 лет, и одним взрослым членом семьи в возрасте от 39-50 лет.
Исследование проводилось в несколько этапов:
определение выборки исследования;
определение и подготовка методов исследования;
первичная обработка полученных результатов с использованием методов описательной статистики, табличного и графического представления результатов;
статистическая обработка данных с помощью параметрического t-критерия Стъюдента;
статистическая обработка данных с помощью корреляционного анализа;
качественный анализ и интерпретация полученных результатов;
формулировка выводов.
На этапе определения и подготовки методов исследования нами были выбраны следующие психодиагностические методики:
Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича;
Тест опросник родительского отношения Я.А. Варга, В.В. Столин;
Методика на самооценку Дембо-Рубинштейн (под модификацией Прихожан).
В результате исследования особенностей развития ценностных ориентаций в юношеском возрасте, мы можем сделать следующие выводы:
Наибольшее количество совпадений ценностных ориентаций родителей и детей юношеского возраста встречается при симбиотическом типе родительского отношения;
Существует значимая отрицательная корреляционная связь между социальной желательностью как типом родительского отношения и ценностями профессиональной самореализации, то есть чем в меньшей степени проявляют искреннем интересе к тому, что интересует ребенка, тем выше у ребенка ценности профессиональной самореализации.
Существует значимая положительная корреляционная связь между гиперсоциализацией как типом родительского отношения и ценностями принятия других, то есть чем больше родители ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания, тем в большей степени у ребенка развиваются ценности принятия других.
Юноши, у которых ценностные ориентации не совпадают с ценностными ориентациями своих родителей, имеют слишком большую или слишком маленькую разницу между самооценкой и уровнем притязаний, что служит свидетельством личностной незрелости и наличием внутриличностного конфликта.
Группа детей юношеского возраста, у которых были выявлены совпадения ценностных ориентаций с ценностными ориентациями родителей в большей степени выражена личностная зрелость.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ценностные ориентации - это феномен, который характеризует направленность и содержание развития личности, определяет ее представления о мире и себе, отражает личную позицию в поведении и поступках, на основании смысла, заложенного в действие.
Приобретение ценностей осуществляется в процессе социализации, то есть первоначальный этап формирования ценностно-ориентационной сферы – это приобретение ценностей общества, в котором человек находится. Первая социальная структура в которую попадает человек – это семья, в которой также постулируются свои ценности, нормы и идеалы.
В ходе изучения теоретического материала по проблеме ценностных ориентаций были проанализированы труды отечественных и зарубежных психологов: А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Ядов, Б.С. Братусь, К. Абульханова-Славская, М.Рокич, П.М. Якобсон, В. Франкл.
Проанализировав и обобщив идеи, выработанные в рамках рассмотренных подходов, нами было отмечено, что формирование ценностных ориентаций происходит под влиянием демонстрируемых ценностей семейного окружения, референтной группы и общества. Развитие ценностной сферы происходит начиная от подражания заданным ценностям, к формированию собственных убеждений, через сравнение ценностных ориентаций группы и собственных потребностей – это развитие происходит путем перехода от одного возрастного этапа к другому, т.е. наряду с общим развитием личности. Именно на этапе юношеского возраста происходит становление собственного мировоззрения, и формирование системы индивидуальных взглядов и ценностей.
Период юношества — это поиск себя и формирование идентичности. У ребенка развиваются представления о самом себе, происходит становление собственного мировоззрения и идеалов. Реализуется этот процесс посредством идентификации со взрослым, именно поэтому семья на данном этапе развития имеет огромное значение. Через фигуру взрослого ребенку передаются ценности, морали и нормы человечества. Именно такое значение оказывает влияния семьи на развитие системы ценностных ориентаций в период юношеского возраста.
Целью исследовательской работы является анализ особенностей развития системы ценностных ориентаций в юношеском возрасте.
Гипотезой исследования заключается в предположении о том, что на формирование и развитие системы ценностных ориентаций в юношеском возрасте оказывают влияние особенности семейного воспитания (симбиоз).
Общая выборка исследования составила 25 семей с ребенком юношеского возраста 18-21 лет, и одним взрослым членом семьи в возрасте от 39-50 лет. Таким образом, было сформировано две группы: группа А – 25 детей юношеского возраста, группа В – 25 родителей.
В работе использовались следующие диагностические методики:
1. «Изучение ценностных ориентаций» М. Рокича;
2. «Опросник детско-родительских отношений» А.Я.Варги и В.В.Столина;
3. Методика диагностики самооценки и притязаний Дембо-Рубинштейн.
Обработка данных производилась с использованием описательной статистики, параметрического t-критерия Стъюдента, корреляционного анализа, табличного и графического представления полученных результатов.
В результате проведенного исследования особенностей развития ценностных ориентаций в период юношества мы можем сделать следующие выводы:
Наибольшее количество совпадений ценностных ориентаций родителей и детей юношеского возраста встречается при симбиотическом типе родительского отношения;
Существует значимая отрицательная корреляционная связь между социальной желательностью как типом родительского отношения и ценностями профессиональной самореализации, то есть чем в меньшей степени проявляют искреннем интересе к тому, что интересует ребенка, тем выше у ребенка ценности профессиональной самореализации.
Существует значимая положительная корреляционная связь между гиперсоциализацией как типом родительского отношения и ценностями принятия других, то есть чем больше родители ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания, тем в большей степени у ребенка развиваются ценности принятия других.
Юноши, у которых ценностные ориентации не совпадают с ценностными ориентациями своих родителей, имеют слишком большую или слишком маленькую разницу между самооценкой и уровнем притязаний, что служит свидетельством личностной незрелости и наличием внутриличностного конфликта.
Группа детей юношеского возраста, у которых были выявлены совпадения ценностных ориентаций с ценностными ориентациями родителей в большей степени выражена личностная зрелость.
Проведенное исследование позволило проанализировать влияние системы ценностных ориентаций взрослого человека на развитие представителей юношеского возраста, позволит выработать рекомендации по формированию ценностных ориентаций молодого поколения.
.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2007, 299с.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с англ. М: Академический проект, 2007. 232 с. Пер. изд.: Adler A.The Practice and
Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006, 512с.
Братусь Б.С., Нравственное сознание личности. Изд-во «Знание» М.: 1985
Бьюдженталь, Дж. Наука быть живым. — М.: Класс, 2011.
Василюк, Ф.Е. Психология переживания [Переиздание] – М.: МГУ, 2005. – 240с.
Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб. Питер, 2000. - С.256-269.
Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
Здравомыслов А.Г. Монография: «Социология: теория, история, практика». М.: Изд-во «Наука», 2008 – 576с
Кон И.С. Психология половых различий. Журнал Вопросы психологии, 2001,2. – С. 33–35.
Корж Н.В. Проблема ценностей и установок в социологии – автор. Канд. Диссерт., г. Пенза, 2011 г.
Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург, Питер, 2001. – 340 с.
Куликов. Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов Изд-во Питер СПб.; 2009, 283с
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. – Москва, 2001. – 450 с.
Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., Смысл, 2007. – 467 с.
Маслоу А. Мотивация и личность. // // Психология личности в трудах зарубежных психологов. СПб, Питер, 2003. – 579 с
Мудрик A.B. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения, М., 1977. - 64 с.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт-Петербург, 2000.
Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб. прайм-Еврознак, 2006. – с. 651.
Регуш Л.А. Психология современного подростка - СПб. 2005., с. 477.
Рокич М. Природа человеческих ценностей — N.Y., Свободная пресса, 1973 – 153 с.
Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2007., с. 365.
Ф. Райс Психология подросткового и юношеского возраста. СПБ: «ПИТЕР», 2010г, 632 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., АСТ-Пресс. 2005. – 469 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006. – 379 с.
Ядов, В.А. Ценности в кризисном социуме. Психолог. журн. − 1991. – № 6. – С. 154–167
Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.
Введение в психологию //Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, СПБ: Прайм-Еврознак, 2007, 387с.
Ценностно-смысловая сфера личности// Серый А В, Яницкий М.С. Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, переиздание 2007 - 92 с.
Экспериментальные исследования личностных ценностей и личностных предпочтений субъекта. // Будинайте Г.В, Корнилова Т.В. Журнал Вопросы психологии МГППУ. М.:1993. – №5 октябрь-ноябрь 1993. – с. 99-105.
Theory of Individual Psychology / transl. by P.Radin. N.Y.: Harcourt, Brace and Company, 1924. 352 p.
Безменова, И. К. Ценностные ориентации [Электронный ресурс] Психология. / центр информ. технологий РФ. –М.: Российское образование, 2008. – Режим доступа http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ek.htm
Сурженко Л.В. [Электронный ресурс] Ценности личности: философский и психологический анализ понятия. Научный журнал КубГАУ, №65(01), 2011 года. http://ej.kubagro.ru/2011/01/pdf/18.pdf
Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. [Электронный ресурс]// Ценностно-нормативный метод Г.Е. Залесского как технология исследования в психологии личности// Изд-во «Институт психологии РАН» 2010 — http://psyjournals.ru/exp_collection/issue/34785_full.shtml








ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Диагностический материал
Методика диагностики ценностных ориентаций М. Рокича.
Инструкция:
Вам будет предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.
Тестовый материал для исследования ценностей Рокича.
Список А (терминальные ценности): 
1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 
2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 
3) здоровье (физическое и психическое); 
4) интересная работа;
5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8) наличие хороших и верных друзей;
9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
15) счастливая семейная жизнь;
16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа,
человечества в целом);
17) творчество (возможность творческой деятельности);
18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). 
Список Б (инструментальные ценности):
1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2) воспитанность (хорошие манеры);
3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
4) жизнерадостность (чувство юмора);
5) исполнительность (дисциплинированность);
6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7) непримиримость к недостаткам в себе и других;
8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);
10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
16) честность (правдивость, искренность);
17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18) чуткость (заботливость). 

Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин
Инструкция.
Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».
Вопросы теста.
Я всегда сочувствую своему ребенку.
Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
Я уважаю своего ребенка.
Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
Я испытываю к ребенку чувство расположения.
Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
Мой ребенок часто неприятен мне.
Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
Я принимаю участие в своем ребенке.
К моему ребенку "липнет" все дурное.
Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
Я жалею своего ребенка.
Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
Я всегда считаюсь с ребенком.
Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
Я разделяю увлечения своего ребенка.
Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
Я понимаю огорчения своего ребенка.
Мой ребенок часто раздражает меня.
Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
Я не доверяю своему ребенку.
За строгое воспитание дети благодарят потом.
Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
Я разделяю интересы своего ребенка.
Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Обработка.
За каждый ответ «да» тестируемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» — 0 баллов.
Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты.
Ключ.
Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 33, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
"Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Интерпретация.
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: 
отвержение, 
кооперация,
симбиоз, 
контроль, 
инфантилизация (инвалидизация).









41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2007, 299с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с англ. М: Академический проект, 2007. 232 с. Пер. изд.: Adler A.The Practice and
3. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006, 512с.
4. Братусь Б.С., Нравственное сознание личности. Изд-во «Знание» М.: 1985
5. Бьюдженталь, Дж. Наука быть живым. — М.: Класс, 2011.
6. Василюк, Ф.Е. Психология переживания [Переиздание] – М.: МГУ, 2005. – 240с.
7. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации лич¬ности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб. Пи¬тер, 2000. - С.256-269.
8. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
9. Здравомыслов А.Г. Монография: «Социология: теория, история, практика». М.: Изд-во «Наука», 2008 – 576с
10. Кон И.С. Психология половых различий. Журнал Вопросы психологии, 2001,2. – С. 33–35.
11. Корж Н.В. Проблема ценностей и установок в социологии – автор. Канд. Диссерт., г. Пенза, 2011 г.
12. Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург, Питер, 2001. – 340 с.
13. Куликов. Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов Изд-во Питер СПб.; 2009, 283с
14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. – Москва, 2001. – 450 с.
15. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., Смысл, 2007. – 467 с.
16. Маслоу А. Мотивация и личность. // // Психология личности в трудах зарубежных психологов. СПб, Питер, 2003. – 579 с
17. Мудрик A.B. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения, М., 1977. - 64 с.
18. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт-Петербург, 2000.
19. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб. прайм-Еврознак, 2006. – с. 651.
20. Регуш Л.А. Психология современного подростка - СПб. 2005., с. 477.
21. Рокич М. Природа человеческих ценностей — N.Y., Свободная пресса, 1973 – 153 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2007., с. 365.
23. Ф. Райс Психология подросткового и юношеского возраста. СПБ: «ПИТЕР», 2010г, 632 с.
24. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., АСТ-Пресс. 2005. – 469 с.
25. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006. – 379 с.
26. Ядов, В.А. Ценности в кризисном социуме. Психолог. журн. − 1991. – № 6. – С. 154–167
27. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.
28. Введение в психологию //Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, СПБ: Прайм-Еврознак, 2007, 387с.
29. Ценностно-смысловая сфера личности// Серый А В, Яницкий М.С. Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, переиздание 2007 - 92 с.
30. Экспериментальные исследования личностных ценностей и личностных предпочтений субъекта. // Будинайте Г.В, Корнилова Т.В. Журнал Вопросы психологии МГППУ. М.:1993. – №5 октябрь-ноябрь 1993. – с. 99-105.
31. Theory of Individual Psychology / transl. by P.Radin. N.Y.: Harcourt, Brace and Company, 1924. 352 p.
32. Безменова, И. К. Ценностные ориентации [Электронный ресурс] Психология. / центр информ. технологий РФ. –М.: Российское образование, 2008. – Режим доступа http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ek.htm
33. Сурженко Л.В. [Электронный ресурс] Ценности личности: философский и психологический анализ понятия. Научный журнал КубГАУ, №65(01), 2011 года. http://ej.kubagro.ru/2011/01/pdf/18.pdf
34. Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. [Электронный ресурс]// Ценностно-нормативный метод Г.Е. Залесского как технология исследования в психологии личности// Изд-во «Институт психологии РАН» 2010 — http://psyjournals.ru/exp_collection/issue/34785_full.shtml




Вопрос-ответ:

Какие особенности развития ценностной ориентации можно выделить в период юношества?

Особенности развития ценностной ориентации в период юношества включают формирование личностных ценностей, переоценку ценностей, подверженность влиянию группы сверстников, поиски идентичности, возникновение конфликта между ценностями системы взрослых и собственными ценностями.

Что такое ценностная ориентация и как она связана с психологией человека?

Ценностная ориентация - это система ценностей, принципов и убеждений, которые определяют поведение и выбор человека. Она связана с психологией человека, так как отражает его мотивацию, предпочтения, интересы и идеалы.

Как развивается система ценностных ориентаций в онтогенезе?

Система ценностных ориентаций развивается в онтогенезе от раннего детства до зрелого возраста. В этом процессе происходит постепенная иерархическая организация ценностей, изменение и переоценка ценностных приоритетов под влиянием социальной среды и индивидуального опыта.

Как семья влияет на формирование ценностных ориентаций у юношей?

Семья играет важную роль в формировании ценностных ориентаций у юношей. Родители и другие близкие родственники являются первыми моделями ценностей и установок для ребенка. Они передают свои ценности через примеры поведения, общение и воспитание, что оказывает существенное влияние на формирование ценностной системы юноши.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать вывод, что ценностная ориентация является важным аспектом психологии человека, особенно в период юношества. Развитие системы ценностных ориентаций происходит в онтогенезе и подвержено влиянию различных факторов, включая семью. Понимание этих особенностей позволяет более эффективно работать с молодежью и способствует формированию устойчивых ценностных ориентаций у юношей.

Какие подходы существуют к изучению системы ценностных ориентаций в период юношества?

Существует несколько подходов к изучению системы ценностных ориентаций в период юношества. Одни исследователи рассматривают ценности как статичные категории и изучают их с помощью опросников и шкал, чтобы выявить основные ценностные ориентации у юношей. Другие исследователи подходят к этому вопросу более динамично и изучают процесс формирования и изменения ценностных ориентаций в юношеском возрасте.

Какие особенности развития ценностной ориентации наблюдаются в период юношества?

В период юношества происходит активное формирование и переоценка ценностей. Юноши сталкиваются с множеством новых возможностей и идей, что влияет на их ценностные ориентации. Они начинают задаваться вопросами о своих ценностях, проявляют интерес к идейным разногласиям и ищут свое место в обществе. Развитие ценностной ориентации в юношеском возрасте также связано с формированием личности, самоидентификацией и поиском смысла жизни.

Как семья влияет на формирование ценностных ориентаций в юношеском возрасте?

Семья играет ключевую роль в формировании ценностных ориентаций в юношеском возрасте. Родители являются примером для детей и передают им свои ценности и убеждения. Они воздействуют на формирование ценностей юношей через свое поведение, общение и воспитание. Семейные ценности и традиции также могут оказывать значительное влияние на формирование ценностных ориентаций у юношей.

Как проводилось эмпирическое изучение ценностных ориентаций у юношей?

Эмпирическое изучение ценностных ориентаций у юношей проводилось с помощью опросов и анкетирования. Исследователи использовали различные шкалы и опросники для выявления основных ценностных ориентаций у юношей. Также проводилось наблюдение за поведением и реакциями юношей на определенные ситуации, чтобы выяснить, какие ценности они выделяют и как они принимают решения в соответствии с этими ценностями.

Какие особенности развития ценностной ориентации наблюдаются в период юношества?

В период юношества наблюдаются определенные особенности развития ценностной ориентации. Возникает стремление к самостоятельности и независимости, формируются собственные ценности и идеалы, происходит поиск смысла жизни и своего места в обществе. У юношей характерны изменения в ценностных ориентациях под влиянием различных факторов, таких как семья, образовательная среда, социальный контекст и личные жизненные ситуации.