Экономическая безопасность функционирования и развития образовательного учреждения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика
  • 2727 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 18.07.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

CОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Особенности обеспечения экономической безопасности в сфере образования 6
Глава 2 Характеристика экономической безопасности функционирования и развития образовательного учреждения 14
Глава 3 Факторный анализ элементов модели экономической безопасности образовательной организации высшего образования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28



Фрагмент для ознакомления

В действительности защита экономических интересов и обеспечение экономической безопасности в условиях рыночных отношений осуществляется в динамичной обстановке конкуренции за достойное существование и развитие.Глава 3 Факторный анализ элементов модели экономической безопасности образовательной организации высшего образованияБылпроведенанализсведенийофинансово-хозяйственнойдеятельностиобразовательныхорганизаций, определеныэмпирическиеиндикаторысоставляющихэкономическойбезопасности. Спомощьюфакторногоанализасопоставленысоставляющиеэкономическойбезопасности, уточненоихсоотношениевкаждойизобразовательныхорганизаций. Наосновеэмпирическихданныхописанамодельэкономическойбезопасностивуза, состоящаяизтрехкомпонентов (прикладнаянаучнаяисопутствующаядеятельность; образовательнаядеятельность; фундаментально-инновационнаядеятельность).Для исследования были выбраны следующие индикаторы:1. Вблоке«Экономическаястабильностьифинансоваяустойчивостьвуза» (ЭСФУ): реализацияосновныхпрофессиональныхобразовательныхпрограммвысшегообразования (программбакалавриата, специалитета, магистратуры, программыподготовкинаучно-педагогическихкадровваспирантуре). Оказаниеэтихвидовуслугявляетсяосновнымвидомдеятельностиобразовательнойорганизации. Объемвыделяемыхгосударствомипривлеченныхзасчетподготовкистудентовсредств, авместестемистабильностьработывузанапрямуюзависятоткачестваоказываемыхобразовательныхуслуг.2. Вблоке«Экономическаянезависимость» (ЭН): реализациядополнительныхобразовательныхпрограмм—программыповышенияквалификацииипрограммыпрофессиональнойпереподготовки. Какправило, указанныйвидобученияпроизводитсянавозмезднойоснове. Образовательныеорганизации, осуществляющиедеятельностьподоговорамобоказанииплатныхобразовательныхуслуг, обладаютопределеннойстепеньюэкономическойнезависимости, широковнедряяэтотвиддеятельности. Какправило, каждоеподразделениевузаразрабатываетсвойпереченьдополнительныхобразовательныхпрограмм.3. Вблоке«Способностьксаморазвитиюипрогрессу»: проведениенаучно-исследовательскихработ (фундаментальныхнаучныхисследований, прикладныхнаучныхисследованийиэкспериментальныхразработок) способствуетповышениюкачестваподготовкиобучающихсязасчетгенерированияииспользованияновыхзнанийинаучныхдостиженийвобразовательномпроцессе (деятельности).Крометого, мыучитываемвыполнениеиныхуслуг (работ), предоставлениекоторыхдляфизическихиюридическихлицвузомосуществляетсянаплатнойоснове, таккакпоступленияотэтойдеятельностисоставляютзначительнуючастьдоходаобразовательнойорганизации.Ввыборкуисследованиявошлипоказателифинансово-хозяйственнойдеятельности 80 российскихвузов, ежегоднопубликуемыевсоответствиисПостановлениемПравительстваРоссийской Федерации за 2014года [11].Выборкаисследованияформироваласьпокритериюинтегральнойоценкикачестваподготовкивыпускниковикритериюмаксимальногочислареализуемыхобразовательныхпрограмм. Вееосновулеглипоказателивузов, включенныхвежегодныйрейтингобразовательныхорганизацийвысшегообразования, формируемыйрейтинговымагентством«ЭкспертРА» [12]. Вэтотсписокв 2014 годувошло 118 государственныхвузов, распределенныхповсемроссийскимрегионам. Далеепокаждомуизрегионовввыборкубыливключеныобразовательныеорганизациивысшегообразования, представленныенаибольшимколичествомреализуемыхобразовательныхпрограмм.Полученнаямодельсодержательноописываеттринаправленияэкономическойдеятельностивузов:1) реализациявсехтиповфинансово-хозяйственнойдеятельности;2) интенсивноепроведениефундаментальныхиприкладныхнаучныхисследований;3) реализацияобразовательныхпрограмм.Сточкизренияэкономическойбезопасностиинтереспредставляютобразовательныеорганизации, имеющиениpкиепоказателиповторомунаправлению, атакжетретьему, вслучаееслиреализуемыевнихобразовательныепрограммынесоответствуютвчастиихматериально-техническогообеспечениятребованиямсовременныхтехнологий.Взятыевпроекциифакторныхкоординатвторогоитретьегонаправленийэкономическойдеятельностипоказателивузовбылиспроецированынаполучившуюсяплоскость (см. рис. 3.1).Рисунок 3.1 - ПроекцияпоказателейэкономическойбезопасностивузовнаплоскостьфакторныхкоординатПроекцияпоказателейпозволяетсделатьвыводотом, чтообразовательныеорганизации, имеющиевысокиезначенияпонаправлениямдеятельности, максимальноудаленыотначалакоординатипредставляютсобойориентирыуспешнойреализациидеятельностипонаправлениям. Например, показателиВысшейшколыэкономикиврамкахпроведеннойэмпирическойклассификацииудаленыотцентравнаправлении, заданномвектором F1,апоказателиСамарского государственногоуниверситета—внаправлениивектора F3, Пензенского государственногоуниверситета—внаправлениивектора F2.Вузы, находящиесявцентресистемыкоординат, неотличаютсязначительнымуровнемэкономическойбезопасностипоанализируемымнамикритериям.Полагаем, чтовузыимеютнизкиепоказателипонаправлениямпоследующимпричинам. Возможно, этиобразовательныеорганизацииполучаютфинансированиезасчетдругогнаправлениядеятельности. Однаконеуспешныевузыотличаютсянетольконеэффективнымхозяйствованием, ноинаучно-образовательнымпотенциалом. Кнемумыотносимуровеньнаучнойквалификациипедагогическихработников,способностьгенерироватьинтеллектуально-инновационныйкапитал.Обобщая, отметим, чтополученнаяклассификацияпозволяетгруппироватьобразовательныеорганизации, сопоставлятьиоцениватьстратегиифинансово-хозяйственнойдеятельности, эффективностьинеэффективность (злоупотребления) менеджмента.ЗАКЛЮЧЕНИЕБезопасность - это состояние и тенденции развития защищенности важных интересов общества, государства и человеческой личности, а также всех их структур от внутренних и внешних угроз. Такое понятие безопасности сформулировано в исследованиях российских ученых и действующих федеральных нормативных правовых актах. В работах наших ученых отмечается, что в современном российском обществе устойчивой стабильности и состояния защищенности общества, государства и человека пока еще не создано.Управление экономической безопасностью вуза в рамках управления учреждением высшего профессионального образования должно быть основано на принципах инновационного развития. Именно инновационное развитие, адаптированное к изменению внутренних и внешних факторов экономической системы, связано с её способностью сохранять динамическое равновесие, успешно реагировать посредством политических, правовых и иных механизмов на изменяющиеся условия, в том числе эффективно преодолевать кризисные явления.Исходя из этого, считаем, что под экономической безопасностью государственного вуза следует понимать функционирование экономической системы вуза в рамках действующего законодательства, обеспечивающее его независимость, целостность и устойчивое развитие как социально-экономической системы, а также ее защищенность от воздействия внешних и внутренних угроз.Экономическая безопасность вуза проявляется в его способности адекватно реагировать на угрозы и нарушения стабильности и равновесия системы образования, противопоставлять этим угрозам своевременную и эффективную перестройку структуры и функционирования самой этой системы.Каждому уровню соответствует определенная система опасностей, отличаемая от других по следующим аспектам: перечню угроз, степени опасности угроз экономической безопасности, факторам экономической безопасности и их пороговым значениям.Спомощьюфакторногоанализасопоставляютсясоставляющиеэкономическойбезопасности, уточняетсяихсоотношениевкаждойизобразовательныхорганизаций. Выделяетсятрифактора, внутрикоторыхпоказателикоррелируютмеждусобой. Наосновеэмпирическихданныхописываетсямодельэкономическойбезопасностивуза, состоящаяизтрехкомпонентов: прикладная, научнаяисопутствующаядеятельность; образовательнаядеятельность; фундаментально-инновационнаядеятельность.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Алимова Н.К. Экономическая безопасность образовательного учреждения в условиях становления инновационной экономики: дис. ... канд. экон. наук. – М., 2009. – 186 с.2. Баранов В.М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и современные проблемы ее правового регулирования // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2001. – № 1. – 284 c.3. Загородняя А.А. Совершенствование управления конкурентоспособностью и эффективность деятельности ВУЗа // Проблемы современной экономики. – 2005. – № 3 (23). – С.31-35.4. Зотова О., Ленева В., Синюкова Н. Стратегия безопасности в чрезвычайных ситуациях // Вопросы экономики. – 2006. – № 1. – С.33-38.5. Ильина О.В. Роль права в развитии науки и образования в Российской Федерации: дис... канд. юрид. наук. – Саратов, 2011. – 205 с.6. Исмагилов Р.Ф. и др. Экономическая безопасность России: Концепция – правовые основы – политика / Р.Ф.Исмагилов, В.П.Сальников, С.В.Степашин. – СПб., 2001.7. Кирсанов К.А. Экономическая безопасность образования и образовательных учреждений: проблемы периодизации // Вестник ЮРГТУ (НПИ). – 2012. – № 2. – С. 65-79.8. Мамедов А.А. Государственное регулирование в сфере высшего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2011. – № 2. – С. 29-39.9. Перминов В. Л. Экономическая безопасность. [Электронныйресурс] Электронная библиотека «Библос». Режим доступа: http://lerner.edu3000.ru/Wladimir_biblos/ perminov_1.htm, свободный.10. Строев В.В. Влияние экономики знаний на интеграционные процессы в высшем образовании: автореф. дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 - СПб., 2008. – 45 с.11. ОбутвержденииПравилразмещениянаофициальномсайтеобразовательнойорганизациивинформационно-телекоммуникационнойсети«Интернет»иобновленияинформацииобобразовательнойорганизации: ПостановлениеПравительстваот10 июля 2013 года№ 582 [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70313268/ (дата обращения: 10.06.2015).12. Рейтинг вузов России рейтингового агентства «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. URL: http://raexpert.ru/rankings/vuz/ vuz_rus_2014/ (дата обращения: 10.06.2015).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алимова Н.К. Экономическая безопасность образовательного учреждения в условиях становления инновационной экономики: дис. ... канд. экон. наук. – М., 2009. – 186 с.
2. Баранов В.М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и современные проблемы ее правового регулирования // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2001. – № 1. – 284 c.
3. Загородняя А.А. Совершенствование управления конкурентоспособностью и эффективность деятельности ВУЗа // Проблемы современной экономики. – 2005. – № 3 (23). – С.31-35.
4. Зотова О., Ленева В., Синюкова Н. Стратегия безопасности в чрезвычайных ситуациях // Вопросы экономики. – 2006. – № 1. – С.33-38.
5. Ильина О.В. Роль права в развитии науки и образования в Российской Федерации: дис... канд. юрид. наук. – Саратов, 2011. – 205 с.
6. Исмагилов Р.Ф. и др. Экономическая безопасность России: Концепция – правовые основы – политика / Р.Ф.Исмагилов, В.П.Сальников, С.В.Степашин. – СПб., 2001.
7. Кирсанов К.А. Экономическая безопасность образования и образовательных учреждений: проблемы периодизации // Вестник ЮРГТУ (НПИ). – 2012. – № 2. – С. 65-79.
8. Мамедов А.А. Государственное регулирование в сфере высшего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2011. – № 2. – С. 29-39.
9. Перминов В. Л. Экономическая безопасность. [Электронныйресурс] Электронная библиотека «Библос». Режим доступа: http://lerner.edu3000.ru/Wladimir_biblos/ perminov_1.htm, свободный.
10. Строев В.В. Влияние экономики знаний на интеграционные процессы в высшем образовании: автореф. дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 - СПб., 2008. – 45 с.
11. Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации: Постановление Правительства от 10 июля 2013 года № 582 [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70313268/ (дата обращения: 10.06.2015).
12. Рейтинг вузов России рейтингового агентства «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. URL: http://raexpert.ru/rankings/vuz/ vuz_rus_2014/ (дата обращения: 10.06.2015).

Вопрос-ответ:

Какие особенности обеспечивают экономическую безопасность в сфере образования?

Особенности обеспечения экономической безопасности в сфере образования включают разработку эффективных финансовых стратегий, управление бюджетными ресурсами, контроль за использованием средств, обеспечение финансовой устойчивости и прозрачности деятельности.

Какие характеристики имеет экономическая безопасность образовательного учреждения?

Экономическая безопасность образовательного учреждения характеризуется наличием стабильного финансового планирования и управления, устойчивыми источниками финансирования, минимизацией финансовых рисков, эффективным использованием ресурсов и обеспечением финансовой устойчивости.

Какие факторы влияют на элементы модели экономической безопасности образовательной организации?

Модель экономической безопасности образовательной организации зависит от таких факторов, как финансовые ресурсы, кадровый потенциал, уровень конкуренции на рынке образовательных услуг, изменения законодательства, социально-экономическая ситуация в стране, состояние технической инфраструктуры и др.

Какие методы применяются для обеспечения экономической безопасности в образовательных учреждениях?

Для обеспечения экономической безопасности в образовательных учреждениях применяются методы финансового планирования, контроля за использованием средств, анализа финансовых рисков, управления бюджетными ресурсами, мониторинга экономической ситуации, обеспечения финансовой устойчивости и эффективного использования ресурсов.

Какую роль играет экономическая безопасность в функционировании и развитии образовательного учреждения?

Экономическая безопасность играет важную роль в функционировании и развитии образовательного учреждения, поскольку обеспечивает стабильное финансовое планирование, устойчивые источники финансирования, защиту от финансовых рисков, эффективное использование ресурсов, прозрачность и финансовую устойчивость.

Какие особенности обеспечивают экономическую безопасность образовательных учреждений?

Особенности обеспечения экономической безопасности в сфере образования включают в себя: планирование и управление финансовыми ресурсами, контроль за использованием бюджетных средств, создание эффективной структуры управления, разработку механизмов защиты от экономических рисков и принятие мер по предотвращению коррупции.

Что включает в себя характеристика экономической безопасности функционирования образовательного учреждения?

Характеристика экономической безопасности функционирования образовательного учреждения включает в себя анализ финансового состояния учреждения, взаимодействие с экономическими агентами и потребителями образовательных услуг, прогнозирование и планирование развития учреждения, а также факторы, которые могут оказать влияние на его безопасность.

Какие элементы модели экономической безопасности образовательной организации высшего образования будут рассмотрены в главе 3?

В главе 3 будет проведен факторный анализ элементов модели экономической безопасности образовательной организации высшего образования. В частности, будет рассмотрено влияние экономических факторов, структуры управления, инвестиционной политики, эффективности использования ресурсов на экономическую безопасность учреждения.

Какие методы применяются для защиты экономических интересов образовательных учреждений?

Для защиты экономических интересов образовательных учреждений применяются различные методы, такие как разработка эффективной системы финансового управления, контроль за движением денежных средств, аудит финансовой деятельности, внедрение системы внутреннего контроля, проведение антикоррупционных мероприятий и обучение сотрудников основам экономической безопасности.

Какие литературные источники использованы при написании статьи?

Список литературы, использованной при написании данной статьи, включает в себя научные публикации и исследования по теме экономической безопасности образовательных учреждений. Он может быть найден в конце статьи.