Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Личностное самоопределение в подростковом возрасте и периоде взрослости

  • 28 страниц
  • 18 источников
  • Добавлена 18.07.2015
924 руб. 1 320 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема процесса самоопределения 5
1.1 Социальная динамика развития личности 5
2.2 Роль самосознания в самоопределении подростка 10
Глава 2. Психологические и поведенческие особенности самоопределения в подростковом возрасте 13
2.1 Особенности подросткового возраста 13
2.2 Проблема идентификации в процессе самоопределения подростка 20
Глава 3. Самоопределение как непрерывный процесс 23
3.1 Структура самоопределения 23
3.2 Влияние эмоций в ходе самоопределения 24
Заключение 27
Список литературы 29



Фрагмент для ознакомления

В ранней юности непосредственно формируется структура, в которой необходимо выделить:
1. Осознание как близких, так и отдаленных целей или мотивов своего «Я».
2. Осознание реальных и желаемых качеств («Я - Реальное» и «Я - Идеальное».
3. Познавательные или когнитивные представления о самом себе.
4. Эмоциональное, а также чувственное представление о себе.
Эта структура будет сопровождать человека на протяжении всей его жизни.
При анализе структуры самосознания личности в юношеском возрасте используются понятия: «Я - текущее» и «Я - личностное».
Говоря о «Я - текущем» нужно отметить, что оно непосредственно обозначает конкретные формы осознания себя в настоящем, и отражает непосредственные процессы деятельности самосознания.
Говоря о «Я - личностное», необходимо отметить, что это уже устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». Следовательно, в каждом акте самосознания выражаются элементы как самопознания, так и самоотношения.
Поэтому в этом возрасте личность остро нуждается в определении смысла своего существования, а, непосредственно, самосознание открывает человеку эту возможность в личностной реализации в виде достижения определенной суммы знаний, и реализации мысли и способа бытия.
Самоотношение в раннем юношеском возрасте выступает «стержнем» всего процесса саморегуляции поведения. Зависящая от особенностей самоотношения социальная активность личности, ее развитие создает предпосылки к развитию многообразия интересов и потребностей личности в самых различных сферах.
Таким образом, на основании выделения мотивов для самосознания можно констатировать, что самосознание, в свою очередь подразделяется в этом вопросе на самопознание, интеллектуальное отношение к самому себе, а также самоотношение, или эмоциональное отношение к самому себе.


3.2 Влияние эмоций в ходе самоопределения

Повседневная жизнь современного человека чрезвычайно наполнена самыми разнообразными ситуациями. Безусловно, каждая из таких ситуаций воспринимается человеком эмоционально. В результате у индивида формируется актуальное эмоциональное состояние. Таким образом, совершенно необходимым сегодня является изучение эмоционального восприятия человека как одного из основных вопросов психологии.
Это связано, с тем, что современная жизнь человека значительно переполнена различными повседневными стрессами и у социума возникает объективная необходимость преодоления и борьбы с ними. Понятие эмоционального восприятия разрабатывается достаточно давно, однако до сих пор не существует его однозначного определения. Сегодня исследователи, при рассмотрении эмоционального восприятия, вкладывают в него свой особенный смысл.
Так, в частности, еще Адлер А., который занимался разработкой проблем индивидуального стиля эмоциональных переживаний трактовал их в этом аспекте, или Мерлин В., ставил вопрос о существовании индивидуального эмоционального стиля. При всей неоднозначности подходов, все они имеют самое непосредственное отношение к эмоциональному восприятию индивида.
Эмоциональное восприятие ситуации является сложным психологическим явлением, которое характеризует сиюминутное отражение у индивида окружающего мира. Однако очень важно также учитывать и то, что эмоциональное восприятие человека является весьма устойчивым образованием. Восприятие зависит как от особенностей строения, а также функционирования органов чувств, так и от определенных личностных особенностей, а также черт характера и темперамента, мировоззрения человека, его моральных ценностей и психологических установок.
Если говорить об эмоциональном восприятии как составном явлении, то нужно отметить, что оно включает в себя сразу две равнозначные ступени:
Во-первых, это формирование эмоционального образа.
Во-вторых, это возникновение актуального эмоционального состояния.
Две данные ступени невозможно рассматривать в отрыве друг от друга, так как одно неизменно влечет за собой появление другого.
Эмоциональный образ индивида представляет собой некое отражение смыслового содержания сложившейся ситуации, которое сформировалось в результате определенного эмоционального восприятия, а также оценки данной ситуации. Затем уже полностью сформированный данный эмоциональный образ вызывает за собой появление некоего определенного актуального эмоционального состояния, которое характерно для данной ситуации.
Таким образом, актуальное эмоциональное состояние – это своеобразный ответ человека на определенную ситуацию в процессе ее эмоционального восприятия.
Формирование эмоционального образа является опосредующим звеном в этой цепи. Нужно отметить, что у любого индивида актуальное эмоциональное состояние всегда представляет собой определенный результат постоянного процесса эмоционального восприятия.
Иными словами, актуальное эмоциональное состояние представляет собой образование, которое обязательно несет в себе некий компонент устойчивого индивидуального эмоционального реагирования и одновременно обладает только сиюминутным воздействием на определенную деятельность человека.









Заключение

Формирование индивидуального сознания современного человека в основном строится по принципу освоения накопленного богатого культурного опыта, а также череду собственных открытий, иначе освоение будет поверхностным и формальным
Процесс становления современной личности включает в себя, поэтому как неотъемлемый компонент формирование сознания и социализации: это есть процесс развития сознательной личности, которая под влиянием пространственных внутренних и внешних факторов участвует в формировании своего жизненного пути в социуме.
Проблемы жизненного пространства в философском осмыслении переводит к изучению жизненного пространства с уровня описательного на более глубокий, уровень объяснительный, что, в свою очередь, способствует раскрытию различных сущностных характеристик жизненного пространства человека.
Необходимо отметить, что в то же время философская концепция жизненного пространства требует современной интерпретации, выявления новых онтологических оснований. Таким образом, развитие изучения теории жизненного пространства нуждается в дальнейшем обогащении различными новейшими достижениями социальной философии, а также других научных дисциплин, осмыслении различных очень важных концептуальных проблем, которые связаны с социальной динамикой развития современного жизненного пространства.
Междисциплинарный характер исследования данной проблемы демонстрирует необходимость в философской систематизации, а также обобщении результатов исследований. Анализ изученной литературы показывает, что жизненное пространство человека представляет собой теоретическую модель, которая находится в процессе своего становления, так как проблема жизненного пространства была (и остается) междисциплинарным объектом исследования.



















Список литературы

1. Берне P. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1996.
2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. - М., 2001.
3. Жизненное пространство человека и общества. Саратов. 1996.
4. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: пардигмы, проекции, практики: Учеб. пособие /А.Б.Орлов. М.: Академия, 2002., с. 92.
5. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33
6. Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2007.
7. Потемкин В.К., Титаренко Н.А. Методологические проблемы соотношения пространственных форм в обществе // Роль методологии в развитии науки. Новосибирск. 1985.
8. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности : учеб. - метод. пособие / Т.А. Ратанова Н.Ф. Шляхта.-Изд.-2-е, испр.-М.: МПСИ: Флинта, 2000
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999., с. 289
10. Рыбалка Е.А. Пространство личности в осевом времени истории // Время-Пространство-Ценности цивилизации. Саратов. 2007.
11. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб. 2000
12. Столяренко Л. Д.Психология личности: учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - Ростов н/д: Феникс, 2009.
13. Фрейд 3. У Я» и «Оно». Тбилиси: Мерани. 2008.
14. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. — М.: МПСИ; «Флинта», 1999. – 356 с.
15. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1978.
16. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – Спб: Ювента, 1999. – 436 с.
17. Эриксон Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование. М.: Медиум, 1996.
18. Эриксон Э. Детство и общество. – Спб.: Питер,1996. – 312 с.







Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33
Рыбалка Е.А. Пространство личности в осевом времени истории // Время-Пространство-Ценности цивилизации. Саратов. 2007.
Потемкин В.К., Титаренко Н.А. Методологические проблемы соотношения пространственных форм в обществе // Роль методологии в развитии науки. Новосибирск. 1985.
Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб. 2000.
Столяренко Л. Д.Психология личности: учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - Ростов н/д: Феникс, 2009., с. 78
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1978. с 77.
Эриксон Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование. М.: Медиум, 1996.
Эриксон Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование. М.: Медиум, 1996.
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. - М., 2001., с. 89
Рыбалко Е. Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996. - С. 283-295.
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. - М., 2001., с. 91
Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – Спб: Ювента, 1999, с. 56
Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33
Рыбалко Е. Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996. - С. 283-295.
Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33
Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2005. - № 2. - С. 26-29
Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33
Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33
Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33
Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2005. - № 2. - С. 26-29
Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2005. - № 2. - С. 26-29
Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2005. - № 2. - С. 26-29
Берне P. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1996.
Столяренко Л. Д.Психология личности: учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - Ростов н/д: Феникс, 2009.
Столяренко Л. Д.Психология личности: учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - Ростов н/д: Феникс, 2009.
Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2007.
Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11
Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11












30

Список литературы

1. Берне P. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1996.
2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. - М., 2001.
3. Жизненное пространство человека и общества. Саратов. 1996.
4. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: пардигмы, проекции, практики: Учеб. пособие /А.Б.Орлов. М.: Академия, 2002., с. 92.
5. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33
6. Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2007.
7. Потемкин В.К., Титаренко Н.А. Методологические проблемы соотношения пространственных форм в обществе // Роль методологии в развитии науки. Новосибирск. 1985.
8. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности : учеб. - метод. пособие / Т.А. Ратанова Н.Ф. Шляхта.-Изд.-2-е, испр.-М.: МПСИ: Флинта, 2000
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999., с. 289
10. Рыбалка Е.А. Пространство личности в осевом времени истории // Время-Пространство-Ценности цивилизации. Саратов. 2007.
11. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб. 2000
12. Столяренко Л. Д.Психология личности: учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - Ростов н/д: Феникс, 2009.
13. Фрейд 3. У Я» и «Оно». Тбилиси: Мерани. 2008.
14. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. — М.: МПСИ; «Флинта», 1999. – 356 с.
15. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1978.
16. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – Спб: Ювента, 1999. – 436 с.
17. Эриксон Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование. М.: Медиум, 1996.
18. Эриксон Э. Детство и общество. – Спб.: Питер,1996. – 312 с.

Личности, самоопределение в возрасте

Личности, самоопределение в возрасте

Пряжников Н. С., докт.пед.н., профессор кафедры "психология Педагогическая"

"где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи"

(Адыгейская пословица).

1. Проблема периодизации пожилого и старческого возраста.

Традиционно проблема самоопределения связывается подростков в возрасте, когда почти все подростки и молодые люди думают о будущем своей профессии, и, самое главное, - о своем месте в обществе. Однако, в каждом возрасте и для каждого культурно-воспитательные группы проблема самоопределения имеет свою специфику. Не исключение и пожилой, и даже старческий возраст. Как отмечает Г. М. Брюгман, в старости "потери преобладают над закупками" и "одним из основных направлений психогеронтологии, чтобы изучить различные способы, чтобы адаптироваться к этим потерь и влияния этих способов на удовлетворенность жизнью". "После потери, человек может придать новое значение своей жизни в изменившихся условиях, - пишет далее М. Брюгман, - Эта реконструкция жизненных значений (смыслов) может рассматриваться как важный и, пожалуй, и самая важная задача развития в пожилом возрасте" (Брюгман, 1995, c. 132).

Если исходить из того, что сущностью самоопределения является поиск смысла в определенной деятельности (шире - во всей жизни), то сразу возникает ряд проблем, связанных с самоопределением пожилых и старых:

прежде всего, ли пожилыми людьми стоит проблема поиска смысла в изменении для них ситуации и как такое "новообразование" связано с особенностями их возраста?

какова типология возможных смыслов для самоопределяющихся пожилых людей, т. е., которые, как правило, "пространство" их самоопределения?

как сделать психологическую поддержку самоопределяющимся пожилым людям?

пожилые люди, как известно, не рождаются. Старость-это результат, но и логическое продолжение всей предыдущей жизни. Известно также, что, по крайней мере, в сознании аудитории возраста часто ассоциируют с детством: "Старый, что малый", "Старики - дважды дети" и др. таким Образом, это имеет смысл, по крайней мере, короче говоря, понять, как соотносятся старости и возраста с другими возрастными периодами жизни человека, в том числе и детства, которые, к старости, тем не менее, есть что-то общее.

Многие авторы отмечают, что сам по себе "детство" долгое время игнорировалось как представителями искусства, так и психолого-педагогических наук (см. Обухова. 1996. s. 7-16). В качестве одного из парадоксов детства Л. Ф. Обухова, вслед за д. Б. Элькониным, отмечает, что "выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении" (Обухова, 1996, s. 7). Кроме того, отмечается также, что "нельзя говорить о статусе детства, не учитывая положения родителей в социальной структуре общества" (там же, c. 9). Другими словами, чем выше уровень развития вида, и чем выше уровень развития общества, тем длиннее детство.

Узнать стоимость работы