Вам нужна курсовая работа?
Интересует Литература?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ И УВАЖЕНИЯ К РОДИНЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • 28 страниц
  • 20 источников
  • Добавлена 18.07.2015
924 руб. 1 320 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ ПОЭЗИИ, КАК ОСОБОГО ВИДА ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 5
1.1.Проблема восприятия поэзии детьми дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 5
1.2.Жанровое своеобразие поэтических произведений из круга чтения детей дошкольного возраста 12
ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ И УВАЖЕНИЯ К РОДИНЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПОЭТИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ 16
2.1. Критерии отбора поэзии для детей для успешного выполнения ею воспитательных функций 16
2.2. Обзор стихотворений, используемых в процессе воспитания любви и уважения к Родине у детей старшего дошкольного возраста 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28


Фрагмент для ознакомления

Эти темы всегда служили предметом вдохновения, а потому им посвящено большое количество произведений, однако не все из них подходят для восприятия дошкольников.Исходя из описанного выше, была сделана попытка отобрать поэтические произведения, которые будут полноценно восприниматься дошкольниками и способствовать воспитанию у них патриотических чувств.Для отбора использовались материалы сайта «Все для детей» [5], а также книги «1000 стихов, загадок, пословиц, считалок и скороговорок» [20].На наш взгляд, требованиям соответствия восприятию дошкольников отвечают следующие стихотворения.Стихи В. Орлова подходят для дошкольников разных возрастных периодов, например «Родное»:Я узнал, что у меняЕсть огромная родня:И тропинка, и лесок,В поле – каждый Колосок!Речка, небо голубое –Это все мое, родное!Это Родина моя!Всех люблю на свете я!Или «Здравствуй, Родина моя»:Утром солнышко встает,Нас на улицу зовёт.Выхожу из дома я: – Здравствуй, улица моя!Я пою и в тишинеПодпевают птицы мне.Травы шепчут мне в пути:– Ты скорей, дружок, расти!Отвечаю травам я,Отвечаю ветру я,Отвечаю солнцу я:– Здравствуй, Родина моя!Многие стихи В. Степанова также используются в работе с дошкольниками, например:Леса и горы,Пенье птиц,Волны морской прибой.Все дарит Родина тебе,Все встречи ждет с тобой.А также «Необъятная страна» и «Что мы Родиной зовем?» этого автора:Стихотворение Ю. Друниной«Наша Родина»:О, Россия!С нелегкой судьбою страна...У меня ты, Россия,Как сердце, одна.Я и другу скажу,Я скажу и врагу -Без тебя,Как без сердца,Прожить не смогу...А также ее стихотворения: «Это имя…» и «Веет чем-то родным и древним».Стихотворение М. Пожаровой «Край родной»:Лесок весёлый, родные нивы,Реки извивы, цветущий склон,Холмы и сёла, простор привольныйИ колокольный певучий звон.С твоей улыбкой, с твоим дыханьемСливаюсь я.Необозримый, Христом хранимый,Мой край родимый, Любовь моя.Стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края»:Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель. Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил.Мы спросили журавля: – Где же лучшая земля? – Отвечал он, пролетая: – Лучше нет родного края!Стихотворение Е. Трутневой «Что Родиной моей зовется?»:Что Родиной моей зовется? Себе я задаю вопрос. Река, что за домами вьется, Иль куст кудрявых красных роз? Вон та осенняя березка? Или весенняя капель? А может радуги полоска? Или морозный зимний день? Все то, что с детства рядом было? Но это станет все пустякБез маминой заботы милой, И без друзей мне все не так. Так вот что Родиной зовется! Чтоб были рядышком всегдаВсе, кто поддержит, улыбнется, Кому нужна и я сама!Стихотворения Г. Ладонщикова «Наша Родина»:И красива и богатаНаша Родина, ребята. Долго ехать от столицыДо любой ее границы.Все вокруг свое, родное: Горы, степи и леса: Рек сверканье голубое, Голубые небеса.Каждый город Сердцу дорог, Дорог каждый сельский дом. Все в боях когда-то взятоИ упрочено трудом!А также «Родная Земля» и «Родное гнездышко», «С добрым утром!» этого автора.Стихотворение С.Дрожжина «Привет»:Привет тебе, мой край родной,С твоими тёмными лесами,С твоей великою рекой,И неоглядными полями!Привет тебе, народ родимый,Герой труда неутомимый,Среди зимы и в летний зной!Привет тебе, мой край родной!Стихотворение А. Прокофьева «Родимая страна»:На широком простореПредрассветной поройВстали алые зориНад родимой страной.С каждым годом всё крашеДорогие края...Лучше Родины нашейНет на свете, друзья!В работе с дошкольниками нередко используется и поэзия З. Александровой, у которой есть и стихотворение «Родина»:Если скажут слово “Родина”,Сразу в памяти встаётСтарый дом, в саду смородина,Толстый тополь у ворот.У реки берёзка-скромницаИ ромашковый бугор…А другим, наверно, вспомнитсяСвой родной московский двор…В лужах первые кораблики,Над скакалкой топот ногИ большой соседней фабрикиГромкий радостный гудок.Или степь от маков красная,Золотая целина…Родина бывает разная,Но у всех она одна!Образному мышлению дошкольников подходят стихотворение П. Синявского «Рисунок»:На моём рисункеПоле с колосками,Церковка на горкеРядом с облаками.На моём рисункеМама и друзья,На моём рисункеРодина моя.На моём рисункеЛучики рассвета,Рощица и речка,Солнышко и лето.На моём рисункеПесенка ручья,На моём рисункеРодина моя.На моём рисункеВыросли ромашки,Вдоль по тропке скачетВсадник на коняшке,На моём рисункеРадуга и я,На моём рисункеРодина моя.На моём рисункеМама и друзья,На моём рисункеПесенка ручья,На моём рисункеРадуга и я,На моём рисункеРодина моя.У этого автора есть также более короткие стихотворения о Родине, которые подойдут для младшего дошкольного возраста.У Виктора Бокова есть несколько стихотворений о Родине, но не все из них подходят для восприятия дошкольников, например, стихотворение «Благодарность», полное прекрасных патриотических чувств подойдет только для детей школьного возраста и взрослых, а вот стихотворение «Какая наша Родина!» может успешно использоваться и в работе с дошкольниками:Цветёт над тихой речкой яблоня.Сады, задумавшись, стоят.Какая Родина нарядная,Она сама как дивный сад!Играет речка перекатами,В ней рыба вся из серебра,Какая Родина богатая,Не сосчитать её добра!Бежит волна неторопливая,Простор полей ласкает глаз.Какая Родина счастливая,И это счастье всё для нас!Данный перечень не претендует на полноту, есть еще, несомненно, много стихотворений, которые могут быть использованы для воспитания патриотических чувств у дошкольников. Он лишь является примером того, как обширно отечественное поэтическое наследие, посредством которого можно воспитывать любовь и уважение к Родине у дошкольников.ЗАКЛЮЧЕНИЕВо время выполнения данной работы были решены такие задачи:Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, позволяет сделать вывод, что отечественные педагоги и психологи давно обратили внимание на то, что поэзия является одним из наиболее доступных для детей видов искусства. В силу своей милозвучности она нравится детям. Многие стихотворения, адресованные детям, затрагивают высокие духовно-нравственные ценности, в том числе патриотические чувства, а потому могут быть использованы в воспитании дошкольников. Однако для успешного применения поэзии в воспитании следует учитывать особенности детского восприятия.В работе были охарактеризованы особенности, которым должны отвечать поэтические произведения для детей.По жанровому своеобразию и литературным достоинствам поэзия для детей не должна уступать прочим лиро-эпическим произведениям. Однако для того, чтобы полноценно восприниматься детьми и выполнять воспитательные функции детская поэзия должна учитывать психологические особенности детского возраста: образность мышления, ведущую игровую деятельность, эмоциональность, особенности развития речи и т.д., а также быть связанной по стилю с народными началами искусства и, постепенно усложняясь, подходить вплотную к великой поэзии.Произведен подбор стихотворений для дошкольников, которые могут использоваться для воспитания любви и уважения к Родине.При отборе учитывались такие условия: описанный в стихотворениях сюжет легко представить ребенку, стиль их речи отличается высокой художественной выразительностью и вместе с тем все слова доступны детскому пониманию, а размер, как отдельных строф, так и всего стихотворения доступен для запоминания сюжета ребенком.Выделены группы стихотворений, по затрагиваемой в них тематике, которые могут быть использованы для формирования любви и уважения к Родине: Стихотворения, прославляющие страну и говорящие о любви к ней.Стихотворения о родном крае.Стихотворения о красоте родной природы.Стихотворения о трудовом и военном подвиге нашего народа.Стихотворения о родном языке.Стихотворения об искусстве, культурных традициях, обычаях и праздниках, связанных с историей, культурой и религией нашего государства.Отмечено, что прекрасно подходят для воспитания патриотических чувств у дошкольников стихи о Родине и родном крае, написанные В. Орловым, В. Степановым, П. Синявским, Г. Ладонщиковым, З. Александровой, Ю. Друниной и многими другими авторами.Выполненный в ходе написания работы анализ позволил прийти к выводу, что Россия обладает значительным поэтическим наследием, посредством которого можно воспитывать любовь и уважение к Родине у дошкольников.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.Алифанская Т.А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с поэзией. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/26/oznakomlenie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-poezieyАрзамасцева И.Н. Детская литература: учебник для студ. высш. проф. образования / Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. - 8-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 576 с.Белинский В. Г. / Я. А. Роткович, "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. [Электронный ресурс]. URL: http://www.detskiysad.ru/raznlit/prepodavanie02.htmlВсе для детей [Электронный ресурс]. URL: http://allforchildren.ru/poetry/index_ml.phpГриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению : учеб.пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З.А. Гриценко. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 224 с.Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. - М. 2008. – 83 с.Маршак С.Я. Литература школе/ Маршак С.Я. Воспитание словом. - М., 1964, с.567-582. Моисеева Л.А. Специфика чтения лирических произведений в старшем дошкольном возрасте // Психология, социология и педагогика. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/10/1179Паустовский К.Г. Цветы из стружек. // Литература в школе, 2008. т.№ 1.-С.1-4.Проблемы литературного образования дошкольников. [Электронный ресурс]. URL: http://webanketa.com/forms/74tk6e9g5wr6crb168sp2d0/ru/statistic/Савостина Г.А. Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности как средство повышения эффективности эстетического воспитания детей 4-7 лет.: автореф. дисс. канд. пед. наук., М., 2003.Смирнова О.Д. Детская литература как средство воспитания в дошкольных учреждениях советской России (СССР) в 1917-1953 гг.: автореф. дисс. канд. пед. наук., В.Новгород, 2013.Специфика детской литературы. [Электронный ресурс]. URL:http://www.bsu.by/Cache/pdf/205013.pdfСтаржинская Н.С., Давидович А.Л. Поэтика как средство освоения культуры детьми дошкольного возраста.// Педагогическое образование и наука. 2011. № 3.- C. 32-36.Учебник стихосложения / автор-составитель ДеметриусДементе. [Электронный ресурс]. URL: http://lunaris.org.ua/page/uchebnik-stixoslozheniya-osnovnye-ponyatiya-i-polozheniya-o-poeziiУшинский К.Д. Родное слово (статья)./ Ушинский К.Д. Сер. «Антология гуманной педагогики» - М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 224 с.Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Детгиз, 1963.—361 с.Шестакова Е.Ю. Концепция детства в русской классической литературе (первая половина ХІХвека и русскоезарубежье начала ХХ века) // Филологический класс. 2006, № 16. – С. 27-30.1000 стихов, загадок, пословиц, считалок, скороговорок / сост. Г.В. Матвеева. – Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга»», 2013. – 384 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алифанская Т.А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с поэзией. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/26/oznakomlenie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-poeziey
3. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебник для студ. высш. проф. образования / Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. - 8-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 576 с.
4. Белинский В. Г. / Я. А. Роткович, "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. [Электронный ресурс]. URL: http://www.detskiysad.ru/raznlit/prepodavanie02.html
5. Все для детей [Электронный ресурс]. URL: http://allforchildren.ru/poetry/index_ml.php
6. Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению : учеб.пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З.А. Гриценко. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 224 с.
7. Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. - М. 2008. – 83 с.
8. Маршак С.Я. Литература школе/ Маршак С.Я. Воспитание словом. - М., 1964, с.567-582.
9. Моисеева Л.А. Специфика чтения лирических произведений в старшем дошкольном возрасте // Психология, социология и педагогика. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/10/1179
10. Паустовский К.Г. Цветы из стружек. // Литература в школе, 2008. т.№ 1.-С.1-4.
11. Проблемы литературного образования дошкольников. [Электронный ресурс]. URL: http://webanketa.com/forms/74tk6e9g5wr6crb168sp2d0/ru/statistic/
12. Савостина Г.А. Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности как средство повышения эффективности эстетического воспитания детей 4-7 лет.: автореф. дисс. канд. пед. наук., М., 2003.
13. Смирнова О.Д. Детская литература как средство воспитания в дошкольных учреждениях советской России (СССР) в 1917-1953 гг.: автореф. дисс. канд. пед. наук., В.Новгород, 2013.
14. Специфика детской литературы. [Электронный ресурс]. URL:http://www.bsu.by/Cache/pdf/205013.pdf
15. Старжинская Н.С., Давидович А.Л. Поэтика как средство освоения культуры детьми дошкольного возраста.// Педагогическое образование и наука. 2011. № 3.- C. 32-36.
16. Учебник стихосложения / автор-составитель ДеметриусДементе. [Электронный ресурс]. URL: http://lunaris.org.ua/page/uchebnik-stixoslozheniya-osnovnye-ponyatiya-i-polozheniya-o-poezii
17. Ушинский К.Д. Родное слово (статья)./ Ушинский К.Д. Сер. «Антология гуманной педагогики» - М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 224 с.
18. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Детгиз, 1963.—361 с.
19. Шестакова Е.Ю. Концепция детства в русской классической литературе (первая половина ХІХвека и русскоезарубежье начала ХХ века) // Филологический класс. 2006, № 16. – С. 27-30.
20. 1000 стихов, загадок, пословиц, считалок, скороговорок / сост. Г.В. Матвеева. – Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга»», 2013. – 384 с.

Курсы

Патриотическое воспитание старших дошкольников на примере фантастики

Введение

дошкольное воспитание патриотизма литература

В рамках проекта "Национальной доктрины образования в российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость" [22, c. 5].

О важности адаптации ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за страну, в которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в определенные виды деятельности и не тонкие системы, отражающей всю полноту данной проблемы. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Актуальность исследования вопросов патриотического воспитания определяется и отсутствием теоретической разработанностью проблемы в современных условиях. Как показывает анализ научно-педагогической литературы и практики работы общеобразовательных школ, патриотического воспитания учащихся уделяется достаточное внимание. Кроме того, богатый опыт, накопленный в советский период развития нашего общества в этой сфере образования, не может быть использован в полном объеме в новых условиях.

Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Эти вопросы отражены в трудах В. Г. Белинского, K. A. гельвеция, Н. И. Добролюбова, A. P. Куницына, А. Н. Радищева, C. D. Ушинского, Н. Г. Чернышевского, I. M. Ястребцова и др.

Узнать стоимость работы