Вам нужна курсовая работа?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Свободное время студенческой молодежи и основные формы его использования

  • 30 страниц
  • 11 источников
  • Добавлена 18.07.2015
924 руб. 1 320 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Актуальность 3
Проблемная ситуация 3
Степень разработанности 4
2. Программа исследования 5
2.1 Методологическая часть 5
Логический анализ основных понятий 6
Операционализация 7
2.2 Методическая часть 7
Метод исследования 7
Выборка 8
3. Анализ литературы 8
4. Инструментарий 24
Анкета 24
5. Заключение 28
Список использованной литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Сегодня просматриваются тенденции к потере чувства позитивной перспективы, цели развития становятся формальными, «бездушными». В обобщенном виде суть ситуации можно представить как парадоксальное сочетание невиданного ранее научно-технического прогресса и утраты духовных ценностей, требующее научного осмысления, что позволит диагностировать возможные социальные риски и опасности, а так же рассмотреть прагматические пути их минимизации.
Проблемы современной культуры отражают основные симптомы болезни общества. Падение нравственности приобретает черты необратимости и оправданности. Традиционные ценности милосердия, бескорыстия не поощряются экономическими условиями и фактически блокируются жестким прагматическим отношением к жизни, лишенной прежних запретов и условностей. Ситуация «конфликта поколений», обозначила существенные трудности в усвоении системы ценностей, норм и правил поведения, органичных российской цивилизации и культуре. Противоречия между новыми требованиями к личности и уровнем и характером ее наличных знаний, навыков, качеств и способностей, так же затрудняет социальную адаптацию человека и, особенно, молодежи.
Социально-экономическая модернизация России сопровождается серьезными деформациями в сфере ценностных ориентаций в целом. Критерием адекватности социологических концепций ценностных ориентаций становятся структуры социокультурного пространства разных социальных групп, в том числе и групп молодежи.
Цель исследования: Цель исследования заключается в определении специфики ценностных предпочтений молодежи ССУЗов в контексте социокультурного пространства современной России
Объект: Объектом исследования выступила студенческая молодежь средних специальных учебных заведений г. Екатеринбурга.
Основная мысль: Главная особенность социокультурного пространства ценностных предпочтений особой группы молодёжи (студенты ССУЗов), его основные структурные элементы определяются тем, что динамика мироощущения заменила стремление к стабильности, фиксированности положения, при этом ценности отождествляются с новыми идеями, выступающими в качестве индивидуальных или социальных ориентиров; в предпочтениях и установках студентов ССУЗов ценность ассоциируется с типом «достойного» поведения как конкретным жизненным стилем, где доминирует отказ от понимания и принятия традиционной культуры на фоне осознания несоответствия культурных стереотипов и норм поведения старшего поколения вызовам современной жизни, а коренная ломка стереотипов повлекла за собой тенденцию переоценки востребованности молодежи обществом; общая тенденция и основное противоречие в представлениях студенческой молодежи (студенты высших и средних специальных учебных заведений) в социокультурном пространстве современной России определяются своеобразным конфликтом идолов «потребительства» и «трудолюбия», предпочтений в выборе жизненных целей и средств их достижения, неожиданных сочетаний господства и сотрудничества, насилия и толерантности как новых параметров социальной компетенции будущих поколений взрослого населения России; ключевые условия и возможности применения технологий социального управления процессом гуманизации ценностных предпочтений в молодежной среде связаны с переоценкой статуса потребительской культуры в целом, вызванной ростом структур информационного общества, где студенческая молодежь наилучшим образом демонстрирует «болезни роста» нового социокультурного пространства.
Выводы: Комплексное изучение ценностных предпочтений при знании специфики определенной социальной группы и с учетом конкретного социокультурного пространства. Для анализа социокультурного пространства образовательного учреждения использованы следующие показатели: социальная защищенность; ценностные ориентации; качество образования, профессиональное самоопределение; политическая культура; организация досуга, быта; девиации. В качестве общих тенденций и ключевых особенностей становления ценностных предпочтений новых поколений молодёжи следует выделить следующие моменты:
1. устойчивая динамическая целостность мироощущения заменила стремление к стабильности, фиксированности положения;
2. отказ от понимания и принятия традиционной культуры в связи с осознанием несоответствия культурных стереотипов и норм поведения старшего поколения для современной жизни;
3. коренная ломка стереотипов повлекла за собой взрыв молодежного экстремизма или культурное отчуждение.
4. тенденция к невосстребованности молодежи, отсутствие возможностей для профессионального роста.
5. «идолы потребления» (поп-, рок-музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи, экстрасенсы и т. п.) вытеснили «идолов производства».
4. Инструментарий
Анкета
Раздел 1. Несколько слов о себе

1. На каком курсе вы учитесь?
2. Ваш возраст?
3. Ваш пол?
1) мужской 2) женский
4. Вы поступили в институт?
1) сразу после окончания школы, училища, техникума
2) после работы, службы в армии
5. Ваше семейное положение?
1) холост (незамужем)
2) женат ( замужем)
3) вдовец (вдова)
4) разведен (разведена)
6. Есть ли у Вас дети?
1) да 2) нет
Раздел 2. Как Вы проводите свой досуг
7. «Как вы проводите свой досуг после учебы?»
1) Сижу дома перед телевизором (синдром трех «Т»)
2) Предпочитаю турпоходы
3) Общаюсь с друзьями в «социальных сетях»
4) Занимаюсь в спортивных секциях
5) Посещаю с друзьями кафе
6) Отдыхаю в ночных клубах
7) Хожу на концерты, музыкальные фестивали
8) Посещаю музеи
9) Получаю дополнительное образование (курсы)
10) Провожу время за компьютером
11) Другой вариант
8. «Какие, по вашему мнению, существуют проблемы для проведения активной формы досуга в вузе?»
1) В вузе нет специально оборудованного спортивного зала
2) Недостаточно спортивного инвентаря
3) В вузе не организованы спортивные секции, кружки по интересам
4) Нет времени
5) В вузе не ведется организационная работа со студентами (совместные походы в театр, кино)
6) В вузе мало организованных культурно-массовых мероприятий
7) Я не люблю проводить свой досуг активно
9. Как часто вы встречаетесь со своими друзьями?
1) постоянно, каждый день в институте
2) постоянно, каждый день после занятий
3) постоянно, каждый день на занятиях и после них
4) довольно регулярно – несколько раз в неделю
5) довольно регулярно по выходным дням
6) редко, по праздникам, дням рождения и т.д.
7) редко, от случая к случаю
10. Сколько книг художественной литературы Вы прочитываете за месяц?
1) регулярно свыше 10 книг
2) регулярно более 5 книг
3) регулярно более 2 книг
4) регулярно 1-2 книги
5) нерегулярно 1-2 книги (иногда не каждый месяц)
6) не читаете совсем
11. Как часто Вы бываете в кино?
1) совсем не бываю
2) очень редко
3) примерно один раз в месяц
4) 2-3 раза в месяц
5) еженедельно
6) несколько раз в неделю
12. Вспомните, пожалуйста, сколько раз Вы посещали художественные галереи, выставки и музеи в прошлом году?
1) не посещали совсем
2) 1-2 раза
3) 4-6 раз
4) почти каждый месяц
5) несколько раз в месяц
13. Что влияет на ваше решение посетить учреждение художественной культуры?
1) советы однокурсников
2) советы преподавателей
3) советы родных и друзей
4) реклама
5) известность и популярность мастеров искусства
6) собственные эстетические наклонности
7) другое, что именно
14. При каких условиях Вы лет через 10 сможете сказать, что Ваша жизнь удалась?
1) интересная, содержательная работа
2) высокооплачиваемая работа
3) ощущение себя человеком, полезным обществу
4) хорошая семья, дети
5) хорошие жилищные условия
6) интересный, разнообразный досуг
7) успешная профессиональная карьера
8) материальный достаток
9) постоянное саморазвитие
10) хорошие друзья
11) уважение окружающих, авторитет
12) внутренняя свобода, самостоятельность

5. Заключение
Преобладающее количество студентов моногорода в свободное время посещают курсы, получают дополнительное образование, так как они готовятся к тому, что им придется уехать после окончания учебы в мегаполис, где они смогут чего-то добиться только за счет собственных способностей и знаний. Значительная часть студентов столицы ходят на фестивали, концерты, поскольку там они организуются чаще. Их отсутствие в моногороде студенческая молодежь компенсирует походами в ночные клубы, на дискотеки. В равной степени студенческая молодежь из столицы и моногорода предпочитает проводить свободное время после учебы в кафе с друзьями. Это свидетельствует о том, что молодые люди открыты для общения, оно им необходимо. Не секрет, что наличие культурно-просветительских учреждений, кинотеатров, театров, библиотек, концертных залов, спортивных сооружений, парков культуры является важным показателем благоприятной жизненной среды. Это, в конечном счете, определяет эффективность использования свободного времени, качество досуга.
Традиционные формы заполнения досуга (телевидение, радио, чтение, домашние занятия, возможности общения дома, походы в гости или на при- роду, самообразование, спорт) доступны в равной степени практически каждому студенту, а в возможностях практиковать активный внедомашний досуг - посещать театры, концерты, музеи, другие развлекательные и культурные мероприятия - наблюдается явное отставание провинции от мегаполиса. В целом это негативно сказывается на духовном и физическом развитии молодого человека, поэтому желательно, чтобы функцию организации досуга частично взял на себя вуз. На вопрос о форме проведения досуга респонденты столицы и моногорода в массе своей выбирают пассивную форму досуга после учебы (социальные сети, отдых дома, игры за компьютером), больше половины опрошенных респондентов после учебы остаются дома и смотрят телевизор, а благодаря интернету и социальным сетям они предпочитают общаться виртуально. Активную форму досуга (походы, спортивные секции, кафе, концерты, дополнительное образование) студенты ведут нерегулярно, потому что из предложенных вариантов ответов каждый респондент выбирал только по одной - две позиции. Это является для студентов отрицательным показателем, поскольку, как уже говорилось выше, именно активная форма досуга положительно влияет на социализацию студенческой молодежи.
Респондентам было предложено самим сформулировать рекомендации по улучшению досуга в вузе. Предложения молодежи моногорода в целом совпадали с мнением жителей столицы. В частности, это поездки по городам России или за рубеж, творческое развитие, общение с новыми людьми, организация спортивных мероприятий, совместных походов на каток, возможности выступать со своей музыкальной группой, посещать рок- концерты, приобретая билеты по доступным ценам, посещать кружки рисования, актерского мастерства.
Итак, подведем итоги: во-первых, досуг предполагает не регламентированную, а свободную креативную деятельность студентов, во-вторых, формирует и развивает студентов, в-третьих, способствует самовоспитанию молодой личности. Досуг выступает как индикатор уровня общественной и личной жизни. На его содержание влияет ряд факторов, в частности, возраст, интересы индивида, его наклонности, ценностные ориентации, уровень духовной культуры, характер трудовой деятельности, материальные возможности, место жительства (столица, моногород).
Жизнедеятельность современных студен- тов предельно насыщена и регламентирована, а потому требует больших физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает «снизить» создавшееся психологическое напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть реализуется рекреационная функция. Более того, заложенное от природы стремление молодого человека к получению удовольствия реализуется преимущественно в сфере досуга. Такое положение дел в досуговой сфере студенчества остро ставит вопрос о необходимости его регулирования и должного наполнения соответствующими эстетическими, этическими и общекультурными ценностями. Повышение качественного состояния свободного времени в значительной степени зависит от роста материального состояния молодых россиян, развития организации социальной инфраструктуры досуга не только в столичных, но и в моногородах. Повышенный интерес к социологическому исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость изучения и влияния на досугового поведения обучающейся молодежи со стороны государства в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.



Список использованной литературы:

А.Л. Маршак. «Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи»1998 г. № 12
А.С. Воторопин. «Политические ориентации студенчества». Социологические исследования. 2000 г.
В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева «Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи». Социологические исследования. 1999 г. № 6. стр. 98.
Бобровникова И.А., Наумова С.А., Исанбаева С.Д., «Аксиологическая культура современной молодежи», V Международная студенческая электронная научная конференция  "студенческий научный форум 2013".
Андреев А.Л., Культурные предпочтения современного российского студенчества, мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2008 г., номер 2 (86)
О.И. Карпухин «Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации». Социологические исследования. 1998 г. № 12. стр. 93.
Цаплина С.П., Молодёжная культура в России :Современное состояние, перспективы развития, 2006 г.
Козлова И.В, Ценностные предпочтения молодежи ССУЗов (среднее специальное учебное заведение) в социокультурном пространстве современной России, 2005
В.А. Луков «Особенности молодежных субкультур в России». 2002 г., № 6. стр.82
Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990 . стр 11 – 23.
Ирхин Ю.В., Социология культуры, Издательство: Экзамен, 2006.









2

Список использованной литературы:

1. А.Л. Маршак. «Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи»1998 г. № 12
2. А.С. Воторопин. «Политические ориентации студенчества». Социологические исследования. 2000 г.
3. В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева «Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи». Социологические исследования. 1999 г. № 6. стр. 98.
4. Бобровникова И.А., Наумова С.А., Исанбаева С.Д., «Аксиологическая культура современной молодежи», V Международная студенческая электронная научная конференция "студенческий научный форум 2013".
5. Андреев А.Л., Культурные предпочтения современного российского студенчества, мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2008 г., номер 2 (86)
6. О.И. Карпухин «Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации». Социологические исследования. 1998 г. № 12. стр. 93.
7. Цаплина С.П., Молодёжная культура в России :Современное состояние, перспективы развития, 2006 г.
8. Козлова И.В, Ценностные предпочтения молодежи ССУЗов (среднее специальное учебное заведение) в социокультурном пространстве современной России, 2005
9. В.А. Луков «Особенности молодежных субкультур в России». 2002 г., № 6. стр.82
10. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990 . стр 11 – 23.
11. Ирхин Ю.В., Социология культуры, Издательство: Экзамен, 2006.

Традиционализм и модернизм в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи УдГУ

Содержание

Введение

Глава 1. Социально-культурные аспекты интеграции Российской высшей школы в Болонский процесс

1.1.Теоретические подходы к анализу проблем и перспектив Болонского

1.2. Механизмы адаптации ценностных ориентаций российского

студенческие современным европейским социокультурным стандартам

Глава 2.Ориентация ориентации современной студенческой молодежи УдГУ

2.1. Основные ценности и приоритеты деятельности студентов УдГУ

2.2.Динамика развития системы ценностей студенческой молодежи УдГУ

Вывод

библиография

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Молодежная проблематика является одной из наиболее дискурсивных и стратегически значимых для успешного развития современного общества. Проблемы молодежи включены в контекст многих научных исследований с целью выяснения тенденций изменений ценностных ориентаций, определения механизмов преемственности и взаимодействия со старшими поколениями.

Одним из основных институтов социализации в молодом и зрелом возрасте является высшее образование. Школа, через образование, научную и досуговую деятельность формируются нравственные качества человека, которые, впоследствии, могут способствовать укреплению его ценностных ориентаций и активной жизненной позиции.

Актуальность изучения ценностных ориентаций студенческой молодежи определяется, прежде всего, проблемами формирования и развития общества, необходимостью сохранения традиций и воспроизводства нормативных правил поведения. Важным и актуальным особенностям возрастной когорты российской студенческой молодежи можно включить также усложнение процессов формирования системы ценностей, связанное с системным кризисом, перехода к рыночным отношениям. Такого рода кризис затрудняет воспроизводство социальных структур, существующих норм, традиций, а также формирование и развитие общества в целом [1]. Новая общественная среда требует от каждого индивида нового уровня сознания, иных моделей поведения.

Современная школа, являясь одним из наиболее важных институтов социализации, также сталкиваются с кризисом. Один из способов его преодолеть, становятся интегративные международные программы. Эти процессы, направленные на расширение сотрудничества европейских государств, формирования новых информационных потоков и механизмов принятия совместных решений по наиболее важным вопросам организации системы высшего образования.

Узнать стоимость работы