Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

развитие познавательной мотивации у воспитанников ДОО в разных видах деятельности

  • 33 страницы
  • 21 источник
  • Добавлена 18.07.2015
1 078 руб. 1 540 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ 4
1.1. Понятие мотивации и ее место в учебном процессе 4
1.2. Возрастные особенности учебной мотивации 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ПОЗНАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ 20
2.1. Развитие мотивов в деятельности ребенка 20
2.2. Роль игры в развитии мотивационной сферы дошкольника 28
2.3. Особенности мотивации старших дошкольников на примере изучения иностранных языков 29
ВЫВОДЫ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34


Фрагмент для ознакомления

Сначала выполнения общепринятых правил поведения является для малыша только средством поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют. Похвала, привязанность, которые дошкольники получают за хорошее поведение, приносят им приятные переживания, обуславливают восприятия выполнения правил, как нечто положительное и обязательное. Они действуют в соответствии с моральными нормами только тех взрослых или детей, к которым испытывают симпатию. Этим дети руководствуются, когда делятся игрушками, сладостями со сверстниками. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение распространяется и на людей, которые не имеют с ребенком непосредственной связи. Это обусловлено осознанием детьми сути и значения моральных норм и правил, пониманием их общеобязательность.
Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы - желание сделать пользу для людей. Многие среди младших дошкольников могут выполнять несложное задание ради удовольствия других людей. Для этого нужно, чтобы они представляли себе людей, для которых что-то делают, и симпатизировали им. Например, чтобы молодые дошкольники изготовили колобок для маленьких детей, воспитатель должен ярко, образно рассказать им об этих детях, об удовольствии от подарка.
По собственной инициативе выполнять работу для других дети начинают с 4-5-летнего возраста. Они уже понимают, что их поступки могут приносить кому-то пользу. Когда их спрашивают, почему они выполняют поручения взрослых, обычно отвечают, что им это нравится, или действуют по просьбе мамы. Иначе этот вопрос отвечают старшие дошкольники: «Помогаю потому, что бабушки и маме трудно самим», «Я люблю маму, поэтому помогаю», «Чтобы помочь маме и все уметь». По-разному ведут себя дети разных дошкольных групп и в играх, где от индивидуальных действий зависит успех команды. Младшие и большинство средних дошкольников заботятся о собственном успехе, а дети действуют ради успеха команды [6].
Старшие дошкольники осознанно придерживаются моральных норм, связанных с помощью других людей. Как показывают исследования, общественные мотивы уже в дошкольном возрасте могут иметь значительную побудительную силу, большую, чем мотивы личной выгоды, интерес к внешней, процессуальной стороны деятельности. Возникают они не спонтанно, а благодаря воспитательному воздействию взрослых.
Подчинение мотивов в поведении дошкольников
Изменения мотивов поведения в дошкольном детстве заключаются не только в изменении их содержания, появление новых видов мотивов, но и в формировании иерархии: одни мотивы приобретают важное значение для ребенка, чем другие.
Поведение младшего дошкольника неопределенное, лишенное основной цели. Например, он может по собственной инициативе поделиться подарком со сверстником, а через минуту отобрать у него игрушку; помогать матери убрать комнату, а через пять минут - капризничать, не имея желания одеваться. Это происходит в результате изменения мотивов поведения, доминирование в зависимости от изменения ситуации то одного, то другого из них.
Подчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии мотивационной сферы дошкольника. Иерархия мотивов придает определенную направленность всей его поведении. Со временем появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и ее поведение в целом как хорошее или плохое. Если главными в поведении становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок основном действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям. Преобладание мотивов, побуждающих к получению личного удовлетворения, демонстрации своего превосходства над другими, может повлечь серьезные нарушения правил поведения.
Поведение ребенка раннего возраста обусловлена ​​ситуацией, которая доминирует в определенный момент над чувствами, дошкольник уже умеет сдерживать себя. Это показали специальные исследования с целью выявления возможности 3-7-летних детей сдерживать свои непосредственные желания. Для этого они должны в течение определенного времени не смотреть на предмет. В первой серии опытов это категорически запретил взрослый; во второй - за это пообещали вознаграждение; в третьей - пригрозили наказанием (исключение из игры); в четвертой - дети дали слово (пообещали).
Результаты исследования показали, что 5-7-летним детям легче сдерживать свои непосредственные побуждения, чем младшим дошкольникам. Отличается и побудительная сила различных ограничительных мотивов. Сильнее действует мотив поощрения, самое слабое - запрет взрослого, не усиленных другими дополнительными мотивами. На старших детей существенно влияет их обещание, которое для младших дошкольников еще слабым мотивом.
На поведение детей начинают влиять мотивы морального характера, однако у 3-5-летних малышей они еще слабо выражены.
В присутствии взрослых, других детей дошкольники проявляют лучшую способность воспринимать свои непосредственные побуждения, чем вне видимого контроля. Подчинение мотивов помогает ребенку отказаться от заманчивых вещей, занятий ради выполнения важного, но неинтересного занятия. Мотивы деятельности в дошкольный период постепенно теряют одинаковое значение для ребенка, каждый из них постепенно занимает свое место в определенной системе, одни начинают преобладать над другими. Содержание главных мотивов определяет направленность всей поведения ребенка. На этом этапе жизни стержень личности только начинает формироваться, однако определенная направленность в поведении дошкольника уже становится заметной. Она может быть разной - от эгоистической, индивидуалистической в ​​общественной, высоконравственной (в пределах возрастных возможностей).
В поведении одних дошкольников проявляются тенденции творческого типа личности, в других - разрушительного, потребительского. Воспитателям и родителям важно по незначительным, на первый взгляд, признаками заметить проявления определенной тенденции в поведении, чтобы вовремя и умело корректировать развитие личности ребенка, формировать общественно ценные потребности и мотивы, обеспечить полноценные пути ее самовыражения и самоутверждения [1].

2.2. Роль игры в развитии мотивационной сферы дошкольника

Формирование мотивационной сферы у детей дошкольного возраста неразрывно связано с игровой деятельностью. Во время игры происходит подчинение мотивов (подчинение ситуативных мотивов значимым), а также формирования мотивов, связанных с выполнением ребенком взятых на себя обязательств[21].
В процессе игры у ребенка возникает много ситуативных желаний, обычно обусловленных привлекательностью предметов, которых она не располагает, ролей, которые выполняют другие дети. Однако она вынуждена отказаться от этих случайных желаний в пользу основного побудительного мотива. В таком случае игра является деятельностью, в которой эти мотивы наполняются новым социальным содержанием.
Некоторые исследователи считают, что игра является как средством формирования определенных мотивов у ребенка, так и мотивом непосредственно, поскольку он по своей природе не направлена ​​на достижение определенной объективной цели. Мотив игрового действия заключается не в его результате, а в самом процессе. Например, у ребенка, который играет кубиками, мотив игры заключается не в том, чтобы сделать здание, а в смысле самого действия. Это касается не только игры дошкольника, но и любой игры вообще. Не выиграть, а играть - такова общая формула мотивации игры (А. Леонтьев).
Становление и развитие мотивационной сферы ребенка существенно зависят от в ее жизнедеятельности ролевой игры, в которой дети часто идентифицируют себя с родителями и взрослыми, пытаются подражать им. Стремление играть роль взрослого является проявлением мотива власти. Кроме того, в игре ребенок получает возможность символически выразить желание, конфликтные мотивации, эмоции, которые она не может продемонстрировать открыто или выразить в словах.

2.3. Особенности мотивации старших дошкольников на примере изучения иностранных языков

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью выступает игра. Другими видами деятельности, присущими этому возрасту, является художественная деятельность, конструкторская деятельность, восприятие сказки, учебная деятельность [7].
Учебная деятельность рассматривается как активная деятельность учащихся по усвоению знаний, способов их самостоятельного приобретения.
Выделяют мотивационную, интеллектуальную и волевую готовность к обучению. Мы рассматриваем мотивационную готовность к обучению иностранному языку. Предметом нашего исследования являются мотивы изучения иностранного языка в старших дошкольников.
Некоторые исследователи, в частности А.И. Негневицкая, А.Н. Шахнарович, С.В. Соколовская, утверждают, что в старшем дошкольном возрасте отсутствуют мотивы учения, и нужны определенные целенаправленно усилия, чтобы обучение, познание произошло. Однако, Д.Б. Эльконина выдвинул гипотезу, что именно в дошкольном возрасте формируется мотивационная сторона учебной деятельности. По утверждению Л.И. Божович в конце дошкольного возрасте у детей возникает внутренняя позиция школьника. Она заключается в необходимости носить школьную одежду, включиться в новый вид деятельности, занять новое положение. По выражению А.К. Марковой, это требование образует субъективную готовность к обучению, рядом с которой существует объективная готовность. Объективная готовность включает уровень знаний и умений, с которым ребенок начинает обучение. Наблюдения показывают, что современные дети имеют определенные знания по иностранному языку в связи с общим распространением массовой культуры, использованием интернета, телевидения, радио [14].
Наблюдая за поведением учащихся во время занятий по английскому языку в группе детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что: 1) мотивы учения присутствуют в старшем дошкольном возрасте, ведь дети вовлечены в учебную деятельность, изучения английского языка; 2) учебная деятельность полимотивирована и включает познавательные и социальные мотивы.
Познавательные мотивы имеют следующие проявления:
1) широкие познавательные мотивы: реальное успешное выполнение учебных задач; обращение к учителю за дополнительными сведениями (например, просьба перевести слова родного языка на английский и наоборот); отношение к необязательных задач; обращение к учебным задач в свободной необязательной обстановке, например, во время перерыва;
2) учебно-познавательные мотивы: самостоятельное обращение учащихся к поиску способов работы, решение, к их сравнения; вопрос к учителю по поиску способов; интерес при переходе к новой действия, введении новых понятий; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности.
Социальные мотивы проявляются следующим образом:
1) широкие социальные мотивы: поступки, свидетельствующие о понимании значимости учения, желание выполнить свой долг; готовность уступить личностным интересам ради необходимости;
2) позиционные социальные мотивы: стремление к взаимодействию и контактов со сверстниками; обращение к партнеру в ходе учения; намерен выяснить отношение товарища к своей работе; инициативы и бескорыстность в помощи товарищу; количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы; отклик на просьбу товарища о помощи; принятия и внесения предложения об участии в коллективной работе [3].
Формирование мотивов изучения иностранного языка становится возможным при создании педагогом соответствующих условий, которые включают настройки внутреннего состояния ученика и использовании внешних атрибутов учебной деятельности, что изображено в таблице 1.
Условия формирования мотивов обучения иностранным языкам у детей Настройка внутреннего состояния к
изучении. иностранного языка
Использование внешних атрибутов процесса изучения иностранных языков 1. Сообщение значимости процесса
изучение иностранного языка.
2. Обеспечение комфортных
взаимоотношений ученика с учителями и товарищами.
3. Использование игровых форм
обучение.
4. Включение в процесс изучения
иностранного языка других видов деятельности, присущих дошкольнику:
изобразительную, музыкальную, танцевальную, трудовую и др.
5. Опора на жизненный опыт и знания учащихся.
6. Использование соревновательных упражнений.
7. Создание сюжетной организации
занятия.
8. Обеспечение достижения учениками
близкого результата.
9. Создание ситуаций успешности.
10. Появление положительных эмоций при столкновении с новым материалом:
удивление, увлеченности, любознательности
11. Стимулирование учеников с помощью
одобрения. 1. Применение наглядности,
привлекательных предметов.
2. Применение современных
информационных средств.
3. Использование игрушек по
выражению Л.А. Венгера, игрушка -
верный друг.
4. Устройство учебного
помещения.
5. Стимулирование учащихся с
помощью награды.
Таким образом, мотивы изучения иностранного языка возникают и совершенствуются в самом процессе изучения старшими дошкольниками иностранного языка.
ВЫВОДЫ

На разных возрастных этапах мотивация обусловливается ведущими видами деятельности и социальной ситуацией развития.
В дошкольном возрасте, ребенок знает и умеет много, но показателем сформированности личности является ее внутренняя структура, которую образуют мотивы поведения, под влиянием которых он действует, воля и чувства.
Итак, одним из аспектов готовности детей к образовательной среде школы является наличие у старшего дошкольника познавательного интереса к учебной деятельности (умение) - одного из основных видов деятельности человека, направленного на ее саморазвитие через овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретических знаний. Ведь познавательный интерес в значительной степени способствует эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной и учебной деятельности.
Таким образом, мотивационная сфера детей дошкольного возраста очень разнообразна по своему содержанию и является ядром личности ребенка. На протяжении всего детства происходят изменения в мотивах, а также меняется их содержание, появляются новые виды. Между различными видами мотивов состоит соподчинение. Иерархия, которая придает определенную направленность деятельности ребенка.
Воспитателю и учителю создавать такие условия в процессе учебной деятельности старших дошкольников и младших школьников, чтобы осуществлялось развертывание активных форм работы на занятии и уроке, иначе познавательный интерес угасать, не имея возможности развиваться.
Раскрытие причин поведения, действий и поступков человека предполагает анализ совокупности мотивов, которыми обусловлено конкретное поведение. Понять ребенка значительно проще, чем взрослого человека, поскольку мотивы его поступков заметны во всем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей /Д. Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 337 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна, 2-е изд. / Л.И. Божович. — М.: Изд-во «Ин-т практ. психол», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. — М: Изд-во «МГУ», 1990. - 283 с.
Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 2001.-210с.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дубина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192 с.
Дыбина О. Игра - путь к познанию предметного мира / О. Дыбина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 14-23.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2004. - 509 с.
Кравцова Е.Е. Готовность к школе //Дошкольное образование. - 2002. -№6.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
Маланов СВ. Психологические закономерности развития личности // Начальная школа. - 2003. -№6.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения Кн. для учителя/А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — М.: Просвещение, 1990. — 192 с. — (Психол. наука — школе).
Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 2002.-213 с.
Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Просвещение, 1975. - 240 с.
Обмачевская СВ. Особенности учебной мотивации школьников 5-6-х классов / СВ. Обмачевская, В.А. Скрипова, М.С Ухова и др. //Журнал «Ментор». - 2009. - № 1.
Поддьяков А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: автореф. дис. на соиск. научной степени докт. психол. наук: спец. 19.00.07 «Педагогическая психология» / А. Н. Поддьяков. - М., 2001. -40 с.
Рубинштейн С.Л. Деятельность. Задачи и мотивы деятельности/ С.Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 2000. - 712 с.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — М.: Педагогика, 1986. — Т.1.-408 с.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 512 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.













2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей /Д. Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 337 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна, 2-е изд. / Л.И. Божович. — М.: Изд-во «Ин-т практ. психол», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. — М: Изд-во «МГУ», 1990. - 283 с.
6. Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 2001.-210с.
7. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дубина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192 с.
8. Дыбина О. Игра - путь к познанию предметного мира / О. Дыбина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 14-23.
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2004. - 509 с.
10. Кравцова Е.Е. Готовность к школе //Дошкольное образование. - 2002. -№6.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
12. Маланов СВ. Психологические закономерности развития личности // Начальная школа. - 2003. -№6.
13. Маркова А.К. Формирование мотивации учения Кн. для учителя/А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — М.: Просвещение, 1990. — 192 с. — (Психол. наука — школе).
14. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 2002.-213 с.
15. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Просвещение, 1975. - 240 с.
16. Обмачевская СВ. Особенности учебной мотивации школьников 5-6-х классов / СВ. Обмачевская, В.А. Скрипова, М.С Ухова и др. //Журнал «Ментор». - 2009. - № 1.
17. Поддьяков А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: автореф. дис. на соиск. научной степени докт. психол. наук: спец. 19.00.07 «Педагогическая психология» / А. Н. Поддьяков. - М., 2001. -40 с.
18. Рубинштейн С.Л. Деятельность. Задачи и мотивы деятельности/ С.Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 2000. - 712 с.
19. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — М.: Педагогика, 1986. — Т.1.-408 с.
20. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 512 с.
21. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.


НАБЛЮДЕНИЕ за ПРИРОДОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАБЛЮДЕНИЙ ПРИРОДЫ, КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие "познавательной деятельности" в педагогической литературе

1.2 Эмоционально-значимого содержания и организации познавательной деятельности детей

1.3 Наблюдение как средство познания детьми мира. Типы наблюдений. Роль наблюдений в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста

1.4 Требования к организации наблюдений детей дошкольного возраста за природой

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ ПРИРОДЫ

2.1 Методология организации эксперимента

2.2 Особенности познавательной деятельности дошкольников в процессе наблюдения природы

Выводы по второй главе

ВЫВОД

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста - сегодня одна из самых актуальных, является объектом исследования педагогов, психологов.

В учебной программе дошкольного образования определены показатели когнитивного развития воспитанника старшей группы: "...проявляет интерес к новой области психического мира, поисковой деятельности. Заинтересован в новых объектах со сложным устройством и нестандартными функциями. Мастер в учебных навыков. Легко переносить представления и навыки в новых условиях, применять их для решения новых интеллектуальных задач, использует различные способы, чтобы получить знания активно экспериментов" [23, c. 234]. Один из ведущих специалистов в области психического воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе образования, интеллектуальной.

В области Образования, стандартов дошкольного воспитания некоторые из требований к уровню подготовки воспитанника, называются следующие: "Любознателен. Проявляют познавательный интерес к сложным, объектов незнакомых. Использует разные типы вопросов для получения информации. Группирует, классифицирует и строит ряд 5 - 10 объектов и явлений 1 - 3 представлены. Владеет логическими операциями: анализ, выделяет качества и свойства, сравнивает, устанавливает соответствие группировки. Составляет простые планы-схемы, маршруты, следует им. Устанавливает простейшие причинно-следственные связи.

Узнать стоимость работы