Эффективность внешнего аудита и подходы к его оценке

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Аудит
  • 3232 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 18.07.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1.Аудит и его эффективность 5
1.1 Роль и место внешнего аудита в системе экономических отношений 5
1.2 Профессиональное поведение аудитора при обеспечении эффективности его деятельности 9
2. Эффективность деятельности аудиторской фирмы 14
2.1. Оценка текущей деятельности аудиторской фирмы ООО «Аудит» 14
2.2 Эффективность аудита на анализируемом предприятии 17
3. Пути совершенствования эффективности внешнего аудита 26
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Приложение 1.Факторы и показатели эффективности внешнего аудита 37

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в современных условиях успешно вести аудиторский бизнес можно только под сильным брендом. Чем крупнее компания, тем сильнее бренд, на получение которого она может рассчитывать.
Бытует мнение, впрочем, ошибочное, что компании достаточно получить право на международную торговую марку или, как принято говорить, бренд и дела значительно улучшатся. Примерно та же иллюзия, что и насчет публичного размещения акций. Хотя есть страны, где это "прокатит", например Узбекистан, который имеет самый продвинутый (и объективный) национальный аудиторский ренкинг, основанный на совокупности 10 взвешенных показателей, среди которых выручка имеет вес всего 25%. Аудиторы разделены на два кластера - высшую (без ограничений) и первую лиги (только добровольный аудит). Для того чтобы немного подняться в ренкинге, компании достаточно получить франшизу членства в международной сети, неважно какой. Все "нетитулованные" компании дружно нашли себе хоть самого завалящего, но международного(!) партнера и теперь все гордо смотрят друг на друга, ожидая (напрасно!) притока клиентов (вернее, их оттока от конкурентов). Типичный пример бессмысленной траты времени и денег.
Другой пример - Казахстан. Аудит листингующихся на национальной бирже компаний могут проводить только компании с международным брендом плюс имеющие не менее двух АССА. Тот же эффект - срочные поиски неважно какой сети, главное быстро, дешево и без проблем. Упаси Бог, какие-то процедуры допуска, внешние проверки качества и т.п. Принцип такой: мне от заграницы ничего, кроме бренда, не нужно, да и платить я за это не хочу. Ну, разве что совсем немного.
Как правило, определяющим фактором работы под международным брендом является способность разделять глобальное требование сети по предложению исключительного клиентского обслуживания или как минимум "бесшовного" оказания услуг по всему миру (клиент не должен чувствовать разницу в качестве услуг и нестыковки) (табл. 5).
Таблица 5. Требования различных международных сетей к фирмам-членам
(критерии членства)
Глобальные аудиторские компании и ассоциации Франчайзинговые международные сети Принцип: одна страна - одна компания Принцип: чем больше фирм, тем лучше Сильная рыночная позиция (место в национальном рейтинге должно соответствовать месту в международном рейтинге) Присутствие на рынке и в национальном рейтинге Способность оказывать основные услуги по бухучету, аудиту, налоговому и бизнес-консультированию по профессиональным стандартам и с уровнем качества, принятым в сети Отсутствие требований по диверсификации и объему услуг Хорошая и устойчивая репутация на местном рынке и среди регуляторов Отсутствие нареканий со стороны органов надзора, наличие надлежащего лицензирования Устойчивая модель партнерства и наличие партнерского соглашения с ясными и справедливыми критериями лидерства Отсутствие требований по структуре и управлению Амбициозная стратегия развития по росту и усилению рыночной позиции, предпочтительно через слияния Наличие формально принятой стратегии роста без мониторинга ее достижения Адекватный уровень прибыльности, обеспечивающий качество партнеров и способность инвестировать в развитие компании Достаточно принципа самоокупаемости Представление компании во всех крупных торговых, финансовых и индустриальных центрах Географическое присутствие - по усмотрению Устойчивый уровень знания английского языка на всех уровнях внутренней организации, включая выполнение проектов Уровень английского - достаточный для поддержания внешних коммуникаций Процедура допуска в сеть регламентирована документами и неукоснительно выполняется Процедура допуска в сеть упрощена и часто основана на политических решениях Соблюдение требований проверяется периодически проведением QAR (ревью по контролю качества) Критерии проверяются время от времени или вообще не контролируются Для того чтобы удовлетворять серьезным критериям членства, аудиторская фирма должна обладать достаточной "критической массой".
Оптимальным вариантом для Евразии зарекомендовало себя поэтапное объединение с переходом от группы самостоятельных компаний к одной компании.
На первом этапе объединения компаний бизнес-единицы (генерирующие выручку и прямые расходы по проектам) принадлежат существующим владельцам, сохраняющим все права на активы и экономические выгоды от деятельности своих компаний и несущим прямые расходы по выполнению проектов. Таким образом минимизируются риски собственника.
На основании партнерского соглашения, зарегистрированного в согласованной юрисдикции, формируется группа в составе нескольких ведущих местных компаний с лицензией путем их переименования и предоставления каждой права на использование бренда.
Одна, координирующая, компания уполномочена официально представлять группу в международной сети. При этом она осуществляет свои полномочия от имени всех участников группы, действующих под совместным контролем совета партнеров и общим операционным управлением.
Операционное управление группой осуществляется отдельной, созданной специально для этой цели управляющей компанией (УК) (см. рисунок).




Рисунок Оперативное управление группой в целях повышения эффективности аудита
В УК выносятся все основные бэк-офисные функции объединяющихся компаний, что дает большой экономический и синергетический эффект.
Специализация каждой компании (основные компетенции) там, где это реализуемо, отражается в ее уникальном названии, например "... Аудит", "... Консалтинг", "... Налоги и Право" и т.д.
Группа действует под общим стратегическим руководством совета партнеров (СП), юридически это совет директоров УК.
СП и УК де-факто являются "брендодержателем", уполномоченным представлять группу для внешнего окружения, управлять процессом принятия новых партнеров, выхода партнеров и распределять соответствующие доли участия и голоса при принятии решений.
На втором этапе, по итогам первого года совместной деятельности под общим брендом, принимается решение о слиянии в одну компанию путем присоединения к базовой компании, "брендодержателю" или путем образования новой компании, если это не приведет к утрате истории и не затруднит лицензирование. Остальные компании в лице своих партнеров обменивают 100%-ные пакеты своих акций на акции в единой компании.
Доли участия предлагается распределять на основе согласованной сторонами оценки стоимости бизнеса каждой компании по согласованной модели оценки или получения оценки независимым оценщиком.
Участниками будут исключительно физические лица, юридические лица ликвидируются по мере перевода бизнеса в основную компанию.






















Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Законодательных инициатив в области повышения эффективности внешнего аудита в последнее время возникло довольно много. Впрочем, среди них большинство касаются скорее технических вопросов, поэтому ясность в данном вопросе наступит только после знакомства с окончательными редакциями законопроектов, соответствующими подзаконными актами, наличия правоприменительной практики. Кроме того, напрямую деятельность СРО они не затрагивают; чтобы говорить о данных новациях, нам сначала нужно понять реакцию на них наших членов.
Процессы глобализации и интеграции, характерные для современной экономики, породили высокую конкуренцию, что обусловило высокие требования, предъявляемые к деятельности хозяйствующих субъектов. Это связано и с естественным процессом "отбора" в соответствии с рыночными условиями, и с необходимостью внешнего регулирования рынка в целях защиты от формирования неэффективных отраслей и компаний, оказывающих негативное влияние на рынок в целом.
Кризисные явления в экономике, имеющие место в последние годы, только подтверждают значимость деятельности каждого субъекта рынка и необходимость контроля и регулирования.
Таким образом, деятельность хозяйствующих субъектов должна проверяться соответствующим образом, что нужно и эффективному рынку, и самой компании для нормального функционирования. Такая проверка является аудиторской, или аудитом, и достаточно жестко регламентируется отечественным законодательством, международными и российскими стандартами и требованиями самого аудируемого лица, что оговаривается в договоре с ним.
Система бизнес-анализа, как правило, включает в себя технологии, методы и автоматизированные средства извлечения и анализа данных, а также предоставления информации, способствующей достижению понимания, необходимого для улучшенного и неформального принятия решений бизнес-пользователями, а также принятия обоснованных и оперативных управленческих решений. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий производится с помощью ряда показателей, формируемых в бухгалтерской отчетности в рамках правового регулирования в настоящее время.
Приоритетные пользователи учетно-отчетной информации, представленной в финансовой отчетности, - это внешние и внутренние пользователи, инвестировавшие либо предоставившие во временное пользование свой капитал с целью извлечения дохода или вступившие в экономические отношения с организацией, преследуя собственные интересы; а также государственные институты, в обязанности которых входит необходимость сбора, обработки информации для принятия определенных управленческих решений и анализа экономического развития страны.
Формирование бухгалтерской отчётности предполагает обработку первичных документов в соответствии с законодательством. В условиях современности обработка первичной документации в основном осуществляется при помощи специализированных бухгалтерских программ, при этом не стоит забывать о последовательности выполнения и обработки данных по подтверждающим документам. А также внимательно заполнять данные в программы, которые используются в организации.
В настоящее время аудит в узком понимании - это аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в широком понимании - аудит бизнеса. Несомненно, важной функцией аудита является функция гаранта достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, но вместе с тем налицо выросший интерес к услугам, связанным с выработкой рекомендаций по повышению эффективности бизнеса. Такая ситуация требует расширения границ понятия "аудит". В частности, в настоящее время появились новые объекты и виды аудита (стратегический аудит, аудит эффективности, социальный аудит, экологический аудит и т.д.), изменяются временные горизонты аудита (в частности, аудиту подвергается прогнозная финансовая информация). Аудитор при оказании аудиторско-консалтинговых услуг не ограничивается выражением мнения относительно достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а оценивает финансово-экономическую деятельность и перспективы бизнеса, вырабатывает рекомендации по реализации имеющихся внутрипроизводственных резервов и повышению эффективности деятельности клиента. Все это требует дальнейшей ассимиляции с другими науками (риск-менеджментом, стратегическим менеджментом, налоговым менеджментом, инвестиционным анализом, инвестиционным проектированием и т.д.) и направлениями деятельности, что неизбежно приведет к выходу аудитора за рамки своей профессии и необходимости использования междисциплинарного подхода.


























Список использованной литературы

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
Кодекс этики аудиторов России.(одобрен Минфином РФ 22.03.2012)
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности"
Приказ Минфина РФ от 17.08.2010 N 90н (ред. от 16.08.2011) "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности" (вместе с "Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита", "Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 6/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.11.2010 N 18934)
Андреева Н.С. Какие риски невозможно просчитать, или Почему аудитор скорее доктор, чем сыщик или контролер // Внутренний контроль в кредитной организации. 2014. N 2. С. 52 - 57.
Арефкина Е.И. Правовые основы бухгалтерского учета / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Е.И. Арефкина. М.: Проспект, 2013. 312 с.
Давыдов А. Работа с "золотым" активом бизнеса // Аудит и налогообложение. 2014. N 2. С. 38.
Исаева Н.Ю. Оценка эффективности аудиторских проверок // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 10. С. 38 - 45.
Колбасов В. Новые условия освобождения от ответственности // Аудит и налогообложение. 2014. N 2. С. 39 - 40.
Конев К.А. Система нормативного правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 32. С. 27 - 40.
Подольский В.И., Савин А.А. Аудит: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 587 с.
Публичные финансы и финансовое право: сборник научных трудов к 10-летию кафедры финансового права Высшей школы экономики / Р.Е. Артюхин, Ю.В. Гинзбург, Ю.В. Гинзбург и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012. 674 с.
Шевкопляс Н.А. Особенности административно-правового статуса саморегулируемых организаций в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2013. N 9. С. 867 - 873.
Чернобай Е.И., Ефремов А.В., Ростовцев А.М., Чехарин Д.А., Ифтодий К.В., Собокарев М.А., Юденков Ю.Н., Тарабарина Н.Р. Как оценить достоверность результатов работы внешних экспертов? // МСФО и МСА в кредитной организации. 2014. N 3. С. 6 - 15.
































Приложение 1.Факторы и показатели эффективности внешнего аудита

Фактор Определяющие коэффициенты Человеческий фактор (профессиональная компетентность, мотивы и потребности) Коэффициент преданности компании, равный отношению количества участников группы, имеющих стаж в данной аудиторской организации более 3 лет, к общему количеству участников группы.
Коэффициент профессионализма, равный отношению количества аттестованных аудиторов к общему количеству участников группы.
Коэффициент удовлетворенности потребностей работников, равный отношению числа участников группы, положительно оценивающих удовлетворенность от работы в аудиторской организации, к общему количеству участников рабочей группы Стандартизация аудита Коэффициент методологической поддержки, равный отношению количества разработанных и фактически применяемых аудиторской организацией регламентов, методик, положений к общему количеству действующих федеральных стандартов и правил (включая этические) Специализация Коэффициент понимания сферы деятельности клиента, равный отношению количества участников рабочей группы, имеющих опыт проведения аудита других клиентов в аналогичной отрасли, к общему количеству участников группы.
Коэффициент обновления рабочей группы, равный отношению числа работников, принимающих участие в аудите данного клиента повторно, к общему числу участников группы Внутрифирменная система контроля качества Оценка эффективности производится аудиторской организацией самостоятельно в ходе мониторинга системы контроля качества.
Оценка дается по итогам проведенного внешнего контроля качества аудиторской деятельности Выбор и соотношение процедур получения аудиторских доказательств Коэффициент экономичности аудиторских доказательств, определяемый как отношение количества аудиторских доказательств, полученных в результате выполнения аналитических процедур, к общему количеству аудиторских доказательств, полученных при выполнении данного проекта Кооперация и коммуникация (взаимодействие) между аудиторами, а также между аудиторской группой и клиентом Коэффициент претензий и жалоб, равный отношению количества претензий и жалоб, предъявленных аудиторской организации клиентом при реализации конкретного проекта, к общему количеству претензий и жалоб за календарный год.
Коэффициент дублирования запросов, равный отношению количества запросов, направленных клиенту повторно, к общему количеству запросов по данному проекту.
Коэффициент ограничения аудита, равный количеству запросов, на которые не получены надлежащие ответы руководства клиента или отдельных служб клиента с учетом индекса важности таких запросов для формирования мнения аудитора, к общему количеству направленных запросов по данному проекту.
Коэффициент сокращения количества процедур, равный отношению количества аудиторских процедур, результаты которых получены при аудите отчетности по РСБУ (в ином случае - МСФО) и использованы для аудита отчетности по МСФО (в ином случае - РСБУ), к общему количеству проведенных аудиторских процедур, назначенных для аудита отчетности по МСФО (в ином случае - РСБУ) Непрерывное профессиональное обучение Коэффициент обновления знаний, равный отношению часов дополнительного профессионального обучения, включая самообучение, к общему числу часов обязательного повышения квалификации за календарный год Организационно-управленческий фактор Коэффициент эффективности кадровой службы, равный отношению количества вновь принятых работников за определенный временной промежуток, которые успешно отработали в организации более 6 мес., к общему количеству принятых в то же время работников Техническое обеспечение аудиторов Частота обновления технической базы.
Частота обновления информационно-консультационных баз.
Коэффициент автоматизации аудита, равный отношению количества операций документирования, осуществляемых в ходе выполнения проекта с помощью специальных программных продуктов, разработанных для аудиторских компаний, к общему числу операций, осуществляемых в целях документирования данного проекта Соблюдение договорных сроков Коэффициент соблюдения договорных сроков, равный отношению проектов, по которым сроки нарушены по вине аудиторской организации, к общему числу проектов за календарный год Отсутствие непроизводительных затрат (брака) Коэффициент доработки, равный отношению рабочего времени, затраченного на доработку рабочей документации (отчета аудитора), к общему количеству затраченных по проекту человеко-часов

Арефкина Е.И. Правовые основы бухгалтерского учета / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Е.И. Арефкина. М.: Проспект, 2013. 312 с.

Андреева Н.С. Какие риски невозможно просчитать, или Почему аудитор скорее доктор, чем сыщик или контролер // Внутренний контроль в кредитной организации. 2014. N 2. С. 52 - 57.

Публичные финансы и финансовое право: сборник научных трудов к 10-летию кафедры финансового права Высшей школы экономики / Р.Е. Артюхин, Ю.В. Гинзбург, Ю.В. Гинзбург и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012. 674 с.

Исаева Н.Ю. Оценка эффективности аудиторских проверок // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 10. С. 38 - 45.












2

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
2. Кодекс этики аудиторов России.(одобрен Минфином РФ 22.03.2012)
3. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности"
4. Приказ Минфина РФ от 17.08.2010 N 90н (ред. от 16.08.2011) "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности" (вместе с "Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита", "Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 6/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.11.2010 N 18934)
5. Андреева Н.С. Какие риски невозможно просчитать, или Почему аудитор скорее доктор, чем сыщик или контролер // Внутренний контроль в кредитной организации. 2014. N 2. С. 52 - 57.
6. Арефкина Е.И. Правовые основы бухгалтерского учета / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Е.И. Арефкина. М.: Проспект, 2013. 312 с.
7. Давыдов А. Работа с "золотым" активом бизнеса // Аудит и налогообложение. 2014. N 2. С. 38.
8. Исаева Н.Ю. Оценка эффективности аудиторских проверок // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 10. С. 38 - 45.
9. Колбасов В. Новые условия освобождения от ответственности // Аудит и налогообложение. 2014. N 2. С. 39 - 40.
10. Конев К.А. Система нормативного правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 32. С. 27 - 40.
11. Подольский В.И., Савин А.А. Аудит: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 587 с.
12. Публичные финансы и финансовое право: сборник научных трудов к 10-летию кафедры финансового права Высшей школы экономики / Р.Е. Артюхин, Ю.В. Гинзбург, Ю.В. Гинзбург и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012. 674 с.
13. Шевкопляс Н.А. Особенности административно-правового статуса саморегулируемых организаций в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2013. N 9. С. 867 - 873.
14. Чернобай Е.И., Ефремов А.В., Ростовцев А.М., Чехарин Д.А., Ифтодий К.В., Собокарев М.А., Юденков Ю.Н., Тарабарина Н.Р. Как оценить достоверность результатов работы внешних экспертов? // МСФО и МСА в кредитной организации. 2014. N 3. С. 6 - 15.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет внешний аудит в системе экономических отношений?

Внешний аудит играет важную роль в системе экономических отношений, так как его основная задача - проверка достоверности предоставляемой финансовой информации. Аудиторы оценивают финансовое положение организации, ее финансовую отчетность и контролируют соблюдение законодательства и стандартов в области бухгалтерии и отчетности.

Как подходы к оценке эффективности внешнего аудита могут отличаться?

Подходы к оценке эффективности внешнего аудита могут быть различными в зависимости от целей и потребностей заказчика и аудиторской фирмы. Одни оценивают эффективность внешнего аудита по результатам проверки финансовой отчетности и выявления ошибок или мошенничества. Другие оценивают эффективность внешнего аудита по степени его влияния на улучшение внутренних процессов и систем управления предприятием.

Какие аспекты профессионального поведения аудитора влияют на эффективность его деятельности?

Профессиональное поведение аудитора играет важную роль в обеспечении эффективности его деятельности. К ним относятся: независимость и объективность аудитора, его компетентность и профессионализм, этика и соблюдение профессиональных стандартов, а также своевременность и качество предоставляемой аудиторской информации.

Как оценить текущую деятельность аудиторской фирмы?

Текущую деятельность аудиторской фирмы можно оценить по различным критериям, таким как: качество предоставляемых аудиторских услуг, время выполнения работ, степень соблюдения профессиональных стандартов, уровень удовлетворенности клиентов и качество коммуникации с ними, опыт и квалификация сотрудников фирмы, а также финансовые показатели и репутация компании.

Какие методы оценки эффективности внешнего аудита существуют?

Существует несколько методов оценки эффективности внешнего аудита, включая методы качественной и количественной оценки. Качественные методы оценки эффективности включают оценку профессионального поведения аудитора и уровня выполнения аудиторских процедур. Количественные методы оценки основаны на сопоставлении показателей работы аудиторской фирмы с нормативными значениями и показателями предыдущих периодов.

Какая роль и место внешнего аудита в системе экономических отношений?

Внешний аудит имеет важную роль в системе экономических отношений, так как он помогает обеспечить надежность и достоверность финансовой отчетности компаний. Он также предоставляет независимую оценку финансового состояния предприятия и дает рекомендации по совершенствованию его деятельности. Место внешнего аудита в системе экономических отношений определяется его ролью в обеспечении прозрачности и доверия к финансовой информации.

Как оценить текущую деятельность аудиторской фирмы?

Оценка текущей деятельности аудиторской фирмы может осуществляться по различным критериям, таким как квалификация и опыт аудиторов, качество проведения аудиторских процедур, соблюдение норм профессиональной этики, соответствие стандартам аудита и др. Также можно провести анализ клиентской базы, финансовых показателей и репутации фирмы.

Как оценить эффективность аудита на конкретном предприятии?

Оценка эффективности аудита на конкретном предприятии может производиться путем сопоставления результатов аудита с поставленными целями и ожиданиями заказчика, анализа корректности выявленных аудиторских выводов и рекомендаций, а также учета финансовых показателей и репутации предприятия.

Какими подходами можно оценить эффективность внешнего аудита?

Эффективность внешнего аудита может быть оценена с помощью различных подходов, например, анализом финансовых показателей, оценкой качества работы аудитора, сравнением с аналогичными аудиторскими фирмами и т.д.