Капризы в дошкольный период: психологические причины, предупреждение, купирование.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 2727 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 18.07.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Современные аспекты изучения воспитания дошкольников 7
1.1 Воспитательная деятельность семьи ее структура и содержание 7
1.2 Особенности воспитания детей в раннем возрасте 9
Глава 2. Особенности влияния отца и матери на разрешение ситуаций, связанных с капризами 16
2.1 Роль матери в предотвращении каприза 16
2.2 Характеристики особенностей воздействия отцовского воспитание на предотвращение каприза 18
Выводы 24
Заключение 25
Библиография 28






Фрагмент для ознакомления

Отец низко его оценивает, как ему кажется, и это не дифференцируется ребенком по отношению к тому или иному конкретному поступку, а проецируется им на всю свою личность в целом. В дальнейшем такое представление может распространится и на других людей, после этого ребенок становится неуверенным в себе, а затем постоянно ожидает от окружающих различных негативных оценок способностей и умений [44].
Особенно неблагоприятен со стороны отца, для развития у ребенка Я-концепции авторитарный стиль, характерная черта которого выражается в стремлении к безапелляционности отца в суждениях и ясности во всякой ситуации по отношению к ребенку с оттенком негативизма.
В этой ситуации любое наказание или требование не содержат в себе даже намека на готовность отцом принять ребенка, помочь ему или убедить. Такие отцы, к слову, как отмечают некоторые исследователи, могут временами искренне считать, что ребенок плох целиком, без оговорок.
В результате у малыша растет уверенность в том, что его не одобряют, и он приходит к убеждению в малоценности себя и ненужности для своих родителей.
Поэтому в поведении детей отмечаются в результате такого воспитания напряженность, и полное отсутствие спонтанности. Любая новая или неясная ситуация ассоциируется у таких детей с возможностью наказания, что сопровождается, в свою очередь, повышенной тревожностью и общим ощущением дискомфорта. А так как для ребенка в раннем возрасте очень многие ситуации незнакомые, таким образом, он почти все время пребывает в тревожном состоянии [43].
С воспитательной точки зрения поощрение отца более информативно, чем суровое порицание. Дело в том, что когда ребенку запрещают что-либо, то он узнает, чего уже не надо делать, но он еще не знает, что следует сделать и как. Поэтому за запретом или порицанием действия необходимо показать ребенку образец положительного выполнения.
Собственные мотивы отцов и побуждения авторитарных наклонностей всегда, как правило, стоят на первом месте, а вот мотивы и побуждения ребенка зачастую для них второстепенны. Как правило, отцы такого склада убеждены в своей собственной непогрешимости, а поэтому уверены, что не могут ошибаться, и в силу этих причин требуют от ребенка абсолютного подчинения собственной воле.
Однако, ругая или наказывая ребенка, родители все же наносят его самовосприятию гораздо меньший вред, чем когда проявляют к нему полное безразличие. Именно безразличие, а также незаинтересованность родителей в ребенке коренным образом приводят к деформации его собственного образа Я.
Поэтому эффективный родитель стремиться выступить в роли непосредственного консультанта для своего ребенка по всем возможным вопросам.
Кроме того, родитель является собственным «архитектором» всей окружающей среды ребенка. Поэтому в раннем возрасте мать и отец должны быть всегда доступны для малыша, чтобы стараться объяснять ему все незнакомые явления, назвать новые предметы или положительно влиять на новый субъективный опыт, хвалить за исследования, успешные действия.
Для родителей в раннем возрасте, как для матерей, так и отцов принципиально важно также установить для своего малыша границы безопасной деятельности и оказать помощь в приспособлении к первым социальным требованиям. В то же время родителям необходимо создавать среду, которая стимулирует и поддерживает познавательное и физическое развитие ребенка, побуждает его самостоятельно исследовать непосредственно окружающий мир. Такое поведение будет способствовать только благоприятному умственному и эмоциональному развитию ребенка.







Выводы

Многие родители используют в воспитательных целях как высокий уровень контроля, при этом у них сильно выражено принятие своего ребенка. При том, что ребенок в значительной мере идеализируется обоими родителями, прослеживается весьма недостаточное применение сотрудничества в вопросе воспитания, а также признании прав ребенка, что приводит к присутствию воспитательной конфронтации между родителями в семье, а также стремлению родителей к инфантилизации ребенка.
Избежать будущих неврозов помогут:
1. Комфортно организованная среда, соответствующая потребностям развития.
2. Безусловная любовь и полное принятие ребенка с его, на ваш взгляд, минусами в поведении.
3. Нестереотипный подход в воспитании – не следует «впихивать» ребенка в субъективные рамки, в которых сами выросли.
4. Полное эмоциональное принятие с правом формирования личной позиции.
5. Игровая составляющая в общении. Лучше творческих бесед, на языке игр, природа и мир пока ничего не придумали.
6. Проследите за количеством запретов. Постоянное категоричное «нет», будет тормозить личностное продвижение на пути реализации природных способностей.
7. Предусмотрите противоречивость в ограничениях. Если что-то нельзя было вчера, значит, запрещено и сегодня. Ваша шаткая разрешительная позиция поспособствует развитию неуверенности и истерического невроза страха.
Придерживаясь перечисленных составляющих, вы сумеете наладить комфортное общение, избежать детских истерик, уберечь кроху от неприятностей психологических процессов.

Заключение

Сегодня практика многих психотерапевтов, психологов и ученых показывает, что большинство проблем людей, которые обращаются за психологической помощью, связаны, прежде всего, с той ситуацией, которая складывается в их семьях или сложилась там на момент, когда они были еще совсем детьми.
Поэтому, так или иначе, необходимо апеллировать в психотерапии к семье, непосредственно к тому, что в ней происходит, в том числе и с ребенком с самого раннего возраста.
Поэтому практика работы не с одним человеком, а непосредственно совместно с несколькими членами семьи ребенка, стала сегодня достаточно распространенной. Эффективность данной работы была непосредственно продемонстрирована при решении самого широкого круга проблем.
В связи с этим было выявлено два принципиальных направления исследования семьи.
Это выявление особенностей и своеобразия проблем воспитания ребенка отцом и матерью. Эти два направления сегодня составляют основу при изучении особенностей развития человека с самого раннего возраста и позволяют определить целый ряд причин, которые повлекли в его формировании те или иные изменения.
Работа психолога с семьей в ходе анализа взаимодействия её членов сегодня позволяет улучшить как отношения между родителями и детьми, так и непосредственно между супругами, помогает установить между ними взаимопонимание и доверие, дать почувствовать именно каждому члену семьи безопасность и комфорт и т.д.
Таким образом, известное высказывание «Мой дом - моя крепость» следовало бы интерпретировать как «Моя семья - моя крепость».
Так как именно семья является всегда для человека тем островком надежности и безопасности, где он может найти тепло, а также ощутить уют и уверенность в жизни, именно в семье он может набраться сил, отбросить свои маски, которые надевает на работе и с в социуме, и быть непосредственно самим собой.
В этой связи процесс воспитания ребенка в семье носит, прежде всего, характер обратной связи и, поэтому, именно воспитывая своих детей, родители, в этом процессе воспитывают тем самым самих себя. Как мы убедились в ходе данного исследования.
Необходимо отметить, что в зависимости от характера воспитания, его модели, отношения родителей к ребенку проходят в своем формировании ряд определенных и порой достаточно устойчивых стадий во взаимоотношениях.
Именно поэтому, чтобы увеличить положительные и минимизировать отрицательное влияние семейных отношений на воспитание ребенка необходимо помнить о регуляции внутрисемейных психологических факторов, которые имеют ключевое воспитательное значение.
И отцу и матери необходимо принимать самое активное участие в жизни семьи, необходимо всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком, необходимо интересоваться его проблемами, возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты.
Необходимо в отношениях в ребенком особенно в раннем возрасте не оказывать на него никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения и формировать свое поведение.
Кроме того, во избежание излишней идеализации необходимо формировать представление о различных этапах в жизни ребенка, при этом уважать право ребенка на собственное мнение, а также сдерживать собственнические инстинкты и непосредственно относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто обладает меньшим жизненным опытом.
Поэтому деспотичное, или авторитарное поведение родителей, ведущее к подавлению интересов ребенка интересами родителей, насильственное навязывание своих взглядов и представлений при жесткой критике в его адрес также как и политика "невмешательства", которая так же ведет к игнорированию интересов ребенка, приводит к полному отсутствию заинтересованности его к жизни, что приводит к формированию слабой, несамостоятельной, неуверенной в себе личности.
И, наоборот при сочетании внимательного, а также заботливого отношения к своему ребенку без навязчивости, стремлении вмешиваться в его интересы, а лишь в сопричастности c любовью и готовностью помочь, если он об этом попросит, поддержке и воодушевлении в трудных ситуациях станет залогом формирования полноценной, душевно здоровой личности.
























Библиография

Монографии

Аксенова Л.В. Семейная энциклопедия: психологические тесты. Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 528 с.
Александрова Л.Ю. Особенности присвоения вербально-просодического опыта детьми раннего возраста в условиях материнской депривации. Изд: В. Новгород 2008г – 184с.
Андрианова С.А. Условия развития взаимодействия родителя и ребенка в раннем детстве. Красноярск 2008 г.
Анисимов В.П. Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до 3-х лет. М., 2007. – 176с.
Аникеева Н.П. Специфика игровой ситуации - Педагогика и психология игры. М. 2006.
Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи СПб. Наука и техника, 2007г – 272с.
Болотина Л.Р. Дошкольное воспитание и развитие. М. – 180 с.
Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. М.: Мозаика-Синтез, 2006 г. -240 с.
Возрастная и педагогическая психология. М. 2009 г., с.450.
Выготский Л.С. "вопросы детской психологии" СПб.; изд-во "союз" 2006 г. – 224с
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. Т.4 Раннее детство / Л.С. Выготский – М.2004 г. – 400 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 2004. – 120 с.
Дьюи Дж. От ребёнка — к миру, от мира — к ребёнку. — М.: Карапуз, 2009.
Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. М. 2011. - 112 с.
Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. - 448 с.
Зверева О.Л., Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2009г – 256с
Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. М.: Форум, 2011. - 112 с.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2007г. – 415с.
Корчак Я. Как любить ребенка. – М.: АСТ, 2011. – 220 с.
Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М. 2002 г. с. – 400с.
Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Изд. Репринт. 2002 г. – 320 с.
Макаренко А.С. Историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ). — Нижний Новгород. 2006 г.
Рубинштейн С.Л. Основы Общей Психологии. – СПб., 2007. – 261 с.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М. 2004. – 180 с.
Семья и личность. Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. – 220 с.
Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. М. 2008 г. – 430 с.
Эльконин Д.Б. Переодизация психического развития в детском возрасте. М. 2006 г. – 240 с.

Периодические издания

Васягина Н.Н. Мать как субъект социокультурного воспитательного пространства / Н.Н. Васягина // Мир науки культуры и образования. – 2009. – №7. – С.286 – 289.
Васягина Н.Н. Представленность образа матери в ментальном пространстве / Н. Н. Васягина // Известия Уральского гос. университета. – 2010. – № 1. – С. 105 – 110.
Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 2005.
Филиппова Г . Г . Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. //Вопросы психологии. 2001. №2. С. 22-37
Хамитова И. Семейная история: влияние на переживание женщиной беременности и родов. // Московский психотерапевтический журнал. 2001. №3.


Интернет источники

Роль отца в воспитании ребенка // URL: http://chtotakoe.org/family/men/255. php (дата обращения: 08.12.2013).
Роль отца в психологическом развитии и воспитании детей раннего возраста // URL: http://www.psihologu. info/content/view/1019/66/ (дата обращения: 09.12.2013).











2

Библиография

Монографии

1. Аксенова Л.В. Семейная энциклопедия: психологические тесты. Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 528 с.
2. Александрова Л.Ю. Особенности присвоения вербально-просодического опыта детьми раннего возраста в условиях материнской депривации. Изд: В. Новгород 2008г – 184с.
3. Андрианова С.А. Условия развития взаимодействия родителя и ребенка в раннем детстве. Красноярск 2008 г.
4. Анисимов В.П. Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до 3-х лет. М., 2007. – 176с.
5. Аникеева Н.П. Специфика игровой ситуации - Педагогика и психология игры. М. 2006.
6. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи СПб. Наука и техника, 2007г – 272с.
7. Болотина Л.Р. Дошкольное воспитание и развитие. М. – 180 с.
8. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. М.: Мозаика-Синтез, 2006 г. -240 с.
9. Возрастная и педагогическая психология. М. 2009 г., с.450.
10. Выготский Л.С. "вопросы детской психологии" СПб.; изд-во "союз" 2006 г. – 224с
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. Т.4 Раннее детство / Л.С. Выготский – М.2004 г. – 400 с.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 2004. – 120 с.
13. Дьюи Дж. От ребёнка — к миру, от мира — к ребёнку. — М.: Карапуз, 2009.
14. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. М. 2011. - 112 с.
15. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. - 448 с.
16. Зверева О.Л., Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2009г – 256с
17. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. М.: Форум, 2011. - 112 с.
18. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2007г. – 415с.
19. Корчак Я. Как любить ребенка. – М.: АСТ, 2011. – 220 с.
20. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М. 2002 г. с. – 400с.
21. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Изд. Репринт. 2002 г. – 320 с.
22. Макаренко А.С. Историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ). — Нижний Новгород. 2006 г.
23. Рубинштейн С.Л. Основы Общей Психологии. – СПб., 2007. – 261 с.
24. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М. 2004. – 180 с.
25. Семья и личность. Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. – 220 с.
26. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. М. 2008 г. – 430 с.
27. Эльконин Д.Б. Переодизация психического развития в детском возрасте. М. 2006 г. – 240 с.

Периодические издания

28. Васягина Н.Н. Мать как субъект социокультурного воспитательного пространства / Н.Н. Васягина // Мир науки культуры и образования. – 2009. – №7. – С.286 – 289.
29. Васягина Н.Н. Представленность образа матери в ментальном пространстве / Н. Н. Васягина // Известия Уральского гос. университета. – 2010. – № 1. – С. 105 – 110.
30. Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 2005.
31. Филиппова Г . Г . Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. //Вопросы психологии. 2001. №2. С. 22-37
32. Хамитова И. Семейная история: влияние на переживание женщиной беременности и родов. // Московский психотерапевтический журнал. 2001. №3.


Интернет источники

33. Роль отца в воспитании ребенка // URL: http://chtotakoe.org/family/men/255. php (дата обращения: 08.12.2013).
34. Роль отца в психологическом развитии и воспитании детей раннего возраста // URL: http://www.psihologu. info/content/view/1019/66/ (дата обращения: 09.12.2013).

Вопрос-ответ:

Почему дети в дошкольном возрасте проявляют капризы?

Дети в дошкольном возрасте часто проявляют капризы из-за своего естественного стремления к самостоятельности и независимости. Они только начинают осознавать свои потребности и желания, а пока не умеют адекватно выражать свои эмоции и контролировать свое поведение. Капризы могут быть способом для них выразить свои потребности или получить внимание и реакцию окружающих.

Какие психологические причины могут лежать в основе капризов у детей в дошкольном возрасте?

В основе капризов у детей в дошкольном возрасте могут лежать различные психологические причины. Одна из них - недостаток внимания и любви со стороны родителей. Дети могут проявлять капризы, чтобы привлечь к себе внимание и быть уверенными в своей важности. Другая причина - стремление к контролю и независимости. Дети желают влиять на окружающих и могут использовать капризы, чтобы достичь своих целей. Наконец, капризы могут быть результатом неправильного воспитания, когда родители не учат ребенка контролировать свои эмоции и плохо реагируют на его капризы.

Как можно предупредить капризы у детей в дошкольном возрасте?

Для предупреждения капризов у детей в дошкольном возрасте можно применять несколько подходов. Во-первых, важно давать ребенку достаточно внимания и любви, чтобы он не испытывал недостатка в них. Во-вторых, следует учить ребенка контролировать свои эмоции и научить его адекватно выражать свои потребности и желания. В-третьих, родители должны быть последовательными и научить ребенка понимать, что капризы не являются эффективным способом достижения целей. Наконец, важно учить ребенка развивать эмпатию и понимание к нуждам и эмоциям других людей, что поможет снизить проявление капризов.

Какие психологические причины могут вызывать капризы у детей в дошкольный период?

Капризы у детей в дошкольный период могут быть вызваны различными психологическими причинами, такими как недостаток внимания, стремление к контролю, неспособность выразить свои эмоции словами, неудовлетворенные потребности.

Каким образом можно предупредить капризы у дошкольников?

Для предупреждения капризов у дошкольников важно создавать условия для удовлетворения их потребностей, научить их выражать свои эмоции словами, установить четкие правила и границы, поощрять желательное поведение, а также физические возможности.

Как можно купировать капризы у дошкольников?

Для купирования капризов у дошкольников можно использовать такие методы, как игнорирование нежелательного поведения, предложение альтернативного варианта, активное привлечение внимания ребенка, установка четких правил и границ.

Какую роль играет матерь в предотвращении капризов у детей?

Мать играет важную роль в предотвращении капризов у детей. Она может помочь ребенку выразить свои эмоции и потребности, установить ясные правила и границы, обеспечить эмоциональную поддержку и понимание.

Каким образом отцовское воспитание может предотвращать капризы?

Отцовское воспитание имеет свои особенности в предотвращении капризов у детей. Отец может быть авторитетом и примером для ребенка, учить его контролировать свои эмоции, помогать разрешать конфликтные ситуации, наставлять и учить ребенка правилам и навыкам, необходимым для общения и сотрудничества.

Какие психологические причины могут быть у капризов в дошкольном возрасте?

Психологическими причинами капризов в дошкольном возрасте могут быть недостаток внимания со стороны родителей, недостаток самостоятельности, стремление контролировать ситуацию, страх сделать что-то неправильно.

Какие методы предупреждения капризов рекомендуются?

Для предупреждения капризов важно обеспечить достаточное внимание и заботу с ребенком, создать условия для его самостоятельности, научить его контролировать свои эмоции и общаться с другими детьми. Также полезно установить четкие правила и договоренности с ребенком, чтобы он знал, что от него ожидается.

Какие аспекты воспитания дошкольников важны для успешного преодоления капризов?

Воспитательная деятельность семьи и ее структура и содержание играют важную роль в успешном преодолении капризов. Необходимо обеспечить ребенку достаточное количество любви, внимания и заботы, а также развивать его самостоятельность, эмоциональный интеллект и навыки общения.

Как отец и мать могут влиять на разрешение ситуаций, связанных с капризами?

Мать играет важную роль в предотвращении капризов. Она может помочь ребенку контролировать свои эмоции и научить его социальным навыкам. А отец, в свою очередь, может оказывать влияние на ребенка через свою авторитетность, наставничество и установление четких правил и границ.