Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Капризы в дошкольный период: психологические причины, предупреждение, купирование.

  • 27 страниц
  • 34 источника
  • Добавлена 18.07.2015
924 руб. 1 320 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Современные аспекты изучения воспитания дошкольников 7
1.1 Воспитательная деятельность семьи ее структура и содержание 7
1.2 Особенности воспитания детей в раннем возрасте 9
Глава 2. Особенности влияния отца и матери на разрешение ситуаций, связанных с капризами 16
2.1 Роль матери в предотвращении каприза 16
2.2 Характеристики особенностей воздействия отцовского воспитание на предотвращение каприза 18
Выводы 24
Заключение 25
Библиография 28






Фрагмент для ознакомления

Отец низко его оценивает, как ему кажется, и это не дифференцируется ребенком по отношению к тому или иному конкретному поступку, а проецируется им на всю свою личность в целом. В дальнейшем такое представление может распространится и на других людей, после этого ребенок становится неуверенным в себе, а затем постоянно ожидает от окружающих различных негативных оценок способностей и умений [44].
Особенно неблагоприятен со стороны отца, для развития у ребенка Я-концепции авторитарный стиль, характерная черта которого выражается в стремлении к безапелляционности отца в суждениях и ясности во всякой ситуации по отношению к ребенку с оттенком негативизма.
В этой ситуации любое наказание или требование не содержат в себе даже намека на готовность отцом принять ребенка, помочь ему или убедить. Такие отцы, к слову, как отмечают некоторые исследователи, могут временами искренне считать, что ребенок плох целиком, без оговорок.
В результате у малыша растет уверенность в том, что его не одобряют, и он приходит к убеждению в малоценности себя и ненужности для своих родителей.
Поэтому в поведении детей отмечаются в результате такого воспитания напряженность, и полное отсутствие спонтанности. Любая новая или неясная ситуация ассоциируется у таких детей с возможностью наказания, что сопровождается, в свою очередь, повышенной тревожностью и общим ощущением дискомфорта. А так как для ребенка в раннем возрасте очень многие ситуации незнакомые, таким образом, он почти все время пребывает в тревожном состоянии [43].
С воспитательной точки зрения поощрение отца более информативно, чем суровое порицание. Дело в том, что когда ребенку запрещают что-либо, то он узнает, чего уже не надо делать, но он еще не знает, что следует сделать и как. Поэтому за запретом или порицанием действия необходимо показать ребенку образец положительного выполнения.
Собственные мотивы отцов и побуждения авторитарных наклонностей всегда, как правило, стоят на первом месте, а вот мотивы и побуждения ребенка зачастую для них второстепенны. Как правило, отцы такого склада убеждены в своей собственной непогрешимости, а поэтому уверены, что не могут ошибаться, и в силу этих причин требуют от ребенка абсолютного подчинения собственной воле.
Однако, ругая или наказывая ребенка, родители все же наносят его самовосприятию гораздо меньший вред, чем когда проявляют к нему полное безразличие. Именно безразличие, а также незаинтересованность родителей в ребенке коренным образом приводят к деформации его собственного образа Я.
Поэтому эффективный родитель стремиться выступить в роли непосредственного консультанта для своего ребенка по всем возможным вопросам.
Кроме того, родитель является собственным «архитектором» всей окружающей среды ребенка. Поэтому в раннем возрасте мать и отец должны быть всегда доступны для малыша, чтобы стараться объяснять ему все незнакомые явления, назвать новые предметы или положительно влиять на новый субъективный опыт, хвалить за исследования, успешные действия.
Для родителей в раннем возрасте, как для матерей, так и отцов принципиально важно также установить для своего малыша границы безопасной деятельности и оказать помощь в приспособлении к первым социальным требованиям. В то же время родителям необходимо создавать среду, которая стимулирует и поддерживает познавательное и физическое развитие ребенка, побуждает его самостоятельно исследовать непосредственно окружающий мир. Такое поведение будет способствовать только благоприятному умственному и эмоциональному развитию ребенка.







Выводы

Многие родители используют в воспитательных целях как высокий уровень контроля, при этом у них сильно выражено принятие своего ребенка. При том, что ребенок в значительной мере идеализируется обоими родителями, прослеживается весьма недостаточное применение сотрудничества в вопросе воспитания, а также признании прав ребенка, что приводит к присутствию воспитательной конфронтации между родителями в семье, а также стремлению родителей к инфантилизации ребенка.
Избежать будущих неврозов помогут:
1. Комфортно организованная среда, соответствующая потребностям развития.
2. Безусловная любовь и полное принятие ребенка с его, на ваш взгляд, минусами в поведении.
3. Нестереотипный подход в воспитании – не следует «впихивать» ребенка в субъективные рамки, в которых сами выросли.
4. Полное эмоциональное принятие с правом формирования личной позиции.
5. Игровая составляющая в общении. Лучше творческих бесед, на языке игр, природа и мир пока ничего не придумали.
6. Проследите за количеством запретов. Постоянное категоричное «нет», будет тормозить личностное продвижение на пути реализации природных способностей.
7. Предусмотрите противоречивость в ограничениях. Если что-то нельзя было вчера, значит, запрещено и сегодня. Ваша шаткая разрешительная позиция поспособствует развитию неуверенности и истерического невроза страха.
Придерживаясь перечисленных составляющих, вы сумеете наладить комфортное общение, избежать детских истерик, уберечь кроху от неприятностей психологических процессов.

Заключение

Сегодня практика многих психотерапевтов, психологов и ученых показывает, что большинство проблем людей, которые обращаются за психологической помощью, связаны, прежде всего, с той ситуацией, которая складывается в их семьях или сложилась там на момент, когда они были еще совсем детьми.
Поэтому, так или иначе, необходимо апеллировать в психотерапии к семье, непосредственно к тому, что в ней происходит, в том числе и с ребенком с самого раннего возраста.
Поэтому практика работы не с одним человеком, а непосредственно совместно с несколькими членами семьи ребенка, стала сегодня достаточно распространенной. Эффективность данной работы была непосредственно продемонстрирована при решении самого широкого круга проблем.
В связи с этим было выявлено два принципиальных направления исследования семьи.
Это выявление особенностей и своеобразия проблем воспитания ребенка отцом и матерью. Эти два направления сегодня составляют основу при изучении особенностей развития человека с самого раннего возраста и позволяют определить целый ряд причин, которые повлекли в его формировании те или иные изменения.
Работа психолога с семьей в ходе анализа взаимодействия её членов сегодня позволяет улучшить как отношения между родителями и детьми, так и непосредственно между супругами, помогает установить между ними взаимопонимание и доверие, дать почувствовать именно каждому члену семьи безопасность и комфорт и т.д.
Таким образом, известное высказывание «Мой дом - моя крепость» следовало бы интерпретировать как «Моя семья - моя крепость».
Так как именно семья является всегда для человека тем островком надежности и безопасности, где он может найти тепло, а также ощутить уют и уверенность в жизни, именно в семье он может набраться сил, отбросить свои маски, которые надевает на работе и с в социуме, и быть непосредственно самим собой.
В этой связи процесс воспитания ребенка в семье носит, прежде всего, характер обратной связи и, поэтому, именно воспитывая своих детей, родители, в этом процессе воспитывают тем самым самих себя. Как мы убедились в ходе данного исследования.
Необходимо отметить, что в зависимости от характера воспитания, его модели, отношения родителей к ребенку проходят в своем формировании ряд определенных и порой достаточно устойчивых стадий во взаимоотношениях.
Именно поэтому, чтобы увеличить положительные и минимизировать отрицательное влияние семейных отношений на воспитание ребенка необходимо помнить о регуляции внутрисемейных психологических факторов, которые имеют ключевое воспитательное значение.
И отцу и матери необходимо принимать самое активное участие в жизни семьи, необходимо всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком, необходимо интересоваться его проблемами, возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты.
Необходимо в отношениях в ребенком особенно в раннем возрасте не оказывать на него никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения и формировать свое поведение.
Кроме того, во избежание излишней идеализации необходимо формировать представление о различных этапах в жизни ребенка, при этом уважать право ребенка на собственное мнение, а также сдерживать собственнические инстинкты и непосредственно относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто обладает меньшим жизненным опытом.
Поэтому деспотичное, или авторитарное поведение родителей, ведущее к подавлению интересов ребенка интересами родителей, насильственное навязывание своих взглядов и представлений при жесткой критике в его адрес также как и политика "невмешательства", которая так же ведет к игнорированию интересов ребенка, приводит к полному отсутствию заинтересованности его к жизни, что приводит к формированию слабой, несамостоятельной, неуверенной в себе личности.
И, наоборот при сочетании внимательного, а также заботливого отношения к своему ребенку без навязчивости, стремлении вмешиваться в его интересы, а лишь в сопричастности c любовью и готовностью помочь, если он об этом попросит, поддержке и воодушевлении в трудных ситуациях станет залогом формирования полноценной, душевно здоровой личности.
























Библиография

Монографии

Аксенова Л.В. Семейная энциклопедия: психологические тесты. Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 528 с.
Александрова Л.Ю. Особенности присвоения вербально-просодического опыта детьми раннего возраста в условиях материнской депривации. Изд: В. Новгород 2008г – 184с.
Андрианова С.А. Условия развития взаимодействия родителя и ребенка в раннем детстве. Красноярск 2008 г.
Анисимов В.П. Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до 3-х лет. М., 2007. – 176с.
Аникеева Н.П. Специфика игровой ситуации - Педагогика и психология игры. М. 2006.
Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи СПб. Наука и техника, 2007г – 272с.
Болотина Л.Р. Дошкольное воспитание и развитие. М. – 180 с.
Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. М.: Мозаика-Синтез, 2006 г. -240 с.
Возрастная и педагогическая психология. М. 2009 г., с.450.
Выготский Л.С. "вопросы детской психологии" СПб.; изд-во "союз" 2006 г. – 224с
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. Т.4 Раннее детство / Л.С. Выготский – М.2004 г. – 400 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 2004. – 120 с.
Дьюи Дж. От ребёнка — к миру, от мира — к ребёнку. — М.: Карапуз, 2009.
Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. М. 2011. - 112 с.
Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. - 448 с.
Зверева О.Л., Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2009г – 256с
Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. М.: Форум, 2011. - 112 с.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2007г. – 415с.
Корчак Я. Как любить ребенка. – М.: АСТ, 2011. – 220 с.
Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М. 2002 г. с. – 400с.
Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Изд. Репринт. 2002 г. – 320 с.
Макаренко А.С. Историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ). — Нижний Новгород. 2006 г.
Рубинштейн С.Л. Основы Общей Психологии. – СПб., 2007. – 261 с.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М. 2004. – 180 с.
Семья и личность. Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. – 220 с.
Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. М. 2008 г. – 430 с.
Эльконин Д.Б. Переодизация психического развития в детском возрасте. М. 2006 г. – 240 с.

Периодические издания

Васягина Н.Н. Мать как субъект социокультурного воспитательного пространства / Н.Н. Васягина // Мир науки культуры и образования. – 2009. – №7. – С.286 – 289.
Васягина Н.Н. Представленность образа матери в ментальном пространстве / Н. Н. Васягина // Известия Уральского гос. университета. – 2010. – № 1. – С. 105 – 110.
Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 2005.
Филиппова Г . Г . Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. //Вопросы психологии. 2001. №2. С. 22-37
Хамитова И. Семейная история: влияние на переживание женщиной беременности и родов. // Московский психотерапевтический журнал. 2001. №3.


Интернет источники

Роль отца в воспитании ребенка // URL: http://chtotakoe.org/family/men/255. php (дата обращения: 08.12.2013).
Роль отца в психологическом развитии и воспитании детей раннего возраста // URL: http://www.psihologu. info/content/view/1019/66/ (дата обращения: 09.12.2013).











2

Библиография

Монографии

1. Аксенова Л.В. Семейная энциклопедия: психологические тесты. Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 528 с.
2. Александрова Л.Ю. Особенности присвоения вербально-просодического опыта детьми раннего возраста в условиях материнской депривации. Изд: В. Новгород 2008г – 184с.
3. Андрианова С.А. Условия развития взаимодействия родителя и ребенка в раннем детстве. Красноярск 2008 г.
4. Анисимов В.П. Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до 3-х лет. М., 2007. – 176с.
5. Аникеева Н.П. Специфика игровой ситуации - Педагогика и психология игры. М. 2006.
6. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи СПб. Наука и техника, 2007г – 272с.
7. Болотина Л.Р. Дошкольное воспитание и развитие. М. – 180 с.
8. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. М.: Мозаика-Синтез, 2006 г. -240 с.
9. Возрастная и педагогическая психология. М. 2009 г., с.450.
10. Выготский Л.С. "вопросы детской психологии" СПб.; изд-во "союз" 2006 г. – 224с
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. Т.4 Раннее детство / Л.С. Выготский – М.2004 г. – 400 с.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 2004. – 120 с.
13. Дьюи Дж. От ребёнка — к миру, от мира — к ребёнку. — М.: Карапуз, 2009.
14. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. М. 2011. - 112 с.
15. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. - 448 с.
16. Зверева О.Л., Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2009г – 256с
17. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. М.: Форум, 2011. - 112 с.
18. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2007г. – 415с.
19. Корчак Я. Как любить ребенка. – М.: АСТ, 2011. – 220 с.
20. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М. 2002 г. с. – 400с.
21. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Изд. Репринт. 2002 г. – 320 с.
22. Макаренко А.С. Историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ). — Нижний Новгород. 2006 г.
23. Рубинштейн С.Л. Основы Общей Психологии. – СПб., 2007. – 261 с.
24. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М. 2004. – 180 с.
25. Семья и личность. Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. – 220 с.
26. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. М. 2008 г. – 430 с.
27. Эльконин Д.Б. Переодизация психического развития в детском возрасте. М. 2006 г. – 240 с.

Периодические издания

28. Васягина Н.Н. Мать как субъект социокультурного воспитательного пространства / Н.Н. Васягина // Мир науки культуры и образования. – 2009. – №7. – С.286 – 289.
29. Васягина Н.Н. Представленность образа матери в ментальном пространстве / Н. Н. Васягина // Известия Уральского гос. университета. – 2010. – № 1. – С. 105 – 110.
30. Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 2005.
31. Филиппова Г . Г . Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. //Вопросы психологии. 2001. №2. С. 22-37
32. Хамитова И. Семейная история: влияние на переживание женщиной беременности и родов. // Московский психотерапевтический журнал. 2001. №3.


Интернет источники

33. Роль отца в воспитании ребенка // URL: http://chtotakoe.org/family/men/255. php (дата обращения: 08.12.2013).
34. Роль отца в психологическом развитии и воспитании детей раннего возраста // URL: http://www.psihologu. info/content/view/1019/66/ (дата обращения: 09.12.2013).

Содержание

кризис ребенка созревания поведенческих

Введение

Глава I. Сущность и причины кризиса трех лет

1.1 Особенности психологического развития ребенка трех лет

1.2 Кризис трех лет как этап роста

1.3 Краткая характеристика основных стратегий образования

Глава II. Эмпирические исследования влияния стратегии взрослого, конкретные приемы купирования отдельных поведенческих проявлений

2.1 Методология и этапы исследования

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования

2.3 Рекомендации родителям по результатам исследования

Вывод

библиография

Приложения

Введение

Кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Ею были выделены такие важные симптомы этого кризиса, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму.

западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные: ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые раньше были со взрослым. Л. с. Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неверна. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Как считал д. Б. Эльконин, кризис трех лет - это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего Я.

Перестройка отношений возможна только в случае, если происходит отделение ребенка от взрослого. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых). Тем не менее, интересно проследить, как ребенок на протяжении всего раннего возраста работает над выпуском своей позиции в семье -социальной структуре, в которой происходит его развитие.

Как уже отмечалось впервые проблема кризиса 3-х лет, была затронута Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка", отрывки из журналов и монографий, представленных на веб-сайте "Структуры и развитие нервной системы ребенка" [25]. Так же научные исследования и развитие детей в возрасте от 3-х лет, сотрудник Л. с. Выготский, результаты исследований представлены в работе "Кризис трех лет" [7]. Так активно в исследование проблем, связанных с кризисом трех лет Эльконин д. Б., результаты исследований отражены в работах "Психология игры в дошкольном возрасте: Психология личности и деятельности дошкольника" [32] и "Развитие личности ребенка-дошкольника"[30], где автор определяет сущность кризиса, его основные симптомы и дает психологическое обоснование причин и сущности кризиса 3-х лет.

Узнать стоимость работы