Семейное воспитание и его особенности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 4343 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 18.07.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ИЛИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1 Из истории семейного воспитания (Макаренко А.С. и Сухомлинский В.А.) 6
1.2 Основные направления трудового воспитания в семье 12
ГЛАВАII. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 20
2.1Описание опыта работы родителей по трудовому воспитанию детей 20
2.2 Формы и методы трудового воспитания в современной семье 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Фрагмент для ознакомления

Когда мальчик закончил работу, мать заметила соринки и взялась чистить ковер сама. Расстроенный Сережа ушел из дома и вернулся только поздно вечером.
- Правильно сделала мать, решила переработать работу сына?
- Как должна была поступить она в этой ситуации?
- Наверное, каждый из вас, уважаемые родители, еще будучи школьником, слышал слова, которые и сегодня имеют большое значение: «Землю красит солнце, а человека - труд», «Труд возвышает человека». Так пусть у вас будет достаточно мудрости, настойчивости, терпения научить своих детей работать с удовольствием и желанием, чтобы они выросли трудолюбивыми, вашими помощниками. Всегда относитесь к детскому труду с уважением и пониманием.
Антон Семенович советовал родителям придерживаться определенных принципов трудового воспитания:
• Трудовое воспитание в семье должно предусматривать подготовку полноценного гражданина, способного участвовать в общественных работах.
• Работа в семье не должна быть тяжелой, принудительной. Она должна быть творческой.
• Воспитание трудолюбия у детей нужно сочетать с нравственным воспитанием, с гуманным отношением к людям.
• В трудовом воспитании детей следует исходить из того, что в работе ребенок развивается не только физически, но и духовно.
Большое внимание трудовому обучению детей уделял и В. А. Сухомлинский. Труд ребенка выдающийся педагог рассматривал в неразрывном единстве с воспитанием высоких нравственных чувств к родителям и других взрослых людей. И если родители хотят, чтобы их дети росли настоящими людьми, они должны забыть о легком беззаботное детство для них. Жизнь детей немыслимо без труда, без физического и духовного напряжения. «Жизнь тысячу раз убеждало меня в том, что настоящее счастье достается тому, кто начинает свою трудовую жизнь одновременно с началом обучения в школе. НЕ игру в работу, а самое настоящее трудовую жизнь[19].
Родители должны хорошо подумать над вышеупомянутым - в своей жизни и в жизни своих знакомых они на каждом шагу увидят подтверждение значение трудового воспитания.
Так же не надо думать, что под трудом понимается только физический труд, мышечная работа. С развитием машинного производства физический труд постепенно теряет свое былое значение в человеческой общественной жизни. Теперь от человека все больше и больше нужны не физические, а умственные силы: распорядительность, внимание, расчет, изобретательность.
Поэтому не нужно думать, что в воспитании есть какая либо существенная разница между трудом физическим и трудом умственным. В той и в другой работе важной стороной является прежде всего организация трудового усилия, его настоящая человеческая сторона.
В трудовом воспитании важным является следующий прием: перед ребенком может быть поставлено некоторое задание, которое она может решить в той или иной степени. Это задача не обязательно должен быть решен в короткий отрезок времени, за один или на два дня, оно может иметь длительный характер, даже продолжаться месяцами и годами. Важно то, что ребенку должна быть предоставлена ​​свобода в выборе средств и она должна нести некоторую ответственность за выполнение работы и за ее качество. Меньше будет пользы, если вы скажете ребенку:
- Вот тебе веник, подмети эту комнату, сделай это так или так.
Лучше будет, если вы на долгое время поручите ребенку поддержание чистоты в определенной комнате, а как она будет это делать - предоставьте решать и отвечать за решение ей самой. В первом случае вы поставили перед ребенком только мускульное задачи, во втором случае вы поставили перед ней задачи организационное; последнее гораздо выше и полезнее. Итак, чем сложнее и самостоятельнее будет трудовое задание, тем лучше оно будет в педагогическом отношении.
Трудовое участие детей в жизни семьи должна начинаться очень рано. Начинаться оно должна в игре. Ребенок должен понять, что она отвечает за целостность игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет. И эту работу нужно поставить перед ней в общих чертах: должно быть чисто, не должно быть накидано, налито, на игрушках не должно быть пыли. Конечно, некоторые приемы уборки можно ей и показать, но вообще хорошо, если она сама догадается, что для вытирания пыли нужно иметь чистую тряпку, если эту тряпку он сам выпросит у матери, если ребенок к этой тряпки предъявит определенные санитарные требования, если она потребует лучшую тряпку и т. д. Так же и починка сломанных игрушек должно быть предоставлено ей самой в той мере, в которой под силу ребенку, разумеется, с предоставлением в ее распоряжение определенных материалов.
С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. А. С. Макаренко называл такие виды детской деятельности в семье:
1. Поливать цветы (Приложение 4).
2. Вытирать пыль на подоконниках.
3. накрывать на стол перед обедом.
4. Следить за солонку, горчичница.
5. Следить за письменным столом отца.
Отвечать за книжную полку или книжный шкаф и держать их в порядке.
Получать газеты и складывать их в определенном месте, отделяя новые от прочитанных.
Кормить животных.
Содержать в порядке умывальник, покупать мыло, зубную пасту, шампунь для всей семьи.
Проводить полную уборку в отдельной комнате или отдельной части комнаты.
Пришивать на своей одежде пуговицы, оторвавшиеся иметь всегда в полном порядке приспособления для этого.
Отвечать за порядок в кухонном шкафу.
Стирать одежду свою или младшего брата или сестренки.
Заботиться об украшении комнаты портретами, открытками, репродукциями.
Если в семье есть огород или цветник, отвечать за определенную его участок как в плане посева, так и ухода за ним и сбора плодов.
Заботиться о том, чтобы в квартире были цветы, для этого иногда поехать и за город (это для более старших детей).
Если в квартире есть телефон, первом подходить на звонок, вести домашний телефонный справочник.
Вести справочник троллейбусных и автобусных маршрутов с учетом тех мест, куда членам семьи приходится чаще ездить.
В более старшем возрасте самостоятельно планировать и обслуживать посещения семьей театров и кино, узнавать программы, получать билеты, хранить их и т.д.
Вести в полном порядке домашнюю аптеку и отвечать за своевременное ее пополнения.
Помогать матери или сестре в определенных хозяйственных функциях.
Каждая семья найдет в себе очень много подобных работ, более или менее интересных и посильных. Конечно, нельзя ребенка загружать избыточным количеством работы, но во всяком случае необходимо, чтобы не бросалась в глаза разница в трудовом нагрузке родителей и в трудовых нагрузках детей. Если отцу или матери приходится очень трудно в домашнем хозяйстве, дети должны привлекаться к помощи им. Бывает и иначе: если в семье есть домработница, дети часто привыкают надеяться на ее работу в тех случаях, когда они и сами могли бы себя обслужить. Родители должны внимательно присмотреться к этим примерам и добиваться того, чтобы домработница не делала таких работ, которые могут и должны сделать дети сами [20].
Нужно при этом всегда помнить: когда дети учатся в школе, последняя довольно сильно нагружает их домашней работой. Разумеется, эта работа должна считаться главной и первоочередной.
С другой стороны, неправильно, если только школьная работа пользуется уважением, а все остальные трудовые задания отвергаются. Такое обособление школьной работы очень опасно, поскольку вызывает у детей полное пренебрежение к жизни и работе своего семейного коллектива. В семье должна всегда ощущаться атмосфера коллективизма, как можно чаще проявляться помощь одних членов семьи по отношению к другим.
Спрашивается, какими мерами можно и нужно вызвать у ребенка то или иное трудовое усилие. Меры эти могут быть самыми разнообразными. В раннем детстве, конечно, многое ребенку нужно и подсказать и показать, но вообще необходимо считать идеальной формой, когда ребенок сам замечает необходимость той или иной работы, видит, что матери или отцу никогда ее сделать, когда она по собственной инициативе приходит на помощь своей семейной коллектива. Воспитать такую ​​готовность к труду, такую ​​внимательность к потребностям своего коллектива - значит воспитать настоящего гражданина.
Очень часто бывает, что ребенок по своей неопытности, по слабости ориентировки не может самостоятельно заметить потребность в той или иной работе. В таких случаях родители могут осторожно подсказать, помочь ребенку выяснить свое отношение к этому и принять участие в ее исполнении. Это лучше всего делать, вызывая простой технический интерес к труду, но и злоупотреблять этим способом нельзя. Ребенок должен уметь выполнять и такие работы, которые не вызывают у нее особого интереса, которые кажутся в первый момент работами скучными. Вообще она должна воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не ее интерес, а ее пользу, ее необходимость. Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные. Затем, по мере развития ребенка, даже не очень приятная работа будет приносить ему радость, если общественная ценность работы будет для нее очевидна [21].
В том случае, если необходимость или интерес недостаточны, чтобы вызвать у ребенка желание потрудиться, можно применить прием просьбу. Он отличается от других видов обращения тем, что предоставляет ребенку определенную свободу выбора. Просьба и должно быть таким. Его так нужно произнести, чтобы ребенку казалось, что она выполняет просьбу по собственному доброму желанию, а не движимая к этому никакими принуждения. Нужно говорить:
- У меня к тебе просьба. Хоть это и трудно, и у тебя всякие другие дела ...
Просьба - самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы лучше всего употреблять в тех случаях, когда вы знаете, что ребенок с удовольствием просьбу вашу выполнит. Если же у вас есть какое-либо сомнение в этом, применяйте форму обычного поручения, спокойного, уверенного, делового. Если с самого раннего возраста вашего ребенка вы правильно дежурить просьбы и поручения и особенно если вы будете нарушать личную инициативу ребенка, будете учить ее видеть необходимость работы и по собственному желанию выполнять ее, в вашем поручении не будет уже никаких прорывов. Только если вы запустили дело воспитания, вам придется иногда прибегать к принуждению.
Принуждение может быть разное - от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Во всяком случае, никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, поскольку оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задачи.
Качество труда должно иметь решающее значение: высокого качества нужно требовать всегда, требовать серьезно. Конечно, ребенок еще неопытная, часто она физически не способна выполнить работу во всех отношениях идеально. От нее и нужно требовать такого качества, которое для нее абсолютно посильная, которая доступна и ее силам и ее пониманию. Не нужно при этом поносить ребенка за плохую работу, стыдить, упрекать. Нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно, что она должна быть переработана, или исправлена, или сделана заново. При этом никогда не нужно проводить работу за ребенка силами самих родителей, только в отдельных случаях можно выполнить такую ​​часть работы, которая явно не под силу ребенку, поправляя в этом случае допущенную родителями ошибку в самом назначении работы.
Решительно не рекомендуется применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовые задания и их решения должны сами по себе доставлять ребенку такое удовольствие, при котором бы она переживала бы радость. И признание детской работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение ее изобретательности, ее способов работы. Но даже и таким вербальным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, особенно не следует хвалить ребенка за проведенную работу в присутствии ее и ваших знакомых и друзей. Тем более не нужно ребенка наказывать за плохую работу или за работу невыполненное. Самое важное в этом случае - добиваться того, чтобы работа была все-таки выполнена [22].
Таким образом, используя различные методы и подходы к ребенку в вопросах трудовой дисциплины вы сможете достичь положительных результатов в воспитании потомков и вырастить социально-зрелую личность.
Вручение родителям памятки по трудовому воспитанию детей
1. Каждый день приучайте своих дочерей и сыновей к труду. Подберите им посильные трудовые поручения и терпеливо добивайтесь их выполнения.
2. Радуйтесь успехам ребенка, поощряйте его трудовые начинания. Пусть не раздражают вас неудачи. Научите его, как надо делать правильно.
3. Никогда не наказывайте детей трудом.
4. Воспитывайте в них трудолюбие и уважение к труду других личным примером, старайтесь, чтобы у вас не расходились слова и дела.
5. Обязательно рассказывайте детям о своей производственной и общественной деятельности, о работе ваших товарищей, которых они знают.
6. Не оставляйте без внимания рассказ сына или дочери о школьных делах. Выслушивайте детей внимательно.
7. Содействуйте участия ребенка в трудовых делах, проводимых в классе, школе.
8. Старайтесь сами оказывать класса и школе посильную помощь. Она будет иметь положительное влияние на ребенка ..
9. Помните, учитель - ваш союзник в трудовом воспитании ребенка. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведенное нами экспериментальное исследование показало, что для детей естественно выполнять работу, причем интерес ребенка к ней тем выше, чем более ответственная работа, и наоборот, если работа однообразная, или родители просто сбросили на ребенка выполнения каких-то обязанностей, интерес к работе теряется . У детей нет четкого разграничения между игрой и работой. Да и, как говорил А. С. Макаренко, между игрой и работой нет большой разницы. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу.
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал, что труд становится большим воспитателем, когда она входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает любознательность, рождает радость, что волнует, открывает все новую и новую красоту в окружающем нас, будит первая гражданская чувство - чувство создателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
Итак, радость труда - мощная воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Работа для народа является не только жизненной необходимостью, без которой невозможно представить человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни духовного богатства человека. В работе распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоту этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важное воспитательная задача в том, чтобы ощущение собственного достоинства, личной гордости каждого ребенка основывалось на трудовом успеха.
Подытожим сказанное (на примере дошкольников):
• современные дети дошкольного возраста должны и могут быть привлечены к таким видам труда как самообслуживание, хозяйственно-бытовая, труд в природе, художественный труд;
• в младшем дошкольном возрасте у детей есть интерес ко всем видам труда, в старшем - появляется негативное отношение к труду и желание обойти ее;
• дети воспринимают трудовую деятельность взрослых как тягостную необходимость и оценивают с точки зрения значимости для личности. Общественная значимость человеческого труда детьми не осознается, поскольку знаний об этом аспекте у них недостаточно;
• взрослым необходимо изменить свое отношение к труду, если они желают, чтобы ее позитивное восприятие появилось у детей
• возникнуть на пустом месте положительное отношение детей к труду не может. Для этого необходимо кропотливая работа родителей и педагогов, в руках которых находится сейчас будущее человечества: здоровье, интеллект и моральный облик нации, экономическая успешность страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аверичев Ю. П. Организация трудового обучения и воспитания школьников: (Из опыта работы). - М.:Педагогика, 1976.-78 с.
Алексеев С. Н., Семыкин Н. П. Мудрая школа труда.--М.: Мол. гвардія, 1981.-176 с.
Артемонова В. Н. Для себя и для других. - М.: Знание, 1984.-95 с.
Бордовская Н. В. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. вузов/ Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - С. Пб: Питер, 2006.-304 с.
Васильева-Гангнус Л. П. Уроки занимательного труда. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1987.-117 с.
Вертенко Т. Г. Общая педагогика .: Учеб. пособие для студ. пед. спец. Вузов. - М .: Профессионал, 2004.-128 с.
Воспитание дошкольников в труде / Под ред. 3. Н. Борисовой - М .: Знание, 2002.- 148 с. Воспитание в труде / АНП СССР; под общ. ред. И. Ф. Протченко. - М.: Педагогика, 1975.-206 с.
Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1985.-159 с.
Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М.: Педагогіка, 1971.-123 с.
Кононко Е. Л. Трудовое воспитание детей в семье. - К.: Рад. школа, 1988.-127 с.
Макаренко А. С. Трудовое воспитание. - Минск.: Нродная асвета, 0977.-256 с.
Макаренко А. С. Сочинения. В 7-ми т. Т. 1. Педагогическая поэма. - К.: Рад. шк., 1953.-711 с.
Макаренко А. С. Сочинения. В 7-ми т. Т. 3. Флаги на башнях. Повесть.--М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1958.-496 с.
Макаренко А. С. Сочинения. В 7-ми т. Т. 4. Книга для родителей. - Лекции о воспитании детей. - Выступления по вопросам семейного воспитания. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1957.-552 с.
Макаренко А.С. Трудовое воспитание. Взаимоотношения, стиль тон в коллективе // Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. - М .: Сов. школа, Т. 5. - 1954. - 455 с.
Лавриненко Н. В., Небоженко В. С. Роль семьи в трудовом воспитании. - К.: Наук. думка, 1988.-61 с.
Панков В. А. Трудовое воспитание младших школьников: Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1984.-144 с.
Печерникова И. А. Поощрение и наказание детей в семье. - М.: Учпедгиз, 1959.-156 с.
Печерникова И. А. Воспитания послушания и трудолюбия у детей в семье. - М.: Просвещение, 1965.-360 с.
Радов А. Г. Что доверить детям. - М.: Знание, 1984.-79 с.
Резнюк Г. Б. Дети и труд. - М.: Знание, 1975.-95 с.
Семья и дети: воспитание трудолюбия / (А. К. Бешенков, И. И. Зарецкая, Г. А. Зверева и др.). - М.: Профиздат, 1988.-250 с.
Смирнов М. И. Психологические проблемы трудового воспитания школьников: Учебн. пособие. - Киров: Киров. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1992.-67 с.
Сухомлинский В. А. Труд и нравственное воспитание. - М .: Сов. шк., 1962.-153 с.
Перехов Л.В. Трудовое обучение детей в семье. - М .: Сов. шк., 1990.-141 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.
Анкета:
1. Сколько детей в Вашей семье? (Укажите возраст и пол детей.)
2. живут вместе с вами старшие члены семьи?
3. С какого возраста Вы приучаете детей к труду? Как?
4. Имеют Ваши дети постоянные поручения в семье? Какие?
5. Разделяете ли Вы для детей работу на мужскую и женскую? По какой причине?
6. Хотелось бы Вам, чтобы Ваши дети самостоятельно выполняли порученные задания?
7. Какие формы совместной работы с детьми практикуете в семье?
8. Каким видом ручного труда занимаются Ваши дети?
9. Какие трудовые традиции в Вашей семье?

Приложение 2.

Рис.3. Помощь детей по дому считается приемлемой лишь для 50% опрошенных школьников.
Приложение 3.

Рис.4. К помощи и труду необходимо приучать детей с дошкольного возраста.
Приложение 4.

Рис.5. Дети, начиная со старшего дошкольного возраста могут принимать на себя обязанности по уборке и поливу цветов.











26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверичев Ю. П. Организация трудового обучения и воспитания школьников: (Из опыта работы). - М.:Педагогика, 1976.-78 с.
2. Алексеев С. Н., Семыкин Н. П. Мудрая школа труда.--М.: Мол. гвардія, 1981.-176 с.
3. Артемонова В. Н. Для себя и для других. - М.: Знание, 1984.-95 с.
4. Бордовская Н. В. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. вузов/ Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - С. Пб: Питер, 2006.-304 с.
5. Васильева-Гангнус Л. П. Уроки занимательного труда. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1987.-117 с.
6. Вертенко Т. Г. Общая педагогика .: Учеб. пособие для студ. пед. спец. Вузов. - М .: Профессионал, 2004.-128 с.
7. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. 3. Н. Борисовой - М .: Знание, 2002.- 148 с. Воспитание в труде / АНП СССР; под общ. ред. И. Ф. Протченко. - М.: Педагогика, 1975.-206 с.
8. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1985.-159 с.
9. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М.: Педагогіка, 1971.-123 с.
10. Кононко Е. Л. Трудовое воспитание детей в семье. - К.: Рад. школа, 1988.-127 с.
11. Макаренко А. С. Трудовое воспитание. - Минск.: Нродная асвета, 0977.-256 с.
12. Макаренко А. С. Сочинения. В 7-ми т. Т. 1. Педагогическая поэма. - К.: Рад. шк., 1953.-711 с.
13. Макаренко А. С. Сочинения. В 7-ми т. Т. 3. Флаги на башнях. Повесть.--М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1958.-496 с.
14. Макаренко А. С. Сочинения. В 7-ми т. Т. 4. Книга для родителей. - Лекции о воспитании детей. - Выступления по вопросам семейного воспитания. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1957.-552 с.
15. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. Взаимоотношения, стиль тон в коллективе // Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. - М .: Сов. школа, Т. 5. - 1954. - 455 с.
16. Лавриненко Н. В., Небоженко В. С. Роль семьи в трудовом воспитании. - К.: Наук. думка, 1988.-61 с.
17. Панков В. А. Трудовое воспитание младших школьников: Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1984.-144 с.
18. Печерникова И. А. Поощрение и наказание детей в семье. - М.: Учпедгиз, 1959.-156 с.
19. Печерникова И. А. Воспитания послушания и трудолюбия у детей в семье. - М.: Просвещение, 1965.-360 с.
20. Радов А. Г. Что доверить детям. - М.: Знание, 1984.-79 с.
21. Резнюк Г. Б. Дети и труд. - М.: Знание, 1975.-95 с.
22. Семья и дети: воспитание трудолюбия / (А. К. Бешенков, И. И. Зарецкая, Г. А. Зверева и др.). - М.: Профиздат, 1988.-250 с.
23. Смирнов М. И. Психологические проблемы трудового воспитания школьников: Учебн. пособие. - Киров: Киров. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1992.-67 с.
24. Сухомлинский В. А. Труд и нравственное воспитание. - М .: Сов. шк., 1962.-153 с.
25. Перехов Л.В. Трудовое обучение детей в семье. - М .: Сов. шк., 1990.-141 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные направления трудового воспитания существуют в семье?

Основные направления трудового воспитания в семье включают формирование трудолюбия, ответственности, самоорганизации, трудовых навыков и умений, развитие творческого потенциала ребенка.

Какие формы и методы трудового воспитания используются в современной семье?

В современной семье для трудового воспитания детей используются различные формы и методы, такие как участие детей в бытовых делах, выполнение домашних обязанностей, совместные трудовые проекты, игры и занятия, направленные на развитие трудовых навыков.

Какие есть исторические аспекты семейного воспитания?

В истории семейного воспитания можно выделить два знаменитых педагога - А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Они оказали значительное влияние на развитие семейного воспитания и предложили свои уникальные методы и подходы к работе с детьми.

Какова роль родителей в трудовом воспитании детей?

Родители играют ключевую роль в трудовом воспитании детей. Они являются примером для своих детей, создают условия для развития трудовых навыков и умений, формируют ценностные ориентации, а также оказывают поддержку и понимание в процессе трудового воспитания.

Какие преимущества имеет трудовое воспитание в семье?

Трудовое воспитание в семье способствует развитию самостоятельности, ответственности, инициативности, творческого мышления и других важных качеств у детей. Оно помогает формировать основы успешной жизни и карьеры в будущем.

Какие теоретические основы лежат в основе семейного воспитания?

Основные теоретические основы семейного воспитания - это историко-педагогические основы трудового воспитания. Они изучают историю развития воспитания в семье, а также принципы и методы трудового воспитания, разработанные А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинским.

Какие были основные направления трудового воспитания в семье?

Основные направления трудового воспитания в семье включают в себя: формирование у ребенка трудовых навыков и умений, развитие ответственности, формирование ценностей и моральных норм. Также важным направлением является развитие самостоятельности и творческого мышления у ребенка.

Какие формы и методы трудового воспитания существуют в современной семье?

В современной семье существует множество форм и методов трудового воспитания. Некоторые из них - это участие ребенка в общих делах семьи, выполнение домашних заданий, уход за животными, совместный садоводство и др. Методы трудового воспитания могут включать постановку задач, обсуждение результатов, поощрение и наказание, пример родителей и др.

Можете описать опыт работы родителей по трудовому воспитанию детей?

Опыт работы родителей по трудовому воспитанию детей может быть очень разнообразным. Некоторые родители придерживаются строгого режима и распределяют рабочие обязанности по дому, чтобы ребенок учился выполнять свою долю работы. Другие родители ставят перед ребенком определенные задачи и поощряют его за выполнение. Есть и такие, кто активно включает ребенка в совместное хозяйство или проекты - это помогает ребенку развивать практические навыки и умения.