Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

47. Государственное регулирование экономики: цели и возможные последствия.

  • 29 страниц
  • 11 источников
  • Добавлена 18.07.2015
924 руб. 1 320 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 3
1.1.Трансформация экономической функции государства в условиях глобализации 3
1.2. Сущность экономической функции государства в государственном регулировании экономики 8
2.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 13
2.1. Основные принципы эффективности функций государства в регулировании экономики 13
2.2. Роль государства в преодолении финансово-экономического кризиса 19
3.РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 22
3.1.Организация управления государственными предприятиями 22
3.2. Проблемы организации и управления предприятий государственного сектора в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30


Фрагмент для ознакомления

Использование инструмента рефинансирования банковских учреждений в этом случае представляется исключительно эффективным. Центральный банк должен проводить жесткую кредитную, депозитную и валютную политику. В частности, следует установить ограничения роста кредитного портфеля банков, запретить досрочное снятие депозитов, ограничить курсовой коридор между валютами на рынке продажи наличных.
Итак, в условиях преодоления финансово - экономических кризисов экономическая функция государства должна реализовываться через деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти, и активное участие центрального банка.

3.РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ

3.1.Организация управления государственными предприятиями

С переходом России к рыночным отношениям, который сопровождался процессом разгосударствления и приватизации, интерес ученых к теоретическим и практическим вопросам функционирования государственных предприятий в новой экономической среде ослабел. Вне их внимания остался факт существенного снижения эффективности работы этих предприятий. Практика свидетельствует, что по уровню организации управления они значительно уступают субъектам хозяйствования альтернативных форм собственности.
Вместе с тем зарубежный опыт убеждает, что в условиях развитой рыночной экономики государственные предприятия играют заметную роль в общественном развитии, а по уровню отдачи они не отстают от основной массы компаний и фирм других форм собственности. Управление государственными предприятиями заключается в осуществлении субъектами, определенными в законодательном или административном порядке, полномочий с целью достижения государством как собственником этих предприятий определенных экономических, социальных, финансовых, экологических или иных результатов в интересах всего общества.
Согласно принятому определению, государственным является предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Бесспорно, самый характерный признак государственного предприятия – форма его собственности. Но такое определение не отражает других весомых признаков государственного предприятия, как: формы контроля управлением со стороны государственных органов , цель основания и функционирования (например, решения определенных социальных проблем общегосударственного или местного значения), самостоятельность как хозяйственной единицы (хозяйствующего уставного субъекта), правомочная компетенция и т.д. Комплекс признаков государственного предприятия изложен в ряде законодательных актов. Учитывая изложенное считаем целесообразным предложить следующее определение: государственное предприятие создается для решения определенных общественных проблем общегосударственного или местного значения, является самостоятельной хозяйствующей единицей с правами юридического лица, основанной с участием капитала, который составляет собственность государства, и управляемой под эффективным контролем государственных органов власти.
В экономике, которая находится в стадии реформирования, процесс институциональных преобразований требует формирования рыночных институтов на всех уровнях. Важнейшую роль играют институты на макроуровне: ведь именно они определяют характер внутреннего рынка и национальной экономики в целом. То есть для формирования функционирования развитой экономики недостаточно факторов самоорганизации, необходима также государственная организация (управление ), ибо рынок сам по себе не может решить огромное количество социально-экономических проблем, которые требуют государственного вмешательства. Таким образом, существование государственных предприятий обусловлено так называемыми провалами рынка на этапе правового обеспечения функционирования рыночного механизма, производства общественных благ, компенсации внешних эффектов (экстерналий), стабилизации макроэкономических колебаний.
В целом роль и особенности функционирования государственных предприятий в развитой рыночной среде сводятся к нижеизложенному:
- Исключительный развитие тех видов деятельности и направлений экономики, которые играют ведущую роль в обеспечении соответствующего уровня национальной безопасности страны (оборонная промышленность, железнодорожный транспорт, связь и т.д.);
- Заполнение тех рыночных ниш и направлений удовлетворения социальных потребностей общества, в которых из-за низкой нормы прибыли (или даже полной неприбыльности) субъекты других форм собственности не желают проводить предпринимательскую деятельность, но эффективное общественное развитие не может быть обеспечено без соответствующего удовлетворения этих социальных потребностей;
- Обеспечение национальных интересов по стратегическим направлениям производства, формам защиты от экспансии иностранного капитала;
- Они являются средством воздействия государства на негативные факторы развития экономики и преодоления кризисных условий этого развития благодаря возможностям более жесткого регулирования и координации хозяйственных действий;
- Они служат мощным инструментом регулирования цен на внутреннем рынке, мягкого равновесия с целью защиты уязвимых слоев населения;
- Обеспечение присутствия государства в тех капиталоемких видах экономической деятельности, где частный капитал из-за недостаточного его объем не может обеспечить создание и применение современных технологий.
Государство влияет на работу государственных предприятий через управление, устанавливая для них производственно-финансовые программы и планы, в основу которых положены государственные контракты или государственные заказы и т.п. Одной из задач исполнительной власти является выполнение государством функций активного собственника. Управление государственными предприятиями осуществляется органами исполнительной власти непосредственно или путем передачи уполномоченным лицам в управление ( в аренду), установления задач государственным предприятиям, участия в органах управления акционерных обществ, внесение имущества в уставной капитал хозяйственных обществ, передачи в хозяйственное владение или в оперативное управление ,ведения Реестра государственного имущества.

3.2. Проблемы организации и управления предприятий государственного сектора в России

Государственное предпринимательство выполняет много важных функций в рыночной экономике. Выступая альтернативой частному, оно осуществляет следующие назначения, которые либо не могут быть обеспечены частной инициативе, или удовлетворяются ею на условиях высших общественных расходов. Чаще всего среди целей государственного предпринимательства называют обеспечения населения общественными товарами ( благами ). В отличие от индивидуальных товаров, производство которых в своей основе является прерогативой частного бизнеса, общественные товары находятся в сфере общественных интересов. Эти товары характеризуются двумя признаками:
неконкурентность, что означает общедоступность блага, возможность его бесплатного потребления;
неисключительность, означает что никто не может быть подвергнут дискриминации во время его потребления.
Одна из функций государственного предпринимательства состоит в том, что оно выступает инициатором( провайдером ) в отношении частного сектора. Оно начинает процессы, направленные на реконструкцию и развитие экономического потенциала общества, рост совокупного капитала. Именно государственные производственные объекты можно трактовать и как своеобразную материальную базу, и как инструмент для осуществления правительственной экономической политики.
Еще одной из функций государственного предпринимательства является реализация социальных целей. На современное государство возлагается обязанность решения социальных проблем, развитие социальной инфраструктуры. Достижения социального равновесия в обществе важным фактором государственного предпринимательства.
Анализ результатов рыночных преобразований в России показывает, что эффективному использованию государственной собственности через институты государственного предпринимательства препятствуют много проблем:
- Отсутствуют научно обоснованные критерии оптимизации объема и структуры государственного сектора экономики;
- Потребность в совершенствовании механизма государственного регулирования и контроля на предприятиях с государственной формой собственности;
- Отсутствует стратегия развития предприятий государственного сектора экономики;
- Низкий профессиональный уровень менеджмента предпринимательской деятельности.
Факторы, способствующие распространению государственного предпринимательства, является дезорганизация, неустойчивость или нарушения функционирования рисков, слабость национального частного капитала, военно-стратегические и политические мотивы.
Политика финансового обеспечения предприятий государства осуществляется с помощью отраслевых программ развития народного хозяйства, разрабатываются для реализации государственного регулирования их развития и решения важных проблем отрасли.
Государственная собственность является важнейшим инструментом в проведение в жизнь политики государства. Поэтому первостепенное значение приобретает проблема эффективного управления всеми формами государственной собственности. Среди них выделяется непосредственная собственность государства, находящаяся под его прямым контролем; государственная акционерная собственность со 100-процентным участием государства в акционерном капитале; смешанная государственно-частная собственность с контрольным пакетом акций в руках государства; акционерное участие государства в капитале частных фирм.
С помощью создания тех или иных предприятий государство может оказывать регулирующее воздействие на рынок по таким направлениям, как повышение занятости населения, осуществление проектов, имеющих высокую степень риска, антиинфляционные меры (в том числе снижение цен и отказ от прибыли в периоды роста инфляции), содействие местным товаропроизводителям и поставщикам сырья и комплектующих изделий на предприятия государственного сектора, выравнивание уровней экономического развития регионов, субсидирование определенных категорий потребителей. При этом государственные предприятия в силу возложенных на них общегосударственных задач пользуются определенными гарантиями государства – это и различного рода субсидии, и гарантии от банкротства, и освобождение от обязательств по импорту, и преимущества в государственных закупках и т.д.
Следует учитывать, что государственные предприятия не всегда прибыльны, так как цели, во имя которых они создаются, могут не отвечать критериям прибыльности. Поэтому сравнивать по уровню прибыльности государственные и частные предприятия не всегда правомерно. Главным критерием для определения эффективности государственного предприятия, становится соотношение полезного общественного результата его деятельности и использованных государственных ресурсов. Во многих странах запрещается приватизация отраслей инфраструктуры, отличающихся высокой капиталоемкостью. Сюда относятся: электроэнергия, каналы, трубопроводы, портовые сооружения, почта, связь, железные дороги и пр.
Государство выполняет активную функцию, направляя и координируя приватизационный процесс. Часто государство предпочитает реализовывать на рынке небольшой пакет акций приватизируемого предприятия. Сохранение контрольного пакета акций в руках государства позволяет ему осуществлять регулирующие функции в конкретной компании, в частности предупреждать возможность использования ею своего монопольного положения на рынке.
В марте 2006г. создан субхолдинг «Атомэнергомаш», в который включены предприятия, производящие оборудование для атомной энергетики. ФГУП «Рособорнэкспорт» превратился из отдела продаж российского военно-промышленного комплекса в крупнейший промышленный конгломерат – многопрофильную корпорацию в области машиностроения и высоких технологий.
В феврале 2006г. подписан указ о создании открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация», в которую сгруппированы более 20 гражданских и военных авиазаводов и конструкторских бюро.
В период после мирового экономического кризиса значительно расширились масштабы государственной собственности и в ряде других стран в результате проводимых правительствами мер по спасению от банкротства предприятий, представляющих интерес для государства с точки зрения перспективных целей, но не обладающих способностью к быстрой отдаче на вложенный капитал и, следовательно, не представляющих интереса для частных инвесторов. Это также многие крупномасштабные проекты, имеющие большое социально-экономическое и стратегическое значение для страны, но требующие аккумуляции значительных денежных средств.
Однако для России тенденция усиления экономической роли государства оказалась неустойчивой. Распоряжением 30 ноября 2009г. №1805-р председатель правительства РФ Владимир Путин утвердил программу приватизации федерального имущества на 2010 г. и основные направления приватизации федерального имущества на 2011-2012гг. Это касается федеральных государственных унитарных предприятий, исключаемых из перечня стратегических. Приватизации подлежат пакеты акций открытых акционерных обществ «ТГК-5», «Росгосстрах», «Московский метрострой», «Новороссийский морской торговый порт», «Мурманский морской торговый порт», «Аэропорт Кольцово», «Аэропорт Анапа», «Аэропорт Толмачево».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономические функции государства начинают значительно расширяться с утверждением господствующей роли монополий. С появлением монополий государство осуществляет антимонопольное регулирование, шире вмешиваясь в процессы общественного воспроизводства. Сегодня государственное регулирование надежно дополняет рыночный экономический механизм.
Хотя рыночная экономика стала регулируемой, государственное влияние имеет свои границы, которые определяются возможностями рыночного механизма спроса и предложения в условиях несовершенной конкуренции (которая сформировалась вследствие ограничения монополии государством). Государственное регулирование не подменяет, а дополняет рыночный механизм.
Государство берет на себя только те функции, которые неподвластны рынке. Государственное регулирование экономики - это комплекс мероприятий государства по использованием различных методов и средств воздействия на поведение субъектов экономической деятельности и направления их в направлении, необходимом для достижения поставленных органами государственного власти и управления целей.
В условиях рыночной экономики государственное регулирование экономики предусматривает:
информирование субъектов рынка о состоянии экономики страны и перспективы ее развития;
обоснование важных положений экономической политики, которую должны намеревается осуществлять государственные органы на данном этапе развития экономики;
мероприятия по развитию государственного сектора экономики - одного из важных инструментов влияния государства на экономические процессы в стране.
Объективные причины необходимости государственного регулирования экономики:
наличие монополизма во многих отраслях народного хозяйства и отсутствие совершенной конкуренции;
несовершенство ценового механизма для определенной группы товаров, что делает их производство неэффективным, но они имеют большое социальное значение;
медленная адаптация к современным условиям хозяйствования как отдельных производителей, так и определенных рынков - рабочей силы, капиталов, природных ресурсов, интеллектуального продукта и т.п.;
обеспечение стабильности и гармоничности общества;
содействие сохранению и воспроизводству природной, культурной, национально - исторической среды обитания народов;
решения вопросов международной политики и сотрудничества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алехин, Б. Государственные корпорации: облеченные властью и гибкие. Экономика России: XXI век. / Б. Алехин, А. Захаров. – 2008. - №20.
Волков, В. Госкорпорации: институциональный эксперимент. Pro et Contro. – М., 2008. – сентябрь-декабрь. – стр.75-88.
Глазкова, Л. Госкорпорации: новый каркас экономики или пучина для исчезновения бюджетных средств. Газета Трибуна– М., 2008. – сентябрь.
Давыденко В.В. Экономическая функция современного государства / / Государство и право : Сборник научных трудов . Юридические и политические науки . Выпуск 19 . - К., 2013 . - С. 73-79.
Калентьева Т.А. Правовые формы реализации экономической функции Российского государства в условиях перехода к рыночным отношениям: Дис ... к.ю.н. - Самара , 2010 .
Комаров С.А. , Малько А.В. Теория государства и права . учебно - методическое пособие . Краткий учебник для вузов . - М. : Издательство НОРМА ( Издательская группа НОРМА - ИНФРА · М ) , 2010. - 448 с .
Курицын, П.И. Корпоративный капитал в современной экономике России. – Дисс. … к.э.н. – Кострома, 2012.
Кушнир И. Функциональный аспект государственного регулирования экономики / / Хозяйство и право . - 2012 . - № 8 . - С. 157-160 .
Сухонос В. В. Теория государства и права : Учебное пособие. - М.: ВТД « Университетская книга », 2012 . - 536 с .
Теория государства и права . Учебник для юридических вузов и факультетов . Под ред . В.М. Корельского и В.Д. Перевалова . - М. : Издательская группа ИНФРА · М - НОРМА , 2014 . - 570 с .
Шкляр Т.А. Принципы правовых форм реализации экономической функции государства / / Государство и право : Сборник научных трудов . Юридические и политические науки . Выпуск 24 . - К. , 2014 . - С. 71-75 .









1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехин, Б. Государственные корпорации: облеченные властью и гибкие. Экономика России: XXI век. / Б. Алехин, А. Захаров. – 2008. - №20.
2. Волков, В. Госкорпорации: институциональный эксперимент. Pro et Contro. – М., 2008. – сентябрь-декабрь. – стр.75-88.
3. Глазкова, Л. Госкорпорации: новый каркас экономики или пучина для исчезновения бюджетных средств. Газета Трибуна– М., 2008. – сентябрь.
4. Давыденко В.В. Экономическая функция современного государства / / Государство и право : Сборник научных трудов . Юридические и политические науки . Выпуск 19 . - К., 2013 . - С. 73-79.
5. Калентьева Т.А. Правовые формы реализации экономической функции Российского государства в условиях перехода к рыночным отношениям: Дис ... к.ю.н. - Самара , 2010 .
6. Комаров С.А. , Малько А.В. Теория государства и права . учебно - методическое пособие . Краткий учебник для вузов . - М. : Издательство НОРМА ( Издательская группа НОРМА - ИНФРА • М ) , 2010. - 448 с .
7. Курицын, П.И. Корпоративный капитал в современной экономике России. – Дисс. … к.э.н. – Кострома, 2012.
8. Кушнир И. Функциональный аспект государственного регулирования экономики / / Хозяйство и право . - 2012 . - № 8 . - С. 157-160 .
9. Сухонос В. В. Теория государства и права : Учебное пособие. - М.: ВТД « Университетская книга », 2012 . - 536 с .
10. Теория государства и права . Учебник для юридических вузов и факультетов . Под ред . В.М. Корельского и В.Д. Перевалова . - М. : Издательская группа ИНФРА • М - НОРМА , 2014 . - 570 с .
11. Шкляр Т.А. Принципы правовых форм реализации экономической функции государства / / Государство и право : Сборник научных трудов . Юридические и политические науки . Выпуск 24 . - К. , 2014 . - С. 71-75 .

КУРСЫ

по дисциплине

"Государственное регулирование экономики"

на тему:

"Прогнозирование как метод государственного регулирования в рыночной экономике России"

Благовещенск 2011

Введение

важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадии, основой всей системы управления. Это связано с тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, увеличивается выбор его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.

развитая система альтернативных прогнозов позволяет сопоставлять, сравнивать возможные варианты, выбирать оптимальные из них. Кроме того, в рыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность принимать определенные решения (государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей). Каждый из этих субъектов необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений.

Государственного прогнозирования, не только позволяет предвидеть перспективы развития, а также предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координационным звеном для всех других форм регулирования. Прогноз придает рынку более целенаправленное развитие.

1. Методы государственного регулирования рыночной экономики

Ни одна экономическая, а тем более стратегическое решение не может быть принято и выполнено без предвидения их последствий, без выбора стратегических и тактических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используются такие инструменты проверены, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов. Таким образом, государство выполняет не только функцию общего регулирования экономической жизни, но и их

Узнать стоимость работы