Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Равновесие и рента(излишек) продавца и покупателя.

  • 45 страниц
  • 12 источников
  • Добавлена 18.07.2015
1 078 руб. 1 540 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
стр.

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 6
И СОВОКУПНОГО СПРОСА 6
1. 1 Совокупный спрос 6
1.2.Совокупное предложение 15
1.3.Понятие равновесия 23
Глава 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ: БАЗИСНЫЕ МОДЕЛИ 26
2. 1 Классическая концепция макроэкономического равновесия 26
2. 2 Макроэкономическое равновесие в модели «ad-as» 28
2. 3 Кейнсианская модель всеобщего равновесия 30
Глава 3. РЕНТА ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ 35
3.1.Рента потребителя 35
3.2.Рента производителя 39
2.3.Эффективность равновесия. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

Фрагмент для ознакомления

Кейнс Дж.М. вводит в оборот понятие самостоятельного употребления, которое не зависит от уровня заработка. Графически функции накопления и употребления можно представить следующим образом (рис. 12):


а) б)



Рис. 12 Функции употребления( а) и накопления( б)

Важнейшую составляющую планируемых совокупных расходов представляют финансовложения. Уровень финансовложений оказывает немаловажное воздействие на размер государственного заработка общества. От его динамики зависит очень много макропропорций в государственной экономике. Кейнсианская концепция особенно выделяет тот факт, что степень сбережений и степень финансовложений ( то есть источник, или резервуар финансовложений) определяется во многом различными жизненными обстоятельствами и действиями. Финансовложения (финансовложения) в масштабах страны определяют процесс расширенного воспроизводства. Возведение жилых домов, строительство новых компаний, прокладка дорог, а следовательно, и формирование новых рабочих мест зависят от процесса инвестирования, или настоящего капиталообразования
Кейнес вводит новое понятие – независимые финансовложения, то есть финансовложения, не зависящие о уровня заработка.
Автономные финансовложения и функция финансовложений, которая зависит от уровня процентной ставки, смещены в точку равновесия на графиках, так как это показано на рисунках 13а и 13б.



а) б)




Рис. 13 Равновесный уровень заработка с учетом самостоятельных финансовложений на графике расходов( а) и сбережений( б)

Автономные финансовложения – разрешение, или ограничение. В реальности может сформироваться и вправду складывается ситуация, когда возрастающий размер заработка приводит к росту финансовложений. Речь идет о взаимовлиянии заработка и финансовложений. Автономные финансовложения, которые осуществлены в виде начальной "инъекции ", приводят к росту государственного заработка.
Чем больше независимые финансовложения, тем больше поднимается график расходов и тем поближе уровень полной занятости. Если же правительство само будет исполнять независимые затраты g, то линия расходов поднимется еще больше: точка Е1 приблизилась к точке Е2, соответственной уровню заработка при полной занятости всех ресурсов( У2) Прибавив к расходам и затраты на экспорт( nx), мы еще больше приблизимся к уровню совершенной занятости ( т.f). Общая мысль ясна – любое вложение какого-нибудь элемента расходов будет переносить кверху линию расходов. Графическая интерпретация модели равновесия по Кейнсу представлена на рисунке 14, которая в экономической теории еще известна как " кейнсианский крест ".








Рис. 14 " Кейнсианский крест "
Рис. 14 –графическая иллюстрация той благотворной роли стимулирования финансовложений и муниципальных расходов в личном секторе, которой большой смысл придавал Кейнс.
Наращивание хоть какого-то из компонентов самостоятельных расходов ведет к росту государственного заработка и содействует достижению полной занятости еще и в силу определенного эффекта, который известен в экономической теории как эффект мультипликатора. [6]

Глава 3. РЕНТА ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

3.1.Рента потребителя

Рента потребителя ( излишек потребителя, дополнительная польза) – разница между ценой, кᴏторую покупатель готов уплатить за продукт, и той, кᴏторую он реально платить при покупке.
Отметим, что термин «излишек потребителя» в 1844 г.в первый раз применил французский экономист и инженер Ж. Дюпюи (1804–1866гг) для оценки полезностей сооружений (дорог, каналов, мостов).
Иногда излишек потребителя называют «маршаллианским потребительским избытком» в честь экономиста А. Маршалла, который внес значимый вклад в разработку представленного понятия.
Излишек покупателя указывает, как лучше в среднем живут отдельные люди, так как разные потребители оценивают потребление разных продуктов по-разному, наибольший уровень цены, кᴏторую они готовы уплатить за данные продукты, тоже отличается. [11]
Излишек - наибольшая стоимость, которую покупатель блага готов уплатить за покупку, за вычетом реальной цены продукта. Дополнительное удовлетворение, или полезность, которую получают потребители благодаря тому, что фактическая стоимость, которую они отдают за благо, ниже той цены, кᴏторую они готовы были бы заплатить, принимает форму ренты потребителя ( рис. 15).
Рента потребителя максимизируется лишь при полной конкуренции, когда стоимость устанавливается свободной игрой сил предложения и спроса на рынке и все потребители выплачивают равную стоимость. При этом если рыночная стоимость устанавливается максимизирующим выручку монополистом, то образующиеся в итоге полного сокращения размера и роста рыночной стоимости вызывают утраты ренты потребителя ( рис. 16).
На рис. 16 показано, что при равновесной стоимости ОР полезность предельной единицы блага равна его стоимости; все же прошлые единицы одного блага приносят полезность, которая превышает сумму, уплачиваемую покупателем, так как потребители готовы платить за промежуточные единицы больше рыночной цены. Суммарная рента потребителя представлен заштрихованной площадью PEP1.








Рисунок 15.. Рента потребителя
На рис. 16 утрата ренты потребителя показана заштрихованной площадью РРМХЕ. В том случае если бы монополист для каждой единицы блага установил отдельную стоимость, которая выражает наибольшую сумму, которую потребители готовы заплатить за нее, то он мог бы получить весь потребительский избыток в форме выручки от проданного блага.








Рисунок 16. Потеря ренты потребителя в условиях монополии [9]


Рента потребителя появляется в следствии того, что благодаря действию закона убывающей предельной полезности 1-ые единицы блага представляют для покупателя большую важность, чем последние, а выплачивает он одну и ту же сумму за каждую единицу блага, начиная с 1-ой и заканчивая последней. Исходя из выше сказанного, можно прийти к выводу, что покупатель платить за каждую единицу ту сумму, кᴏторой оценивается последняя единица.
Поэтому, покупатель получает избыток полезности с каждой из 1-ых единиц блага
Из-за того что потребители получают все потребленные единицы по стоимости последней единицы, они получают излишек полезности сверх издержек. [5]
Ренту потребителя можно подсчитать на основании кривой рыночного спроса. Соотношение между рентой потребителя и спросом можно представить посредством определения кривой спроса на продукты питания (рис. 17).









Рисунок 17. График ренты потребителя

На рис. 17 изображен относительный пример. Будем исходить из гипотезы того, что стоимость товаров питания 40 р. за кг. Стоимость 1-ого кг - 40 р., но его «важность» для покупателя – 100 р. Необходимо отметить, что определение «ценности» может быть при применении кривой спроса, кᴏторая позволяет определить наибольшую стоимость, которую покупатель платит с целью приобретения дополнительной единицы продуктов питания.
Продовольствие можно купить, так как его стоимость на 60 р. меньше наибольшей цены и оно дает избыточную цену. Второй кг тоже стоит купить, так как он дает избыточную стоимость в 50 р. (90 р.–40 р.). 3-ий кг продовольствия дает избыток в 40 р.( 80 р. – 40 р.). 4-ый кг дает избыток в 30 р., 5-ый – в 20 р., 6-ой – в 10 р. 7-ой кг продуктов питания дает новый избыток. Необходимо сказать, что каждый следующий кг обладает той ценностью, которая меньше его цены, поэтому покупатель предпочитает не покупать больше продуктов питания.
Рента потребителя происходит сложением лишней стоимости по всем приобретаемым единицам. Исходя из рис. 13, рента покупателя составит 210 р. = 60 р. + 50 р. + 40 р. + 30 р. + 20 р. + 10 р. [8]
При сложении почти всех отдельных излишков рента потребителя измеряет совокупную выгоду, кᴏторую потребители получают, приобретая блага на рынке. Соединение ренты потребителя с совокупными прибылями, которые извлекают производители, позволяет определить издержки и выручку других рыночных структур, которые определяют поведение как потребителей, так и компаний на рынке. Следовательно, теория ренты потребителя имеет немаловажный смысл в экономике.
Применение концепции ренты потребителя очень хорошо при оценке итогов почти всех решений правительства, а также используется при исследовании значимых преимуществ, которые получают граждане. Вместе с тем теорию ренты потребителя можно толковать как утраты потребителей от отсутствия того или другого блага на рынке или как процесс роста рыночной цены до точки, при которой размер спроса равняется нулю. Концепция ренты потребителя дает вероятность увеличить анализ рыночного равновесия, мероприятий регулирования рынка государством, эффективности производства.
Концепция ренты потребителя употребляется для оценки налогового бремени, для определения выгоды от субсидий. [2]

3.2.Рента производителя

Рента производителя – доп. финансы, которые извлекаются производителями в итоге того, что стоимость на его благо превосходит стоимость, по которой они готовы продавать благо на рынке.
Известно, что эффективность выпуска благ у различных производителей разная, по϶тому введение рыночной цены, достаточной, чтобы на рынке сохранить даже менее эффективного производителя, приведет к тому, что более эффективные производители получат избыток. Общий избыток производителя от изготовления представленного блага - разница между заработком от реализации сделанных благ и малой суммой средств, которая устроила бы производителя при продаже и выпуске представленного размера благ. Иначе – разница между реальным заработком производителя и иной стоимостью переменных ресурсов. Или разница между предельными издержками выпуска одной единицы блага и рыночной ценой. Снижение цены уменьшает величину избытка производителя, поднятие цены, напротив, усиливает избытки производителя.
Ренту производителя идентична ренте потребителя (рис. 18).







Рисунок 18. Рента производителя

На рис. 18 ОРЕ– равновесная рыночная стоимость. В каждой точке участка кривой предложения АЕ производители хотят производить установленный размер блага и продавать его по стоимости ОРЕ, т. е. больше той, по которой они готовы были бы реализовать и блага.
Так, один продавец хочет реализовать объем OQ1 ϲʙᴏего блага по цене OP1 при практической цене блага, равной OP1. В результате он получил бы излишек P1Pe. Общий излишек равен АРеЕ .
В итоге он получил бы избыток P1PE. Общий избыток равен АРеЕ.
Считается, что на рынке с абсолютной конкуренцией выживут только более активные предприниматели. В связи с тем, что равновесная рыночная стоимость в длительном периоде может только покрыть издержки изготовления производителя, включая стандартную выручку, рента производителя будет равна нулю.
На рынках с несовершенной конкуренцией, в частности в условиях олигополии, производители будут иметь избыток, так как есть тенденция рыночных цен к превышению издержек изготовления.
Определения «рента производителя» и «рента потребителя» используются с целью определить итоги добровольного обмена. Сумма излишков производителей и излишков потребителей показывает общественную выгоду, которая образуется в связи с существованием рынка. Все названные категории могут отлично использоваться в ходе разработки и воплощения государственной внешнеэкономической и налоговой политики, а также в остальных вариантах. [4]

2.3.Эффективность равновесия.

Рассмотренные понятия предоставляют возможность увидеть с остальных позиций, отчего конкурентное равновесие - эффективно. Также они употребляются для оценки последствий, которые связаны с монополией и иными отклонениями.
В состоянии равновесия на рынке сумма избытка для потребителей и избытка для производителей максимальна. Рассмотрим равновесие в точке e на рис.15. Допустим, что вместо равновесного выпуска (q0), выпуск составил лишь q1. Сколько выиграло бы общество за счет расширения выпуска до q2?
Раньше мы видели, что возрастающий выпуск усиливает соц. материальное благополучие в том случае, если определенная потребителями предельная важность превосходит величину издержек особо требуемых ресурсов, задающихся предельными издержками. Используя лишь что разработанные концепции избытка, мы можем сейчас обосновать, что выигрыш в благосостоянии для в целом общества представляет собой прирост избытка для потребителей плюс прирост избытка для производителей. Данная сумма приравнивается затененной площади, которая заключена между кривой s и кривой спроса. Следовательно, у нас имеется готовая мера выгодности расширения выпуска продукции любой отрасли в целом для общества.








Рисунок 19. Равновесие потребителя и производителя

Ценность расширения выпуска продукции любой отрасли для общества приравнивается сумме добавочного избытка для потребителей и добавочного избытка для производителей. Данный размер задается площадью фигуры, которая заключена между кривыми предложения и спроса в пределах между новым и старым размерами выпуска продукции.
На рис. 19 полезность в итоге роста выпуска с q1 до q2 измеряется затененной площадью, которая обозначена a. Из рисунка 19 понятно, что в представленной ситуации проявлен чистый прирост полезности.
При объеме выпуска q1 предельная важность для потребителей превосходит предельные издержки, так что повышение выпуска до q2 увеличивает материальное благополучие на величину всей площади, которая обозначена a. Следовательно, выпуск необходимо увеличить до q2. Но при q2 предельная важность все еще превосходит величину предельных издержек, поэтому выпуск необходимо увеличивать и далее. Фактически он обязан все время возрастать до точки q0, т.к. повышение с q2 до q0 повысит избыток на величину, которая равна площади b. Если выпуск выходит за пределы q0, то избыток падает, потому что потребители оценивают доп. выпуск ниже предельных издержек его изготовления. Следовательно, в точке q0 сумма избытка для производителей и для потребителей максимизируется.
Анализ избытка для производителей и потребителей указывает, отчего конкурентное равновесие является эффективным. Любое отклонение от него усугубляет состояние и продавцов, и потребителей.
Если размер выпуска ниже уровня равновесия, то продукта становится мало и имеет место чистый выигрыш для потребителей и производителей, если этот продукт производится в большей численности.
Если размер выпуска больше уровня равновесия, то ограничение выпуска повысит сумму избытка для производителей и для потребителей, обусловливая чистый выигрыш для в целом общества.
Только в условиях абсолютной конкуренции потребители и максимизирующие выручки компании взаимодействуют для установления равновесия, при котором предельная важность приравнивается предельным издержкам, а сумма избытка для производителей и потребителей максимизируется.
В условиях монополии и остальных форм несовершенной конкуренции размер предложения ограничен, поэтому определенная потребителями важность благ превосходит предельные издержки их изготовления. Так как сумма избытка для производителей и потребителей максимизируется лишь при конкурентном объеме выпуска, то размер роста прибыли в итоге ограничения выпуска монополиями составит наименьшую величину по сравнению с понижением избытка для потребителей. [5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Агрегированный спрос, совокупный спрос – совместный размер экономических благ (услуг и продуктов), какой готовы купить домохозяйства, правительство и бизнес при разных уровнях цен.
Агрегированное предложение, совокупное предложение (as) –совместный размер государственного продукта, какой проведен в стране при разных уровнях цен.
Как и рыночное предложение в микроэкономике, совокупное владеет позитивным отклонением, так как при росте уровня цен производители в целом будут расположены при иных одинаковых критериях увеличивать предложение услуг и продуктов
Макроэкономическое равновесие значит лучший вариант выбора в экономике, какой предполагает сбалансированность применения ограниченных производственных ресурсов и их распределения между членами сообщества, то есть сбалансированность ресурсов и их применения, потребления и изготовления, предложения и спроса, причин изготовления и его итогов, денежных материально-вещественных потоков.
Макроэкономическое равновесие –сходство предложения и спроса, это положение экономики, когда весь произведенный государственный продукт равен расходам.
Рента потребителя ( излишек потребителя, дополнительная польза) – разница между ценой, кᴏторую покупатель готов уплатить за продукт, и той, кᴏторую он реально платить при покупке.
Излишек покупателя указывает, как лучше в среднем живут отдельные люди, так как разные потребители оценивают потребление разных продуктов по-разному, наибольший уровень цены, кᴏторую они готовы уплатить за данные продукты, тоже отличается.
Излишек - наибольшая стоимость, которую покупатель блага готов уплатить за покупку, за вычетом реальной цены продукта. Дополнительное удовлетворение, или полезность, которую получают потребители благодаря тому, что фактическая стоимость, которую они отдают за благо, ниже той цены, кᴏторую они готовы были бы заплатить, принимает форму ренты потребителя
Рента потребителя появляется в следствии того, что благодаря действию закона убывающей предельной полезности 1-ые единицы блага представляют для покупателя большую важность, чем последние, а выплачивает он одну и ту же сумму за каждую единицу блага, начиная с 1-ой и заканчивая последней. Исходя из выше сказанного, можно прийти к выводу, что покупатель платить за каждую единицу ту сумму, кᴏторой оценивается последняя единица.
Рента производителя – доп. финансы, которые извлекаются производителями в итоге того, что стоимость на его благо превосходит стоимость, по которой они готовы продавать благо на рынке.
Общий избыток производителя от изготовления представленного блага - разница между заработком от реализации сделанных благ и малой суммой средств, которая устроила бы производителя при продаже и выпуске представленного размера благ. Иначе – разница между реальным заработком производителя и иной стоимостью переменных ресурсов. Или разница между предельными издержками выпуска одной единицы блага и рыночной ценой. Снижение цены уменьшает величину избытка производителя, поднятие цены, напротив, усиливает избытки производителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая теория: Учеб.пособие. – М.: РИОР. – 2012. – 208 с.
2.Булатов А.С.: «Экономика». Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2014
3.Бункина М.К. Семенов В.А Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: Издательство “Эльф К - пресс”. – 2013. – 365 с.
4.Ивашковский С.Н. Макроэкономика. – М.: ИНФРА-М. – 2013
5.Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. Т.2. – М. – 2012.
6.Курс экономической теории: учебник / Под.ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– 6-е изд. – Киров: «АСА». – 2013. – 848 с.
7.Сакс Дж., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Дело. – 2013. – 416 с.
8.Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. – М.: Эксмо. – 2014. – 448 с.
9.Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – М.: Высшее образование. – 2014. – 654 с.
10.Экономическая теория / Под ред. Дж.Итуэлла, М.Милгейта, П.Ньюмена: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М. – 2014. – 931 с.
11.Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И,Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА-М. – 2013. – 714 с.
12.Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Изд-во «Экзамен». – 2014. – 592 с.

Баланс спроса и предложения. Цена равновесия. Излишки и дефицит

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

Глава 1: Основы функционирования рынка. 4

1. Спрос, предложение, равновесие рынка. 4

1.1. Спрос. 4

1.2. Предложение. 7

1.3. Рыночное равновесие цен спроса и предложения. 9

2. Модели макроэкономического равновесия. 10

2.1. Модель в классическом стиле. 11

2.2. Кейсианская модель. 11

3. Цена равновесия. 12

3.1. Устойчивость и неустойчивость равновесия. 12

3.2. Дефицит и избыток. 14

4.Изменение рыночного равновесия. 16

4.1. Изменение рыночного равновесия, вызванные изменением спроса. 16

4.2. Сдвиг рыночного равновесия, вызванный изменением предложения. 17

Глава 2: Проблемы формирования и функционирования отечественного рынка 19

1. Особенности и проблемы рынка. 19

2. Государственное регулирование. 21

2.1. Контроль цен. 21

2.2. Налог и равновесная рыночная цена. 23

3. Эластичность, показатель ценовой эластичности. 24

3.1. Варианты эластичности спроса. 25

3.2. Эластичность предложения. 26

ВЫВОД. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с этого момента прошло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономике: то, что через эту модель быть описаны все экономические процессы.

В данной работе я попытаюсь объединить все существующие знания о двух категориях взаимосвязаны – "спрос" и "предложение", рыночное равновесие цен спроса и предложения, а также к чему приводят нарушения рыночного равновесия цен.

Узнать стоимость работы