Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Этика поведения и общения педагогов в процессе воспитательной работы в отношениях с детьми

  • 25 страниц
  • 15 источников
  • Добавлена 18.07.2015
924 руб. 1 320 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ 5
1.1. Этика педагогического взаимодействия и общения с детьми 5
1.2. Характеристика стилей педагогического общения с детьми 9
Выводы по теоретической главе 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ 16
2.1 Организация и методики исследования 16
2.2 Анализ результатов исследования 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ЛИТЕРАТУРА 24
ПРИЛОЖЕНИЕ. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 26



Фрагмент для ознакомления

В рисунках детей любимые педагоги изображены крупно, что трактуется следующим образом: чем крупнее изображенная фигура, тем данный воспитатель более значим для ребенка эмоциональнов случае с любимым педагогом это позитивная эмоциональная значимость (привязанность, любовь). На рисунках трех детей и нелюбимые педагоги изображены крупно, но это скорее, негативная эмоциональная значимость (страх, настороженность).
В рисунках детей любимые педагоги подробно прорисованы, у них присутствуют тщательно вырисованные лица, платья украшены узорами и пр. Цвета рисунков всегда яркие, позитивные.
Нелюбимых педагогов отличает схематическое изображение фигуры, пропуск самых существенных частей тела, заштрихован выделенный рот (такие воспитатели обычно в общении с детьми используют нелестные эпитеты или легко переключаются на крик), длинные пальцы, взлохмаченные волосы, преобладают черный и коричневый цвета.
Таким образом, подтверждена гипотеза исследования: этика поведения и общения педагогов в процессе воспитательной работы в отношениях с детьми положительно влияет на эмоциональное состояние воспитанников и их отношение к педагогу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате данной работы решены задачи исследования и достигнута цель исследования.
Анализ литературы по данной теме позволяет сделать следующие выводы. Педагогическое общение представляет собой особый вид творчества, которое находит свое выражение в умениях понять состояние воспитанника, в организации личностно-ориентированных взаимоотношений с детьми, в искусстве не только воздействовать на ребенка как партнера по общению, но и управлять собственным эмоциональным состоянием. Самое важное требование педагогической этики – любовь к детям, причем это не означает просто проявлять определенное чувство, необходимо умение педагога принять ребенка таким, какой он есть, сопереживать ему и помогать в развитии.
В настоящее время личностно-гуманный взгляд на ребенка утверждается в личностно-ориентированной модели воспитания. Демократический стиль общения педагога с воспитанниками – единственный реальный способ организации их сотрудничества, совместной деятельности. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к детям, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности, в общении проявляются этика и такт.
Нами проведено эмпирическое исследование особенностей поведения и общения педагогов в процессе воспитательной работы в отношениях с детьми и их влияние на отношение детей к педагогам. В исследовании приняли участие 5 педагогов ДОУ и 25 детей старшей группы.
Результаты тестирования по методике «Модель взаимодействия с детьми воспитателя детского сада» (В.Г.Маралов) показали, что только один педагог имеет выраженную ориентированность на эффективную личностную модель взаимодействия с детьми, еще двое - умеренную ориентированность на личностную модель взаимодействия с детьми. В то же время, один педагог имеет выраженную ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми, еще один - умеренную ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми.
Такое отношение к детям вызывает ответную адекватную реакцию детей. В основном дети называли любимыми педагогов, имеющих ориентированность на личностную модель взаимодействия (56%; 24% и 16% соответственно для каждого из трех педагогов), и не любимыми – педагогов ориентированных на учебно-дисциплинарную модель (64% и 24% соответственно для каждого из двух педагогов).
Итак, в результате проведенного исследования подтверждена гипотеза исследования: этика поведения и общения педагогов в процессе воспитательной работы в отношениях с детьми положительно влияет на эмоциональное состояние воспитанников и их отношение к педагогу.

ЛИТЕРАТУРА

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии.- М., 2011.
Диагностика определения модели взаимодействия воспитателя детского сада с детьми В.Г. Маралова / Готовимся к аттестации!: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб., 2000. – С. 60-65.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М., 2007.
Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. – Череповец: ЧГУ, 2002. – 150 с.
Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003.- 144с.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993.
Сачкова С.А. Аспекты общения воспитателя с детьми [электрон. ресурс], 2013. – Режим доступа: http://doshkolnik.ru Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. - М., 2003.
Смирнова Ю.В. Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения. Этика поведения и общения [электрон. ресурс], 2014. – Режим доступа: http://nsportal.ru
Талызина Н.Ф.Педагогическая психология. - М.,2010.
Ткачева М. С.Педагогическая психология. Конспект лекций. - СПб.: Высшее образование, 2008.
Тямина О.А. Кодекс профессиональной этики педагога [электрон. ресурс], 2014. – Режим доступа: http://nsportal.ru
Шарохина Е. В., Петрова О. О., Долганова О. В. Педагогика: конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008.


ПРИЛОЖЕНИЕ. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика «Модель взаимодействия с детьми воспитателя детского сада» (В.Г.Маралов)
Цель: выявление ориентированности воспитателя ДОУ на личностно-ориентированную или учебно-дисциплинарную модели взаимодействия с воспитанниками.
Инструкция: Прочитайте данные утверждения и соотнесите их со своим опытом работы. Каждое утверждение оцените в соответствии с приведенной градацией ответов:
5 баллов - согласны с утверждением полностью;
4 балла - в большей степени согласны, чем не согласны;
3 балла - в равной степени согласны и не согласны;
2 балла –не согласны в большей степени, чем согласны;
1 балл - с утверждением полностью не согласны.
Утверждения:
Лучше строгий воспитатель, чем не строгий.
Воспитатель - фигура главная, именно от него зависит эффективность и успех воспитательно-образовательной работы с детьми.
На занятиях и в режимных моментах все дети должны выполнять то, что воспитателем намечено.
Послушание детей – полностью заслуга воспитателя.
Ребенок сходен с глиной, из него можно вылепить все, что угодно.
Все требования воспитателя ребенок обязан выполнять.
Главная цель воспитателя - выполнить требования программы обучения и воспитания детей.
Основная задача образовательно-воспитательной работы с детьми - вооружение их знаниями, умениями и навыками.
Главное в работе педагога - достигнуть исполнительности детей.
Воспитание, прежде всего, это требовательность к детям.
Следует поощрять лишь те желания и инициативу воспитанников, которые соответствуют установленным педагогом задачам.
Залог успеха в обучении и воспитании - хорошая дисциплина.
Наказание - не наилучшая форма воспитания детей, но она необходима.
Деятельность детей требует постоянного контроля.
2. Методика «Рисунок воспитателя» (Р.Р. Калинииа)
Цель: изучение характера отношения ребенка-дошкольника к воспитателю.
Материалы: лист белой бумаги формата А4, цветные карандаши (красный, синий, зеленый, желтый, фиолетовый, черный, коричневый), простой карандаш, ластик.
Процедура и инструкция: ребенок получает задание: «У нас в группе есть два воспитателя и педагоги (назвать их имена). Кого ты больше любишь из них, кто тебе нравится больше? Почему? Нарисуй (имя этого воспитателя (педагога)». Далее экспериментатор предлагает ребенку нарисовать воспитателя или педагога, который тебе нравится меньше всего. Все ответы ребенка и его комментарии во время рисования фиксируются.
Оценка проводится качественно.
При анализе детских рисунков нужно учитывать особенности изображения фигуры данного воспитателя, качество линий, показатели агрессии, использование цвета, наличие каких-либо дополнительных изображений, а также ответ дошкольника на вопрос «Почему тебе эта воспитательница нравится? За что ты ее любишь?»
Размер фигуры: чем крупнее изображенная фигура, тем данный воспитатель более значим для ребенка эмоционально. Но это может быть как позитивная эмоциональная значимость (привязанность, любовь), так и негативная (страх, настороженность).
Если фигура изображена маленькой (занимает менее пятой части листа), то это может говорить об отрицательном отношении к данному воспитателю, ребенок как бы старается приуменьшить значение воспитателя в своей жизни.
Детализация фигуры. Подробное прорисовывание фигуры, а также декорирование с изображением большого количества деталей (узоры на одежде, наличие украшений, сережки и пр.) свидетельствуют о привязанности, эмоционально позитивном отношении ребенка к воспитателю (девочки любимых воспитательниц нередко изображают принцессами с невероятными прическами, в роскошных нарядах и пр.). Схематическое изображение фигуры, пропуск самых существенных частей тела при изображении например рта, глаз, рук, указывают зачастую на не сложившиеся между воспитателем и ребенком отношения, на связанные с педагогом отрицательные эмоции ребенка.
Показатели агрессии. Способом выражения в рисунке отрицательного отношения к воспитателю является изображение показателей агрессии -признаков угрожающего поведения. К ним можно отнести:
заштрихованный, выделенный красный рот (такие воспитатели обычно в общении с детьми используют нелестные эпитеты или легко переключаются на крик),
угрожающая поза изображенной фигуры,
ногти на руках или длинные пальцы,
взлохмаченные волосы.
Качество линий. При анализе детских рисунков различают линии с сильным нажимом, хорошего качества, слабые прерывистые линии и штриховку. Линии хорошего качества указывают на психологическое благополучие, в том числе и эмоциональное. Если на рисунке много штриховки (особенно - фигуры воспитателя), это говорит о состоянии тревоги ребенка при общении с воспитателем. Если линии продавливают на листе бумаги «дорожки», это говорит о состоянии возбуждения у ребенка, связанного либо с особенностями темперамента малыша, либо с диагностикой, либо с иными причинами. Прерывистые слабые линии часто указывают на ослабленное состояние малыша, или на наличие у него нерешительности, неуверенности как личностной характеристики.
Дополнительные изображения. Ребенку в задании предлагается нарисовать лишь воспитателя, поэтому нужно обратить особое внимание на изображение пейзажа, предметов и пр. вокруг фигуры. Преобладание на рисунке домов, предметов мебели и иных неодушевленных предметов, среди которых маленькая фигура воспитателя «затерялась», может указывать на нежелание ребенка общаться с ним тесно, возможно об отрицательных эмоциях, переживаемых при общении ребенка с воспитателем. Если же с воспитателем изображен рядом сам ребенок, зелень, птицы, цветы– это показатель симпатии и доверительности. Если у фигуры педагога нарисованы несуществующие части - выпуклости, какие-то наросты, для человеческой фигуры нехарактерные, то это означает отрицательное мнение ребенка о педагоге.
Использование цвета. Необходимо учитывать не только количество цветов, использованных при изображении фигуры, но также и их психологическое значение.
Чем ребенку более приятен педагог, тем больше времени и сил он расходует на его изображение, употребляя различные цвета. При рисовании любимого воспитателя используются почти все цвета, они яркие, а при изображении нелюбимого один-два не самых приятных цвета (нередко это сочетание красного и черного цветов). Психологическое значение выбранных цветов:
Желтый – стремление к общению, яркие позитивные чувства, веселость, интерес.
Красный – возбуждение, активность, как позитивная (радостный), так и негативная (агрессивность).
Синий – потребность в общении, некоторая холодность, спокойствие.
Зеленый – уверенность, настойчивость, склонность реализовать свои желания.
Фиолетовый – зависимость, чувственность, потребность в хорошем душевном контакте.
Коричневый – чувство вины, антипатия, напряжение.
Серый – безразличие, безликость, слабость, усталость, стремление к одиночеству, пассивность.
Черный – отторжение, отвержение, негативизм, страх, протест.













28

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии.- М., 2011.
3. Диагностика определения модели взаимодействия воспитателя детского сада с детьми В.Г. Маралова / Готовимся к аттестации!: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб., 2000. – С. 60-65.
4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М., 2007.
5. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. – Череповец: ЧГУ, 2002. – 150 с.
6. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003.- 144с.
7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
8. Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993.
9. Сачкова С.А. Аспекты общения воспитателя с детьми [электрон. ресурс], 2013. – Режим доступа: http://doshkolnik.ru
10. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. - М., 2003.
11. Смирнова Ю.В. Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения. Этика поведения и общения [электрон. ресурс], 2014. – Режим доступа: http://nsportal.ru
12. Талызина Н.Ф.Педагогическая психология. - М.,2010.
13. Ткачева М. С.Педагогическая психология. Конспект лекций. - СПб.: Высшее образование, 2008.
14. Тямина О.А. Кодекс профессиональной этики педагога [электрон. ресурс], 2014. – Режим доступа: http://nsportal.ru
15. Шарохина Е. В., Петрова О. О., Долганова О. В. Педагогика: конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008.

Опубликовано

Государственного бюджетного профессионального образовательного

Иркутская область

"Братский педагогический колледж"

Кафедра общей и дошкольной педагогики и психологии

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Воспитание культуры поведения детей больше дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Студентка: Татьяна Леонидовна Орлова

Руководитель: Полынская Е. Ю.

Братск 2016

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические основы исследования концепции культуры поведения, компоненты и содержание
  • 1.1 Понятие "культура поведения" и его компоненты
  • 1.2 Влияние особенностей воспитания в семье на сформированность культуры поведения ребенка
  • 1.3 Формирование воспитания культуры поведения в ДОУ и семье
  • Вывод по разделу
  • 2. Исследование формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста

  • 2.1 Изучение уровня сформированности культуры поведения у детей дошкольного возраста
  • 2.2 Изучение особенностей воспитания культуры поведения в семье
  • 2.3 Организация взаимодействия ДОУ и семьи по формированию культуры поведения у детей дошкольного возраста
  • 2.4 Анализ эффективности деятельности
  • Вывод по второй главе
  • Вывод
  • Список литературы

Введение

Дошкольное детство - самый важный период в нравственном стать личностью. Одним из направлений в развитии нравственного ребенка является воспитание культуры поведения.

Многие ученые, занимающиеся проблемой формирования культуры поведения, утверждают, что этому вопросу уделяют недостаточное внимание. На наш взгляд, актуальность этой проблемы видится в том, что взрослые еще сами не до конца осознали значимость самого понятия "культура поведения" особенно сейчас, в современном обществе, когда основные составляющие нравственного воспитания, претерпит некоторые изменения.

Узнать стоимость работы