Качество дошкольного образования с точки зрения преемственности дошкольного и начального звена

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 1717 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 18.07.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНЬЕВ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ 4
1.1 Теоретические основы преемственности дошкольного и начального образования 4
1.2. Основные направления совершенствования готовности старших дошкольников к школе 6
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
Фрагмент для ознакомления

На конкретных примерах показывать взаимосвязи между растениями и животными (цветы-пчелы, бабочки и т.д.). Подводить к пониманию единства природы.Животные. Разнообразие животных. Животные в жизни человека. Охрана животных и забота человека о них в разное время года. Живой уголок в школе и дома. Традиционные клички животных, живущих рядом с человеком.Учить определять состояние погоды по определенным народным приметам.Систематизировать представление о последовательности сезонных изменений в природе, о связи между изменением положения солнца, состоянием почвы, растений, поведением животных, деятельностью человекаНаблюдение за:- Высотой солнца над землей в разные времена года; - Изменениями в неживой природе, в жизни растений, животных, в сельскохозяйственном труде людей в течение года.Исследовать:- Выявление воздуха вокруг себя; - Вода-растворитель; - Выявление воздуха в почве.Привлекать детей к сезонной работе на участке детского сада, к уборке семян для прикормки птиц; осознанно выполнять обязанности дежурных в уголке живой природы по уходу за растениями и животными.Практические работы:- Уход за комнатными растениями; - Прикормка птиц зимой; - Создание книг: «Клички животных», «Жалобы растений и животных»Сравнение программ курса для учеников первого класса и для дошкольного воспитания показал, что учитель начальной школы в процессе формирования у первоклассников естественных знаний имеет большие возможности для опоры на знания детей, которые они приобрели в детском саду. Основными методами познания природы в начальной школе и дошкольном звене образования является наблюдение, опыт, практическая работа.Изучение опыта учителей по реализации принципа преемственности в процессе формирования знаний о природе у шестилетних учеников в практике начальной школы проводили на базе общеобразовательной школы.Констатирующим экспериментом было охвачено 5 учителей данной школы. Основными методами исследования были беседа с учителями, наблюдение за учебно-воспитательным процессом.Во время беседы с учителями мы пытались получить ответы на следующие вопросы:1. Понимают ли учителя в чем суть принципа преемственности в формировании естественных знаний у детей дошкольного и младшего школьного возраста?2. Ознакомлены ли с программой для дошкольных учреждений?3. Какие методы используют на уроке курса «Окружающий мир» с целью формирования у учащихся естественных знаний?4. Используют ли дидактические игры на уроках?5. Какие трудности испытывают в процессе формирования у первоклассников знаний о природе?Анализ ответов учителей показал, что все учителя правильно понимают сущность принципа преемственности в формировании естественных знаний у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Однако ни один из них не знаком и не интересовался программой для дошкольного воспитания.Учителя отметили, что используют различные средства, методы, приемы обучения, стремясь достичь образования у первоклассников четких представлений о тех или иных объектах природы. Заметили, что чаще всего используют метод беседы в процессе формирования у учащихся естественных знаний, иногда проводят дидактические игры. На уроке используются часто загадки, поговорки, пословицы, организуют работу учащихся с рисунками, привлекают их к проведению наблюдений в природе. Никто не указал, что проводит практические работы. Лишь один вспомнил об опытах.Учителя отметили, что испытывают трудности в формировании у учащихся начальной школы естественных знаний. Первоклассники путают называя предметы живой и неживой природы; часто объекты, принадлежащие к живой природе, они относят к неживой и наоборот. А также предметы, изготовленные руками человека, ученики относятся к неживой природе.Выводы.Первоклассники не умеют самостоятельно выделять существенные признаки объектов, дифференцировать их от несущественных, испытывают трудности в сравнении объектов, установлении взаимосвязей между предметами природы. Ученики часто пользуются словами, не понимая их содержания, что приводит к формализму в знаниях.Анализ посещенных 10 уроков учителей показал, что недостатками в работе учителей по формированию естественных знаний у первоклассников являются: преобладание на уроке словесных методов, а в таком случае дети запоминают много слов, которые не имеют в их сознании никакого реального содержания; не всегда удачное сочетание различных методов и средств обучения.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:1. В процессе изучения педагогической литературы установлено, что одним из основных принципов обучения в начальной школе является принцип преемственности. Его реализация требует точнейшего учета исходного уровня готовности детей не только «на стыках» образовательных дошкольного и школьного звеньев, но и в пределах каждого этапа, предусматривает определенную последовательность и поэтапность формирования знаний, умений, навыков, способов деятельности, которыми должен овладеть ученик «по вертикали «обучения. В понятии преемственности выделяют три взаимосвязанных элемента необходимую связь и соотношение между частями данной образования на разных этапах обучения; взаимосвязь методов, приемов, форм обучения; определенные последовательно возрастающие требования к результативности обучения, воспитания, развития.Преемственность в учебном процессе имеет большое значение. Она дает возможность постепенно увеличивать объем понятий и способов действий, а также образовывать у школьников целостное представление о научном знании данной области науки; влияет на мотивацию учения; позволяет учителю использовать в учебном процессе продуктивные способы обучения, исследовательские и поисковые ситуации, и, следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся, постепенно увеличивать нагрузку на школьников.Реализации принципа преемственности сегодня в значительной степени способствует обязательность подготовки ребенка к школе, которая может осуществляться различными путями: через систему дошкольного образования; через организацию занятий с детьми, которые не охвачены общественным дошкольным воспитанием, в воскресных школах или в течение месяца заранее до начала учебного года.В процессе реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном обучения учителя - классоводы должны организовывать совместную деятельность с детьми, которая учитывает возрастную детскую индивидуальность, побуждает к творческому самовыражению, сохраняет уникальность и самобытность дошкольного детства, обеспечивает лирический, бескризисный переход дошкольника в позицию личности второго детства и одновременно отражает развивающий характер образования. Они должны разбираться с программами и методиками обучения и воспитания детей в дошкольном учебном заведении, результатами развитости, обученности и воспитанности детей по всем разделам программы и учитывать их в дальнейшей работе начальной школы.2. На основе анализа программы курса «Окружающий мир» определены основные естественные знания, которые формируются у первоклассников в форме представлений о: - - О предметах и явлениях природы - окружающем мире, живой и неживой природе, преобразующей деятельности человека; свойствах воздуха, воды; разнообразии растений и животных, условиях их роста и проживания;- Взаимосвязи и зависимости в природе (взаимосвязи в живой и неживой природе, изменения в течение года - влияние высоты Солнца на смену времен года);- Значение солнечного света и тепла, воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека; необходимость охраны воздуха, почвы, водоемов;- Значение растений и животных для человека, необходимость охраны растений и животных;- Специальные методы познания объектов природы (наблюдение, опыт);- Способы практической деятельности с объектами природы;- Нормы этического, эстетического, нравственного отношения к объектам природы.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАмонашвили Ш.А. В школу- с шести лет - М.: Педагогика, 1986.- С. 16-19Бех И.Д. Ответственность личности как цель воспитания / / Начальная школа. - 1994. - № 9. - С. 4-8Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – С.209Гуткина Н. Психологическая готовность к школе. - Четвёртый изд. СПб .: Питер, 2006. - С.6.Запорожец В.А. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста -М., 1986. 176с.Коваленко А. Проблемы преемственности дошкольного и начального образования // Начальное образование. - № 48 (624). - 2011. - С.3-6.Котирло В. К. Завтра в школу. — К.: Радянська школа, 1977. - 210 сКуртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей. - СПб .: Питер, 2005. - 252сНежнова Т.А. Формирование новой внутренней позиции //Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. – М. : Педагогика, 1988. – С.24.Преемственность в учебно-воспитательной работе детского сада и школы / Под ред. З.Н.Борисовой. - М., 1985Савченко О.Я. Преемственность и перспектива в работе двух первых звеньев образования // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 4-5Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.Педагогика, 1981. – С.41Bloom, B.S. Developingtalentinyoungpeople. NewYork: BalletingBooks, 1985. Chiras, D. D. Environmentalsince: actionforasustainablefutureText. / D.D. Chiras- RedwoodCity :California. 1990. - 720 p.Culture. Ecology. PedagogicalProcess. Daugavpils, 1993 .- С. 22.Haken, H. SynergeticsasastrategytocopewithcomplexsystemsText. / P. Haken // Interdisciplinaryapproachtononlinearcomplexsystem / P. Haken, A. Michailov. Berlin, 1993. - P. 5-11.NerseryBestForPre-schooling // ChildEducation, 1986, December. p.6Read K. Earlychildhoodprograms. NewYork, 1987. - 386 p.Roland R. MariaMontessorispadagogischeldeenunddieBildungsrefonmim DDR /Zf. VergleichendeHfdogogih. Berlin. - 1990. - № 4. - S. 390-397.Stapp, W.M. TheconceptofEnvironmentalEducationText. / W.M. Stapp // TheJournalofEnvironmentalEducation. 1969. - №1. - P. 30-32.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш.А. В школу- с шести лет - М.: Педагогика, 1986.- С. 16-19
2. Бех И.Д. Ответственность личности как цель воспитания / / Начальная школа. - 1994. - № 9. - С. 4-8
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – С.209
4. Гуткина Н. Психологическая готовность к школе. - Четвёртый изд. СПб .: Питер, 2006. - С.6.
5. Запорожец В.А. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста -М., 1986. 176с.
6. Коваленко А. Проблемы преемственности дошкольного и начального образования // Начальное образование. - № 48 (624). - 2011. - С.3-6.
7. Котирло В. К. Завтра в школу. — К.: Радянська школа, 1977. - 210 с
8. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей. - СПб .: Питер, 2005. - 252с
9. Нежнова Т.А. Формирование новой внутренней позиции //Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. – М. : Педагогика, 1988. – С.24.
10. Преемственность в учебно-воспитательной работе детского сада и школы / Под ред. З.Н.Борисовой. - М., 1985
11. Савченко О.Я. Преемственность и перспектива в работе двух первых звеньев образования // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 4-5
12. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.Педагогика, 1981. – С.41
13. Bloom, B.S. Developing talent in young people. New York: Balleting Books, 1985.
14. Chiras, D. D. Environmental since: action for a sustainable future Text. / D.D. Chiras- Redwood City : California. 1990. - 720 p.
15. Culture. Ecology. Pedagogical Process. Daugavpils, 1993 .- С. 22.
16. Haken, H. Synergetics as a strategy to cope with complex systems Text. / P. Haken // Interdisciplinary approach to nonlinear complex system / P. Haken, A. Michailov. Berlin, 1993. - P. 5-11.
17. Nersery Best For Pre-schooling // Child Education, 1986, December. p.6
18. Read K. Early childhood programs. New York, 1987. - 386 p.
19. Roland R. Maria Montessoris padagogis cheldeen und die Bildungsrefonm im DDR /Zf. Vergleichende Hfdogogih. Berlin. - 1990. - № 4. - S. 390-397.
20. Stapp, W.M. The concept of Environmental Education Text. / W.M. Stapp // The Journal of Environmental Education. 1969. - №1. - P. 30-32.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы связаны с преемственностью дошкольного и начального образования?

Проблемы преемственности дошкольного и начального образования включают в себя отсутствие единой методики и планирования обучения, различия в подходах и ожиданиях относительно уровня развития детей, недостаточную информационную связь между педагогами дошкольных и начальных классов, несоответствие содержания образования и требований, возникающих в школе, и проблемы психологической адаптации детей к новым условиям обучения.

Какие теоретические основы лежат в основе преемственности дошкольного и начального образования?

Теоретические основы преемственности дошкольного и начального образования заключаются в понимании взаимосвязи и континуума развития ребенка, учете индивидуальных особенностей каждого ребенка, создании условий для плавного перехода от одной ступени образования к другой, активном взаимодействии педагогов дошкольного и начального звена в планировании и реализации образовательного процесса.

Каковы основные направления совершенствования готовности старших дошкольников к школе?

Основные направления совершенствования готовности старших дошкольников к школе включают развитие речи и мышления, формирование предметных представлений, развитие логического мышления, умения работать с текстом и др. Также важно развивать социально-эмоциональные компетенции, самостоятельность и коммуникативные навыки, а также готовить детей к новым формам учебной деятельности, привыканию к школьному режиму и требованиям.

Как реализуется преемственность в формировании естественных знаний у детей дошкольного и младшего школьного возраста?

Преемственность в формировании естественных знаний у детей дошкольного и младшего школьного возраста реализуется через создание единого континуума образования, включающего дифференцированные формы работы с детьми, развитие интереса к изучению природы и окружающего мира, активное использование игровой и практической деятельности, а также применение различных методов и приемов обучения, адаптированных к возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Какова проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием?

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием заключается в том, что не всегда успешно осуществляется передача знаний, умений и навыков, которые ребенок получает в дошкольном возрасте, в начальную школу. Это связано с различиями в подходах, программе и методике обучения в этих двух уровнях образования.

Какие основные направления совершенствования готовности старших дошкольников к школе существуют?

Основные направления совершенствования готовности старших дошкольников к школе включают развитие познавательных способностей, социализации и эмоционально-волевой сферы ребенка. Кроме того, важным аспектом является развитие речи и овладение навыками чтения и письма.

В чем состоит проблема реализации преемственности в формировании естественных знаний у детей дошкольного и младшего школьного возраста?

Проблема реализации преемственности в формировании естественных знаний у детей дошкольного и младшего школьного возраста заключается в недостаточной системности и последовательности предметного содержания обучения. Дети часто не получают достаточного количества информации и опыта в дошкольном учреждении, что затрудняет их адаптацию к учебной программе в начальной школе.

Какие теоретические основы лежат в основе преемственности дошкольного и начального образования?

Теоретические основы преемственности дошкольного и начального образования основываются на представлении об образовательном процессе как непрерывном, который начинается еще в детском саду и продолжается в начальной школе. Главной задачей является организация плавного перехода от дошкольного образования к начальному, сохранение интереса ребенка к учению и поддержка его развития на разных этапах обучения.