Особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 2424 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 18.07.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава I. Особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста. 5
1.1. Развитие речи в онтогенезе 5
1.2. Развитие речи младшего дошкольного возраста 8
1.3. Работа воспитателя по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста 10
Глава II. Особенности изучения речи детей младшего дошкольного возраста. 13
2.1. Методики, с помощью которых можно изучить развитие речи у детей младшего дошкольного возраста 13
Заключение 20
Список литературы 22

Фрагмент для ознакомления

Обувь: ботинки, валенки, кроссовки, сандалии, сапоги, тапочки, туфли.
Головные уборы: берет, кепка, панама, платок, шапка, шляпа.
Игрушки: велосипед, зайчик, качели, конструктор, кораблик, кубики, кукла, лошадка, машина, мишка, мяч, паровоз, робот, самокат, санки, сачок, флажок, юла.
Мебель: диван, кресло, кровать, полка, стол, стул, табуретка, тумбочка, шкаф.
Посуда: блюдце, вилка, кастрюля, крышка, ложка, миска, нож, поварешка, самовар, сковорода, стакан, тарелка, чашка, чайник.
Транспорт: автобус, автомобиль, вертолет, грузовик, метро, пароход, поезд, самолет, трамвай, троллейбус
Инструменты: ведро, вилы, гвозди, грабли, клещи, коса, лейка, лопата, молоток, ножницы, пила, топор
Музыкальные инструменты: балалайка, барабан, бубен, гармошка, гитара, дудка, пианино, скрипка.
Школьные принадлежности: букварь, карандаш, кисточка, краски, линейка, пенал, пластилин, портфель, резинка, ручка, тетрадь.
Части тела и лица: брови, волосы, глаза, голова, губы, живот, зубы, колено, лицо, лоб, локоть, нога, нос, пальцы, плечо, ресницы, рот, рука, ухо, шея.
Продукты: батон, бублик, колбаса, конфета, масло, молоко, мороженое, мясо, печенье, пирог, пряники, рыба, сосиски, сыр, творог, торт, хлеб, шоколад.
Природа: бревно, ветер, ветка, горы, гриб, гроза, дождь, звезды, камни, куст, лес, лед, лист, лужа, луна, месяц, море, небо, облако, озеро, паутина, пень, радуга, река, ручей, сосулька, солнце, снег, трава, туча, шишка.
Дом: балкон, батарея, ванна, дверь, душ, замок, звонок, комната, ключ, кран, крыша, лестница, лифт, окно, пол, потолок, раковина, рама, стена, труба, форточка.
Предметы домашнего обихода: будильник, ваза, веник, вешалка, зеркало, зонт, зубная паста, зубная щетка, игла, картина, ковер, лампа, люстра, матрац, мочалка, мыло, мыльница, нитки, одеяло, плита, подушка, полотенце, пылесос, расческа, свечка, спички, сумка, телевизор, телефон, утюг, холодильник, фотоаппарат, часы, чемодан, швабра, шторы, щетка.
Город: беседка, ворота, дом, дорога, забор, знак, зоопарк, клумба, магазин, мост, памятник, почтовый ящик, рельсы, светофор, скамейка, флаг, фонарь, фонтан,
Профессии: балерина, воспитатель, врач, клоун, космонавт, летчик, маляр, милиционер, парикмахер, повар, почтальон, продавец, сапожник, строитель, фотограф, швея, уборщица.
Глаголы: барабанит, бежит, бросает, варит, везет, вешает, входит, вытирает, выходит, вышивает, вяжет, гладит, гогочет, делает зарядку, дует, едет, звонит, играет, идет, каркает, катается, качается, квакает, колет, копает, кормит, косит, красит, крякает, кудахчет, кукарекает, купается, кушает, лает, лежит, летит, ловит, моет, моется, мычит, мяукает, несет, обувается, одевается, падает, пилит, пишет, плавает, плачет, подметает, поднимает, покупает, ползет, поливает, причесывается, пришивает, прыгает, прячется, разувается, раздевается, рвет, режет, рисует, сидит, слушает, смеется, спит, стирает, стоит, строит, считает, убирает, умывается, уходит, учится, фотографирует, чистит зубы, чистит, читает, шьет.
Прилагательные: белый, больной, большой, веселый, высокий, грустный, грязный, длинный, желтый, зеленый, здоровый, квадратный, короткий, красный, круглый, маленький, молодой, низкий, овальный, острый, полный, прямоугольный, пустой, синий, старый, толстый, тонкий, треугольный, тупой, узкий, черный, чистый, широкий.
Задания по исследованию лексики учитывают программу детского сада, частотность словаря детей дошкольного возраста, коммуникативную ценность слов. На начальных этапах работа проводилась над ограниченным набором слов, обладающих наиболее высокой частотностью употребления в речи.
Целью заданий являлась оценка лексической стороны речи испытуемых на основе представлений о предметах действительности, а также на основе коммуникативно ориентированного подхода, обеспечение перехода пассивного словаря в активное использование слов в речи. Слова закреплялись в речи в процессе различных видов деятельности, прежде всего в игровой.
Заключение
Формирование речи как функциональной системы (в том числе и лексики) осуществляется в онтогенезе на основе различных афферентаций, приема и переработки разнообразных сигналов, поступающих из окружающего мира. В связи с этим одним из наиболее значимых условий формирования лексики является развитие восприятия и представлений о предметах, признаках и действиях, которые составляют основу обозначения их словом.
В процессе знакомства с новыми предметами, явлениями, признаками и действиями при помощи речи ребенок получает и перерабатывает новую информацию. Процесс усвоения лексической системности основывается на умении ребенка осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), что необходимо для выделения существенных семантических признаков, дифференциации существенных и несущественных признаков, сравнения слов на основе этих признаков, отнесения к соответствующей семантической категории и т.д.
Развитие словаря тесно связано с возможностью обработки информации, с объемом кратковременной и долговременной памяти.
Формирование лексики обеспечивается развитием представлений ребенка об окружающем мире при взаимодействии с предметами и явлениями в процессе неречевой и речевой деятельности, в процессе общения со взрослым. В связи с этим развитие словаря детей с речевой патологией осуществлялось на основе расширения и углубления представлений об окружающем в процессе неречевой и речевой деятельности.
Основным новообразованием в дошкольном возрасте является формирование и развитие лексического содержания речи. Речевые действия формируются и функционируют во взаимодействии с различными психическими процессами, с восприятием, вниманием, мышлением, которые протекают в интеллектуальной, сенсорной и аффективно-волевой сферах.
Среди причин, которые вызывают отклонения в формировании лексики в дошкольном возрасте, представлены как биологические так и социально-психологические аспекты: болезни и их последствия, травматизм, социальная депривация, психотравмирующие влияние, ошибки в воспитании и многое другое (Л. С. Выготский, Е. М. Мастюкова, А. Н. Корнев, Е. И. Кириченко и др.).
В связи с этим важным для нас представляется организация специально созданных и разработанных педагогических приемов, направленных на стимуляцию речевого, психофизического и эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Список литературы

Арушанова А. Г., Юртайкина Т. М. Третий год жизни: развитие речи и речевого общения // Дошкольное воспитание. 2007. № 12. - С.33-37.
Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М., 1965. - 227с.
Брунер Д. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. Сб. статей. - М.: Прогресс, 1984. - С.21-50.
Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1999. - 259с.
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963. - 253с.
Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996. - 352с.
Гагарина Н. В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. - СПб., 2009. - 39 с.
Гвоздев, А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни / А. Н. Гвоздев. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 420 с.
Герасимова А. С. и др. Программа развития и обучения дошкольника. От 1 до 3 лет. Мой первый словарь. - СПб., М., 2001. - 63 с.
Гридина Т. А. Недискретные способы семантизации слов: объяснительный мотивационный словарь детской речи // Дискретность и континуальность в языке и тексте: Материалы Междунар. конф. «Континуальность и дискретность в языке и речи. Языккак живая система в исследовательских па-радигмах современной лингвистики» 15–16 октября 2009 г. / Под ред. Т. А. Трипольской. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. - С. 275-285.
Динкин Н. И. Механизмы речи. - М.: Наука, 1998. - 290 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос. 2004. - 384с.
Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 224 с.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2005. - 365с.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392с.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1997. - 287с.
Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 416с.
Маякова Е.В. Деятельностная стратегия обучения дошкольников иностранному языку (на материале английского языка): дис. … канд. пед. наук. - М., 2006. - 123с.
Новоторцева Н.В. Речевая гимнастика для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 96 с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1993. - 900с.
Слобин Д. Когнитивные предпосылкиразвития грамматики // Психолингвистика: Cб. ст. / Сост. А. М. Шахнарович. - М.: Прогресс, 1984. - С. 143–207.
Столярова И. В. Явление сверхгенерализации в речи ребенка // Детская речь: проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. науч. тр. - Л.: Изд-во ЛГПИ, 1989. - С.110–118.
Фурман Н. Г. Формирование механизма мотивации слов в детской речи: Автореф. дис. … канд. филол. наук. - Томск, 2009. - 21с.
Цейтлин С. Н. К вопросу об онтогенезе синтаксем // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста: Сб. ст., посвящ. юбилею Г. А. Золотовой; под ред. Н. К. Онипенко. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - С. 120–128.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 2007. - 360с.
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0308/1_0308-1.shtml.



















23


Список литературы

1. Арушанова А. Г., Юртайкина Т. М. Третий год жизни: развитие речи и речевого общения // Дошкольное воспитание. 2007. № 12. - С.33-37.
2. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М., 1965. - 227с.
3. Брунер Д. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. Сб. статей. - М.: Прогресс, 1984. - С.21-50.
4. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1999. - 259с.
5. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963. - 253с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996. - 352с.
7. Гагарина Н. В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. - СПб., 2009. - 39 с.
8. Гвоздев, А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни / А. Н. Гвоздев. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 420 с.
9. Герасимова А. С. и др. Программа развития и обучения дошкольника. От 1 до 3 лет. Мой первый словарь. - СПб., М., 2001. - 63 с.
10. Гридина Т. А. Недискретные способы семантизации слов: объяснительный мотивационный словарь детской речи // Дискретность и континуальность в языке и тексте: Материалы Междунар. конф. «Континуальность и дискретность в языке и речи. Языккак живая система в исследовательских па-радигмах современной лингвистики» 15–16 октября 2009 г. / Под ред. Т. А. Трипольской. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. - С. 275-285.
11. Динкин Н. И. Механизмы речи. - М.: Наука, 1998. - 290 с.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос. 2004. - 384с.
13. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 224 с.
14. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2005. - 365с.
15. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392с.
16. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1997. - 287с.
17. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 416с.
18. Маякова Е.В. Деятельностная стратегия обучения дошкольников иностранному языку (на материале английского языка): дис. … канд. пед. наук. - М., 2006. - 123с.
19. Новоторцева Н.В. Речевая гимнастика для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 96 с.
20. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1993. - 900с.
21. Слобин Д. Когнитивные предпосылкиразвития грамматики // Психолингвистика: Cб. ст. / Сост. А. М. Шахнарович. - М.: Прогресс, 1984. - С. 143–207.
22. Столярова И. В. Явление сверхгенерализации в речи ребенка // Детская речь: проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. науч. тр. - Л.: Изд-во ЛГПИ, 1989. - С.110–118.
23. Фурман Н. Г. Формирование механизма мотивации слов в детской речи: Автореф. дис. … канд. филол. наук. - Томск, 2009. - 21с.
24. Цейтлин С. Н. К вопросу об онтогенезе синтаксем // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста: Сб. ст., посвящ. юбилею Г. А. Золотовой; под ред. Н. К. Онипенко. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - С. 120–128.
25. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 2007. - 360с.
26. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0308/1_0308-1.shtml.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста?

Особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста включают повышенную активность ребенка в использовании речи для коммуникации, постепенное формирование навыков грамматического строя, расширение словарного запаса и развитие речевых функций.

Как развивается речь у детей младшего дошкольного возраста?

Речь у детей младшего дошкольного возраста развивается постепенно. Вначале ребенок произносит простые звуки, затем начинает образовывать слова и фразы. В процессе развития речи ребенок осваивает грамматические формы, учится использовать речь для описания и объяснения, а также для выражения своих мыслей и эмоций.

Какую работу должен выполнять воспитатель по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста?

Воспитатель должен проводить систематическую работу по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста. Он должен создавать условия для коммуникативной активности детей, проводить игры и упражнения, направленные на развитие словарного запаса и грамматических навыков, а также выражение своих мыслей.

Какие методики можно использовать для изучения развития речи у детей младшего дошкольного возраста?

Для изучения развития речи у детей младшего дошкольного возраста можно использовать различные методики. Некоторые из них включают наблюдение за речевой активностью ребенка, проведение тестов и опросов, анализ его коммуникативных навыков и умений. Также можно использовать методики, основанные на играх, упражнениях и развивающих занятиях, направленных на развитие речи.

Какие навыки и умения развиваются у детей младшего дошкольного возраста в процессе развития речи?

В процессе развития речи у детей младшего дошкольного возраста развиваются различные навыки и умения, такие как использование грамматических форм, образование слов, словарный запас, коммуникативные навыки, способность выражать свои мысли и эмоции с помощью речи. Ребенок также развивает слуховое восприятие, память и внимание.

Какие особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста указаны в статье?

В статье указаны особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста, такие как развитие речи в онтогенезе, развитие речи младшего дошкольного возраста и работа воспитателя по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста.

Какие методики можно использовать для изучения развития речи у детей младшего дошкольного возраста?

В статье упоминаются методики, с помощью которых можно изучить развитие речи у детей младшего дошкольного возраста, такие как наблюдение и анализ речи детей, проведение специальных заданий и игр, использование тестов и опросников.

Какую работу должен выполнять воспитатель по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста?

В статье говорится, что воспитатель должен проводить разнообразные занятия и игры, которые способствуют развитию речи у детей младшего дошкольного возраста. Он также должен создавать условия для коммуникации, активно стимулировать речевое развитие, помогать детям усваивать новые слова и понимать смысл речи.