Пластический декор в синтезе искусств культовой архитектуры классицизма на примере Троицкого сообора

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Культурология
  • 8686 страниц
  • 54 + 54 источника
  • Добавлена 26.07.2015
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Архитектура классицизма в храмовом строительстве 5
1.1 Классицизм – архитектурный стиль во второй половине XVIII — 1-й половине XIX века 5
1.2 Классицизм в архитектуре храма 12
Глава 2. Троицкий собор 24
2.1 История создания собора 24
2.2 Архитектура и убранство Троицкого собора 57
Глава 3.Пластический декор в синтезе искусств храмовой архитектуры классицизма 63
Заключение 76
Список использованной литературы 81

Фрагмент для ознакомления

Среди святынь храма была икона «Христос – Великий Архиерей», писанная для первой, деревянной церкви.В 1867 году в Троицком соборе венчался Ф. М. Достоевский, в 1894 г. в нем отпевали А. Г. Рубинштейна.Троицкий собор – один из самых больших православных храмов России, выстроенный в стиле позднего классицизма. Храм относится к крестово-купольному типу и представляет собой равносторонний «греческий» крест с купольным перекрытием средокрестия. Все четыре стороны огромного пятиглавого храма оформлены портиками. Каждый портик украшают по шесть колонн, выполненных в коринфском стиле, что придает собору величественность и монументальность. Западный портал фланкирован нишами, в которых размещаются фигуры ангелов.По фасаду тянется скульптурный фриз, выполненный архитекторами Гальдбергом и Леппе. Пышность и торжественность убранства собора подчеркивают также чугунные треножники на балюстрадах.Внутри храм облицован искусственным белым мрамором. Стены и своды расписали живописец из Ростова Великого Т. А. Медведев и выпускник Академии художеств А. И. Травин, художник А. И. Иванов с помощниками написал плащаницу. Стены собора украшали трофейные турецкие знамена – знак доблести и мужества офицеров и солдат Измайловского полка, проявленных ими в русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов. Барабан главного купола словно поднимают вверх 24 колонны, благодаря чему создается ощущение, будто он парит в воздухе, красиво декорированный кессонами с розетками. Иконостас, оформленный коринфскими колоннами, имеет полукруглую форму, образуя единое целое с надпрестольной сенью. Иконостас вырезан в охтинской мастерской Тарасова.Синие купола, выполненные в форме полусферы, усыпаны бронзовыми звездами и золочеными крестами. По преданию, цвет куполов выбран по цвету мундиров Измайловского полка. Главный купол храма можно заметить издалека, почти за 20 километров. Малые купола собора расположены над колоннами портиков — это единичный случай в истории духовной архитектуры России.Одна из самых почитаемых святынь Троицкого собора – икона Пресвятой Троицы, написанная в XV веке. Священный образ византийского письма в 1932 году был изъят из Третьяковской галереи в Москве. Икону купил один из частных коллекционеров, который и вывез ее за границу. Не так давно икона была выкуплена на аукционе в Швейцарии и возвращена в Россию. Каждый день в Свято-Троицком соборе у святыни служат молебны.Внутри собор просторный, раньше, до пожара, он был очень светлый. Сейчас прихожане с нетерпением ждут полного окончания реставрационных работ, чтобы свет от самого большого в Европе паникадила в 370 свечей, которое зажигали во время богослужения, вновь осветил внутреннее убранство собора. Казалось, что свет проникал во все уголки храма, окружая и белые коринфские колонны, поддерживающие своды, и сияющие серебром и золотом иконы, и великолепный иконостас. Этот свет, заполняя все пространство храма, уходил далеко вверх, к синему небу купола со сверкающими звездами, такими же, как на барабанах самого собора.Интерьер храма украшен коринфскими колоннами и пилястрами, покрытыми белым искусственным мрамором. Главный купол словно парит ввысь. Стены и своды расписаны художниками Т.А. Медведевым и А.И. Травиным. Иконостас полукруглой формы образует единое целое с надпрестольной сенью. Оформлен коринфскими колоннами.Одна из самых почитаемых святынь Троице-Измайловского собора - икона Пресвятой Троицы, написанная в 15 веке.Поскольку храм служил главной гарнизонной церковью города, его стены украшали турецкие знамена – трофеи, добытые во время сражений в русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов. В память о павших воинах их имена были высечены на мраморных досках. Троицкий собор в Санкт-Петербурге иногда называют «Болгарским». По одной из версии, он был построен на деньги, народа Болгарии в знак благодарности солдатам России за помощь в освобождении от турецких воинов.В храме появились новые иконы, в том числе мозаичные изображения Святых Петра и Павла и Николая Чудотворца.Глава 3.Пластический декор в синтезе искусств храмовой архитектуры классицизмаСтоит сказать несколько слов о синтезе искусств в архитектуре. Это понятие подразумевает взаимосвязанное, органическое единство различных видов искусств (живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и др.) и архитектуры, в результате осуществления которого возникает новое эстетически-образное качество целостного художественного ансамбля. Но синтез искусств нельзя рассматривать как простую сумму отдельных видов искусств, которые механически объединенных в одном комплексе или сооружении, даже если они выполнены одновременно. Подлинный синтез искусств является высшей формой художественного развития, т. к. подразумевает не только эстетическое совершенство отдельных составляющих его компонентов (произведений того или иного вида искусства), но и эстетическое качество, возникающее в результате художественного взаимодействия этих произведений.В книге «Очерки истории архитектуры» ясно сказано о том, что в Византии проблема интерьера становится главной - впервые в истории архитектуры - в культовых постройках как соответствие литургике и, прежде всего, как образ «внутреннего человека»Храм прост и скромен снаружи, как человек - праведник и блещет внутренней красотой. Так же и Свято-Троицкий собор подтверждает эту мысль, хотя и его экстерьер строг и скромен, в стиле классицизма, но внутри он красив и изящен.В Свято-Троицком соборе на Измайловском проспекте открыли после реставрации внутреннее пространство главного купола. Теперь на высоте 50 метров у розетки барабана купола можно рассмотреть и полет херувимов, и множество расписных кессонов, и даже 13 келий в основании купола. Полная реставрация собора лейб-гвардии Измайловского полка завершится в 2009 году.– Этот этап реставрации длился три года, – рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» настоятель собора отец Геннадий. – Для установки строительных лесов было использовано 400 кубов бруса и досок, монтировали их альпинисты. И вот теперь благодаря реставраторам открывается такая красота.А они в это время продолжалась работа – мастера очищали капители колонн северного придела храма Иоанна Воина, сбивали ослабевшую штукатурку со стен. По сравнению с более чем десятью годами реставрационных усилий сделать осталось не так много: привести в порядок один придел, перебрать пол собора, отлить и повесить 5-тонную бронзовую люстру да обзавестись храмовыми колоколами.– Все это уже в процессе: реставрационные работы идут, проект люстры проходит согласование, а тендер на отливку 17 колоколов, главный из которых весит 8,5 тонны, а самый маленький 13 килограммов, выиграла воронежская фирма и к концу года обязана их изготовить, – сообщила Ирина Воинова, научный руководитель реставрации храма. – А начали работы в 2003 году. Обследовали инженерную инфраструктуру, здесь на галереях храма были установлены амосовские печи, названные по имени русского инженера Амосова, от них горячий воздух подавался во внутристенные каналы. Сделали стереофотограммаметрический обмер здания – с созданием планов, разрезов, фасадов. Восстановление храма начали с куполов.К моменту передачи собора в ведение Санкт-Петербургской епархии он находился в самом плачевном состоянии, по сути, остались лишь стены. В советские времена чего только с ним не происходило. Сначала собор хотели взорвать и на его месте устроить трамвайное кольцо. Потом вдохновились другой идеей: по объему здание очень подходило для устройства в нем крематория, но все же решили не делать этого в центральной части города. В результате передали храм под мастерские «Монументскульптуры», потом – под склад для хранения декораций Кировского театра.Во время реставрации не обошлось без трагических происшествий. В августе 2006-го загорелись леса, а с ними и центральный купол собора. Хотя затем несколько петербургских организаций провели спасательные работы по консервации остатков подлинных конструкций, в результате пожара барабан купола был полностью утрачен. Пришлось создавать его заново.Знаменитый зодчий собора Василий Стасов спроектировал купол Троицкого собора металлическим. Но в 1834-м, за год до освящения храма, под порывами сильного ветра во время бури шапка собора рухнула на землю. Стасова посадили на гауптвахту, а новый купол проектировал уже другой архитектор – Павел Базен: по его решению барабан изготовили из дерева. Проект был сразу признан уникальным, сделали даже точный макет купола со всеми его деталями в масштабе 1 к 10, который до сих пор хранится в Эрмитаже.Нынешний купол диаметром 32 метра сконструирован из системы клееных деревянных криволинейных журавцов, закрепленных металлическими диафрагмами жесткости. Снаружи он обшит дощатой опалубкой и покрыт медью. Самая замечательная деталь собора, магнитом привлекающая взгляд прохожих даже издалека, – сияющие золотые звезды.– Звезды накладные, – пояснила Ирина Воинова, – вырезаны из титановых листов и покрыты сусальным золотом. На поверхности они закреплены серебряными шпенечками – болтиками с гаечками.Воссоздав купол, стали восстанавливать внутреннее убранство собора. Сначала – алтарную часть, потом южный придел – Марии Магдалины, затем приступили к ремонту внутренней части главного купола. Под руководством художника-реставратора Бориса Мухина восстановили роспись многочисленных кессонов, в свое время оформленных ярославским мастером Тимофеем Медведевым. А еще при расчистке купола обнаружили изображения семи херувимов, летающих вокруг розетки. В свое время они были закрашены – не понравились императору Николаю I.– Мы решили их восстановить, – отметила научный руководитель проекта, – так как херувимы заметно оживляют интерьер.С завершением работ на главном куполе реставраторы перешли в придел Иоанна Воина. Здесь тоже, как и в южном приделе, надо расчистить капители колонн и восстановить их кончики, те, что со временем обломались, специальным раствором сделать инъекции стенам, чтобы ликвидировать трещины. Большая работа предстоит и по переборке пола. Площадь собора 3400 квадратных метров. Каждую из 1100 плит ревельского известняка размером 1,42 на 1,42 метра вынут, разметят, отвезут в мастерскую, очистят, где надо подклеят и вернут на ее исконное место. За работами следят специалисты КГИОП.– На объекте ежедневно трудятся до 30 реставраторов, – сообщил директор ООО «Стройтехуслуги» Сергей Блинов. – Кроме северного придела и пола собора, надо будет еще провести работы в молельном зале и в трех колокольнях, там очень красиво. Основные работы закончим в ноябре 2015 года.Также к концу 2009 года должны быть готовы соборные колокола. Их создают по описям – историческим документам, где перечислены все детали: вензеля, которые имелись на чаще колоколов, надписи, сделанные на древнеславянском языке. Бронзовая люстра диаметром 7,5 метра на 300 свечей будет новой, но ее создают также на основе исторических фотографий, весить она будет 4,8 тонны.– Когда в середине 1830-х годов собор Святой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка был построен, он являлся самым большим храмом России, – отметил настоятель собора. – Сюда свозились боевые трофеи всех гвардейских полков Российской армии, и по распоряжению императора Александра II было решено соорудить перед собором из стволов трофейных пушек колонну воинской славы русского оружия. Однако в 1920-х годах колонну сочли памятником русскому милитаризму и демонтировали. Только в начале 2000-х по решению приходского совета начали ее воссоздание.Открытие этого новодела состоялось в октябре 2005 года. А сейчас, по словам отца Геннадия, прихожане с нетерпением ждут завершения полной реставрации собора.Стоит сказать и о реставрации купола, который сгорел во время пожара. В процессе реставрационных работ на объектах культурного наследия возникает необходимость воссоздания пролетных конструкций с большой либо полной утратой исторических элементов здания. В большинстве исторических зданий пролетные конструкции изготавливали из дерева, чугуна и других материалов, огнестойкость которых, как правило, не достигает существующих ныне норм и стандартов.Так, в 2004 году в результате пожара были полностью утрачены деревянные пролетные конструкции Московского манежа (1824–1825, арх. А. А. Бетанкур), а в 2006 году пожаром был уничтожен главный купол Троицкого (Измайловского) собора в Санкт-Петербурге (1828–1835, арх. В. П. Стасов).Собор Пресвятой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, расположенный в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга по адресу Измайловский проспект, 7-а, является одним изкрупнейших памятников позднего классицизма. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327, подтвержденным Указом Президента РФ от 20.02.1995 №  176, ему присвоена федеральная категория охраны.В 2004 году была начата комплексная реставрация здания собора. В ходе реставрационных работ на главном куполе здания 25 августа 2006 г. произошло возгорание неинвентарных деревянных строительных лесов. Благодаря своевременной эвакуации персонала и посетителей собора пострадавших в пожаре не было, однако конструкции собора были сильно повреждены.25 августа 2006 года на лесах, окружавших купола собора, находящегося на реставрации, возник сильный пожар. Огонь занялся, когда в храме шла служба. Прихожан вывели на улицу, а священнослужители вместе с пожарными стали спасть церковные ценности. Все реликвии удалось вынести. В результате пожара произошло обрушение большого купола собора. Храму нанесён существенный урон, по предварительным оценкам, восстановительные работы займут около полутора лет.Сообщение о возгорании поступило в пожарную службу в 17.13. Пожарные расчёты прибыли на место через 14 минут. Огненный очаг находился на высоте 30-40 метров, на строительных лесах главного купола. По словам очевидцев, столб дыма виден даже с Невского проспекта. Площадь пожара составила порядка 1800 кв. м.Вертолёт, вызванный на подмогу, прибыл лишь через два часа. За раз он мог набрать в Неве 3 тонны воды, но из-за сильного ветра пилоту никак не удавалось вылить ее точно на пылающий главный купол.Пожару был присвоен четвертый номер сложности по пятибалльной шкале. Через некоторое время РИА «Новости» сообщило, что у собора обрушился центральный купол. Благодаря надежности конструкции здания обрушившийся купол не провалился внутрь храма, удержавшись на конструкциях, и поэтому внутренняя обстановка собора не пострадала. Как сообщили в пресс-службе Главного управления МЧС России по городу, никто не пострадал. На месте работают 40 единиц пожарной техники. По словам священников, практически все ценности спасены, пострадала только церковная лавка.Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко приехала к пострадавшему храму из аэропорта, прилетев из Сочи, и заявила, что город будет разбираться в произошедшем, и если виновной будет признана реставрационная фирма «Стройтехуслуги», то они и будет возмещать все убытки. Город же в свою очередь примет все меры по восстановлению Троицкого собора.В результате пожара полностью сгорел центральный купол собора и один маленький. Конструкции собора все целы, внутрь собора пожар не распространился. Сумма ущерба составляет от 100 до 160 млн. рублей. Сооружение нового купола можно начать лишь весной 2007 года. А сейчас, до холодов, предстоит сделать временную кровлю, а также укрепить конструкции потолка, на котором висит 3-тонная люстра.Как сообщает РИА «Новости», версию о халатности признал основной исполняющий обязанности начальника ГУ МЧС по Петербургу Леонид Беляев. «Был проведён следственный эксперимент, и я могу сказать, что на высоте 30 метров проводились сварочные работы. Я могу сказать это точно. Мы нашли газовый баллон, который взорвался во время пожара, а еще два невзорвавшихся баллона были эвакуированы. С гарантией 80% можно констатировать, что возгорание возникло по причине халатности, допущенной при проведении данных работ», - сказал он.В свою очередь священник Троицкого собора отец Константин высказал предположение, что причиной пожара в соборе мог стать поджог. По его словам, один из прихожан храма в самом начале пожара сделал несколько снимков на мобильный телефон, и на фотографиях, которые уже переданы ведущим расследование органам, видно, что возгорание возникло сразу в нескольких местах.Утраченные деревянные конструкции арок купола передавали нагрузку на стены через горизонтальные деревянные лежни (брусья), уложенные в радиальном направлении. В свою очередь, брусья одним концом были заведены в кирпичную кладку отнесенной стены барабана, а другим — в кладку кирпичного свода, для чего при сооружении храма в кладке стены и свода были оставлены гнезда. Во избежание защемления бруса между кладкой и брусьями был проложен слой войлока.Основная стена барабана заканчивается на отметке опоры на нее деревянного свода (утраченного при пожаре). На этой же отметке на основную стену барабана опирается сохранившийся кирпичный свод. Отнесенная и основная стены барабана объединены между собой в уровне опирания сводов кирпичной перемычкой.Нагрузка от деревянных арочных конструкций купола с помощью деревянных брусьев перераспределялась между основной и отнесенной стенами барабана. От опрокидывания деревянный свод был застрахован анкеровкойопорных брусьев в гнезда кладки. Кроме того, распор арок частично гасился отнесенной стеной барабана благодаря опиранию на нее нижних брусьев, а также наличию горизонтальных опор у арок.После пожара конструкции собора подверглись комплексному инженерному обследованию. Результаты обследования конструкций главного купола сводились к следующему:1. Кладка стен подверглась значительному температурному воздействию.2. Кладка колонн и основной стены барабана пострадала от пожара в меньшей степени и находится в удовлетворительном состоянии.3. С наружной стороны кладка подверглась воздействию огня в меньшей степени, чем с внутренней. Заметных повреждений на ней не обнаружено. На поверхности кладки имелись многочисленные мелкие трещины, ширина раскрытия от 0,5 до 2 мм. В результате механических воздействий практически полностью утрачен консольный выступ каменного карниза.4. Наружная поверхность купола пострадала от пожара на глубину до 50 мм. При этом пострадали металлические связевые элементы и внешнее армирование кладки.5. В результате пожара горизонтальные усилия распора от кирпичного купола практически не воспринимаются стальными кольцами, как старыми, так и вновь выполненными. В связи с этим на отнесенную стену барабана через радиальные стены и горизонтальную кирпичную диафрагму, расположенную в основании купола барабана, передаются дополнительные усилия распора от кирпичного купола. При этом жесткость и прочностьотнесенной стены барабана в связи с утратой карниза, а также другими повреждениями кладки значительно снизились.6. Полностью уничтожены огнем деревянные несущие конструкции главного купола и барабана в основании креста, а также внутренние ходовые площадки и переходные мостики в межкупольном пространстве.После разборки сгоревших конструкций были разработаны мероприятия для защиты внутреннего убранства собора и внутреннего свода купола. Для предотвращения промерзания и разрушения кирпича свода был утеплен внутренний свод купола минеральной ватой толщиной 200 мм. Выполнена временная кровля на отметке верхнего обреза барабана главного купола, несущие конструкции — доска и брусс опиранием на внутренний свод и частично на отнесенную стену. По деревянным прогонам была проложена фанера и сделан настил из рулонного материала (типа Унифлекс). Отвод воды обеспечивался за наружную стену барабана главного купола.При выборе конструктивных материалов для новых несущих конструкций главного купола рассматривалось несколько вариантов:- деревянные конструкции в историческом варианте;- несущие конструкции из клееной фанеры;- несущие металлоконструкции;- несущие конструкции из клееной древесины.По совокупности всех факторов, влияющих на выбор конструктивного материала, были выбраны несущие конструкции из клееной древесины. Клееные деревянные конструкции при реставрации памятников используются не так часто.При реконструкции замка Колдингхус (Ютландия,  Дания, арх. Ингер и  ЙоханнесЭкснер) из клееной древесины были изготовлены колонны, собранные в пучки и создававшие своего рода вариацию на  тему романо-готических сводов.Строительные конструкциине являясь при этом полной имитацией исторического прототипа. На месте старых деревянных балок были возведены железобетонные балки (лежни), которые объединили между собой железобетонной плитой. Плита выполнена в виде кольца, прилегающего к отнесенной стене барабана.Расчет плиты выполнен на восприятие распора от вновь возводимых деревянных арок и от кирпичного купола. Армирование кольца подбиралось также с учетом прочности кладки купола на растяжение.Для исключения передачи горизонтальных усилий с опорных балок на стену барабана и кладку свода, а также предотвращения влияния горизонтальных температурных деформаций балок по их торцам на границе с кладкой выполняются деформационные швы толщиной 10 мм. Для этого перед бетонированием балок по торцам устанавливаются прокладки из пенополистирола. Аналогично выполняются горизонтальные деформационные швы между верхом балок и кладкой и вертикальные швы. Между железобетонным кольцом и кладкой стены барабана также выполняется вертикальный деформационный шовДля исключения передачи горизонтальных усилий на стену барабана за счет трения опирание балки на стену производится через стальную пластину с уложенным на нее фторопластовым листом. Для предотвращения возможности опрокидывания купола выполняется анкеровкаопорных балок к кладке стен барабана. Анкера выполняются из стальных шпилек (резьбовых штанг) длиной 600 мм, устанавливаемых на клее в пробуренные в кладке отверстия. После установки анкеров и до заливки бетоном балок навыступающие части шпилек, устанавливаемых на концах балок, надеваются трубки из мягкой резины с толщиной стенки 5 мм, что обеспечивает свободные перемещения балок по горизонтали без передачи горизонтальных усилий на кладку.Армирование опорного кольца назначается вначале из расчета кирпичного купола, совместно работающего с опорным кольцом. Нагрузки (собственный вес кладки и временная нагрузка) приложены только к кирпичному куполу. При этом горизонтальные напряжения не должны превышать прочности кладки на растяжение, что позволяет ограничить ширину раскрытия радиальных трещин в кладке. Таким образом, после подбора армирования кольца производится проверка его прочности на действие суммарных усилий, полученных из предыдущего расчета и усилий от распора деревянного купола.Строительные конструкции приложенных к опорному кольцу. При расчете купола принимается во внимание только опорное кольцо без влияния кирпичного купола. Это обосновывается тем, что шов между кирпичной кладкой купола и опорным кольцом запроектирован работающим только на сжатие. При разработке проектной документации деформационные и прочностные характеристики материалов задавались по соответствующимглавам СНиП II-22–83*, армирование кольца определялось исходя из трещиностойкости кирпичного купола.Поверочным расчетом было установлено, что максимальные величины растягивающих напряжений в кладке купола составили 0,65 МПа, что не превышает прочности кладки на растяжение по перевязанному сечению.Конструктивная схема деревянных конструкций купола ребристо-кольцевая. Распорные усилия от меридиональных ребер внизу передаются на железобетонное распределительное кольцо диаметром около 26 м, конструкция которого рассмотрена выше. Сжимающие усилия от ребер передаются на верхнее сжатое стальное кольцо высотой около 0,8 м и диаметром около 2,5 м.Кольцо сварное двутаврового сечения с ребрами жесткости в местах опирания меридиональных ребер, которые жестко крепятся к полкам кольца на сварке через закладные детали арок.Основу купола составляют меридиональные гнутоклееные ребра, согнутые по радиусу (≈15 м) и длиной около 24 м. Стрела подъема ребра около 6 м, длина превышает транспортный габарит и поэтому ребра изготавливаются составными по длине с жестким соединением на монтаже. Соединение элементов осуществляется жестким стыком на строительной площадке на специальном стенде (стапеле). Сечение меридиональных ребер по конструктивным соображениям составляет около 140×750 мм.Количество ребер по числу исторических принято 32 шт. с шагом внизу около 2,6 м. Дополнительные меридиональные гнутоклееные ребра устанавливаются между основными ребрами с опорой на кольцевые гнутоклееные элементы.Кольцевые ребра устраиваются через 6 м по высоте и свариваются между собой и с меридиональными ребрами с помощью стальных закладных деталей так, чтобы они воспринимали усилия как растяжения, так и сжатия. Гурты (ребра) на поверхности купола устраиваются путем закрепления к меридиональнымребрам после устройства обшивки криволинейных клееных элементов с более редким шагом на нагелях или глухарях. Доски обшивки (ламели) толщиной 32 мм имеют огнезащитное покрытие.Опорные узлы меридиональных ребер выполнены на вклеенных стержнях путем шарнирного присоединения опорных башмаков к пластинкам нижнего кольца в местах переломов. Узлы крепления меридиональных ребер к верхнему кольцу выполнены жесткими на сварке закладных ребер к полкам кольца. Устойчивость купола обеспечена связями в секторах и устройством двойного перекрестного дощатого настила.Стойки фонаря установлены на меридиональные гнутоклееные ребра, в которых предусмотрены специальные закладные детали на вклеенных стержнях, обеспечивающие необходимую жесткость каркасу барабана без дополнительных связей.Расчет конструкций выполнен в соответствии с архитектурно-реставрационным заданием по СНиП II-25–80 «Деревянные конструкции», СНИП 2.01.07–85* «Нагрузки и воздействия». Проектная документация прошла государственную вневедомственную экспертизу, согласованную в КГИОП и Росохранкультуры.Изготовление конструкций проводилось по специально разработанному в ЦНИИСК технологическому регламенту и техническим условиям. Качество изготовления обеспечивалось независимым контролем, авторским надзором и мониторингом. Строительно-монтажные работы проходили без остановки работы храма с учетом требований техники безопасностиУкрупнительная сборка деревянных конструкций производилась на двух стапелях на строительной площадке. Для восприятия монтажных нагрузок и предварительного крепления ребер деревянных конструкций был запроектирован и смонтирован кондуктор из 16 колонн (связанных между собой горизонтальными и наклонными связями) высотой 11 м с площадкой (настилом) по верху колонн.На колонны кондуктора производилось опирание ребер купола при монтаже. С настила кондуктора производился монтаж верхнего опорного кольца и креста. После сборки несущих конструкций купола кондуктор был демонтирован.Для монтажа обшивки купола (ламелей) и гуртов были смонтированы кольцевые неинвентарные леса и консоли, которые после окончания работ были демонтированы. Для удобства нанесения огнезащитного состава на деревянные конструкции и обслуживания внутрикупольного пространства в период эксплуатации сооружения были смонтированы три яруса внутренних площадок и ходовые лестницы. Огнезащита деревянных конструкций производилась составом «ПРОТЕРМВУД» (ТУ 2316-004-28942052–00).Воссоздание пролетных конструкций Троицкого собора из клееной древесины позволяет рекомендовать использование данного материала и методов расчета в ходе реставрационных работ на подобных объектах.ЗаключениеВ 2010 году завершилась масштабная реставрация главного иконостаса Собора Святой Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка - одного из крупнейших в Европе деревянных иконостасов высотой 18 метров. В работе, финансируемой из Фонда возрождения Троицкого собора, занята компания Союза реставраторов Санкт-Петербурга «Стройтехуслуги», контроль над проектом осуществляет КГИОП. Иконостас, практически полностью утративший свое декоративное убранство к концу 1930-х годов, родился заново.Свято-Троицкий Измайловский собор Высокий белый храм в стиле классицизма с пятью синими куполами известен каждому петербуржцу и виден из множества отдаленных точек города. Он был воздвигнут в 1828 -1835 годах по проекту архитектора В.П.Стасова в слободе Измайловского полка, на берегу Фонтанки. Роскошью и исполинскими размерами храм обязан тому обстоятельству, что шефом Измайловского полка был Николай I, который и «спонсировал», и строго контролировал строительство. Августейший строитель, как называли царя его современники, вникал во все конструктивные подробности, декоративную отделку, а особое внимание уделял набору икон в иконостасы и их исполнению. Даже после освящения собора 25 мая 1835 года по распоряжению Николая I пришлось заменить не понравившиеся ему иконы другими, а с художников взыскать полученные ими суммы денег.Представляемые архитектором В.Стасовым проекты главного иконостаса Николай I отвергал раз за разом. И остановился на восьмом варианте, утвердив его лишь после того, как увидел модель иконостаса, выполненную из досок в натуральную величину. Работы по сооружению главного иконостаса продлились всего 2 года – сроки, сжатые даже по тем временам.После революции 1917 года ценности собора периодически изымали и передавали в различные госфонды и госхранилища. Вывезена была и вся коллекция воинских трофеев лейб-гвардии Измайловского полка, которая составляла музей ратной славы русского воинства. Окончательно собор закрыли в 1938 году «по просьбе трудящихся», а позднее его помещения использовали под склады. И все-таки вплоть до 1938 года главный иконостас оставался в первозданном виде, что было удивительным фактом на фоне повсеместного разграбления церквей «в пользу голодающих». Убранство удавалось сохранять по причине его уникальной культурной ценности.В итоге главный иконостас Свято-Троицкого Измайловского собора не избежал общей участи. Правда, перед демонтажем его декоративного убранства советские архитекторы схематично обмерили конструкции, выполнили зарисовки и фотофиксацию. Ощутимый ущерб главному иконостасу был нанесен в военное и послевоенное время, когда храм не отапливался. Поврежденный обстрелами собор представлял собой здание без стекол, с затопленным подвальным помещением. А ведь известно, что перепады температуры и сырость губительно сказываются на деревянных конструкциях, тем более такого грандиозного размера.8 сентября 1990 года Свято-Троицкий Измайловский Собор был возвращен Русской Православной Церкви, и с тех пор в нем проводятся службы. А в 2006 году начинаются работы по воссозданию главного иконостаса, что является частью комплексной реставрации храма.Стоит напомнить, что в августе 2006 года на строительных лесах вокруг главного купола вспыхнул мощный пожар, нанесший храму огромный ущерб. Церковь взяла на себя внутренние восстановительные работы, в то время как наружные работы, в том числе по реконструкции деревянного купола, финансировал город. Всю в комплексе реставрацию Свято-Троицкого Измайловского собора контролирует Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга.Свято-Троицкий Измайловский собор Частично реставрационные работы собор проводит своими силами: это касается резьбы на Царских вратах, позолотных работ и написания икон. (Воссоздание иконописной части иконостаса еще ждет своего времени - на данном этапе использованы фотохолсты). Остальные работы проводила реставрационная компания, имеющая большой опыт, надежную репутацию и входящая в профессиональное сообщество Петербурга Союз реставраторов. Ведь по своеобразию и кропотливости работ иконостас Измайловского собора уникален.Основу 18-метровой конструкции составляет композиция из деревянных колонн коринфского ордера. Шесть из них формируют полукруглый фасад иконостаса, еще четыре – пространство сеней, куда нет доступа прихожанам. На колоннах установлен пояс антаблемента высотой 2,1 м и верхняя арка с конхой, образующая небо над алтарем. Между центральными колоннами расположены двустворчатые Царские врата высотой около 7 м, справа и слева от них – одностворчатые дьяконовские врата. На вратах и в межколонных заполнениях – иконы в золоченых рамах и золоченый резной декор, над Царскими вратами – центральный образ в резном обрамлении с сиянием, а в небе над алтарем – вырезанный «на просвет» символ Святого Духа - Голубь. Такова в целом композиция этого неповторимого сооружения, щедро украшенного деревянной резьбой, элементами из папье-маше и гипсовой лепниной.- К началу реставрации сохранился только остов 18-метровой конструкции, - говорит главный архитектор и руководитель проекта Ирина Зубкова. – Не было ни Царских, ни дьяконовских врат, отсутствовали главный крест, все сияния, обрамление центрального образа, резные золоченые композиции. Пожалуй, проще сказать, что дождалось нашего прихода: это 10 деревянных колонн коринфского ордера, антаблемент с надписью, конструкции сеней. Очень помог главный инженер собора Василий Иванович Мулюкин, который с 1996 года собирал и бережно хранил графические документы и найденные в подвалах разрозненные фрагменты декора главного иконостаса. На основе этих материалов и был выполнен проект.Сохранность подлинной резьбы была ничтожной: в распоряжении реставраторов оказались части гирлянды верхней композиции, ветка лотоса, три луча одного из сияний. По счастью, уцелели 3 рамы обрамления верхних икон. По их подобию восполнили утраченные.Ситуация с декором из папье-маше была не лучше. Стоит пояснить, что папье-маше нередко использовали для облегчения массивных конструкций. В Свято-Троицком Измайловском соборе этот легкий материал применили для украшения антаблемента и арки над ним: из него выполнены венки, модульоны, порезки, головки херувимов. Для того, чтобы воссоздать утраченные детали, скульпторы и лепщики выполняли их модели в мягком материале. Затем модели принимала комиссия экспертов. Чтобы представить масштаб сооружения, приведем только один пример: головы херувимов, расположенные в нижнем ярусе сеней, по высоте превышают два метра.Свято-Троицкий Измайловский собор Одновременно с реставрацией и воссозданием многочисленных элементов декора шла работа по укреплению конструкций иконостаса. В первую очередь нужно было привести в порядок антаблемент и деревянные колонны, покрытые многочисленными продольными трещинами, не сохранившие ни позолоту, ни отделку под «французский лак».- Щели, возникшие в колоннах от перепадов температуры, устраняли по традиционной методике: зареивали, ставили внутренние «сухари», причем работали в летнее время, - рассказывает директор ООО «Стройтехуслуги», член Совета Союза реставраторов Сергей Блинов. - Но спустя несколько месяцев, когда включили в Соборе отопление, доски снова разошлись. Технологи, изучив проблему, сделали заключение, что избавиться от щелей невозможно, они обусловлены параметрами конструкции, материалом и изменчивым температурно-влажностным режимом.Реставраторов такой вывод не устроил. В итоге была разработана оригинальная, нигде и никогда прежде не применявшаяся методика: колонны одели в «рубашки» из гуттаперчевого материала на тканой основе. Сверху материала – довольно жесткое покрытие. «Рубашка» закреплена на выступающих ребрах, и таким образом получается своеобразная мембрана. Доски под ней «дышат», меняют параметры, но внешне этого не видно.Колонны и пояс антаблемента окрасили при помощи многоступенчатой технологии «под французский лак».Немалых усилий потребовала работа по воссозданию Царских врат высотой около 7 м и соответствующих им по композиции дьяконовских врат. Вес и размер створок оказались так велики, что их пришлось конструктивно укрепить. Правда, конструкция была уязвима изначально: под нижние подпятники явно подставляли подпорки. Реставраторы сделали металлическую обвязку, а снаружи облицевали ее деревянными накладками, вернувшими вратам первоначальный облик. Так что при взгляде на Царские врата создается впечатление легкости, тонкости, почти воздушности.Свято-Троицкий Измайловский собор 23 мая 2010 года воссозданный иконостас освятили. Свято-Троицкий Измайловский собор, официально считающийся военным, является одним из любимейших храмов петербуржцев. Возрожденный иконстас стал подарком всему городу.Список использованной литературыhttp://ndcom.ru/wp-content/uploads/2014/08/%D0%92%D0%93%D0%98-012011.pdfhttp://srspb.ru/article.php?id=131&mode=arhttp://www.izmsobor.ru/ru/http://spbvedomosti.ru/news/gorod/kheruvimy_vernulis/http://www.gazeta.ru/2006/08/25/last213452.shtmlhttp://subscribe.ru/archive/country.spb.spburg/200609/06074511.html/Алмазов Б. Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга. – СПб: Центрполиграф, 2012Андросов С.О., Берташ А.В., Талалай М.Г. / Античные и библейские сюжеты в камне и бронзе: Петербургское городское убранство. – СПб: ЛИК, 2006Антонов В.В. Кобак A.B. Святыни Санкт-Петербурга. Т. 1. СПб, 1994Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков. энцикл. в 3 т. - СПб: Чернышев, 1994. - Т. 1. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Христианская историко-церковная энциклопедия. — СПб: Лики России, 2003Архитектура. Краткий справочник. Гл. ред. М.В. Адамчик. Минск, «Харвест», 2004Баталов А., Беляев Л. Сакральное пространство средневековой Москвы. М., 2010Вагнер Г.К От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве. М., Искусство, 1980Верман К. История искусства всех времен и народов. Том 3. Искусство XVI - XIX столетий / К. Верман. – М.: АСТ, 2001. – 944 с.Власов В.Г. Искусство России в пространстве Евразии. — Т.2. Классическая архитектура и русский классицизм. — СПб: Дмитрий Буланин, 2012Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. - Т.8. - СПб: Азбука-Классика, 2008Всеобщая история архитектуры. Гл. ред. Баранов Н.В. В 12 томах. Москва, «Стройиздат», 1970Григорович Н. Очерки истории искусства / Н. Григорович, Г. Поспелов. – М.: Советский художник, 1987. – 464 с.Дж. Бароццио да Виньола Правило пяти ордеров архитектуры / Пер. А.Г. Габричевского. М., 1939Дмитриева Е. В. Санкт-Петербург. История. Архитектура. Культура / Е. В. Дмитриева. – СПб: КОРОНА принт, 2003. – 400 с.Евсина Н.А. Архитектурная теория в России второй половины XVIII - начала XIX века. М., 1985Иерусалим в русской культуре /сост. А. Баталов, А. Лидов. М., 1994; Русское церковное искусство Нового времени. М., 2004; Христианское зодчество. М., НИИТАГ, УРСС, 2004Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т. В. Ильина. – М.: Высшая школа, 2009. – 408 с.Исакова Е.В., Шкаровский М.В. Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка. — СПб: «Арт-Деко», 2009Исаченко В.Г. Архитектурные ансамбли Петербурга. От основания до наших дней. Справочник. – СПб: Паритет, 2015Исаченко В.Г. «Архитектура Санкт-Петербурга. Справочник-путеводитель». – СПб: Паритет, 2008Исаченко В.Г. Монументальная и декоративная скульптура Санкт-Петербурга. – СПб: Паритет, 2005История русского искусства: конспект лекций. – Красноярск, 2007. – с. 72Карев А. Классицизм в русской живописи. М., 2003Кедринский A.A. Основы реставрации памятников архитектуры. М., 1999Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. M., 1986Крюковских А. П. Петербургские памятники архитектуры / А. П. Крюковских. – М.: Паритет, 2011. - 464 с.Малиновский К. В. Санкт-Петербург XVIII века. - СПб: Крига, 2008. - 576 с.Михайлова М.Б. Принципы формирования, методы и организация проектирования русских городов // Русское градостроительное искусство. Петербург и другие новые российские города. М., 2000Невдачин И.И. Свято-Троицкий собор л.-гв. Измайловского полка. — СПб: тип. М.Я. Квара, 1910Павлов А. П. Храмы Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк.- 3-е изд., стереотип.- СПб.: Лениздат,2001.- 334с.,ил.- (Петербургская коллекция)Палладио А. Четыре книги об архитектуре / пер. И.В. Жолтовского. М., 1938Петров А.Н. Выдающийся русский зодчий Василий Петрович Стасов. М., 1948Петров П. Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления. - М :Центрполиграф, 2004. - 782 с.Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века: Лениздат, 1990Путятин И.Е. Идеальный ордер в архитектурной теории Нового времени и церковная архитектура эпохи Просвещения. М., 2002Путятин И.Е. Образ русского храма и эпоха Просвещения. Мс, 2009Путятин И.Е. Образ храма в России эпохи Екатерины II и архитектура усадебных церквей. // Вопросы искусствознания Х(1/97). М., 1997Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 1889 (1994)Русское градостроительное искусство. Петербург и другие новые российские города. М., 1995Санкт-Петербург: энциклопедия. http://www.encspb.ru/Смирнов П.Т. Православные святыни и храмы Санкт-Петербурга. Издательский дом «Петроградский», 2009Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. – СПб: Санкт-Петербургская епархия, 2009 – с. 304Таруашвили Л.И. Эстетика архитектурного ордера. (М.), 1995. (II)Швидковский Д.О. Идеальный город русского классицизма // Дени Дидро и культура его эпохи. М., 1986Шульц мл.с. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность, СПб: «Глаголъ», 1994Щенков A.C., Вятчанина Т.Н. Об иконографии и тектонике православного храма (опыт содержательной интерпретации архитектурных форм). М., 1996Щенков A.C., Шеко Е.Д, Щенкова О.П. Об идее храма в архитектуре русского классицизма // Искусство христианского мира. Вып. 4. М., 2000

Список использованной литературы
1. http://ndcom.ru/wp-content/uploads/2014/08/%D0%92%D0%93%D0%98-012011.pdf
2. http://srspb.ru/article.php?id=131&mode=ar
3. http://www.izmsobor.ru/ru/
4. http://spbvedomosti.ru/news/gorod/kheruvimy_vernulis/
5. http://www.gazeta.ru/2006/08/25/last213452.shtml
6. http://subscribe.ru/archive/country.spb.spburg/200609/06074511.html/
7. Алмазов Б. Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга. – СПб: Центрполиграф, 2012
8. Андросов С.О., Берташ А.В., Талалай М.Г. / Античные и библейские сюжеты в камне и бронзе: Петербургское городское убранство. – СПб: ЛИК, 2006
9. Антонов В.В. Кобак A.B. Святыни Санкт-Петербурга. Т. 1. СПб, 1994
10. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков. энцикл. в 3 т. - СПб: Чернышев, 1994. - Т. 1.
11. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Христианская историко-церковная энциклопедия. — СПб: Лики России, 2003
12. Архитектура. Краткий справочник. Гл. ред. М.В. Адамчик. Минск, «Харвест», 2004
13. Баталов А., Беляев Л. Сакральное пространство средневековой Москвы. М., 2010
14. Вагнер Г.К От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве. М., Искусство, 1980
15. Верман К. История искусства всех времен и народов. Том 3. Искусство XVI - XIX столетий / К. Верман. – М.: АСТ, 2001. – 944 с.
16. Власов В.Г. Искусство России в пространстве Евразии. — Т.2. Классическая архитектура и русский классицизм. — СПб: Дмитрий Буланин, 2012
17. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. - Т.8. - СПб: Азбука-Классика, 2008
18. Всеобщая история архитектуры. Гл. ред. Баранов Н.В. В 12 томах. Москва, «Стройиздат», 1970
19. Григорович Н. Очерки истории искусства / Н. Григорович, Г. Поспелов. – М.: Советский художник, 1987. – 464 с.
20. Дж. Бароццио да Виньола Правило пяти ордеров архитектуры / Пер. А.Г. Габричевского. М., 1939
21. Дмитриева Е. В. Санкт-Петербург. История. Архитектура

Вопрос-ответ:

Какой стиль преобладал в храмовом строительстве во второй половине XVIII - первой половине XIX века?

В храмовом строительстве во второй половине XVIII - первой половине XIX века преобладал стиль классицизма.

Как называется архитектурный стиль, который использовался в храме Троицкий собор?

В храме Троицкий собор использовался архитектурный стиль классицизма.

Каким было убранство Троицкого собора?

Убранство Троицкого собора было великолепным и богатым.

В чем заключается синтез искусств в пластическом декоре храмовой архитектуры классицизма?

Синтез искусств в пластическом декоре храмовой архитектуры классицизма проявляется в комбинации различных художественных элементов, таких как скульптура, роспись, архитектурные детали и т.д., для создания гармоничного и привлекательного образа.

Какова история создания Троицкого собора?

История создания Троицкого собора уходит в далекое прошлое и связана с разными эпохами и правителями. Собор был начат в XVII веке и окончен только в XIX веке. В течение многих лет он служил главным храмом Российской империи и символом православия.

Какой архитектурный стиль представлен в храмовом строительстве классицизма?

Архитектурным стилем, преобладающим в храмовом строительстве классицизма, является классицизм. Он был популярен во второй половине XVIII - первой половине XIX века.

Какова история создания Троицкого собора?

История создания Троицкого собора начинается в 19 веке. Собор был задуман и построен как церковное здание, посвященное Святой Троице. Он стал символом веры и культурного наследия своего времени.

Какой пластический декор использовался в Троицком соборе?

В Троицком соборе был использован пластический декор, сочетавший различные искусства. Он представлял собой синтез различных художественных форм, таких как архитектура, скульптура, живопись. Весь декор собора был тщательно продуман и украшал его фасады, купола и внутренние помещения.